Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Во время патриарха Александра (Он был назначен в 81-м году хиджры (==26 Февр. 700—14 Февр. 701 г. п. Р. X.) Ibid. 68) христиане испытали великие бедствия; он сам переживал тяжелые и горькие дни; он дважды подвергся вымогательству и оба раза должен был заплатить по три тысячи динаров...

Притеснение христиан при Абд-ал-Мелике, ал-Валиде, Сулеймане и Хишаме.

Говорит христианский историк: 'Абд-ал-Мелик-ибн-Мерван назначил своего брата 'Абд-ал-'Азиза правителем Египта. Он переписал монахов и взял с них поголовную подать по динару с каждого человека; это была первая поголовная подать, уплаченная /Стр. 69/ монахами. В жизнеописаниях патриархов говорится, что 'Абд-ал-Азиз-ибн-Мерван вошел в церковь в монастыре хульванском, взглянул на изображение Богородицы с Господом Иисусом на руках и плюнул на них. В эту же ночь он увидел во сне, что Господь Иисус приказывает убить его, и что его [550] ударили копьем в бок. Он проснулся в ужасе и умер в эту же ночь. Сын его умер через сорок дней. Тогда 'Абд-ал-Мелик назначил правителем Египта сына своего 'Абдуллу, который был еще злее своего предшественника. Он пробыл два года и умер. И умер 'Абд-ал-Мелик-ибн-Мерван, и сделался после него государем сын его ал-Валид и назначил правителем Египта Курру-ибн-Шерика. Прибыв в Египет, он вел себя еще хуже тех правителей. Затем умер Курра, и через три месяца после него умер ал-Валид. Халифом сделался Сулейман-ибн-'Абд-ал-Мелик. И назначил Сулейман Усаму правителем Египта, он приехал в Египет и стал поступать еще хуже предшественников своих. Он приказывал правителям убивать подданных и присылать ему их имущество; он писал правителям: отдаю в ваши руки жизнь людей; присылайте мне сколько можете денег! И призвал он монахов и заклеймил руки каждого из них посредством железного кольца круглой меткой и числом. Если кто появлялся не отмеченным, ему отрубали руку. И не перечесть, скольких он изуродовал. Затем он предписал, чтобы со всех идущих вверх или вниз без билета в руках взималось по десяти динаров. Даже не пожалели одной вдовы с ребенком, которая путешествовала со своим сыном, и у которой крокодил схватил ребенка с билетом на груди в то время, как он пил воду на берегу реки. Когда она шла назад в слезах, ее задержали, пока она не продала своего платья, не собрала милостыни и не уплатила вторично следуемых за билет десяти динаров. Затем он послал в монастыри, и нашлось много монахов не отмеченных. Одним он отрубил головы, [551] другие умерли от побоев. И когда такое положение стало невыносимым, собрались люди всех племен и вероучений и обратились с мольбой к Богу. Тогда Сулейман-ибн-'Абд-ал-Мелик умер, и стал государем после него 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз. Он послал в Египет арестовать Усаму; ему надели на шею /Стр. 70/ железный обруч, а на руки и на ноги деревянные колодки и повезли его. Он умер замученный в дороге. После этого умер 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз, и воцарился после него Язид-ибн-'Абд-ал-Мелик. Он ломал кресты и разрушал церкви и умер. И сделался государем после него Хишам. Он был человеком богобоязненным и написал в Египет приказание обращаться с христианами так, как обращались с ними прежде, и согласно тому договору, который был в их руках. Он назначил правителем Египта 'Абдуллу, который назывался 'Абдуллой-ибн-Сафваном (У ад-Мекина ошибка; правителя, о котором идет речь, звали Ханзала-ибн-Саф-ван. См. стр. 653. Ибн-Тагриберди в числе правителей Египта не называет 'Абдуллу-ибн-Сафвана), и поручил христиан и подданных его благосклонности. Но когда тот прибыл в Египет. то стал притеснять еще более, чем его предшественники, удвоил харадж, приказал произвести перепись людям и животным и наложил на христиан клеймо с изображением льва (Ибн-Батута (изд. De-fremery, I, 60) говорит, что никто из вошедших в Дамиетту не мог выйти без печати губернатора, которая прикладывалась для выдающихся лиц к бумаге, а другим клалась на руку ***). Тому, у кого на руках не оказывалось этого клейма, отрубали oбе руки. Это дошло до сведения Хишама, он сместил его и назначил правителем Ифрикии.

