Во время патриарха Александра (Он был назначен в 81-м году хиджры (==26
Февр. 700—14 Февр. 701 г. п. Р. X.) Ibid. 68) христиане
испытали великие бедствия; он сам переживал
тяжелые и горькие дни; он дважды подвергся
вымогательству и оба раза должен был заплатить
по три тысячи динаров...
Притеснение христиан при Абд-ал-Мелике,
ал-Валиде, Сулеймане и Хишаме.
Говорит христианский историк:
'Абд-ал-Мелик-ибн-Мерван назначил своего брата
'Абд-ал-'Азиза правителем Египта. Он переписал
монахов и взял с них поголовную подать по динару
с каждого человека; это была первая поголовная
подать, уплаченная /Стр. 69/ монахами. В
жизнеописаниях патриархов говорится, что
'Абд-ал-Азиз-ибн-Мерван вошел в церковь в
монастыре хульванском, взглянул на изображение
Богородицы с Господом Иисусом на руках и плюнул
на них. В эту же ночь он увидел во сне, что Господь
Иисус приказывает убить его, и что его [550] ударили копьем в
бок. Он проснулся в ужасе и умер в эту же ночь. Сын
его умер через сорок дней. Тогда 'Абд-ал-Мелик
назначил правителем Египта сына своего 'Абдуллу,
который был еще злее своего предшественника. Он
пробыл два года и умер. И умер
'Абд-ал-Мелик-ибн-Мерван, и сделался после него
государем сын его ал-Валид и назначил правителем
Египта Курру-ибн-Шерика. Прибыв в Египет, он вел
себя еще хуже тех правителей. Затем умер Курра, и
через три месяца после него умер ал-Валид.
Халифом сделался Сулейман-ибн-'Абд-ал-Мелик. И
назначил Сулейман Усаму правителем Египта, он
приехал в Египет и стал поступать еще хуже
предшественников своих. Он приказывал
правителям убивать подданных и присылать ему их
имущество; он писал правителям: отдаю в ваши руки
жизнь людей; присылайте мне сколько можете денег!
И призвал он монахов и заклеймил руки каждого из
них посредством железного кольца круглой меткой
и числом. Если кто появлялся не отмеченным, ему
отрубали руку. И не перечесть, скольких он
изуродовал. Затем он предписал, чтобы со всех
идущих вверх или вниз без билета в руках
взималось по десяти динаров. Даже не пожалели
одной вдовы с ребенком, которая путешествовала
со своим сыном, и у которой крокодил схватил
ребенка с билетом на груди в то время, как он пил
воду на берегу реки. Когда она шла назад в слезах,
ее задержали, пока она не продала своего платья,
не собрала милостыни и не уплатила вторично
следуемых за билет десяти динаров. Затем он
послал в монастыри, и нашлось много монахов не
отмеченных. Одним он отрубил головы, [551]
другие умерли от побоев. И когда такое положение
стало невыносимым, собрались люди всех племен и
вероучений и обратились с мольбой к Богу. Тогда
Сулейман-ибн-'Абд-ал-Мелик умер, и стал государем
после него 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз. Он послал в
Египет арестовать Усаму; ему надели на шею /Стр.
70/ железный обруч, а на руки и на ноги
деревянные колодки и повезли его. Он умер
замученный в дороге. После этого умер
'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз, и воцарился после него
Язид-ибн-'Абд-ал-Мелик. Он ломал кресты и разрушал
церкви и умер. И сделался государем после него
Хишам. Он был человеком богобоязненным и написал
в Египет приказание обращаться с христианами
так, как обращались с ними прежде, и согласно тому
договору, который был в их руках. Он назначил
правителем Египта 'Абдуллу, который назывался
'Абдуллой-ибн-Сафваном (У ад-Мекина
ошибка; правителя, о котором идет речь, звали
Ханзала-ибн-Саф-ван. См. стр. 653. Ибн-Тагриберди в
числе правителей Египта не называет
'Абдуллу-ибн-Сафвана), и поручил христиан и
подданных его благосклонности. Но когда тот
прибыл в Египет. то стал притеснять еще более, чем
его предшественники, удвоил харадж, приказал
произвести перепись людям и животным и наложил
на христиан клеймо с изображением льва (Ибн-Батута (изд. De-fremery, I, 60) говорит, что
никто из вошедших в Дамиетту не мог выйти без
печати губернатора, которая прикладывалась для
выдающихся лиц к бумаге, а другим клалась на руку
***). Тому, у кого на руках не оказывалось этого
клейма, отрубали oбе руки. Это дошло до сведения
Хишама, он сместил его и назначил правителем
Ифрикии.
