Сохранилось несколько латинских хроник,
написанных на территории Испании,
оккупированной мусульманами. Одной из них,
второй по времени составления (первой считается
т.н. Арабо-Византийская Хроника 741), является
Мозарабская хроника 754 г. Название происходит от
предположения, что Хроника была написана
неизвестным христианским прелатом, жившим в
исламской Испании в 8-м столетии. Число 754
соответствует последнему году, о котором имеется
запись в Хронике.
Хроника 754 начинается с восшествия на престол
византийского императора Ираклия. Далее идет
освещение греческой и арабской истории до
времени везиготского короля Сисебата. Именно на
этом периоде прерывается Истории королей Готов
Исидора Севильского, и именно с этого момента
начинается изложение испанских событий Хроникой
754. Таким образом, данный источник принято
считать продолжением Истории Исидора
Севильского.
Основное отличие продолжателя заключается в
эмфазисе не столько на испанских событиях,
сколько на их связи со всемирной историей.
Хроника является ценным источником для изучения
как Испании 7-8 вв., так и Византии и Халифата.
МОЗАРАБСКАЯ ХРОНИКА 754 г.
CHRONICA MOZARABE DE 754
1. В 649-ю эру ( = AD 611) Ираклий
стал пятьдесят седьмым императором Римлян 1.
Он правил тридцать лет, 5838 лет прошло со времени
сотворения мира. Во имя любви к благородной деве
Флавии 2
– с которой он был обручен в Африке, еще до того,
как получил власть, но которая была по указу
императора Фоки выслана из Ливии в
Константинополь – Ираклий, вместе с Никитой,
магистром милитума, поднял восстание против
Фоки. Придумав план действий, Ираклий собрал
флот, а Никита войско и они заключили следующее
соглашение: тот, кто первым доберется до
Константинополя, станет императором. Ведя из
Африки флот, Ираклий добрался до столицы быстрее
Никиты. Византийцы предали Фоку, который
некоторое время пытался сопротивляться,
сверкающему мечу. Как только Ираклий увидел
перерезанное горло Фоки, он немедленно был
провозглашен императором.
2. Никита, пройдя через дикие пустыни,
напал на Египет, Сирию, Аравию, Иудею и
Месопотамию, яростно преследуя Персов и
возрождая имперскую власть над этими
провинциями. Однако Персы, спешно выступив из
своих земель, уверенные в силе и
многочисленности, побудили соседние провинции
присоединиться к ним. 3 Сын Хосрова 4,
короля Персов, вероломно бежал от своего отца и
предложил услуги Римскому государю, обещая
подчинить всю Персию императору.
3. Ираклий собрал огромное войско и
напал на Персию 5. Узнав о таком
повороте событий, Хосров отправился навстречу
Ираклию со всей Персидской армией. Когда Ираклий
и Хосров, идя друг на друга, сошлись на поле боя,
они договорились, что два воина, по одному от
каждой армии, сойдутся в единоборстве, и что два
войска будут наблюдать за исходом схватки, не
пытаясь вмешаться. На тех переговорах они
согласились во имя Бога, что какой бы ни был
результат поединка, они обяжут своих людей
уважать данный знак, и незамедлительно позволят
победителю решить свою судьбу, подставив шеи под
ярмо. Хосров, по-филистимлянски надменный,
выставил на бой знатного бастарда, могучего как
новый Голиаф. Испугавшись, воины Ираклия
отступили. Однако Ираклий, веря в помощь Господа,
набросился на врага и убил его броском своего
дротика.
4. Преследуя убегающих Персов, Ираклий
гнал врагов до города Сузы, который является их
столицей и центром государства. Когда
королевство Хосрова было окончательно
разгромлено и превращено в имперскую провинцию,
люди восславили не Бога, а Ираклия, и он, приняв
почести, возвратился в Константинополь. Наконец,
достойно вознаградив своё войско, он с триумфом
взошел на престол.
5. Говорят, что после этого
воспоминания, относящиеся к описанному событию,
стали посещать Ираклия во сне, как знамения того,
что он будет беспощадно уничтожен пустынными
крысами. О том же он был предупрежден
астрологическими расчетами движения звёзд.
