Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Исследование Зара Якоба

ГЛАВА 1.

Во имя Бога Праведного, Единого. Пишу я житие Зара-Якоба вместе с его премудростию и исследованием, которые рассказал он сам, говоря: «приидите 1, услышите, и повем вам, вси боящиися Бога, елика сотвори души моей» 2. Я начинаю.

Во имя Бога, Творца всего, Первого и Последнего, Вседержителя, Источника всякой жизни и всякой премудрости. Я опишу немногое из всего того, что случилось со мной в долготу лет жизни моей. И о Господе похвалится душа моя. Да услышат кротцыи и возвеселятся 3, ибо я вопросил Господа, и Он ответил мне. И ныне приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся 4. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе 5.

Род мой происходит от аксумского духовенства. Но я родился от бедного мастерового в области Аксума, 25-го нахасе в третий год царствования Иакова в 1592 году от рождества Христова, и в крещении христианском наречен 6 Зара-Якобом; люди же называли меня Варкэ. Когда я вырос, отец мой послал меня учиться. После того, как я прочел Псалтирь, мой учитель сказал моему отцу: «этот мальчик, твой сын – светел умом и тверд в учении; если ты пошлешь его в школу, он будет велик и учитель». Отец мой, услыхав это, отправил меня [38] учиться пению «зема», но голос мой оказался не хорош и горло туго, а потому я сделался предметом насмешек и поругания для моих товарищей. Пробыв там три месяца, я собрался в путь со скорбью в сердце и пошел к другому мамхеру, который учил пение «кене» и «лествицам». Бог даровал мне премудрость научиться скорее моих сверстников, и это обрадовало меня после прежней печали. Я пробыл там год, и в это время Господь извел меня от ока смерти, ибо резвясь со своими сверстниками, я упал в пропасть и не знаю, каким образом спасся: только Господь спас меня чудом. И после того, как я спасся, я измерил эту пропасть длинной веревкой: оказалось 25 локтей и одна ладонь. Встав живым, я пошел в дом моего учителя, прославляя Бога, сохранившего меня.

Потом я отправился учиться толкованию священного писания, и провел за этим учением 10 лет, изучив писание и по толкованию Франков, и по толкованию мамхеров нашей страны. И толкование их во многих отношениях не согласовалось с моим разумом, но я молчал и скрывал все мои мысли в сердце моем.

Потом я возвратился (домой) и жил в моей стране – области Аксума и начал учить писанию в течение года. То время было худое время, ибо в 19-й год царствования Сисинния прибыл митрополит Альфонс из рода Франков и чрез два года началось большое гонение во всей стране Эфипской, так как царь склонился к вере Франкской и гнал всех, не принимавших этой веры.

ГЛАВА 2.

Когда я находился в моей стране и учил писанию, многие из моих товарищей возненавидели меня, ибо иссякла в это время любовь к ближнему. Ими овладела зависть, ибо я превосходил их и ученостью, и любовью к ближнему, и соглашался со всеми, как с Франками, так и с Египтянами. И когда я учил и толковал писания, то говорил: «так и так говорят Франки, так и так говорят Египтяне»; не говорил: «это хорошо, а это дурно», а говорил: «все это хорошо, если мы сами хороши». Поэтому то и возненавидели меня все: Египтянам я казался Франком, а Франкам – Египтянином, и клеветали на меня много раз пред царем, но Бог сохранял меня. Потом выступил один враг мой из аксумского духовенства, по имени Вальда-Иоханнес, любимец царя, ибо лукавством языка 7 приобретается любовь царей. Этот лукавый человек, [39] явившись пред царя, сказал ему обо мне: «поистине этот человек возмущает народ, говоря: «следует нам восстать за веру, убить царя и изгнать Франков». И в этом роде он многое наговорил на меня. Узнав это, я испугался, взял бывшие у меня три унции золота и псалтирь Давида, по которому я молился, и убежал ночью, не открыв никому, куда ухожу. И вошел я в пустыню по направленно к реке Такаце. На другой день я почувствовал голод, и вышел в страхе, и пошел просить хлеба у землевладельцев области. Мне дали, и я поел, и удалился убегая, и так делал много дней. Идя по направлению к Шоа, я нашел пустыню, где не было людей, и внизу большой пропасти находилась пещера. Я сказал: «поселюсь здесь, где не узнают обо мне люди». И здесь я пробыл два года до смерти Сисинния. Всякий раз, когда я выходил и отправлялся на рынок или в какую либо из областей Амхары, я казался амхарским жителям монахом-отшельником, просящим милостыни, и они давали мне есть, но не узнавали, куда я возвращался. Оставшись один в своей пещере, я подумал, что нахожусь в царствии небесном, ибо возненавидел жизнь с людьми, зная их безчисленные пороки. И приспособил я свою пещеру, устроив загородку из камней и терновника для защиты от зверей, чтобы они ночью не съели меня, и сделав выход, чтобы убежать, если придут люди, которые меня разыскивали. Здесь жил я спокойно и молился от всего сердца моего по псалтири Давида, и надеялся, что Господь услышит меня.

ГЛАВА 3.

Будучи без дела, я после молитвы сидел и размышлял целый день о суете людей и об их злобе, и о премудрости Бога, Творца их, Который молчит, когда люди творят беззакония во имя Его и изгоняют ближних своих и убивают братьев своих, ибо в те дни совершали насилия Франки. Но не одни только Франки, и туземцы были еще хуже их. Те, которые принимали Франкскую веру, говорили: «Египтяне исказили правую веру +престола Петрова 8: они – враги Божии». И посему они изгоняли их. Точно также и Египтяне поступали +из-за своей веры 9. И размыслил я и сказал: «если Бог – Промыслитель людей, то почему таким путем гибнет естество их»? И сказал я: [40] «разве знает Бог, и есть ли знающий на небесах 10? Если есть знающий, то почему молчит Он на неправды людей, когда они оскверняют имя Его и совершают беззакония во имя святое Его»? И размышлял я много, и ничего не понял. И помолился я, говоря: «Господи мой и Творче мой, создаваший меня разумным, умудри меня и тайны премудрости Твоей поведай мне. Просвети очи мои, да не усну в смерть. Руце 11 Твои сотвористе мя и создасте мя; вразуми мя, и научуся заповедем Твоим, ибо скоро может поколебаться нога моя и подскользнуться ступня моя 12, cиe труд есть предо мною» 13. Это и подобное говорил я молясь, и однажды размышлял я и сказал: «к кому я молюсь? И есть ли Бог, который услышит меня». И при этой мысли я весьма опечалился и сказал: «итак, всуе оправдих сердце мое, как сказал Давид» 14. И потом размыслил я о том, что сказал тот-же Давид: «насадивый ухо не слышит ли» 15? И я сказал: «воистину, кто дал мне ухо, чтобы слышать, и кто создал меня разумным, и зачем пришел я в этот мир, и откуда пришел я, так как я не существую от начала миpa и знаю начало моей жизни и начало моего сознания? Не создал ли я сам себя своею рукою? Но я не был тогда, когда был создан. И если бы я сказал: «отец мой и мать моя создали меня», то найдутся создатели родителей моих и родителей их, пока не дойдут до первых, которые не рождены, подобно нам, но пришли в этот мир другим путем, не имее родителя, ибо если бы и они родились, то откуда бы начался их род? Я не знаю (ничего, и) могу только сказать, что сотворивший их из ничего – Единое Существо, несозданное, но которое есть и будет во все времена – Господь всего и Вседержитель, Безначальный и Безконечный, Неизменный, лета Которого неисчислимы 16. И я сказал: «Итак есть Творец, ибо без Творца не было бы творения, а если мы существуем, не будучи творцами, но творениями, то следует нам сказать, что есть Творец, создавший нас. И этот Творец, создавший нас разумными и словесными, Сам может быть только разумным и словесным, от обилия разума своего сотворил Он нас разумными, и Сам все обдумал, ибо все сотворил и все содержит». И сказал я: «Творец мой услышит меня, когда я помолюсь к нему». И при этой мысли я обрадовался [41] великою радостью и помолился с великой надеждой и возлюбил Создателя моего всем сердцем моим, и сказал: «Се Господи, Ты разумел еси вся помышления сердца моего издалеча, яко Ты познал еси вся последняя и древняя и вся пути моя провидел еси 17. И посему говорю: «разумел еси издалеча», ибо Бог знал помышления мои раньше, чем я был создан». И сказал я: «Творче мой, вразуми меня»!