Валид-ибн-'Абд-ал-Мелик.
В этом году приказал ал-Валид
построить /Стр. 71/ дамасскую мечеть и
разрушить ту христианскую церковь, которая
прилегала к соборной мечети и была известна [552] под именем церкви св. Иоанна,
и включил ее в мечеть. Говорят, что он предлагал
за нее христианам сорок тысяч динаров, но они не
захотели взять эти деньги, и он отнял церковь,
разрушил ее и не дал им ничего...
/Стр. 74/ В этом (98-м) году
Сулейман начал строить Рамлу...
'Омар II. Церковь в Дамаске.
/Стр. 77/ По христианским
летописям христиане подали
'Омару-ибн-ал-'Абд-'Азизу жалобу относительно той
церкви св. Иоанна, которую ал-Валид разрушил и
присоединил к соборной мечети дамасской. При
этом они предъявили грамоту Халида-ибн-ал-Валида;
согласно договору их церкви не должны были быть
ни разрушены, ни заняты под жилье. Тогда
'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз предложил им столько же
денег, сколько предлагал им ал-Валид, а именно 40
тысяч динаров. Они отказали, и он, решая их дело,
назначил (Букв.: начертал им на их
жалобе, чтобы была отдана им церковь их и т. д.
Почти такой же оборот в летописи Евтихия. См. выше стр. 275) отдать им их церковь
до предельной черты ее. Такое решение ужаснуло
мусульман. Тогда Абу-Идрис ал-Хауланий сказал: в
договоре идет речь о церквах той половины
Дамаска, которая сдалась, а что касается до
половины, взятой с бою, то находящиеся в ней
церкви внутри и вне города принадлежат
мусульманам, потому что они были взяты с бою. —
Начались переговоры, и было заключено
соглашение, в силу которого церковь св. Иоанна
уступалась [553] мусульманам,
которые зато обещали не трогать остальных
церквей. И написал им 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз
грамоту, в которой гарантировал им
неприкосновенность всех церквей дамасских в
завоеванной половине и в другой, а также всех
монастырей и церквей, которые находились вне
стен Дамаска в Гуте, горах и иных местах, ручаясь,
что они не будут разрушены, не будут отводимы под
жилье, и никто из мусульман не будет иметь прав на
них.
Патриархи.
А что касается сведений, сообщаемых /Стр.
82/ христианскими летописями о царствовании
Хишама, то в них сказано, что в первом году
царствования Хишама, после смерти патриарха
Афанасия был назначен в Антиохию патриарх, по
имени Иоанн. И восстали против него епископы его,
затем он помирился с ними и скончался, и эта
церковь оставалась без пaтpиapxa до царствования
'Абдуллы ас-Сеффаха.
Притеснения христиан при Mepвaне II.
(Христианский летописец) говорит, что в
120-м /Стр. 83/ году авва Хаиль был назначен
патриархом александрийским во время
царствования Хишама-ибн-'Абд-ал-Мелика, 17-го Тота,
в 460-й год диоклетиановой эры, и пробыл патриархом
двадцать три года. При нем халифом сделался
Мерван ал-Джа'дий. Авва Михаил испытал ужасные
притеснения в царствование Мервана при
управлении 'Абд-ал-Мелик-ибн-Мусы, перешедшего из
иудейства в ислам. Он заключил пaтpиapxa, [554] потребовал от него денег, и
патриарх просил позволения идти в разные
местности для сбора подаяния. Он позволил ему
это, и патриарх пошел с епископами в разные
местности. Население страны тоже терпело
притеснения по причине требуемых с него денег.
