|
ЙАХЙА ИБН АДАМКНИГА О ХАРАДЖЕКИТАБ АЛ-ХАРАДЖ “Китаб ал-харадж” Йахйи ибн Адама (ум. 818). Этот труд [7] посвящен тем же вопросам, что и “Китаб ал-харадж” Абу Йусуфа. Он, как об этом пишет востоковед Бен Шемеш, не результат самодеятельного творчества Йахйи ибн Адама, а сборник хадисов по социально-экономическим вопросам раннего халифата. Все они собраны не с целью подтверждения определенной задуманной автором системы, что и делает работу Йахйи ибн Адама особенно ценной для исследователя. Многие сообщения Йахйи ибн Адама исходят от лиц, живших на грани правления двух династий — Омейядов и Аббасидов, до начала дискуссии между различными юридическими школами. Среди этих лиц — учителя Йахйи ибн Адама, законоведы ал-Хасан ибн Салих (ум. 783), Шарик ибн Абдаллах (ум. 803), Суфйан ибн Саид (ум. 777). Йахйа ибн Адам, живя в эпоху сложения основных юридических школ, но не примыкая ни к одной из них, беспристрастно приводит противоречивые мнения своих современников и предшественников, не делая попытку примирить их между собой. Переведено по: Le Livre de l'impot foncier de Yahya ibn Adam, publie par Th. W. Juynboll, Leide, 1896. Шейх Абу Абдаллах ал-Хусайн ибн Али Ахмад ибн ал-Бусри, нам сообщая, сказал: Абу Мухаммад Абдаллах ибн Йахйа ибн Абд ал-Джаббар ас-Суккари в мухарраме 416 года (4 марта — 2 апреля 1025г.), сообщая нам, сказал: Абу Али Исмаил ибн Мухаммад ибн Исмаил ас-Саффар, читая ему, сказал: Абу Мухаммад ал-Хасан ибн Али ибн Аффан ал-Куфи, передавая нам, сказал: Йахйа ибн Адам ибн Сулайман ал-Кураши, передавая нам, сказал: ал-Хасан ибн Салих сказал: Мы слышали, что ганима — это то, что захватили муслимы в сражении, что взято посредством оружия, а фай — это то, что они получают по условиям (мирного) договора, говоря так о джизье и харадже. Ал-Хасан ибн Салих сказал: То, что было брошено бежавшими жителями без сражения, принадлежит посланнику Аллаха — да благославит его Аллах да приветствует — для чего муслимам не пришлось гнать ни коней, ни верблюдов (Коран, LIX, 6. И что дал Аллах в добычу от них своему посланнику, для этого не пришлось вам гнать ни коней, ни верблюдов, но Аллах дает власть своим посланникам, над кем хочет). Посланник Аллаха поступит с этим по своему усмотрению. Йахйа сказал: Я спросил ал-Хасана: А если муслимы сражались пешими до того, пока они не одержали победы? Он ответил: То принадлежит им. Сказал: Что касается ганима, то из нее одна пятая часть — хумс — принадлежит Аллаху — всемогущий он и великий — она возвращена Аллахом тем, кого он перечисляет: “и посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путнику” (Коран, VIII, 42) и ее кроме них не дают никому. Йахйа ибн Адам, стр. 3. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Суфйана со слов Са'ида со слов Алкама ибн Сарсада со слов своего отца о том, что он сказал: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — относительно мусульман-бедуинов говорил: Они не имеют какой-либо доли из фая и ганима, если они не участвуют с остальными мусульманами в джихаде. Йахйа сказал: Умар ибн ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах — сказал: Нет мусульманина, не имеющего права в этом фае, не считая тех, кем овладели ваши десницы (Т. е. рабов. Коран, IV, 3). Нам сообщил ал-Хасан со слов Йахйи со слов Усмана ибн Миксама ал-Бурри со слов Амра ибн Убайда о том, что ал-Хасан говорил: Фай и ганима — постановления, не подлежащие аннулированию. Йахйа сказал: Я слышал, Шарик ибн Абдаллах говорил: Земля хараджа — это земля, (завоеванная) на основе договора, предусматривающего уплату ее владельцами хараджа в пользу мусульман. (Тогда) я спросил его: А как ты думаешь относительно Савада Куфийского? Он ответил: Он завоеван посредством оружия, следовательно, он относится к фаю, но жители его были оставлены. Они платили какую-то определенную плату, но не харадж. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Зийада ибн Абдаллаха ибн ат-Туфайла о том, что Мухаммад ибн Исхак говорил: Я спросил Ибн Шихаба о Хайбаре, и он мне сказал, что, как ему передавали, посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — завоевал Хайбар посредством оружия, после сражения. Хайбар был из того, что доставил Аллах своему посланнику в качестве фая — добычи. Он отделил от него хумс — пятую часть, а остальное разделил между муслимами. Жители Хайбара сдались на условиях выселения, но посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — призвал их к обработке земли на издольных началах. Йахйа ибн Адам, стр. 6—7. Йахйа сказал: Мы слышали какой-то хадис о том, что два человека из населения Уллайса приняли ислам. Умар вычел их джизью из совокупной суммы хараджа по той причине, что жители Уллайса имели договор. Йахйа сказал, что Хасан говорил: Кто из населения, завоеванного на основе договора, принимает ислам, с его головы и с его земли снимают харадж. Земля его становится ушурной, если [121] только он не принадлежит к жителям, завоеванным на основе договора, предусматривающего взимание с их головы джизьи, а с их земли — хараджа. Если кто-нибудь из них обратится в ислам, с его головы снимают джизью, а с его земли взимают по-прежнему харадж. Йахйа сказал, что Хасан говорил: Что касается этого нашего Савада, то, как мы слышали, (в прошлом) им владели набатейцы, но они были побеждены персами, и они платили им харадж. Муслимы, одержав победу над персами, оставили Савад и тех, кто сражался с ними из набатейского населения, и дихканов в их первоначальном положении. Они наложили на головы мужчин джизью, а то, что из земли было в их руках, они измерили и наложили на это харадж. Они конфисковали всю землю, которая не была во владении кого-либо, и она стала савафи имама. Йахйа сказал: Доказательством того, что земля, которая не обложена налогом харадж, становится ушурной, когда ее собственник принимает ислам, Хасан приводил ответ Умара одному человеку, когда этот последний сказал: Я принял ислам и освободи мою землю от хараджа. Умар ему ответил: Твоя земля завоевана посредством оружия, она не из той земли, о которой заключили, договор. Умар наложил харадж на все принадлежащие им обработанные, а также необработанные земли, доступные для орошения и обработки, независимо от того, обрабатывал или не обрабатывал ее собственник. Хасан сказал: Если только он не бросил землю (необработанной) по уважительным причинам. (В таких случаях) харадж eго уменьшают и не налагают на него выше его платежеспособности. Относительно земли хараджа, которая принадлежит зиммьям, Хасан говорил: Если кто-либо из них принимает ислам, он (после этого) свободный муслим, джизья с его головы снимается, а относительно его земли он выбирает: если хочет, он остается на этой земле, платя то, что он платил (до своего обращения), если хочет, он бросает ее, и забирает ее имам в пользу всех мусульман вместе с теми (землями), которыми он владел из земель, находившихся в руках персов, (земель) тех, кто из них был убит во время сражений, и (земель) тех, кто бежал и бросил свою землю. Все земли без собственника должны быть измерены и они не подлежат обложению (налогом) харадж. Хасан сказал: Все эти земли принадлежат муслимам, и имам может, если он этого пожелает, заселить их теми, кто их обработает, будет платить с них определенную сумму в казну мусульман, а разницу возьмет себе, захочет — имам может нести расходы на них за счет казны мусульман, сдать в аренду (наймитам), которые обработают их, а доход с них будет принадлежать муслимам, если хочет, он может пожаловать ими тех из муслимов, коих он считает полезными (для ислама). Сказал Йахйа: Хасан ибн Салих осуждал покупку земли [122] хараджа и не видел никакого зла в покупке земли сулх, такой, как земля населения Хира и подобных. Йахйа ибн Адам, стр. 7—8. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов ал-Хасана ибн Салиха со слов Ибн Абу Лайла о том, что этот последний говорил: Умар ибн ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах — вернул и оставил жителям Савада их земли. Он заключил с ними договор относительно хараджа. Сказал: Ибн Абу Лайла не видел никакого зла в их покупке. Йахйа сказал: Хасан ибн Салих высказывался о людях хараджа, на головы которых Умар ибн ал-Хаттаб наложил джизью 48, 24, 12 (дирхемов). Он говорил: Нельзя наложить на них больше этого, а кто не в состоянии платить его, тому облегчают. А что касается их земель, то на них — харадж, наложенный Умаром ибн ал-Хаттабом на каждый джариб но кафизу и по одному дирхему, с финиковых пальм, виноградников и фруктовых деревьев взимают то, что на них наложил Умар. Если они в состоянии платить больше этого, то все равно им не увеличивают этого налога, а если они не в состоянии платить, то он подлежит уменьшению. На них не налагают выше их платежеспособности, как сказал Умар. Йахйа ибн Адам, стр. 9. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ас-Салама ибн Харба со слов Убайдаллаха ибн Умара со слов Нафи'а со слов Ибн Умара о том, что он сказал: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — сдал Хайбар в издольную аренду из половины его посевов и плодов. Он давал своим женам ежегодно по 100 васков: 80 васков сухих фиников и 20 васков ячменя. После прихода Умара ибн ал-Хаттаба — да будет доволен им Аллах — к власти, он разделил Хайбар. Женам пророка — да благословит его Аллах да приветствует — он дал выбирать: или брать землю, или получать каждый год васки. Они разошлись во мнениях: часть их выбрала васки, часть предпочла, чтобы им пожаловали землю. Айша и Хафса были из числа жен, выбравших васки. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Джарира ибн Абд ал-Хамида со слов Лайса со слов Нафи'а: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — дал Хайбар его жителям (для обработки) из половины, а финиковые пальмы, как мы полагаем, из одной пятой (сбора). Он оставался в их владении в течение жизни посланника Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — Абу Бакра — да будет доволен им Аллах. Потом Абдаллах ибн Умар пришел к ним по какому-то делу, они напали на него ночью и ранили. Умар обвинил их в этом и изгнал их из Хайбара. Он разделил его между муслимами, участвовавшими в его завоевании. Он назначил долю и женам пророка — да благословит его Аллах да приветствует — и сказал: Если кто-либо из вас захочет, может взять цену этой доли, а если кто-либо захочет, может взять имение, которое будет принадлежать ей и ее наследникам. Йахйа ибн Адам, стр. 24—25 Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слав Йахйи со слов Абу Бакра ибн Аййаша со слов ал-Калби со слов Абу Салиха со слов Ибн Аббаса о том, что он говорил: Хайбар разделили (после завоевания) на I тыс. 580 участков. Число тех, кто участвовал (в походе) ал-Худайбийа, достигло 1 тыс. 540 человек, а тех, кто был с Джа'фаром в Абиссинии, — 40 человек. У мусульман в этом сражении было около 200 лошадей. При дележе добычи лошади дали две доли, а ее владельцу — одну долю. Абу Бакр сказал: Посланник .Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — потом поделил землю бану надир между мусульманами (и землю бану) курайза, но (землю) Фадака он не разделил. Сказал: А Умар ибн ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах — не разделил между мусульманами и этого нашего Савада. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абу Бакра, который сказал: Ал-Хасан ал-Басри бывало говорил: То, что в лагере, принадлежит тем, кто его захватил, а земля принадлежит муслимам. Абу Бакр сказал: Имам может выбирать: захочет — делит землю, захочет — оставляет ее (неразделенной). Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов ал-Калби: Пророк — да благословит его Аллах да приветствует — не наделил никого в Хайбаре, кроме участников ( похода) Худай-бийа и спутников Джа'фара, бывших с ним в Абиссинии. Йахйа ибн Адам, стр. 26—27. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Зийада ал-'Бакка'и со слов Мухаммада ибн Исхака со слов [89] Абдаллаха ибн Абу Бакра о том, что он сказал: Жители Хайбара были осаждены посланником Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — в двух крепостях — ал-Ватих и ас-Сулим. Осознав свою обреченность, они попросили, чтобы он их отпустил и сохранил им жизнь. Он так и сделал. К этому времени посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — уже владел всем их имуществом: аш-Шикка, ан-Натат, ал-Катиба'и всеми их крепостями, не считая этих двух. Когда жители Фадака услышали, как поступили муслимы, они послали к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — (гонца) и попросили, чтобы он их отпустил и сохранил им жизнь, а они оставят ему свое имущество. Йахйа ибн Адам, стр. 27—28. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ас-Салама ибн Харба со слов Исмаила ибн Абу Халида со слов Кайса ибн Абу Хазима о том, что он говорил: Умар дал Джариру и его племени четверть Савада. Они владели этой четвертью два или три года, а потом Джарир вместе с Аммаром пришел к Умару, и тот ему сказал: Джарир, если бы я не нес ответственность за раздел (земли), то я непременно оставил бы ( вам ) то, чем вы владели. Однако думаю, что ты должен вернуть его муслимам. [19] Джарир вернул его им, а Умар дал членам племени баджила по 80 динаров. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов ибн Аб|у Зайда со слов Исмаила ибн Абу Халида со слов Кайса ибн Абу Хазима о том, что он сказал: В день ал-Кадисии мы составляли четверть (всего) войска. Умар дал нам четверть Савада, и мы владели этой четвертью три года. Потом после этого Джарир пришел к Умару, и тот сказал ему: Клянусь Аллахом, если бы я не был ответственным за раздел (земли), вы бы имели то, что я вам выделил. Но я думаю, чтобы вы вернули его муслимам. Джарир так и поступил, а Умар дал ему 80 динаров. Йахйа ибн Адам, стр. 29. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Ибн Мубарака со слов Суфйана ибн Са'ида о том, что он говорил: Когда над вражеской страной будет одержана победа, имам выбирает: если он пожелает, то делит земли, имущество и пленных после изъятия из них хумса — одной пятой части, а если пожелает, то оказывает милость побежденным и оставляет им их земли и имущество, а они будут зиммьями муслимов, как поступил Умар ибн ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах — с жителями Савада. Если он оставляет (им их земли и имущество), они становятся людьми договора, они наследуют и продают свои земли. Йахйа сказал: Я слышал, Хафс ибн Гийас говорил: (Эта земля) может быть продана, может быть использована для покрытия долга и может быть разделена между сонаследниками. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слое Йахйи, который говорил, что Ибн Мубарак от Абу Ханифа рассказывал такой же хадис, какой передают от Суфйана ибн Са'ида. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Суфйана ибн Уйайна со слов Ибн Абу Наджиха со слов Муджахида о том, что он сказал: Если жители какого-нибудь города, завоеванного посредством оружия, обратятся в ислам до раздела [131] добычи), то они свободны, а имущество их принадлежит муслимам. Йахйа говорит: Я раз слышал, Суфйан сомневался в какой-то части этого хадиса. Йахйа ибн Адам, стр. 31. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов ас-Сулба ибн Абд ар-Рахмана аз-Зубайди со слов Мухаммада ибн Кайса ал-Асади, который говорил: Во время правления Умара ибн Абд ал-Азиза спросили аш-Ша'би о том, имели ли жители Савада договор. Он ответил: У них (сначала) не было договора, но когда (муслимы) согласились на то, (что они будут платить) харадж, у них стал договор — ахд. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Хатима ибн Исмаила и других наших учителей со слов Мухаммада ибн Кайса со слов аш-Ша'би подобный же хадис. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Хасана ибн Салиха со слов Ибн Абу Лайла о том, что он говорил: Умар ибн ал-Хаттаб — да будет им доволен Аллах — вернул жителям Савада их земли и заключил с ними договор на условии (уплаты) хараджа. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Хафса ибн Гийаса со слов Ибн Абу Зи'ба со слов аз-Зухри о том, что он сказал: Относительно тех, кто из населения Бахрайна принимал ислам, посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — решил: Они сохраняют жизнь и движимое имущество, но не землю, она в качестве фая принадлежит всем мусульманам. Это потому, что жители Бахрайна (при завоевании) не принимали ислама и выказывали упорство. Йахйа ибн Адам, стр. 33. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов ал-Хасана ибн Салиха, а Абу Али ас-Саффар говорит: Я полагаю, что это со слов Мансура со слов Убайда Абу-л-Хасана со слов Абдаллаха ибн Мугаффала ал-Музани о том, что никакая земля по эту сторону ал-Джибала не может быть продана, не считая земли бану салуба и земли Хира. Жители их имеют договор. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи, который сказал: Хасан ибн Салих бывало говорил: Мы слышали, что землю по эту сторону ал-Джибала относят к фаю, а по ту сторону — к землям, имеющим договор. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов ал-Муфаддала ибн Мухалхила со слов Мансура со слов Убайда Абу ал-Хасана со слов Абдаллаха ибн Мугаффала ал-Музани о том, что он говорил: Не одобряется продажа земли на эту сторону ал-Джибала, не считая земли бану салуба и земли Хира. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Шарика со слов Хаджжаджа со слов ал-Хакама со слов Ибн Мугаффала о том, что он говорил: Жители Савада не имеют договора-ахда, не считая населения Хира, Уллайса и Баникйа. Шарик сказал: Жители Баникйа показали Джариру ибн Абдаллаху брод, или он сказал два брода, а жители Уллайса оказали Абу Убайда гостеприимство и показали им что-то, как полагает Йахйа, незащищенное место у врага. Йахйа ибн Адам, стр. 34—35. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Хасана ибн Салиха со слов Аш'аса со слов аш-Ша'би о том, что он говорил: Халид ибн ал-Валид заключил договор с жителями Хира и Айн ат-Тамра. Оказал: Он написал об этом Абу Бакру — да будет доволен им Аллах — и получил его согласие. Йахйа сказал: Я спросил ал-Хасана ибн Салиха: Жители Айн ат-Тамра в таком ли положении, в каком жители Хира, то есть наложена ли определенная сумма на них самих, а на их земли ничего не наложено? Он ответил: Да. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов ал-Хасана ибн Салиха со слов ал-Асвада ибн Кайса со слов своего отца, который говорил: Мы дошли до Хира и заключили с ее жителями договор на 1000 дирхемов и одно седло. Сказал: Я спросил моего отца: Что же вы сделали с этим седлом? Он ответил: У одного из наших не было седла. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ар-Рахима со слов Аш'аса со слов ал-Хакама, который говорил: Им разрешалось покупать землю Хира, потому что они имели договор. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов ал-Хасана ибн Салиха со слов Муджалида ибн Са'ида, который говорил: С жителями Хира заключили договор на (определенную сумму), распределяемую ими, а с головы мужчин ничего не взимали. Йахйа ибн Адам, стр. 35—36. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Хасана ибн Салиха со слов Аш'аса со слов Ибн Сирина о том, что он говорил: Мы не знаем, кто из населения Савада имел договор, а кто его не имел. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Ибн Идриса со слов Аш'аса со слов Ибн Сирина о том, что он говорил: Часть Савада была завоевана посредством оружия, часть — на основе договора. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов [114] Абу Зайда со слов Аш'аса со слов Ибн Сирина о том, что он сказал: Часть Савада завоевана посредством оружия, часть — на основе договора. То, что было завоевано посредством оружия, принадлежит муслимам, а то, что было завоевано на основе договора, принадлежит его (прежним) владельцам. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи ибн Адама со слов Ибн ал-Мубарака со слов Мухаммеда со слов Али ибн ал-Хакама со слов Мухаммада ибн Зайда о том, что он сказал: Я слышал, как Ибрахим ан-Наха'и говорил: Пришел человек к Умару ибн ал-Хаттабу — да будет доволен им Аллах — и сказал: Я принял ислам и освободи мою землю от хараджа. Умар ответил: Нет, твоя земля взята посредством оружия. Сказал: Пришел к нему другой человек и сказал: Такая и такая земля могут дать харадж больше, чем они обложены. Умар ответил: Нет у нас права на это, мы на таких условиях заключили договор. Йахйа ибн Адам, стр. 36—37. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи о том, что он говорил: Я спросил Шарика относительно покупки земли хараджа. Он ответил: Не бери на свою шею унижение. Он сказал: Харадж платят люди договора, с которыми заключили договор, предусматривающий (уплату) хараджа. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи о том, что он говорил: Я спросил ал-Хасана ибн Салиха, и он возразил против покупки земли хараджа, завоеванной посредством оружия и обложенной налогом харадж. Но он не видел никакого зла в покупке земли, которая принадлежала людям договора, заключившим договор, предусматривающий уплату хараджа. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи о том, что он говорил: Я спросил ал-Хасана ибн Салиха, и он возразил : против покупки хараджной земли, завоеванной посредством оружия, обложенной налогом харадж. Но он не видел никакого зла в покупке земли, которая принадлежала людям договора. Он сказал: Если ее покупает муслим, она переходит в землю ушр, если только она не из той земли, с владельцами которой договорились о взимании с нее хараджа. Йахйа сказал: И если с этой земли взимают харадж, она земля хараджа и этот харадж не меняется. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Зухайра ибн Му'авии со слов Кулайба ибн Ва'ила о том, что он говорил: Я сказал Ибн Умару: Я купил землю. Он сказал: Покупка хороша. Я сказал: Я плачу с каждого джариба земли дирхем и кафиз съестными продуктами, Он ответил: Не наложи на свою шею [130] Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Исраила и Абу Бакра ибн Аййаша со слов Кулайба ибн Ва'ила о подобном же хадисе относительно Ибн Умара. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Суфйана ибн Са'ида со слов Дауда со слов Мухаммада ибн Сирина о том, что он сказал: Умар — да будет доволен им Аллах — запретил покупать у народа зимма их земли и рабов. Йахйа ибн Адам, стр. 37—38. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ас-Салама ибн Харба со слов Са'ида ибн Абу Уруба со слов Хатада со слов Шакика ал-Укайли, который говорил: Умар ибн ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах — запретил, чтобы кто-либо купил землю хараджа и рабов, принадлежащих владельцам хараджной земли. Он говорил: Муслиму не подобает брать на свою шею унижение. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Ибн Мубарака со слов Джа'фара ибн Буркана со слов Маймуна ибн Михрана о том, что ибн Умар говорил: Меня не обрадовало бы, (если бы я платил) за все свои земли джизью в 5 дирхемов, ибо этим я навлек бы на себя унижение. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Суфйана ибн Са'ида со слов Джабира со слов ал-Касима со слов Абдаллаха о том, что он говорил: Кто признал таск — налог, платимый с земли хараджа, признал и (свое) унижение. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ас-Салама ибн Харба со слов Хаджжаджа со слов ал-Касима ибн Абд ар-Рахмана о том, что он рассказал: К Абдаллаху ибн Мас'уду пришел дихкан и сказал: Купи мою землю. Абдаллах ответил: Куплю (только) при условии, что ты избавишь меня (от уплаты) хараджа. Дихкан сказал: Хорошо. Тогда Абдаллах купил у него землю. Йахйа ибн Адам, стр. 38—39. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Джарира Абд ал-Хамида ад-Даби со слов Мансура со слов ал-Хакама о том, что посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — написал Му'азу ибн Джабалу в Йамане о том, чтобы тот взимал с каждого взрослого мужчины и с каждой взрослой женщины по одному динару или по его стоимости и не побуждать иудея к отказу от иудейства. Йахйа сказал: Эту джизью взимали с населения Йамана, а это племена арабов, потому что они были людьми (священного) писания. Разве не видишь, что он говорит: “Не побуждать иудея к отказу от иудейства”, а из этого явствует, что они были иудеями. Мы не слышали, что на женщину налагали джизью, кроме как в этом хадисе и в хадисе Амра со слов ал-Хасана относительно магов. Йахйа ибн Адам, стр. 53. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абу Бакра ибн Аййаша со слов Асима со слов Ва'ила со слов Масрука со слов Му'аза ибн Джабала, который говорил: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — послал меня в Йаман и приказал, чтобы я взимал с каждого взрослого мужчины по одному динару или стоимость его в платьях. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахии со слов Джа'фара ибн Абд ал-Хакама: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — написал My'aзy ибн Джабалу в Йамане о том, чтобы он взимал с каждого взрослого человека — как с мужчины, так и с женщины — динар или равноценный товар и не отвращал иудея от своего иудейства. Йахйа сказал: Такую джизью платили жители Йамана, а они были арабами, из-за того, что они были людьми (священного) писания. Разве не видишь, что когда он писал о том, чтобы My'аз “не отвращал иудея от своего иудейства”, то это показывает, что они были иудеями. Мы не слышали, чтобы джизья взималась с женщин, не считая этого хадиса и хадиса, передаваемого со слов Амра со слов ал-Хасана по поводу магов. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Ибрахима ибн Абу Иахйи со слов Абу ал-Хувайриса: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — взимал с каждого христианина Мекки один динар ежегодно. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Зухайра ибн Му'авии со слов ал-Хасана ибн ал-Хурра со слов [33] Хафи'а со слов Аслама о том, что Умар — да будет доволен им Аллах — написал эмирам населения, (платящего) джизью, о том, чтобы они взимали джизью только с достигших зрелого возраста мужчин (букв.: с тех, по которым прошлась бритва), от нее были свбодны женщины и дети. Йахйа сказал: Это то, что признано нашими товарищами. Иахйа ибн Адам, стр. 53—54. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Джа'фара ал-Ахмара со слов Абд ал-Малика ибн Умайра: Один из племени сакиф мне рассказал: Али ибн Абу Талиб — да будет доволен им Аллах — назначил меня сборщиком налога в Бузурдж Сабуре и сказал: при взимании дирхемов не пори никого, не продавай его средства существования, его зимнюю и летнюю одежду, его рабочий скот и не выставляй его на солнце в поисках дирхемов. Сказал: Я отвечаю: Повелитель верующих, тогда я вернусь к тебе с тем же, с чем я уехал от тебя. Йахйа ибн Адам, стр. 54. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Миндала ибн ал-Анази со слов ал-Амаша со слов Ибрахима ибн Мухаджира со слов Амра ибн Маймуна о том, что он сказал: Умар ибн ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах — послал Хузайфа ибн ал-Иамама к той земле, что орошалась Тигром, а Усмана ибн Хунайфа — к той, что была по эту сторону Тигра. Когда они пришли к Умару, тот их спросил: Как вы обложили собственников земли? Они ответили: Мы обложили каждого четырьмя дирхемами ежемесячно. Умар сказал: Я полагаю, что вы тяжело их обложили, кому же это по силам? Они ответили: (После взимания) у них еще излишки и деньги. Тогда Умар замолчал. Йахйа ибн Адам, стр. 55—56. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абу-л-Ахваса со слов Хусайна ибн Абд ар-Рахмана со слов Амра ибн Маймуна о том, что он сказал: Умар ибн ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах — сказал: Я завещаю тому, кто будет халифом после меня, хорошо обходиться с теми, кто под покровительством [132] посланника Аллаха, да благословит его Аллах да приветствует, соблюдать договор с ними, сражаться за них и не облагать их выше их платежеспособности. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Муфаддала ибн Мухалхила и Абу Авана со слов Мансура со слов Хилала ибн Йасафа со слов человека из племени сакиф со слов человека из племени джухайна из сподвижников посланника Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — о том, что посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — сказал: Когда вы воюете с какими-либо людьми и над ними одерживаете победу, (после этого) они от вас будут защищаться своим имуществом с тем, чтобы они и их дети были спасены, и вы заключите с ними договор на таких условиях, вы после этого не захватывайте у них ничего. Йахйа ибн Адам сказал: Это подобно положению Савада Куфы. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Ибрахима ибн Абу Йахйиа со слов Мухаммада ибн ал-Мункадира со слов Абд ар-Рахмана ибн ал-Байламани о том, что он рассказывал: Один из мусульман убил человека из народа (священного) писания. Дело для судебного разбирательства было передано пророку — да благословит его Аллах да приветствует. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — сказал: Я имею преимущественное право выполнить обязательство защиты — зимма убитого. Потом по его приказу убийца был предан смерти. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Хасана ибн Салиха со слов Абу ибн Абу Талха со слов ал-Касима ибн Абд ар-Рахмана со слов Абдаллаха ибн Масуда о том, что он сказал: Кто имеет ахд — договор или зимма — покровительство, выкуп за его убийство (равен) выкупу за убийство муслима. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абу Бакра ибн Аййаша со слов Кайса ибн ар-Раби'а со слов Хусайна ибн Абд ар-Рахмана со слов Амра ибн Маймуна о том, что он сказал: Я сидел у Умара ибн ал-Хаттаба — да будет им доволен Аллах — за три дня до его ранения кинжалом. У него были Хузайфа и Усман ибн Хунайф. Первого он назначил своим наместником в той части земли, которая орошалась Тигром, второго — в той части, которая орошалась Евфратом. Он их спросил: Вы, быть может, обложили вверенный вам народ не по его платежеспособности? Хузайфа ответил: Я (им) оставил излишки. А Усман ответил: Я (им) оставил в два раза больше, желаешь, я их возьму. Сказал: Умар сказал: Клянусь Аллахом, если я еще проживу для вдов народа Ирака, то благодаря моим заботам они после меня не будут нуждаться (в обращении за помощью) ни к одному эмиру. Йахйа ибн Адам сказал: Джизья налагается на головы мужчин из населения Савада. Йахйа ибн Адам, стр. 55-56 Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов ал-Хасана о том, что этот последний говорил: Я слышал, Абдаллах ибн ал-Хасан говорил, что Али — да будет доволен им Аллах — попросил Умара ибн ал-Хаттаба— да будет доволен им Аллах,— и он пожаловал ему Йанбу. Йахйа ибн Адам, стр. 56—57. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слое Йахйи со слов Йазида ибн Абд ал-Азиза и Абу Му'авии со слов Хишама ибн Урва со слов своего отца о том, что он говорил: Абу Бакр пожаловал аз-Зубайру (землю), что между ал-Джурф и Канат. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов ал-Хасана о том, что он говорил: Я слышал, Абдаллах ибн ал-Хасан говорил: Али — да будет доволен им Аллах — попросил Умара ибн ал-Хаттаба — да будет доволен им Аллах — (землю), и он ему пожаловал Йанбу. Я слышал, как Джа'фар ибн Мухаммад говорил: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — дал Али Би'р, Кайс и аш-Шаджара. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Аббада ибн ал-Аввама со слов Ауфа ал-А'раби о том, что он говорил: Я читал письмо Умара ибн ал-Хаттаба — да будет доволен им Аллах — на имя Абу Муса о том, что Абу Абдаллах просил землю на берегу Евфрата с тем, чтобы он разводил жеребят. Если эта земля не будет из земель джизьи или по ней не течет река джизьи, дай ее ему. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Иахйи со слов Ибн Мубарака со слов Му'аммара со слов Ибн Тауса со слов человека из населения Мадины о том, что он сказал: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — жаловал человеку землю, но, когда к власти пришел Умар, он оставлял в его владении то из этой земли, что он обрабатывал, остальную жаловал другому. Йахйа ибн Адам, стр. 56—57. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Кайса ибн ар-Раби’а со слов Ибрахима ибн Мухаджира со слов Муса ибн Талха о том, что этот последний сказал: Умар — да будет доволен им Аллах — пожаловал землю пятерым сподвижникам пророка — да благословит его Аллах да приветствует — Са’ду ибн Абу Ваккасу, Абдаллаху ибн Мас’уду, Хаббабу и Усама ибн Зайду. Сказал: Я думаю, он сказал: и аз-Зубайру. Сказал: Что до Усама, то он продал свою землю. Йахйа ибн Адам, стр. 57. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абу Му'авии со слов Абу Исхака аш-Шайбани со слов Мухаммада ибн Убайдаллаха ас-Сакафи о том, что он сказал: В Басре был человек, имя которого было Нафи Абу Абдаллах. Он был первым, кто разводил жеребят в Басре. Он пришел к Умару — да будет доволен им Аллах — и сказал, что в Басре имеется земля, которая не принадлежит к землям хараджа и (пожалование ее) не нанесет ущерба ни одному из муслимов. Сказал: Абу Муса написал Умару, уведомляя его об этом и сообщая ему о том, что Нафи Абу Абдаллах был первым, кто разводил жеребят в Басре, о том, что он сказал: Давайте посею эту землю для моих коней. Сказал: Умар написал Абу Мусе: Если это не наносит ущерба ни одному из муслимов и она не из земли хараджа, то пожалуй ее ему. Йахйа ибн Адам, стр. 57—58. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Шарика ибн Абдаллаха со слов Джабира со слов Амира о том, что он сказал: Ни посланник Аллаха, да благословит его Аллах да приветствует, ни Абу Бакр, ни Умар не жаловали землями. Первый, кто жаловал ими и продавал их, — это Усман. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Исраила со слов Джабира о том, что он сказал: Я спросил Амира, кто был первым, кто жаловал землями. Он ответил: Усман, не жаловали ими ни Абу Бакр, ни Умар, ни Али. Йахйа ибн Адам, стр. 58. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абу Шихаба со слов Мухаммада ибн Исхака со слов Йахйи ибн Урва со слов аз-Зубайра со слов своего отца о том, что он говорил: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — сказал: Кто оживит мертвую землю, до него не принадлежавшую никому, тому она принадлежит. Сказал: Тот, кто передавал мне этот хадис, рассказал, что он [137] видел двух мужчин из Байада, подавших жалобу посланнику Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — относительно земли, которая принадлежала одному из них, но была засажена другим финиковыми пальмами. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — решил дело в пользу собственника земли, приказав собственнику финиковых пальм удалить их (с этой земли). Сказал: Я лично видел, как он рубил по корню финиковые пальмы топором, и деревья эти были умм. Йахйа сказал: Согласно некоторым, умм — это (финиковая пальма) , которая не высока и не низка; согласно другим, умм — это старая финиковая пальма, а по третьим — это высокая финиковая пальма. Йахйа ибн Адам, стр. 62—63. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ар-Рахмана со слов Аш'аса ибн Саввара со слов ал-Аббаса ибн Йазида о том, что Умар ибн ал-Хаттаб сказал: Мертвая земля, которая не находится во владении муслима и му'ахида — человека, имеющего договор, принадлежит тому, кто ее оживит. Йахйа сказал: Одни говорят, что мертвая земля не принадлежит тому, кто ее оживит, когда он это сделает без разрешения имама, но, по словам других, если имам об этом ничего не знал до ее оживления, то земля принадлежит тому, кто ее оживил. Согласно преданию, кто оживит мертвую, землю, на которую ни муслим, ни му'ахид не имеют каких-либо прав, тому она принадлежит, а кто выроет колодец, тому принадлежит площадь вокруг него в качестве харима в 40 зира. В этом предании ничего не сказано о разрешении имама. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов ал-Ашджа'и со слов Суфйана ибн Са'ида о том, что он сказал: Кто оживит мертвую землю один раз, тому она принадлежит навсегда. Йахйа сказал: Оживить землю — это открыть источник, или вырыть древний колодец, или подвести к мертвой земле воду. Мертвая земля — это земля, которую никто не засевал и которой никто не владел до того, кто ее обработал и оживил с тем, чтобы она стала пригодной для посева. Эта земля принадлежит ее собственнику навсегда, его нельзя отрешить от собственности на эту землю, если даже он после ее оживления будет держать ее под паром, так как посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — сказал: Земля принадлежит тому, кто ее оживит. А этим посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — разрешил людям приобрести мертвую землю. Если тот, кто ее оживил, умирает, она принадлежит его наследнику, если он пожелает, он имеет право ее продажи. Йахйа ибн Адам, стр. 64—65. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Йунуса со слов Мухаммада ибн Исхака со слов Абдаллаха ибн Абу Бакра о том, что он говорил: Билал ибн ал-Харис ал-Мазини пришел к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах да [156] приветствует — и попросил землю. Он пожаловал ему длинную и широкую полосу земли. Когда халифом стал Умар, он сказал Билалу: Билал, ты просил посланника Аллаха, да благословит его Аллах да приветствует, чтобы он тебе пожаловал длинную и широкую полосу земли. Он пожаловал ее тебе, ибо посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — никому не отказывал в том, о чем его просили, а ты не можешь осилить то, что в твоих руках. Он ответил: Да, это так. Умар сказал: Посмотри, и то, что ты можешь осилить, удержи его за собой, а то, что ты не в силах обработать и не можешь осилить, отдай его нам с тем, чтобы мы разделили его между муслимами. Билал ответил: Клянусь Аллахом, я этого не сделаю, эту землю мне пожаловал посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует. Умар ответил: Клянусь Аллахом, ты это наверняка сделаешь. И он взял у него то, что он не мог обработать, и разделил его между муслимами. Йахйа ибн Адам, стр. 67. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Суфйана ибн Уйайна и Ибрахима ибн Абу Йахйи со слов Абу аз-Зинада со слов ал-А'раджа со слов Абу Хурайра о том, что нельзя удержать излишки воды с тем, чтобы помешать травам (в росте) Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи ал-Ашджа'и со слов Суфйана ибн Са'ида со слов Абу Синана аш-Шайбани со слов Абу Бурайда: Удерживать излишки воды, (оставшиеся) после орошения, — великий (грех). Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Хушайма, слышавшего со слов Абу Хурайра, который говорил: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — сказал: Харим колодца 40 зира со всех сторон для [142] обеспечения верблюдам, мелкому рогатому скоту и путникам возможности первого пользования водой и нельзя удержать излишки воды с тем, чтобы помешать травам (в росте). Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Ибн Мубарака со слов Ауфа ал-А'раби со слов Абу Хурайва: Кто выроет колодец, (тот тем самым приобретает площадь) в границах 40 зира с каждой стороны. Никто не имеет права вторгаться в его пределы. Ауф сказал: Мне сообщили, что когда просили вырыть колодец, то в первую очередь писали (на разрешениях) о том, что путники имели преимущественное право напиться из них и излишки воды нельзя удержать с тем, чтобы помешать травам (в росте). Йахйа ибн Адам, стр. 71. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хаса,на со слов Йахйи со слов Суфйана ибн Уйайна со слов Амра ибн Динара со слов Абу ал-Минхала Абд ар-Рахмана ибн Мут'има со слов Иййаса ибн Абд ал-Мазани о том, что он сказал: Не продавайте воду, ибо я слышал, что посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — запретил продажу воды. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Зухайра ибн Му'авии со слов Абу аз-Зубайра со слов Амра ибн Ш'у'айба со слов своего отца со слов своего деда: Один из их гуламов (собирался) продать излишки воды одного их источника за 20 тыс. (дирхемов). Абдаллах ибн Амр, (узнав об этом), сказал: Не продавай их, ибо продажа их незаконна. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абу Бакра ибн Аййаша со слов Шу'айба ибн Шу'айба, брата Амра ибн Шу'айба, со слов своего брата Амра ибн Шу'айба со слов Салима, мавла Абдаллаха ибн Амра, о том, что он сказал: Мне давали за излишки воды на земле ал-Вахт 30 тыс. (дирхемов). Сказал: Я написал (об этом) Абдаллаху ибн Амру, и он мне ответил: Ты орошай землю в дни, которые тебе даны для орошения, а потом пусть твои соседи орошают свои земли по очереди, а продавать не продавай, ибо я слышал, что посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — запретил продажу излишков воды. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Ибн Мубарака со слов Ибн Абу Зи'ба со слов человека, слышавшего со слов Са'ида ибн ал-Мусаййиба о том, что он сказал: Источник для водопоя скота не продается. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ар-Рахмана ибн Абу аз-Зинада со слов своего отца о том, что Умар ибн Абд ал-Азиз сказал: Если кто-либо покидает источник для водопоя скота и продаст воду, то такая сделка незаконна. Его вода принадлежит человеку, самому близкому к продавцу, без уплаты цены. Но если продавец возвращается назад, то он имеет преимущественное право на свою воду. Йахйа ибн Адам, стр. 74—75. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Ибн Мубарака со слов Ибн Джураиджа от Ата'а о том, что у этого последнего спросили о продаже воды в бурдюках. Он ответил, что в ее продаже нет никакого вреда, так как тот, кто продает воду, черпает и носит ее, и дело обстоит не так, как с излишком воды, которая течет по земле. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Иазида ибн Ибрахима ат-Тустари со слов Убайдаллаха ибн ал-Айзара о том, что какая-то женщина из населения ал-Бадийа рассказывала со слов своего отца или своего деда: Он пришел к пророку — да благословит его Аллах да приветствует — и сказал: Посланник Аллаха, что не дозволено удержать от другого? Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — ответил: Воду, не дозволено удержать ее от другого, и соль, не дозволено удержать ее от другого. Йахйа ибн Адам, стр. 76 Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Суфйана ибн Са'ида со слов Йахйи ибн Са'ида о том, что одного отделяла от воды земля, принадлежащая другому. Собственник этой земли не разрешил ему, чтобы вода проходила через его землю. Сказал: Умар ибн ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах — сказал собственнику земли: Если для воды я не найду другого прохода, кроме как через твой живот, то я проведу ее именно через твой живот. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасаиа со слов Йахйи со слов Суфйана ибн Уйайна со слов Йахйи ибн Са'ида о том, что он рассказывал: У одного из них была земля, до которой не могла дойти вода иначе как через сад, принадлежащий Мухаммаду ибн Маслама. Но Мухаммад не дал разрешения на то, чтобы вода проходила через его землю. Умар ибн ал-Хаттаб спросил Мухаммада: Наносит ли это тебе вред? Он ответил: Нет. (Тогда) Умар сказал: Клянусь Аллахом, [143] если я не найду для нее другого прохода, кроме как через твой живот, то я непременно ее проведу. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ае-Салама ибн Харба со слов Йахйи ибн Са'ида о том, что какой-то человек попросил Умара ибн ал-Хаттаба — да будет доволен им Аллах — разрешить ему взять дождевую воду и провести ее к одному из его земельных участков. Умар дал ему эту воду, но между его земельным участком и водой лежала земля Мухаммада ибн Маслама, который отказал ему в разрешении провести воду через его землю. Умар ему ответил: Если я не найду для воды (другого прохода), кроме твоего живота, то я проведу ее непременно через твой живот. Йахйа ибн Адам, стр. 76—77. Йахйа сказал: Со всего, что орошает текущая на поверхности земли вода или небо, взимается ушр, а со всего, что орошают с помощью ведра, взимается пол-ушра. Это взимается со сбора пшеницы, ячменя, фиников и изюма, а что касается других видов, произрастающих на земле, кроме этих перечисленных, то относительно их не существует единого мнения. Часть факихов считает, что со всего, что произрастает на земле, даже со связки зелени, взимают ушр или пол-ушра. Другая часть считает, что со всего этого не взимается садака только с того, что остается в руках народа по прошествии одного года и что измеряемо, как-то: с кунжута, риса, кукурузы, тонкошелучного ячменя, фасоли, с зерновых, как семена и ему подобных. Но, по утверждению других, тут говорится только относительно пшеницы, ячменя, фиников и изюма, это все передают от самого посланника Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует. В некоторых хадисах говорят также (о том, что садака взимают) с кукурузы. Существует спор и относительно минимума обложения. Часть утверждает, что ушр и пол-ушра взимают с любого количества — малого и большого. Но наши товарищи утверждают, что садака не взимают с того, что меньше пяти васков. В одном васке — 60 са, а в одном са— восемь ратлов. Нельзя смешать пшеницу с ячменем, финики с изюмом: каждый из этих видов должен достигать до пяти васков без того, чтобы их смешали (с чем-либо другим). Йахйа ибн Адам, стр. 78—79. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ар-Рахмана со слов ал-Аш'аса ибн Саввара о том, что он сказал: Мы нашли у Амира письмо, (в котором) посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — писал жителям Йамана: Ушр — с того, что орошаемо с неба и ручьями, а пол-ушра — с того, что орошаемо из бурдюков. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Хатима ибн Исмаила со слов Джа'фара ибн Мухаммада со слов своего отца о том, что он сказал: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — взимал ушр с того, что орошала вода, текущая на поверхности земли, ба'л, а пол-ушра — [61] с того, что орошали с помощью животного, доставляющего воду для орошения. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абу Бакра ибн Аййаша со слов Абана со слов Анаса о том, что он сказал: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — обложил то, что было орошаемо с неба, ушром, а пол-ушром — то, что было орошаемо ведрами, большими бурдюками, с помощью водяного колеса и животных, доставляющих воду для орошения. Йахйа ибн Адам, стр. 81. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абу Бакра ибн Аййаша со слов ал-Аджлаха со слов аш-Ша'би о том, что он сказал: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — послал Му'аза в Йаман и приказал ему взимать с того, что орошаемо с неба, ушр, а пол-ушра — с того, что орошаемо из бурдюков. Йахйа ибн Адам, стр. 81. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Зийада ибн Абдаллаха ибн Туфайла ал-Бакка и со слов Мухаммада ибн Исхака: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — написал царям Химьяра: Во имя Аллаха милостивого, милосердного. От Мухаммада, посланника Аллаха, Харису ибн Абд ал-Кулалу, Ну'айму ибн Абд ал-Кулалу, Шарху ибн Абд ал-Кулалу, ан-Ну'ману, Зу Ру'айну, Му'арифу и Хамдану. А после — и тут он упоминал о чем-то — Аллах — всемогущий он и великий — поведет вас путем истины, если будете заключать мир и подчиняться Аллаху и его посланнику, выстаивать молитву, давать закат, пятую часть — хумс из добычи — Аллаху, долю пророка — да благословит его Аллах да приветствует — его сподвижников и то, что предписал Аллах верующим как садака с недвижимого имущества: ушр с земли, орошаемой из родников и небес, пол-ушра — с земли, орошаемой из черпаков. Йахйа ибн Адам, стр. 83. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Зухайра ибн Му'авии со слов Муса ибн Укба со слов Нафи'а со слов Ибн Умара: Относительно садака с фруктов и посевов говорили: с (земли) ба'л, или с земли, орошаемой из родников и рек, и с земли асари, или орошаемой дождями, взимают ушр, один с десяти, а с земли, орошаемой с помощью животного, доставляющего воду для орошения, взимают пол-ушра: один с двадцати. [63] Йахйа оказал: При упоминании хадиса Джа'фара Хатим ибн Исмаил сказал: ал-гайл — это то, что орошается текущими на поверхности земли реками, а ал-ба'л — это засушливая земля, орошаемая водами дождя. Йахйа сказал: Я спросил Абу Ийаса, и он сказал: ал-ба'л, ал-асари и ал-ази — это земля, орошаемая водой неба. Йахйа сказал: Если земля частично орошаема рекой, частично с помощью бурдюков, — закат взимают из нормы пяти васков: ушр с той части, которая орошается рекой, а с той части, которая орошается с помощью бурдюков, — пол-ушра. Асари — это посев, орошаемый исключительно водами дождя и облаков, никакими другими водами, а только дождевыми. Это — асари. Ал-ба'л — это виноград, корни которого, уходя в землю, достают до воды, не требующий орошения в пределах 5—6 лет и, если оно будет заброшено, выдерживает. Это — ба'л. Сайл — это вода вади, когда она течет. Что касается гайл, то это — небольшой сайл, когда он несет мало воды, но чистую. Это гайл. Ази— это дождевая вода. Йахйа ибн Адам, стр. 86. Йахйа сказал: Я спросил Шарика относительно слов его, всевышнего: “И давайте должную долю в день его жатвы” (Коран, VI, 142. Он — тот, который произвел сады с подставками и без подставок, пальмы и посевы с различными плодами, и маслины и гранаты, сходные и не сходные. Вкушайте плоды их, когда они дадут плод, и давайте должную долю в день его жатвы, но не будьте неумеренны. Поистине, он не любит неумеренных). Он ответил: Ибн ал-Ханафийа говорил, что это — ушр или пол-ушра. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ас-Салама ибн Харба со слов Хафса ибн Гийаса со слов ал-Хаджжаджа со слов Салима ал-Макки со слов Мухаммада ибн Ханафийа о словах его, (всевышнего): “И давайте должную долю в день его жатвы”. Он сказал: Это — ушр и пол-ушра. Йахйа ибн Адам, стр. 88. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Исраила со слов Джабира со слов Муджахида относительно слов его, (всевышнего): “И давайте должную долю в день его жатвы”. Он сказал: Ты даешь его, когда снимаешь жатву, помолотишь, отвеешь и получишь зерно. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Суфйана ибн Уйайна со слов Ибн Абу Наджаха со слов Муджахида относительно слов его, (всевышнего): “И давайте должную долю в день его жатвы”: При посеве зерна дается щепотка зерна таким образом — и он сложил ладони рук так, как будто он собирал ими что-нибудь. Он сказал: Дашь пригоршню (беднякам), а потом разрешишь им следовать по стопам жнеца. Суфйан сказал: Ты разрешишь беднякам следовать по стопам жнеца, и то, что оставит серп, они подбирают (для себя). Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Фудаила ибн Ийада со слов Мансура со слов Муджахида относительно слов его, (всевышнего): “И давайте должную долю в день его жатвы”: Если человек собирает жатву, и придут бедняки, он им дает зерно в колосьях, если они придут, когда он молотит, дает им зерно. Когда он вымерит зерно, он высчитывает закат. Если бедняки придут во время сбора фиников, их собственник [59] им дает остатки на гроздьях фиников, а также (доброкачественных) фиников. Когда он вымерит финики, высчитывает закат. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Исраила со слов Мугира со слов Ибрахима о том, что относительно слов его, (всевышнего): “И давайте должную долю в день его жатвы”, он сказал: Их упразднил стих (Корана) относительно заката. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Ибн Мубарака со слов Суфйана со слов Шиббака со слов Ибрахима о том, что относительно слов его, всемогущий он и великий: “И давайте должную долю в день его жатвы”, он сказал: Их упразднил стих (Корана) относительно ушра и пол-ушра. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов ас-Сари о том, что он сказал: Этот стих — мекканский, его упразднил (новый) стих относительно заката. Оказал: Я его спросил: А это ( мнение ) со слов кого (ты приводишь)? Он ответил: Со слов ученых. Йахйа ибн Адам, стр. 89—90. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Ибн Мубарака со слов Мухаммада ибн Сулаймана со слов Хаййана ал-А'раджа со слов Джабира ибн Зайда о том, что относительно слов его, (всевышнего): “И давайте должную долю в день его жатвы”, он сказал: Это — предписанный (Кораном) закат. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ар-Рахима со слов Абд ал-Малика со слов Ата о том, что относительно слов его, всемогущий он и великий: “И давайте должную долю в день его жатвы”, он сказал: Они относятся к человеку, который придет к тебе в день жатвы и будет просить тебя (что-либо), и ты даешь ему несколько пригоршней. Но это — не закат. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Ибн Мубарака со слов Ибн Джурайджа со слов Ата о том, что он сказал: Человек, долг которого больше, чем его (доход) с урожая, не подлежит обложению закатом с этого урожая. Не выполняет он и своего обязательства во время жатвы (по отношению к беднякам). Сказал: Садака взимается с зерна, винограда, фиников. Он сказал, что закат уплачивается и с других, кроме перечисленных, предметов. Он назвал также гранаты, с них, он сказал, также взимается (закат). Йахйа сказал: Я спросил Ибн Мубарака: А если кто (из бедняков) не придет (в день жатвы)? Он ответил: Доля их должна быть припрятана. Я спросил: Если кто-нибудь соберет все это и сделает из различных видов (подлежащих обложению предметов) один вид? Он ответил: Я предлагаю, чтобы с каждого вида закат взимался отдельно. Я спросил: Если я пошлю его своим соседям? Он ответил: Если они бедняки, то пожалуйста. Йахйа ибн Адам, стр. 91—92. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абд ар-Рахима со слов ал-Хаджжаджа ибн Арта со слов Амра ибн Усмана ибн Мавхаба со слов Муса ибн Талха: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — послал My'аза в Йаман и приказал, чтобы тот взимал садака с пшеницы, ячменя, финиковых пальм и с изюма. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Шарика со слов Ибн Абу Лайла со слов Амра ибн Мурра со слов Абу ал-Бахтари со слов Абу Са'ида ал-Хадри, который, возводя хадис к пророку, да благословит его Аллах да приветствует, говорил: С пшеницы, ячменя, фиников и изюма весом меньше пяти васков садака не взимается. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абу Шихаба со слов Ибн Абу Лайла со слов Амра ибн Мурра со слов Абу ал-Бахтари со слов Абу Са'ида ал-Хадри, который, возводя хадис к пророку, говорил: С пшеницы, ячменя, фиников и изюма весом меньше пяти васков ничего не взимается. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Суфйана ибн Уйайна со слов Амра ибн Убайда со слов ал-Хасана: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — предписал садака только с десяти предметов: верблюдов, крупного и мелкого рогатого скота, золота, серебра, пшеницы, ячменя, фиников, изюма. Ибн Уйайна сказал: Я думаю, что он сказал также с кукурузы. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Абу Бакра ибн Аййша со слов ал-Аджлаха со слов аш-Ша'би о том, что посланник Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — написал жителям Йамана относительно заката с пшеницы, ячменя, фиников и изюма. Нам сообщил Исмаил со слов ал-Хасана со слов Йахйи со слов Аттаба ал-Джазари со слов Хусайфа со слов Муджахида: Во времена посланника Аллаха — да благословит его Аллах да приветствует — садака брали только с пяти предметов: с пшеницы, ячменя, фиников, изюма и кукурузы. Йахйа ибн Адам, стр. 105—106. (пер. Л. И. Надирадзе) |
|