Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Приложение III

Описание ликинды (Ликинда – боевой ритуальный танец участников движения Маджи) в Нгарамбе Сообщение мзее Себастиана Упунги из Нгарамбе (сентябрь 1967 г.)

Песня мпокоси (Мпокоси – местный организатор движения, специально назначенный его руководителем Кинджикитиле) во время ликинды исполнялась на языке нгиндо. Обычно мпокоси носил с собой мухобойку (Обычно изготовлялась из хвостов зебр или других диких животных. Использовалась для разбрызгивания снадобья маджи во время ритуалов) и калабаш (Сосуд для переноски и хранения жидкости, здесь – снадобья маджи) со снадобьем. Он ходил кругами, разбрызгивая снадобье.

Это походило на военные упражнения с ружьями, заряжающимися с дула, и осуществлялось с соблюдением очень строгой дисциплины. Так, мпокоси говорил:

Внимание!
Мы все внимание.
Что вы несете?
Мы несем горох.
Горох? Горох какого сорта?
Стелющийся горох.
Стелющийся?
Стелющийся.

И так они маршировали, пока мпокоси не скомандовал:

Внимание!
Мы все внимание.
Повернитесь в сторону страны Донде (материковая часть страны)

(Воины поворачивались).

Повернитесь в сторону черной воды (океана)

(Они подчинялись).

Разрушить красную землю?
Разрушить!
Разрушить?
Разрушить!

И они выдвигались вперед и как будто собирались стрелять.

Во время упражнений они были одеты в военные одежды... Затем каждому сообщалось, куда он должен идти, и назывался день начала учения. Затем все собирались в Нандете для участия в такой же ликинде. [241]

Песня была полна иносказаний. Вопрос «что вы несете?» означал «что вы намереваетесь делать?». Ответ «мы несем горох» значил «мы несем пули». «Стелющийся горох» (те, кто крадется) это означало, что они маршируют на поле битвы. «Стелющийся, стелющийся» — значило движение, военный марш, «разрушить красную землю» — изгнать европейцев или уничтожить их.

Перевод с английского. Источник: Records of the Maji Maji Rising. Pt 1. Ed. by G. Gwassa and J. Iliffe. Dar-es-Salaam, 1967, p. 11-12.

Сообщение мзее Петро Мото

Место интервью: Кичангани

Дата: 9 апреля 1968 г.

Информант: мзее Петро Мото

Племя: погоро

Занятие: фермер

Примечания к биографии: был очевидцем событий 1905 г. Его отец находился в подчинении у вождя Мхолеле.

Сначала правили Мкиху (дочь Липангалала) и Билали (сын Мкиху). Эти правители были из племени мбунга. Они правили на территории от Ифакары (Ифакара – небольшой город в долине р. Киломберо, в годы восстания один из главных опорных пунктов повстанцев племени мбунга) до Идунды (Идунда, Игима, Мбингу – населенные пункты на этнической территории мбунга) или Лимандохы. Это было до войны Маджи-Маджи.

Липангалала правил в Ифакаре со своим сыном Лубикилвамтвой. Затем пришли европейцы. В это время Лубикилвамтва вел войну с Мкондоа... Когда европейцы увидели, что видунда разбиты, они последовали за Лубикилвамтвой. Они хотели узнать, откуда он... Они достигли Игимы (Идунда, Игима, Мбингу – населенные пункты на этнической территории мбунга) что вблизи Мбингу (Идунда, Игима, Мбингу – населенные пункты на этнической территории мбунга). Добравшись туда, они отправили посланца в Ифакару к Магохе с тем, чтобы тот помог им воевать с Лубикилвамтвой. Если бы они разбили его, Магоха смог бы стать султаном (Здесь – правитель небольшой территории) вместо Лубикилвамтвы. Поэтому Магоха сообщил немцам, что имя человека, которого они ищут, Лубикилвамтва. Затем Магоха отправился вместе с ними в Ифакару. Это было до Маджи-Маджи.