Патриарх и епископы возвратились в Миср 21 Тубы, и
в эту ночь приключилось страшное землетрясение,
разрушившее многиe города, жители которых
погибли под развалинами. И на море в эту ночь
потонуло много кораблей. Говорят, что это
землетрясение было всеобщим, повсеместным и
распространилось до восточных стран и что на
востоке было разрушено в эту ночь 600 городов.
Погибло неисчислимое количество людей и
животных. Когда 'Абд-ал-Мелик-ибн-Муса, правитель
от имени Мервана ал-Джа'дия, увидел последствия
насильственного захвата, то почувствовал
сильный страх, взял от патриарха и епископов
собранные подаяния и отпустил их.
Хишам. Захваченные яковитами церкви
возвращаются мелькитам.
Са'ид-ибн-Батрик говорит в своей
летописи, что во времена Хишама царем румов был
Леон. В 3-м году его (Хишама) правления был
назначен Косьма мелькитским патриархом
александрийским. Мелькиты же александрийские
молились в церкви Мар Саба, потому что яковиты
забрали в свои руки все церкви. Патриарх Косьма
отправился к Хишаму-ибн-'Абд-ал-Мелику, взяв с
собой подарки и подношения, и сообщил ему, что
яковиты забрали в свои руки Bсе церкви,
принадлежавшие мелькитам. Тогда [555]
Хишам написал своему сборщику податей в Египте, а
это был 'Абдулла-ибн-ас-С.к.р.ий (Здесь
идет речь об 'Убейдулле-ибн-ал-Хабхабе ас-Салулии
***, который заведывал
хараджем Египта до 110 года. См. выше. стр. 277, прим. 2,
и Ибн-Тагриберди, I, 287, 293), приказание /Стр.
84/ передать мелькитам те их церкви, которые
находились в руках яковитов. Тогда он отнял от
них церковь Благовещения...
Сулейман-ибн-Хишам.
В этом (126-м) году вырвался
Сулейман-ибн-Хишам-ибн-'Абд-ал-Мелик, который был
заключен в 'Аммане, захватил бывшие там суммы и
пошел в Дамаск. И напали жители Палестины и
Урдунна на своего правителя и убили его.
Избиение при pеке Абу-Футрус.
И пошел Мерван, преследуемый /Стр. 95/
'Абдуллой-ибн-'Алием в Дамаск, а из него в
Палестину и Урдунн. И остановился 'Абдулла на pеке
Урдунне и перебил многих омейядов. Говорят, что
он собрал их под предлогом приведения их к
присяге. Их было более 80 человек. Он поставил за
каждым из них по одному из своих приверженцев с
палицей в руках. Тогда крикнул один из омейядов:
'Абд-Шемс, твой отец, был и нашим отцом; мы взываем
к тебе не как чужие.
Родственные узы и общие интересы
крепко связывают нас прочной связью.
Он сказал: “'Абд-Шемс, твой отец”,
потому что 'Абд-Шемс был братом их предка, а брат
предка называется отцом. И сказал 'Абдулла: увы!
затем ударил в ладоши, и каждый человек ударил
палицей того, к кому был приставлен. И их убили
всех [556] до последнего. Затем
'Абдулла приказал, и их стащили вместе, положили
рядами, покрыли ковром, и он сел со своими
товарищами на этот ковер, потребовал пищи, и они
поели, прислушиваясь к стенаниям омейядов под
ковром, пока они не умерли. И сказал 'Абдулла: это
день ал-Хуссейна и все-таки не равен ему. А до
этого один из поэтов произнес перед 'Абдуллой, в
присутствии омейядов, следующие стихи:
Что касается до
призывающих в рай, то это — Хашимиты
'Омейяды же призывают в ад.
Омейяды — проклятое отродье,
Хашимиты же славятся, как дерево нудар (Я читаю: н у д а р и).
Патриархи.
