|
ЗЕЙН-АД-ДИНПРОДОЛЖЕНИЕ "ИЗБРАННОЙ ИСТОРИИ" ХАМДФЛЛФХФ КАЗВИНИ ТАРИХ-И-ГУЗИДЕ757 г. (= 5 I — 24 ХII 1356)... Когда во владениях Мелик-Ашрефа беззаконие его дошло до крайности, то люди стали покидать родину: ходжа шейх Ганджи отправился в Шираз, а оттуда ушел в Сирию и устроил там великолепные здания, как то: скиты и ханаки; ходжа Садр-ад-дин Ардебили, да будет над ним милосердие (божие), отправился в Гилян, а кази 1 Мухьи-д-дин Бердаи — в Сарай Берке, где занялся проповедыванием и сделался известным. Покойный царь Джанибек-хан — да освятит аллах свидетельство его — присутствовал при его проповедях. Однажды, (когда) царь присутствовал при (его) проповеди, мавляна Мухьа-д-дин Бердаи во время проповеди стал говорить о Тебризе, о Мелик-Ашрефе и о притеснении им людей; он описал (все это) так, что присутствовавшие в собрании зарыдали, а царь расплакался. Он (Мухьи-д-дин) сказал, что царю дана возможность устранить зло его (Малик-Ашрефа); если он не соизволит (на это) и людей, которые вверены (ему) творцом, не освободит от бесчинства его (Мелик-Ашрефа), то господь всевышний в день воскресения потребует от царя отчета, и ему придется ответить за это. Так как он горячо и настойчиво говорил об этом, Джанибек-хан приказал эмирам левого крыла (джаункар) снарядить в один месяц 100 туманов солдат, так как он намерен итти на Тебриз. Он приказал (также) вынести его походную палатку (отак). В течение одного месяца войско было приготовлено и собрано, и царь двинулся в поход. В 758 г. (= 25 ХII 1356—13 ХII 1357) царь Джанибек переправился через реку Куру. До Мелик Ашрефа все время доходили вести (об этом). Сначала он говорил, что люди распускают ложные слухи для того, чтобы получать содержание и оклады (марсум ва маваджиб), но потом, удостоверявшись (в справедливости этого известия), он послал потребовать (назад) войска, которые перед этим отправил с эмиром Али-Календером, Тугай-Тимуром г;улямом и другими эмирами для завоевания Саве, призвал к себе людей, выбрался из квартала (pyб') Рашиди, из которого долгое время не выходил, поселился в Шенб-и-Газани, собрал жен, дочерей, деньги, драгоценности из чистого золота и серебра и (все) добро свое, которое отправил в крепость Алинджак, погрузив (свои) сокровища на 450 смычек 2 муловых и 1500 смычек верблюжьих. Большое количество пеших собралось в Шенб-и-Базани; он роздал некоторую сумму из их содержания (марсум), всем дал латы и приготовил большое войско, которое отправил в Уджан. Пришло известие, что царь Джанибек прибыл в Ардебиль. Рассказывали, что у войска царского стремена деревянные, поводья лошадей веревочные, что на 100 человек из них довольно одного человека; имени же царя не произносили. Когда же он узнал, что Джанибек сам выступил, что чрезвычайно смутился и расстроился, потребовал к себе ходжу Люлю-Саджилю и ходжу Шукр-хазина и сказал (им): "Жен и сокровища вы под своим надзором отведите на Марандскйй холм, расположитесь у родника ходжи Рашида и ожидайте известий обо мне. Я отправляюсь в Уджан; если дело пойдет по (моему) желанию, то приходите в Тебриз; если же будет противное, то идите в Хой, где я присоединюсь к вам. Их он отправил в ту сторону, а сам, откочевав, пошел к Уджану. В первый день он остановился в Меметабаде, на берегу реки Мехранруда, и там пробыл 2 дня. Прибыли несколько эмиров» отправившихся было в Саве, и войска (их). Всякого, кто приходил, он снабжал золотом, конем, латами, оружием и отправлял (далее). Одним из воинов был Ахиджук. На следующий день он (Мелик-Ашреф) двинулся дальше и прибыл в Саидабад. 