Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

РИКАРДО ИЗ САН-ДЖЕРМАНО

ХРОНИКА

RYCCARDI DE SANCTO GERMANO NOTARII CHRONICA

1210 год.

Названный император Оттон, прельщённый Дипольдом и Петром, графом Челано, который соединился с этим Дипольдом, – при этом первый из них передал ему Капую, а второй – Салерно, – презрев клятву, которую дал римской церкви, вторгся в королевство через риетинские пределы 125 и в сопровождении тех, которые принесли ему клятву верности, прошёл через Марсию, а затем и через Комино; названный аббат Монтекассино, которому была поручена забота о стране и людях, ввиду того, что все были так устрашены прибытием этого Оттона, что лишь очень немногие остались в Сан-Джермано, те, кто не унёс свои пожитки в более безопасные места, послал к нему ради мира своих послов и даже сам вышел навстречу ему вопреки воле всех братьев. Он был им довольно радушно принят и сохранил землю монастыря нетронутой.

Тогда этот Оттон отправляется в Капую, где принимает у Дипольда остальные укрепления, которыми он владел в королевстве, и назначает его герцогом Сполето. А тот вместе с войском Оттона отправился на завоевание города Аквино, в котором со своими людьми укрылись Ландульф, Томас, Пандульф и Роберт, владельцы Аквино, сохранившие верность королю; но, когда он ничего здесь не добился, ибо ему противостояли силы названных [мужей], то в смущении и не без ущерба отступил.

Город Неаполь из ненависти к Аверсе сдался этому Оттону; тот по наущению неаполитанцев осадил Аверсу, но, после того как с ней было заключено соглашение, оставил её нетронутой.

Названный Оттон вступает в пределы Апулии, в то время как прочие гнут перед ним шеи, кто добровольно, а кто по причине страха.

Папа Иннокентий отлучает его от церкви и налагает интердикт на Капуанскую церковь за то, что капуанцы посмели проводить богослужения в его присутствии. В отдание блаженного Мартина 126 он отлучает также всех его сторонников.

1211 год.

Пётр, аббат Монтекассино, умер в монастыре в январе месяце, а именно, 28 января.

В день святого Иова 127 папа Иннокентий подтверждает широкое отлучение против Оттона и его сторонников.

В этом году Аденульф 128 по прозвищу Казертский был избран в аббаты Монтекассино.

Когда названный Оттон подчинил себе почти всю Апулию, то услышал, что некоторые князья Германии восстали против него по поручению папы; он спешно покинул королевство в ноябре месяце и в марте вернулся в Германию.

В том же месяце марте Фридрих, король Сицилии, призванный папой Иннокентием, оставив в Палермо жену и сына, морем добрался до Гаэты 129, доставленный [туда] гаэтанцами. К нему отправились названный Ричард из Аквилы, граф Фонди, и упомянутые господа из Аквино. Тогда же этот король по просьбе людей из Рокка Бантре, которые пришли к нему, послал [им] в качестве кастеляна Иоанна Русса, жителя Гаэты и своего вассала; уйдя из Гаэты, он по морю отправился в Рим, где с величайшими почестями был принят папой Иннокентием и прочими кардиналами, а также римским сенатом и народом. К нему со стороны капитула был прислан Стефан по прозвищу Марсийский, в то время камерарий Монтекассино, и по поручению папы Иннокентия добился у короля писем к кастеляну названного замка и распоряжения вернуть его монастырю Монтекассино. Через несколько дней [король] с разрешения папы и кардиналов ушёл из Рима и, морем добравшись до Генуи, благополучно там высадился; затем через Кремону и Верону он вопреки миланцам, которые думали помешать его продвижению, вместе с немногими людьми переправился через Альпы.

Соперники названного Оттона радушно его принимали и вопреки Оттону направляли его движение и путь по верной дороге, а не по бездорожью. То, как этот король преуспел в обретении императорской власти, каких успехов добился против Оттона, я оставляю [историкам] тех самых мест, чтобы они описали это более подробно.

1212 год.

В июне месяце папа Иннокентий, уйдя из Рима, пришёл в Сеньи 130, где оставался в течение лета, а в сентябре вернулся в Рим.

Пётр, граф Челано, умер, поражённый недугом.

В этом году христианские князья, а именно, король Кастилии 131, король Наварры 132 и король Арагона 133, вступив в битву с Мирамаммолином 134, правителем сарацин, при покровительстве силы Божьей одержали над ним верх, к радости и ликованию всех восточных [христиан]. Король Кастилии отправил названному папе Иннокентию письмо по поводу столь славной победе, дарованной небом христианским князьям. Из взятой у сарацин добычи он послал ему также почётные дары, а именно, шатёр целиком из шёлка и вытканное золотом знамя. Оно было повешено во славу имени Христова в базилике князя апостолов.

В мае месяце Аденульф, избранный аббат Монтекассино, по случаю королевского поручения, которому кастелян не пожелал подчиниться, утесняет и осаждает Рокка Бантре; но, поскольку он так и не смог овладеть этим замком, то отдал сыну этого кастеляна в жёны одну свою племянницу вместе с определённой денежной суммой и возвратил этот замок монастырю Монтекассино.

Папа Иннокентий посредством всеобщих писем, которые он разослал прелатам круга земного, созывает в Риме священный собор. А в июне [переносит] его в Сеньи; там ввиду настоятельной необходимости он возвёл в аббаты Монтекассино избранного на эту должность Аденульфа Казертского. Король Фридрих с помощью князей овладел всей равнинной частью Германии, в то время как у Оттона остались одни укрепления.

В этом году в Апулии возник голод.

1213 год.

Папа Иннокентий, уйдя из Рима в июне месяце, отправился в Витербо 135, где посредством всеобщих писем, которые он разослал по всем землям, призвал всех верных Христовых на помощь Святой земле; посредством их он также связал узами отлучения корсаров и пиратов, которые захватывают и грабят пилигримов и тем самым мешают [оказывать] помощь этой земле, и тех, которые сознательно вступают с ними в общение в каких-либо договорах купли и продажи. Он, кроме того, возобновил широкое отлучение против тех, которые доставляют сарацинам оружие, железо, древесину для галер, а также тех, которые вместе с пиратами заботятся об управлении сарацинскими кораблями, приказав зачитывать такого рода приговор по всем приморским городам в воскресные и праздничные дни.

1214 год.

В этом году названный Оттон, вступив в битву с королём Франции 136, был побеждён этим королём и обращён в бегство 137.