6.Ираклий, как уже сказано,
подчинил мятежных Персов и сражался за возврат
имперских земель. Но соблазненный, как говорят,
лестью своих людей, приписавших славу победы не
Богу, а Ираклию, он был напуган предсказаниями,
содержащимися в видениях.
7. Во времена Ираклия, в 653-ю эру ( = AD
615), в четвертый год его правления, Славяне
разграбили Грецию.
8. В 656-ю эру ( = AD 618), в седьмой
год императора Ираклия, Сарацины восстали под
предводительством Мухаммада и захватили Сирию,
Аравию и Месопотамию, более обманом чем силой.
Они опустошили соседние провинции, действуя не
столько открытыми нападениями, сколько
внезапными набегами 6. Так с помощью
хитрости и обмана они возмутили пограничные
города империи, которые, в конце концов, восстали,
сбросив ярмо. В 656-ю эру ( = AD 618), в седьмой
год императора Ираклия, их воины вторглись в
королевство и насильно присвоили его себе, что
повлекло множество самых разных последствий.
9. После множества битв с Сарацинами,
Феодор, брат императора Ираклия, по указу брата,
размышляющего над предсказанием о крысах,
прекратил боевые действия, чтобы пополнить и
реорганизовать свои войска. Когда у воинов в
горле стали расти опухоли, страх охватил Римские
легионы, так что, будучи вовлечены в битву при
городе Габате, они были полностью уничтожены.
Феодор был убит и покинул этот мир 7. Затем
Сарацины, уверенные и бесстрашные после разгрома
благородных мужей, установили свою власть над
Дамаском, наиболее великолепным городом Сирии.
10. Когда закончился десятый год
Мухаммада, Абу Бакр, его соплеменник, взошел на
трон. Он продолжал нападать на Римлян и Персов 8.
11. Итак, как мы узнали, в 653-ю эру ( = AD
615), в четвертый год императора Ираклия,
Арабы восстали, а в 656-ю эру ( = AD 618) они
напали на Феодора, брата императора, принеся
почти десять лет непрерывной войны и жестоких
сражений, и убили его, когда он пытался им
сопротивляться. Они основали королевство в
Дамаске, поддерживаемые своим пророком
Мухаммадом и свободные от страха перед именем
Римлян. Когда закончились десять лет правления
Мухаммада в 666-ю эру ( = AD 628), в
семнадцатый год императора Ираклия, Арабы
избрали упомянутого Абу Бакра из племени
Мухаммада на его место, и подняли мечи против
Персии 9,
покинутой Римской империей. Абу Бакр правил
около трех лет, заполненных непрерывной войной.
12. Во времена Ираклия, в 669-ю эру (= AD
631), в его двадцатый год правления, и в начале
четырнадцатого года Арабов, Абу Бакр скончался,
после трехлетнего правления, оставив трон Умару
10.
Наследовав государство от предшественника, Умар
установил твердую власть над своими людьми на
десять лет. Он захватил Александрию, наиболее
древний и процветающий город Египта, и обложил
его данью
11.
Окруженный триумфом побед, что на востоке, что на
западе, ведя войну и на суше и на море, он был
поражен мечом одного из собственных рабов во
время молитвы. Он закончил свою жизнь, как мы уже
сказали, на десятом году правления.
13. Во времена Ираклия, в 650-ю эру ( = AD
612) во второй год его правления, когда
Сарацины еще платили дань Римлянам, Сисебат,
мудрый и ученый человек, стал королем Испании и
правил восемь лет
12.
Он захватил Римские города в Испании. Он принудил
Евреев принять Христианскую веру.
14. Церковь провозгласила
достопочтенного Гелладия
13, сияющего
своей святостью, епископом королевской столицы
города Толедо. Испании также служил
прославленный учитель Исидор, епископ Севильи
14.
На седьмом году правления Сисебата, Исидор
созвал представительный собор в храме Божьего
Иерусалима в Севилье против ереси Ацефалиев
15.
Основываясь на истинных заветах учителей, он
победил известного Сирийского епископа
Ацефалиев, защищавшего ересь. С одобрения собора,
Исидор осудил утверждения епископа и, продолжая
нападки, наконец, освободил его от заблуждения.
