Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Остров Мадагаскар

(Из Annales de Voyages de Matte-Brun.)

Остров Мадагаскар, находящийся на Океане Индийском, лежит к северо-востоку от мыса Доброй Надежды. Португалец Лаврентий Алмейда открыл его в 1506-м году; но Португаллия очень скоро пренебрегла сие приобретение, обратив внимание на обширные свои колонии в Индии. - Французы, овладевшие им в царствование Генриха IV, около 1592 года (по другим писателям - в 1641), основали селение в южной части его, которое назвали Дофином и построили крепость, теперь разрушенную; и поныне еще видны ее развалины. Французы владели сим островом не долее Португальцев; мужественные островитяне, соединив все свои силы, выгнали поселенцов и истребили гарнизон крепости Дофина.

Остров Мадагаскар обширнее старой Франции - и хотя лежит между [137] тропиками, но имеет климат весьма умеренный; по берегам его находится много безопасных гаваней и заливов. Северная часть острова есть лучшая по своему местоположению: она богата лесами, источниками и гаванями, привлекающими мореплавателя к приятнейшему отдохновению. Мадагаскар мог бы сделаться весьма полезным для наших Индийских владений; наши флоты, находясь там в безопасности, могли бы спорить в могуществе с Английскими. Иль-де Франс, по своей малой обширности, не в состоянии принять большой эскадры и довольствовать ее съестными припасами - Мадагаскар напротив того, изобильный земными произведениями и гаванями, соединяет в себе все сии выгоды. По многим отношениям он мог бы сделаться столь же важным для нас, как и Сен-Доминго. Близость его к берегам Африканским весьма бы облегчила перевоз Негров. Он производит множество хлопчатой бумаги, сахарного тростнику и индиго; есть провинции, которые дают до трех миллионов фунтов пшена. Сей остров, по торговым отношениям, может быть важнейшим в целом свете - и отдаление колоний ни мало не препятствует его успехам. Англичане, основав Порт-Яксон в [138] новой Голландии, имели в виду очень обширный план, и едва не сделались опасными Гишпанским колониям в Перу.

Мадагаскарцы, или Мальгахи, имеют рост высокой и очень статны, выключая обитающих в средней части острова: они оливкового цвету, характера важного, предприимчивы, имеют пылкие страсти, мстительны, необузданны, живы, равно способны к великим добродетелям, как и к великим порокам, гостеприимны по должности и по собственному своему чувству. Они оказали уже некоторые успехи в искуствах; например, приготовляют для передников женских тканье превосходное; делают очень хорошо краски, достают и обработывают железо, и не умея писать, делают вычеты свой посредством маленьких кусочков дереве очень верно.

Остров Мадагаскар разделяется на двенадцать провинций; он имеет пять гаваней на восточной стороне, три большие рейды и три глубоких залива. В нем пять озер - все прекрасны, изобильны рыбою; но, выключая одно только, все наполнены Кайманами (некоторого роду крокодил); много рек судоходных; горы лежат в отдалении от берега; самые высокие, имеющие около 1800 [139] туазов, находятся в средине острова; лесов великое множество - они простираются вдоль берегов.

Образ правления в каждой области особый. Первая степень власти наследственная. Мадагаскарцы разделяются на вольных и на рабов: в классе вольных заключаются купцы, земледельцы, Агенты, находящиеся на острове по делам и называющиеся Мармитами. Рабы принадлежат или вольным людям, или другим рабам. - Вообще здесь рабство совсем не отяготительно.

Как скоро начинается война, то всякой, могущий носить оружие, делается солдатом. Их сражения не кровопролитны; следствие оных одинаково: победителю посылают условленное количество плодов, или невольников.

Законы единообразны: убийство наказывается смертию, но преступник может сохранить свою жизнь уступком некоторого числа рабов; отравитель отравляется ядом; похититель возвращает похищенные им вещи. Всякой обвиняемой судится в Кабаре, перед собранием всего Кантона, в котором председают начальники и старцы. При [140] объявлении неоспоримых доказательств в пользу или против обвиняемого, старцы бросают маленькие кусочки дерева в шпаки; их вынимают, и по числу голосов в пользу и против судимого, произносят приговор, который Кабара подтверждает или отвергает. - Когда же дело сомнительно и обвиняемой не уличен совершенно, тогда прибегают к испытанию посредством Тангуина. Тангуин есть самое едкое, смертоносное растение, которого плод очень приятного вида. Обвиняемого привязывают к дереву. Емпанангуин, или исполнитель приговора, берет орехообразный плод сего растения, трет его о камень, распускает в воде, потом спрашивает у обвиняемого, признается ли он в том преступлении, которое на него возлагают, или решился доказать свою невинность принятием ядовитого состава? Действие яда показывается чрез 10 или 12 минут: острые пары подымаются в мозг, помрачают рассудок; ужасное бешенство объемлет нещастного. Таким образом часто невинной обвиняет себя в самых несодеянных преступлениях; все силы его ума расстроиваются, все мускулы в страшных конвульсиях - и он умирает по большой части с неописанными мучениями; тело [141] чрез полчаса начинает уже гнить. Те, которые спасаются от смерти, влекут самую нещастную жизнь, будучи подвержены болезням, беспрестанному кружению головы и крайней слабости тела. Между тем все знают, что от Емпанангуина зависит назначить силу и недеятельность яда, смотря по тому, которой стороною он трет орех - его-то надобно стараться склонить на свою сторону.

Мадагаскарцы суеверны: они верят нещастным или черным дням; дитя, рожденное в один из сих дней, кидают в лесу, где оно умирает от холоду и голоду. Обрезание здесь во всеобщем употреблении и производится со многими странными церемониями. Прекраснейший обряд Мадагаскарцов есть клятва крови, или торжественный союз, в котором две особы клянутся оказывать друг другу все те взаимные вспомоществования, какие только в их силах и какие могут быть им нужны. Старшины деревни делают двум человекам, согласившимся заключить такой союз, небольшие раны под грудью; каждой из них обмакивает кусочик имбирю в кровь другого и съедает его. Начальствующий при сем обряде смешивает потом в одном сосуде чистую [142] ключевую воду, соль, пшено, серебро и пыль, и произносит самые страшные заклинания. Друзья призывают в свидетели землю, солнце и свет, пьют по немногу этого состава, и просят все силы небесные и земные, чтобы они превратили его в яд для того, который не от чистой совести клянется.

Что касается до их домашней архитектуры, то она еще в младенчестве; их домы очень единообразны; обыкновенные челноки, ими употребляемые, не что иное, как выдолбленные пни; но те, которые служат им на войне, обработаны с большим тщанием.

Остров Мадагаскар так обширен, что очень трудно исчислить все его произведения. Здесь находится деревня, называемая Рану-Мафан, что значит на их языке деревня теплых вод. Сии горячие источники точно кипучая вода; они доказывают, что остров содержит в себе много огня. Находятся также и кристальные массы, имеющие до двадцати футов в окружности. Горы заключают в себе много металлов, как-то: олова, свинцу, железа и несколько серебра. Сверх того Мадагаскар производит гранаты и прекрасной черной агат. [143]  Недавно нашли на берегу моря кусок янтарю, который весил 25 фунтов. Тамошние звери такие же, как и у нас.

С Немецкого, Федор Бунаков.

Текст воспроизведен по изданию: Остров Мадагаскар // Вестник Европы, Часть 42. № 22. 1808

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.