Папа Иннокентий посылает к султану следующее письмо: «Иннокентий и пр. Благородному мужу Сейфеддину 138, султану Дамаска и Вавилонии, страх Божьего имени и любовь. Благодаря свидетельству пророка Даниила мы узнали, что есть Бог на небе, который открывает тайны, изменяет времена и переносит царства 139, чтобы все признали, что Всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его кому хочет 140. Это проявляется тем более очевидно, когда он допустил, чтобы Иерусалим и его пределы были переданы в руки твоего брата, не столько из-за его доблести, сколько из-за нерасположения к христианскому народу, прогневившему Бога; но Он, согласно пророку, когда гневается, не забывает миловать. Поэтому, желая брать пример с того, кто сказал о самом себе: «Научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем» 141, мы смиренно заклинаем твоё величество вернуть её нам, чтобы из-за насильственного удержания названной земли не пролилось человеческой крови больше, чем уже было пролито, пользуясь здравым советом, ведь из-за её удержания у тебя прибавится скорее трудностей, чем выгод. Давай мы оба отпустим наших пленных и воздержимся от взаимных нападений, так чтобы положение наших людей у тебя было не хуже, чем у нас положение твоих людей. Подателей сего, отправленных к твоей особе, мы просим тебя радушно принять, дав им достойный и результативный ответ. Дано в Латеране 26 апреля, в 16-й год нашего понтификата».

Желая также ознакомиться с землями, нравами и силами агарян, против которых по его поручению снаряжалось христианское войско, этот папа написал патриарху Иерусалимскому, магистрам домов Госпиталя и Храма, чтобы они в своих письмах проинформировали его в этом отношении. А те посредством нескольких венецианских кораблей, снующих туда и обратно, дали ему весьма точные сведения как об удерживающих [Святую землю агарянах], так и об их землях и нравах следующим образом:

«Саладин и Сейфеддин были двумя братьями. Когда Саладин, имевший одиннадцать сыновей, умер, воцарился Сейфеддин, который убил всех своих племянников, кроме одного, который зовётся Мелхиседек и владеет этой землёй со всеми городами, замками и селениями и другими укреплениями, коих более двухсот. Сейфеддин же имел пятнадцать сыновей, из которых [ему] наследовали семеро, а именно: Мелкекемм, который был первым и самым старшим из всех; он владеет Александрией, Вавилонией, Каиром и всей Египетской землёй на юге и севере; после смерти своего отца Сейфеддина он по общему решению отца и братьев должен быть государем всех и всей страны. Второго сына зовут Корадин; он владеет Дамаском, святым Иерусалимом и всей землёй, что была христианской, кроме небольшой [части], которую всё ещё удерживают христиане; эти [земли] расположены посреди более чем трёхсот городов, укреплений и замков. Третьего сына зовут Мелкафайс, то есть величественный; он владеет землёй, что зовётся аль-Джамелла, наряду с ещё одной провинцией; эти [земли] расположены посреди более чем четырёхсот укреплений, селений и замков. Четвёртого сына зовут Мелкемодан, то есть великий господин; он владеет царством Доасия со всеми его владениями; эти [земли] расположены посреди более чем четырёхсот городов, укреплений и замков. Пятого сына зовут Мелкисалафат; он правит и владеет землёй аль-Сарко, где Авель был убит своим братом Каином; в этом царстве расположены равнины посреди восьмисот городов, укреплений и замков. Шестой сын – Махометус; он владеет царством Багдад, где находится сарацинский папа – Халиф, которого почитают, боятся и уважают, словно римского понтифика их закона; его нельзя видеть иначе, как дважды в месяц, когда он со своими людьми отправляется к Магомету, сарацинскому богу; склонив голову и сотворив по своему сарацинскому обычаю молитву, они, прежде чем выйти из храма, великолепно едят и пьют; так, с короной на голове, он возвращается в свой дворец со своими людьми. Этого бога – Магомета – ежедневно посещают и почитают так, как христианский люд посещает и почитает распятого Господа. В городе Багдаде и пребывает папа Халиф; сам этот город – столица всего закона агарян. Седьмого сына зовут Салафат. Он не имеет отдельного удела, но всегда находится со своим отцом Сейфеддином. Он несёт перед своим отцом знамя, когда тот едет верхом. Каждый из братьев ежегодно отсылает ему в качестве установленной платы за его должность тысячу сараценатов 142 и двух отлично объезженных боевых коней. Когда Сейфеддин объезжает страну и посещает своих названных сыновей, то едет, покрыв голову [шапкой] из красного бархата. Все сыновья кланяются ему до земли четыре раза и выходят навстречу ему на шесть миль вперёд; после того как они целуют ему ногу, когда он сидит на коне, он допускает их к поцелую и руке. С каждым из них он раз в году проводит три дня, и таким образом посещает упомянутых сыновей от первого до седьмого, и каждый ежегодно отсылает в отцовскую казну в качестве установленной дани 20 000 сараценатов; таким образом он каждому из сыновей, от первого до седьмого, даёт один из своих перстней, на которых вырезан его портрет.

Они охотно предпочтут отдать в руки господина папы Святую землю, которую удерживают в интересах христиан, и, чтобы обеспечить и обезопасить себя со стороны христианского народа в отношении другой земли, желают каждый год платить патриарху Иерусалимскому определённую дань, а потому дадут римской церкви гарантию в том, что не будут более тревожить Святую землю, которую попирал своими ногами наш Господь Иисус Христос.

Названный же Сейфеддин по обычаю своих предшественников не показывает всем своё лицо, разве что десять раз в году, когда он принимает послов от пизанцев, генуэзцев и венецианцев, от христианских городов, королей или князей, в то время как рядом стоят сто вооружённых людей. В первый день он принимает их в первой зале в Каире, где постоянно находится его резиденция. Тогда он принимает от послов письма, но не выслушивает их; во второй день он выслушивает их во второй зале, в то время как рядом стоят двести прекрасно вооружённых турок. В третий же день он через своего турциманна, то есть через переводчика, даёт им ответ, согласно обстоятельствам дела. После третьего дня они более не имеют к нему доступа. Сейфеддин имеет, согласно своему закону, 15 жён, которые живут в одном дворце, вместе спят, едят и пьют. Если одна из них имеет от него сына, Сейфеддин приходит к ней, когда захочет, и спит с ней на виду у всех; ту же, которая не имеет от него сына, он, когда пожелает, велит призывать к себе по вечерам через своих евнухов, и удерживает её и днём, и ночью, и поступает так с каждой. Когда же одна из них умирает, он вводит другую среди прочих.