3 На вершине холма Саидабадского он приказал личный арсенал (джебехане-и-хасс) раздать войску. Хотя солдаты ушли, но все же при нем было небольшое количество (людей), да таджики и бывшие при них нукеры. Им роздали его личные латы. Всего было около 2000 человек и большое число вьючных животных, лошадей и подручных (шагирдпише). Еще до полудня он построил отряд (кошун), стал на вершине холма, глядел по дороге в Диваль я ждал известий. Вдруг показалось небольшое облачко, поднялся ветер, пошел дождь и сильный град, распространяя полнейший ужас; ветер был встречный, так что все четвероногие повернули назад. Через час воздух очистился, дождь унялся, и он (Мелик-Ашреф) продолжал ждать. Эмиры и солдаты, которых он отправил, собрались в Уджане. Царь Джанибек прибыл (туда) со стороны Сераха. Увидев войско (Мелик-Ашрефа), он приказал, как на охоте, устроить облаву, чтобы окружить войско Мелик-Ашрефа. Эмиры Ашрефовы, увидев громаду войска (Джанибека), с большим трудом спаслись и разбежались. Царь Джанибек расположился в Уджанском гуруке, а Мелик-Ашреф стоял на Саидабадском холме. Когда град и дождь унялись, то по дороге Дивальской показался всадник, (который), подъехав ближе, оказался шейхом Джилки 4 Ахтаджи. Он сказал что-то на ухо Мелик-Ашрефу. Получив сведения, он (Мелик-Ашреф) не имел болей возможности оставаться (на месте),. повернул назад и двинулся в Тебриз, где в ту ночь расположился в Шенб-и-разани. Утром он отправился к своим женам и сокровищам. Люди все от него отстали, так что он прибыл к обозу с бывшими при нем двумя грузинскими рабами. Ходжа Люлю, ходжа Шукр, погонщики ослов и верблюдов и жители Маранда разграбили его сокровища. Жены (его) также разбежались. Увидев это, Мелик-Ашреф отправился в Хой. В степях хойских находились дома Мухаммеда Балыгджи. Узнав о положении Мелик-Ашрефа, он вышел к нему навстречу и поместил в своем доме, а (в то же время) послал гонца и известил (об этом) царя Джанибека, который отправил (туда) эмира Беяза, чтобы привести Мелик-Ашрефа. В город (Тебриз?) прибыл ходжа Махмуд-диван и вместе с эмиром Беязом пошел в дома Мелик-Ашрефа. Из этих домов (в это время) выходила толпа буйного сброда. Одного из этих буянов он (Беяз) убил; (остальные) люди испугались и разбежались. Эмир Беяз и ходжа Махмуд осмотрели дома его (Мелик-Ашрефа), но ничего не нашли. (Тогда) эмир Беяз отправился в Хой; ходжа Махмуд (же) прибыл в город, потребовал сахибов и битикчиев, произвел розыск имуществ и залогов его (Мелик-Ашрефа). Каждый из битикчиев был назначен в какую-нибудь сторону. Они написали список (всему); остальное имущество, некоторое количество баранов и кур, которых отдали в деревни для приплода, рабочих быков для земледелия, находившихся в области государства, все (это) вместе с зерном, (выданным) в ссуду, внесли в счет. Пришло известие, что в Маранде отыскалось кое-что из драгоценностей. Ходжа Махмуд-диван отправил всех здешних солдат и нукеров со своими собственными нукерами, которые кое-что отобрали от жителей (Маранда). Эмир Беяз отправился в Хой и привел с собой (оттуда) Мелик-Ашрефа. Когда он прибыл в Тебриз, то на улицах люди с крыш бросали золу на голову его (Мелик-Ашрефа) и наносили ему всевозможные оскорбления. Его отвели в дом Муайяд-беги, матери ходжи Шейха Ганджи. Там находились эмир Каус Ширвани и мавляна Мухьи-д-дин Бердаи. Мелик-Ашреф целовал руку Кауса, рыдал и стонал; Каус обласкал его. После этого его повели к царю (Джанибеку), который спросил его: "Зачем ты разорил это государство?". Он ответил: "Разорили нукеры и слов моих не слушали". Царь уехал из Уджанэ, отправился в область Хаштруд, прибыл в окрестности Кеюку (?) 