|
XVIII. Ибн-Халликан. (ум. 1282). Абу-л-'АббасАхмед-ибн-Мухаммед-ибн-Ибрахим-ибн-Халликан Шемс-ад-дин ал-Бармекий ал-Ирбилий аш-Шафи'ий происходил из рода бармекидов, известных везирей 'аббасидских халифов. Его отец был профессор высшего училища в Арбеле. Ибн-Халликан изучал науки сначала в Арбеле, а затем слушал лекции в Халебе, Дамаске, Александрии и Каире. В Египте он занимал должность заместителя главного судьи, а в конце 659 г. был назначен главным сирийским судьей. В 669 г. он был смещен и занялся преподаванием в Каире, а в 677 г. снова получил место главного сирийского судьи и вернулся в Дамаск. В конце своей жизни он снова был смещен и опять занялся исключительно преподаванием. Он славился своей ученостью и беспристрастием и пользовался всеобщим уважением и любовью. Из его сочинений известны следующие: 1) Китаб-вафаят-ал-а'ян (книга кончин знаменитых людей) — объемистый биoграфический словарь; заключает в себе 865 жизнеописаний. Он издан Вюстенфельдом под заглавием: Ibn Challikani vitae illustrium virorum, Gottin. 1835—1850. Additarnentorum et variarum lectionum coll. 1, 2 Gottin. 1835—43. Этот же словарь частью издан (678 биографий) де-Слэном под заглавием: Kitab wafayat al aiyan, vies des hommes illustres de l'Islamisme en Arabe par Ibn Khallikan, publ. par Mac Guckin de Slane. Paris 1838—42, и переведен им на английск. язык под заглавием: Ibn Khallikans biographical dictionary. Кроме того, есть [582] Булакское издание 1858 г. 2) Жизнеописания древних арабских поэтов. — См. J. Pijnappel, vitae ex lexico biogr. Ibn-Callicanis, Amstelod. 1845; Wuestenfeld Ibn Challikani vitae illust. vir. Gott. 1837; Journal ofthe As. So c. Vol. VI, 1841, стр. 223 и Wuestenfeld, Die Geschichtsch. d. Araber, 139—45. Нижеследующие извлечения заимствованы из издания Вюстенфельда. На полях поставлены номера биографий, а иногда и указания на страницы. Ал-Афдаль. /№ 73/ Ал-Афдаль Шаханшах, который носил титул Эмир-ал-джуюша принял Иерусалим от Сукмана-ибн-Ортока в пятницу 25-го Рамадана 491-го года (По табл. Lacoine 24-е Рамадана 491 г. хиджры соответствует четвергу 26 Августа 1098 г. по Р.Х.), а по другим сведениям в Ша'бане 89-го года (25 Июля-22 Авг. 1096 г. по Р.Х.) и назначил в Иерусалим правителя от своего имени... Орток. /№ 79/ Орток-ибн-Аксеб, дед царей ортокидов, был тюркменом, захватившим власть над ал-Джебелом и Хульваном; затем он отправился в Сирию, чтобы отстать от Фахр-ад-даулы Абу-Насра Мухаммеда-ибн-Джухейра и опасаясь султана Мухаммеда-ибн-Меликшаха (Здесь ошибка либо в имени султана, либо в дате. Мухаммед, сын Меликшаха родился в 474 г. (Ибн-ал-Асир, X, 368)). Это случилось в 449 (10 Мар. 1057-27 Фев. 1058 г. по Р.Х.) или 448-м (21 Мар. 1056-9 Мар. 1057 г. по Р.Х.) году. Он овладел Иерусалимом от имени сельджукида Тадж-ад-даулы Тутуша. Когда Орток скончался в упомянутом ниже году, то править стали его сыновья Сукман и Иль-Гази и пребывали в Иерусалиме, пока не пошел на них с войсками из Египта ал-Афдаль [583] Шаханшах, Эмир-ал-джуюш, о котором речь впереди, и не отнял от них обоих Иерусалима в Шеввале 491-го года (1—29 Сент. 1098 г. п. Р. X.)... Орток был человек твердый, счастливый, старательный, деятельный. Он скончался в 484-м году (23 Фев. 1091—11 Фев. 1092 г. п Р. X.). 