Еще до того как они достигли Ифакары, они пригласили Лубикилвамтву якобы с целью преподнести ему дары. Но это был только предлог, и, когда тот явился, они схватили его и повесили, потому что он убил арабов в Килосе во время войны против видунда. Именно этот случай привел туда, в Ифакару, европейцев – они преследовали людей, которые воевали против видунда и арабов.

Солдат Лубикилвамтвы называли руга-руга (Руга-руга – в предколониальный период африканские солдаты-наемники. Часто действовали самостоятельно, объединяясь в большие банды для грабежей и набегов). Повесив Лубикилвамтву, немцы решили узнать, есть ли у него родственники. Был найден один из них, по имени Кидунда. Его сделали султаном. Магоха не смог получить султанат.

Немцы передали Киндунде и Мкиху руга-руга. И началось налогообложение. Сначала немцы собирали с каждого человека по два бушеля (7. Бушель – мера емкости, равная приблизительно 36,3 л.) риса в качестве налога. Позднее каждый человек должен был платить по три рупии, так как немцы не захотели больше брать рис. Если у вас не было трех рупий, вам приходилось плохо, вас связывали и избивали. Люди ненавидели этот порядок, и это стало причиной Маджи-Маджи. [242]

Мкиху и Киндунда отправили гонца в Мадабу, где, как они слышали, был человек, имевший снадобье, которое могло превратить пули в воду. Гонец вернулся с хонго. Его звали Намкина. Он был одним из тех, кто принес снадобье маджи.

Когда этот хонго пришел в Икафару, он сказал, чтобы люди собирали зерна кукурузы и проса и концами просяных стеблей делали в них дырочки. Затем зерна нанизывали на нитку (бечевку), чтобы носить вокруг пояса или головы. Грудь, лоб и спину каждого человека обрызгивали водой с тем, чтобы пуля, попавшая в него после выстрела, превратилась в воду. Каждого, кто прошел через эту церемонию, называли хонго, и это означало воин.

Когда их (хонго) собралось много, они напали на Бишауши Мтото Мбайю – сержанта, служившего в Ифакаре. Вместе с 12 другими солдатами этот сержант ночью был заперт в доме, и все они были убиты. Их могилы можно и сегодня увидеть в Ифакаре. Убив солдат, хонго Киндунда и Мкиху отправились в Махенге сражаться с немцами. Европейцы разбили их. Мкиху, Киндунда и Билали были повешены в Махенге. Я видел это своими глазами.

После войны султаном Лупиро (Населенный пункт на этнической территории мбунга) стал Калимото в награду за то, что он помогал немцам во время восстания. Макангали, сын Лубикилвамтвы, правил в Ифакаре. Он был слугой аскари.

Лубикилвамгву повесил бвана Бао (так его прозвали за то, что он заставлял людей валить деревья и носить бревна).

А бвана Чифулуфулу, или Вангачелин (прозванный так за его злобу и казни людей), был тем человеком, который повесил Мкиху, Киндунду и Билали...

Вопрос: Имелись ли какие-нибудь другие причины, заставившие африканцев воевать против немцев?

Ответ: Нет. Немцы (сначала) требовали от нас, чтобы мы давали по два бушеля риса и затем чтобы мы платили по три рупии. Если мы отвечали, что у нас нет денег, они плохо обращались с нами. Нам не оставалось ничего, как только бороться с ними.

Вопрос: Имелись ли какие-нибудь табу, связанные со снадобьем маджи?

Ответ: Каждому, кто принимал снадобье, запрещалось спать с женщиной. Но люди не подчинялись этому запрету. Поэтому они и были разбиты.

Вопрос: Так вы верите, что, если бы табу соблюдались, африканцы выиграли бы войну?