ГЛАВА 4.

И потом размышлял я и сказал: «истинно ли все то, что написано в священном Писании»? И размышлял я много, и не понимал. И сказал я: «пойду и спрошу людей ученых и испытующих, и они мне расскажут истину». Но после подумал я и сказал: «что ответят они мне кроме того, что у них на сердце? Ибо всякий человек говорит: «веpa моя – правая, а те, которые держатся другой веры – веруют в ложь и враги Бога». Сегодня Франки говорят нам: «наша вера хороша, а ваша веpa дурна», а мы отвечаем им: «нет, ваша дурна, а наша хороша». Далее, если мы спросим мусульманина или иудея, таким же образом, они ответили бы нам таким же препирательством. Кто будет судьей? Не кто либо из рода человеческого, ибо все люди спорят и препираются между собою. И я снова спросил одного учителя-Франка о многих (пунктах) изложения нашей веры, и он все рассудил, сообразно своей вере. Потом я вопросил одного великого мамхера эфиопского, и он все рассудил, сообразно своей веpе. Если бы я обратился к мусульманину или иудею, то и они рассудили бы по своей вере, и где мне найти того, кто мог бы рассудить право? Ибо насколько мне моя вера кажется истинной, настолько и другому его вера кажется истинной, но истина одна. И размыслив так, я сказал: «о Премудрый из премудрых и Правосудный из правосудных, Создатель мой, сотворивший меня разумным, Ты умудри меня, ибо у людей не найти премудрости и правды; напротив, сказал Давид, что всяк человек – ложь» 18. И подумал я и сказал: «почему люди заблуждаются в этом великом деле, для погибели душ своих»? И показалось мнe, что они заблуждаются потому, что ничего не знают, думая, что знают и потому, что им кажется, что они знают. Поэтому они и не испытывают, чтобы найти правду. Ведь сказал Давид: «усырися, яко млеко сердце их» 19. А усырилось сердце их тем, что они слышали от тех, которые были [42] до них, и нe исследовали, правда ли это, или ложь. И сказал я: «благо мне, Господи, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием твоим 20. Ты наказал меня праведно, и обличил милостивно, и елей грешных и лживых учителей да не намастит главы моей 21. Вразуми меня, ибо Ты сотворил меня разумным». И размыслил я 22 и сказал: «если я разумен, то что понимаю я? (я понимаю), что есть Творец, превышний всякого творения, ибо от обилия величия своего создал Он великих; Он – разумен, промышляющий обо всем, ибо от обилия разума своего создал Он разумных, и мы должны поклоняться Ему, ибо Он – Господь всего. И если мы будем молиться Ему, Он услышит нас, ибо Он – Вседержитель». И размыслил я, и сказал: «если Бог создал меня разумным, то создал меня таковым не напрасно, но чтобы я искал Его и постигал Его и Его премудрость, путем которой Он сотворил меня и хвалил Его, дондеже есмь». И размыслил я и сказал: «почему все люди мыслят не правду, а ложь», и показалось мне, что природа человеческая – падшая и ленивая, а людям приятна правда, и они весьма любят ее, и хотят познать тайны творения, но это – дело очень трудное, и удается только после большого труда и усилия, как сказал Соломон: «вдах сердце мое, еже взыскати и рассмотрити в мудрости о всех бывающих род небесем яко попечение лукаво даде Бог сыном человеческим, еже упражднятися в нем» 23, и посему люди не хотят испытывать, и предпочитают верить в то, что они слыхали от отцов своих, без исследования. Далее, Бог сотворил человека хозяином своих поступков, чтобы он стал, согласно желанию, или хорошим, или дурным; и если человек предпочитает быть дурным и лживым, для него это возможно, пока не постигнет его осуждение, подобающее дурным. Далее. Люди любят то, что приятно для их тела, ибо они телесны, и ищут того, что потребно для их тела всякими способами, какими придется, хорошими или дурными. Бог не создал человека дурным, но только дал ему выбор быть (таковым), по желанию, и, благодаря этому выбору подлежать награде, если он хорош, или осуждению, если дурен. Лживый же человек, который ищет богатства или славы у народа, если может получить это путем лжи, то говорит ложь, придав ей подобие правды, а народу, который не хочет исследовать, она кажется истиной, и они веруют в нее [43] твердой верой. Ведь скольким лжам верит наш народ, и верит твердой верой! – звездочетству и другим счетам, и повторение таинственных имен и приметам, и привлечение бесов и всяким заговорам и всяким словам колдунов. И верят они всему этому не потому, что испытавши, нашли это истинным, а верят потому, что слышали это от бывших до них, а эти прежние для чего другого лгали, как не для того, чтобы приобрести богатство или славу? Точно также и те, которые желали господствовать над народом, говорили: «Бог послал нас к вам, возвестить вам истину»; и люди верили, а их потомки не исследовали веры отцов своих, но принимали ее без исследования, и еще укрепляли ее, прибавляя повествования о чудесах и знамениях для доказательства истинности веры их. И говорят они: «Бог сотворил cиe», делая Бога свидетелем лжи и сообщником с лживыми.

ГЛАВА 5.