/Стр. 98/ (Христианские летописи)
повествуют, что во времена ас-Сеффаха приказал
Константин быть патриархом в Антиохии и на
Востоке епископу Исхаку, потому что Исхак часто
бывал у него и оказывал ему услуги до воцарения
его. И он стал править по приказанию его с тем, что
если кто воспротивится ему, то будет убит. И были
убиты из-за него два митрополита (Я
читаю: м и т р а н э н — вульгаризм вм. классич. м и
т р а- н а н и. Ерпений принимает это слово за имя
собственное: Matraninus). И он послал от себя авве
Хайлю, патpиapxy александрийскому, синодик и
письмо, в котором говорил: прими его или явись к
нам! Но он не принял его, приготовился к
путешествию, и прибыло в Египет известие, что
Исхак уже скончался в Антиохии. И захватил этот
престол человек по [557] имени
Афанасий и воссел на престол тотчас же, внезапно,
до захода солнца, и умер на второй день. Затем был
назначен в Антиохию другой человек, по имени
Георгий. Спустя некоторое время Абу-Джа'фар
ал-Мансур арестовал его, чтобы оказать /Стр. 99/
милость епископу, который был его другом, и
которого он назначил патриархом взамен Георгия.
Новый патриарх не написал синодика патриарху
египетскому.
Мерван II притесняет христиан в Египте.
(Христианские летописи) говорят, что в
начале царствования ас-Сеффаха в месяце Бауне
467-го года диоклетиановой эры в Египет прибыл
Мерван. При его прибытии башмуриты возмутились
против него, он сразился с ними, и было много
убитых с обеих сторон. Патриарх и христиане
испытали страшные притеснения со стороны
Мервана-ал-Химара, который несколько раз решался
убить патpиapxa; несколько раз его водили на казнь,
но Бог защитил его. Когда вслед за Мерваном
прибыло войско ас-Сеффаха, то Мерван перешел в
ал-Джизу, сжег Миср с находившимися в нем хлебами
и складами, переправился со своими приверженцами
в женский монастырь, и они взяли монахинь в плен.
В их числе была молодая красивая девушка. Мерван
привел ее в свою палатку и хотел обесчестить ее.
Тогда она прибегла к хитрости и сказала ему: если
ты не тронешь меня, я дам тебе некую мазь: кто
натрется ею, на того меч не будет иметь действия.
Он сказал: откуда я узнаю, что это правда? Она
сказала: испытай на мне; я натрусь, а ты ударь [558] меня мечем! Тогда он подумал,
что она говорит правду. Она же взяла оливкового
масла, натерлась им, он обнажил меч, ударил ее, и
голова ее отлетела. Тогда он понял, что она
предпочла смерть осквернению тела блудом, и
изумился этому. Говорит (христианская летопись),
что патриарх и христиане не переставали
находиться у него в цепях, пока Мерван не был
убит.
Притеснения христиан при ал-Мансуре.
/Стр. 105/ Некоторые историки
говорят, что при ал-Мансуре в Египте испытывали
много несправедливостей со стороны его
правителей, так что не осталось ни одного
ремесленника, кирпичника, носильщика, даже
могильщика и нищего, которого не принуждали бы
платить харадж, и у которого не брали бы его
денег. И до того сильно было бедствие, что ели
собак и падаль. В то время, как они терпели
тягость и бедствие, Мансур скончался.
Ал-Мехдий.
/Стр. 106/ И пошел ал-Мехдий (в 163-м
году) в Иepycaлим, увидал его, привел в порядок дела
Сирии и возвратился в Ирак...
Патриархи антиохийские.
/Стр. 111/ Что касается престола
антиохийского, то после смерти Давида, насильно
захватившего престол в /Стр. 112/ Антиохии,
возвратился Георгий после десятилетнего [559] заключения. И когда был
назначен отец Иоанн (Яковитский
ажександрийский патриарх. Он был назначен, по
словам ал-Мекина, в первом году царствования
ал-Хади, 16-го Тубы, а скончался 16-го Тубы 515 года
диоклетиан. эры, пробыв на престоле 13 лет (араб.
текст, стр. 111)), то Георгий написал ему
синодик, и прибыл к нему ответ о единении церкви.
Когда же скончался отец Георгий, то взамен его
был назначен патриархом антиохийским святой
человек, по имени Кириак. Он написал синодик,
отправил его к отцу Иоанну, и тот принял его с
радостью и написал ему от себя ответ об единении
святой церкви.
А что касается престола антиохийского,
то во /Стр. 123/ времена патриарха Кириака в
Антиохии появился митрополит, по имени Ибрахим,
придумал новшество, и за ним последовала партия,
называемая ибрахимитами. Когда же скончался
патриарх Кириак, то после него патриархом
антиохийским стал Дионисий, написал синодик и
послал его отцу авве Марку, патpиapxy
александрийскому, и тот написал ему ответ о
единении святой церкви.