Ответ: Да, они бы выиграли войну, потому что снадобье действовало. Оно было проверено в Мадабе, и оказалось, что оно действует. Знахарь сказал: «Это настоящее снадобье. Если европеец выстрелит, пуля должна превратиться в воду». Затем он сказал, чтобы зарядили ружье. Он взял снадобье, растер им свое лицо, грудь и спину. Затем он встал перед человеком, державшим ружье, и приказал ему выстрелить. Попав ему в грудь, пуля упала. Затем он повернулся спиной, (снова) приказал выстрелить, и произошло то же самое. Тогда он сказал: «Теперь вы видите? Идите и сражайтесь с европейцами, но не спите с женщинами». Но когда они вернулись домой, они нарушили этот приказ. Эту историю мне рассказали старейшины.

Вопрос: Когда Мкиху и Билали управляли этой территорией, жили ли здесь погоро?

Ответ: Да. Погоро были одним из тех племен, которыми Мкиху и Билали управляли.

Вопрос: Участвовали ли погоро в войне Маджи-Маджи?

Ответ: Они участвовали. Они пили снадобье. Но погоро из Махенге не участвовали.

Это подтверждается не только сообщениями других информантов, но и вождем Джоном Млолере, предок которого был вождем во время немецкого правления. [243]

Вопрос: Когда появился ТАНУ (ТАНУ – Национальный союз африканцев Танганьики — был образован в 1954 г.), что думали люди, особенно те, кто видел и слышал о восстании Маджи-Маджи и о его последствиях?

Ответ: Люди смотрели на ТАНУ так же, как и на Маджи-Маджи. Это было «повторение той же самой старой истории». Когда мы получили ухуру , они осознали, что ТАНУ был настоящим снадобьем. Но ТАНУ не имел своих табу. Не знаю, что могло бы произойти, если бы ТАНУ имел такие снадобья.

Мтеми Товегарде из Убены (Убена – этническая территория народности бена на юго-западе страны), и султан Мтохандже из Кибереге (Кибереге – населенный пункт на этнической территории мбунга, к северу от Ифакары) видели в ТАНУ другое движение Маджи-Маджи. Они говорили своим людям, чтобы те держались подальше от ТАНУ. «Мы не должны признавать членские карточки ТАНУ, - заявляли они. - Потому что тогда наши старейшины или мы сами будем повешены. Мы должны признавать только британскую власть».

Перевод с английского. Источник: Maji Maji Research Project 1968. Collected Papers. University College. Dar-es-Salaam, № 9/1/4/6.

Сообщение мзее Луконджилунонги Мойо 16 мая 1968 г.

Появление европейцев. Первый европеец, прошедший через Унгони, был известен здесь как Мпепи-хона. Он появился со стороны побережья. Он пришел к вождю Сонгеа (Сонгеа — Сонгеа Бано, один из наиболее известных и влиятельных военачальников нгони) и попытался уговорить других вождей нгони идти к оз. Ньяса. Только Мламила согласился и отправился с ним к Укиси. Сонгеа, Мпамбальето, Капунгу и другие отказались подчиниться и последовать за европейцем.

Два года спустя появились другие европейцы. Их направил Мпепи-хона, чтобы они нашли новый путь по р. Рувума вместо того пути, по которому прошел он сам.

Сначала европейцы пришли в Мпитимби и встретили Мламилу, который в то время был нкоси (Нкоси – правитель) Нгони Нджелу (Нгони Нджелу, или Нджелу Нгони – одно из двух территориальных и военно-административных объединений (в материалах устной традиции – королевств), сложившихся на этнической территории нгони (Унгони). Второе – Мшопе Нгони). Европейцы потребовали, чтобы Мламила послал за Сонгеа, однако он отказался, опасаясь, что Сонгеа начнет войну против них. Европейцы решили отправиться к Сонгеа сами...

В их группе было пять европейцев: бвана Хауптенд, командир группы, его помощник бвана Колонга, бвана Полиси, бвана Чома, бвана Мганга (Африканские прозвища немецких колониальных чиновников и офицеров)» Из Мпитимби к тому месту, где жил Сонгеа, они отправились разными путями... Сонгеа показал на место недалеко от своего дома, где они могли разбить свой временный лагерь. Пять [244] европейцев сказали вождям нгони, что через неделю после того, как они устроятся... они позовут их всех и других вождей для того, чтобы наладить дружеские отношения.

