Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

XX. Абу-л-Фида.

(ум. 1331).

Абу-л-Фида Исма'ил-ибн-'Алий-ибн-Махмуд-ибн-'Омар-ибн-Ша-ханшах-ибн-Эюйб 'Имад-ад-дин ал-Эйюбий родился в Дамаске в 1273-м году. Его отец был брат князя Хамы. Абу-л-Фида с 12-ти лет принимал участие в военных действиях. За свою преданность султану Махмуду II он был им назначен правителем и князем Хамы. После этого он продолжал участвовать в походах против монголов и пользовался особым расположением Махмуда II. Военная служба не помешала Абу-л-Фиде приобрести обширные познания по богословию, философии, юриспруденции, медицине. Он занимался с особенной любовью историей, и плодом его занятий явилось обширное сочинение под заглавием: Ал-Мухтасар-фи-ахбар-ал-башар (сокращенная история человеческого рода). Это сочинение состоит из 5 частей; пятая часть, заключающая историю ислама от появления Мухаммеда до 1330-го г., издана в 5-ти томах под заглавием: Abulfedae annales muslemici arabice et latine. Opera et studiis Io. Iacobi Eeiskii, sumtibus atque auspiciis P. Fr. Suhmii ed. T. G. Ch. Adler. Hafniae 1789—94. Отдельные части этой истории неоднократно издавались и переводились различными учеными (см. Wuestenfeld, Die Geschichtsch. 165). Абу-л-Фида написал также сочинение по географии, которое издано в Париже в 1840-м году под заглавием: Geographie d'Aboulfeda texte Ar. par Reinaud et Mac Guckin de Slane. См. Хаджи-Хальфа 3494 и 11616. Wuestenfeld, Die Geschichtsch. d. Arab. 161—6. [603]

Нижеследующие извлечения заимствованы из издания 1789—94 г. Цифры на полях указывают на тома и страницы этого издания.


Поход в Му'ту.

/I, 142/ Затем был предпринят поход в Му'ту; это был первый из походов мусульман против румов; он был предпринят в Джумаде 1-й 8-го года. Посол Божий послал 3 тысячи человек, поставил во главе их своего клиента Зейда-ибн-Харису и сказал: если он будет убит, то предводителем войска будет Джа'фар-ибн-абу-Талиб; а если он будет убит, то предводителем их будет 'Абдулла-ибн-Раваха. И прибыли они к Му'те, что в земле сирийской южнее ал-Керака (Здесь разумеется тот ал-Керак, который построен на месте древнего Кир-Моава к востоку от Мертвого моря), и собралось против них около ста тысяч румов и принявших христианство арабов. Они столкнулись при Му'те. Знамя нес Зейд и был убит. Тогда Джа'фар взял его и был убит. Тогда взял его 'Абдулла-ибн-Раваха и был убит. Тогда войско выбрало Халида-ибн-ал-Валида, он взял знамя и вернулся с этим отрядом и прибыл в Медину. Причиной этого похода было то обстоятельство, что пророк отправил ал-Хариса-ибн-'Умейра послом с письмом к царю Бусры, подобно тому как отправил посольства к другим царям. Когда ал-Харис остановился в Му'те, то напал на него гассанит 'Амр-ибн-Шурахбилъ и убил его. Это был единственный убитый посол посла Божьего.

Поход в Тебук.

/I, 170/ В Раджебе этого года, т. е. 9-го года, пророк приказал приготовиться к походу против румов и предупредил народ о цели похода, потому что [604] предстоял долгий путь, враг же был могуществен; а раньше этого пророк, задумав поход, давал ложные указания о цели его... У посла Божьего было /I, 172/ 30 тысяч человек и 10 тысяч коней... И прибыл /I, 173/ посол Божий в Тебук и пробыл в нем 20 ночей. И пришел к нему туда Иоанн, правитель Айлы, и заключил с ним мир с условием уплаты поголовной подати. Их поголовная подать была установлена в 300 динаров. И пророк заключил мир с жителями Азруха на условии, чтобы они уплачивали каждый год в Раджебе сто динаров... И вернулся посол Божий в Медину в Рамадане.

