|
XV. Кемаль-ад-Дин. (ум. 1262). Абу-л-Касим 'Омар-ибн-Ахмед-ибн-Хибетулла-ибн-Мухаммед-ибн-Хибетулла-ибн-Ахмед-ибн-Яхъя-ибн-абу-Джарада Кемаль-ад-Дин Ибн-ал-'Адим ал-Укайлий ал-Халебий родился в Халебе в начале Зу-л-Хиджжы 586 или 588 (в Декабре 1190 или 1192 г. п. Р. X.). Он учился в Багдаде, затем побывал в Дамаске, Иерусалиме, Хиджазе и Ираке, занимался преимущественно историей, изучением преданий и юридическими науками и был назначен судьей в Халебе, где до него эту должность занимали его отец и четверо его предков. Отличаясь, сверх своих познаний, столь ценимым на востоке искусством красиво писать, он служил у нескольких князей то в качестве везиря, то в качестве дипломата. При нашествии монголов Кемаль-ад-Дин уехал в Египет. Тогда Хулагу назначил его верховным судьей всей Сирии. Но Кемаль-ад-Дин пробыл в ней недолго, снова уехал в Египет и умер в Каире 29-го Джумады I 660-го года (21 Апр. 1262 г. п. Р. X.). Из его сочинений наиболее известны: 1) Бугьету-т-талеб фи те'рихи-Халеб (искомое изыскания по истории Халеба) — биографическое сочинение в 10 частях. 2) Зубдету-л-халеб фи те'рихи-Халеб (сливки изыскания по истории Халеба) — сокращение предшествующего сочинения. Два отрывка “зудбету-л-халеб” изданы и переведены на латинский язык Фрейтагом под заглавиями: Selecta ex historia Halebi, Lutet. Parisiorum, 1819 и Regnum Saahd-aldaulae in oppido Halebo, Bonn, 1820. Другая часть хроники Кемаль-ад-Дина переведена на французский язык под заглавием: Recit de la premiere Croisade et des quatorze annees suivantes, trad, de l'arabe [530] Kemal-Eddin (см. С. Defremery Memoires d'hist. orient. Paris 1854). В сборнике Recueil des historiens des Croisades. Historians orientaux, t. III есть также перевод отрывков из "зубдету-л-халеб" и "бугьету-т-талеб" под заглавиями: Extraits d e I a chronique d'Ae par Kemal ed-Din (стр. 571, sqq.) и Extraits du dictionnaire biogra-phique de Kemal ed-Din (стр. 691 sqq.). — Kpоме того нам известны заглавия еще трех других сочинений Кемаль-ад-Дина, из которых одно содержит историю его рода, другое написано по случаю рождения княжеского сына, а третье относится к каллиграфии. См. Вюстенфельд: Geschichtschr. d. Araber, стр. 130—31. Нижеследующие извлечения заимствованы из вышеупомянутого издания Фрейтагa: Selecta и т. д. Цифры на полях означают страницы арабского текста. Осада Химса румами. /Стр. 2/ Халид оставался эмиром киннесринским, подчиненным Абу-'Убейде, до тех пор, пока Ираклий, приказав войскам напасть из Египта на мусульман морем, не двинулся во главе полков румов на Абу-'Убейду, который в это время, овладев Халебом, вернулся в Химс. Тогда Абу-'Убейда просил Халида подкрепить его, и тот пошел к нему на помощь со всем своим отрядом, не оставив позади ни одного человека. После его ухода жители Киннесрина отреклись от ислама и присягнули Ираклию, причем танухиты оказались всех вероломнее. И посоветовались мусульмане в Химсе и решили защищаться за валом и написать 'Омару об этом. Халид советовал вступить в бой, но они не /Стр. 3/ согласились, укрылись за валом и написали 'Омару, прося у него