Немцы появились в Мсамале (Населенный пункт в Унгони) в субботу. В следующий понедельник они начали строительство своей деревянной бомы (Бома – здесь форт), которая имела прямое военное назначение. Они построили крепкую деревянную изгородь с одними воротами. За изгородью они поставили несколько палаток, затем выкопали несколько рвов с острыми деревянными кольями на дне.

Все пришедшие вожди нгони отправились посмотреть на опыт со щитами. Он был проведен на берегу небольшой р. Лувавази, примерно в полумиле на запад от Мсамалы. Опыт показал, что пули немцев легко пробивают кожаные щиты, а копья нгони не могут пробить их. Так немцы показали, что их оружие превосходит оружие нгони...

После опыта «викопа» (Опыт «викопа» - описанное выше испытание щитов) немцы вполне дружественно пригласили нгони в свой форт. Каждый вождь нгони входил в бому согласно положению, которое он занимал. Мламила вошел первым, затем – Сонгеа, далее – Мгендела, Капунгу и Фуси, всего пять вождей... в сопровождении пяти известных военачальников...

Как только группа нгони вошла в форт, немецким солдатам был отдан приказ заковать их в цепи. Первыми, на кого надели деревянные колодки, были пять вождей. Когда пять военачальников поняли, что дело серьезно, когда они увидели, что их вожди в колодках, они попытались перебраться через деревянную стену бомы... Был отдан приказ стрелять в тех, кто попытается спастись. Все пятеро – Чакома, Чапванья, Мтивула, Махенгу и Тавула – были убиты на месте.

Пятерых вождей в деревянных колодках держали в форте от трех до шести месяцев. Через шесть месяцев все они были освобождены, но немцы предупредили их, чтобы они никогда не смели воевать против европейцев. Затем немцы немедленно вывесили свои шесть флагов: один в Сонгеа, остальные в резиденциях вождей Мламилы, Капунгу, Мгенделы, Фуси, а также в Нгилиме, резиденции нкоси. Так немцы установили свою власть над нгони.

Все эти события не затронули Чабруму (Чабрума Тавете – правитель (нкоси) Мшопе Нгони). Получив известие о том, что Нджелу подчинилось германскому влиянию, он сильно разгневался на вождей Нджелу за то, что они не боролись и не разбили европейцев.

Пока вожди нгони находились в заключении, трое из пяти немецких администраторов возвратились на побережье. Оставшимися были бвана Чома и бвана Мганга. Затем бвана Чома также отправился в Нгенде для того, чтобы построить там новую бому. Обнаружив, что Нгенде неудачное место для этого, он решил построить форт в Махенге. В Сонгеа он занял место бваны Хунду. Позднее бвана Хунду был заменен вернувшимся бваной Колонга. Бвану Колонгу сменил другой немецкий начальник округа.

Подчинение Чабрумы Таветы. Прошел год, прежде чем немцы осознали значение Чабрумы как могущественного правителя северной части королевства Нгони. Немцы поняли, что владения Чабрумы возникли в результате столкновения между двумя королевствами Нгони.

Так случилось, что люди вождя Капунгу попали в засаду, устроенную людьми Чабрумы, и были атакованы ими. Это произошло, когда они возвращались с грузом одежды из Килвы, где продавали слоновые бивни. По приказанию Чабрумы у людей Капунгу было отнято все их имущество. Возглавлял нападавших Ндакива. Пель Чабрумы состояла в том, чтобы развязать войну против Нджелу Нгони.

Капунгу отомстил, напав на один из районов королевства Чабрумы. Тогда Чабрума начал готовиться к войне против Нджелу Нгони... В это время пришли немцы, чтобы установить свою власть в королевстве Нджелу в южной части страны Нгони.

