ИОГАНН ДАВИД ВУНДЕРЕР
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДАНИИ, РОССИИ И
ШВЕЦИИ
С 1589 ПО 1590 ГОДЫ
… Наконец мы приблизились на 4 мили к
Плескову, где великий князь Московский был в это
время со своим двором. Мы остановились у нашего
литовского покровителя. На следующий день он
повел нас в крепость, в зал, украшенный тиснеными
обоями, где происходят народные собрания (Видимо, речь идет о собраниях городской
администрации. Здесь и далее примечания и
комментарии Е. Морозкиной.). В зале стоял
королевский трон из слоновой кости; над ним
чистым золотом были выгравированы следующие
строки: “Русских царь и господин по праву
отцовской крови; титулы власти я ни у кого не
купил ни (какой) мольбой, ни за плату; и я не
подчиняюсь ничьим законам, но, веря в единого
Бога, презираю почести, выпрошенные другими”.
На укреплениях мы увидели много
коротких [34] железных пушек,
направленных в три стороны вместе с другим
старым метательным снарядом и оружием, которое
они употребляют против татар. Перед замком стоит
высокий камень с медным изображением Ивана
Васильевича в память его царствования, ниже
помещены эти строки: “Медный этот камень, и
медная (жестокая) смерть и медный тот, кто читает
эти слова сухими глазами. В году 1491-м” (Судя по дате, этот памятник был
поставлен не Ивану Васильевичу Грозному, (1530-1584
гг.) и не его дедушке - Ивану Васильевичу III,
правившему с 1462 по 1505 год. Наверное, это было
изображение Ивана Младого, сына Ивана III, его
наследника и соправителя, умершего в 1490 году (то
есть не Ивана Васильевича, а Ивана Ивановича) 1. В 1491
году один Иван Васильевич еще не родился, второй -
не умирал. Можно себе представить горе
самодержца, потерявшего сына, если он велел
расставлять такие камни по русским городам.).
Вслед за тем, в разных местах города мы
увидели много обелисков; они были трех- и
четырехугольными от 10 до 20 футов высоты (От трех - до шести [35]
метров.) и довольно широкими, с
выгравированными надписями, сделанными
московскими буквами из свинца и меди; три из них
наш патрон перевел:
“Я, Скомай, сражаясь за родину, убил в
рукопашном бою 32 человека, и наконец убитый в
схватке с Ролуоном Шведским, здесь покоюсь”.
Также: “Укротитель своевольных и
защитник угнетенных, обремененный ранами и
старостью, опоясанный мечом, я здесь погребен –
Шитак”.
Также: “В то время, как другие искали
славы военными подвигами, я, Палицкий, ревностно
устремляясь к делу мира, заслужил бессмертную
славу”.
Далее мы увидели место, где тиран Иван
Васильевич бросал пленных хищникам, где они
боролись за жизнь, и площадь, где вышеназванный
тиран в 1579 году велел казнить несколько своих
христианских подданных.
Затем нас свели в большой каменный дом,
расположенный недалеко от замка (Т. е.
Кремля.), где иностранные купцы ведут свою
коммерцию, показывают товары, покупают и продают,
и, согласно обычаю, обменивают. Затем в другой
дом, где содержатся под землей несколько белых
медведей, белые волки и зубры, которые
предназначаются для боя (Вспоминается,
что Иван III подарил псковским послам “верблуда”.
Можно себе представить, как вели его из Москвы во
Псков!). [36]
Перед городом мы видели двух идолов,
которые были издревле поставлены жрецами и
которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное
изображение, которое держит в руке крест, и Корса,
который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в
другой - огненный луч (Эти идолы,
почитаемые во Пскове в конце XVI века, очень
интересны. Крест изображению могли придать со
временем - для приличия или безопасности 2, а
“Корса” или “Корс”, безусловно, отождествим с
языческим богом солнца Хорсом, упоминаемым в
“Слове о полку Игореве”, где князь Всеслав
Полоцкий “Великому Хръсови влъком путь
перерыскаше”. Подобно богу солнца Аполлону, он
попирает, то есть побеждает, олицетворение тьмы -
змея, да еще держит в руке огненный луч. Языческие
обычаи были крепки во Пскове. В 1411 году “псковичи
сожгоша 12 женок вещих”, а в 1505 году игумен
Елеазарова монастыря Панфил жаловался на
языческие игрища в ночь под Ивана Купала; но еще в
XX веке христианские обряды на Псковщине
смешивались с языческими, и мне самой довелось [37] видеть стоящий в
поле каменный крест, одетый в женское платье.).
Недалеко отсюда был лагерь короля Стефана
Батория.
Этот город Плесков, который московиты
называют Псков, как некоторые говорят, по
величине равен Риму, также почти могуч и населен,
расположен треугольником у озера и является
единственным во всей Московии городом, так
укрепленным стенами. Он разделен на четыре части,
каждая из которых окружена мощными стенами и
башнями. В нем много иностранных купцов и
ремесленников, каждый цех ремесленников живет
отдельно, особенно те, которые для своего ремесла
пользуются огнем...
В середине города течет Пскова, рядом с
ней Великая, которые через Чудское озеро впадают
у Нарвы в Финское море, между ними и расположен
Псков. Через реки сооружено много мостов. В этих
водах ловится много ценных рыб, как то: белуга...
стерлядь... осетр, белорыбица... Если бы не было
трудностей между Нарвой и Ивангородом со
Шведами, то можно было бы приходить сюда с
большими грузовыми кораблями и он мог бы быть
назван морским портом...
Во Пскове же рядом две крепости... В
одной из них мы видели княжеский дворец, который
чрезвычайно красив и привлекателен. Покои в нем
были украшены красным бархатом. В другой
крепости находится совет и войско. Там мы видели
оружие, короткие железные пушки без [38]
украшений. Домов во Пскове общим числом 41568 3; как и во всем
Московском государстве, они большей частью
деревянные, окружены заборами, изгородями,
деревьями и полями...
Все обитатели носят длинные цветные
платья, без складок, с белыми шапками и красными
сапогами до колен, под пятой - маленькие круглые
железки. И все подчинены королю или великому
князю Московскому, которого они называют царем...
Теперешний великий князь называется Федор или
Теодорус, младший сын тирана Ивана Грозного,
который шесть лет перед этим в 1584 году плачевно
умер. Великого князя мы видели перед дворцом.
Выйдя из храма, он садился в коляску. Его одежда
была роскошна. На нем была длинная мантия до пят...
У шеи - широкое оплечье из красного бархата,
вышитое золотом и другими драгоценностями,
которое они называют бармами. На голове - белая,
заостренная, очень высокая шапка из ценных мехов,
украшенная драгоценными камнями и золотом. На
ногах - красные бархатные сапоги, вышитые
золотом. Он был сопровождаем многими
телохранителями, гайдуками и статными людьми.
Коляска была покрыта красным бархатом, с [39] золочеными изображениями. У
каждого колеса стоял знатный московит в красной
одежде. В коляску было запряжено цугом пять
турецких лошадей с золотыми пряжками на красной
бархатной упряжи...