'Абд-ал-Мелик. /№ 97/ Ат-Теймий рассказывает в жизнеописании ал-Хаджжаджа: 'Абд-ал-Мелик-(ибн-Мерван) приказал сделать ворота в Бейт-ал-Макдисе и написать на них свое имя. Ал-Хаджжадж попросил у него позволения тоже соорудить ворота, и он разрешил ему. Случилось, что упала молния и сожгла ворота 'Абд-ал-Мелика, а ворота ал-Хаджжаджа остались в целости. 'Абу-ал-Мелик этим сильно обиделся. Тогда ал-Хаджжадж написал ему: до меня дошло, что с неба спустился огонь и сжег ворота повелителя верующих, а ворот ал-Хаджжаджа не сжег.. Наше положение в этом случае такое же, как положение обоих сыновей Адама, когда они предложили жертвы, и от одного она была принята, а от другого не принята. Прочитав это, 'Абд-ал-Мелик успокоился. Зиммии. /№ 117/ Абу-'Осман ал-Мазиний... грамматик;... Ал-Мубаррад говорит, что пришел к ал-Мазинию один зиммий, чтобы прочитать под его руководством книгу Сибавейхи, и предлагал ему за обучение сто динаров, но Абу-'Осман отказался от этого. Тогда я (ал-Мубаррад) сказал ему: да буду я твоим выкупом! Неужели [584] ты откажешься от этой благодати, несмотря на твою нужду и твои стесненные обстоятельства? Тогда он сказал: в этой книге находятся триста и столько-то стихов книги Божией (Т.е. Корана), и я, ревностно охраняя книгу Божию, не намерен отдать их во власть зиммия... Абу-'Осман скончался в Басре в 249 или 8, или 36-м году (246-й год = 28 Map. 860-16 Map. 861 г. п. Р. X.; 248-й = 7 Map. 862—23 Фев. 863 п. Р. X.; 249-й = 24 Фев. 863—12 Фев. 864 п. Р. X.). Ибн-Тагадж владетель Рамлы. /№ 132/ Абу-л-Фадл-Джафар... Ибн-ал-Фурат, известный под именем Ибн-Хинзабы... После смерти Кафура он стал полновластным везирем и распорядителем государства от имени Ахмеда-ибн-'Алии-ибн-ал-Ихшида в областях египетских и сирийских... Он не мог удовлетворить требованиям кафуритов, ихшидитов, турок и солдат... произошла смута... Затем прибыл в Миср Абу-Мухаммед ал-Хусейн (Чтение de Slane) -ибн-'Убейдулла-ибн-Тагадж, владетель Рамлы, арестовал упомянутого везиря, потребовал от него денег, подверг его пытке и назначил вместo него своего секретаря ал-Хасана-ибн-Джабира ар-Рияхия. Затем везирь Джа'фар был освобожден по заступничеству шерифа Абу-Джа'фара ал-Хусейния, ал-Хасан передал ему управление Египтом и удалился из него 1-го Раби'я II-го 358-го года (22 Фев. 969 г. п. Р. X.). Дфа'фар-ибн-Фалах. /№ 137/ Абу-'Алий Джа'фар-ибн-Фалах, кетамит, был один из воевод ал-Му'ызза Абу-Темима Ма'адда-ибн-ал-Мансура [585] 'убейдита, владетеля Ифрикии. Он снарядил его вместе с воеводой Джаухаром, о котором речь впереди, когда отправил его для завоевания областей египетских. Покорив Египет, Джаухар послал его в Сирию, и он овладел Рамлой в Зу-л-Хиджже 358-го (16 Окт.—13 Нояб. 969 г. п. Р. Х.) года, а затем покорил Дамаск и овладел им в Мухарреме 59-го года (14 Нояб—13 Дек. 969 г. п. Р. Х.) после борьбы с его жителями. Затем он пребывал в нем до 60-го года (4 Нояб. 970—23 Окт. 971 г. п. Р. X.). И расположился он в Дакке выше канала Язида в окрестностях Дамаска. Тогда против него пошел кармат ал-Хасан-ибн-Ахмед, известный под именем ал-А'сама; вышеупомянутый Джа'фар выступил против него, будучи больным. Кармат победил его и убил его и множество его воинов. Это случилось в четверг 6-го Зу-л-Ка'ды 360-го года (31 Авг. 971-го г. п. Р. X.). Абу-Таглиб. /№ 174/ ...