Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

VIII РАБДЖУН /1447-1506 гг./

1447 г. - огня-зайца.

Чаг-лоцзава Ринчэн-Чойчжал родился.

В Цзане был основан (монастырь) Даший-Лхунбо.

Норсан-Чжамцо 1 составил астрономический трактат “Бадгар-шаллун”, а в виде введения к нему Лхундуб-Чжамцо 2 написал дополнение. [106]

Уроженец Дапуга монгольский учитель Намкха-Бал умер.

1448 г. - земли-дракона.

Таглунский красношапочник Джанчуб-Чжамцо умер.

1449 г. - земли-змеи.

Ученик Санчжяй-Пэла рабджамба из Двагпо Чойчжал-Данба родился.

Уроженец Дорана Гунсан-Чойням родился.

Рабджамба Санчжяй-Пэл основал /монастырь/ сакьяский Брай-юл Чжинцал.

Чжамьян-Чойчжэ умер.

Ронтон умер.

1450 г. - железа-лошади.

Ти-Шейдар-Лэгло родился.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Лодой-Чойчжон.

На императорский трон Китая вступил седьмой /минский император/ Цзинтэ 3.

Уроженец Шалу Лэгба-Чжалцан умер.

Уроженец Гунру Чжалцан-Санпо умер.

Бодон-Чойчжал умер.

1451 г. - железа-овцы.

Уроженец Гамбо Дагба-Чжалцан-Гаммьон умер.

1452 г. - воды-обезьяны.

Нартанский Соднам-Чогдуб умер.

Красношапочник Чойбал-Ешей умер.

1453 г. - воды-курицы.

Настоятель Чойшен родился.

Настоятель Ринчэн-Од родился.

Четвертый красношапочный иерарх Чойдаг-Ешей родился.

Панчэн Нагчжи-Ринчэн 4 прибыл в Тибет в последний /третий/ раз.

Кармапасец Тонва-Дондан умер.

Реми-Бабпа умер.

1454 г. - дерева-собаки.

Уроженец Гампо Соднам-Чжалцан родился.

Седьмой кармапаский иерарх Чойдаг-Чжамцо родился.

Трон настоятеля /монастыря/ Пагду Чойчжэ-Агван занимал шестнадцать лет. [107]

1455 г. - дерева-свиньи.

Карма-ньинмапаский первый иерарх, называемый перерожденцем Чог-Чжала, Чойван-Лхундуб родился.

В резиденцию настоятеля (храма) Чжал-лхакхан вступил Чаннга-Йондан-Чжамцо.

1456 г. - огня-мыши.

Кармапасец Принлай-Чоглай-Намчжал умер.

Уроженец Дора Гунсан умер.

1457 г. - огня-коровы.

Дуб-Чой-Дорчжэ родился.

Кармапаский свирепый сиддхи Даший-Бал родился.

На императорский трон Китая вступил восьмой /минский император/ Тэнсрун 5.

Уроженец Мада Джансэм-Шейраб-Санпо умер.

1458 г. - земли-тигра.

Последователь /тантрийской школы/ “чжуд-тод” Йондан-Лодой родился.

В /местности/ Ньун родился панчэн Агван-Дагба.

Уроженец Шан-Шуна Чойван-Дагба вступил на трон настоятеля /монастыря/ Чамдо в Кхаме.

Вследствие возникновения смут на юге и севере Тибета в Пагду хозяином (правителем) стал Неудонба 6.

1459 г. - земли-зайца.

1460 г. - земли-дракона.

Уроженец Сэчжила 7 Лха-Шака-Соднам последний родился.

Таглунский Даший-Бал умер.

1461 г. - железа-змеи.

Таглунский Даший-Бал последний родился. Настоятелем /монастыря/ Таглун стал Агван-Дагба.

Уроженец Сэчжила Ньяндаг умер.

1462 г. - воды-лошади.

Уроженец Сэчжила Лхава-Шейнен-Санпо /этого/ года рождения.

1463 г. - воды-овцы.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Басо-Чой-Чжалцан.

На трон настоятеля /монастыря/ Чамдо вступил Цуртон-Намбал.

Настоятель Лодой-Чойчжон умер. [108]

1464 г. - дерева-обезьяны.

Тонми-Гунгаба основал /монастырь/ Гонкар-Дорчжэ-дан.

1465 г. - дерева-курицы.

Уроженец Чжомнги Домгон-Лодой-Санпо на восьмом году своей жизни основал монастырь Чжомнга-гон.