Для испытующего скоро открывается истина, ибо испытывающий чистым разумом, который Творец вложил в сердце человека, созерцая устроение и законы творения, найдет истину. Моисей сказал: «я послан от Бога возвестить вам волю Его и закон Его», а пришедшие после него прибавили повествования о чудесах, которые были совершены, как они говорили, в земле Египетской и на горе Синайской, и сообщили рассказу Моисее подобие истины. А для испытующего это не кажется истиной, ибо в книгах Моисее находится гнусное мудрование, несогласное ни с премудростью Создателя, ни с установлениями и законами творения, ибо волей Творца и установлениями творения поведано, чтобы муж и жена сходились в плотском союзе для рождения детей, чтобы не погибло естество людей. И этот союз, установленный Богом в законах природы человека не может быть нечист, ибо Бог не сделал нечистым дело рук своих. А Моисей сказал: «всякий плотской союз нечист». Но разум наш убеждает нас, что тот, кто так говорить – лжец и делает лжецом самого Творца. Далее. Говорят, что закон христианский от Бога; находили и чудеса для доказательства этого. Но разум наш говорит нам и убеждает нас, что брак – установление Творца, а монашество уничтожает премудрость Творца, ибо препятствует рождению детей и уничтожает естество людей. И закон христианский, говоря: «лучше монашество, чем брак», проповедует ложь, и не может происходить от Бога, ибо разрушает законы Творца. Разве человеческое мудрование лучше премудрости Его, и может ли оно исправлять дело Божие? Также и [44] Мухаммед говорил: «от Бога принял я то, что заповедаю вам». И не исчезли еще писатели чудес, удостоверяющих посланничество Мухаммеда; и в него уверовали. Мы же знаем, что учение Мухаммеда не может быть от Бога, ибо мужчины и женщины рождаются равными по числу, и если мы сосчитаем мужчин и женщин, живущих в одной обширной стране, то одна женщина придется на одного мужчину, а не 8 или 10 женщин на одного мужчину. Поэтому и закон творения предписывает одному жениться на одной. Если же один мужчина берет 10 жен, то 9 мужчин останутся совсем без жен, а это ниспровергает установление Творца и законы творения 24 и уничтожает пользу брака. Мухаммед, учивший во имя Божие, что одному мужчине подобает брать многих жен, – лжец и не послан Богом. Это немногое испытал я относительно закона брака; если бы я также исследовал остальное в законе Торы, христианском и исламском, то нашел бы многое, несогласное с истиной и правостью Творца нашего, которые открывает нам наш разум. Ибо Творец вложил в сердце человека свет разума, чтобы он видел доброе и злое и знал, что прилично и что нет, и различал правду от лжи и, чтобы во свете Твоем, Господи, мы видели свет. И если мы будем, как следует, смотреть этим светом разума нашего, он не может ввести нас в заблуждение, ибо Творец наш дал нам сей свет, чтобы мы спаслись им, а не для того, чтобы мы погибли. И все, что укажет нам свет разума нашего, происходит от источника правды, а то, что говорят нам люди – от источника лжи, и разум наш убеждает нас, что все, установленное Творцом – справедливо. Творец прекрасной премудростью установил, чтобы изливала каждый месяц женщина кровь из ложесн своих, и это излияние крови необходимо для жизни женщины и для рождения детей; женщина же без этого излияния – бесплодна и не может рождать, ибо ненормальна ее природа. А Моисей и христиане считают нечистой эту премудрость Творца; Моисей даже считает нечистым все, к чему прикоснется такая женщина, и этот закон Моисее делает тяжелым брак и всю жизнь женщины, нарушает закон взаимной помощи, мешает воспитанию детей и попирает любовь. Посему этот закон Моисее не может быть от Создателя женщины. Затем разум наш говорит нам, что необходимо погребать наших умерших братьев, и тела их не нечисты. Иначе в мудровании Моисея, но не в премудрости Творца нашего, который сотворил нас от персти, да отойдем в персть. Но Бог не делает нечистым установления, [45] которое Он определил великой премудростью, как подобает всякой твари. А человек хочет сделать его нечистым, чтобы почтить слово лжи. Далее. Евангелие говорит: «кто не оставит отца своего и матери своей и жены своей и детей своих, не достоин Бога» 25. Но это оставление разрушает всю человеческую природу, а Богу не угодно разрушение Его творения, и разум наш указывает нам, что оставление отца или матери в старости, чтобы они умерли беспомощными, есть великий грех, а Бог – не Бог, любящий беззаконие. Оставляющий же детей своих хуже зверей пустыни, которые не бросают своих детенышей. Кто же покидает свою жену, творит ю прелюбодействовати 26 и нарушает установление Творца и законы творения. Посему и сказанное в этом месте Евангелием не может быть от Бога. Далее, Ислам говорит: «прилично покупать и продавать людей, как скотов». А разум наш познает, что этот закон ислама не может исходить от Творца людей, который создал нас равными, как братья 27, благодаря чему мы и говорим Творцу нашему «Отче наш»! Мухаммед же сделал слабого человека достоянием сильного, и приравнял разумное творение к неразумным скотам. Не может это заблуждение исходить от Бога. Точно также Бог не +повелевал тщетного и 28 не говорил: это ешь, а того не ешь, сегодня ешь, а завтра не ешь; мяса не ешь сегодня, а завтра ешь, ночью ешь, а днем не ешь», как думают те, которые соблюдают законы постов у христиан и мусульман. Не говорил Бог: «ешь ночью, а днем не ешь» и т.п., ибо разум наш учит нас, что дозволено нам есть все, что не вредит нашему здоровью и нашей природе и есть каждый день то, что укрепляет нас для жизни; чередование же дней еды и поста вредит нашему здоровью, +а закон о посте отступает от уставов Творца, который сотворил и пищу 29 для жизни человека и хочет, чтобы мы ели и хвалили Его, и не следует нам воздерживаться от того, что Он благословил. Если же скажут мне: «для умерщвления плотских страстей установлен закон поста», я отвечу: «страсти плотские, привлекающия мущину к женщине и женщину к мущине – премудрость Божия, которой не следует попирать иначе, чем известным установлением, который [46] установил сам Творец – законным союзом. Ибо Творец наш не напрасно вложил эту страсть в плоть человека и всех животных, но поселил эту страсть в плоти человека, чтобы она сделалась основанием его жизни в этом миpе и направляла всякое творение на путь, который ей предначертан. И чтобы эта страсть не выходила из своих границ, нам следует есть столько, сколько нам необходимо, ибо пресыщение и пьянство вредят нашему здоровью и деятельности. Как не грешит тот, кто ест сколько ему потребно в воскресенье и во дни пятидесятницы, так не грешит и тот, кто ест в пятницу и во дни пред Пасхой, ибо Бог сотворил человека с потребностью есть, одинаковой во все дни и во все месяцы. A иудеи и христиане и исламиты не размышляли о деле Божием, когда установили закон поста и лгут, говоря: «Бог установил нам пост и запрещает нам есть», ибо Бог – Творец наш дал нам пищу для нашего питания, для того, чтобы мы ею питались, а не для того, чтобы мы от нее воздерживались.

ГЛАВА 6.

Есть и другой великий вопрос. Bсе люди равны у Бога, и все разумные – Его творение. Он же не создал один народ для жизни, а другой – для смерти, один – для милости, а другой – для осуждения. И разум наш учит нас, что такой несправедливости нет у Бога Праведного во всех делах своих. А Моисей был послан, чтобы учить одних иудеев, и сам Давид сказал: «не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им 30». Почему Бог одному народу явил судьбы свои, а другим не явил их? И теперь еще христиане говорят: «учение Божие только у нас». Подобно им говорят и иудеи и исламиты, и люди индийские и другие. К тому же христиане несогласны между собою: Франки говорят нам: «не у вас учение Божие, а у нас оно»; мы же говорим то же, и если послушать людей, то окажется, что учение Божие дошло только до весьма немногих людей, и к тому же мы не знаем, до кого оно дошло из всех их. Разве невозможно для Бога утвердить слово среди людей, если Ему угодно? Но премудрость Бoжия по благоволению Его не попустила людей придти к соглашению относительно лжи, чтобы она не показалась им правдою, ибо еслибы все люди согласились в одном, это одно стало бы похоже на правду. И все люди отнюдь не могут согласиться относительно лжи, как несогласны они и в вере. И вот, подумаем, отчего все [47] люди согласны в том, что есть Бог, Творец всего? Оттого, что разум всякого человека познает, что все видимое нами – Его творение и что нельзя найти творения без Творца, и что есть Творец. Это –- истина, а потому и согласны в этом все люди. Но когда мы станем исследовать веры, которым учат люди, то в них окажутся смешанными истина и ложь, почему мы и не придем к соглашению в них. И люди препираются между собой: один говорит: «то и то истина», а другой отвечает: «нет, это ложь»! И все лгут, считая человеческое слово словом Божиим. И размыслил я и сказал: «если вера людей и не от Бога, все таки она им необходима и заставляет делать добро, ибо устрашает злых, чтобы они не совершали преступлений и утешает добрых в их твердости». И мне эта вера напоминает замужнюю женщину, родившую от блуда, причем муж ее не подозревает этого и радуется ребенку, которого считает своим сыном и любит его мать; еслибы он знал, что она родила от блуда, он бы скорбел и прогнал свою жену вместе с ее сыном. Также и я, узнав, что вера моя блудница или лживая, печалился о ней и о ее детях блудничьих и о той вражде, тех гонениях, побоях, узах и смерти, которые загнали меня в эту пещеру, но чтобы сказать истину, эта вера христианская в том виде, как она была установлена в евангельские времена, не могла быть дурной, ибо она заповедает людям любовь между собою и всякие дела милосердия. Но в настоящее время люди страны нашей превратили евангельскую любовь во вражду и насилие и яд змия земного, и разрушили веpy свою до ее основания, стали учить суетно, творить беззакония, и ложно называются христианами.