помощи. И подошли румы с их вспомогательными отрядами, расположились против мусульман и [531] осадили их. Вспомогательных войск из ал-Джезиры было 30 тысяч, не считая отрядов танухитов и иных из Киннесрина. Они сильно стеснили мусульман. Между тем 'Омар написал Са'ду-ибн-Абу-Ваккасу, извещая его о случившемся и приказывая ему разослать в ал-Джезиру отряды мусульман, дабы отвлечь ее жителей от Химса. И послал 'Омар ему (Абу-'Убейде. См. прим. № 17 Фрейтага к латинскому переводу) в подкрепление ал-Ка'ка'-ибн-'Амра. Тогда эти отряды проникли в ал-Джезиру, румы узнали об этом, и они (Вспомогательные войска прибывшие из ал-Джезиры) разошлись от Химса по своим городам, а киннесринцы раскаялись, вступили в переговоры с Халидом, и он послал сказать им: если бы я был начальником, то не стал бы обращать внимание на то, много ли вас, или мало; но власть не в моих руках, а потому, если только вы искренны, разойдитесь, как разошлись жители ал-Джезиры. Тогда они (Вступившие в переговоры) склонили на это остальных танухитов, те согласились, и они послали сказать Халиду: мы сделаем, что ты прикажешь; если ты хочешь, мы сделаем, как ты сказал, а если хочешь сделать вылазку, то мы обратимся в бегство вместе с румами. Тогда он сказал: так оставайтесь и, когда мы сделаем вылазку, обратитесь с ними в бегство. Когда Абу-'Убейда и мусульмане узнали об этом (О том, что ал-джезирцы ушли.), то мусульмане сказали Абу-'Убейде: выведи нас! Халид промолчал. Тогда Абу-'Убейда сказал: отчего, Халид, ты не говоришь? Он ответил: ты уже знаешь мое мнение и моего совета не послушался. Абу-'Убейда сказал: говори, я выслушаю тебя и сделаю по-твоему. Тогда он посоветовал вступить с ними в бой; мусульмане [532] сделали вылазку, сразились с ними, киннесринцы обратились в бегство, а с ними и румы. Мусульмане захватили всех румов, так что ни один из них не спасся... Отставка Халида. Халид продолжал командовать в Киннесрине, пока не проник в неприятельскую страну в 17-м году /Стр. 4/ вместе с 'Иядом-ибн-Ганмом, причем они забрали массу добычи; это случилось после возвращения их из ал-Джабии во время возвращения 'Омара в Медину (Дальше сообщается, что Халид произвольно распорядился частью взятой добычи. Узнав об этом 'Омар сместил его и вызвал в Медину). Pекa Абу-Футрус. /Стр. 11/ И пошел 'Абдулла в Дамаск, затем дошел по следам Мервана до реки Абу-Футрус, и отправил своего брата Салиха в погоню за Мерваном... Восстание Абу-л-Варда. /Стр. 12/ Рассказывает Ибн-ал-Кельбий........ тогда Абу-л-Вард ал-Килабий открыто восстал в пользу омейядов и предложил сделать то же самое жителям Халеба и Киннесрина, и они согласились на его предложение. Это дошло до сведения 'Абдуллы-ибн-'Алия, который тогда был в Дамаске, и он отправил брата своего, 'Абд-ас-Самада-ибн-'Алия, с десятью тысячами всадников и с ним Зувейба-ибн-ал-Аш'аса в качестве начальника стражи и ал-Мухарика-ибн-'Аффана в качестве начальника шурты. Тогда [533] Абу-л-Вард пошел на него, поставив во главе своего войска и признав своим государем Абу-Мухаммеда-ибн-'Абдулла-ибн-Халид-ибн-Язид-ибн-Му'авия-ибн-абу-Суфьяна, причем Абу-л-Вард распоряжался движением войска. И он встретил врагов и обратил 'Абд-ас-Самада с его войском в бегство. Когда 'Абд-ас-Самад вернулся к брату своему 'Абдулле, то 'Абдулла-ибн-'Алий выступил в сопровождении Хумейда-ибн-Кахтабы, со своим войском в поход против Абу-Мухаммеда и Абу-л-Варда. Они сошлись в 132-м году, в последний день года (8 Авг. 750 г. п. Р. X.), и сразились при Мердж-ал-Аджаме. 