Ар-Рашид. Возвращение церквей, отнятых
яковитами.
Говорит Са'ид-ибн-Батрик в летописи
своей, что 'Абдулла-ибн-ал-Мехдий, брат ар-Рашида,
правитель Египта, подарил ар-Рашиду девушку
необыкновенной красоты. Ар-Рашид любил ее; она
заболела, и ему сказали, что египетские врачи
прекрасно вылечат ее. Тогда он написал в Египет,
требуя врачей, и к нему был послан патриарх
александрийский, который был опытным врачом. Он
взял с собой соленых [560] египетских
рыбок, приехал в Багдад, стал лечить больную
солеными рыбками, и она выздоровела, а ему
написали указ о возвращении тех мелькитских
церквей, которые были захвачены яковитами, и он
получил их обратно.
Архун Макар.
/Стр. 140/ Во времена Иакова (Яковитского александрийского патриapxa,
назначенного после Марка, скончавшегося в 211-м
году хиджры. Иаков патриаршил 10 лет 8 месяцев.
Другой источник ал-Мекина говорит, что Иаков был
назначен в 16-м году царствования ал-Ма'муна. При
нем были отстроены монастыри. См. араб. текст, стр.
140) был архун, по имени Макара, из Буры (Ср. выше стр. 280 примеч. 1 и стр. 283); он
попросил патpиapxa войти в его дом и отведать его
хлеба, так как Бог дал ему ребенка. Патриарх
согласился на это. Через несколько дней ребенок
архуна Макары умер. Тогда он взял его на руки и
снес к отцу патриарху. Патриарх взял его от него,
прижал его к груди своей, помолился над ним и
заплакал, и ребенок ожил. Он вручил его отцу и
сказал ему: возьми твоего сына, ибо он жив. Тогда
архун пал на землю от великого страха, отдал
треть своего имущества нищим, отправил в
Иерусалим денег и построил в нем церковь для
посещающих этот го-род египтян.
Патриархи.
Говорит (христианский летописец), что в
это же время в Египет прибыл отец Дионисий,
патриарх антиохийский, вместе с
'Абдуллой-ибн-Тахир-ибн-ал-Хусейном, и свиделся с
отцом патриархом аввой [561]
Иаковом, патриархом яковитским в Александрии,
пробыл у него несколько дней и возвратился на
престол свой.
Говорит (христианский летописец), что в
15-м /Стр. 145/ году своего патриаршества
умер Дионисий, патриарх антиохийский, и был
назначен взамен его авва Иоанн. Он написал
синодик о вере и послал его по обычаю патриapxy
александрийскому.
В 244-м году хиджры (19 Апр. 858-7
Апр. 859 г. п. Р. Х. ), в 12-м году /Стр. 152/
правления ал-Мутеваккиля был назначен Косьма,
священник монастыря Абу-Макара, яковитским
александрийским патриархом в 14-й день Абиба 567-го
года диоклетиановой эры.....он умер 21-го Хатура
575-го года эры мучеников и был погребен в Демусе.
При своем назначении он написал согласно обычаю
патриарху антиохийскому, отцу Иоанну, синодик о
вере, послал его ему и получил ответ с заявлением
о согласии и любви.
В 8-м году царствования ал-Му'тамида —
другие же /Стр. 176/ говорят: в 7-м, в 263-м году
хиджры (24 Сент. 876-12 Сент. 877 г. п. Р. X.),
во время правления Ахмеда-ибн-Тулуна, коптским,
яковитским, александрийским патриархом сделался
отец Михаил. Он патриаршил 25 лет и скончался 21-го
Амшира, а другие говорят: 20-го Вармахата.
Ахмед-ибн-Тулун потребовал от него 20 тысяч
динаров. Для удовлетворения этого
вымогательства патриарх продал евреям дома,
принадлежавшие церквам в Александрии,
заповедную землю в Мисре и прилегающую к
ал-Му'аллаке при Замке Свеч (у
ал-Макризия (Хитат, II, 151) и еще Ibid. 494,31)
церковь в городе Mисре и обложил [562] каждого
христианина домохозяина одним каратом в год.
