С. Conti Rossini. Besu’a Amlak e il convento della Trinita.
Rendicont della R. Accad. dei Lincei. Ser. V, vol. XI (1902), p. 389-429. — В
монастыре Энда-Селласе (Св. Троицы) на пр. берегу
Маи-Ушате, притоке Мареба в итальянской Эритрее,
неутомимый Conti Rossini нашел житие основателя
обители, монаха Бецу-Амлака, жившего в XV и начале
XVI в. Он был постриженцем Дабра-Бизана,
следовательно, евстафианцем. Житие написано
монахом Исааком в 1516 г. (176 год «милости»), вскоре
после кончины святого, а потому под свежим
впечатлением очевидца. Conti Rossini издал его в
извлечениях и присоединил дарственные записи в
пользу монастыря и список его угодий. В
европейских библиотеках нет другой рукописи
этого агиологического памятника, а потому работа
итальянского эфиописта имеет особую важность
тем более, что он иллюстрирует рассказ жития
собранными им местными преданиями.
Бецу-Амлак происходил из
владетельного рода Макада (автор сообщает
историю его по местным преданиям). Отец его
Яфкерана- [374] Эгзиэ имел пред
его рождением видение в сне относительно
святости своего сына. Потом «неблагоприятные
обстоятельства» (вероятно смуты) заставили его
бежать с семейством в область Татья, где и
родился святой. Уже в детстве он стал
обнаруживать милосердие к нищим и странникам.
«Ссора и кровопролитие» заставили отца его
бежать и отсюда, и он решился прибегнуть под кров
Дабра-Бизанской обители, в которой тогда
настоятельствовал Сарака-Берхан. На пути семья
заходила в женский монастырь в Фалекла, где
монахини также предсказывали святость
Бецу-Амлака. Настоятель долго отговаривал
Яфкерана-Эгзиэ, но услыхав от него о видении,
принял его и его сыновей, и дал каждому из них
особого мамхера. «И мамхер полюбил его весьма,
всем сердцем, и бдел дни и ночи над его
наставлением…….. И научил его азбуке и молитве
евангельской, как научил Сын учеников своих,
говоря: «когда вы будете молиться, говорите:
«Отче ваш», до конца. И окончив это, научил его
Символу веры, как заповедали отцы наши Апостолы,
а потом — псалмам Давида и песням пророческим и
песни Соломона до конца, и похвалам Владычицы
нашей Марии, и 12 малым пророкам, и книге Даниила, и
книге Юбилеев, и научился он обращению светил
небесных, которое излагает всякую премудрость и
научает движению солнца и луны и звезд в
сокровищнице ветров, оно излагает устав всего
творения. И научился он счислению неба и земли и
мере его — 13 от Адама до кончины мира, и 10
субботам Эноха, в сивиллину счислению солнца, и
учению о седьмицах и юбилее, и плинфии, и индикте,
дне иоанновом и эпакте и праздникам нисходящим и
восходящим. Всему сему он научился, и ничего не
упустил. Из Нового Завета он выучил 14 посланий
Павла апостола и 7 посланий великих апостолов, и
научился всякой премудрости 85 писаний закона, и
не было ничего, чему бы он не научился, кроме
греха одного». — Он сопровождал монахов и на
полевые работы в местности Dase и раз испросил для
них дождь. Затем, преемник Сарака-Берхана Петр
постриг его в монахи и послал к митрополиту
Исааку, который тогда проезжал чрез страну
Сараве, по пути из Египта в свою паству (1480 г.), для
рукоположения во диакона. Но митрополит, по
просьбе святого («пришла к нему мысль: «посвящусь
я во иереи, пока не ушел митрополит в Амхару из
страны нашей») посвятил его в во иерея. — Дух
святой побудил Беца-Амлака идти из монастыря
проповедовать и спасать мирян. Он прежде всего
идет в Дабра-Даммо помолиться у гроба За-Микаэля
Арагави. Здесь он пробыл некоторое время,
научившись псалмам Иареда, письму, шитью и
всякому рукоделью. Отсюда пошел в Selma и поселился
в Kuadadu, близ особо чтимой церкви («ибо она —
сошествие Духа Святого»). Здесь он проповедовал
«честь обеих суббот в возвещал 10 заповедей и
почитание 7 слов Евангелия, убеждал не
многоженствовать и не блудодействовать». Все
чтили и любили его. [375] «Однажды
он вошел к маковену (Иоанну) и сказал: «чти память
праздника Троицы и твори праздник Божества и
память Главы жизни — Троицы (?)», Маконен послушал
и издал приказ чтить праздник грозя за ослушание
смертью. За это святой благословил его на
победоносный поход против врагов; он взял
несметную добычу из дорогих одежд, верблюдов,
мулов и ослов. За почитание Св. Троицы святой
удостоился восхищения на небо и «завета».
