|
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ГЕРАРДО СТАРНИНЫ флорентийского живописца (Герардо Старнина упоминается впервые в 1387 году. Был членом сообщества св. Луки. В Испании — в 1398-1401 годах. Умер в 1413 году. Главная работа: фрески в церкви Санта Кроче во Флоренции (выполнены совместно с Аньоло Гадди; Старнине принадлежат «Фиваида» и «Житие св. Николая»). Ему же (а также Лоренцо Монако) приписывается «Фиваида» в Уффици) Бывает нередко так, что тот, кто уезжает далеко от родины работать на чужбине, улучшает там свой характер, ибо, знакомясь за рубежом с различными почтенными обычаями, даже самые испорченные натуры с куда большей легкостью, чем дома, научаются любезному и терпеливому обхождению. И в самом дело, тот, кто хочет отесать человека для светского общежития, пусть не ищет ни другого огня, ни иной закалки, ибо там люди грубые от природы смягчаются, а мягкие становятся еще обходительнее. Герардо ди Якопо Старнина, флорентийский живописец, хотя по крови своей и обладал наилучшими природными задатками, был том не менее в обращении весьма резок и груб, чем причинял больше ущерба себе, чем своим друзьям. И причинял бы еще больше, если бы не прожил долгое время в Испании, где научился быть вежливым и любезным и где стал непохожим на то, чем был от природы первоначально. По возвращении его во Флоренцию многие смертельно его ненавидевшие, приняли его с величайшей [446] сердечностью и затем любили его в высшей степени, настолько он сделался поистине вежливым и любезным. Родился Герардо во Флоренции в 1354 году, и так как от природы прилежал по своим способностям к рисованию, был отдан, когда подрос, Антонио венецианцу в обучение рисованию и живописи 1; а так как на протяжении многих лет он не только изучил рисунок и обращение с красками, но дал и собственные образцы в некоторых вещах, выполненных в прекрасной манере, то он и ушел от Антонио венецианца и, начав работать самостоятельно, выполнил фреской в Санта Кроче в капелле Кастоллани, которую поручил ему расписать Микеле ди Ванни, почитаемый гражданин из названного рода, много историй из жития св. Антония аббата и еще несколько из жития св. Николая епископа с большой тщательностью и в прекрасной манере. Этим он стал известен как превосходный живописец неким испанцам, пребывавшим тогда во Флоренции, и того мало, — увезли они его в Испанию 2 к их королю, который его принял и отнесся к нему весьма радушно, ибо страна эта была весьма скудна хорошими живописцами. Да и убедить его уехать с родины большой трудности не составляло, ибо после случая с чомпи 3 и когда Микеле ди Ландо стал гонфалоньером, он обменялся кое с кем во Флоренции грубыми словами, и, если бы не уехал, жизнь его подвергалась бы опасности. Он отправился в Испанию и, выполнив для тамошнего короля много вещей и получив за труды высокое вознаграждение, стал богатым и почитаемым. А так как ему захотелось, чтобы друзья и родственники увидели и узнали его в этом лучшем положении, он возвратился на родину и был там весьма обласкан и сердечно принят всеми гражданами. Не прошло много времени, как ему было поручено расписать капеллу св. Иеремии в монастыре Кармине 4, где, выполняя многочисленные истории из жития этого святого, он изобразил на истории Павлы, Евстахии и Иеремии одежды, носившиеся в то время испанцами, с большой изобретательностью и богатством мыслей и приемов в положениях фигур. Изображая, между прочим, на одной из историй, как св. Иеремия обучается грамоте, он написал учителя, который, заставив одного мальчика влезть на спину к другому, бьет его [447] плеткой так, что бедный мальчик, дрыгая от боли ногами, как будто кричит и пытается укусить за ухо того, кто его держит; все это Герардо выразил с изяществом и большой легкостью, как мастер, упорно изучавший явления природы. Подобным же образом в предсмертном завещании св. Иеремии он изобразил нескольких монахов в манере прекрасной и весьма подвижной: одни из них, записывая, другие, внимательно слушая и глядя, следят с большим чувством за всеми словами своего учителя. Благодаря этой работе Старнина заслужил у художников благоволение и славу, а за свой нрав и мягкость в обращении — величайшую известность, и было имя Герардо знаменитым во всей Тоскане и даже во всей Италии, и когда его пригласили в Пизу расписать в этом городе капитул св. Николая 5, он послал вместо себя Антонио Вито из Пистойи, дабы не уезжать из Флоренции. Антонио этот, изучивший под руководством Старнины его манеру, написал в том капитуле Страсти Иисуса Христа, завершив их в 1403 году в том виде, в каком они существуют и ныне, к великому удовлетворению пизанцев. После окончания, как об этом говорилось, капеллы Пульези, где флорентинцам весьма понравились деяния св. Иеремии тем, что он выразил в них с большой живостью многие чувства и положения, к которым жившие до него живописцы никогда не обращались, в тот год, когда Габриель Марна, синьор пизанский, продал этот город флорентинцам за двести тысяч скудо (после того как Джованни Гамбакорта выдержал тринадцатимесячную осаду и наконец также согласился на эту продажу), флорентийская Коммуна заказала Старнине в память об этом написать на фасаде дворца гвельфской партии св. Дионисия епископа с двумя ангелами, а ниже изобразить с натуры город Пизу 6; выполняя это, он проявил во всем столько тщательности и особенно в живописи фреской, что, несмотря на то, что работа эта находится под открытым воздухом, под дождями и обращена на север, она всегда почиталась живописью достойной большого восхваления и почитается таковой и ныне, ибо сохранилась свежей и прекрасной, будто только что написанной. Когда же благодаря этой и другим работам Герардо приобрел известность и славу величайшую на родине и вне ее, смерть, всегда завистливая и [448] враждебная доблестным деяниям, пресекла в расцвете его деятельности бесчисленные надежды на вещи еще более великие, ожидавшиеся от него миром, ибо в возрасте сорока девяти лет он неожиданно скончался и после почетнейших похорон был погребен в церкви Сан Лкопо сопра Арно. Учениками Герардо были Мазолино да Паникале 7, который сначала был превосходным ювелиром, а затем живописцем, а также другие, о которых говорить не приходится, ибо стоящими людьми они не стали. Портрет Герардо есть на истории св. Иеремии в одной из фигур, окружающих умирающего святого, в профиль, с капюшоном и в плаще с застежкой. В нашей книге есть рисунки Герардо, выполненные пером на пергаменте, которые нельзя не признать толковыми. Комментарии1. Документальных подтверждений этих сведений нет. 2. Достоверных работ Старнины в Испании не сохранилось. 3. Речь идет о восстании в 1378 году флорентийских чесальщиков шерсти (чомпи), боровшихся за политические права. Микеле Ландо оказался предателем. 4. Принадлежность Старнине этих работ подтверждается документами. 5. О заказе в Пизе достоверных сведений нет. 6. В настоящее время от этой фрески не осталось и следов. 7. Биографию Мазолино да Паникале см. в части II «Жизнеописаний». |
|