Таким образом он доставил половину назначенной
суммы. Ахмед-ибн-Тулун умер, не получив второй
половины.
Карматы.
/Стр. 183/ В этом (293-м) году (2 Нояб. 905—21 Окт. 906 г. п. Р. X.) появился
кармат Зикравейхи-ибн-Михравейхи, отец
Зу-с-Сиясы. К нему присоединилась толпа бедуинов,
он пошел с ними в Бусру и Азри'ат, перебил их
население и отнял у них все их имущество. И пошел
он в Дамаск, правителем которого от имени
ал-Муктефи был Ибн-Кейгалаг (Здесь
идет речь об Ахмеде-ибн-Кейгалаге, о котором см.
стр. 253, 494-5; у ал-Мекина опечатка); но он
находился в отсутствии в Египте, на войне против
вышеупомянутого ал-Халиджа, а в Дамаске его
заместителем был Салих-ибн-ал-Фадл. Карматы убили
его и разбили войско, стоявшее гарнизоном в
Дамаске, хотя для них оказалось невозможным взят
Дамаск по причине многочисленности населения
его. Тогда Зикравейхи и его товарищи устремились
в Табарию, но их встретил Юсуф-ибн-Ибрахим,
правитель Урдунна. Тогда ал-Муктефи снарядил
против них одно войско из Ирака, а другое из
Сирии. Эти войска разбили их и загнали их в
пустыню...
Разрушение церквей в 312-м году.
/Стр. 196/ В этом году поднялись
мусульмане в Дамаске, сожгли церковь Марии,
которая была велика и красива, и расхитили
золотые, серебряные и медные сосуды и утварь на
громадную сумму. Они также разграбили [563] женский монастырь,
находившийся рядом с этой церковью, и разгромили
яковитские и несторианские церкви в субботу в
половине Раджеба 312-года (15-ое Раджеба
312-го года хиджры началось в субботу после заката
солнца 16 Окт. 924 г. п. Р. X.)... И въехал
('Алий-ибн-'Иса) в Фостат первого Раджеба 313-го года
(22 Сент. 925 г. п. Р. X.), произвел
ревизию страны, потребовал, чтобы /Стр. 197/
монахи, епископы и не имеющие достаточного
заработка уплатили поголовную подать, и она была
взыскана с них. Тогда несколько монахов
отправились в Ирак, обратились к защите
ал-Муктедира-биллаха, и он написал им грамоту, в
которой воспрещалось взимать с монахов,
епископов и недостаточных поголовную дань и
предписывалось поступать с ними согласно
первоначальному договору (В тексте:
согласно договору, который утвердил с а х и б-а д-д
а 'у а (обладатель призыва). Это неопределенное
выражение указывает или на первого 'аббасидского
халифа, или на 'Амра-ибн-ал-'Аса, завоевателя
Египта).
Ибн-Раик.
В 328-м году (18 Окт. 939 — 5 Окт.
940 г. п. Р. X.) эмир Абу-Бекр-ибн-Раик /Стр. 206/
пошел в Химс и овладел им, затем пошел в Дамаск,
затем в Рамлу, затем в 'Ариш египетский. И
встретил его эмир ал-Ихшид Мухаммед-ибн-Тагадж,
владетель Египта и Сирии. Они сразились в середу
15-го Рамадана (24 Июня 940 г. п. Р. X.).
Ал-Ихшид был разбит, и люди Ибн-Раика занялись
грабежом. Тогда против них выступил бывший в
засаде отряд ихшидитов, напал на них, обратил их в
бегство и убил многих из них. Ибн-Раик с 70 людьми
убежал и пришел в Дамаск. В Зу-л-Ка'де произошла
битва [564] между Ибн-Раиком и
Абу-Насром, братом ал-Ихшида, в ал-Леджжуне.
Абу-Наср был разбит, и большая часть его войска
была перебита. Затем между Ибн-Раиком и
ал-Ихшидом был заключен мир с условием, что
Ибн-Раик отдаст ал-Ихшиду Рамлу, остальная же
часть Сирии будет принадлежать Ибн-Раику, и
ал-Ихшид будет уплачивать ему ежегодно по 140
тысяч динаров.