В отдельную комнату, где он развлекается и спит, никто не имеет доступа, кроме одного старика. В его комнате у входа всегда находятся пятьдесят вооружённых людей. Пятидесятым является сам Сейфеддин, который хорошо владеет оружием, весьма красноречив на своём языке, и превосходит в золоте всех живущих ныне язычников, за исключением Максимута. Ведь он уже укрепил всю свою землю и землю сыновей, и созывает несметное войско; но вместе с сыновьями он во всех отношениях желает заключить мир с римской церковью названным выше образом.

Восемь других сыновей Сейфеддина живут по решению отца следующим образом. Двое из них стерегут Гроб Господень; всё, что к ним поступает в качестве подношений, они делят между собой. Четверо других имеют доход с реки Каликс, которая орошает всю землю Египта; и доходы в 20 000 сараценатов имеют для этих четверых гораздо большее значение. Двое других младших братьев ежедневно находятся на виду у своего бога – Магомета – из-за целомудрия, которым они обладают, и всё, что подают к его ногам, является достоянием младших братьев. Знайте, о святейший отец, что именно так всё и обстоит в действительности».

В этом году Рожер из Аквилы, граф Фонди, захватил замок Моттолу 143 и лишил его [жителей] всего добра.

1215 год.

Папа Иннокентий, уйдя из Рима, прибыл в Ферентино 144 в Кампанию; Рожер из Аквилы, граф Фонди, придя к нему, принёс королю Фридриху клятву верности.

В августе месяце этот папа поручает Николаю, своему капеллану, который был взят в Тускул, и магистру Райнеру, тогда нотарию, а впоследствии возведённому в кардиналы, провести расследование в отношении особы названного Аденульфа, аббата Монтекассино. Выясняя через монахов под присягой истину о положении монастыря и о личности названного аббата, они записали то, что узнали, и сообщили верховному понтифику. Когда же они удалились, этот аббат, следуя дурному совету, позаботился укрепить монастырь рыцарями и сержантами, своими родичами и близкими. И точно так же [укрепил] Рокка Янулу, Атину, Рокка Бантре и замок Фратте; наконец, вызванный папой в Ананьи 145, он отправился к нему. Дав клятву разоружить монастырь и названные крепости и передать их в руки тех, кому тот поручил, он был отчитан [папой] и отпущен домой. Но, вернувшись в монастырь, он разоружил только его, а остальные крепости удержал при себе; из-за этого он вновь был вызван папой и, безрассудно отправившись к нему, уличён им в нарушении слова; когда [папа] хотел публично вынести против него приговор о низложении, он, вняв уговорам некоторых лиц, отрёкся от должности и неохотно уступил. А папа поручил стеречь его в Лариано 146, пока он не передаст в его власть названные крепости. Итак, когда об этом стало известно в земле монастыря, Мираддо, племянник названного аббата, опасаясь за свою жизнь, – ибо, живя в Сан-Джермано, он причинил некоторым лицам многие обиды, – бежал ночью, оставив жену и детей, и укрылся в Рокка Бантре, в котором жил один монах, его двоюродный брат; впоследствии с ним соединились те, кто восстал против церкви, и они как враги стали тревожить эту землю. Между тем, в монастыре по приказу папы велись переговоры о назначении нового аббата; но, поскольку [члены] собрания не могли найти согласие в избрании кого-то одного, они сообщили об этом папе через восьмерых братьев, которых послали к нему. Так как один из них – Стефан по прозвищу Марсийский 147, о котором я упоминал выше – был известен понтифику, он, после того как узнал от них о разногласиях при избрании, из милости, как ему было угодно, пожаловал им его в аббаты. И [Стефан], вернувшись в монастырь, был с честью принят братьями и народом.

В этом же году король Фридрих в благодарность за дарованное ему свыше благодеяние и победу над названным императором Оттоном, добровольно осенил себя в Ахене знаком креста 148.

Названный папа провёл в Риме, в Латеране, в церкви Спасителя, которая называется Константиниана, святой собор, на котором, в присутствии примерно четырёхсот отцов, объявил в своей речи о реформе церкви и, в особенности, об освобождении Святой земли; в нём приняли участие послы от королей и князей всего круга земного, в том числе посол короля Фридриха, архиепископ Палермский по имени Берард 149, а со стороны Оттона, желавшего возвратить расположение церкви, некоторые миланцы. Маркграф Монферрато 150, который был на стороне короля, противопоставляя себя им, заявил, что их, мол, как сторонников Оттона, не следует слушать, и привёл шесть доводов. Во-первых, потому что [Оттон] не сохранил клятву, которую дал римской церкви, как был должен. Во-вторых, потому что он, ввиду того, что был отлучён, всё ещё удерживал и не вернул то, что клятвенно обещал. В-третьих, потому что он старается помочь одному отлучённому епископу, как своему стороннику. В-четвёртых, потому что он дерзнул схватить другого епископа, легата, и во усугубление страшного беззакония заточить его в темницу. В-пятых, потому что он в поношение римской церкви называл короля Фридриха поповским королём. В-шестых, потому что он разрушил некий монастырь святых дев и превратил его в крепость. Он прибавил также, что поскольку миланцы отмечены таким же отлучением, как соучастники и приверженцы этого Оттона, и так как их город покровительствовал патаренам 151, их вообще нечего слушать ни на каком основании. Когда миланцы восприняли это с явной досадой и хотели возразить этому маркграфу, так что обе стороны перешли к оскорблениям, господин папа со своего престола сделал знак рукой и, после того как все вышли, и сам покинул церковь. В третий раз господин папа непрерывно заседал от праздника блаженного Мартина до праздника блаженного Андрея 152; тогда он одобрил и утвердил совершённое князьями избрание короля Фридриха в римские императоры, и святой собор провозгласил 70 глав: он осудил книгу Иоахима, аббата Флорского 153, которую тот издал вопреки магистру Петру Ломбардскому о единстве и сущности Троицы.

1216 год.