Абу-Таглиб Фадлулла 'Уддет-ад-даула известный под именем ал-Гаданфара... он бежал из Мосула в Сирию, остановился в окрестностях Дамаска, которым овладел Кассам ал-'Айяр ('Айяр = вор, бездельник). И написал ал-Гаданфар владетелю Египта ал-'Азизу-ибн-ал-Му'ыззу, прося назначения правителем Сирии. Тот притворно согласился, но в тайне противодействовал ал-Гаданфару. Тогда он отправился в Мухарреме 367-го года (19 Авг.—17 Сент. 977 г. п. Р. X. Лучше читать 369 г. См. след. примеч.) в Рамлу, гдe находился бедуин тайит ал-Муфарридж-ибн-ал-Джаррах; тот бежал от него, затем собрал войска, вернулся, и они [586] сразились при воротах Рамлы в понедельник 1-го Сафара этого года (В 367-м году хиджры 1-ое Сафара приходилось во вторник, в 368-м — в воскресенье. По Ибн-ал-Асиру (VIII, 513) Абу-Таглиб был убит в Сафаре 369-го года. Яхъя говорит, что Абу-Таглиб был около Рамлы в 369-м году (см. выше, 355). Aл-Мекин также указывает 369-й год, и того же мнения Вюстенфельд (Greschichte der Fatimiden-Chalifen, 142). Борьба ал-'Азиза с Алфтекином происходила в 368-м году (см. Яхъя, выше, 353; Ибн-алАсир указывает 367-й год); поэтому борьба с Абу-Таглибом не могла произойти в 367-м. Названия цифр 7 и 9 отличаются в арабском шрифте лишь диакритическими точками и легко могут быть приняты одно за другое. Поэтому я предполагаю, что здесь лучше читать 369-й год. Но в 369-м году 1-ое Сафара приходится в четверг, а не в понедельник; следовательно, в тексте ошибка). Его люди были разбиты, а он был взят в плен и убит во вторник 2-го Сафара (В этой статье Ибн - Халликан ссылается на Ибн - ал - Асира, на сочинение Китаб-'унваи-ас-сияр Мухаммеда-ибн-'Абд-ал-Мелика ал-Хамазания и на сочинение: Китаб-адаби-л-хавасс везиря Абу-л-Касима ал-Хусейна ал-Магрибия. См. Хаджи-Хальфа, IV стр. 272; Ибн-ал-Асир, X. 456; Ибн-Халликан, № 498, стр. 98). Джаррахиды. /№ 192/ Вышеупомянутый везирь (Абу-л-Касим ал-Хусейн-ибн-'Алий ал-Магрибий) был человеком хитрым, сметливым. Когда владетель Египта, ал-Хаким, казнил его отца, дядю и двух братьев, то везирь бежал и прибыл в Рамлу. Он свиделся с владетелем ее, захватившим ее тайитом Хассаном-ибн-Муфарридж-ибн-Дагфаль-ибн-ал-Джаррахом, с его сыновьями и двоюродными братьями и настроил их враждебно по отношению к упомянутому ал-Хакиму. Затем он направился в Хиджаз, соблазнил владетеля Мекки надеждой одолеть ал-Хакима и овладеть государством египетским и довел дело до того, что ал-Хаким стал беспокоиться и опасаться за свое государство. [587] Об этом существует длинный рассказ. В конце концов ал-Хаким удовлетворил джаррихидов, предоставив им власть, и склонил их на свою сторону. Перед этим они вызвали владетеля Мекки, а это был Абу-л-Футух ал-Хасан-ибн-Джа'фар, алид; он прибыл к ним, они присягнули ему, как халифу, и наименовали его ар-Рашидом (Чтение de Slane). Все это было делом рук вышеупомянутого Абу-л-Касима. Ал-Хаким не переставал хлопотать, пока не склонил на свою сторону джаррахидов. Тогда дело Абу-л-Футуха было проиграно, он бежал в Мекку, а везирь Абу-л-Касим отправился в Ирак, спасаясь от ал-Хакима и покинув джаррахидов. ...