Поход Усамы.

/II, 298/ Когда Абу-Бекр получил власть, Усама-ибн-Зейд был уже отправлен. В рядах войска Усамы находился, по назначению посла Божьего, 'Омар-ибн-ал-Хаттаб. И сказал 'Омар Абу-Бекру, что ансары требуют человека постарше Усамы. Тогда Абу-Бекр, который сидел, вскочил, схватил 'Омара за бороду и сказал: да лишится тебя мать твоя, о Ибн-ал-Хаттаб! Его назначил посол Божий, а ты требуешь, чтобы я сменил его? Затем Абу-Бекр вышел в лагерь Усамы, отправил их и проводил. Он шел пешком, между тем как Усама ехал верхом. И сказал ему Усама: о наместник посла Божьего! Клянусь Богом, что или ты сядешь верхом, или же я спешусь. Тогда Абу-Бекр сказал: ты не сойдешь, и я не сяду верхом. И почему бы мне не запылить своих ног, пройдя некоторое расстояние по пути Божьему? — Собираясь возвратиться, он сказал Усаме: если тебе угодно оставить мне на помощь 'Омара, то оставь! Тогда Усама разрешил 'Омару остаться. [605]

Битва при Ярмуке.

В этом (18-м) году произошла та битва при /I, 220/ Ярмуке, вследствие которой Сирия была завоевана. Она произошла в 13-м году хиджры. Ираклий был в это время в Химсе. Узнав о поражении румов при Ярмуке, он уехал из Химса, оставляя его между собой и мусульманами. Халид-ибн-ал-Валид и Абу-'Убейда, покончив с битвой при Ярмуке, устремились на Бусру. Владетель Бусры собрал войска, чтобы встретить их. Затем румы просили мира, и с ними заключили мир с условием уплаты по динару и по джерибу пшеницы с головы.

Смещение Халида.

Первым распоряжением 'Омара было лишение /I. 222/ Халида-ибн-ал-Валида должности предводителя и назначение Абу-Убейды главнокомандующим и правителем Сирии. Он послал им такое приказание.

Осада Дамаска.

Затем Абу-'Убейда пошел и осадил Дамаск. Он остановился со стороны ворот Бaб-aл-Джaбия, Халид остановился со стороны ворот Фомы и Ворот Восточных, а 'Амр-ибн-ад-'Ас с другой стороны. Они осаждали город около 70 ночей, и Халид взял с бою ближайшую к нему часть города. Тогда жители Дамаска вышли с другой стороны, просили у Абу-Убейды мира и открыли ему ворота. Он даровал им пощаду и встретился с [606] Халидом в середине города. И послал Абу-'Убейда 'Омару известие о победе (В примечании 90 на стр. 41-й 1-го тома издания летописи Абу-л-Фиды сказано: In Assemani bibliotheca orientali T. II, pag. 97. a. memoriae traditum legitur ex traditione Niconis, Abbatis Graeci, Mansurum, patrem S. Ioannis Damasceni, urbem Sarracenis prodidisse).

Взятие Химса.

/I, 224/ Затем наступил 15-й год. В этом году был взят Химс, после Дамаска, после долгой осады, принудившей румов просить мира. Абу-'Убейда заклю-чил с ними мир на тех же условиях. на каких заключил мир с жителями Дамаска (Вслед за этим, сообщая сведения о Хаме, автор говорит, что заимствует их из летописи судьи Джемаль-ад-дина-ибн-Василя).

Взятие Иерусалима.

/I, 228/ Затем (после отъезда Ираклия в Константинополь в 15-м году) были завоеваны Кайсария, Себастия, в которой находится могила Яхъи-ибн-Захарии, Набулус, Лудд, Яфа и все те местности. Что касается Иepyсалима, то осада его затянулась, и жители его потребовали от Абу-'Убейды, чтобы он заключил с ними такой же мир, как и с жителями Сирии, и еще с условием, что мир заключит сам 'Омар-ибн-ал-Хаттаб. Абу-'Убейда написал об этом 'Омару. Тогда 'Омар прибыл в Иерусалим и занял его.

Чума в Сирии.