Валид-ибн-'Абд-ал-Мелик.

В этом году приказал ал-Валид построить /Стр. 71/ дамасскую мечеть и разрушить ту христианскую церковь, которая прилегала к соборной мечети и была известна [552] под именем церкви св. Иоанна, и включил ее в мечеть. Говорят, что он предлагал за нее христианам сорок тысяч динаров, но они не захотели взять эти деньги, и он отнял церковь, разрушил ее и не дал им ничего...

/Стр. 74/ В этом (98-м) году Сулейман начал строить Рамлу...

'Омар II. Церковь в Дамаске.

/Стр. 77/ По христианским летописям христиане подали 'Омару-ибн-ал-'Абд-'Азизу жалобу относительно той церкви св. Иоанна, которую ал-Валид разрушил и присоединил к соборной мечети дамасской. При этом они предъявили грамоту Халида-ибн-ал-Валида; согласно договору их церкви не должны были быть ни разрушены, ни заняты под жилье. Тогда 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз предложил им столько же денег, сколько предлагал им ал-Валид, а именно 40 тысяч динаров. Они отказали, и он, решая их дело, назначил (Букв.: начертал им на их жалобе, чтобы была отдана им церковь их и т. д. Почти такой же оборот в летописи Евтихия. См. выше стр. 275) отдать им их церковь до предельной черты ее. Такое решение ужаснуло мусульман. Тогда Абу-Идрис ал-Хауланий сказал: в договоре идет речь о церквах той половины Дамаска, которая сдалась, а что касается до половины, взятой с бою, то находящиеся в ней церкви внутри и вне города принадлежат мусульманам, потому что они были взяты с бою. — Начались переговоры, и было заключено соглашение, в силу которого церковь св. Иоанна уступалась [553] мусульманам, которые зато обещали не трогать остальных церквей. И написал им 'Омар-ибн-'Абд-ал-'Азиз грамоту, в которой гарантировал им неприкосновенность всех церквей дамасских в завоеванной половине и в другой, а также всех монастырей и церквей, которые находились вне стен Дамаска в Гуте, горах и иных местах, ручаясь, что они не будут разрушены, не будут отводимы под жилье, и никто из мусульман не будет иметь прав на них.

Патриархи.

А что касается сведений, сообщаемых /Стр. 82/ христианскими летописями о царствовании Хишама, то в них сказано, что в первом году царствования Хишама, после смерти патриарха Афанасия был назначен в Антиохию патриарх, по имени Иоанн. И восстали против него епископы его, затем он помирился с ними и скончался, и эта церковь оставалась без пaтpиapxa до царствования 'Абдуллы ас-Сеффаха.

Притеснения христиан при Mepвaне II.

(Христианский летописец) говорит, что в 120-м /Стр. 83/ году авва Хаиль был назначен патриархом александрийским во время царствования Хишама-ибн-'Абд-ал-Мелика, 17-го Тота, в 460-й год диоклетиановой эры, и пробыл патриархом двадцать три года. При нем халифом сделался Мерван ал-Джа'дий. Авва Михаил испытал ужасные притеснения в царствование Мервана при управлении 'Абд-ал-Мелик-ибн-Мусы, перешедшего из иудейства в ислам. Он заключил пaтpиapxa, [554] потребовал от него денег, и патриарх просил позволения идти в разные местности для сбора подаяния. Он позволил ему это, и патриарх пошел с епископами в разные местности. Население страны тоже терпело притеснения по причине требуемых с него денег. Патриарх и епископы возвратились в Миср 21 Тубы, и в эту ночь приключилось страшное землетрясение, разрушившее многиe города, жители которых погибли под развалинами. И на море в эту ночь потонуло много кораблей. Говорят, что это землетрясение было всеобщим, повсеместным и распространилось до восточных стран и что на востоке было разрушено в эту ночь 600 городов. Погибло неисчислимое количество людей и животных. Когда 'Абд-ал-Мелик-ибн-Муса, правитель от имени Мервана ал-Джа'дия, увидел последствия насильственного захвата, то почувствовал сильный страх, взял от патриарха и епископов собранные подаяния и отпустил их.