Его дядя, отец и оба брата были казнены 3-го Зу-л-Кады 400-го года (18-го Июня 1010 г. п. Р. X.). Халид ал-Касрий. /№ 212, Стр. 6/ Причиной смещения Халида (-ибн-'Абдуллы ал-Касрия) было следующее обстоятельство: одна женщина пришла к нему и сказала: да поможет Бог эмиру! Я мусульманка. Один из твоих сборщиков податей, такой-то, огнепоклонник, напал на меня, принудил меня совершить грех и совершил надо мной насилие. — Тогда Халид сказал ей: как тебе понравился его praeputium? — Хассан ан-Набатий написал об этом Хишаму. В это время у Хишама находился посол Юсуфа-ибн-'Омара, посланный им из Йемена по какому-то делу. Хишам однажды задержал его и, когда наступила ночь, позвал его и передал ему письмо на имя Юсуфа, в котором он назначал его [588] правителем и приказывал ему арестовать Халида и его сборщиков податей. Аскалан. /№ 285/ Эмир-ал-джуюш Бедр ал-Джемалий... владетель Египта ал-Мустансир назначил его правителем города Сура, а другие говорят: 'Акки. Когда власть ал-Мустансира ослабела, и в государстве его водворился беспорядок, то ему расхвалили вышеупомянутого Бедра ал-Джемалия, он вызвал его, и тот поехал морем зимой, в такое время, в какое не ездят, и прибыл в Каир... в Джумаде I или II-й 466-го года... Он умер в Зу-л-Хиджже 488-го (Зу-л-Ка'да 488 г. = 2 Ноябр.—1 Дек. 1095 г. п. Р. X.; Зу-л-Хиджжа = 2 —30 Дек. 1095 г. п. Р. X.) года.., он построил в 'Аскалане “Мешхед-ар-ра'с” (Часовня головы. В ней находилась голова Хусейна, сына 'Алия). Битва при Укхуване. /№ 299/ Асад-ад-даула Абу-'Алий Салих-ибн-Мирдас... килабит, бедуин. Он устремился на город Халеб, в котором находился Муртада-д-даула-ибн-Лу'лу'-ибн-ал-Джаррахий, слуга Абу-л-Фадаиля-ибн-Са'д-ад-даула-Наср-ибн-Сейф-ад-даула-ибн-Хамдана (Чтение de Slane), правивший от имени аз-Захира-ибн-ал-Хакима, 'убейдита, египетского государя, овладел Халебом и отнял его у него. Салих был человек храбрый, решительный; его семейство и родственники были многочисленны, и он имел большую силу. Он овладел городом 13-го Зу-л-Хиджжы 417-го года (25 Янв. 1027 г. п. Р. X.), утвердился в нем и водворял в нем порядок. Тогда вышеупомянутый аз-Захир снарядил [589] против него Эмир-ал-джуюша Ануштекина ад-Дузберия с многочисленным войском, и он отправился в поход против него. Салих, услышав об этом, вышел против него и шел вперед, пока они не встретились при ал-Укхуване и не выстроились в боевом порядке. Произошло сражение, которое окончилось смертью вышеупомянутого Асад-ад-даулы Салиха. Это случилось в Джумаде 1-й 420-го года (18 Мая-16 Июня 1029 г. п. Р. X.), а по другим сведениям 419-го года (28 Мая-26 Июня 1028 г. п. Р. X.)... Ад-Дузберий был правителем Дамаска от имени аз-Захира... ал-Укхувана — городок в Сирии в области палестинской, близ Табарии. Хассан-ибн-Муфарридж. /№ 482, стр. 70/ Абу-л-Хасан 'Алий-ибн-Мухаммед ат-Тихамий, известный поэт... этот ат-Тихамий прибыл тайно в области египетские и привез много писем от бедуина Хассана-ибн-Муфарриджа-ибн-Дагфаля. Он ехал к племени Бану Курра. Его схватили, и он сказал: я темимит! Когда открылось, кто он такой, и узнали, что он поэт ат-Тихамий, то его заключили в Хизанет-ал-Бунуд, — а это тюрьма в Каире. Это случилось 26-го Раби'я II-го 416-го года (25 