|
ИБН СА'ДПРОСТРАННАЯ КНИГА РАЗРЯДОВКИТАБ АЛ-ТАБАКАТ АЛ-КАБИР Переведено по: Ibn Saad Biographien Muhammeds, seiner Gefahrten und der spateren Tra'ger des Islams bis zum Jahre 230 der Flucht. Bd. V. Biographien der nachfolger in Medina, hrsg. von K. V. Zettersteen, Leiden, 1905. Нам сообщил Мухаммед ибн Умар со слов Иахйи ибн Халида ибн Динара со слов Абу Бакра ибн Мухаммада ибн Амра ибн Хазма о том, что этот последний сказал: Умар ибн Абд ал-Азиз мне писал: Приведи в порядок диваны и рассмотри любую несправедливость, совершённую моими предшественниками относительно прав муслимов и му'ахидов, восстанови их, а если люди, которым была причинена несправедливость, уже умерли, то права их верни их наследникам. Ибн Са'д, т. 5, стр. 252. Нам сообщил Мухаммад ибн Умар со слов Дауда ибн Халида со слов Мухаммада ибн Кайса о том, что этот последний сказал: Когда Умар ибн Абд ал-Азиз пришел к власти, он снял макс — незаконный налог с каждой земли (муслима) и джизью с каждого муслима. Ибн Са'д, т. 5, стр. 254. Нам сообщил Мухаммад ибн Умар со слов Умара ибн Мухаммада ал-Аслами со слов Амра ибн ал-Мухаджира со слов Умара ибн Абд ал-Азиза о том, что он не обязывал населения городов оказывать гостеприимство (муслимам). Ибн Са'д, т. 5, стр. 258. Нам сообщил Мухаммад ибн Умар со слов Сувайда со слов Ху-сайна о том, что Умар ибн Абд ал-Азиз говорил: (Если кто-либо) принимает ислам, то джизью — на чашки весов, с него она не взимается. Ибн Са'д, т. 5, стр. 262. Нам сообщил Мухаммад ибн Умар со слов Умара ибн Мухаммада со слов Амра ибн ал-Мухаджира со слов Умара ибн Абд ал-Азиза относительно зиммья, принявшего ислам за день до конца (отчетного) года. Он говорил: С него джизья не взимается. Ибн Са'д, т. 5, стр. 268. Нам сообщил Абдаллах ибн Джа'фар со слов Абу-л-Малиха со слов Маймуна о том, что этот последний сказал: Один из наместников Умара ибн Абд ал-Азиза пришел к нему, а тот его спросил: Сколько садака ты собрал? Он ответил: Столько и столько. Умар спросил: А сколько собрал твой предшественник? Он ответил: Столько и столько. Он назвал сумму, превосходившую собранную им сумму. Умар спросил: Откуда же он ее собрал? Он ответил: Повелитель верующих, он брал с лошади один динар, со слуги — один динар, с фаддана — пять дирхемов, а ты все это отбросил. Умар сказал: Клянусь Аллахом, не я, а Аллах их отбросил. Ибн Са'д, т. 5, стр. 277. Нам сообщил Са'ид ибн Мансур со слов Йа'куба ибн Абд ар-Рахмана со слов своего отца о том, что Хаййан ибн Шурайдж, на-.местник Умара ибн Абд ал-Азиза в Египте, написал ему о том, что люди зимма поспешили к исламу и (тем самым) расстроили джизью. Умар в ответ написал: А что после. Аллах послал Мухаммада для того, чтобы он призывал к исламу, а не для того, чтобы он [126] собирал налог. Когда это мое письмо дойдет до тебя, а зиммии, поспешив к исламу, расстроят джизью, ты сверни в свиток свое письмо и прими (у них ислам)” Ибн Са'д, т. 5, стр. 283. Нам сообщил Ахмад ибн Мухаммад ибн ал-Валид со слов Абд ар-Рахмана ибн Хасана со слов своего отца о том, что Умар ибн Абд ал-Азиз, будучи халифом, написал своему наместнику в Хурасане ал-Джарраху ибн Абдаллаху ал-Хаками, приказывая ему призвать к исламу плательщиков джизьи. Если они перейдут в ислам, то ислам их принять, а джизью с них снимать, у них (после этого) будут одинаковые с мусульманами права и одинаковые с ними обязанности. Один из знати населения Хурасана сказал Умару: Клянусь Аллахом, он призывает их к исламу только при условии снятия с них джизьи, а ты проверь их, заставляя их совершить обряд обрезания. Умар ему ответил: Тем самым я их [127] оттолкну от ислама, если они уже приняли ислам и он у них будет добродетельным, то они поспешат совершить обряд обрезания. Таким образом при нем приняли ислам около 4 тыс. (человек из населения Хурасана), Ибн Са'д, т. 5, стр. 285. (пер. Л. И. Надирадзе) |
|