В то время как немцы правили южной частью Нгони, Чабрума послал одного из своих сильных военачальников, ндуну Чилембу, в пограничный район Нджелу Нгони... Чилембу атаковал Чокаа, район, находившийся под контролем Лиганагана Макукулы. Он захватил в плен нескольких людей Макукулы. [245]

Лиганагана Макукула отправился к нкоси Мпуте (Мпута Гама – правитель (нкоси) Нджелу Нгони накануне и во время восстания Маджи-Маджи) чтобы сообщить ему об этом событии. В свою очередь Мпута известил о случившемся вождя Сонгеа. К тому времени вожди Нджелу утратили свою власть и не могли предпринять решительных мер против Чабрумы. Поэтому Сонгеа через Мвалиму Хассани, клерка, служившего у немцев, обратился с этим делом к немецким властям.

Немецкие власти собрали отряд из 16 солдат и передали его Лиганагане Макуку-ле с тем, чтобы тот атаковал Чилембу. Узнав, что Макукула с немецкими солдатами выступил против него, Чилемба скрылся. Достигнув резиденции Чилембы, солдаты сказали, что они не собираются нападать на Чилембу и его друзей, а только хотят дружеского примирения между Чилембой и Макукулой. Это побудило Чилембу оставить свое убежище и вернуться... Но как только Чилемба появился, он был застрелен солдатами. Они отрезали у Чилембы голову и отправили ее немецкому начальнику округа в бому Сонгеа как доказательство того, что они преуспели в убийстве генерала Чабрумы.

Сразу же после убийства Чилембы многие из его людей и членов его семьи бежали в Нгенде.

Смерть Чилембы потрясла Чабруму. Чилемба был его самый влиятельный ндуна и самый могущественный военачальник. Поэтому его смерть не только деморализовала Чабруму, но в конце концов заставила увидеть силу немцев и эффективность их оружия. И когда немецкий начальник округа потребовал, чтобы Чабрума покорился, он не сопротивлялся.

Германское правление над нгони. После подчинения Чабрумы немецкие власти решили построить кирпичный форт. Для этого немцы начали использовать принудительный и неоплачиваемый груд. Все вожди в Нджелу и во владениях Чабрумы должны были поставлять людей... в форт для выполнения этой работы. Они были обязаны выполнять любую работу... делать кирпичи, рубить и переносить огромные и тяжелые бревна из отдаленных районов, таких, как Матимира и горы Матогоро, носить белую известь из мест, отдаленных более чем на 30 миль, и т.д. За тяжелые работы не выплачивалось никакого вознаграждения. Только Сонгеа получал небольшие деньги, потому что немцы считали его самым могущественным вождем и потому что форт сооружался недалеко от его резиденции.

Для того чтобы заставить людей работать бесплатно, их часто и жестоко избивали. Так же как и непосильный труд, это стало причиной многих смертей. Наказанием для тех, кого ловили при попытке к бегству, был расстрел...

Помимо принудительных работ люди должны были платить налог. Сначала налог выплачивался скотом, козами и зерном — кукурузой и просом. Позднее немцы ввели денежный налог... и начали выплачивать рабочим немного денег для того, чтобы те могли платить налог. Этих денег хватало только для этого... Они (рабочие) не получали денег на руки. Им только давали расписки, свидетельствовавшие о том, что они уплатили налог.

Несмотря на введение новой системы налогообложения, немецкие солдаты продолжали принудительно собирать скот, коз и зерно.

Ответственные за сбор налогов – ндуны и джумбе – были обязаны следить за тем, чтобы каждый из их подданных мужчин уплатил налог.

