|
ИБН КУТАЙБА(213/828—276/889 гг.) Абу Мухаммед 'Абдаллах ибн Муслим ибн Кутайба ал-Куфи ал-Марвази ад-Динавари родился в 213/828 г. в Куфе. Его отец происходил из Мерва, отчего Ибн Кутайба получил свою нисбу ам-Марвази. Таким образом, можно говорить о его иранском происхождении. Некоторое время Ибн Кутайба жил и преподавал в Багдаде, затем был кадием в городе Динавар в провинции Джибал, почему получил свою вторую нисбу — ад-Динавари. Позднее он вновь преподавал в Багдаде, где и умер 1 раджаба 276 г. /30 октября 889 г. Ибн Кутайбу считают первым представителем багдадской грамматической школы. Однако его интересы выходили далеко за рамки филологии. Не будет преувеличением сказать, что ему не были чужды все отрасли науки того времени. В своих многочисленных произведениях (известно 24 названия его трудов) он хотел доставить видному и влиятельному сословию секретарей — "куттаб" — необходимые для их профессии пособия по литературному и историческому образованию. Главными, дошедшими до нас полностью или частично трудами Ибн Кутайбы являются "Китаб 'уйун ал-ахбар" ("Книга источников рассказов"), посвященный адабу, "Китаб табакат аш-шу'ара" ("Книга категорий поэтов"), посвященный биографиям поэтов, "Китаб адаб ал-катиб" ("Книга искусства писца") — справочник для секретарей по стилистике. В качестве самостоятельных дополнений к сочинению "Китаб 'уйун ал-ахбар" Ибн Кутайба написал несколько других произведений. Одно из них, под названием "Китаб ал-ма'ариф" ("Книга познаний"), содержит небольшой рассказ об африканских народах. Это произведение является одним из самых старых (если не самым старым) арабских исторических сочинений. Ибн Кутайба не упоминает в нем ни одной книги в качестве своего источника, но часто называет своих информаторов и цепи равиев вплоть до современников события, о котором идет речь. Многие события, о которых говорится в книге Ибн Кутайбы, были, видимо, впервые записаны им. Сочинение "Китаб ал-ма'ариф" было издано в середине прошлого века Ф. Вюстенфельдом, который привлек для издания три рукописи из пяти известных. Включенный в настоящее издание отрывок из этого сочинения, касающийся народов Африки, принадлежит равию Вахбу ибн Мунаббиху и относится [21] к 110/728 г. В отрывке приводятся библейские представления о происхождении народов африканского материка; кроме того, перечисляются некоторые народы северо-восточной части Африки, указываются предметы их питания. Арабский текст отрывка сочинения Ибн Кутайбы взят из издания Вюстенфельда. Перевод выполнен по этому же изданию. Литература F. Wuestenfeld. Ibn Coteibas Handbuch der Geschichte. Goettingen, 1850, стр. 13—14. С. Broeckelmann. Ibn Kutaiba. El, II, стр. 423—424. С. Broeckelmann, GAL, I, стр. 120; SB, I, стр. 184. КНИГА ПОЗНАНИЙКИТАБ АЛ-МА'АРИФ |13|...Сказал Вахб ибн Мунаббих: "Воистину, Хам сын Ноя был человеком с белым, красивым лицом и телом. Но Аллах, велик он и славен, изменил цвет [кожи] у Хама и у его потомков из-за того, что тот поносил своего отца. И вот Хам удалился, и дети его последовали за ним. Они поселились на берегу моря. Увеличил Аллах их число и приумножил их. А они — черные. Пищей их была рыба. Они точили свои зубы, |14| пока не делали их подобными иглам, для того чтобы к ним прилипала рыба. "Некоторые из детей Хама поселились в Магрибе. И родил Хам Куша ибн Хама, Кан'ана ибн Хама и Фута ибн Хама. Что касается Фута, то он отправился в путь и поселился в землях ал-Хинда и ас-Синда, и жители тех земель произошли от его сыновей. Что же касается Куша и Кан'ана, то племена черных — ан-нуба, аз-зиндж, ал-каран, аз-зугава, ал-хабаша, копты и берберы — произошли от детей их обоих" ... (пер. Л. Е. Куббеля, В. В. Матвеева) |
|