15. Реккаред наследовал трон после
Сисебата и правил только три месяца
16. Его
жизнь была настолько коротка, что рассказать не о
чем.
16. Во времена Ираклия, в 659-ю эру ( = AD
621), в десятый год императора и в четвертый
год Арабов, когда Мухаммад правил ими, Свинтила
принял скипетр королевства Готов и правил десять
лет
17.
Стремительной победой он завершил войну начатую
с Римлянами и завладел всей Испанией.
17. Во времена Ираклия, в 669-ю эру ( = AD
631), в его двадцатый год правления, и в
четырнадцатый год Арабов, когда Умар почти год
правил ими, Сисенанд занял трон на пять лет,
мятежно захватив королевство Готов
18. В
третий год правления он, подобно Реккареду,
старому королю Готов
19, созвал собор
в церкви святой девы и мученицы за Христа
Леокадии, дабы обсудить ряд вопросов
20.
Шестьдесят шесть епископов из Нарбоннской
Галлии и Испании вместе с викариями тех, кто
отсутствовал, и придворными вельможами
собрались в Толедо, благодаря Исидору
Севильскому, знаменитому множеством книг. На
этом священном синоде, Браулио, епископ Сарагосы
– чье красноречие, подобно Риму, матери и
королеве городов, восхищает в посланиях с
проповедями – блистал над всеми остальными
21.
18. Во времена Ираклия, в 674-ю эру ( = AD
636), в его двадцать пятый год правления и в
восемнадцатый год Арабов, когда Умар правил ими
уже пять лет и начал править шестой, Хинтила был
поставлен над Готами и правил шесть лет
22.
Он созвал Толедский собор из двадцати четырех
епископов, чтобы просветит тех, кто пренебрегал
множеством вещей, как церковных, так и мирских
23.
Книга Канонов отмечает сколь велико было
собрание божьих мужей вместе с викариями и
придворными вельможами, кого почтили честью быть
там, в церкви девы и мученицы за Христа Леокадии.
На этом синоде Браулио, епископ Сарагосы – чьи
труды читают до сих пор – превосходил прочих
величием и упорно сеял божественное учение в
умах Христиан.
19.Во времена Ираклия, в 678-ю эру ( = AD
640), в его двадцать девятый год правления и в
двадцать третий год Арабов, когда Умар правил ими
десять лет, Тульга, добрый и благородный, принял
королевство Готов и правил два года
24.
20. В 678-ю эру ( = AD 640),
Константин, сын Ираклия, стал пятьдесят восьмым
императором Римлян, и правил шесть лет, 5844 года
прошло со времени сотворения мира
25.
21. Во времена Константина, в 680-ю эру ( = AD
642), в его первый год правления и двадцать
пятый год Арабов, Усман получил власть над этим
народом на двенадцать лет
26. На второй год
правления он подчинил Сарацинам Ливию, Марморику
и Пентаполис, так же как Газанию и Эфиопию –
земли, что лежат в пустынной местности выше
Египта – и обложил данью множество городов
Персов. В конце концов, он был убит во время
восстания собственных людей, после
двенадцатилетнего правления.
22. Во времена Константина, в 680-ю эру ( = AD
642), в его первый год правления, и двадцать
пятый год Арабов, когда Усман правил ими второй
год, Хиндасвинт с блеском правил королевством
Готов, которое захватил в результате мятежа. Он
подавил Готов
27
и властвовал над ними единолично шесть лет, не
привлекая сына к управлению
28.
23. В пятый год правления Хиндасвинт
приказал собрать на синод в городе Толедо
тридцать епископов и всех клириков и викариев
тех епископов, кто по слабости здоровья или
другим причинам не мог присутствовать там,
вместе со всеми придворными, кого посчитали
нужным позвать на собор, а также расторопными
нотариями, чьи услуги требовались для декламации
и ведения записей
29.
Король послал Тайо, епископа Сарагосы – человека
глубоко ученого и грамотного – морем в Рим, чтобы
привезти недостающие книги Moralia
30. Римский папа
31
день изо дня заставлял Тайо ждать, ссылаясь на то,
что из-за обилия книг в архивах Римской церкви
необходимые тома никак не могут найти. После
того, как Тайо провел ночь, взывая к милосердию
Господа у алтаря благословенного Петра, первого
из Апостолов, Господь через ангела указал ему на
ларь, в котором находились книги. Когда папа
понял, что с него может быть взыскано, он
услужливо помог Тайо с переписыванием книг и
отослал их с ним в Испанию в качестве подарка. До
того времени только часть комментариев на книгу
Иова находилась в Испании, с честью привезенная
благословенным Леандром, епископом Севильским.