/I, 244/ В этом, т. е. в 18-м, году в Сирии была амвасская чума. От нее умер Абу-'Убейда-ибн-ал-Джаррах. Его звали 'Амир-ибн-'Абдулла-ибн-ал-Джаррах ал-Фихрий. Он был один из тех десяти, [607] которым пророк обещал рай. Своим преемником Абу-'Убейда назначил ансара My'аза-ибн-Джебеля; он также умер от чумы. Его преемником стал 'Амр-ибн-ал-'Ас. От этой чумы умерло 25 тысяч человек. Она продолжалась месяц. Тогда враг возымел желание причинить вред мусульманам. Такое же поветpиe было в Бacpе. В этом же году 'Омар прибыл в Сирию и распределил наследства умерших, затем, в Зу-л-Ка'де, вернулся в Медину.

Присяга Му'авии.

/I, 354/ Ему присягнули как халифу в тот день, когда согласились оба третейских судьи, а по мнению других — в Иерусалиме после убиения 'Алия.

Отравление 'А6д-ар-Рахмана-ибн-Халида.

/I, 366-8/ В этом, т. е. в 45-м, году скончался 'Абд-ар-Рахман-ибн-Халид-ибн-ал-Валид. Сирийцы очень любили его. Тогда Му'авия подослал к нему с ядом одного христианина, по имени Усаля — и тайно умертвил его.

Голова Хусейна.

/I, 392/ Относительно того места, где находится голова Хусейна, существуют различные мнения. Одни говорят, что она была отправлена в Медину и погребена у его матери; другие говорят, что она погребена у ворот Баб-ал-Фарадис. Третьи говорят, что египетские халифы перенесли голову из 'Аскалана в Каир. [608]

Дамасская мечеть.

/I, 432/ Рядом с соборной мечетью дамасской была церковь, которая была оставлена христианам, так как находилась в той половине города, которая сдалась по мирному договору. Она была известна под названием церкви Св. Иоанна. Ал-Валид разрушил ее и присоединил ее к мечети.

Сулейман.

/I, 434/ Когда ал-Валид умер, Сулейман находился в Рамле. Получив через 7 дней известие, он отправился в Дамаск.

Один из источииков Абу-л-Фиды.