Стефан, аббат Монтекассино, войдя в соглашение с Мираддом, вернул Рокка Бантре. Аденульф, бывший аббат, был отпущен папой, и ему была пожалована им для жизни церковь святого Бенедикта в Капуе, и из милости прибавлена к ней церковь святого Ангела в Форми. В этом году в Риме, в Латеране, названный Стефан, аббат Монтекассино, был возведён в священный сан рукой епископа Остийского. Дипольд, тайно вернувшийся из герцогства Сполетского в королевство, сидя верхом на осле, был выдан, узнан в районе Тибра и схвачен; его отдали под стражу сенатору Рима, но в конце концов освободили благодаря вмешательству денег. Генрих 154, сын короля Фридриха, был вызван отцом и, придя по морю из Палермо в Гаэту, отправился в Германию. В июне месяце папа Иннокентий, уйдя из Рима, отправился в Перуджу, где был поражён недугом и 16 июля блаженно испустил дух. Некто оплакал его смерть в стихах следующим образом:

Приди ночь, ибо закатилось солнце, и пусть Мир скорбит,
Раз посреди дня погас его светоч.
Светоч мира погас, ибо скончался отец Иннокентий;
Он был отцом Рима и Мира,
[Гордо] нося оба титула; стих отмечает то, что он имел,
Что мог дать миру и что Богу.
[И даже] если зрение, силы ума, дар языка
Ты напряжёшь, то отступит язык и сдастся перо.

Он был с должными почестями погребён в Перудже, и Ченцио, кардинал-пресвитер святых Иоанна и Павла, был избран вместо него папой [под именем] Гонорий 155. Он рассылает по всем странам всеобщие письма по поводу смерти столь великого отца и о своём возведении в сан. В сентябре месяце он вернулся из Перуджи в Рим, где был с великой честью принят всеми римлянами.

В этом году было великое плодородие.

Сын 156 короля Франции вступил со своим войском в Англию и овладел немалой её частью; благодаря тому, что [прежний король] был по поручению папы отлучён по всей Англии. Король Англии умер, и королём был коронован его сын 157.

1217 год.

Пётр 158, граф Оксера, избранный Константинопольским императором, пришёл в Рим со своей супругой 159, и они были коронованы в императоры и императрицы папой Гонорием в [церкви] святого Лаврентия, за стенами Города. Вступив в королевство, они с внушительным рыцарским войском отправились в Бриндизи, где ожидали господина Иоанна де Колонну 160, кардинала, намеревавшегося прибыть в Константинополь в качестве легата; вместе с ним они при весьма неблагоприятных знамениях переплыли море и прибыли в порт Диррахия 161. Следуя дурному совету, они, в то время как императрица отправилась по морю впереди них в город Византий, решили осадить и захватить Диррахий; когда же им не удалось это сделать своими силами, они удалились, сняв осаду с этого города. Блуждая по бездорожью и лесным чащам, они были захвачены греками, и одни из них погибли от меча, а другие попали в плен и сгинули в тюремных муках вместе с самим императором. Кардинал также был схвачен и задержан.

В этом году флот фризов пришёл в Гаэту и отправился в Иерусалим на помощь Святой земле. В Акко собралась также огромная толпа генуэзцев, венецианцев, пизанцев и других крестоносцев из разных концов света. Проведя совещание с королём, патриархом Иерусалимским, магистрами домов Госпиталя и Храма, они, поскольку не могли надлежащим образом подойти к Иерусалиму из-за недостатка воды, направили паруса своих кораблей к Дамьетте 162, многолюдному и укреплённому сарацинскому городу. Благополучно причалив, поскольку им помогал тот, кто повелевает морем и ветром, они, так как огромная река и построенная на ней высоченная башня совершенно перекрывали им подходы к городу, вынуждены были разбить свои палатки на берегу. Люди в Дамьетте, видя это, тут же направляют к султану своих послов, через которых сообщают, что они осаждены христианами, и просят, чтобы он пришёл к ним на помощь. А тот, тут же собрав отовсюду войска, без промедления отправился к Дамьетте, которую укрепил воинами и силами, а также и названную башню; а чтобы христиане не смогли вплавь перебраться на другой берег, он расставил вдоль берега реки несметные полчища пращников и лучников. Тогда христиане по совету короля и других и с согласия тех, которые возглавляли войско, решили сперва захватить башню, чтобы им открылся более свободный доступ к городу; за деньги наняв у фризов одно большое судно, которое из-за огня, который часто бросали те, которые были в башне, они со всех сторон укрепили шкурами убитых животных и другим необходимым материалом, они снарядили его и разместили в нём отважных и воинственных мужей, которые должны были взобраться на эту башню по деревянной лестнице, выполненной довольно искусно. Они вели его по реке, не встречая сопротивления, хотя сарацины здесь, а христиане там кричали громкими голосами, поражая друг друга стрелами и дротиками, и, в то время как те, которые были на судне, желая приставить лестницу к башне и подняться по ней, как было определено, попытались при подъёме обогнать друг друга, лестница развалилась на части, и облачённые в доспехи рыцари – о ужас! – упали, и их души вне всякого сомнения устремились на небо. Тогда наши, не окончив дела, в печали, – тогда как сарацины, напротив, ликовали, – вернулись в лагерь; однако, они не отступили от начатого и даже более того, ещё сильнее воодушевились на взятие этой башни. Поскольку они подступали к ней по воде, удвоив количество кораблей и лестниц, и предпринимали многочисленные приступы по суше, насколько могли, то благодаря Божьей помощи в августе месяце, в праздник блаженного апостола Варфоломея 163, овладели башней, и все, которые были там найдены, погибли от мечей наших, хотя некоторым наиболее знатным они сохранили жизнь, и король Иерусалимский отправил их, связанных, в Акко в знак победы.

1218 год.

В этом году, в марте месяце, господин Иоанн де Колонна, недавно схваченный в Диррахии, был освобождён из оков по просьбе папы и отправился легатом в Константинополь.

Император Оттон умер в Брауншвейге естественной смертью 164.

Пелагий 165, епископ Альбанский, вместе с Иаковом, графом Андрии, возглавлявшим римское войско, отплыл из Бриндизи в Сирию. Тогда же и некоторые из земли святого Бенедикта и из других земель, приняв крест, отправились в Иерусалим из Гаэты морем; благополучно прибыв в Акко, они, услышав о взятии башни, без промедления отправляются к опасностям Дамьетты.

Названный Дипольд был схвачен Иаковом, графом Сан-Северино, своим зятем, по поручению короля Фридриха, избранного римским императором.

Констанция, жена названного короля, избранного римским императором, была вызвана своим мужем в Германию и отправилась к нему.

1219 год.

В этом году папа Гонорий, уйдя в июне месяце из Рима, отправился в Риети и находился там до октября месяца; оттуда он направился в Витербо и, наконец, вернулся в Рим. Но, поскольку находиться в Риме он не мог из-за беспокойств со стороны римлян, он вынужден был возвратиться в Витербо.