Появление движения Маджи-Маджи. Движение появилось из страны нгиндо (Нгиндо – одна из народностей, населяющих южную часть современной Танзании). Проповедники нгиндо сначала прибыли в Нгене и оттуда в Мченгу, недалеко от владений Чабрумы. Новости о движении Маджи-Маджи достигли немецких властей в боме Сонгеа. Начальник округа послал группу солдат во главе с немцем-европейцем и командиром аскари, бваной Соли, узнать, что произошло в Мченге. Прежде чем экспедиция достигла Мченги, она была атакована воинами нгиндо, которые приняли снадобье маджи-маджи. После жестокого сражения немецкая экспедиция была разгромлена. Европеец и бвана Соли были убиты в бою. [246]

Вскоре после победы нгиндо над немецкой экспедицией Хонго и Чинджара (Хонго и Чинджара (Омари Кинджаля) – проповедники-хонго, распространявшие снадобье маджи в Унгони) пришли к Чабруме и начали уговаривать его принять снадобье и сражаться с немцами. К этому времени Чабрума уже знал, что немец и его аскари были убиты нгиндо, принявшими снадобье... Чабрума легко поверил в послание, принесенное Хонго и Чинд-жара, и принял снадобье...

Принятие снадобья. Сонгеа принял маджи в Нгониоки, недалеко от района Намабенго. Мпута принял снадобье в своей резиденции в Мапосени. Чабрума принял снадобье также в своей резиденции в Уверека, теперь известной как Старый Гумбиро. Таким образом, каждый вождь получил снадобье независимо (друг от друга) в своей резиденции. Между тремя вождями не было формальной встречи для консультаций.

Первое сражение против немцев было начато Чабрумой в Лумечу, в десяти милях южнее бомы Сонгеа. Здесь он и его люди получили снадобье.

Среди вождей, которые отказались принять снадобье, были ндуна Путире и джумбе Мфараньяки. Они поняли, что это – ложное снадобье и что они обмануты.

Главная причина, по которой лидеры нгони признали движение Маджи-Маджи, состояла в том, что они хотели избавиться от германского владычества и, таким образом, восстановить свои прежние политические позиции. До прихода немцев вожди нгони обладали большим могуществом и властью, а также пользовались такими привилегиями, как возможность получения большого количества скота и пленных. Но при немецком правлении все эти привилегии были ликвидированы и их суверенная власть подавлена.

Первоначально война велась в форме открытых сражений, но позднее, когда они (нгони) были разбиты, они начали партизанскую войну. Тогда часть людей Мпуты из Мгазини устроила засаду германской экспедиции в Мудонгози на пути к оз. Ньяса.

После войны в течение двух лет был голод, который унес жизни большинства народа нгони. Только через два года нгони начали получать достаточное количество питания.

Сведения об информанте. Так же как и Сонгеа Мбано, мзее Луконджилунонга Мойо по своему происхождению макаранга. Со времени своего детства он был близок к Сонгеа.

Ко времени появления немцев он жил в одной деревне с Сонгеа. Он помнит многие подробности о появлении немцев и о влиянии их правления. Когда появились немцы, он был уже женат, и его объяснения говорят о том, что ему было около 30 лет. Даже по его нынешнему возрасту видно, что ему около 100 лет.

Он активно участвовал в войне Маджи-Маджи. Он принял снадобье маджи вместе с Сонгеа в лагере Нгониоки недалеко от новой резиденции Сонгеа в Лумече.

Он производит впечатление старого человека с острой памятью. Он помнит много детальной информации, которую он получил либо еще молодым от старейшин, либо благодаря личному опыту и наблюдениям на протяжении всей своей жизни.

Перевод с английского. Источник: Maji Maji Research Project 1968. Collected Papers University College. Dar-es-Salaam, № 6/68/4/3/14,

Сообщение бывшею джумбе Джозефа Млолере

Когда произошло восстание Маджи-Маджи, мы были еще молодыми людьми. Мангула (Мангула – африканское прозвище коменданта форта Махенге фон Хасселя), командир немецкого отряда в Махенге, приказал, чтобы дети отпугивали птиц с его пшеничного поля. Вождь Млолере выделил для этой цели своих четверых детей и еще четверых выделил Чамбира (Гам-бира).

Вскоре после того как мы начали нашу работу, дети Чамбиры сказали, что они уже приняли снадобье и предупредили нас, что мы не сможем есть вместе с ними до тех пор, пока также не примем маджи. Услышав это, я сообщил бване Мангуле о том, что дети Чамбиры приняли маджи и грозят нам смертью, если мы не сделаем то же самое. Мангула разделил нас.

