Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

РАШИД-АД-ДИН

СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Эта благословенная книга, называемая «Сборник летописей», изложена в трех томах.

Первый том тот, который в данное время исламский царь царей, Улджэйту-султан, – да продлит Аллах навечно его правление! – постановил закончить во имя его брата, счастливого государя, Газан-хана, – да озарит Аллах его гробницу! Этот том состоит из двух разделов (баб).

Первый раздел посвящен повествованиям о появлении [на исторической сцене] тюркских народов, каковы их разветвления на разные племена и подробности жизни предков каждого народа на [их] общем пути. Этот раздел состоит из введения [дибачэ] и четырех глав [фасл]. Введение заключает сведения о пределах местожительства тюрков и |А 6а, S 10| подробное перечисление имен и прозваний каждого племенного подразделения этого народа [из] того, что известно [по этому предмету]. Главы содержат подробности о жизненных перипетиях упомянутого народа.

Глава первая – повествования о народах, [происшедших от] Огуза, который был внуком Абулджа-хана 165, сына пророка Ноя, по имени [так же] Яфес, о народах, [происшедших] от его дядей по отцу [и] соединившихся с его [народом], и упоминание разделения последнего по племенам.

Глава вторая – о тюркских племенах, которых в данное время называют монголами [мугул], но в древности у каждого [из них] было особое имя и прозвание, имели они также и господствующее положение, и подневольное состояние.

Глава третья – о [тех] тюркских племенах, из коих каждое в отдельности имело царя и вождя, но у них не было родства с теми племенами, которые упомянуты в предыдущих главах.

Глава четвертая – о тех тюркских племенах, которые в древности назывались монгол [мугул]; она делится на две части, [из коих] первая посвящена монголам [вообще], а во второй части говорится о монголах [ответвления] нирун 166.

Второй раздел. [В него входят] сказания о царях монгольских, тюркских и других народов. Он делится на две главы. [54]

Первая посвящена предкам Чингиз-хана, потому что касается его, и повествованиям о жизни его родственников; она состоит из десяти следующих сказаний:

Сказание про Добун-Баяна и Алан Гоа.

Сказание об Алан-Гоа и о ее трех сыновьях.

Сказание о Бодончар-каане, сыне Алан-Гоа.

Сказание о сыне Бодончара, Дутум-Мэнэне 167.

Сказание о сыне Дутум-Мэнэна 168, Байсонкуре.

Сказание о сыне Байсонкура, Тумбинэ-хане.

Сказание о сыне Тумбинэ-хана, Кабул-хане.

Сказание о сыне Кабул-хана, Бартан-бахадуре.

Сказание о сыне Бартан-бахадура, Есугэй-бахадуре.

Вторая глава заключает сказание о Чингиз-хане и его славном роде, из коего некоторые [члены] стали ханами [каанами] во всякую эпоху, а некоторые – государями определенного народа; вместе с тем в краткой форме [излагаются] рассказы о государях [всех] стран мира, которые были современниками каждого из [этих царственных потомков Чингиз-хана] до сего времени, когда [царствует] современный монарх [из того же потомства].

Сказание о Чингиз-хане, который был сыном Есугэй-бахадура; время его жизни [было] 72 года, продолжительность же царствования – 23 года.

|S 11, I 5б| Сказание об Угедей-каане, третьем сыне Чингиз-хана, который был его наследником престола; время его жизни... 169, продолжительность царствования – 12 лет.

Сказание о Джочи-хане, старшем сыне Чингиз-хана, и о его роде; время его жизни [было] 40 лет, а время царствования... 170.

Сказание о Чагатай-хане, втором сыне Чингиз-хана, и о его роде; время его жизни..., а продолжительность царствования... 171.

Сказание о Тулуй-хане, четвертом сыне Чингиз-хана, о наследнике его юрта, и о его доме; время его жизни..., продолжительность правления... 172.

Сказание о Гуюк-хане, старшем сыне Угедей-каана, который воцарился после [своего] отца-каана. Продолжительность царствования... 173. [55]

Сказание о Мункэ (Менгу)-каане, старшем сыне Тулуй-хана, который стал кааном после Гуюк-хана; время его жизни..., продолжительность царствования – 8 лет 174.

Сказание о Кубилай-каане, втором сыне Тулуй-хана, который стал кааном после Мункэ (Менгу); продолжительность его жизни – 82 года, царствование его длилось 35 лет 175.

Сказание о Тимур-каане, внуке Кубилай-каана, который есть каан настоящего времени; время его жизни..., продолжительность правления...

Сказание о Хулагу-хане, третьем сыне Тулуй-хана, который стал государем в земле Ирана; продолжительность жизни – 48 лет, а царствования –15 лет 176.

Сказание об Абага-хане, старшем сыне Хулагу-хана, который воцарился после своего отца; продолжительность его жизни..., правление же – 18 лет 177.

Сказание о Никудер-Ахмеде, сыне Хулагу-хана, который стал государем после Абага-хана; продолжительность его жизни..., а царствования – 2 года 178.

Сказание об Аргун-хане, старшем сыне Абага-хана, который воцарился после Ахмеда; длительность его жизни..., царствования же – 7 лет 179.

Сказание о Кайхату-хане, сыне Абага-хана, который стал государем после Аргун-хана; время его жизни..., продолжительность царствования – 2 года и 9 месяцев 180.

Сказание о счастливом султане, Газан-хане, старшем сыне Аргун[-хана], который воцарился после Кайхату-хана; время его жизни – 22 года, продолжительность правления – 8 лет и 9 месяцев 181.

Сказание о восшествии на престол царя царей ислама Улджэйту-султана, [– да длится вечно его власть!]; продолжительность его жизни..., а царствования... 182.

