|
I. Договор сабейского царя 'Алхана Нахфана с царем Хабашат Гадарой Надпись (CIH 308) обнаружена в Рийаме, севернее г. Сана, в храме Турчат, родном храме династии Иарима Аймана, правившей Сабейским государством примерно со 150 по 200-210 гг. Сабейское государство со столицей в Марибе охватывало территорию Йемена к северу от г. Сана, но его цари претендовали также на власть над Химьяром — южной частью Йемена со столицей в Зафаре. Одновременно и химьяритские цари претендовали на власть над Марибом. В борьбе этих сил активное участие принимали йеменское государство Хадрамаут и Аксум. Надпись CIH 308 — посвящение Таалабу, главному божеству области Сумсай, основы владений династии Иарима. Это одна из самых богатых и парадных сабейских надписей, сообщающая о посвящении 30 бронзовых статуй и высеченная в 30 экземплярах, из которых сохранились 16. Стандартное издание “Корпуса химьяритских надписей” (Corpus Inscriptionum Semiticarum. Pt. IV. Inscriptions himyariticas et sabaeas continens (CIH). T. I. Parisius, 1889) содержит полный текст (CIH 308) и один из кратких вариантов (CIH 308 bis). Изданы также несколько отдельных экземпляров коллекции [156] Э. Глазера: Sola Sole I. M. Inschriften aus Riyam. — Sammlung Eduard Glaser. IV. Wien. 1964, с 51-59. 1. 'Алхан Нахфан и его сын Шасир Автар, царь Саба, и Йарим 2. Айман, царь Саба 1, посвятили господину их Таалабу Рийаму, владыке 3. (храма) Турат 2, тридцать бронзовых статуй в благодарность за то, что... 10.... И в благодарность за то, что прислал послов 11. к нему Гадара, царь Хабашат 3, чтобы заключить с ним союз. И был заключен этот 12. союз между ним и Гадарой и войском хабашат. И они поклялись быть едиными в войне и мире 13. против всех, кто нападет на них. И (они поклялись), что будет хороший и прочный союз между 14. Салхином и Зарараном 4 и 'Алханом и Гадарой до конца их жизни. И в благодарность за то, что был заключен 15. союз их с царем Хабашат соответственно тому, как был заключен союз их с 16. Йада'абом Гайланом, царем Хадрамаута 5, до этого посвящения. И в благодарность 17. за то, что они будут оказывать покровительство всем знатным и чиновникам 6, которых посылает один из них своему союзнику 18. по морю и по суше 7, и (будут охранять) все субсидии и дары, которые посылает один из них своему союзнику. Комментарии1 Иарим Айман — отец 'Алхана Нахфана, основатель династии сабейских царей, заканчивающейся его внуком Шасиром Автаром. Надпись можно отнести к концу правления 'Алхана, т.е. к 170-180 гг. н. э. О датировке сабейских царей II-III вв. н. э. см.: Лундин А. Г. Хронологический список сабейских эпонимов I—III вв. н. э. — Народы Азии и Африки. № 5, 1979, с. 97-106. См. также: Robin Ch. Les Inscriptions d'al-Mi'sal et la chronologie de l'Arabie meridionale au Hie siecle de l'erе chretienne. — Comptes rendus de l'Acad. des Inscr. et Belles-Lettres. P., 1981, c. 315-339. 2 Таалаб Рийам — бог луны, верховное божество области Сумсай в Центральном Йемене, родового владения и главной опоры династии Йарима Аймана. Тур'ат — главный храм Таалаба. Необычно пышное посвящение, обращенное к родовому богу-покровителю, вероятно, представляет собой благодарность за обретение власти над Сабейским государством и отражает главные успехи династии. 3 Гадара известен также по надписи на языке геэз неогласованным эфиопским письмом из клада в Асби-Дера на территории Северной Эфиопии. Надпись выгравирована на бронзовом метательном ноже: Doresse J. Au pays de la reigne de Saba. L'Ethiopie antique et moderne. 4e ed. P., 1956, с 171. 4 Салхин — династийный замок (дворец) сабейских царей в Марибе, непосредственно связанный с понятием законности царской власти. Церемония “вступления в Салхин” являлась актом узаконения власти царя, аналогичным акту коронации в Европе. Позднее аксумские цари, претендовавшие на власть над Йеменом, включали название Салхин (Салхэ) в свой титул (см. надписи “Об устроении государства” и “О походе на бега”). Зараран, видимо, такой же замок аксумских царей. Однако в аксумских надписях в титуле царей он не упоминается. 5 Иадасаб Гайлан — хадрамаутский царь второй половины II в. н. э., — союзник сабейцев в их войнах с Химьяром. 6 “Знатные и чиновники” обозначены сабейскими терминами “кайл” и “муктави”. Договор выделяет две категории знати. Первая из них, кайли, связана с наследственными земельными владениями, независимыми от царской власти, вторая — со службой царю или кайлу. По-видимому, те же категории родовой и служилой знати предполагаются и для Аксумского государства. 7 Выражение “по морю и по суше” предполагает заморское положение Аксума и опровергает не раз высказывавшееся мнение, еще и сейчас встречающееся в литературе, что страна Хабашат сабейских надписей находилась на территории Йемена. Текст воспроизведен по изданию: История Африки в древних и средневековых источниках. М. 1990 |
|