С этого года /резиденция настоятеля монастыря/ Сэчжил три года оставалась не занятой.

На императорский трон Китая вступил девятый /минский император/ Хуа 8.

1466 г. - огня-собаки.

Лодой-Чжалцан основал /монастырь/ Ньитэнг.

Тагпру-Гушри умер.

Малый лоцзава Лочун Йа четвертый 9 умер.

1467 г. - огня-свиньи.

Возможно, что на трон настоятеля /монастыря/ Сэра вступил Ньянтон-Балджор-Лхундуб.

Нартанский Дагба-Дондан умер.

1468 г. - земли-мыши.

/Монастырь/ Сэчжил управлялся Шакья-Соднам-Чжалцаном - последним.

/На престол настоятеля монастыря/ Нартан вступил Содбал.

Панчэн Нагчжи-Ринчэн умер в Непале.

1469 г. - земли-коровы.

Уроженец Сэры Чжэбцзун-Чой-Чжалцан родился.

Уроженец Таглуна Намчжал-Дагба родился.

Шака-Чог основал монастырь Сэрдогчан.

Муйчэн-Гончог-Чжалцан умер.

Уроженец Шан-Шуна Чжэдрун-Чойван-Дагба умер.

1470 г. - железа-тигра.

В /монастыре/ Нартан умер Содпал, после чего /на престол настоятеля/ вступил Дулнагпа.

Сэмба-чэнбо Дэмо-Танба Лодой-Чжалцан умер.

1471 г. - железа-зайца.

Первый перерожденец Сэмба-Демо-Танбы Монлам-Лодой родился. [109]

На престол настоятеля /монастыря/ Чамдо вступил бонпосец Балцэг, года огня-овцы рождения (1427 г.) (81 /год/. (Это, вероятно, указывает на возраст бонпосца Балцэга, однако его год рождения (1427) не соответствует 81 году возраста этого настоятеля Чамдо)).

1472 г. - воды-дракона.

Таглунский Соднам-Балсан родился.

Туми-Лхундуб-Даший основал дацан Джамлин.

В /монастыре Нартан/ настоятелем стал Шейраб-Чжалцан.

Чаннга-Лодой-Чжалцан старший умер.

1473 г. - воды-змеи.

Настоятель Чойчжон-Чжамцо умер.

Уроженец Сэчжила Лха-Чойсан родился.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Лодан 10.

Настоятелем монастыря Таглун стал Даший-Бал последний, а /после него?/ - Агдаг-Гунпан.

Корампа основал /монастырь/ Тубдан-Намчжал.

Басо-Чой-Чжалцан умер.

Нартанский Дулнагба умер.

1474 г. - дерева-лошади.

Чжэ-Гэдундуб 11 умер, после чего в резиденцию настоятеля /монастыря/ Даший-Лхунбо вступил панчэн Санпо-Даший.

Последователь секты ньинмапа Шакья-Чжалба умер.

1475 г. - дерева-овцы.

Второй перерожденец лама-ринпочэ - /далай-лама/ II Гэдун-Чжамцо родился.

Винаянист Лопай-Дагбал умер.

Джамба-Линба умер.

1476 г. - огня-обезьяны.

Перерожденец винаяниста Дагба-Чжалцана, уроженец Тонкора Даба-Чжалцан родился.

Йид-Цзэба 12 составил начало “Дэбтэр-онбо”.

Последователь секты бругпа Гунга-Балдан умер.

1477 г. - огня-курицы.

Уроженец Гомрума Гунга-Лэг-Лодой родился.

1478 г. - земли-собаки.

Перерожденец Будона настоятель панчэн Соднам-Дагба родился. [110]

В /монастыре/ Даший-Лхунбо умер Санпо-Даший, после чего /настоятелем/ стал Лунриг-Чжамцо.

Уроженец Корама Соднам-Сэнгэ основал /монастырь/ Данаг-Тубдан-Намчжал-лин.

Настоятель Лодан умер.

1479 г. - земли-свиньи.

Сурман-Джа-Танба родился.

На шестьдесят первом году после смерти Цзонкхапы возник спор на “восточной окраине” (?) 13 монастыря Галдан.

1480 г. - железа-мыши.

Спор на “восточной окраине” прекратился 14, вследствие чего на золотой трон настоятеля /монастыря Галдан/ вступил Монлам-Бал. /Его и последующих за ним преемников на престоле настоятеля монастыря Галдан/ называют “династией семи цзанских настоятелей” 15.

1481 г. - железа-коровы.