'Абдулла и Хумейд отразили атаки врагов и обратили их в бегство. Абу-л-Вард был убит. 'Абдулла-ибн-'Алий даровал пощаду жителям Халеба и Киннесрина, они надели черное платье и присягнули. Затем он ушел назад в Дамаск... Возгорелась в Сирии борьба между низаритами и /Стр. 17/ иеменитами. Тогда ар-Рашид в этом (176-м) году назначил Мусу-ибн-Яхъя-ибн-Халида правителем всей Сирии, и он пробыл в ней, пока не умиротворил их. Затем ар-Рашид в 178-м году назначил правителем Сирии Джа'фара-ибн-Яхъя-ибн-Халид-ибн-Бармека, и он отправился в нее в 80-м году и оставил в ней наместником своим 'Ису-ибн-ал-Аккия... Ибн-Шейх. В царствование ал-Му'тазза в месяце Paби'е I /Стр. 27/ 254-го года (29 Фев.—29 Марта 868 г. п. Р. X.) правителем Халеба и Киннесрина был назначен Абу-с-Садж Дивдад; он оставался [534] правителем до того времени, когда Ахмед-ибн-'Иса-ибн-Шейх (Вместо Ахмед-ибн-'Иса-ибн-Шейх надо читать 'Иса-ибн-Ахмед-ибн-Шейх. Кемаль-ад-дин говорит, что упомянутое лицо овладело сирийскими областями в царствование халифа ал-Мухтеди. Ал-Мухтеди царствовал от 255 по 256 г. Ал-Я'кубий (611; перевода: 122-3) говорит, что при вступлении на престол ал-Му'тазза (Мухаррем 252 г.; см. Ибн-ал-Асир, VII, 112) 'Иса-ибн-аш-Шейх медлил в Палестине присягнуть ему. Против 'Исы были посланы сначала ан-Нушири, потом Мухаммед-ибн-ал-Муваллад. С этим последним 'Иса уехал в Ирак. Дальше ал-Я'кубий говорит (617-18; перевода: 123-4), что ал-Мухтеди послал амнистию 'Исе-ибн-аш-Шейху. Ат-Табарий под 252 и 256 гг. (S III, 1685, 1840-1; перевода: 249-50) говорит об 'Исе-ибн-аш-Шейхе, тожественно с упомянутым. Ал-Мас'удий (VII, 396; перев. 322), Ибн-ал-Асир (VII, 118-9; 164-5; перев. 489-90), Ибн-Халдун (IV, 298; перев. 635-6) называют то же лицо: 'Иса-ибн-аш-Шейх. Если прав Кемаль-ад-дин, то все остальные летописцы ошибаются, что невероятно. Поэтому в тексте Кемаль-ад-дина следует предположить ошибку, или, вернее, описку: перестановку первых двух имен. По Ибн-ал-Асиру (VII, 29) в 234 г. Буга, посланный ал-Мутеваккилем против восставшего в Меренде (в Адербейджане) Мухаммеда-ибн-ал-Буейса, отправляет 'Ису-ибн-аш-Шейха к бунтовщику с предложением амана. В 251 г. 'Иса-ибн-ал-Шейх берет в плен бунтовщика ал-Муваффака (И. Ас. VII, 109). Ат-Табарий (S III, 1585) говорит под 251 годом: “В этом году прибыло письмо с известием о той войне, которую 'Иса-ибн-аш-Шейх вел против бунтовщика ал-Муваффака; о том, что 'Иса взял ал-Муваффака в плен и просит ал-Муста'ина послать ему оружие, нужное ему для того, чтобы укрепить свое положение в стране и снабдить им войска для похода против греков; 'Иса просил также написать правителю Сура, чтобы тот отправил к нему четыре