|
XI. Ибн-Миcкaвeйxи. (ум. 1030). Абу-'Алий Ахмед-ибн-Мухаммед-ибн-Я'куб-ибн-Мискавейхи был доверенным лицом и казначеем бувейхидского султана 'Адуд-ад-Дауле. Он славился как филолог, философ и врач. Из его сочинений известны: 1. Теджариб-ал-Умам (испытания народов). Шестая часть этого историче-ского сочинения, доведенного до смерти 'Адуд-ад-Дауле, издана de Gоеjе под заглавием: Fragmenta historicorum arabiсогum. Tomus secundus, continens partem sextam operis Tadjaribo 'l-Omami, auctore Ibn Maskowaih, Lugd. Batav. 1871. 2. Адаб-ал-араб уа-л-фурс (наставления арабов и пер-сов). Извлечения из этого сочинения были изданы и переведены на латинский и на испанский языки. См. Хадж и-Хальфа 310, 2430, 3993 и Index № 1414. — Wuestenfeld, Die Geschichtschr. d. Araber, 59—60. Нижеследующие извлечения переведены по изданию де-Гуэ. Восстание в Палестине. /Стр. 526/ В этом (227-м году хиджры (21 окт. 841—9 Окт. 842 г. по Р. X.) году ал-Мубарка' ал-Яманий возмутился в Палестине против правительства. Причиной восстания его было нижеследующее обстоятельство: во время отсутствия его один солдат [325] захотел остановиться в его доме, в котором находилась или жена, или сестра его. Она не хотела пустить его, и он ударил ее своей плетью. Она подняла руку для защиты, и на руке остался след плети. Когда Абу-Харб вернулся домой, она заплакала, пожаловалась на поступок солдата и показала ему оставшийся на руке след удара. Тогда он взял свой меч, подошел к солдату, не ожидавшему нападения, ударил его и убил его. Затем он бежал, окутав свое лицо покрывалом, чтобы его не узнали, и пришел на одну из гор урдуннских. Правительство стало разыскивать его, но никто не мог сказать, куда он девался. Он появлялся на своей горе покрытый покрывалом, заметившие его подходили к нему, и он увещевал их жить по правде и бороться против кривды, говорил о правительстве и порицал его. И он не переставал так действовать, пока не примкнуло к нему некоторое количество земледельцев и поселян. Выдавал он себя за омейяда, и его приверженцы говорили, что он — ас-Суфьяний. Когда у него набралось много сторонников и последователей вышесказанного класса, он занялся пропагандой среди знати, и на его сторону перешло немало вождей йеменитов и несколько дамаскинцев. Известие об этом дошло до ал-Му'тасима в то время, когда он был болен той болезнью, которая свела его в могилу. Он послал против Абу-Харба Раджа-ибн-Эйюба ал-Хидария приблизительно с тысячью солдат. У Абу-Харба было около ста тысяч человек. Тогда Раджа не захотел вступить с ним в бой, расположился лагерем против него и стал выжидать. Когда наступило время обработки полей, и земледельцы разошлись от него, у Абу-Харба [326] осталось около двух тысяч. Тогда Раджа выступил, /Стр. 527/ чтобы сразиться с ним. Внимательно рассмотрев войско покрытого вуалью, Раджа не заметил в нем ни одного витязя, кроме Абу-Харба, и сказал своим: не спешите покончить с ним, ибо он покажет своим, каков он. Покрытый вуалью не замедлил ринуться в атаку. И сказал Раджа своим: расступитесь перед ним! Они расступились перед ним. Затем он вторично ринулся на них, и Раджа сказал: пропустите его и, когда он захочет вернуться, преградите ему дорогу и схватите его. И они окружили его, стащили с его верхового животного, взяли его в плен, и Раджа отправил его к ал-Му'тасиму. Меры ал-Мутеваккиля против зиммиев. /Стр. 545/ В этом (235-м) году (26 Июля 849—14 Июля 850 г. по Р. X.) ал-Мутеваккиль приказал заставить христиан и зиммиев: надевать желтое (платье) и кушаки; ездить на седлах с деревянными стременами; приделывать два шарика к задней части седла; изменить калансувы тех, кто носит их; изменить одеяния их женщин, сделав их изары желтыми, чтобы их можно было узнавать. То же самое было приказано и их рабам. И ал-Мутеваккиль запретил им носить пояса и приказал, чтобы при входе в баню у них был колокольчик, дабы их можно было узнать; и приказал разрушить их вновь выстроенные церкви, отобрать десятую часть их домов, и если отобранное место окажется просторным, то обратить в мечеть, а если мечеть устроить [327] неудобно, то обратить в площадь. И он приказал пригвоздить у входов в их дома изображения чертей, сделанные из дерева, дабы была разница между их домами и домами мусульман. И он запретил пользоваться их услугами в тех канцеляриях и государственных учреждениях, решения которых касаются мусульман. И он запретил их детям учиться в мусульманских школах или у мусульманина. И он запретил им во время их праздников выносить их кресты на улицу и ходить по улицам со свечами. И приказал сравнять их могилы с землей, дабы они не походили на могилы мусульман. И он написал об этом правителям своих областей. |
|