Епископ Тайо был спрошен папой: кто настолько
точно открыл ему нахождение книг. После горячей
молитвы, он с радостью исповедался папе о том, как
однажды ночью попросил стражу церкви
благословенного Петра Апостола пустить его
внутрь. Внезапно посреди ночи, когда он лежал
распростертый перед могилой благословенного
Петра Апостола, молясь и стеная, ударил луч
небесного света, залив церковь неописуемым
сиянием, так что и без канделябров стало светло.
Сияние высветило многочисленных святых, поющих
псалмы и держащих яркие лампады. Когда Тайо замер
в благоговейном страхе и изумлении, два старика в
белых одеяниях медленно выступили вперед из
рядов святых, и, закончив пение, воспарили над той
частью церкви, где молился епископ. Найдя его
полумертвым от страха, они ласково привели его в
чувства. Они спросили его, почему он предпринял
столько усилий и зачем проделал столь долгий
путь с запада, а затем выслушали ответы, будто не
знали ответы на них. Потом со множеством красивых
слов они вручили ему награду: они показали точное
место, где спрятаны нужные книги. Тайо попросил
божьих мужей назвать святых, несущих столь яркий
свет. Они ответили, что это Петр, Апостол Христа, и
Павел, держащиеся за руки, вместе со всеми
последователями Петра, что покоятся в этой
церкви. Затем, когда Тайо спросил как имена
святых, с которыми он столь чудесно общался, один
из них ответил, что он Григорий, чью книгу пытался
найти Тайо, и что он явился дабы вознаградить его
великие труды и дать ему даже больше, чем то, чего
он так долго желал. Когда Тайо спросил есть ли
Августин – чьи книги, как и книги самого
Св.Григория, он всегда, с самого детства, читал с
неиссякаемым энтузиазмом – среди множества
святых, безупречный и милостивый Григорий
ответил просто: ”Августин, которого ты ищешь,
занимает более высокое положение, чем мы”. Потом,
когда Тайо попытался склониться к их стопам,
божьи люди исчезли с глаз вместе со светом. С того
дня к достопочтенному Тайо, на которого раньше
глядели сверху вниз, в апостольской столице
стали относиться как к славному мужу.
24. В 684-ю эру ( = AD 646) Констант,
сын Константина, стал пятьдесят девятым
императором Римлян, и правил двадцать семь лет,
5871 год прошел с сотворения мира
32. Он яростно
сражался с Арабами в морской битве. Через
двадцать семь лет он был убит в Сиракузах,
знаменитом городе Сицилии, в результате заговора
33.
Пока он был императором, солнце темнело среди дня
и на небе появлялись звёзды.
25. Во времена Константа, в 685-ю эру ( = AD
647), в тридцатый год королевства Сарацин,
когда Усман правил ими седьмой год, Хиндасвинт
поставил своего несчастного, но великодушного
сына Рекцесвинта королем Готов, и он правил
двадцать четыре года
34.
26. Рекцесвинт собрал на
представительный собор в преторианской базилике
божьих Апостолов Петра и Павла знаменитого и
благочестивого Евгения, епископа королевского
города Толедо
35,
вместе с сорока шестью епископами, несчетным
числом клириков и викариев, замещавших
отсутствующих, и наиболее важными придворными
36.
Евгений просветил присутствующих не только по
поводу текущих церковных дел, но также о таинстве
Святой Троицы.
27. Во времена Рекцесвинта произошло
солнечное затмение, которое сделало звезды
видимыми днём, напугав всю Испанию и предвестив
нашествие Басков, стоившее войску немалых потерь
37.
28. Во времена Рекцесвинта в 690-ю эру ( = AD
652) в тридцать пятый год Арабов, Муавия
получил трон предшественника и правил двадцать
пять лет
38.