Хишам. Захваченные яковитами церкви возвращаются мелькитам.

Са'ид-ибн-Батрик говорит в своей летописи, что во времена Хишама царем румов был Леон. В 3-м году его (Хишама) правления был назначен Косьма мелькитским патриархом александрийским. Мелькиты же александрийские молились в церкви Мар Саба, потому что яковиты забрали в свои руки все церкви. Патриарх Косьма отправился к Хишаму-ибн-'Абд-ал-Мелику, взяв с собой подарки и подношения, и сообщил ему, что яковиты забрали в свои руки Bсе церкви, принадлежавшие мелькитам. Тогда [555] Хишам написал своему сборщику податей в Египте, а это был 'Абдулла-ибн-ас-С.к.р.ий (Здесь идет речь об 'Убейдулле-ибн-ал-Хабхабе ас-Салулии ***, который заведывал хараджем Египта до 110 года. См. выше. стр. 277, прим. 2, и Ибн-Тагриберди, I, 287, 293), приказание /Стр. 84/ передать мелькитам те их церкви, которые находились в руках яковитов. Тогда он отнял от них церковь Благовещения...

Сулейман-ибн-Хишам.

В этом (126-м) году вырвался Сулейман-ибн-Хишам-ибн-'Абд-ал-Мелик, который был заключен в 'Аммане, захватил бывшие там суммы и пошел в Дамаск. И напали жители Палестины и Урдунна на своего правителя и убили его.

Избиение при pеке Абу-Футрус.

И пошел Мерван, преследуемый /Стр. 95/ 'Абдуллой-ибн-'Алием в Дамаск, а из него в Палестину и Урдунн. И остановился 'Абдулла на pеке Урдунне и перебил многих омейядов. Говорят, что он собрал их под предлогом приведения их к присяге. Их было более 80 человек. Он поставил за каждым из них по одному из своих приверженцев с палицей в руках. Тогда крикнул один из омейядов: 'Абд-Шемс, твой отец, был и нашим отцом; мы взываем к тебе не как чужие.

Родственные узы и общие интересы крепко связывают нас прочной связью.

Он сказал: “'Абд-Шемс, твой отец”, потому что 'Абд-Шемс был братом их предка, а брат предка называется отцом. И сказал 'Абдулла: увы! затем ударил в ладоши, и каждый человек ударил палицей того, к кому был приставлен. И их убили всех [556] до последнего. Затем 'Абдулла приказал, и их стащили вместе, положили рядами, покрыли ковром, и он сел со своими товарищами на этот ковер, потребовал пищи, и они поели, прислушиваясь к стенаниям омейядов под ковром, пока они не умерли. И сказал 'Абдулла: это день ал-Хуссейна и все-таки не равен ему. А до этого один из поэтов произнес перед 'Абдуллой, в присутствии омейядов, следующие стихи:

Что касается до призывающих в рай, то это — Хашимиты
'Омейяды же призывают в ад.
Омейяды — проклятое отродье,
Хашимиты же славятся, как дерево нудар (Я читаю: н у д а р и).

Патриархи.