Июня 1025 г. п. Р. X.). Затем он был тайно казнен в тюрьме 9-го Джумады 1-й упомянутого года (5 Июля 1025 г. п. Р. X.). /№ 493/ (Когда Салих-ибн-Мирдас овладел Халебом) то бедуин Хассан-ибн-Муфарридж-ибн-Дагфаль, владетель Рамлы, овладел большей частью областей сирийских, и власть аз-Захира пала... [590] Абу-л-Фатх. /№ 498/ Абу-л-Хасан 'Алий-ибн-Мухаммед-ибн-Муса-ибн-ал-Хасан-ибн-ал-Фурат... Что касается брата его, Абу-л-Хаттаба Джа'фара-ибн-Мухамед-ибн-ал-Фурата, то ему предложили быть везирем, но он отказался, и везирем стал сын его, Абу-л-Фатх ал-Фадл-ибн-Джа'фар... Ар-Ради-биллах, сын ал-Муктедира, сделавшись халифом, назначил Абу-л-Фатха-ибн-Хинзабу правителем Сирии, и он отправился туда. Затем ар-Ради назначил его везирем. В это время Абу-л-Фатх был в Халебе, где и был объявлен везирем в воскресенье 13-го Ша'бана 325-го (26 Июня 937 г. п. Р. X) года, причем ему было предписано ехать к государю. Он прибыл в Багдад в четверг 6-го Шевваля. Пробыв немного в Багдаде, он увидел, что в нем царил беспорядок: эмир Абу-Бекр Мухаммед-ибн-Раик держал государя в своих руках. Тогда Абу-л-Фатх переговорил с Ибн-Раиком о своем возвращении в Сирию, обещал ему прислать деньги из Египта и Сирии вернулся в Сирию 13-го Раби'я 1-го 326-го года (18 Янв. 938 г. п. Р. Х.). Смерть застигла его в Газзе, а по другим сведениям в Рамле. Письма о его смерти были доставлены государю в воскресенье 8-го Джумады 1-й 327-го года (3 Марта 939 г. п. Р.Х.). Он был погребен в своем дворце в Рамле. /№ 520/ Абу-Са'д ал-'Ала -ибн-ал-Хусейн-ибн-Вахб-ибн-ал-Мусалая, багдадский писец, составитель грамот халифского дворца, прозванный Амин-ад-даулой, был христианином и принял ислам... [591] /№ 541/ В последнее время царствования ал-Ма'муна на него имел большое влияние ал-Фадл-ибн-Мерван-ибн-Масерхас. Он был по происхождению христианин... Алф-текин. /№ 543, стр. 32/ ...Афтекин был клиентом Му'ызз-ад-даулы-ибн-Бувейхи. Он овладел Дамаском и выступил против владетеля Египта ал-'Азиза 'убейдита. Тот сам пошел против него. Их войска встретились, произошло великое побоище, Афтекин был разбит и бежал. Дагфаль-ибн-ал-Джаррах, бедуин, пересек ему путь, схватил его и привел его с веревкой на шее к ал-'Азизу. Тот освободил его и обласкал его. Спустя короткое время Афтекин умер в 372-м году во вторник 7-го Раджеба (26 Дек. 982 г. п. Р. X.)... Онуджур. /№ 556, стр. 56/ Онуджур (сын Мухаммеда-ибн-Тагаджа ал-Их- шида) скончался в субботу 8-го, а по другим сведениям 7-го Зу-л-Ка'ды 349-го года (29 Дек. 960 г. п. Р. X. В 349-м году хиджры 7-ое Зу-л-Ка'ды приходилось в субботу), был перенесен в Иерусалим и похоронен около cвоего отца... /№ 574/ Абу-Бекр Мухаммед-ибн-Муслим аз-Зухрий (Весь отрывок по тексту de Slane)... был погребен в своем имении Адама или Адама, находящемся за Шагбом и Беда, двумя долинами, а другиe говорят: селениями, между Хиджазом и Сирией, в последней местности, относимой к Хиджазу. В “Китаб-ат-Темхиде” говорится, что он умер в доме [592] своем в На'фе (Вместо На’фа в изд. Вюстенфельда), а это селение находится около вышеупомянутых селений; в нем также умерла Умм-Джазра, жена Джерира (Поэта)... Его могила находится около дороги, чтобы всякий проходящий мог помолиться за него. 