5 и оттуда вернулся назад. В Хаштруде в том году засеяли большую площадь, и хотя такое громадное войско два раза проходило там, но ни один колос хлеба не был сломан. Из этого можно представить себе результаты справедливости и несправедливости, как сказал один поэт: "Ушел тиран и от него остались приемы тирании, ушел справедливый и оставил доброе имя на память". Царь хотел не казнить Мелик-Ашрефа, а увести в свое царство, но Каус и кази Мухьи-д-дин Бердаи проявили настойчивость и сказали: "До тех пор, пока он жив, людям этого государства не будет покоя от него и произойдут смуты и беспорядки". Царю это показалось разумным, он сказал: "(Делайте, как) знаете". Они послали к тем людям, которые его охраняли, приказание (парване) убить его. На пути его стащили с лошади и вонзили ему меч в бок так, что конец меча вышел у него с другого бока. Голову его отвезли в Тебриз и повесили на площади на дверях мечети Мерагийцев. Жители Тебриза обрадовались и щедро одарили тех людей (убивших Мелик-Ашрефа). Царь Джанибек с 10000 всадников прибыл в Тебриз, остановился в дворце (девлет-хане) и пробыл одну ночь в Тебризе. Утром он пошел в мечеть ходжи Алишаха и совершил (там) молитву. Эмиры и солдаты, которые с ним пришли, все расположились на дорогах в речной долине, но к реке ни одного мусульманина не подходили (?). Царь направился (затем) в Уджан и, чувствуя себя нездоровым, оставил там своего сына Бердибека с 50 000 человек, а дочь Мелик-Ашрефа, Султанбахт, и сына его, Тимурташа, увез с собой и отправился в свое царство. Махмуд-диван устроил большой пир и посадил царя Бердибека на престол султанства. Сарай-Тимура, сына эмира Джарука, он сделал везиром его и (затем) отправился вслед за царем (Джанибеком). Бердибек-хан ради пастбища отправился в Деркам-азум. 6 Сарай-Тимур из-за дел керекьярака 7 остался в Тебризе. Эмиры и нукеры Мелик-Ашрефа большею частью собрались к Сарай-Тимуру. Пришло известие, что из драгоценностей Мелик-Ашрефа в Маранде появилась его куртка. Сарай-Тимур отправил Ахиджука взять и привезти эту куртку. Ахиджук прибыл в Маранд и забрал куртку; в нее было вшито много драгоценных камней. Эти камни он присвоил себе, а часть роздал нукерам; большое количество людей собралось вокруг него. Так как эмиры царя Джанибека прислали к Бердибек-хану человека (сообщить ему), что царь очень болен, что ему (Бердибеку) не следует медлить, а должно поспешно двинуться (в путь), то Бердибек-хан из Веркана двинулся в Серах, и Сарай-Тимур пошел вслед за ним. Управление и воцарение Ахиджука. Узнав, что царь Джанибек и Бердибек ушли, Ахиджук с целою гурьбою (народа) прибыл в Тебриз и водворился (в нем). Большая толпа ашрефцев собралась вокруг него...761 г. (=23 ХI 1359—10 ХI 1360). В начале весны пришло известие, что сын Мелик-Ашрефа, Тимур-таш, уходивший с царем Джанибек-ханом в улус Узбека, во время смут и беспорядков, возникших в той области, взял с собой сестру свою и ушел в Хорезм, а оттуда попал в Шираз. Оставив сестру в Ширазе, он переходил, таким образом, из области в область и, придя в Ахлат, к Хызршаху, тамошнему правителю, затевает смуты и своеволие. 8 Султан Увейс двинулся к Алатагу. Хызршах, узнав, что султан идет на него, схватил Тимур-таша и отправил его (к Увейсу), который заставил его испить напиток смерти и голову его отослал в Тебриз... 