|
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ АМБРОДЖО ЛОРЕНЦЕТТИ сиенского живописца (Амброджо Лорендетти — брат Пьетро Лоренцетти (Лаурати). Первое упоминание о нем — в 1319 году, последнее — в 1347 году. Родился и умер в Сиене (умер, возможно, одновременно с братом от чумы в 1348 году). Достоверные работы: две поясные фигуры в музее Бандини во Флоренции, четыре истории из жития св. Николая в Уффици во Флоренции (1332), фрески в Сиене в палаццо Пубблико (палаццо делла Синьория) (1338-1339) и там же «Мадонна» (1340), «Иисус Христос» в Уффици (1342), «Благовещение» (подписное) и полиптих в Сиенской пинакотеке. Главная работа: сиенские фрески) Если не подлежит сомнению, что художники, обладающие прекрасным талантом, должны быть многим обязаны природе, то еще большим обязаны им мы, видящие, с каким рвением заполняют они города почитаемыми постройками и полезными и красивыми композициями историй, приобретая своими творениями нередко и для самих себя славу и богатство. Таков был и сиенский живописец Амброджо Лоренцетти, замыслы которого были прекрасны и разнообразны, обдуманно сочетавший и размещавший фигуры в своих историях. Об этом правдиво свидетельствует в Сиене у братьев-миноритов история, весьма изящно написанная им в монастырском дворе, где изображено, как юноша становится монахом и как он и некоторые другие отправляются к султану, где их избивают и, приговоренных к казни, подвешивают на дереве и, наконец, обезглавливают, в то время как разражается ужасная гроза 1. В этой живописной работе он с большим искусством и умелостью [324] сопоставил возмущенно воздуха и ярость дождя и ветров с человеческими страданиями, благодаря чему новые мастера научились приемам и основам такой композиции, ранее не встречавшейся и потому заслужившей ему бесконечную похвалу. Амброджо был опытным колористом во фресковой живописи, в работах же темперой применял краски с большой умелостью и легкостью, о чем можно судить и теперь еще по картинам, законченным им в Сиене в малой больнице, именуемой Мона Аньеза 2, где он написал и отделал историю с новой и прекрасной композицией. В большой же больнице он написал фреской на стене Рождество Богородицы и Введение ее во храм с отроковицами 3, а у братьев-августинцев в том же городе он расписал капитул, где на своде мы видим изображения апостолов со свитками в руках, на которых написана составленная каждым из них часть Символа воры, а под ними небольшие истории изображают при помощи живописи то, что написано вверху буквами. Рядом на большой стене находятся три истории из жития св. Екатерины мученицы, ведущей диспут с тираном во храме, а в середине — Страсти Христовы с распятыми разбойниками по сторонам и Мариями внизу, поддерживающими лишившуюся чувств деву Марию 4; произведения эти были завершены им с очень большим изяществом и в прекрасной манере. В палаццо делла Синьория в Сиене он изобразил в Большом зале также войну из-за Азиналунга, рядом же мир и разные его проявления (илл. 77-81); там же он изобразил полную по том временам космографию и в том же палаццо выполнил восемь историй, очень чисто написанных зеленой землей. Как говорят, он отослал также и в Вольтерру доску, написанную темперой 5, получившую в этом городе большое одобрение, а в Массе, где он совместно с другими расписал фресками капеллу и доску темперой 6, он показал горожанам, какой рассудительностью и каким талантом обладал он в искусство живописи. В Орвието же он расписал фресками главную капеллу в соборе Санта Мариа 7. Поело этих работ он попал во Флоренцию, где выполнил в Сан Прокодо образ, а в одной из капелл истории из жития св. Николая [325] малыми фигурами, в угоду некоторым своим друзьям, пожелавшим увидеть, как он работает, и, как опытный мастер, он выполнил эту вещь в столь короткое время, что его известность и слава возросли бесконечно. Работа эта, в пределло которой он написал свой портрет, была причиной того, что в 1335 году он был приглашен в Кортону по распоряжению епископа дельи Убертини, который тогда был синьором города; там, в церкви Санта Маргерита, незадолго до того выстроенной братьями-францисканцами на вершине холма, он расписал кое-что и главным образом половину сводов и стены так хорошо, что и теперь, когда все это почти уничтожено временом, все же видна в фигурах прекраснейшая выразительность и следует признать, что он заслуженно за это восхвалялся 8. Закончив эту работу, Амброджо возвратился в Сиену, где и прожил в почете конец своей жизни и не только потому, что был превосходным мастером живописи, но также и потому, что с юности занимался и литературой, каковая стала полезной и сладкой подругой живописи и таким украшением всей его жизни, что, так же как и его живописное ремесло, даровала ему всеобщую любовь и расположение. И потому он не только постоянно общался с людьми учеными и заслуженными, но и с большой для себя честью и пользой принимал участие в делах своей республики. Нравы Амброджо были во всех отношениях похвальными, и он скорее напоминал дворянина и философа, чем художника, и, что больше всего свидетельствует о благоразумии человека, всегда был готов удовлетвориться тем, что ему было дано людьми и временем, и потому переносил с духом умеренным и спокойным добро и зло, даруемые судьбой. И поистине и сказать невозможно, сколь почтенными спутниками должны для всех искусств почитаться благонравие и скромность вместо с другими добрыми благоприобретенными качествами, в особенности же для тех искусств, что имеют свое начало в разуме, в таланте благородном и возвышенном, поэтому каждый должен был бы заслуживать себе всеобщее расположение своими нравами не меньше, чем своим превосходством в искусстве. Наконец, в последние дни своей жизни Амброджо выполнил для вящей своей славы образ в Монте Оливето ди Кьюзури 9, [326] вскоре после чего отошел счастливо и по-христиански к лучшей жизни, восьмидесяти трех лет от роду. Работы его относятся к 1340 годам. Как уже упоминалось, Амброджо изобразил себя собственноручно с капюшоном на голове в пределле образа в Сан Проколо. Чего же стоил он в рисунке, можно судить по нашей книге, где есть несколько превосходных собственноручных его вещей. Комментарии1. Работа не сохранилась. 2. Работа не сохранилась. 3. Речь идет о несохранившейся работе, выполненной Амброджо вместе с братом Пьетро для больницы Оспедале делла Скала (см. жизнеописание Пьетро Лаурати). 4. Работа не сохранилась. 5. Судьба работы неизвестна. 6. Работа не сохранилась. 7. Фрески не сохранились. 8. Теперь от фресок не осталось ничего. 9. Работа не сохранилась. |
|