Войско Христово переходит реку у Дамьетты и организует осаду города; когда султан, в страхе бежав и бросив палатки, ушёл в другую сторону, оно, наконец, после многочисленных поражений, после разнообразных расходов, после несметных трудов и потерь, в ноябре месяце, в канун блаженного исповедника Леонарда 166, овладело Дамьеттой при помощи Господа, в то время как об этом позаботился епископ Альбанский. Город же этот, как выяснилось, был полон золота, драгоценных камней, шёлковых тканей и превосходных товаров, и войско Христово обогатилось за их счёт, а египтяне были ограблены. В отношении же сарацин было устроено такое избиение, что это пришлось не по душе самим христианам. Тогда султан, пылая яростью, велел до основания разрушить оплот Святой земли – Иерусалим, а сарацинским жителям покинуть его, тогда как немногие христиане в нём остались. Между тем, христиане удерживали и владели городом Дамьеттой, и, очистив его от всей языческой мерзости, строили в нём церкви во славу и в похвалу имени Иисуса Христа. А султан, собравшись с духом и силами, не прекращал ежедневно беспокоить христиан до самого вала, в то время как наши мужественно защищались и держались против них.

1220 год.

Папа Гонорий отправился в июне месяце из Витербо в старый Город, а около конца сентября вновь прибыл в Витербо, а оттуда вернулся в Рим.

Король Фридрих, призванный папой, пришёл на коронацию со своей супругой Констанцией, оставив в Германии своего сына Генриха, и оба они довольно великолепно, со всей римской милостью и честью, были увенчаны императорской короной в базилике князя апостолов, в ноябре месяце, на праздник блаженной Цецилии 167; в их коронации принимали участие Стефан, аббат Монтекассино, а также граф Рожер из Аквилы, граф Иаков из Сан-Северино, граф Ричард из Челано, и некоторые бароны из королевства; выйдя навстречу этому императору, чтобы снискать себе его милость, они щедро подарили ему скакунов, которых имели, а император щедро пожаловал их возвращавшимся в Германию немцам.

Тогда же Томас, граф Молизе, отправил к этому императору своего сына, чтобы обрести его милость. Но, поскольку он не смог её получить, то в противность императору укрылся в замке Рокка Магенульфи, разместив графиню, свою жену, в Рокка Бойяни и оставив её там со своим людьми.

Тогда же император принял крест из рук епископа Остийского, который впоследствии был возведён в папы под именем Григорий 168, прилюдно возобновил обет и призвал сделать то же самое многих знатных людей, которые там присутствовали. Тогда же названный аббат Стефан по просьбе императора поручает вернуть ему Рокка Бантре и Атину, которой до сих пор благодаря пожалованию императора Генриха, его отца, владела Монтекассинская церковь.

Император во время своей коронации в Риме издал несколько указов во имя свободы церквей и клириков, посрамления патаренов, безопасности пилигримов и земледельцев; затем, покинув римские пределы и держа путь через Кампанию, он прибыл в королевство; он был великолепно принят названным аббатом в Сан-Джермано, и Монтекассинская церковь получила от него меняльный стол и право крови, которые до сих пор имела благодаря пожалованию императора Генриха; Сессу, Теано и Рокка Драконис 169, которыми тогда владел граф Рожер из Аквилы, он забрал обратно в домен. Он отправился прямой дорогой в Капую и, проведя там генеральный сейм ради хорошего положения королевства, издал ассизы, которые состояли из двадцати глав.

1221 год.

В это время императрица отправляется в Сессу.

Сора, которой владел граф Ричард, брат прежнего папы Иннокентия, сдалась императору.

Рожер, граф Аквилы, по поручению императора осаждает и утесняет Рокка д’Арче, и Стефан, кардинал св. Адриана, который владел им, поручил вернуть его императору.

В это время Дипольд, переданный графом Иаковом из Сан-Северино императору, а некогда схваченный по его поручению, по просьбе немцев был выпущен на свободу, однако, после того как Зигфридом, его братом, были переданы и возвращены императору Алифы и Кайяция 170, которыми он владел.

Тогда же Томас из Аквино, ставший графом Ачерры, был сделан магистром юстициарием Апулии и Терра ди Лаворо.

Бойяно 171 сдался императору; когда бароны графства, которые принесли императору клятву верности, собрались там против Томаса, графа Челано и Молизе, этот граф, напав на них, обратил в бегство, сжёг Бойяно и за счёт его припасов укрепил Рокка Бойяни, а свою жену, графиню, увёл с собой в Рокка Магенульфи.

Названный граф Ачерры, придя с императорским войском к Рокка Бойяни, осаждает его и утесняет, и овладевает им в пользу императора по соглашению; после этого он готовится к осаде Рокка Магенульфи, в котором укрылся названый граф Томас.

В эти дни Рокка Янула, вновь укреплённая над Сан-Джермано, был разрушен, согласно изданному в Капуе постановлению о необходимости разрушения новых построек.

Челано сдался императору, хотя некоторые из верности графу Молизе укрылись в башне Челано и в Обинулуме 172; из-за этого жители Челано призывают к себе войско императора и вместе с ним мужественно атакуют эту башню, но так и не смогли её взять.

Император, после того как прочие в королевстве склонили перед ним шею, держа путь через Апулию и Калабрию, благополучно переправился в Сицилию и, проведя в Мессине генеральный сейм, принял там некоторые обязательные к исполнению ассизы против игроков в кости, поносящих имя Господне, против евреев, чтобы те отличались от христиан различиями в одежде и занятиях, против блудниц, чтобы те не ходили в бани вместе с порядочными женщинами и чтобы жилища их не располагались внутри городских стен, и против поющих жонглёров, чтобы тот, кто оскорбят их в личном или имущественном плане, не обязан был нарушать имперский мир.

В этом году по всему королевству собирали двадцатину с церковных особ и десятину с мирян в поддержку Святой земли и через Вальтера из Пальяры, канцлера королевства, и графа Генриха из Мальты, адмирала флота, отправили её в Дамьетту, хотя в это же время Дамьетта в наказание за грехи была потеряна. Из-за этого канцлер, боясь гнева императора, отправился в Венецию, а названный граф вернулся в королевство, был схвачен императором и потерял землю, которой владел; король же, патриарх Иерусалимский, епископ Альбанский и прочие христиане, которые были на этой войне, вернулись в город Акко под надёжным эскортом султана. Итак, такое великое и столь тяжкое поражение христиан и потерю Дамьетты я, нотарий Риккардо, автор этого сочинения, счёл необходимым оплакать в стихах:

Поражённый весьма жестокой раной,
Я вынужден загладить горе горьким рыданьем,
Произнести плач и песню
О горестном поражении нашего народа,
Который, осенённый знаком креста,
Уступил врагу креста, чужеземцу.
Не в битве мечом или посохом,
Но покорённый угрозой голода.
Какая скорбь, какое несчастье,
О какой стыд, какой страх!
Оттого, что повержено христианство,
Радуется нечестие безбожников.
О добрый Иисус, если позволено будет сказать,
Почему тебе было угодно, чтобы мы были повержены;
Я предпочитаю умереть, чем жить дальше,
Видя побеждёнными тех, которые должны были победить!
Кто, оказавшись в таком горе,
Не пожелал бы окончить свои дни?
Лежит побеждённым войско Христово;
Из-за чего стыд, горе и стоны!
Кто не оплакивает это несчастье?
Печаль сомкнула уста всех людей;
Рим, глава и мать городов,
Ушла от тебя всякая радость.
Из-за тебя пришло это мучение мира,
Которое оплакивает каждый народ;
Ты был поводом поражения христиан;
Да будет тебе утешение!
Весь мир и князья мира
Являются соучастниками этого горя.
Сделанная в тебе форма собранья
Стала причиной сего изгнанья.
Сыны Агари глумятся над нами,
Они презирают силы твоей подмоги.
О Дамьетта, приобретённая столькими трудами,
Столькими потоками крови,
Ты некогда повиновалась христианским князьям,
А ныне повинуешься врагам!
О тебе идёт громкая слава:
Дамьетта теперь не та, что была;
В тебе процветала вера Христова,
Которую ныне бесчестит потомство служанки
173.
Измаилиты тебя позорят,
Рушат алтари, оскверняют храмы;
Столь тяжкие кары тебе усугубляют
Наши грехи, которые прямо кишат.
Где ныне краса церкви,
Цвет христианства и рыцарства?
Легат, король и герцог Баварии,
Побеждённые, отступают перед мужами нечестия.
О насколько дурному совету последовав,
Вышли эти полководцы на битву!
Дамьетта, ты отправляешь в изгнание тех,
Кого привечала целых два года.
Проклятая серия неудач,
Из-за которой случилось такое горе.
Всех коснулось это несчастье,
Всем дан повод для плача.
Итак, мы смиренно просим тебя, о Христос,
Чтобы ты отомстил за твоё дело.

Итак, об этом я не могу говорить без слёз, Дамьетта была возвращена султану по соглашению, пленные той и другой стороны были освобождены, и христианские князья, которые безрассудно выступили против султана, также обрели свободу.

В сентябре месяце, в праздник Рождества Пресвятой Девы, жители Амальфи чеканят новые тарены 174.

1222 год.

Папа Гонорий, уйдя из Рима в феврале месяце, прибыл в Ананьи; призванный [им], император отправился к нему и, встретившись с папой в Вероли 175, в течение 15 дней общался с ним и в то же время вёл переговоры, постановив совместно с другими князьями круга земного провести в Вероне генеральный сейм ради помощи Святой земле; тогда же, дав слово, что он в назначенный срок отправится в качестве императора на помощь Святой земле, он вернулся в королевство и, придя к замку Рокка Магенульфи, приказал Томасу, графу Ачерры, и тем, кто с ним был, подвергнуть его суровой осаде; а сам поспешно вернулся в Сицилию из-за Мирабетта, сарацинского князя, который беспокоил её по мере своих сил.

Папа Гонорий вернулся в Рим, а затем покинул его и прибыл в Алатри 176.

Римляне отправляются против Витербо.

Императрица умерла в Сицилии.

Граф Томас из Челано, хотя и был надёжно блокирован, в ночное время покинул Рокка Магенульфи и, держа путь через горы, под надёжным эскортом отправился в замок, которым владел Райнер из Аверсы, его двоюродный брат; получив у него лошадей и нескольких спутников, он тайком вступил в Обинулум, а затем прибыл со своими людьми к Челано, полагаясь на тех из Челано, которые содействовали ему и знали о его прибытии; на рассвете он напал на людей императора, которые находились в самом Челано и по мере сил атаковали башню, и, обратив их в бегство, многих схватил и побросал в тюрьмы; тогда же он объезжает всю Марсию, грабит, сжигает Патерно 177 и собирает в Челано все, какие мог, необходимые припасы. Узнав об этом, названный граф Ачерры, оставив немногих людей для осады Рокка Магенульфи, вместе со Стефаном, аббатом Монтекассино, и Райнальдом, архиепископом Капуанским, отправляется к Челано, против этого графа; однако, названный архиепископ был поражён внезапной болезнью и умер в дороге. Названный граф Молизе был блокирован графом Ачерры, и Челано осаждён снаружи.

Император в Сицилии одержал верх над Мирабеттом и учинил над ним и его людьми то, чего заслуживала чудовищность совершённых ими преступлений.

Сержанты из Неаполя и Гаэты, облачённые в доспехи и со щитами, отправляются против Челано.

Названный граф Ачерры возвращается к осаде Рокка Магенульфи. Тогда графиня, поскольку не могла дольше держаться, получив от названного графа гарантии безопасности личности и имущества для себя и своих людей, вернула Рокка Магенульфи этому графу для нужд императора; впоследствии этот [замок] был до основания разрушен.

В этом году, в августе месяце, город Фонди по большей части сгорел в огне в результате несчастного случая.

В сентябре месяце появилась комета.

Император разослал по королевству свои установления, о том, как люди по отдельным городам, крепостям и сёлам должны продавать отдельные товары за новые денарии Бриндизи, в то время как новые тарены Амальфи были отменены, по усмотрению шести добрых людей от каждой земли, присягнувших в этом отношении; и разослал по этому поводу всеобщие письма.

1223 год.

Иоанн 178, король Иерусалимский, который впоследствии через свою дочь породнился с императором, прибыв из заморских земель с магистром дома Госпиталя в Иерусалиме, отправился в Рим, к папе Гонорию, который тогда жестоко страдал от боли в голенях.