/Стр. 98/ (Христианские летописи) повествуют, что во времена ас-Сеффаха приказал Константин быть патриархом в Антиохии и на Востоке епископу Исхаку, потому что Исхак часто бывал у него и оказывал ему услуги до воцарения его. И он стал править по приказанию его с тем, что если кто воспротивится ему, то будет убит. И были убиты из-за него два митрополита (Я читаю: м и т р а н э н — вульгаризм вм. классич. м и т р а- н а н и. Ерпений принимает это слово за имя собственное: Matraninus). И он послал от себя авве Хайлю, патpиapxy александрийскому, синодик и письмо, в котором говорил: прими его или явись к нам! Но он не принял его, приготовился к путешествию, и прибыло в Египет известие, что Исхак уже скончался в Антиохии. И захватил этот престол человек по [557] имени Афанасий и воссел на престол тотчас же, внезапно, до захода солнца, и умер на второй день. Затем был назначен в Антиохию другой человек, по имени Георгий. Спустя некоторое время Абу-Джа'фар ал-Мансур арестовал его, чтобы оказать /Стр. 99/ милость епископу, который был его другом, и которого он назначил патриархом взамен Георгия. Новый патриарх не написал синодика патриарху египетскому.

Мерван II притесняет христиан в Египте.

(Христианские летописи) говорят, что в начале царствования ас-Сеффаха в месяце Бауне 467-го года диоклетиановой эры в Египет прибыл Мерван. При его прибытии башмуриты возмутились против него, он сразился с ними, и было много убитых с обеих сторон. Патриарх и христиане испытали страшные притеснения со стороны Мервана-ал-Химара, который несколько раз решался убить патpиapxa; несколько раз его водили на казнь, но Бог защитил его. Когда вслед за Мерваном прибыло войско ас-Сеффаха, то Мерван перешел в ал-Джизу, сжег Миср с находившимися в нем хлебами и складами, переправился со своими приверженцами в женский монастырь, и они взяли монахинь в плен. В их числе была молодая красивая девушка. Мерван привел ее в свою палатку и хотел обесчестить ее. Тогда она прибегла к хитрости и сказала ему: если ты не тронешь меня, я дам тебе некую мазь: кто натрется ею, на того меч не будет иметь действия. Он сказал: откуда я узнаю, что это правда? Она сказала: испытай на мне; я натрусь, а ты ударь [558] меня мечем! Тогда он подумал, что она говорит правду. Она же взяла оливкового масла, натерлась им, он обнажил меч, ударил ее, и голова ее отлетела. Тогда он понял, что она предпочла смерть осквернению тела блудом, и изумился этому. Говорит (христианская летопись), что патриарх и христиане не переставали находиться у него в цепях, пока Мерван не был убит.

Притеснения христиан при ал-Мансуре.

/Стр. 105/ Некоторые историки говорят, что при ал-Мансуре в Египте испытывали много несправедливостей со стороны его правителей, так что не осталось ни одного ремесленника, кирпичника, носильщика, даже могильщика и нищего, которого не принуждали бы платить харадж, и у которого не брали бы его денег. И до того сильно было бедствие, что ели собак и падаль. В то время, как они терпели тягость и бедствие, Мансур скончался.

Ал-Мехдий.

/Стр. 106/ И пошел ал-Мехдий (в 163-м году) в Иepycaлим, увидал его, привел в порядок дела Сирии и возвратился в Ирак...

Патриархи антиохийские.

/Стр. 111/ Что касается престола антиохийского, то после смерти Давида, насильно захватившего престол в /Стр. 112/ Антиохии, возвратился Георгий после десятилетнего [559] заключения. И когда был назначен отец Иоанн (Яковитский ажександрийский патриарх. Он был назначен, по словам ал-Мекина, в первом году царствования ал-Хади, 16-го Тубы, а скончался 16-го Тубы 515 года диоклетиан. эры, пробыв на престоле 13 лет (араб. текст, стр. 111)), то Георгий написал ему синодик, и прибыл к нему ответ о единении церкви. Когда же скончался отец Георгий, то взамен его был назначен патриархом антиохийским святой человек, по имени Кириак. Он написал синодик, отправил его к отцу Иоанну, и тот принял его с радостью и написал ему от себя ответ об единении святой церкви.

А что касается престола антиохийского, то во /Стр. 123/ времена патриарха Кириака в Антиохии появился митрополит, по имени Ибрахим, придумал новшество, и за ним последовала партия, называемая ибрахимитами. Когда же скончался патриарх Кириак, то после него патриархом антиохийским стал Дионисий, написал синодик и послал его отцу авве Марку, патpиapxy александрийскому, и тот написал ему ответ о единении святой церкви.