Пять из этих лет он провел в войнах с собственным
народом
39,
однако завершил их победами, все Исмаилиты
подчинялись ему двадцать лет. Император
Констант, собрав тысячу или более судов, успешно
сражался с Арабами. В конце концов, он еле спасся,
бежав с небольшим флотом
40. Множество
побед на западе одержал военачальник Абд Алла,
который принял командование в неоконченной
кампании
41.
Он вошел в Триполи и Сидамо, а также воевал в
Лебиде. Разрушив все на своём пути, захватив
множество земель, подчинив покинутые провинции и
многих людей, все еще жаждущий крови, он привел
войска в Африку. Выстроенные для сражения боевые
порядки Мавров быстро обратились в бегство, вся
знать Африки, включая комита Григория, была
уничтожена
42.
Абд Алла, отягощенный огромной добычей,
возвратился со своими когортами в Египет в конце
десятого года правления Муавии.
29. Муавия послал 100000 человек под
командой своего сына к Константинополю. Они
осаждали его всю весну
43, однако не
выдержав голода и болезней, ушли. Они взяли много
других городов и, отягощенные добычей, после
двухлетнего отсутствия снова обратили взоры к
Дамаску и пославшему их королю. Через двадцать
лет правления и пяти лет гражданской войны
Муавия проявил свое человеческое естество.
30. В 711-ю эру (= AD 683) Константин,
сын Константа стал шестидесятым императором
Римлян
44.
Он правил пятнадцать лет, 5886 лет прошло со
времени сотворения мира. Услышав в Сиракузах, что
отец убит в результате восстания подданных, он
отправился ко дворцу с таким большим флотом,
какой удалось собрать, и со славным триумфом
взошел на престол.
31. Во времена Константина, в 716-ю эру (= AD
678), в его пятый год правления и шестьдесят
первый год Арабов, Йазид, достойнейший сын
Муавии, получил власть на три года и был очень
любим всеми поданными
45. Он никогда,
как это обычно у людей, не добивался почестей,
потому что был королем, напротив он жил как
частное лицо вместе со всеми остальными.
32. Через три года Йазиду наследовал
сын Муавия, чьё поведение походило на отцовское
46.
Когда он достиг вершин могущества, то простил
всем треть дани, которая принадлежала ему. Пробыв
у власти полгода, Муавия оставил этот мир.
33. Во времена Константина в 716-ю эру ( = AD
678) в начале его шестого года правления и в
шестьдесят второй год Арабов, Муавия Младший
умер и войско Арабов разделилось между двумя
принцами почти на четыре года
47. Они были
вовлечены в противостояние, которое вылилось в
огромное множество павших от меча с обеих сторон.
Один из принцев именем Марван платил императору
тысячу солидов чистого золота и выверенного
веса, а также отправлял ему мула, нагруженного
шелковыми тканями, каждый день в течение девяти
лет, чтобы он мог получать военную помощь или, по
меньшей мере, не подвергаться нападению. В
дополнение к перечисленному он дал прекрасную
девушку и освободил всех узников, оставшихся с
прежних времен, независимо от причин, по которым
они были пленены.
34. Во времена Константина, в 720-ю эру ( = AD
682) в десятый год его правления и шестьдесят
шестой год Арабов, Абд аль-Малик достиг вершин
власти и правил двадцать лет
48. Дойдя по
стопам соперника своего отца до Мекки – дома
Абрахама, как отмечают, между Уром Халдейским и
Кархой Месопотамской – он убил его там руками
уполномоченного военачальника. Он подавил
гражданскую войну силой.
35. Во времена Константина, в 712-ю эру ( = AD
674), в первый год его правления и пятьдесят
седьмой год Арабов, и двадцать третий год
правления Муавии, Вамба был поставлен над Готами
и правил восемь лет
49. На третий год
после принятия королевского скипетра, Вамба
обновил город Толедо великолепными и искусными
сооружениями. Подписывая изваяния, он дополнял
их надписями, высеченными на ярком и сверкающем
мраморе: ”Знаменитый король Вамба воздвиг этот
город с Божьей помощью в честь и во славу своего
народа.” А в память о мучениках, чьи имена он
присвоил надвратным башням, он сделал надпись: ”
Вы, святые, чье присутствие озаряет это место,
защищайте город и народ с непрестанной
благосклонностью.”
