Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

РЕГИНОН ПРЮМСКИЙ

ХРОНИКА

1.

В лето от Воплощения Господня 1 889-е. [В связи с переселением венгров в Среднее Подунавье и «Скифии» следует описание последней, заимствованное из Юстина и Павла Диакона 2.]

Вот из каких мест, из собственной страны, названный народ (венгры. – Сост.) был изгнан соседними ему племенами, которые зовутся печенегами (Pecinaci) 3, потому что они превосходили [венгров] и числом, и храбростью, а родина [их], как я полагаю, оказалась недостаточна для обитания [такого] чрезвычайного множества.

[Венгры приходят в Паннонию 4.]

(Regin. 1890. Р. 131-132)


Комментарии

1. См. № 1, примеч. 1.

2. Юстин, римский писатель III в. н. э., сократитель огромной всемирной истории, написанной в I в. н. э. Помпеем Трогом и дошедшей до нас только в переложении Юстина (см. т. I настоящей Хрестоматии). Труд Юстина был весьма популярен в средние века. Павел Диакон (ок. 720 – ок. 790) – автор «Истории лонгобардов», один из самых ярких представителей каролингской историографии. Региноном использованы следующие фрагменты: lust. II, 1-3. P. 14-17; Paul. Diac. I, 1, P. 47-48.

3. Первое упоминание печенегов в средневековой латинской литературе; все последующие известия в ней о роли печенегов в переселении венгров в Среднее Подунавье так или иначе восходят к Регинону (см., например, № 46/1). Обычно считается, что нападение печенегов на венгров было спровоцировано болгарами, которые в 894-896 гг. боролись против византийско-венгерской коалиции (Назаренко 1993. С. 110. Коммент. 5). См. также № 10, примеч. 6; о форме этнонима см. № 22, примеч. 35.

4. Римская Паннония занимала земли на правобережье Дуная к западу от Дунайского колена. В средневековых текстах этот хороним употреблялся в более широком значении, включая вес земли в Среднем Подунавье, занятые венграми. Датировка Региноном Переселения венгров из Северного Причерноморья на Средний Дунай 889 г. вряд ли верна; обычно принимается другая дата – 896/7 г. Возможно, хронист использовал византийскую датировку по александрийской эре (897 + 5500 = 6397 г.), пересчитав ее в год от Рождества Христова по константинопольской эре (6397 - 5508 = 889) (Назаренко 1993. С. 109. Коммент. 1).

(пер. А. В. Назаренко)
Текст воспроизведен по изданию: Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Том 4. Западноевропейские источники. М. Русский фонд содействия образованию и науке. 2010

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.