Ар-Рашид. Возвращение церквей, отнятых яковитами.

Говорит Са'ид-ибн-Батрик в летописи своей, что 'Абдулла-ибн-ал-Мехдий, брат ар-Рашида, правитель Египта, подарил ар-Рашиду девушку необыкновенной красоты. Ар-Рашид любил ее; она заболела, и ему сказали, что египетские врачи прекрасно вылечат ее. Тогда он написал в Египет, требуя врачей, и к нему был послан патриарх александрийский, который был опытным врачом. Он взял с собой соленых [560] египетских рыбок, приехал в Багдад, стал лечить больную солеными рыбками, и она выздоровела, а ему написали указ о возвращении тех мелькитских церквей, которые были захвачены яковитами, и он получил их обратно.

Архун Макар.

/Стр. 140/ Во времена Иакова (Яковитского александрийского патриapxa, назначенного после Марка, скончавшегося в 211-м году хиджры. Иаков патриаршил 10 лет 8 месяцев. Другой источник ал-Мекина говорит, что Иаков был назначен в 16-м году царствования ал-Ма'муна. При нем были отстроены монастыри. См. араб. текст, стр. 140) был архун, по имени Макара, из Буры (Ср. выше стр. 280 примеч. 1 и стр. 283); он попросил патpиapxa войти в его дом и отведать его хлеба, так как Бог дал ему ребенка. Патриарх согласился на это. Через несколько дней ребенок архуна Макары умер. Тогда он взял его на руки и снес к отцу патриарху. Патриарх взял его от него, прижал его к груди своей, помолился над ним и заплакал, и ребенок ожил. Он вручил его отцу и сказал ему: возьми твоего сына, ибо он жив. Тогда архун пал на землю от великого страха, отдал треть своего имущества нищим, отправил в Иерусалим денег и построил в нем церковь для посещающих этот го-род египтян.

Патриархи.

Говорит (христианский летописец), что в это же время в Египет прибыл отец Дионисий, патриарх антиохийский, вместе с 'Абдуллой-ибн-Тахир-ибн-ал-Хусейном, и свиделся с отцом патриархом аввой [561] Иаковом, патриархом яковитским в Александрии, пробыл у него несколько дней и возвратился на престол свой.

Говорит (христианский летописец), что в 15-м /Стр. 145/ году своего патриаршества умер Дионисий, патриарх антиохийский, и был назначен взамен его авва Иоанн. Он написал синодик о вере и послал его по обычаю патриapxy александрийскому.

В 244-м году хиджры (19 Апр. 858-7 Апр. 859 г. п. Р. Х. ), в 12-м году /Стр. 152/ правления ал-Мутеваккиля был назначен Косьма, священник монастыря Абу-Макара, яковитским александрийским патриархом в 14-й день Абиба 567-го года диоклетиановой эры.....он умер 21-го Хатура 575-го года эры мучеников и был погребен в Демусе. При своем назначении он написал согласно обычаю патриарху антиохийскому, отцу Иоанну, синодик о вере, послал его ему и получил ответ с заявлением о согласии и любви.

В 8-м году царствования ал-Му'тамида — другие же /Стр. 176/ говорят: в 7-м, в 263-м году хиджры (24 Сент. 876-12 Сент. 877 г. п. Р. X.), во время правления Ахмеда-ибн-Тулуна, коптским, яковитским, александрийским патриархом сделался отец Михаил. Он патриаршил 25 лет и скончался 21-го Амшира, а другие говорят: 20-го Вармахата. Ахмед-ибн-Тулун потребовал от него 20 тысяч динаров. Для удовлетворения этого вымогательства патриарх продал евреям дома, принадлежавшие церквам в Александрии, заповедную землю в Мисре и прилегающую к ал-Му'аллаке при Замке Свеч (у ал-Макризия (Хитат, II, 151) и еще Ibid. 494,31) церковь в городе Mисре и обложил [562] каждого христианина домохозяина одним каратом в год. Таким образом он доставил половину назначенной суммы. Ахмед-ибн-Тулун умер, не получив второй половины.