'Абд-ал-Мелик. /№ 579/ (Когда 'Алий-ибн-'Абдулла-ибн-ал-'Аббас в сопровождении своего сына Мухаммеда посетил 'Абд-ал-Мелика в Думет-ал-Джендале, и они вышли), 'Абд-ал-Мелик обернулся к знахарю (сидевшему у него) и сказал: знаешь ли ты этого человека? Он ответил: нет, но я знаю о нем нечто. — Что такое? спросил 'Абд-ал-Мелик. — Если юноша, бывший с ним, сын его, то в числе его потомков будет десять фараонов, которые будут царить на земле и сокрушать всякого, кто восстанет против них. Тогда потемнело лицо 'Абд-ал-Мелика, и он сказал: один Иерусалимский монах, увидав его у меня, сказал, будто в числе его потомства будут тринадцать царей, и описал их наружность... /№ 654, стр. 45/ ...Са'ид-ибн-Махлад (Везирь ал-Муваффака, брата халифа ал-Му'тамида (См. Ибн-ал-Асир, VII, 276)) до своего назначения везирем был христианином. Ал-Ихшид. /№ 700/ Абу-Бекр Мухаммед-ибн-Абу-Мухаммед-Тугдж (Гласные значки этого имени указаны у Ибн-Халликана; кроме того в № 700 на стр. 12 он цитирует стихи ал-Мутенеббия, в которых требования размера (тавиль) указывают на произношение Т у г д ж) — а это значит: раб Всемилостивого — [593] ибн-Джуфф-ибн-Ялтекин-ибн-Фуран-ибн-Фури-ибн-Хакан, по происхождению ферганец, обладатель золотого престола, носивший титул “ал-Ихшид”, владетель Египта, Сирии и Хиджаза. Он происходил от потомства ферганских царей (Дальше автор говорит: когда к ал-Му'тасиму-биллаху-ибн-Харун-ар-Рашиду пригнали многочисленную толпу ферганцев, то расхвалили Джуффа и других за храбрость и отвагу на войне. Тогда ал-Му'тасим послал привести их и, когда они прибыли к нему, то осыпал их милостями и назначил им в кормление участки при Сурра-мен-ра. Участки Джуффа известны там до сих пор. Он постоянно там жил, имел детей и скончался в Багдаде в ту ночь, когда был убит ал-Мутеваккиль. Это была ночь среды 3-го Шевваля 247-го года. Его дети разошлись, ища службы и средств к пропитанию. Тугдж-ибн-Джуфф примкнул к Лу'лу', слуге Ибн-Тулуна, а он в это время пребывал в областях египетских и назначил его своим заместителем)... Затем Тугдж пристал к сторонникам Исхака-ибн-Кендаджа и был при нем до смерти Ахмеда-ибн-Тулуна. Между его сыном Абу-л-Джейшем Хамаравейхи-ибн-Ахмед-ибн-Тулуном и Исхаком-ибн-Кендаджем был заключен мир. Абу-л-Джейш увидел в войске Исхака Тугджа-ибн-Джуффа, был восхищен им, взял его от Исхака, поставил его выше всех, бывших при нем и назначил его правителем Дамаска и Табарии. Он был при Абу-л-Джейше до его yбиения (Затем Тугдж отправился в Багдад, попал в тюрьму и умер. Его сыновья, отомстив за него, уехали из Багдада)... Затем (сыновья Тугджа) Абу-Бекр и брат его 'Убейдулла в 296-м году (30 Сент. 908—19 Сент. 909 г. п. Р. X.) отправились к Ибн-абу-с-Саджу. И бежал Абу-Бекр в Сирию и провел год, шатаясь в пустыне. Затем он примкнул к Абу-Мансуру Текину ал-Джезарию (De Slane: ал-Xaзapий) и был его правой рукой. Одним из подвигов, прославивших его имя, был поход в ан-Нукайб против скопища, собравшегося ограбить паломников по дороге. Это было в 306-м году; Абу-Бекр был [594] тогда правителем 'Аммана и гор шератских от имени вышеупомянутого Текина (Абу-Бекр разбил бедуинов и о его подвиге донесли халифу)... Абу-Бекр продолжал пребывать у Текина до 316-го года (25Фев. 928 — 13 Фев. 929 г. п. Р. X.). Затем он ушел от него... и пошел в Рамлу. И прибыли к нему письма ал-Муктедира с назначением его правителем Рамлы. Здесь он пробыл до 318-го года (3 Фев. 930 — 23 Янв. 931 г. п. Р- X.). И прибыли к нему письма ал-Муктедира с назначением его правителем Дамаска. Он отправился туда и пребывал там до тех пор, пока ал-Кадир-биллах не назначил его в месяце Рамадане 321-го (25 Авг.