На трон настоятеля /монастыря/ Брайбун вступил Монлам-Бал, Сэры - Балдан-Лодой.

Красношапочник привел цзанские войска в Уй.

Гой-лоцзава Шоннубал-Йидсан-Цзэба умер.

1482 г. - воды-тигра.

Уроженец Ринпуна Агван-Чжигмэд-Дагба родился.

Лоцзава Соднам-Чжамцо умер.

1483 г. - воды-зайца.

Норсан-Чжамцо утверждал в “Хронологии религии”, что /до этого года/ прошло семьсот двенадцать лет “эпохи двапара-юга”, после чего истекло еще восемьдесят восемь лет и (плюс) семь лет (шестнадцатого кулика-императора Шамбхалы) Бхумипалы 16.

1484 г. - дерева-дракона.

1485 г. - дерева-змеи.

Настоятелем /монастыря/ Таглун стал Намдаг.

Джамчэн-рабджамба умер.

1486 г. - огня-лошади.

Гэдун-Чжамцо стал монахом.

В /монастыре/ Нартан Дагба-Шейраб стал /настоятелем/.

/На тантрийском факультете/ “чжуд-тод” умер Гундуб, после чего резиденция настоятеля /этого факультета/ в течение двух лет оставалась не занятой. [111]

1487 г. - огня-овцы.

/На престол настоятеля монастыря/ Даший-Лхунбо вступил Ешей-Цзэмо.

Утверждают, что с этого /года монастырь/ Сэчжил управлялся Агван-Чжалцаном и другими, а до него - Джилбрагом.

Уроженец Сэчжила Балдан-Санпо умер.

Уроженец Кхама Пагба-Лха умер.

1488 г. - земли-обезьяны.

Уроженец Гампо Соднам-Лхундуб родился.

/Тантрийский факультет/ “чжуд-тод” управлялся Лхарибой.

На императорский трон Китая вступил десятый /минский император/ Хунти 17.

Уроженец Гампо Соднам-Чжалцан умер.

1489 г. - земли-курицы.

Уроженец Шалу лоцзава Ринчэн-Санпо родился.

Сакьяский /иерарх/, уроженец Горама, Соднам-Сэнгэ умер.

1490 г. - железа-собаки.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Лобсан-Ньима.

Бумпраг-третий основал в /монастыре/ Сакья /дацан/ Ньян-йон-Шан-Чойдэ.

Уроженец Муйя рабджамба Тугчжэ-Бал основал монастырь Тубдан-Янбачан.

1491 г. - железа-свиньи.

Настоятель из Миньяга Дорчжэ-Санпо родился.

Настоятель Монлам-Балба умер.

1492 г. - воды-мыши.

Настоятель бонпосец Лобсан-Ньима умер.

1493 г. - воды-коровы.

Настоятель Чойдаг-Санпо родился.

Настоятель Гэдун-Дандар родился.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Ешей-Санпо.

В резиденцию /настоятеля монастыря/ Брайбун вступил Чжамьян-Галдан-Лобсан.

1494 г. - дерева-тигра.

Лайчэн-Гунга-Чжалцан составил “Ясный светильник истории учения секты кадампа” 18. [112]

1495 г. - дерева-зайца.

Утверждают, что уроженец Джонана Гунга-Долчог родился.

Гэдун-Чжамцо стал бикху.

Великий правитель Лодой-Чжалцан умер.

Цзанский Чунпо-Джабрал умер.

1496 г. - огня-дракона.

/Тантрийский факультет/ “чжуд-тод” управлялся Чой-Лобой.

Тонми-Гунга-Намчжал умер.

Уроженец Найньина Гунга-Дэлэг умер.

Таглунский Агван-Дагба умер.

1497 г. - огня-змеи.

Настоятель Чжалцан-Санпо родился.

1498 г. - земли-лошади.

На трон настоятеля /тантрийского факультета/ “чжуд-мад” вступил настоятель Ринчэн-Од.

Цзанский Ринпунба изгнал /защитников крепости/ Неудзон и стал хозяином в Джишане 19.

На лхасский монлам собрались последователи сект санпу, кармапа и других, вследствие чего возникли раздоры /между монахами/ Сэра и Брайбун.

Настоятель Ешей-Санпо умер.

1499 г. - земли-овцы.

Кармапасец ньянпаский сиддха Даший-Балдан основал келью Орчжан-ритод и другие.

1500 г. - железа-обезьяны.

На золотой трон /настоятеля монастыря Галдан/ вступил Дартон.