ГЛАВА 7.

Размыслил я и сказал: «почему это Бог попускает лжецам завлекать свой народ? Бог дал каждому человеку разум распознавать правду и ложь и предоставил ему выбор, чтобы он избрал то или другое по своему желанию. И если мы хотим правды, мы будем искать ее нашим разумом, который дал нам Бог, чтобы мы видели, +что нам необходимо среди всех потребностей 31 природы. Истины мы не найдем в учениях человеческих, ибо всяк человек – ложь. И если мы предпочтем ложь истине, то от этого не разрушится установление Творца и закон природы, положенный для каждого творения, но мы сами погибнем в наших беззакониях. Бог хранит мир установлением, которое Он установил и которое люди не могут нарушить, ибо установление [48] Божиe прочнее установления человеческого. И посему тем, которые веруют, что монашество лучше брака, силой установления Творца привлекаются к браку, а те которые веруют, что пост оправдывает душу, едят, когда ими овладевает голод, a те, которые веруют, что оставивши свое имущество совершен, соблазняясь выгодами, приобретаемыми от имущества, ищут стяжания и, оставив его, снова ищут, как это делают многиe из монахов нашей страны. Таким образом все лжецы хотят ниспровергнуть законы творения, но не могут, и только обнаружат бессилие лжи своей. Творец пленит их, Господь твари поругается им, ибо знаем есть Господь, судьбы творяй, и в делех руку своею увязе грешник 32. И посему монах, который порочит установление брака, завлекается в блуд и другие плотские противоестественные грехи и в дурные страсти. А те, которые отказываются от имущества, делаются льстецами у царей и богачей, чтобы приобрести стяжание. А те, кто оставил родных ради Бога, как они говорят, лишаются помощи в напастях и старости и доходят до ропота и хулы на Бога и людей. Таким образом все, которые нарушают установление Творца, увязают в делах рук своих. Далеe. Бог оставил заблуждение и зло среди людей, ибо души наши находятся в этом мире, как в земле испытания, в которой испытываются избранники Божии, как сказал премудрый Соломон: «яко Бог искуси праведники и обрете их достойны ceбе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я» 33. Когда же после смерти мы возвратимся к Творцу нашему, мы увидим, как Бог устроил все праведно и с великой премудростью, и что все пути его – правда и истина. А что души наши будут жить по смерти тел наших, это очевидно из того, что в этом мире не исполнились желания наши. Те, у которых ничего нет, ищут, a те, у кого есть – желают и прибавляют к этому, и еслибы человек приобрел все, что находится в этом мире, он не насытился бы, и хотел бы еще. И это свойство нашей природы показывает, что мы созданы для пребывания не только в этом мире, но и в будущем, и там души, которые исполнили волю своего Творца, насытятся совершенно и не захотят ничего другого. Без этого природа человеческая была бы незаконченна и не получала бы всего, для себя необходимого. Кроме того, душа наша может размышлять о Боге и видит Его в помышлении, и может мыслить о вечном пребывании. И Бог не напрасно дал ей мыслить, но, дав мыслить, дал и достигать его. [49] Кроме того, в этом мире не исполнится совершенная правда, и люди злые насытятся от благ миpa сего, а кроткие будуть алкать. Есть злые, которые радуются, и добрые, которые печальны, есть беззаконники, предающиеся роскоши, и праведники плачущие. Посему необходимо после нашей смерти быть другому порядку и другой совершенной правде, которая воздаст коемуждо по делом его и наградит тех, которые исполнили волю Создателя, открывшегося им во свете разума их и тех, которые сохранили закон природы создания своего. А закон природы ясен, ибо это наш разум: он будет говорить нам открыто, если мы его будем спрашивать. Но люди не хотят спрашивать и предпочитают верить словам людей, а не искать воли Творца своего, как справедливо.

ГЛАВА 8.

А воля Творца явствует из следующего краткого изречения нашего разума, который говорит нам: «поклоняйся Богу, Творцу твоему и люби каждого человека, как самого себя», а также из изречения разума нашего: «не делай человеку того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе, а делай ему то, что ты хочешь, чтобы они делали тебе». Далее 10 заповедей Торы суть воля Творца, кроме почитания субботы, ибо о почитании субботы молчит наш разум. А чтобы мы не убивали, не воровали, не лгали, чтобы не входили к замужней, и т.п. – разум наш учит нас, что не подобает нам этого делать. Точно также и 7 слов Евангелия – воля Творца, ибо мы хотим, чтобы люди оказывали нам эти дела милосердия, а потому и сами должны оказывать их другим, по возможности. Воля Творца и то, чтобы мы хранили жизнь нашу и пребывание наше в этом мире, ибо по воле Творца пришли мы и живем в этой жизни, и не должны оставлять ее иначе, как по воле святой Его. И хочет Творец наш, чтобы мы украшали пребывание наше познанием и деятельностью, ибо Он даровал нам разум и возможность к этому, и посему заниматься работой рук есть воля Божия, ибо без нее нельзя найти необходимого для жизни нашей; точно также и брак одного на одной и воспитание детей, а также много другого, что согласно с разумом нашим и необходимо для нашей жизни или для жизни всего человечества; мы должны соблюдать, ибо это – воля Творца нашего. И следует нам знать, что Бог не сотворил нас совершенными 34, а сотворил разумными и способными к совершенствованию, чтобы мы [50] совершенствовались, пока находимся в этом мире, и были достойны награды, которую уготовал нам Творец наш премудростию своею. +Бог мог бы создать нас 35 совершенными и сделать блаженными на земле 36 но Он не восхотел создать нас таковыми и 37 создал способными к совершенствованию и поселил нас среди соблазнов мира сего, да сделаемся совершенны и достойны награды, которую даст нам Творец наш по смерти нашей, а пока мы находимся в этом мире, +подобает нам славить Творца нашего и исполнять волю Его и терпеть, пока он не возьмет нас к Себе 38. И будем молиться к Его благости, чтобы Он облегчил нам дни испытания нашего, чтобы оставил нам грехи и неразумия наши, +которые мы допустили по неведению 39 и дал нам разум знать законы творения нашего и хранить их.