Разгром храма Воскресения в
Иерусалиме.
/Стр. 208/ В 325-м году мусульмане
поднялись в Иерусалиме и вошли в церковь
Воскресения и сожгли ее и разрушили и ограбили,
насколько могли.
Разрушение церкви в 'Аскалане.
/Стр. 209/ В этом году (Этому
известию предшествует сообщение о кончине
Евтихия в 328-м году и о беспорядках во время его
патриаршества. См. выше, стр. 329—30) напали
мусульмане в Аскалане на большую находившуюся
там церковь, известную под именем церкви Марии
ал-Хадры, разрушили ее и разграбили все, что в ней
находилось. Мусульманам в этом деле помогали
евреи, зажигая дрова и поднимая их на блоках к
потолку, так что он весь сгорел. Епископ этой
церкви бежал в Рамлу и жил в ней до своей смерти...
Алф -текин.
/Стр. 237/ В этом же году (Этому известию предшествуют 2 отрывка,
из которых первый начинается словами: “в 368-м
году....”, а второй словами: “в этом же году”.
Отсюда можно было бы заключить, что здесь идет
речь о 368-м годе. Но на самом деле поход, о котором
идет pечь, был предпринят в 365-м году. Ср. Ибн-ал-Acиp,
VIII, 484 и Wuestenfeld, Gesch. der Fatimidcn-Chalifen 136)
ал-'Азиз-биллах, владетель Египта, снарядил
Джаухара с войсками для борьбы [565]
против Алфтекина аш-Шерабия, владетеля Дамаска.
Борьба между ними продолжалась два месяца.
Алфтекин призвал кармата ал-Хасана-ибн-Ахмеда, и
Джаухар убоялся его и возвратился в Табарию.
Алфтекин с карматом заключили между собою
договор, осадили Джаухара в Табарии, и он бежал из
нее в Рамлу. И послал Джаухар к Алфтекину просить
у него амана. Алфтекин согласился на его просьбу
с тем условием, что его меч и копье кармата будут
повышены в воротах Рамлы, и Джаухар со своими
пройдут под ними. Джаухар сделал это. И прибыл
Джаухар в Египет и уговорил ал-Азиза-биллаха идти
на войну против Алфтекина. И выступил ал-'Азиз из
Египта во главе своих войск; обе армии
встретились при Рамле, ал-'Азиз одержал победу, и
бежали кармат и Алфтекин со своими войсками.
Затем Алфтекин был взят в плен и приведен к
ал-'Азизу. Он помиловал его, обласкал его и
назначил его своим хаджибом. Затем ал-'Азиз
вернулся в Египет. После этого Алфтекин умер
отравленным; его отравил везирь ал-'Азиза, как
говорят, из зависти. Ал-'Азиз разгневался на
своего везиря, заключил его. заставил его
уплатить некоторую сумму денег, а затем, увидав,
что дела без него запутались, снова назначил его
везирем и обласкал.
Абу-Таглиб.
В 369-м году был убит хамданит
'Уддет-ад-даула ("Opyжиe
государства”. См. стр. 585). Мы уже
рассказали, что вышеупомянутый хамданит бежал от
'Адуд-ад-даулы, направился [566]
в Египет и написал ал-'Азизу-биллаху. Тот написал
ему в ответ, что принимает его и требует, чтобы он
приехал к нему. Хамданит побоялся /Стр. 238/
сделать это и возвратился в Табарию. И был в Рамле
бедуин, по имени Муфарридж-ибн-Дагфаль, который
овладел этой страной и имел успех. И пожелал
Муфарридж-ибн-Дагфаль напасть на находившихся в
Сирии 'укайлитов и выгнать их из нее. Тогда они
пришли к Уддет-ад-дауле, просили его помочь им, и
он расположился среди них. И собрал против него
ал-Муфарридж войска и стянул их. Перед этим
ал-'Азиз-биллах послал одного из своих, по имени
ал-Фадла, в Дамаск для того, чтобы он ухитрился
взять город и умиротворить жителей его. Ал-Фадл
стал опасаться 'Уддет-ад-даулы, примкнул со своим
отрядом к ал-Муфарриджу, и они стали действовать
заодно. Затем они двинулись против
'Уддет-ад-даулы и против 'укайлитов, обратили их в
бегство, взяли в плен 'Уддет-ад-даулу, и
ал-Муфарридж убил его, опасаясь, что ал-Фадл
пошлет его к ал-'Азизу, и тот облагодетельствует
его, как Алфтекина. Когда ал-Муфарридж убил его,
то ал-Фадл послал голову его в Египет и сжег тело
его.