Панчэн Чог-Лхаба умер.

1501 г. - железа-курицы.

Настоятель Агван-Чойдаг родился.

Настоятелем /монастыря/ Таглун стал Соднам-Балба.

1502 г. - воды-собаки.

Уроженец Царчэна Лосал-Чжамцо родился.

Гам-Мьон умер.

1503 г. - воды-свиньи.

Красношапочники захватили /монастырь/ Янбачан.

Чжамьян-Галдан-Лодой умер.

Чжидцал-кханбо Гунга-Чойсан умер. [113]

Бабо-Чойван-Лхундуб умер.

1504 г. - дерева-мыши.

Бабо-астроном /хронолог/, второй Цуглаг-Прэнва 20 родился.

В резиденцию настоятеля /монастыря/ Брайбун вступил Тонба-Йондан-Чжамцо.

Сакьяский Бумпраг третий умер.

1505 г. - дерева-коровы.

Уроженец Олга настоятель Гэлэг-Бал родился.

Третий перерожденец панчэна Лобсан-Дондуб родился.

Великий мудрец Чоглай-Намчжал родился.

На императорский трон Китая вступил одиннадцатый /минский император/ Тиндэ 21.

1506 г. - огня-тигра.

Кармапасец Чойдаг-Чжамцо умер.


Комментарии

1. Nor bzang rgya mtsho (mkhas grub nor bzang rgya mtsho). Кхайдуб-Норсан-Чжамцо (1423—1513) — знаменитый тибетский астроном [29, с. 80, 230—232].

2. lhun rgyam pa — это Пугба-Лхундуб-Чжамцо (phug pa lhun grub rgya mtsho) — другой тибетский астроном, который считается вторым соавтором астрономического трактата “Бадгар-шаллун” (pad dkar zhal lung), где дается перечисление 13 направлений но определению даты нирваны Будды [29].

3. Tsin the — это минский император Цзинцзун (1450—1457).

4. pan chen nags rin — это индийский маха-пандита Ванаратна (в 1421 г. он первый раз прибыл в Тибет), который часто назывался “последний пандита” (pandita tha ma), родился в 1384 г. в городе Садна-гаре (dam pa) в Восточной Индии и считался крупным ученым. По сведениям Ю.Н. Рериха, в Тибете существует биография Ванаратны в рукописи [85, 2, с. 797, 799, 800—803]. Он умер в Непале в 1468 г. См. ниже под годом 1468.

5. Then srun — минский император Инцзун (1457—1465).

6. sNe’u gdon ba — влиятельная личность в Тибете середины XV в. [85, 2, с. 548].

7. Se sbyil, Se skyil.

8. Hwa — минский император Сяньцзун (1465—1488).

9. lo chung dka’ bzhi ba. Имя это не идентифицировано.

10. bio brtan. От Лодана, вероятно, начинается линия настоятелей монастыря Галдан на его “золотом троне” (gser khri).

11. rje ke’un (?) grub — далай-лама I Гэдундуб (1391 — 1474).

12. Yid rtse ba — gos lo tsa ba yid bzang rtse ba gzhon nu dpal, т.е. Гой-лоцзава Йидсан-Цзэба-Шоннубал (1392—1482).

13. rje gshegs pa’i re gcig skag steng dga’ ldan rtsa (rtse?) shar rtsod pa byung. Здесь “восточная основа” (shar rtsa/ rtse?) или “восточная вершина”, вероятно, означает ту часть монашества Галдана, которую составляют выходцы с Востока — из Кхама, а спор разгорелся по вопросу о том, кого назначить настоятелем на “золотом троне”.

14. Спор прекратился, так как на “золотом троне” настоятелем воссел Монлам-Бал из Цзана, т.е. выходец с Запада, а не с Востока.

15. gtsang ba bdun brgyud.

16. sa skyong.

17. Hung ti — минский император Сяоцзун (1488—1506).

18. bka' gdam chos byung gsal sgron (bka’ gdam chos byung). Объем “Кадам-чойджун” — 417 л. [29, с. 105].

19. sbyi shang.

20. dpa’ bo gnyis pa gtsug lag phreng ba rtsis pa — Бабо-Цуглаг-Прэнва (1504—1566), который называется “вторым астрономом” и является автором сочинения по истории буддизма в Тибете “История учения — пир мудрецов” (chos byung mkhas pa'i dga' ston. См.: [29, с. 23, 94].

21. Ting te — минский император Уцзун (1506—1522).

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.