36. В четвертый год правления Вамбы, в
713-ю эру ( = AD 675), после восемнадцати лет
мятежей и разного рода несчастий – подобно
сгорбленной женщине в евангелие
50 – он созвал
церковный собор в городе Толедо, в храме Божьей
матери, Девы Марии, и собрал там всех епископов
Испании и Нарбоннской Галлии, вместе с которыми
горько оплакал то время, что прошло без таких
соборов
51.
На этом соборе он и многие другие нашли утешение
в том, что божественный Ильдефонс, в те времена
лучший из лучших, служил надежной опорой церкви.
Его златые уста, с отточенным красноречием и
использованием массы аналогий, изящно изложили
суть девственности Нашей Госпожи, вечной Девы
Марии
52.
Написанные им книжицы широко ходили по Иберии,
поэтому верующие, кто некогда читал их, освежили
изложенное в памяти, в то время как простые люди
нашли великое утешение, припав к источнику
учения.
37. Во времена Константина, в 718-ю эру ( = AD
680), в седьмой год его правления и в
шестьдесят второй год Арабов, которые
разделились между Абд Аллой и Марваном и начали
борьбу за королевство, Эрвиг был посвящен в
короли Готов
53.
Он правил семь лет. В это время страшная засуха
опустошила Испанию.
38. В свой первый год, в 719-ю эру ( = AD
681) Эрвиг созвал двенадцатый Толедский собор
из тридцати пяти епископов, несчетного числа
клириков и прочих Христиан
54. В то время
епископ Юлиан, происходивший из Еврейского рода,
подобно цветку розы взрастающему промеж шипов,
сиял над миром своим знанием Христианского
учения
55.
Рожденный от родителей-Христиан
56, он получил в
Толедо, где позже занял место епископа,
прекрасное образование во всех сферах знаний.
39. В 726-ю эру ( = AD 688) Юстиниан
стал шестьдесят первым императором Римлян
57.
Он правил десять лет прежде чем был свергнут, 5896
лет прошло со времени сотворения мира.
40. Во времена Юстиниана, в 726-ю эру ( = AD
688), в первый год его правления и семидесятый
год Арабов, Абд аль Малик достиг вершин величия,
находясь у власти четыре года.
41. Во времена Юстиниана, в 726-ю эру ( = AD
688), в его первый год правления и семидесятый
год Арабов, когда Абд Аль-Малик правил ими пятый
год, Эгика получил высшую власть над
королевством Готов
58. Он правил
пятнадцать лет и опечалил Готов ужасной смертью.
В то время по стране безжалостно расползалась
бубонная чума. В свой первый год, в 726-ю эру (= AD
688) он созвал на собор в городе Толедо в
преторианской церкви божьих Апостолов Петра и
Павла всех епископов Испании и Нарбоннской
Галлии. Благословенной памяти учитель Юлиан, был
среди шестидесяти епископов и огромного числа
прочих Христиан-клириков и простого народа,
собравшихся там
59.
По некоторым причинам во время собора Эгика
попросил синод освободить его от клятвы, которую
он дал королю Эрвигу
60. Юлиан,
благочестивейший епископ столицы, еще прежде
отослал в Рим свою книгу о трех ипостасях. После
её изучения, Римский папа
61 приказал
исправить её, поскольку двумя годами раньше
Юлиан написал, что ”воля порождает волю”.
Епископ Юлиан, доказав собору – благодаря королю
Эгике – цитатами из авторитетных трудов Отцов,
что посланная в Рим книга была правильной,
составил сочинение в свою защиту и отослал его
вместе с панегириком в честь императора,
подобным отправленному раньше, в Рим с церковным
посольством: священником, диаконом и
субдиаконом, наиболее эрудированными слугами
[церкви] во всем, что касается Господа и знания
священных писаний. Рим доброжелательно и
благочинно принял сочинение-защиту, приказал
всем прочитать его и передал императору
панегирик: ”Хвала твоя, Господи, до концов
земли” 62.
С теми же послами Папа отправил к господину
Юлиану рескрипт с благодарностью и утверждением
всего, что он написал истинным и благочестивым.