Назначение Агапия
патриархом антиохийским.
(См. выше стр. 349—50. Это известие
есть очевидно сокращенная копия рассказа
Яхъи Антиохийского, а потому в переводе опущено.
Также опущено следующее дальше известие о
смещении Агапия. См. выше стр. 358 и в тексте
ал-Мекина стр. 252)
Патриархи.
/Стр. 247/ При нем (При
яковитском александрийском патриархе
Филопоне, который был назначен в 371 году и
патриаршил 24 года и 7 месяцев. По другому
источнику ал-Мекина он был назначен в 5-м году
правления ал-'Азиза) мелькиты отняли от
яковитов церковь Богородицы, известную теперь у
них под [567] на- званием церкви
Патриаршей. Это случилось так: владетель Египта,
ал-'Азиз-биллах, женился на христианке мелькитке
и имел от нее дочь. У этой женщины было два брата.
Один из них по имени Ар. м. и. с. (У Яхъи:
Орест. См. выше, стр. 357) был назначен
патриархом Иерусалимским, а другой, по имени
Арсений, мелькитским патриархом Нового и Старого
Каира. Они оба пользовались благосклонностью
ал-'Азиза и занимали выдающееся положение в его
государстве потому, что были дядями дочери его.
Арсений потребовал у ал-'Азиза эту церковь, и он
приказал отдать ее ему.
Притеснения христиан при ал-Хакиме.
(Ал-Хаким) притеснял христиан и евреев,
/Стр. 260/ разрушал их храмы и обижал их.
Многие из них приняли ислам. Затем он перестал
это делатъ, благосклонно разрешил принявшим
ислам отречься от него и позволил им возобновить
свои храмы...
Битва при ал-Укхуване.
В 420-м году был убит Асад-ад-даула /Стр.
262/ Салих-ибн-Мирдас, владетель Халеба. Дело в
том, что владетель Египта снарядил Ануштекина
ад-Дузберия, Эмир-ал-джуюша, на войну против
Салиха-ибн-Мирдаса, который отнял от него Халеб.
Они встретились при ал-Укхуване, что в области
Табарии, на берегу реки Урдунна. Произошла
ожесточенная битва; [568] Салих
и вместе с ним его младший сын были убиты в
Джумаде 1-й. Их головы были посланы в Египет. Двое
других его сыновей, Шибль-ад-даула Абу-Камиль
Наср-ибн-Салих и Му'ызз-ад-даула Абу-'Ульван
Сималь спаслись, прибыли в Халеб и стали
совместно править в нем.
Патриарх, пострадавший при ал-Хакиме.
/Стр. 263/ Христианские летописи,
рассказывая о событиях в царствование ал-Кадира,
говорят, что в 393-м (393-й год хиджры = 10
Нояб. 1002-29 Окт. 1003 г. п. Р. X.) году хиджры, в
седьмом году правления владетеля Египта
ал-Хакима, в воскресенье 20-го Тубы 720-го /Стр.264/
года эры Мучеников был назначен патриархом авва
Зaxapия. Он патриаршил 28 лет; в том числе 7 лет
терпел преследования. По приказанию ал-Хакима
его бросили с нубийцем Сусаной хищным зверям,
предварительно заставив этих зверей голодать; но
они не причинили им вреда. Их держали в тюрьме три
месяца, затем отпустили.
Атсиз.
/Стр. 282/ В 469-м году Атсиз,
известный под именем ал-Аксиса, устремился в
Египет...; будучи разбит, он вернулся назад,
внезапно появился на дороге рамлинской, убил
всех, кем мог овладеть и направился в Иерусалим,
где убил три тысячи человек. Городской судья и
присяжные свидетели были казнены в его
присутствии. Затем он ушел в Дамаск.