Второй том, который повелел написать исламский царь царей, Улджэйту-султан, – да увековечит Аллах его царствование! – и который написан [с посвящением] его благословенному имени, состоит из двух разделов [баб].

Первый раздел излагает историю султана ислама [Улджэйту] со времени его рождения до настоящего времени, когда эта книга идет в переплет, в месяц года – 700... хиджры, [когда] его, [Улджэйту-султана], благословенный возраст [достиг... лет].

Второй раздел делится на две части: первая часть состоит из двух глав [фасл].

Первая глава заключает в сокращенном виде историю всех пророков, халифов, государей и прочих групп и разрядов людей от [56] времени Адама, – да будет ему мир! – до сего времени, каковое [датируется] месяцем... 704 года хиджры 183.

Вторая глава излагает в подробном виде историю каждого народа из [числа] народов, населяющих обитаемую часть мира, сообразно различию их сословий и классов. И хотя некоторые из этих подробных историй вкратце изложены в предыдущей главе, но большинство их не вошло в ту краткую историю, [так что] если бы пожелали познакомиться с ними по этим кратким сообщениям, [то это] не стало бы [вполне] понятным. Имеется и некоторое другое [соображение]: до сего времени предшествующие государи и историки этой страны такою историей не располагали и не знали о подобных делах. В эту же августейшую эпоху, в соответствии с указаниями государя ислама, извлекши [соответствующую] пользу из всех книг каждого народа и привлекши ученых каждой народности, по мере возможности подвергши проверке полученные этим путем сведения, – была написана [настоящая книга]. Вот и все.

Вторая часть касается благословенной истории государя ислама [Улджэйту-хана], – да продлит Аллах навечно его царствование! – с того времени, как этот второй том, будучи закончен, поступает в переплет в месяц... года 700... хиджры, до тех бесконечных лет, кои суждены будут жизни сего государя; историки, кои пребывают ныне в безотлучном рабском служении его величеству, и те, кои будут [потом у него], напишут эту историю и [тем] составят приложение к этому второму тому.

Третий том посвящен картине [или изображению] [всех] поясов света, путям в [разные] государства и [их] расстояниям, в мере возможности проверенным и уточненным. То, что перед этим знали об этих государствах [и странах], [какие] подробности занесены [о них] в [разные] свитки, что нашли [о них] в своих книгах мудрецы и ученые, люди Индии, Южного и Северного Китая, франки и другие, – все это после проверки, изложили и занесли в этот третий том как вкратце, так и в подробностях. [57]

Комментарии

165. В ркп. В – абулчэ.

166. Об этой ветви монголов см. также у акад. Б.Я. Владимирцова в его «Общ. строе монголов» (Л., 1934, стр. 107 и 109).

167. В надписи на надгробной плите, лежащей на могиле Тимура в Самарканде, все это имя (повидимому, ошибочно) читается как Туменай, а то же слово в надписи на нефритовом надгробье над той же могилой читается как Тутумтин.

168. Согласно кн. 2 и другим источникам Байсонкур был сыном Кайду, сына Дутум-Мэнэна.

169. Пропуск в тексте. Угедей умер в 639 г. х. [1241], наследовав своему отцу в 624 г. х. [1227]. Таким образом, он царствовал не 12 лет, а почти 21 год. (Лен-Пуль. Мусульманские династии. Перевод В. Бартольда. СПб., 1899, стр. 179).

170. Пропуск в тексте. Джучи умер в феврале 1227 г., управляя своим улусом самостоятельно с 1223 г., когда Чингиз вернулся в Монголию. (В. Бартольд. Туркестан, II. СПб., 1900, стр. 495).

171. Пропуск в тексте. Чагатай правил с 623 [1227] по 639 [1242] г. х. (Лен-Пуль, ук. соч., стр. 200).

172. Пропуск в тексте. Тулуй умер в 630 г. х. [1232]. Получил по смерти отца в 624 г. х. [1227] его родовой юрт. (См.: Djami el-Tévarikh. Hist. générale du monde... Ed. par E. Blochet, v. II. Leyd.-Lond., 1911, pp. 218-221).

173. В тексте пропуски. Гуюк-хан царствовал (по Лен-Пулю, стр. 179) два года: с 644 [1246] по 646 [1248] г. х., по другим данным (по Рашид-ад-дину, в изд. II т, Е. Blochet, стр. 250) – один год.

174. Мункэ (иначе Мöнкэ, Менгу) – правил с 646 [1248] по 658 [1259] г. х. (по Лен-Пулю, стр. 179, а по Zambaur – с 647 [1249] по 659 [1259] г. х.), Рашид-ад-дин, очевидно, имеет в виду утверждение курилтаем Мункэ в звании «великого каана», что имело место 9 раби II 649 г. х. (4 июля 1251 г.). В таком случае, время его правления будет действительно 8 лет.

175. Кубилай (Хубилай) правил с 648 [1259] до 698 [1294] г. х.

176. Хулагу правил с 654 [1256] по 663 [1265] г. х.

177. Абага правил с 663 [1265] по 680 [1282] г. х.

178. Ахмед правил с 680 [1282] по 683 [1284] г. х.

179. Аргун правил с 683 [1284] по 690 [1291] г. х.

180. Кайхату правил с 690 [1291] по 694 [1295] г. х.

181. Газан правил с 694 [1295] по 703 [1304] г. х.

182. Улджэйту правил с 703 [1304] по 716 [1316] г. х.

183. 704 г. х. начался 4 авг. 1304 г. и закончился 23 июля 1305 г.

Текст воспроизведен по изданию: Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 1. М.-Л. АН СССР. 1952

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.