корабля, военные снаряды которых были бы прибавлены к тем, что уже у него в руках”. Отсюда следует, что 'Иса находился в прибрежной области, откуда можно было совершить поход против греков, т. е. в северной Сирии. В Мухарреме 252 г., следовательно в начале года, ал-Му'тазз вступает на престол (Ибн-ал-Асир, VII, 112). В это время 'Иса был в Палестине, где находился либо в качестве самовольно захватившего эту область, либо в качестве ставленника ал-Муста'ина, предшественника ал-Му'тазза. Ал-Му'таззу он медлил присягнуть. Мы знаем (ат-Табарий S III, 1514), что в 249 г. Буга Младший был назначен ал-Муста'ином правителем Палестины. Едва ли он ездил туда; вероятнее, что он назначил туда наместника подобно тому, как у него были наместники в других дарованных ему областях (в Армении, напр.; Ибн-ал-Асир, VII, 190). Во всяком случае в 251 году Буга принимал лично деятельное участие в волнениях, ознаменовавших конец царствования ал-Муста'ина, следовательно был в Ираке около государя (Ибн-ал-Асир, VII, 89-90, 95-6, 104, 107). Палестина продолжала находиться в его ведении: в начале Зу-л-Хиджжы 252 г. (след. в конце года) 'Иса заплатил Буге значительную сумму денег за место правителя Палестины (ат-Табарий, S III, 1685; перевода: 249). Судя по этому обстоятельству, до Зу-л-Хиджжы 252 г. 'Иса не был правителем Палестины, по крайней мере от имени царствовавшего с Мухаррема 252 г. ал-Му'тазза, при вступлении на престол которого 'Иса, по ал-Я'кубию, уже был в Палестине. Как понять то обстоятельство, что 'Иса, собиравшийся в 251 году в поход против румов, в начале 252 г. управлял Палестиной? Походы против румов предпринимались обыкновенно летом; 251 год начался в Феврале 865 по Р. X. Следовательно 'Иса собирался в поход летом 865 г. Об этом походе сведений нет. Быть может, он не состоялся. В начале 252 г. 'Иса в Палестине. Что же произошло? Объяснение мы находим у ал-Макризия (I, 315, перев. 667): “Ахмед-ибн-'Иса-ибн-Шейх аш-Шейбаний заведывал двумя джундами: палестинским и урдуннским. Когда он умер, то сын его напал на эти округа и стал полновластно распоряжаться в них”. Следовательно дело было так: Палестина находилась в ведении Буги Младшего, но он не лично управлял ею, а посредством наместника. Таковым был Ахмед-ибн-'Иса. Когда он умирал (вероятно в первых месяцах 251 г.), его сын, 'Иса, находившийся в северной Сирии, поспешил к своему отцу, чтобы проститься с ним и овладеть наследством. Время было смутное, у 'Исы были войска, и он овладел областями, которыми правил его отец. В 251 г. с начала года два халифа боролись за власть ал-Муста'ин и ал-Му'тазз (Ибн-ал-Асир, VII, 95). Ал-Муста'ин отрекся от престола 4 Мухаррема 252 г. (Ibid. VII, 112), а в Шеввале был убит (ат-Табарий, S III, 1670). Ал-Я'кубий говорит, что 'Иса медлил присягнуть ал-Му'таззу. Под каким предлогом? Предлог мог быть только один: объявить себя сторонником низложенного ал-Муста'ина. Но этим предлогом можно было пользоваться только пока ал-Муста'ин был в живых, т. е. до Шевваля 252 г. (Окт.