—23 Сент. 933 г. п. Р. X.) года правителем Египта. Здесь его имя провозглашалось в течение 32 дней, но он не вступал в Египет. Затем правителем Египта также от имени ал-Кадира был вторично назначен Абу-л-'Аббас Ахмед-ибн-Кейгалаг 9-го Шевваля 321-го года, а позже Абу-Бекр Мухаммед ал-Ихшид был снова назначен правителем Египта от имени халифа ар-Ради-биллах-ибн-ал-Муктедира после низложения его дяди ал-Кадира. Ар-Ради отдал также Абу-Бекру сирийские и ал-джезирские области, оба священных города и другие местности; он вступил в Миср в среду 23-го Рамадана 323-го года (26 Авг. 935 г. п. Р. X.). Иные говорят, что он не переставал жить в Египте до кончины ар-Ради в 329-м (6 Окт. 940—25 Сент. 941 г. п. Р. X.) году и до воцарения брата его ал-Муттаки, который отдал ему Сирию, Хиджаз и /Стр. 11/ иные местности... Он скончался в четвертый час в пятницу 21-го Зу-л-Хиджжы 334-го года (24 Июл. 946 г. п. Р. X.) в Дамаске. Его гроб был перенесен в Иерусалим и там погребен. Абу-л-Хусейн ар-Разий говорит, что он [595] скончался в 335-м году... После смерти Кафура солдаты провозгласили государем Абу-л-Фавариса Ахмеда-ибн-'Алий-ибн-ал-Ихшида... которому в это время было 11 лет, а заместителем его в управление делами назначили Абу-Мухаммеда ал-Хусейна-ибн-'Убейдулла-ибн-Тугдж-ибн-Джуффа, который был сыном дяди отца его и владел Рамлой, что в Сирии... Когда дело устроилось на таких условиях, Ал-Хусейн-ибн-Убейдулла женился на Фатиме, дочери своего дяди ал-Ихшида, и его имя провозглашали на кафедре после имени Абу-л-Фавариса Ахмеда-ибн-'Алия, сам же он находился в Сирии... И прибыл Ибн-'Убейдулла из Сирии разбитый карматами, когда они овладели Сирией, и вошел к своей двоюродной сестре, на которой женился, и стал править и распоряжаться. Он арестовал везиря Джа'фара-ибн-ал-Фурата, потребовал от него денег и пытал его. Потом 1-го Раби'я II-го 358-го года (22 Фев. 969 г. п. Р. X.) он отправился в Сирию. Когда воевода Джаухар ал-Магрибий послал Джа'фара-ибн-Фалаха в Сирию и тот овладел этой страной... то взял в плен Абу-Мухаммеда-ибн-'Убейдуллу и отправил его в Египет. /№726, стр. 95/ 'Алкама-ибн-'Уласа-ибн-'Ауф-ибн-Раби'я... был правителем Хаурана от имени имама 'Омара... Ал-Хаким. /№ 752, стр. 12/ В этом же году (Предшествуют сообщения о событиях 402-го года) (ал-Хаким) приказал евреям и христианам, за исключением хайберитов, надевать черные тюрбаны и велел христианам носить на шее [596] кресты длиной в локоть и весом в 5 ритлей, а евреям — обрубки дерева, равные по весу крестам христиан; не ездить ни на каком седле с украшениями; их стремена должны быть деревянными. И запретил им держать мусульманскую прислугу, ездить на осле, отдаваемом в наймы мусульманином и на лодке лодочника-мусульманина. И приказал, чтобы на шеях христиан, когда они будут входить в