Император пришёл из Сицилии в Апулию, затем в Терра ди Лаворо, а оттуда – в Сан-Джермано, где надеялся провести переговоры с кардиналами, ибо сам папа из-за своей болезни не мог участвовать в переговорах. Тогда император был увлечён кардиналами в Кампанию, куда по убеждению короля Иерусалимского и магистра дома Госпиталя отправился также сам папа; он провёл с императором переговоры в Ферентино, и тот публично обещал не далее, чем через два года отправиться на помощь Святой земле, и поклялся взять в жёны дочь названного короля. Попрощавшись с папой, он, возвращаясь в королевство и держа путь через Сору, прибыл к Челано, где велел явиться к нему графине Молизе, которая всё ещё оставалась в Рокка Магенульфи, а также её сыну, и приказал ей обратиться к этому графу с предложением сдаться императору. Но, поскольку он не смог этого добиться, то велел надёжно укрепить и охранять холм святого Флавиана, а сам отправился в Апулию, чтобы оттуда вернуться в Сицилию; названную же графиню и её сына он оставил тогда в руках Генриха из Морры, магистра юстициария. Но после ухода императора, в то время как тот всё ещё действовал в пределах Апулии, между цезарем и графом Молизе при посредничестве римской церкви было достигнуто такого рода соглашение: этот граф спокойно покинет королевство вместе с имуществом и лицами, которые захотят последовать за ним, после того как Челано, Обинолум и другие места, которыми он владел, будут переданы цезарю; но графство Молизе остаётся по уговору за его женой, графиней. Когда всё это было совершено таким образом, названный граф отправился со своими людьми в Рим, графиня вновь получила графство Молизе, а жителям Челано было приказано, чтобы они, уйдя из своих жилищ со своим добром, строили себе обиталища в монастырских оградах. Когда они ушли, весь Челано был разрушен и сожжён, и осталась там целой только церковь святого Иоанна; таким образом, изменив название, город, который ранее звался Челано, впоследствии стал называться Цезареей. По этому поводу некто сказал стихами:

Потерял Челано силы, имя и добрую примету,
Говорят, он теперь – Цезарея, и высечена она, как виновная.

Горный перевал поверх Челано был укреплён, и челанцы с тех пор ушли из собственных земель; им не дозволили в них жить, почему и пришлось им переселиться в другие места.

В этом году умер король Франции 179, и в короли был коронован его сын 180.

В марте месяце, на праздник святого Бенедикта 181 всё небо, казалось, было в огне, и шёл в этот день дождь из земли и пепла.

В Гаэте, Неаполе, Аверсе и Фодже по приказу цезаря были укреплены крепости. Стены Изернии были разрушены, и почти половина этого города сожжена огнём; крепость Карпиноне 182 и очень многие другие замки, недавно укреплённые в графстве Молизе и по другим местам, были разрушены, согласно имперским установлениям, недавно изданным в Капуе. Для исполнения этих установлений императором был направлен в качестве экзекутора Рожер из Песколанчьяно.

Император в Сицилии утесняет и осаждает сарацин, и немалую часть их, тех, которые ему подчинились, отправляет в пределы Апулии для проживания в Луцере 183, тогда как оставшиеся продолжали держаться против него в горах. По этой причине он вызывает Рожера из Аквилы, Томаса из Казерты, Иакова из Сан-Северино и сына графа Трикарико, графов королевства, для службы ему в Сицилии. Когда те шли к нему с дружиной и небольшими отрядами, он велел их схватить и задержать, а Генриху из Морры, магистру юстициарию, приказал забрать для своих нужд их земли.

В королевстве по приказу императора осуществляются расследования, так что каждый должен был сказать под присягой, что и кому он давал на десятину, что и кому на императорские пиры, что и кому на действия у Бойяно, Рокка Магенульфи, который в этом году был разрушен, и на Цезарею.

В этом году короли Дании и Норвегии, отец и сын 184, были схвачены одним немецким князем и переданы королю Генриху, сыну императора.

Император возвращает графство Молизе в состав домена из-за того, что граф Молизе, вызванный Генрихом из Морры, магистром юстициарием, не пожелал предстать перед ним для совершения правосудия. Император поручает также собрать по всему королевству определённую денежную сумму для жалованья рыцарям и сержантам, которых он нанял для покорения восставших против него сарацин Сицилии; тогда руками одного судьи – Урбана из Теано – с земли святого Бенедикта было собрано 300 унций золота.

1224 год.

Названные графы Фонди, Казерты, Авеллино и Трикарико, задержанные императором в Сицилии, были отпущены на свободу в результате вмешательства папы Гонория; они покинули королевство, дав вместо себя в заложники своих сыновей и племянников.

В этом году Пандольф Веррачел 185, епископ Норвича, поручает за свой счёт построить для нужд монастыря Монтекассино два новых дворца, которые расположены в курии Сан-Джермано.

Генрих из Морры по приказу императора созывает рассеявшихся повсюду жителей Челано, чтобы они вернулись в свои дома, хватает вернувшихся и посылает в Сицилию, а император отправляет их на Мальту.

В мае месяце по поручению императора проводятся расследования о сборах и тальях, о разрушениях домов, о носящих оружие, об игроках в кости.

В июне месяце вершины стены Сан-Джермано, недавно отстроенные, были повержены наземь.

В июле месяце император рассылает повсюду по королевству всеобщие письма по поводу учреждения университета в Неаполе.

В этом году император возвращает в состав домена Миниано.

Стены Сан-Джермано при поддержке магистра Петра и магистра Роффрида из Сан-Джермано, судей императорского двора, по поручению императора оставлены в целости.

Император ради свободы церквей и клириков посылает юстициарию Терра ди Лаворо свои письма, в которых поручает, чтобы все церкви, клириков, послушничества, владения и их людей не позволяли смешивать с другими в противность свободам, которые они имели во времена королей в сборах и тальях, податях и других общественных повинностях, и не привлекали их к участию в них вместе с мирянами, если не будет доказано, что во времена короля Вильгельма II они оказывали такого рода повинности вместе с теми.

В сентябре месяце император из-за дела сарацин в Сицилии поручает собрать с земли Монтекассинской церкви столько же, сколько было собрано в недавно прошедшем месяце январе.

Маркграф Монферрато 186 вместе с некоторыми избранными рыцарями, которых он удерживал в Ломбардии и Тоскане, прибыл в Бриндизи, собираясь отправиться в Романию 187 на помощь городу Фессалоники, который держал в осаде Комнин 188; оставив своё войско в Бриндизи, он отправился к императору в Сицилию, намереваясь просить у него совета и помощи. Между тем, Комнин, долго осаждая этот город, захватывает его, а названный маркграф всё равно переправляется из Бриндизи в Романию.

омментарии

125. Т.е. область г. Риети, в 81 км к северо-востоку от Рима и в 38 км к юго-востоку от Терни.

126. 18 ноября 1210 г.

127. 31 марта 1211 г.

128. Аденульф – аббат Монтекассино с марта 1211 г. по авг. 1215 г.

129. Гаэта – приморский город в 90 км к северо-западу от Неполя.

130. Сеньи – город в Лацио, в 70 км к востоку от Рима.

131. Альфонс VIII (р. 1155 г. 11 нояб. ум. 1214 г. 6 окт.) – король Кастилии в 1158 – 1214 гг.