Карматы.

/Стр. 183/ В этом (293-м) году (2 Нояб. 905—21 Окт. 906 г. п. Р. X.) появился кармат Зикравейхи-ибн-Михравейхи, отец Зу-с-Сиясы. К нему присоединилась толпа бедуинов, он пошел с ними в Бусру и Азри'ат, перебил их население и отнял у них все их имущество. И пошел он в Дамаск, правителем которого от имени ал-Муктефи был Ибн-Кейгалаг (Здесь идет речь об Ахмеде-ибн-Кейгалаге, о котором см. стр. 253, 494-5; у ал-Мекина опечатка); но он находился в отсутствии в Египте, на войне против вышеупомянутого ал-Халиджа, а в Дамаске его заместителем был Салих-ибн-ал-Фадл. Карматы убили его и разбили войско, стоявшее гарнизоном в Дамаске, хотя для них оказалось невозможным взят Дамаск по причине многочисленности населения его. Тогда Зикравейхи и его товарищи устремились в Табарию, но их встретил Юсуф-ибн-Ибрахим, правитель Урдунна. Тогда ал-Муктефи снарядил против них одно войско из Ирака, а другое из Сирии. Эти войска разбили их и загнали их в пустыню...

Разрушение церквей в 312-м году.

/Стр. 196/ В этом году поднялись мусульмане в Дамаске, сожгли церковь Марии, которая была велика и красива, и расхитили золотые, серебряные и медные сосуды и утварь на громадную сумму. Они также разграбили [563] женский монастырь, находившийся рядом с этой церковью, и разгромили яковитские и несторианские церкви в субботу в половине Раджеба 312-года (15-ое Раджеба 312-го года хиджры началось в субботу после заката солнца 16 Окт. 924 г. п. Р. X.)... И въехал ('Алий-ибн-'Иса) в Фостат первого Раджеба 313-го года (22 Сент. 925 г. п. Р. X.), произвел ревизию страны, потребовал, чтобы /Стр. 197/ монахи, епископы и не имеющие достаточного заработка уплатили поголовную подать, и она была взыскана с них. Тогда несколько монахов отправились в Ирак, обратились к защите ал-Муктедира-биллаха, и он написал им грамоту, в которой воспрещалось взимать с монахов, епископов и недостаточных поголовную дань и предписывалось поступать с ними согласно первоначальному договору (В тексте: согласно договору, который утвердил с а х и б-а д-д а 'у а (обладатель призыва). Это неопределенное выражение указывает или на первого 'аббасидского халифа, или на 'Амра-ибн-ал-'Аса, завоевателя Египта).

Ибн-Раик.

В 328-м году (18 Окт. 939 — 5 Окт. 940 г. п. Р. X.) эмир Абу-Бекр-ибн-Раик /Стр. 206/ пошел в Химс и овладел им, затем пошел в Дамаск, затем в Рамлу, затем в 'Ариш египетский. И встретил его эмир ал-Ихшид Мухаммед-ибн-Тагадж, владетель Египта и Сирии. Они сразились в середу 15-го Рамадана (24 Июня 940 г. п. Р. X.). Ал-Ихшид был разбит, и люди Ибн-Раика занялись грабежом. Тогда против них выступил бывший в засаде отряд ихшидитов, напал на них, обратил их в бегство и убил многих из них. Ибн-Раик с 70 людьми убежал и пришел в Дамаск. В Зу-л-Ка'де произошла битва [564] между Ибн-Раиком и Абу-Насром, братом ал-Ихшида, в ал-Леджжуне. Абу-Наср был разбит, и большая часть его войска была перебита. Затем между Ибн-Раиком и ал-Ихшидом был заключен мир с условием, что Ибн-Раик отдаст ал-Ихшиду Рамлу, остальная же часть Сирии будет принадлежать Ибн-Раику, и ал-Ихшид будет уплачивать ему ежегодно по 140 тысяч динаров.

