Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СИМОН СТАРОВОЛЬСКИЙ

GEOGRAFIA BLAVIANA

Geographiae Blavianae volumen secundum, quo lib. III—VII Europae continentur. Amstelaedami Labore et sumptibus Ioannis Вlаvеу. 1662 vol. П, lib. V. Polonia major autore Simone Starovolsci. Polonia minor eodem autore. Russia. Prussia eodem autore. Lithuania eodem autore.

Около 1640 года.

Симон Старовольский, каноник краковский, (+ 1656), историк, публицист и археолог, писатель чрезвычайно плодовитый оставил до 60 сочинений. Современники называли ею по причине его обширной начитанности польским Варроном. Предлагаемое ниже описание Kиeвa составлено Старовольским во всяком случае прежде восстания Хмельницкого, так как здесь идет речь о покорности козаков польскому королю. Старовольский, как писатель о Kиeве, цитируется у Целлария (Regni Poloniae descriptio Amstelaed. 1659 p. 375). Мы пользовались сочинением Старовольского в роскошном и обширном издании ХVII в. Geographia Blaviana, принадлежащем музею киевской д. академии. В этом издании — кроме текста — заслуживает внимания арxeoлoгa карта берегов Днепра с планом Kиeвa, как он был в начале XVII в. (План оттиснут на обертке нашей книги).


Kиeвский палатинат находится по соседству с Taтapиею, с другой стороны ограничивается Московиею и почти по средине разделяется самою большою из рек — Борисфеном. Город Киев, довольно обширный и многолюдный, служил некогда столицею для своих собственных князей, управлявших всею Poccиею или Сарматиею, как европейскою, так и азиатскою, и утеснявших сперва римских, а потом греческих императоров; но теперь [50] видны только следы развалин его прежнего величия, и то очень немногие, все же остальное изглажено всеразрушающим временем. В Kиeве есть русский архиепископ, примас или митрополит для всех епископов греческого исповедания, находящихся в царстве польском, но подчиняющийся теперь римскому первосвященнику. Есть в Киеве и епископ католического вероисповедания, имеющий право, вместе с палатином и кастеляном города, заседать в государственном сенате. Церквей в Киеве, как латинских, так и греческих, много; но одна из них, к которой приписано 100 больших сел, находится в ведении архимандрита и монахов схизматиков, не повинующихся апостольскому престолу. При этом монастыре находятся вырытые в земле пещеры, куда полагались некогда тела киевских князей; некоторые из них доселе остаются неповрежденными и потому почитаются святыми. Эти подкопы или подземные пещеры, как их называют, простираются на несколько десятков миль, вплоть до Московии. Монахи этих пещер, принадлежащие к базилианскому ордену и ведущие самый строгий образ жизни, заключаются в них на время великого поста, чтобы безмятежнее совершить подвиг покаяния. Другие, надевая власяницу и железные вериги, уходят в пустыню, простирающуюся до Скифии, с целью проповедовать евангелие, и удостаиваются мученического венца. Есть и еще много монастырей в России, из коих некоторые находятся в единении с римскою церковью. Область киевская далеко распространяется: к югу до Черного моря, к западу и северу до Литвы и Белой России, и заключает в себе много искусственным образом укрепленных городов, из коих особенно замечательны: Канев, Черкасы, Богуслав, Переяславль, Белая церковь, Степанов, укрепленный валом и рвом, и Фастов, резиденция киевского епископа, с знаменитым коллегиумом игнатиан для воспитания юношества. Жители киевской и вышеупомянутой переяславской области, вследствие постоянных войн, имеют воинственный дух, собираются из городов и селений на острова Борисфена, назначают вождей, называют себя козаками, и, сохраняя старинное устройство, делают нападения за добычею или [51] сухопутьем в Скифию, или чрез море в Турцию; впрочем на столько, на сколько повелевает им король. Число козаков простирается до 40000; но на зиму почти все они возвращаются по домам, оставляя только немногочисленную стражу, чтобы сохранять острова от вторжения варваров. Таким образом козаки сражаются за республику без всякого жалованья, довольные одною только добычею, и только по совершении похода король имеет обыкновение, для поддержания в козаках усердия к службе, давать им известную сумму денег на поправку оружия.

Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев. 1874.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.