Что касается молитвы, то мы должны молиться постоянно, ибо это свойственно разумной твари: душа словесная, понимающая, что есть Бог всеведующий и все охраняющий и над всем господствующий, привлекается к нему, чтобы молиться и просить благ у него +и спасаться от зла и прибегать под руку 40 Всемогущего. И нет ничего невозможного для Бога великого и высокого, призирающего на дольния, вся содержащего, обо всем промышляющего, все направляющего и все наставляющего, Отца нашего, и Творца нашего, и Промыслителя нашего, награды душ наших, Милостивого и Благого, знающего все скорби наши и благоволящего нашему терпению, создавшего нас для жизни, а не для погибели, как сказал премудрый Соломон: «Ты, Господи, милуеши всех, яко вся можеши, и презираеши грехи человеком в покаяние. Любиши же сущая вся, и ничего же гнушаешися, яже сотворил еси, ниже бо ненавидя что устроил еси 41. Ты щадишь и милуешь всю тварь». Бог создал нас разумными, чтобы мы размышляли о величии Его, хвалили Его и молились ему о получении необходимого для тела и духа нашего. Всему этому учит нас разум наш, который вложил Создатель наш в сердце человека. И разве это тщета или ложь? [51]

ГЛАВА 9.

И узнал я еще другим путем, что слушает Бог молитвы наши, когда мы молимся к нему с полным сердцем, и любовию, и верой, и терпением. Я грешный жил +в юности моей 42 долгое время, совершенно не размышляя о деле Божием; я не молился, +много грешил 43 так, как не прилично разумному творению, и из-за грехов впал в сети, из которых невозможно человеку спастись, и был близок к крайней опасности. И напала на меня боязнь смерти, и в тот день обратился я к Богу и начал молиться к Нему, чтобы Он избавил меня, ибо Ему известны все пути спасения. И сказал я Богу: «каюсь я во грехах моих и ищу воли Твоей, Господи, и буду исполнять ее, но ныне отпусти мне грех мой и спаси меня». И молился я от всего сердца моего много дней, и Бог услышал меня, и совершенно спас меня, и восхвалил я Его, и обратился к нему сердцем совершенно и произнес 114 псалом: «Возлюбих, яко услыша Господь глас моления моего», и показалось мне, что этот псалом написан ради меня. И еще сказал: «не умру, но жив буду, и повем дела Господня» 44. Еще были люди, которые постоянно клеветали на меня пред царем и говорили: «этот человек – твой враг и враг Франков». И знал я, что пылает против меня гнев царя, и однажды пришел ко мне царский посол и сказал: «царь говорит: «приходи ко мне тотчас». Я испугался весьма, и не мог убежать, ибо царские люди стерегли меня. И молился я всю ночь в печали сердца, и утром встал и пошел и вошел к царю. И Бог смягчил сердце царя; он принял меня с любовью и не сказал мне ничего того, чего я боялся, но только спросил меня о многих пунктах учения и писания и сказал мне «ты – человек ученый, и тебе поэтому следует любить Франков, ибо они весьма учены». Я ответил: «да», потому что боялся и потому что Франки действительно учены. Потом царь дал мне пять золотых унций и отпустил меня с миром. Выйдя от царя, я дивился и хвалил Бога, благо сотворившего мне. И потом, когда опять наклеветал на меня Вальда-Иоханнес, я убежал и не молился о спасении, как прежде, ибо был в состоянии убежать. +Человеку следует делать все, что он может 45, не искушая по [52] напрасну Бога. И теперь я возблагодарил Его, ибо вследствие бегства и пребывания в пещере моей, я нашел случай совершенно обратиться к Творцу моему и мыслить о том, о чем раньше не размышлял и узнать истину, которая возвеселила сердце мое великою радостью. И действительно сказал я Богу: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» 46, ибо больше размышлял я, пока находился во рву один, чем размышлял, когда был с мамхерами. То, что я здесь написал – слишком ничтожно, а когда я сидел в пещере моей, я думал о многом, подобном этому. И хвалю я Бога, который даровал мне премудрость +научив тайнам творения 47, и дух мой привлекался к нему и избегал всего, кроме мысли о делах Божиих и Его премудрости. И молился я каждый день широким сердцем и псалтирем Давида, ибо эта молитва приносила мне великую пользу и возвышала мою мысль к Богу. И если я находил в псалтире Давида что либо несогласное с моими мыслями, я толковал это и приводил в согласие с моим пониманием, и все мне нравилось. И когда я молился таким образом, усугубилось упование мое на Бога, и я сказал 48: «внуши Боже, молитву мою, и не презри моления моего 49. Спаси меня от несправедливости человеческой, не удали щедрот Твоих от мене; милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя 50, да не постыжуся яко призвах Тя 51; тако воспою имени Твоему во веку, воздати ми молитвы моя день от дне 52! Призри на мя и помилуй мя 53, и спаси сына рабы Твоея, сотвори со мною знамение во благо 54, ради имени Твоего наставиши мя и препитаеши мя 55. Не привлецы мене со грешники 56. Да будет милость Твоя на мне, яко уповах на тя, и слышану сотвори мне заутра милость твою 57. Сохрани мя, ублажи мя на земли и не предаждь мене в руки врагов моих 58. Возвести мне радость и веселие, и не посрами мене от чаяния моего 59. Прокленут тии, Ты же благословиши, и [53] да разумеют, яко рука Твоя сия» 60. Это и подобное (произносил) я в молитве от всего сердца, днем и ночью.

ГЛАВА 10.

Молитва же, которую я читал утром и вечером, +которою я ежедневно молюсь и буду молиться 61, следующая:

«Поклоняюсь Тебе, Творче мой и Промыслителю мой, и люблю Тебя всем сердцем Моим. И благодарю Тебя за все блага, которые Ты совершил для меня в сию ночь (вечером я говорю: «в сей день»); сохрани меня и в сей день», (утром: «в сию ночь»); вразуми меня в сей день и во все дни живота моего, да познаю волю Твою обо мне и исполню ее. Оставь мне грехи мои; дай мне каждый день достаточное для потребностей жизни, утверди меня всегда в вере в Тебя, Господи мой; ради благости Твоей, ради силы Твоей и ради величия Твоего избави меня от нужды, от руки и языка человека и от телесной болезни и душевной скорби».

Потом я помолился 30 псалмом: «На Тя уповах», и размыслил и сказал: «Мне надо самому работать и трудиться всеми силами, чтобы приобрести все необходимое для жизни, и одна молитва не поможет мне». Но так как я не знал ремесла, то прибег к силе Божией: «Ремесло без благословения Твоего, Господи, не будет мне полезно. Ты благослови мысль мою, и ремесло мое, и пребывание мое, и дай мне средства и радость путем, какой Ты знаешь и хочешь. Обрати сердца людей, +которые со мною 62, чтобы они хорошо относились ко мне, +ибо все делается по воле Твоей благословенной 63. И дай мне блага в старости!». И знал я, что сердца наши всегда в руце Божией и что возможно Богу сделать нас блаженными и радостными, если даже мы находимся среди напастей, нужды и болезни; возможно также Ему сделать нас и несчастными среди богатства и всех наслаждений миpa сего, и поэтому мы видим каждый день бедных и удрученных напастями – веселыми в радости сердца, а богачей и царей – печальными и несчастными среди их богатств и многочисленных удовольствий. Когда мы не хотим, в сердце нашем появляется скорбь, причем мы не знаем причин ее появления. И следует нам молиться Богу, [54] чтобы он возвестил нам радость и веселие и сделал нас блаженными на земле, ибо Бог воссиявает свет праведным и веселие правым сердцем; Он все знает и владеет всеми путями сердца нашего, и может сделать нас радостными среди напастей и печальными среди благ, ибо радость и печаль не приходят к нам по усмотрению человеческому, а сообразно тому, что возвестит нам Бог. И сказал я: «Ты, Господи, Творче мой, возвести мне радость и веселие и сделай меня счастливым, пока я буду находиться на земле. А после смерти возьми меня к себе и насыти от Тебя».