42. В 736-ю эру ( = AD 698) Леонтий в
результате мятежа стал шестьдесят вторым
императором Римлян и беззаконно правил три года,
5899 лет прошло со времени сотворения мира
63.
Он возвысился после того, как Юстиниан был
незаконно лишен власти.
43. Во времена Леонтия, в 736-ю, 737-ю и 738-ю
эры ( = AD 698, 699, 700), первый, второй и третий
года его правления, и семьдесят девятый,
восьмидесятый и восемьдесят первый года Арабов,
Абд Аль-Малик правил тринадцатый, четырнадцатый
и пятнадцатый годы.
44. Во времена Леонтия, в 736-ю эру ( = AD
698), в его первый год правления, и в
восьмидесятый год Арабов, в шестнадцатый год Абд
Аль-Малика, Эгика объявил своего сына Витицу
наследником и они стали управлять королевством
Готов совместно
64.
Хоть он вступил на трон отца незаслуженно, Витица
был милостивым все пятнадцать лет, что оставался
у власти. Он не только вернул расположение тем,
кого его отец отправил в ссылку, но и принял их на
службу. Витица осчастливил тех, кого его отец
сдавил тяжким бременем, и возвратил земли тем,
кто был с них изгнан. Наконец, он созвал всех в
одно место и прилюдно сжег все обязательства,
которые его отец исторг у подданых нечестным
путем. Он не только освободил невинных из прочных
оков, но даже вернул им цену собственности,
которая была конфискована казной, из собственных
средств.
45. В то время Феликс, епископ
столичного города Толедо, был самым уважаемым и
мудрым человеком, устраивавшим важные соборы под
патронажем обоих правителей
65.
46. В 738-ю эру ( = AD 700) Апсимар
стал шестьдесят третьим императором Римлян и
правил семь лет, 5905 лет прошло со времени
сотворения мира
66.
47. Во времена Апсимара, в 738-ю эру ( = AD
700) в его первый год правления и в
восемьдесят второй год Арабов – в самом начале
восемьдесят третьего года – в семнадцатый год
правления Абд Аль-Малика, Витица правил
совместно с дряхлеющим отцом. В 739-ю эру ( = AD 701)
не в силах вынести гибель Испании, вызванную
упомянутым несчастьем
67, они покинули
дворец. После того как несчастье миновало, отец
Витицы Эгика умер естественной смертью и Витица
достойно правил оставшиеся годы один. Вся
Испания, преисполненная великой радости,
ликовала.
48. В это время Гундерих, епископ
столичного города Толедо, уже известный своей
святостью, прославился еще больше благодаря
множеству чудес
68.
49. В 745-ю эру ( = AD 707) Юстиниан,
шестьдесят первый император Римлян, с помощью
Хазарской силы вернул себе власть и как
шестьдесят четвертый император правил десять
лет, 5915 лет прошло со времени сотворения мира
69.
50. Во времена Юстиниана, в названный
год, первый год его правления и восемьдесят
девятый год Арабов, Валид владел королевством
Арабов
70.
В Испании Витица продолжал править пятнадцатый
год.
51. Во времена Юстиниана, в 747-ю эру ( = AD
709), в его четвертый год правления и
девяносто первый год Арабов, Валид по воле отца
принял скипетр королевства Сарацин и сражался с
различными народами в течение четырех лет.
Победив всех, он славно закончил войны и правил
девять лет. Он был человеком большого
благоразумия в управлении войсками и, несмотря
на отсутствие божьей милости, разгромил силы
почти всех соседних народов. Он ослабил Романию
постоянными набегами, почти полностью опустошил
острова
71,
напал и завладел территорией Индии
72,
разрушив города и осадив крепости, и, пройдя по
труднодоступным дорогам Ливии, подчинил всю
Мавританию
73.
В западных областях своих владений Валид
посредством военачальника Мусы
74 напал и
завоевал королевство Готов – которое было
основано за 350 лет до этого, в 400-ю эру ( = AD 362)
75,
и которое спокойно распространялось на всю
Испанию со времен Леовигильда до 750-й эры ( = AD
712) в течение 140 лет – и захватив королевство,
он заставил его платить дань.