Разгром храма Воскресения в Иерусалиме.

/Стр. 208/ В 325-м году мусульмане поднялись в Иерусалиме и вошли в церковь Воскресения и сожгли ее и разрушили и ограбили, насколько могли.

Разрушение церкви в 'Аскалане.

/Стр. 209/ В этом году (Этому известию предшествует сообщение о кончине Евтихия в 328-м году и о беспорядках во время его патриаршества. См. выше, стр. 329—30) напали мусульмане в Аскалане на большую находившуюся там церковь, известную под именем церкви Марии ал-Хадры, разрушили ее и разграбили все, что в ней находилось. Мусульманам в этом деле помогали евреи, зажигая дрова и поднимая их на блоках к потолку, так что он весь сгорел. Епископ этой церкви бежал в Рамлу и жил в ней до своей смерти...

Алф -текин.

/Стр. 237/ В этом же году (Этому известию предшествуют 2 отрывка, из которых первый начинается словами: “в 368-м году....”, а второй словами: “в этом же году”. Отсюда можно было бы заключить, что здесь идет речь о 368-м годе. Но на самом деле поход, о котором идет pечь, был предпринят в 365-м году. Ср. Ибн-ал-Acиp, VIII, 484 и Wuestenfeld, Gesch. der Fatimidcn-Chalifen 136) ал-'Азиз-биллах, владетель Египта, снарядил Джаухара с войсками для борьбы [565] против Алфтекина аш-Шерабия, владетеля Дамаска. Борьба между ними продолжалась два месяца. Алфтекин призвал кармата ал-Хасана-ибн-Ахмеда, и Джаухар убоялся его и возвратился в Табарию. Алфтекин с карматом заключили между собою договор, осадили Джаухара в Табарии, и он бежал из нее в Рамлу. И послал Джаухар к Алфтекину просить у него амана. Алфтекин согласился на его просьбу с тем условием, что его меч и копье кармата будут повышены в воротах Рамлы, и Джаухар со своими пройдут под ними. Джаухар сделал это. И прибыл Джаухар в Египет и уговорил ал-Азиза-биллаха идти на войну против Алфтекина. И выступил ал-'Азиз из Египта во главе своих войск; обе армии встретились при Рамле, ал-'Азиз одержал победу, и бежали кармат и Алфтекин со своими войсками. Затем Алфтекин был взят в плен и приведен к ал-'Азизу. Он помиловал его, обласкал его и назначил его своим хаджибом. Затем ал-'Азиз вернулся в Египет. После этого Алфтекин умер отравленным; его отравил везирь ал-'Азиза, как говорят, из зависти. Ал-'Азиз разгневался на своего везиря, заключил его. заставил его уплатить некоторую сумму денег, а затем, увидав, что дела без него запутались, снова назначил его везирем и обласкал.

Абу-Таглиб.

В 369-м году был убит хамданит 'Уддет-ад-даула ("Opyжиe государства”. См. стр. 585). Мы уже рассказали, что вышеупомянутый хамданит бежал от 'Адуд-ад-даулы, направился [566] в Египет и написал ал-'Азизу-биллаху. Тот написал ему в ответ, что принимает его и требует, чтобы он приехал к нему. Хамданит побоялся /Стр. 238/ сделать это и возвратился в Табарию. И был в Рамле бедуин, по имени Муфарридж-ибн-Дагфаль, который овладел этой страной и имел успех. И пожелал Муфарридж-ибн-Дагфаль напасть на находившихся в Сирии 'укайлитов и выгнать их из нее. Тогда они пришли к Уддет-ад-дауле, просили его помочь им, и он расположился среди них. И собрал против него ал-Муфарридж войска и стянул их. Перед этим ал-'Азиз-биллах послал одного из своих, по имени ал-Фадла, в Дамаск для того, чтобы он ухитрился взять город и умиротворить жителей его. Ал-Фадл стал опасаться 'Уддет-ад-даулы, примкнул со своим отрядом к ал-Муфарриджу, и они стали действовать заодно. Затем они двинулись против 'Уддет-ад-даулы и против 'укайлитов, обратили их в бегство, взяли в плен 'Уддет-ад-даулу, и ал-Муфарридж убил его, опасаясь, что ал-Фадл пошлет его к ал-'Азизу, и тот облагодетельствует его, как Алфтекина. Когда ал-Муфарридж убил его, то ал-Фадл послал голову его в Египет и сжег тело его.