Так я молился дни и ночи и дивился красоте творений Божиих и их законам. Животные и звери пустыни по природе своей склонны к сохранению своей жизни и продолжению рода. Даже и деревья пустыни и трава, по великой премудрости, которой они сотворены, +прозябают, произрастают, цветут и приносят плоды – семена свои по роду их, без ошибок, и кажется, будто в них 10 душ 64. И горы и коаллы, потоки и источники вод – все дела Твои славят имя Твое, Господи, славят имя Твое и весьма прославленно имя Твое во всей земле и на небе. +Превелики дела рук Твоих 65: это солнце – источник света и источник жизни мира, и луна и звезды, которые Ты основал и которые не заблуждаются в своих путях, которые Ты для них предначертал. И кто знает число звезд и их расстояние и величину? Они нам представляются малыми из-за отдаленности. И туман, который распространяют воды, дающия произрастать травам. Все велико и дивно и все премудростию сотворено». И так я провел два года, удивляясь +всему творению 66 и величая Творца. И размыслил я и сказал: «весьма прекрасны дела Божии и зело углубились помышления Его, и неизреченна премудрость Его, и как может, человек малый и убогий лгать, говоря: +«послан я от Бога 67 открыть людям 68 премудрость Его и правду Его»? Он ничего не откроет нам, кроме суетного и превратного, и по природе своей весьма низкого, по сравнение с мыслью, которую даровал нам Творец наш, да размышляем о величии Его». И сказал я: «я бедный и убогий пред Тобою, Господи! Вразуми меня, +что должен я знать 69 о Тебе, да удивлюсь величию Твоему и буду прославлять Тебя во всякое время новым славословием». [55]

ГЛАВА 11.

В 1625 году от Р.X. умер царь Сисинний и воцарился сын его Василид вместо него. Он сначала любил Франков, как и его отец, не гнал и Египтян, и был мир во всех областях Эфиопии. Тогда вышел я из моей пещеры и пошел сначала в области Амхары, а потом перешел в Бегамедер. Bсе враги Франков считали меня за одного из монахов, бежавших во дни Сисинния, и потому они относились ко мне хорошо и давали мне пищу и одежду. Ходя таким образом из страны в страну, я не хотел возвращаться в Аксум, ибо знал злобу тамошнего духовенства и помнил, что от Господа стопы человеку исправляются. И сказал я: «скажи ми, Господи, путь, в онже пойду, и землю, в нейже вселюся». И подумал я: «пойду я и поселюсь в земле Годжам», но Бог направил меня туда, куда я и не думал. Однажды пошел я в землю Энфраз к одному богатому человеку по имени Хабту, т.е. Хабта-Егзиабхер, и провел у него день. На другой день я попросил у него перо и дощечку, чтобы послать письмо моим родным, что в Аксуме. Тогда этот человек спросил меня: «ты грамотен»? Я ответил: «да, грамотен». Он сказал мне: «останься со мной несколько дней и напиши мне псалтирь Давида; я дам тебе вознаграждение». Я сказал: «да», и в сердце своем возблагодарил Бога, указавшего мне путь питаться от плодов трудов моих, ибо для меня было ненавистно возвращение к прежним начальникам, и я не хотел учить лжи; а еслибы я стал учить истине, меня бы не стали слушать люди, но возненавидели бы и оклеветали и изгнали, а я хотел жить со всеми людьми в мире и любви и предпочитал есть от плодов трудов своих, быть потерянным у людей и жить скрытым премудростью, которой умудрил меня Бог, чем пребывать в почете в доме грешных. И спустя немного дней я приобрел трость и дощечку и написал книгу псалмов Давида. Господин Хабту и все видевшие мое писание удивились, ибо оно было хорошо, и господин Хабту дал мне в вознаграждение красивую одежду. Потом сын этого Хабту, по имени Вальда-Микаэль сказал мне: «напиши и для меня, как ты написал для моего отца». И написал я, и он дал мне быка и двух коз. Посли этого многиe приходили ко мне и заказывали мне псалтири Давида и другия книги и письма, ибо кроме меня не было другого грамотного в этой местности. И давали мне одежды и коз, и соль и пищу и т.п. У господина Хабту было два сына-мальчика; первый назывался Вальда-Габриэль и имел прозвище Тасама, другой – Вальда Хейват с прозвищем Метку. Отец [56] их Хабту сказал мне: «обучи их чтению Давида, а я тебе в вознаграждение буду давать достаточное для тебя пропитание, и все, что ты приобретешь писанием, будет твое». Я сказал: «хорошо, отец мой: все, что ты прикажешь мне, я буду делать, но только будь мне вместо отца и матери и родных, ибо кроме тебя у меня их нет никого».

ГЛАВА 12.

Я знал, что «не добро быти человеку единому», когда у него нет жены, ибо этот путь влечет к греxy, и что не следует людям жить в состоянии, противном природе их, чтобы не были уловляемы обвинением со стороны их те, которые поступают, как было сказано древним: +«не добро быти человеку единому, ибо необходима ему жена» 70. И сказал я господину Хабту: «я не монах, но казался таковым ради тяжелого времени». И была одна девица, рабыня господина (Хабту), по имени Хирут, не красивая, но искусная в работе, умная и терпеливая. И сказал я господину Хабту: «дай мне эту девушку, чтобы она была мне женой». Господин Хабту ответил: «хорошо, отселе пусть она будет не моей рабыней, а твоей». И сказал я: «не рабыней, а женой; ибо муж и жена равны в супружестве, и мы не должны называть их господином и рабой, ибо они – одна плоть и одна жизнь». Господин Хабту сказал мне: «ты – человек Божий, поступай, как хочешь». И мы позвали эту девушку, и я сказал ей: «хочешь быть моей женой»? Она ответила: «как угодно моему господину». А господин Хабту сказал ей: «я хочу». Тогда она сказала мне: «хорошо, и где мне найти для себя лучшего тебя». Мы сказали господину Хабту: «благослови нас, отец». Он сказал: «Бог да благословит вас и да сохранит вас, да даст вам здравие, любовь и долголетие, да пошлет вам чад и стяжание мира сего, и да удалит от вас всякое зло». Мы ответили: «аминь! аминь»! И эта Хирут сделалась моею женой, и весьма полюбила меня и была весьма рада, ибо раньше сидела в пренебрежении в доме Хабту, и домочадцы постоянно огорчали ее. И потому что она полюбила меня, я положил на сердце своем всеми силами угождать ей. Я думал, что нет другого брака, столь прочного по любви и благословенного Богом, как мой. У меня было две золотых унции, которые остались из взятых мною при бегстве из Аксума, да писанием я приобрел быков, коз и одежды. Я выстроил небольшой дом по соседству с господином Хабту и поселился в нем с женой в [57] любви: она пряла день и ночь, а я писал и учил детей Хабту и других мальчиков, которые были там. Господин Хабту давал мне каждый месяц за своих детей, которых я учил, меру (зерна) тьефа. Так я прожил с женой хорошо и в любви целый год, и она не родила мне; потом она зачала и родила сына 10-го текемта в понедельник в 1631 г. от Р.X., и мы были рады рождению его и назвали его по имени моего отца по благодеянию Хабта-Егзиабхер.

