|
II. Посольство сабейского царя Шаcира Автара к негусу Гадаре и война сабейцев с аксумитами в Зафаре Надпись (Ja 631) была найдена при раскопках американской экспедицией в 1951-1952 гг. в Марибе, в храме Аввам, центральном храме “национального бога” сабейцев Алмакаха. Этот храм играл роль общегосударственного религиозного и политического центра. Подчинение городов и областей Йемена власти сабейских царей выражалось принятием ими культа Алмакаха и внесением подати в храм Аввам. В этот храм приносились посвящения сабейских царей и всех сабейских вельмож, связанных с царской службой. Текст опубликован в издании надписей из раскопок Аввама эпиграфистом экспедиции А. Жаммом: Jamme A. Sabaean Inscriptions from Mahram Bilqis (Marib). Baltimore, 1962, с 132-134. 1. Катбан Авкан из Гурат, кайл общины Сумхурам Иухавлид 1, 2. посвятил Алмакаху Сахвану владыке Аввама две бронзовые статуи в благодарность 3. за то, что он помогал его рабу Катбану Авкану и общине его 4. Сумхурам Йухавлид во многих боях и сражениях и битвах 5. и в стычках и в столкновениях, в которых он участвовал и сражался с царями и 6. войсками, которые сражались и воевали против господина их, Шасира Автара, царя Саба и зу-Райдана 2... 7. на море и на суше, когда он сопровождал господина их 8. Шасира Автара, царя Саба и зу-Райдана... 11. И в благодарность за то, что он помог рабу его Катбану, когда послал его 12. господин его Шасир Автар в землю 13. Хабашат к Гадаре, царю Хабашат и Аксума 3, и он вернулся 14. оттуда благополучно, он и все, кто сопровождал их, и они принесли 15. господину их Шасиру Автару... как результат посольства их к негушу [158] 16. хороший ответ, который удовлетворил их господина во всем, с чем он посылал их. И (в благодарность) за то, что 17. помог Алмаках рабу своему Катбану 18. и общине его 19. в походе от города Насад 4 20. до города Зафар 5, в соответствии с оракулом господа их 'Астара Могучего 6, когда 21. Байга, сын негуша 7, и войско хабашат напало и осадило 22. город Зафар и расположилось лагерем у ворот Зафара. Тогда Катбан 23. и община его совершили марш к городу Зафар 24. и устроили засаду и напали ночью. А хабашат укрылись от них в крепости 25. бога 8, в центре города. И тогда Катбан и община его 26. выступили и соединились с Лиаззом Йухнафом Йухасдиком, царем 27. Саба и зу-Райдана 9, и с кайлами и общинами Райдана. И они разбили и истребили 28. и изгнали хабашат, которые были в стенах города. И на третий день (после этого) 29. подошли войска из Замара 10 и авангард войск и общин зу-Райдана, и они (вместе) напали 30. ночью на лагерь хабашат и убили из хабашат четыреста 31. воинов. И на третий день Катбан 32. и община его вновь сражалась с хабашат, 33. а их поддержала кавалерия (области) Ма'афир 11, и они нанесли потери хабашат в 34. битве. И хабашат укрылись от них в своем лагере. А через два 35. дня они оставили окрестности Зафара совсем и ушли в 37. (область) Ма'афир... Комментарии1 Катбан Авкан — владетель области Гурат к востоку от Сана, одной из важнейших областей Сабейского государства во II-IV вв., откуда происходила одна из сабейских династий II в. н. э. Община Сумхурам Йухавлид — население области, которой управляли кайли рода Гурат. Катбан выступает во всех походах со своей общиной, т.е. с ополчением области, которой он управляет. 2 Шасир Автар — сабейский царь, сын 'Адхана Нахфана, правивший в конце II — начале III в. н. э. (см. примеч. 1 к надписи 1). Он принял титул “царя Саба и зу-Райдана”, претендуя тем самым на власть над всей сабейской территорией, включая и ее юго-западную часть, Химьяритское государство со столицей в Зафаре (зу-Райдан, Райдан — название царского дворца в Зафаре). Химьяритские цари II-III вв. также носили титул “царя Саба и зу-Райдана” и претендовали на власть над всей сабейской территорией. Шасир Автар — это один из известнейших сабейских царей, при котором Саба достигла большого могущества и подчинила себе почти всю территорию, занимаемую ныне ЙАР и НДРИ, кроме Хадрамаута. 3 Хабашат и Аксум-двойное название страны, вероятно сочетающее са бейское название Хабашат и официальное Аксум. Не исключено, что Аксум здесь — название города, столицы Хабашат. В одной сабейской надписи VI в. н. э. прямо упоминается hgrn/'ksmn “город Аксум”. 4 Насад — крупный сабейский город, центр области Гурат, находился на Йеменском плато к северо-востоку от г. Сана. 5 Зафар — столица Химьяритского государства, располагался близ совр. Манкаса. В Зафаре находился родовой замок химьяритских царей Райдан. 6 'Астар 'Дзизам ('Астар Могучий) — божество города Начад и, вероятно, родовой бог кайлей Гурат. 7 Байга, сын негуша (bygt/wld/ngsy) — несомненно, имя лица, хотя предполагалась возможность идентификации его с “народом бега” в Эфиопии (см. “Надписи ранних царей Аксума” II. “О походе на бега”). Это, вероятно, военачальник эфиопских войск, находившихся в Южной Аравии. В сабейских надписях III в. н. э. из храма Аввам (Ja 577 и 585) упомянут другой такой же военачальник — “Гарама, сын негуша”. 8 “Крепость бога” — храмовой участок (теменос), находившийся на холме в центре города, внутри городских стен. Он, вероятно, служил и городской цитаделью. 9 Лисазз Йухнаф Йухасдик — химьяритский царь, правивший в Зафаре; по-видимому, вначале был союзником аксумитов, но перешел на сторону Шасира Автара. Возможно, что в это же время существовала и параллельная династия химьяритских царей со столицей в Ридас или в Замаре. 10 Замар — крупный центр Химьяритского царства, город на юге Йемена. Древний Замар находился, вероятно, в 6 км к северо-западу от современного Замара. 11 Масафир — область на юго-западе Йемена, прилегающая к побережью Красного моря. Составляла часть Химьяритского государства, но в это время, вероятно, находилась под властью Аксума.
|
|