Когда восстание начало распространяться, Мангула послал меня за моим отцом, который был лоялен немцам, для того чтобы спасти ему жизнь. Отец взял с собой стрелы, чтобы стрелять в восставших. Вместе с Чепи он занял позицию у входа в бому (форт), чтобы охранять пулемет. Я находился на верху башни.

Подавление восстания началось примерно в восемь часов утра в один из дней июля (Дата указана неточно, штурм произошел 30 или 31 августа 1905 г. ). Вахонго (Ваханго – здесь повстанцы) из Исонго (Исонго и Мсанганано – населенные пункты в районе форта Махенге) были разбиты у Мсанганано (Исонго и Мсанганано – населенные пункты в районе форта Махенге). Сам хонго был застрелен у входа в бому. Он нес бутыль, наполненную водой, и бутыль была черной. Он нес с собой также куски стеблей проса.

Правители Ифакары тоже пришли, чтобы атаковать бому Махенге и убить европейцев. Оли разбили лагерь в Шикапула (Чикапула), примерно в семи милях от бомы Махенге. Узнав о нападении на Махенге, военный командир Иринги направился спасать бому. Немцы спросили вождя Млолере, где лучше атаковать мбунга. Ночью немцев привели в Шикапулу, где они поставили свои мины и начали обстреливать вахонго. Большинство хонго были убиты, немногие спаслись и вернулись назад. Мтеми Киванга (Мтеми Киванга – один из местных вождей), не принявший маджи и боровшийся против восставших, преследовал их. Мангула предостерег его, чтобы он не преследовал мятежников один. Не послушав этого предостережения, он настоял на своем и встретил смерть [248] от копья в сражении с восставшими, которое произошло в июле в районе Иллумбири. Люди Мтеми Киванги забрали его тело, чтобы сжечь его на родной земле...

Третья группа вахонго... была разбита, прежде чем переправилась через р. Талу. Многие погибли, и лишь нескольким удалось спастись. После восстания Мангула приказал повесить всех вождей, участвовавших r восстании. Все эти вожди были известны. Среди тех, кого должны были повесить первыми, находились вожди мбунга, включая женщину по имени Мкиху... Арестовав и повесив всех вождем, участвовавших в восстании, Мангула начал арестовывать всех тех, кто принял маджи и кто внушал подозрение. ...После восстановления мира Млолере и Киванга, не принявшие маджи, стали верховными вождями. Чембира, который принял маджи, спасся благодаря тому, что он был племянником Млолере, и тот просил за него, утверждая, что, хотя люди Чамбиры приняли маджи, сам он не сделал этого.

Многих из тех, кто принял маджи, повесили. Их тела были сожжены в одной большой могиле. Вахонго не знали, что у европейцев есть пулеметы, и поэтому сам хонго нес стебель, чтобы с его помощью разбить Манryлу.

Перевод с английского. Источник: Maji Maji Research Project, 1968. Collected Papers University College. Dar-es-Salaam, № 8/68/1/4/10.

Штурм форта Махенге 31 августа 1905 г.

(по записям очевидца, хранящимся в архиве миссии Квиро).

Запись сделана в ноябре 1907 г.

(В других источниках называется иная дата штурма – 30 августа. Миссия в Квиро была расположена в нескольких километрах к северо-востоку от форта Махенге)