Чрез три года митрополит Альфонс ушел в страну свою, и поднялись все враги его, а друзья его были все изгнаны с ним. В это время повсюду искали мамхеров, которые преподавали старое учение и твердо держались его, и родные мои, что в Аксуме, разыскивали меня, чтобы я возвратился в Аксум к моему начальству и учил Писанию в Аксуме, как прежде, ибо люди думали, что я бежал из страха гонения, произшедшего ради митрополита Альфонса. Они послали ко мне, говоря: «возвращайся к нам, ибо погибли враги твои, а друзья благополучны». Я ответил им: «нет у меня врагов, нет и друзей, кроме человека Божия господина моего Хабту и его детей и моей жены, и я никогда не покину их. Вы же живите в мире, a мне невозможно к вам вернуться». А тот льстец, враг мой Вальда Иоханнес, оклеветавший меня некогда пред царем Сисиннием, послe ухода митрополита Альфонса, вернулся к вере египетской, причем у него не было веры кроме той, какая ему в данное время выгодна. С большим лукавством он вошел в расположение царя Василида, ибо цари любят лукавых и льстецов. Услыхав, что я живу спокойно в земле Энфраз, Вальда Иоханнес стал снова клеветать на меня, говоря: «он – Франкский мамхер, преподающий в тайне Франкское учение». И это он сказал сеюму Энфраза. Я сильно опечалился его лукавством, ибо он прежде говорил обо мне: «он – враг Франков», а потом стал говорить: «он – друг их». И в печали сердца сказал я: «потребит Господь устны льстивые». Много дней молился я, читая псалом 34: «Суди Господи» и 108: «Боже, хвалы моя не премолчи». И Бог услышал меня: этот человек был поставлен над многими монастырями Дамбии; люди возненавидели его и убили; труп его нашли в его доме, а убийца его не был найден, и чужой восхитил сан и имущество его.

ГЛАВА 13.

В 1635 году от Р.X. был великий голод во всех областях Эфиопии, и бедствие было упорно из-за грехов нашего народа и недостатка любви к ближнему, ибо принявшие веру царя Сисинния и митрополита [58] Альфонса гнали и убивали своих братьев, не принимавших веры их. А гонимые потом всемеро отплатили своим врагам и убили многих из них. Стало ясно, что у всех их «несть страха Божия пред очима 71» и что они не знают пути мира и напрасно называются христианами, ибо Иисус Христос прежде всего и выше всего заповедал Христианам любовь между собою. А эта любовь совершенно исчезла среди тех, которые называются христианами: все грешили против братьев своих, пожирали друг друга, +как снедь хлеба 72. И царь Василид начал царствовать благожелательно и умно, но не удержался в хорошем направлении, а сделался несправедливым, и был упорен в несправедливости и проливании крови; Франков, которые делали для него добро и выстроили ему башни и красивые дома и украсили царство его всякими премудрыми работами, он возненавидел и гнал и платил им злом за добро. Этот Василид был злодеем во всех отношениях: он казнил +безчисленное количество 73 людей без суда, был весьма развратен и убивал женщин после того, как грешил с ними, посылал свои войска которые производили разбои и грабежи в областях и в домах бедняков. Ибо Бог дал дурному народу дурного царя, и ради грехов царя и народа явилось наказание – голод, а после голода – чума, и много умерло, другие боялись и не во спасение. Ибо +они были упорны в своем неразумии и вражде 74 и половина их говорила: «за то, что вы прогнали абуну Альфонса, пришло на вас посещение Божие»; a другие говорили: «за то, что вы изменили некогда правой вере +и осквернили церковь 75, пришло наказание». Они не согласились и боролись между собой, и не знали, что заслужили наказание за то, что потеряли любовь к ближнему и преступили +установление правды Божией 76, которое Он установил для всей твари, из-за установления человеческого, и нарушили +закон природы из-за законов человеческих 77 той или другой религии. Хорошо сказали о них Исаия и Евангелие: «сии людие устами мя чтут, сердце же их далече отстоит от мене, всуе же чтут мя, учаще учением, заповедем человеческим» 78. Также и Иоанн [59] сказал: «глаголяй себе во свете быта, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе. Любяй брата своего во свете пребывает, и соблазна несть в нем. А ненавидяй брата своего во тме есть, и во тме ходит, и не весть камо идет, яко тма ослепи очи ему» 79. Это пророчество исполнилось на людях страны нашей, и они не знали, куда идти и препирались из-за своих вер, ибо не знали, во что верить, и сидели во тьме. Мы же, издержав во время голода наше золото, продали наших волов и одежды и, слава Богу, не голодали, как другие, но ели сами и кормили голодных и больных два года, когда был голод и чума, и не пострадали. И исполнилось на нас изречение: «не постыдятся во время лютое, во днех глада насытятся» 80. И возблагодарили мы Бога, сотворившего безчисленные блага.

ГЛАВА 14.

Спустя год умер господин Хабту; мы сильно скорбели и оплакали его великим плачем. Он же пред смертью позвал нас и сказал: «вот я умираю! Господь да сохранит и благословит вас! Ты будь отцом моим детям»! И дал он мне двух волов и одного мула, а жене моей дал двух коров с телятами, и сказал нам: «молитесь о моей душе». И умер он в мире Бога; да, упокоит Он его душу благословенную! Погребли мы его с великим почетом. Старший сын его, по имени Вальда Микаэль, любил меня, как и отец его и слушался моих советов. Жена его, по имени Валатта-Петрос и по прозванию Фантая, была из местной знати, добродетельна, полна любви к ближнему и смирения, и любила нас, как мать любит своих детей. Два (других) сына Хабту: Тасама и Метку выросли, умели читать Давида; Метку кроме того, умел писать, знал лествицы и писания 81; он был согласен со мной в знании и твердой любви. Он знал все мои тайны, +и не было ничего, что бы я скрыл от него 82. Ради любви к нему, после того, как он много раз просил меня, +я написал это немногое 83. [60]

ГЛАВА 15.