—Ноябрь 866 по Р. X.). Ал-Я'кубий говорит, что борьба правительственных войск против 'Исы закончилась тем, что 'Иса поехал в Ирак. Ат-Табарий говорит, что 'Иса был назначен правителем Палестины в начале Зу-л-Хиджжы 252 г. (13 Декабря 866 по Р. X.). Следовательно борьба длилась до получения в Палестине известия о смерти ал-Муста'ина, вероятно в Зу-л-Ка'де 252 г.; получив это известие, 'Иса согласился ехать в Ирак. Поэтому мы можем считать, что все рассказанное ал-Я'кубием об 'Исе с того времени, когда он отказался присягнуть ал-Му'таззу, и до отъезда 'Исы в Ирак произошло от Мухаррема до Зу-л-Ка'ды 252 г. Какова же была настоящая причина отказа 'Исы присягнуть ал-Му'таззу? По этому вопросу мы можем предположить следующее: захватив в свои руки Палестину, 'Иса вступил в переговоры с Бугой, добиваясь своего утверждения. Буга, конечно, потребовал крупную взятку. 'Иса, скупой как араб, стал торговаться; в это смутное время, когда в Ираке боролись два халифа, он не особенно нуждался в утверждении. Тогда Буга отказался утвердить 'Ису. В это время ал-Муста'ина низлагают. 'Иса тотчас выступает его приверженцем, рассчитывая, что ал-Муста'ин, когда снова овладеет престолом, утвердит его даром, в благодарность за его верность. Но ал-Муста'ин убит; тогда 'Иса, не считая себя достаточно силъным чтобы вступить в рискованную борьбу с единственным законным халифом, едет в Ирак и везет с собою деньги для уплаты Буге. Тот, получив требуемое, утверждает 'Ису. Об 'Иcе см. еще в указателе) овладел сирийскими областями в царствование ал-Мухтеди. Когда ал-Мухтеди умер и воцарился ал-Му'тамид, то послал Ибн-Шейху предложение назначить его правителем Армении с тем, чтобы он удалился из Сирии, получив прощение. Тот согласился на это и уехал из нее в 256-м году (9 Дек. 869—28 Ноябр. 870 г. п. Р. X.). Тогда ее правителем стал Ахмед-ибн-Тулун... Битва при ат-Тавахине. /Стр. 31-32/ И сразились ал-Му'тадыд и Хамаравейхи при ат-Тавахине близ Рамлы. Сначала победа оказалась на стороне Абу-л-'Аббаса ал-Му'тадыда, и Хамаравейхи с теми, которые вместе с ним упали духом, бежал в Египет, а Абу-л-'Аббас расположился в шатре Хамаравейхи, не сомневаясь в своей победе. Тогда выступил бывший в засаде отряд Хамаравейхи, напал на врагов, сразился с ними, они бежали и рассеялись. Эмир Абу-л-Аббас пошел назад, пока не дошел до Антиохии. Мухаммед-ибн-Дивдад, известный под именем ал-Афшина-ибн-абу-с-Саджа, обиженный грубыми словами Абу-л-'Аббаса, отделился от него еще до битвы при ат-Тавахине и овладел Халебом; вместе с ним был Исхак-ибн-Кендадж... Ибн-Раик. /Стр. 45/ И вышел Абу-Бекр-ибн-Раик в месяце Paби'e II 327-го (26 Янв.—23 Фев. 939 г. п. Р. X.) года, и говорят, что он вошел в Халеб в 328-м году (18 Окт. 939—5 Окт. 940 г. п. Р. X.). Отсюда он пошел воевать [535] против ал-Ихшида Мухаммеда-ибн-Тагадж-ибн-Джуффа ал-Фергания, оставив в Халебе наместником от своего имени Мухаммеда-ибн-Яздада. Между Абу-Бекром-ибн-Раиком и ал-Ихшидом произошла битва, в которой ал-Ихшид был разбит; он отдал Дамаск Ибн-Раику и удовольствовался Рамлой и Египтом. Затем между ними произошла в ал-Джифаре другая битва, в которой был взят в плен Абу-л-Фатх