Как только пятерых осужденных повесили на деревьях, в бому ворвался гонец с новостью о приближении неприятеля. Каждый занял отведенный ему пост и стал вглядываться и сторону Исонго (Исонго и Гамбира – населенные пункты в окрестностях форта Махенге), откуда, как предполагалось, должен был появиться неприятель. Нам не пришлось долго ждать, прежде чем мы увидели первые группы. Увидев бому, они остановились, очевидно поджидая друг друга. Вскоре после семи часов они тесными колоннами двинулись на бому. Вероятно, их было свыше тысячи человек. Так как они намеревались прикончить нас, мы должны были [249] защищаться и участвовать в стрельбе, которая и была открыта по атакующим примерно с расстояния в тысячу метров. Два пулемета, европейцы и солдаты сеяли смерть в рядах, наступающего противника. Хотя мы видели, что его ряды редеют, оставшиеся поддерживали порядок еще в течение часа, приближаясь все ближе под градом пуль. Но затем ряды распались и атакующие скрылись за многочисленными скалами. То одна, то другая группа выскакивала на дорогу, подхватывала одного из лежавших и вновь быстро скрывалась за скалами. Перебегая от скалы к скале, они отступали.

Затем неожиданно раздался возглас: «Новый противник со стороны Гамбиры!» (Исонго и Гамбира – населенные пункты в окрестностях форта Махенге). Все посмотрели в этом направлении, где над нашими тремя школами поднимались густые клубы дыма и откуда на нас двигалась вторая колонна, насчитывавшая не менее 1200 человек. По ним немедленно был открыт огонь. Противник беглым шагом попытался достигнуть деревни Махенге. Они прятались за домами и (затем) стремительно бросались по дороге к боме. Как только они достигали зоны поражения, их встречал губительный огонь. Первые атакующие были всего в трех шагах от линии огня и, настигнутые смертельными выстрелами, падали на землю. Следовавшие за ними, потеряв храбрость, повернули назад и рассеялись. К счастью, атака была отбита. Когда последний скрылся из виду, командир форта спустился с башни, откуда он руководил обороной, и распорядился о шампанском.

Перевод с английского. Источник: Kwiro Chronicle. 31 august 1905. — Records of Maji Maji Rising. Pt. 1. Ed. by G. Gwassa and J. Iliffe. Dar-es-Salaarn. 1967, p. 20-21.

Письмо Сонгеа Мбаны вождю племени яо Матаке

(Текст этого письма опубликован также в книге Гётцена: Goetzen A. Deutsch-Ostafrika im Aufstand 1905/6. В., 1909, S. 161).

Шейху и султану Матаке. Здравствуй! Я посылаю тебе это письмо... Мы получили приказ бога действовать так, чтобы все белые люди покинули нашу страну. Мы готовы сражаться, и я думаю, что мы уладим наши споры, если ты пришлешь ко мне своих детей, и хорошо поладим друг с другом. Я хотел послать тебе в дар коров, но я не могу сейчас сделать этого. Сначала по велению бога должна быть эта война. Пришли мне 100 человек с ружьями. Помоги мне взять бому (Имеется в виду форт Сонгеа). Я посылаю тебе бутыль, полученную от проповедника Мохамеда. В ней – снадобье, предназначенное для того, чтобы разбить европейцев. Не сомневайся в нем, оно очень действенно. [250] Когда мы овладеем бомой, мы вместе выступим против (европейских) станций на оз. Ньяса, ты и я вместе. Давай забудем наши прежние споры. Эта бутыль содержит снадобье, присланное самим Кинджаля (Кинджаля – проповедник-хонго, распространявший снадобье маджи в Унгони), вождем войны. Он шлет тебе сосуд и свои приветствия. Когда прибудут (твои) люди, Кинджаля явится сам и принесет тебе много священного снадобья. Тебя приветствует Хасан бин Исмаил. Всего наилучшего. Султан Сонгеа бин Лувафу. (В тексте, приводимом Гётценом, концовка звучит иначе: «Большой привет от султана Сонгеа бин Рууфу». Этот вариант говорит в пользу версии о том, что письмо написано кем-то другим со слов Сонгеа, так как он был неграмотным)

Перевод с английского. Источник: Maji Maji Research Project 1968. Collected Papers University College. Dar-es-Salaam. № 6/68/1/1. p. 13.

(пер. Пегошева и Б. М. Туполева)
Текст воспроизведен по изданию: Восстание маджи-маджи. Становление и кризис германского колониального правления в Восточной Африке. М. Наука. 1991

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.