Назначение Агапия патриархом антиохийским.

(См. выше стр. 349—50. Это известие есть очевидно сокращенная копия рассказа Яхъи Антиохийского, а потому в переводе опущено. Также опущено следующее дальше известие о смещении Агапия. См. выше стр. 358 и в тексте ал-Мекина стр. 252)

Патриархи.

/Стр. 247/ При нем (При яковитском александрийском патриархе Филопоне, который был назначен в 371 году и патриаршил 24 года и 7 месяцев. По другому источнику ал-Мекина он был назначен в 5-м году правления ал-'Азиза) мелькиты отняли от яковитов церковь Богородицы, известную теперь у них под [567] на- званием церкви Патриаршей. Это случилось так: владетель Египта, ал-'Азиз-биллах, женился на христианке мелькитке и имел от нее дочь. У этой женщины было два брата. Один из них по имени Ар. м. и. с. (У Яхъи: Орест. См. выше, стр. 357) был назначен патриархом Иерусалимским, а другой, по имени Арсений, мелькитским патриархом Нового и Старого Каира. Они оба пользовались благосклонностью ал-'Азиза и занимали выдающееся положение в его государстве потому, что были дядями дочери его. Арсений потребовал у ал-'Азиза эту церковь, и он приказал отдать ее ему.

Притеснения христиан при ал-Хакиме.

(Ал-Хаким) притеснял христиан и евреев, /Стр. 260/ разрушал их храмы и обижал их. Многие из них приняли ислам. Затем он перестал это делатъ, благосклонно разрешил принявшим ислам отречься от него и позволил им возобновить свои храмы...

Битва при ал-Укхуване.

В 420-м году был убит Асад-ад-даула /Стр. 262/ Салих-ибн-Мирдас, владетель Халеба. Дело в том, что владетель Египта снарядил Ануштекина ад-Дузберия, Эмир-ал-джуюша, на войну против Салиха-ибн-Мирдаса, который отнял от него Халеб. Они встретились при ал-Укхуване, что в области Табарии, на берегу реки Урдунна. Произошла ожесточенная битва; [568] Салих и вместе с ним его младший сын были убиты в Джумаде 1-й. Их головы были посланы в Египет. Двое других его сыновей, Шибль-ад-даула Абу-Камиль Наср-ибн-Салих и Му'ызз-ад-даула Абу-'Ульван Сималь спаслись, прибыли в Халеб и стали совместно править в нем.

Патриарх, пострадавший при ал-Хакиме.

/Стр. 263/ Христианские летописи, рассказывая о событиях в царствование ал-Кадира, говорят, что в 393-м (393-й год хиджры = 10 Нояб. 1002-29 Окт. 1003 г. п. Р. X.) году хиджры, в седьмом году правления владетеля Египта ал-Хакима, в воскресенье 20-го Тубы 720-го /Стр.264/ года эры Мучеников был назначен патриархом авва Зaxapия. Он патриаршил 28 лет; в том числе 7 лет терпел преследования. По приказанию ал-Хакима его бросили с нубийцем Сусаной хищным зверям, предварительно заставив этих зверей голодать; но они не причинили им вреда. Их держали в тюрьме три месяца, затем отпустили.

Атсиз.

/Стр. 282/ В 469-м году Атсиз, известный под именем ал-Аксиса, устремился в Египет...; будучи разбит, он вернулся назад, внезапно появился на дороге рамлинской, убил всех, кем мог овладеть и направился в Иерусалим, где убил три тысячи человек. Городской судья и присяжные свидетели были казнены в его присутствии. Затем он ушел в Дамаск.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.