Сын мой рос и сделался красивым юношей. Когда ему было 20 лет, я заметил, что он грешит по неведению грехом, указывающим на потребность брака. Я укорил его сильно и сказал: «это не хорошо, ибо противно установленному для нас Творцом. Женись и живи по законам природы нашей». Он ответил: «хорошо, дай мне жену». Я искал и нашел хорошую девушку по имени Мадханит, дочь начальника пастухов волов +из области Ламге 84. Сыну моему она понравилась, а ее отец дал ей 15 быков и одежды, и она сделалась женой моего сына. Мы жили единодушно в любви. Чрез два года она родила сына и я назвал его Иетбарак, +т.е. Иетбарак Егзиабхер 85. Еще родила она сына, и я назвал его Дастая. Еще родила она дочь, и я назвал ее Эшетья. И прославил я Бога, насытившего нас от всех благ Своих. И жил я среди людей, представляясь им христианином, но в сердце моем веровал только в Бога, Творца всего и промыслителя всего, +как Он умудрил меня 86. И размыслил я и сказал: «не грех ли мне; пред Богом казаться верующим в то, во что я не веровал, и таким образом обманывать людей»? И сказал я: «люди любят, чтобы их обманывали, и если бы я открыл им истину, они бы меня не стали слушать, но прокляли бы и изгнали; не было бы пользы от раскрытия моих мыслей, a напротив, великий ущерб». Посему и я жил среди людей, будучи подобен им, +кроме их злобы 87, а пред Богом я был таков, каковым Он умудрил меня. А для того, чтобы те, которые будут после меня, узнали обо мне, я захотел написать это, скрываемое мною до смерти. И если после смерти моей найдется мыслящий +человек и испытывающий 88, я прошу его, чтобы он прибавил свои мысли к моим: +«Вот я начал исследовать то, чего не исследовали раньше, а ты кончай то, что я начал 89, +чтобы люди страны нашей умудрились с Божьей помощью и пришли 90 в познание истины, чтобы не веровали в ложь, не надеялись на заблуждение и не переходили [61] от тщеты к тщете, но чтобы +мыслили право 91 и любили братьев своих 92 и не препирались напрасно из-за веры, как они делают до сих пор. И если найдется мыслящий, который будет думать +так или еще лучше, будет так учить и писать 93, да даст ему Бог по сердцу его и исполнит все желания его, и насытит от благ своих безмерных, как Он насытил меня. Да возвеселит его и сделает блаженным на земле, как возвеселил и сделал блаженным меня доселе. А кто будет злословить меня за 94 эту мою книгу +и не захочет размышлять, чтобы поступать хорошо 95, тому да воздаст Бог по делам его. Аминь.

***

Кончилась книга, написанная Зара-Якобом по прозванию Варкэ на 68 году его жизни, когда умер Василид и царствовал Иоанн. После написания этой книги Зара-Якоб жил в старости доброй еще 25 лет, любя Бога Творца нашего и славословя Его дни и ночи. Он был весьма славен и видел внуков сына своего. У сына его Хабту было 5 сыновей и 4 дочери от жены его Мадханит. Всех дней жизни Зара-Якоба было 93 года безболезненных, и умер он в великой надеждe на Бога, Творца нашего. Спустя год умерла и его жена и была погребена рядом с мужем своим. Бог да примет души их в мире, во веки веков. Сын его и дети его сына были славны в нашей земле и благословенны благословением отца своего; дома их не вмещали множество быков, и половина их спустилась в коаллу к родным их матери и поселилась там. Се тако благословится человек, бойся Господа! 96

Да благословит и меня Бог благословением отца моего Хабту и благословением учителя моего Зара-Якоба, ибо я весьма стар, юнейшей бых и состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его, просяща хлебы 97. И в благословение будет во веки веков 98. [62]

И я Вальда Хейват, по прозванию Метку, присоединил следующее немногое к книге учителя моего, чтобы вы знали хороший конец его. И вот я написал другую книгу о премудрости, которой умудрил меня Бог и научил в течении 59 лет Зара-Якоб, для познания и поучения сынов Эфиопии. Да подаст им Бог разум и премудрость и любовь, и да благословит их во веки веков. Аминь. Кончилась эта книга 99.

Комментарии

1. Отсюда начинается рукопись В.

2. Пс. 65,16.

3. Пс. 33,2.

4. ibid.

5. ibid. 3.

6. Сб. «поставлен», «рукоположен».

7. Сб. «языком лукавствия».

8. + – Нет в В.

9. + – Нет в В.

10. Пс. 72,11.

11. Пс. 118,73.

12. Ср. Пс. 93,18.

13. Пс. 72,16.

14. ibid. 13.

15. Пс. 93,9

16. Ср. Пс. 101,27.

17. Пс. 138, 2-5.

18. Пс. 115,2.

19. Пс. 118,70.

20. Пс. 118,71.

21. Пс. 140,5.

22. Нет в А.

23. Екклез. 1,13.

24. В В добав. «и противится премудрости Его».

25. Луки 18,29 и Мф. 10,37.

26. Мф. 5,32.

27. «Ибо человек человеку – брат». В.

28. + – Пропущ. В.

29. + – не может от Бога исходить закон о посте и других воздержаниях, кроме воздержаний от того, что вредит нашей природе, ибо Бог не повелел тщетного, создав пищу. В.

30. Пс. 147,9.

31. + – разумность в потребностях. В.

32. Пс. 9,17.

33. Премудр. 3,6.

34. В В прибавлено: «и поместил нас в этом мире».

35. + – Ибо для Творца было возможно создать людей... В.

36. в мире сем. В.

37. но. В.

38. + – будем пребывать, славя Творца нашего, жить по воле Его, пока не отошлет нас Себе и пока мы живем, следует нам быть терпеливыми во всех напастях. В.

39. + – в юности нашей. В.

40. + – Нет. В

41. Премудр. 11, 24-25.

42. + – прежде. В.

43. + – поступал. В

44. Пс. 117,17.

45. + – Следует нам делать все, что можем. В.

46. Пс. 118,71.

47. + – Нет в В.

48. и говорил каждый день. В.

49. Пс. 54,1.

50. Пс. 39,12.

51. Пс. 30,18.

52. Пс. 60,9.

53. Пс. 118,132.

54. Пс. 85,17.

55. Пс. 30,4.

56. Пс. 27,3.

57. Пс. 142,8.

58. Пс. 40,3.

59. Пс. 118,116.

60. Пс. 108, 28,27.

61. + – Нет в А.

62. + – Нет в А.

63. + – Нет в А.

64. + – Нет в В.

65. + – Имя Твое, Господи! В.

66. + – Нет в А.

67. + – явиться к нам и сказать нам: «я явился к вам». В.

68. вам. В.

69. + – что следует мыслить разумной твари, подобной мне. В.

70. + – Нет в В.

71. Пс. 35,1.

72. Нет в В. Пс. 13,4.

73. Нет в А.

74. + – половина их говорила. В.

75. + – Нет в В.

76. + – заповедь Божию. В.

77. + – слово Божие, которое Он изрек нам в сердце нашем: «не убий и не делай ближнему твоему того, чего не желаешь, чтобы тебе сделали» из-за уставов. В.

78. Ис. 29,13. Мф. 15,8. Мр. 7,6.

79. Иоанн. I, 2,9.

80. Пс. 36,19.

81. Нет в В.

82. + – Нет в В.

83. + – Нет в А.

84. Нет в В.

85. Нет в А.

86. Нет в В.

87. Нет в В.

88. Нет в В.

89. Нет в В.

90. и таким образом всякий, если будет в состоянии, придет. В.

91. + – размышляли о премудрости Творца, надеялись на милость и правду Его и молились Ему чистым сердцем во время напастей. В.

92. как самих себя. В.

93. + – Подобно мне. В.

94. и. В.

95. + – Нет в В.

96. Пс. 127,5.

97. Пс. 36,26.

98. ibid. 27.

99. Заключение по В (вместо последней фразы): «да благословит Бог благословением Зара-Якоба раба своего Вальда-Гиоргиса, поручившего переписать сию книгу, да пребудет благословение Божие с ним всегда и с писавшим Вальда-Иосифом во веки веков. Аминь. Да будет. Да будет».

Текст воспроизведен по изданию: Исследование Зара Якоба // Записки Русского Императорского археологического общества. Том 16. 1904-1905. Вып. II-III. СПб. 1906

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.