786 г. (=24 II 1384—11 II 1385)... Войско Токтамыш-хана, пройдя Дербенд и область Ширван, прибыло в Тебриз. Тебризцы, загородив деревьями входы в свои улицы и кварталы, укрепились. Тебриз был чрезвычайно населен. Жители вооружились и оберегали свои улицы и дома. Когда войско Токтамыша прибыло, то оно увидело город в таком виде и жителей сопротивляющимися. Они (воины) расположились в Шенб-и-Т»азани, 8 дней ходили вокруг города, но никак не могли отыскать случая и возможности (овладеть им). Отравили они человека и потребовали эмира Вели. Сошлись для заключения мирных условий. Эмир Вели заключил мир на таком условии, что они со своей стороны из города дадут 250 туманов золота, которое будет ценою подков их лошадей, 9 а те уйдут. В четверг... месяца 10... 787 г. (=12 II 1385— 1 II 1386) жители города собрали ходжей и постановили, чтобы каждый ходжа в пятницу утром принес и сдал по одному туману золота в монете. Утром в пятницу нукеры эмира Вели пришли, привели своих казначеев и занялись счетом золота. Так как была пятница и мир был заключен, то жители города сочли себя безопасными и сложили оружие. Узнав об этом, войско Токтамыша извлекло мечи, ворвалось в город и занялось убийством и грабежом. Жителям города не оставалось более возможности сопротивляться. Восемь суток около 100 000 человек немилосердных неверных, вторгнувшись в этот город, убивали, грабили, никому не оказывали сострадания и милосердия. Женщины и мужчины, босые и голые, да младенцы сидели у дорог, улиц и кварталов, посреди снега и льда. Неверные приходили, осматривали и уводили всех молодых красивых женщин, девиц и юношей. Они брали также некоторых других, отводили их в дома их и подвергали их тяжелым пыткам. Те указывали спрятанные вещи, и эти проклятые уносили их. Если пишущий (эту) книгу целый год сряду будет писать рассказы о том, что случилось с этим городом и с этими мусульманами, то он (все-таки) не кончит и даже не сможет передать и части десятой доли того (рассказа). Итак, когда эмир Вели выступил из Султании, эмиры подумали, как бы он не возмутился, и сказали: лучше всего, чтобы в Тебриз пришел эмир Шихар,11 а Шах-Али, Шибли, Хаджи Ахмед-Али Кизыл и другие эмиры занялись осадой крепости Султании. Эмир Шихар двинулся в Тебриз. Когда он прибыл в Уджан, то услышал12 известие, что войско Токтамыша занято осадой Тебриза. Он растерялся и отправился в Багдад. Узнав об эмире Сисаре, войско Токтамыша по стопам его дошло до горы Синта (?), но не настигло его, произведя избиение и грабеж также в Мераге, возвратилось и окончательно уничтожило все, что еще оставалось в Тебризе. Они снова два дня и две ночи производили (там) разбой и грабеж. После этого некоторые двинулись по Нахичеванской дороге и опустошили области Маранда и Нахичевана, а некоторые двинулись по Ахарской дороге и сошлись в Карабахе. До 200 000 человек они увели в плен из этой области.789 г. (= 22 I 1387— 10 I 1388)... Пришло известие, что войско Токтамыша прибыло в области Бухарскую и Самаркандскую и произвело большое опустошение в столице его величества. Когда это известие дошло до благословенного слуха, то он выступил из Шираза, в Рейском Арадане соединился с обозом (угрук) и отправился в Хорасан. Комментарии1 В: ходжа. 2 Катар — собственно: цепных рядов. 3 В: Абдабад, но далее Саидабад. 4 В: Халки. 5 "История Шейха Увейса": Кутуду. 6 ? Ниже: Веркан. 7 Заготовка всего нужного для двора. 8 В: он увидел, что тот (Хызршах) затевает смуту и своеволие. 9 Т. е. выкупом. 10 Число и месяц в рукописях пропущены. 11 ? А: Санба, ниже Сисар. 12 Так А; В: прибыло.Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М. 1941 |
|