бани, были кресты, а на шеях евреев — колокольчики, дабы они отличались этим от мусульман. Затем он отделил бани евреев и христиан от бань мусульман и начертил над банями христиан кресты, а над банями евреев — изображения обрубков. и это случилось в 408-м году. И в этом году он приказал разрушить церковь, известную под именем Кумамы и все церкви, которые были в областях египетских и подарил всем мусульманам всю бывшую в них утварь и все, принадлежавшие им дома и заповедные имущества. И многие христиане один /Стр. 13/ за другим приняли ислам... В Ша'бане 411-го года (20 Ноябр. —18 Дек. 1020 г. п. Р. X.) снова сделались христианами многие христиане, обратившиеся в ислам, и ал-Хаким приказал отстроить разрушенные церкви и возвратил конфискованные заповедные имущества. Абу-л-Футух . (Нижеследующее извлечение взято из Additamentorum еt vагiагum lectionum со11есtiо sесunda. Gott. 1837) /Стр. 46/ (Абу-л-Касим ал-Магрибий) сказал Хассану (ибн-Муфарриджу): происхождение Абу-л-Футхуха ал-Хасана-ибн-Джа'фара, 'алида, бесспорно (Вместо начертания: м u м + т а + 'а u н + х е я читаю: м а т 'а н а). Для тебя всего [597] лучше поставить его имамом. И ал-Магрибий прельстил его (Абу-л-Футуха) верховной властью, уверил его, что это легко сделать, присягнул ему, и присягнули шейхи ал-Хусейнию, Абу-л-Касим уговорил его взять деньги Ка'бы и находившееся в ней серебро. Из этого он вычеканил дирхемы, принял наименование (Вместо начертания: алеф + 'айн + бе я читаю: л у к к и б а) ар-Рашида-биллаха, провозгласил себя в Мекке халифом и отправился, чтобы примкнуть к Ибн-ал-Джарраху. Когда он приблизился к Рамле, то его встретили ал-Муфарридж и остальные бедуины, поцеловали перед ним землю и приветствовали его, называя повелителем верующих. Он встретил их опоясанный мечом, который он выдавал за Зу-л-Факара и держа в руке посох, который он выдавал за посох посла Божьего, а перед ним шла тысяча черных рабов. Он остановился в Рамле и поспешил приказать поступать по правде и по справедливости. В Рамле его имя упоминалось в хутбе. Из-за него ал-Хаким стал беспокоиться (Вместо начертания: те-лам-каф я читаю: калика), опасаться и послал большие суммы джаррахидам (Я читаю: бейна ядей бени-л-Джаррах) и таким образом склонил их отказаться от Абу-л-Футуха, Узнав об этом Абу-л-Футух сказал ал-Магрибию: ты обманул меня твоими обещаниями, заставил меня удалиться из моей страны, лишил меня моего достояния и моего положения, предав меня в руки бедуинов, которые продадут меня ал-Хакиму. Я боюсь за себя и желаю, чтобы ты спас меня, так как ты погубил меня; с меня будет достаточно, если я возвращусь в целости. Ал-Магрибий ободрил его. Затем Абу-л-Футух поехал к ал-Муфарриджу и сказал ему: ты [598] удалил меня от моего достояния и навлек на меня вражду ал-Хакима; я доварился твоему покровительству и положился на твое слово (Я читаю: сукуни или зимамииа уа сикати би каулика), и ты дал мне клятвы. Между тем я вижу, что твой сын Хассан вошел в соглашение с ал-Хакимом; я боюсь его вероломства и ничего другого не желаю, кроме возвращения в свое отечество. Тогда ал-Муфарридж отправил его в Вади-л-Куру. Ал-Магрибий просил покровительства ал-Муфарриджа, прося отправить его в Ирак, и тот отослал его. |
|