Желание распространять введенный им праздник и
создать для него особый храм заставило его, не
смотря на увещания учеников, уйти из
гостеприимного Kuadadu в Egala. Пройдя землю Wetuh, Tanfe и
реку, он основах монастырь в честь Св. Троицы Dabra
(теперь Enda) Selasse. Ученики сначала боялись этого
места, полного «разбойников, диких зверей и бесов
— рода Легеона»; святой изгнал последних. Здесь,
в своем монастыре чрез три года в скончался
Бецу-Амлак, заповедав своим ученикам: «будьте
тверды в заповедях десятословия, особенно же
внимайте почитанию двух суббот и исполняйте семь
слов евангельских. Когда придут к вам странники,
не будьте скупы, но введите их в дом избранный,
омойте ноги их и дайте им хлеба. Не клянитесь, как
миряне….. не пейте воды в другие дни, кроме
суббот, и не упускайте молитвы 12-тв часов дня и
ночи. Пребывайте в церкви вечером и утром, и не
спите в ночь на воскресенье и когда спите, не
кладите рук в одежду, не распускайте поясов и не
испускайте слюны пред людьми. Не ходите в дом
увеселения, и во время брака не входите в баню; с
мирянами не ешьте из одной чаши, и по пострижении
не ходите в города к родным, не спорьте со своими
начальниками, не приобретайте четвероногих и
вообще не делайте приобретений без ведома вашего
настоятеля. Не ешьте в кельях, а только в трапезе.
Когда получите священство, не крестите женщин. Не
злословьте и не проклинайте и не бейте людей, а
только змей. Когда вам прикажут не ропщите, когда
вас позовут ваши начальники, немедленно
вставайте. Постоянно читайте псалтирь Давида. Не
ешьте мяса и не пейте вина. Когда будете
путешествовать, не размахивайте (?) руками и не
свистите, как миряне.... Сие заповедал отец мой
Филипп чадам своим, и я заповедаю вам». Назначив
преемником Бакуэра-Денгеля, святой почил 9
генбота (4 мая) 105 лет от роду.
Бакуэра-Денгель прибавил к житию дарственные
записи от имени царя Наода (1495-1508) и сеюма
Эмхаба-Абахи. Первый пришел из Амхары в землю Guira
и Egala еще при жизни святого и предложил ему guilt
(имение). Он ответил: «я не ищу, ибо я
отшельник-монах, но прикажи, чтобы эта пустынь
была пребыванием моим и моих чад, да будет нам
вместо guilt'a.... выстрой обитель Троицы в твоей
столице, да получишь награду в царствии
небесном». Границы guilt'a в обеих грамотах
обозначены. Третья грамота, по вероятному
предположению Conti Rossini, подложна. По ней
Дабрабизанский архимандрит Петр завещал
Бецу-Амлаку треть guilt'a, полученного его обителью
от царя Зара-Якоба, желая способствовать ему в
построении монастыря. Издание заканчивается
перечнем подворий, зависящих от Энда-Селясе. Conti
Rossini сообщает по этому поводу, что этот монастырь,
уступив Дабра-Бизану в экономической борьбе,
победил его в духовном отношении и подчинил
своей юрисдикции множество монастырей в Сараве и
на в. от Мареба, оттеснив на задний план и древний
северный Дабра-Либанос, и обитель Ионы. К
сказанному Conti Rossini в предисловии к изданию и в
примечаниях добавим, что житие имеет интерес для
истории Тигре и евстафианства после Зара-Якоба;
кроме того оно сообщает вам любопытные
подробности о монастырской учености, а также еще
раз одну характерную черту эпохи царя-богослова
— введение новых праздников. Это нам уже
достаточно известно из «Книги света» и из жития
Маба-Сиона.
(пер. Б. А. Тураева) Текст воспроизведен по изданию: С. Conti Rossini. Besu’a Amlak e il convento della Trinita. Rendicont della R. Accad. dei Lincei. Ser. V, vol. XI (1902), p. 389-429 // Византийский временник, Том 11. 1904
|