132. Санчо VII Сильный (ум. 1234 г. 7 апр.) – король Наварры в 1194 – 1234 гг.

133. Педро II (р. 1174 г. ум. 1213 г. 13 сент.) – король Арагона в 1196 – 1213 гг.

134. Имеется в виду Мухаммад ан-Насир, 4-й халиф Альмохадов в 1199 – 1213 гг. Мавры были разбиты христианами в битве при Лас Навас де Толоса 16 июля 1212 г.

135. Витербо – город в Лацио, в 77 км к северу от Рима.

136. Филиппом II Августом, который был королём Франции в 1180 – 1223 гг.

137. В битве при Бувине 27 июля 1214 г.

138. Сейфеддин (Сафадин; Абу-Бакр Малик аль-Адил I) – брат Саладина, третий султан Египта из династии Эйюбидов в 1200 – 1218 гг.

139. Дан., 2.

140. Дан., 4, 22.

141. Матфей, 11, 29.

142. Сараценат – арабская монета.

143. Моттола – селение в 20 км к северо-западу от Таранто.

144. Ферентино – город в Лацио, в 12 км к северо-западу от Фрозиноне.

145. Ананьи – город в Лацио, в 22 км к северо-западу от Фрозиноне.

146. Лариано – город в 41 км к юго-востоку от Рима.

147. Стефан I – аббат Монтекассино с 13 сент. 1215 г. по 21 июля 1227 г.

148. Т.е. дал обет предпринять крестовый поход.

149. Берард де Кастанеа – архиепископ Палермо в 1213 – 1252 гг.

150. Вильгельм VIII – маркграф Монферрато в 1207 – 1225 гг.

151. Патарены – участники патарии, религиозного движения обедневших слоёв городского населения Северной Италии, особенно Милана, в XI – XIII вв., одна из ветвей катаров.

152. Т.е. с 11 по 30 ноября.

153. Иоахим Флорский (Джоаккино да Фьоре) (р. ок. 1132 г. ум. 1202 г. 30 марта) – итальянский цистерцианский монах, мистик-прорицатель, родоначальник средневекового хилиазма. Учил о наступлении Третьего Завета, связанного с господством монашества. Учение Иоахима было осуждено католическими Соборами.

154. Генрих (VII) Гогенштауфен (р. 1211 г. ум. 1242 г. 12 февр.) – старший сын императора Фридриха II, номинальный король Сицилии в 1212 – 1217 гг. (Генрих II), король Германии в 1220 – 1235 гг. (Генрих VII). По обвинению в измене отцу императору был лишён короны, арестован и умер в заключении. При перечислении королей Германии обычно упоминается под порядковым номером VII в скобках, так как фактически был только соправителем и наместником отца.

155. Гонорий III (Ченцио Савелли) – римский папа с 18 июля 1216 г. по 18 марта 1227 г.

156. Людовик VIII (р. 1187 г. 5 сент. ум. 1226 г. 8 нояб.) – сын Филиппа II Августа, король Франции в 1223 – 1226 гг. В 1216 г. по приглашению вассалов Иоанна Безземельного принял английскую корону и высадился в Кенте. Большая часть Англии подчинилась ему, но по смерти Иоанна (19 окт. 1216 г.) английская знать выступила уже против французов; Людовик вернулся во Францию (1217 г.) и заключил с Англией перемирие.

157. Генрих III (р. 1207 г. 1 окт. ум. 1272 г. 16 нояб.) – король Англии в 1216 – 1272 гг.

158. Пётр де Куртене (р. ок. 1155 г. ум. 1219 г.) – сын Петра I де Куртене, младшего сына Людовика VI, короля Франции; император Константинопольский в 1216 – 1217 гг. По пути в Константинополь пленён Феодором I Ангелом, деспотом Эпира, и умер в плену.

159. Иолантой (ум. 1219 г.), которая была сестрой Балдуина I и Генриха I, императоров Латинской (Константинопольской) империи.

160. Иоанн де Колонна (ум. 1245 г. 28 янв.) – кардинал римско-католической церкви.

161. Диррахий (Эпидамн, Дураццо) – совр. г. Дуррес в Албании.

162. Дамьетта – совр. г. Думьят в дельте Нила, примерно в 200 км к северу от Каира.

163. 24 августа 1218 г.

164. 19 мая 1218 г.

165. Пелагий (ум. 1230 г. 30 янв.) – кардинал, папский легат во время Пятого крестового похода.

166. 5 ноября 1219 г.

167. 22 ноября 1220 г.

168. Григорий IХ (Уголино деи Конти ди Сеньи) – римский папа с 19 марта 1227 г. по 1241 г. 22 авг. Племянник папы Иннокентия III.

169. Ныне – г. Мондрагоне на берегу моря, к югу от Сессы.

170. Кайяццо – город к востоку от Капуи.

171. Бойяно – городок к западу от Кампабассо.

172. Овиндоли, в 5 км к северу от Челано.

173. Т.е. Агари.

174. Т.е. золотые монеты. Название происходит от города Тарент (совр. Отранто).

175. Вероли – город в 13 км к северо-востоку от Фрозиноне.

176. Алатри – город в 15 км к северу от Фрозиноне.

177. Патерно – городок в 5 км к юго-западу от Челано.

178. Иоанн де Бриенн (ум. 1237 г. 23 марта) – король Иерусалима (по своей жене Марии) в 1210 – 1212 гг., а впоследствии регент Иерусалима при своей дочери Изабелле II (Иоланте; ум. 1228 г. 25 апр.), выданной им замуж за императора Фридриха II.

179. Филипп II Август. Он умер 14 июля 1223 г.

180. Людовик VIII. См. выше, прим. 156.

181. 21 марта.

182. Карпиноне – город в области Молизе, в 7 км к востоку от Изернии.

183. Луцера – город в Апулии, в 20 км к северо-западу от Фоджи.

184. Вальдемар II (король Дании в 1202 – 1241 гг.) и его сын были захвачены в 1223 г. Генрихом, графом Шверина. В 1225 г. они были им отпущены по договору в Бардовике.

185. Пандульф Маска (ум. 1226 г. 16 сент.) – епископ Норвича в 1222 – 1226 гг., легат, кардинал.

186. Вильгельм VIII. См. прим. 150.

187. Т.е. на территорию бывшей Византийской империи.

188. Феодор I Ангел Комнин Дука – деспот Эпира в 1215 – 1230 гг.

 

Источник: Ryccardi de Sancto Germano notarii Chronica. MGH, SS. Bd. XIX. Hannover. 1866

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.