/I, 458/ Здесь оканчиваются заимствования из летописи судьи Джемаль-ад-дина-ибн-Василя, и отсюда начинаются заимствования из летописи Ибн-ал-Асира (Сличение дальнейших сведений Абу-л-Фиды о Палестине с параллельными сведениями Ибн-ал-Асира подтверждает заявления автора, а потому эти дальнейшие известия в переводе опущены. Для желаю-щих убедиться в вышесказанном прилагаю список этих мест с указанием параллельных мест Ибн-ал-Асира. АФ. = Абу-л-Фида; IА. = Ибн-ал-Асир. Восстание в Палестине при Язиде-ибн-ал-Валиде. АФ. I, 464; IA. V, 222. — Восстание в Палестине при Mepване. АФ. I, 468; IA. V, 250. — Бегство Мервана через Палестину. АФ. I, 486; IA. V, 325. — Арест одного из сыновей Мервана АФ. I, 488; IA. V, 327. — Избиение омейядов. АФ. I, 492; IA. V, 329. — Мансур в Иерусалиме. АФ. II, 12; IA. V, 382. — Междоусобные раздоры в Дамаске в 176-м году. АФ: II, 64; IA. VI, 86. — Джа'фар-ибн-Яхъя усмиряет бунт в Сирии. АФ. II, 72; IA. VI. 104. — Племенные раздоры в Сирии. АФ. П, 86: IA. VI, 129. — Ма'мун назначает ал-Му'тасима правителем Сирии и Египта. АФ. II, 150; IA. VI, 288. — Смуты в Дамаске. АФ. II, 176; IA. VI, 376. — 'Иса-ибн-аш-Шейх правитель Рамлы. АФ. П, 214; IA. VII, 119. — Смещение 'Исы-ибн-аш-Шейха. АФ. II, 234; IA. VII, 194. — Смерть Амаджура. Ибн-Тулун овладевает Сирией. АФ. II, 250; IA. VII, 219. — Ахмед-ибн-Тулун строит крепость в Яфе. АФ. II 260; IA. VII, 287. — Битва при ат-Тавахине. АФ. II, 262; IA. VII, 290. — Карматы осаждают Дамаск. АФ. П, 288; IA. VII, 361. — Разграбление Табарии карматами. — АФ. II, 294; IA. VII, 374. — Ибн-Раик отнимает Сирию от Ихшида. АФ. II, 408; IA. VIII, 272. — Ибн-Раик убит. Ихшид овладевает Дамаском. АФ. II. 418; IA. VIII, 286. — Завоевание Сирии фатимидами. АФ. П, 500; IA. VIII, 435. — Карматы берут Рамлу. АФ. II, 508; IA. VIII, 452. Конец летописи Сабита-ибн-Курры. АФ. II, 518; IA. VIII, 476. — Алф-текин. АФ. II, 520; IA. VIII. 483. — Абу-Таглиб. АФ. II, 542; IA. VIII, 513. — Ялтекин. АФ. II, 550; IA. IX, 5-6. — Бакджур назначен правителем Дамаска. АФ. II, 556; IA. IX, 24. — 'Иса-ибн-Нестурас. АФ. II, 590; IA. IX, 54. Хассан тайит на службе румов. АФ. Ш, 78; IA. IX, 286. — Мустансир заключает перемирие с румами. Восстановление Кумамы. АФ. III, 96; IA. IX, 313. — Землетрясение в Палестине. АФ. Ш, 210. IA. X, 39. — Атсиз овладевает Рамлой и Иерусалимом, АФ. Ш, 214; IA. X, 46. Взятие Иерусалима египтянами. АФ. Ш, 318; IA. X, 193. Несколько сведений, которые по-видимому взяты Абу-л-Фидой не из летописи Ибн-ал-Асира, помещены в переводе. О вышеупомянутом Джемаль-ад-дине-ибн-Василе см. Wuestenfeld, Die Gesch. d. Arab. 14.9 Этот писатель умер в 1298 г. п. Р. X.). [609]

Ал-Ихшид.

/II, 392/ В этом (323-м) году Ал-Ихшид Мухаммед-ибн-Тагадж-ибн-Джуфф сделался правителем Египта от имени ар-Ради. До этого упомянутый ал-Ихшид был назначен в 316-м году правителем Рамлы от имени ал-Муктедира и пробыл в ней до 318-го года. Тогда прибыли письма ал-Муктедира с назначением его правителем Дамаска, и он отправился туда и стал там править. В это время правителем Египта был Ахмед-ибн-Кейгалаг. Когда воцарился ар-Ради, то сместил Ахмеда-ибн-Кейгалага, назначил ал-Ихшида правителем Египта и отдал ему также области сирийские. И отправился ал-Ихшид из Сирии в Египет и утвердился в нем в среду 23-го Рамадана этого года. Я разумею 323-й год... В этом (324-м году) халиф после смещения Ахмеда-ибн-Кейгалага, /II, 400/ правителя [610] Египта, назначил Мухаммеда-ибн-Тагаджа, в руках которого уже была Сирия, правителем Египта и областей его.

Ат-Тихамий.

/III, 68/ В этом (416-м) году был убит известный поэт 'Алий-ибн-Мухаммед ат-Тихамий. ...Этот ат-Тихамий тайно прибыл в Каир с письмами бедуина Хассана-ибн-Муфарридж-ибн-Дагфаля к племени Бану-Курра. Об этом узнали, он был заключен в Хизанет-ал-Бунуд и был убит там в вышеуказанное время.

Смерть Ортока-ибн-Аксеба.

/III, 258/ В этом (48б-м) году скончался Эмир Орток-ибн-Аксеб, тюркмен, дед царей, владетелей Мари-дина. Он владел Иерусалимом с тех пор, как прибыл к Тутушу, как мы уже говорили. Когда Орток скончался, то Иерусалим остался в руках его сыновей, Ильгази и Сукмана, пока не пошел из Египта ал-Афдаль, Эмир-ал-джуюш, и не отнял от них Иерусалима.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.