Музахим-ибн-Мухаммед-ибн-Раик. И Ибн-Раик вернулся в сопровождении немногих, чтобы освободился его сын. И был убит Абу-Наср-ибн-Тагадж, и Ибн-Раик завернул его в саван, положил его в ящик и послал его к брату его, Ал-Ихшиду, с сыном своим Музахимом, приказав передать: я не желал убить твоего брата. Вот я посылаю к тебе моего сына, дабы он послужил тебе искупительной за убитого жертвой. Тогда ал-Ихшид пожаловал ему почетные платья, подарил ему много денег и отправил его назад. Это случилось в 329-м году... Сейф-ад-даула в Дамаске. Ал-Ихшид скончался в Дамаске в Зу-л-Хиджже /Стр. 54/ 334-го года, а по другим сведениям в Мухарреме 335-го года. Его преемником сделался его сын Абу-л-Касим Онуджур, а управление делами взял в свои руки евнух Абу-л-Миск Кафур. Между тем Сейф-ад-даула, как было сказано, старался овладеть всей Сирией (Уже в 333-м году Сейф-ад-даула, разбив войска ал-Ихшида, вступил в месяце Рамадане в Дамаск. Отсюда он предпринял экспедицию против бедуинов, а когда вернулся, то жители Дамаска не впустили его к ceбе. Узнав об этом, ал-Ихшид, который стоял в Рамле, двинулся против Сейф-ад-дауды. Когда он прибыл в Табарию, то Сейф-ад-даула ушел без боя в Халеб, так как большинство его воинов передалось ал-Ихшиду. Тогда этот последний пошел дальше к Киннесрииу (стр. 52—3 араб, текста)). Когда ал-Ихшид умер, Кафур [536] отправился с войсками своего господина из Дамаска в Египет, которым в это время овладел один магребинец. Кафур стал воевать против него и победил его. Между тем Дамаск оставался без войск. Тогда Сейф-ад-даула пожелал овладеть им, подошел к нему и взял его; Янис ал-Мунисий с отрядом войска просил у него пощады. И остался Сейф-ад-даула в Дамаске, и взимал с него харадж. Затем к нему в Дамаск прибыла мать его, Ну'м, мать Сейф-ад-даулы. И пошел Сейф-ад-даула в Табарию. Однажды Сейф-ад-даула прогуливался с шерифом ал-'Акыкием в Гуте, в окрестностях Дамаска, и сказал ал-'Акыкию: этой Гуте следует принадлежать лишь одному человеку. — Она принадлежит многим, ответил шериф ал-'Акыкий. Тогда Сейф-ад-даула сказал ему: если ее земли отдать на откуп, то жители ее будут обобраны. Ал-'Акыкий запомнил это и сообщил об этом дамаскинцам. И стал /Стр. 55/ Сейф-ад-даула притеснять дамаскинцев, требуя выдачи сумм и вещей, оставленных на хранение ал-Ихшидом. Дамаскинцы списались с Кафуром, и он вышел во главe египетских войск в сопровождении Онуджура-ибн-ал-Ихшида. Тогда Сейф-ад-даула вышел в ал-Леджжун и простоял несколько дней в Аксале (См. Якут, геогр. лекс. I, 342) вблизи лагеря ал-Ихшида. И разбрелось войско Сейф-ад-даулы по полям для сбора фуража. Ихшидиты узнали об этом и двинулись на него. Сейф-ад-даула [537] въехал на возвышенность и увидал, что они наступают в боевом порядке. Тогда он вернулся в свой лагерь, и вывел своих. Завязался бой. Многие из его приверженцев были убиты, многие были взяты в плен, и Сейф-ад-даула бежал в Дамаск, взял с собой мать свою и бывших там людей своих и имущество свое и ушел, пока дамаскинцы еще не узнали о сражении. Это случилось в Джумаде II 335-го года (28 Дек. 946-25 Янв. 947 г. п. Р. X.)... |
|