52. Во времена Юстиниана, в 749-ю эру ( = AD
711) в его четвертый год правления и девяносто
второй год Арабов, когда Валид владел
королевством пятый год, Родерик мятежно захватил
королевство Готов по наущению сената
76. Он
правил только один год. Собрав свои силы, он
направил войска против Арабов и Мавров,
присланных Мусой, то есть против Тарика ибн
Зийада
77
и прочих, кто уже давно опустошал провинцию и
разрушал города. В пятый год правления Юстиниана,
девяносто третий Арабов и шестой Валида, в 750-ю
эру (= AD 712), Родерик пришел к
Трансдуктинским горам
78, чтобы
сражаться с ними, и в той битве вся армия Готов,
полная интриг и соперничества амбиций,
обратилась в бегство и он был убит.Так жалким
образом Родерик потерял не только власть, но и
родину, а его соперники к тому времени как Валид
завершил шестой год правления тоже погибли
79.
53. В то время Синдеред благочестивой
памяти епископ столичного города был известен
рвением к святости
80. Однако более
ведомый этим рвением, чем действительными
причинами, он вызывающе вёл себя с заслуженными и
уважаемыми людьми, оказавшимися в церкви,
порученной ему, и по наущению принца Витицы, не
прекращал досаждать им пока был епископом.
Вскоре после вторжения Арабов он потерял дух и,
как наемник, а не пастырь
81, в отличии от
наставников древности, бросил стадо Христово и
отправился на свою Римскую родину.
54. Во времена Юстиниана, в 749-ю эру ( = AD
711), в четвертый год его правления, девяносто
второй год Арабов и пятый год Валида, пока
Испания опустошалась названными силами и
страдала не только от врагов, но и от гражданской
войны, Муса лично оправился в эту несчастную
землю через Кадисский пролив и Геркулесовы
столбы – которые предваряют вход в гавань,
подобно оглавлению предваряющему книгу – чтобы,
попав в разграбленную и покинутую Богом Испанию,
уничтожить её
82.
Пробившись в Толедо, королевскую столицу, он
заключил с окрестными областями недобрый и
лукавый мир. Он обезглавил тех знатных господ,
которые с помощью Оппы, сына короля Эгики, были
схвачены во время бегства из Толедо. При
поддержке Оппы, он казнил их мечом. Он опустошил
не только Нижнюю Испанию, и Центральную Испанию
вплоть до древнего и некогда сиятельного города
Сарагосы, ныне судом Господа преданного мечу,
голоду и плену. Он обращал в руины великолепные
города, паля их огнём; распинал господ и
могущественных мужей на крестах; вырезал юных и
невинных мечом. Пока он таким образом наводил на
всех ужас, некоторым городам, продолжительное
время умолявшим о мире, после уговоров и
многочисленных даров, Сарацины даровали, то что
они просили. Когда горожане в последствии
отказались исполнить то, что с испугу были
вынуждены обещать, они попытались бежать в горы,
рискуя погибнуть от голода и других смертельных
опасностей. Сарацины установили свое варварское
королевство в Испании, с центром в Кордобе,
некогда жилище патрициев и всегда одним из
богатейших городов, известном тем, что из него
взрасло королевство Везиготов.
55. Кто может рассказать об этих
невзгодах? Кто может перечислить эти ужасающие
несчастья? Даже если бы каждый член превратился в
язык, вне человеческих сил описать разрушение
Испании и многое зло, что она претерпела. Однако
для читателя я попытаюсь суммировать их описание
на одной странице. Собрав все неисчислимые беды,
которые этот жестокий, нечистый мир принес во
многие страны и города со времен Адама –
подобные тем, что город Троя перенес, когда пал;
подобные страданиям Иерусалима, поведанным
пророками; подобные Вавилонскому падению,
согласно писаниям; подобные тому, через что
прошел Рим, мученически восславленный святостью
апостолов – все это и более того Испания, некогда
столь восхитительная, а ныне столь несчастная,
выдержала как к своей чести, так и к своему
бесчестию.
56. В 750-ю эру ( = AD 712), в шестой
год императора Юстиниана и девяносто четвертый
год Арабов, по прошествию пятнадцати месяцев
Муса был призван правителями и, оставив на своем
месте сына Абд аль-Азиза, возвратился на родину,
где предстал перед королем Валидом в последний
год его правления. Муса привез с собою из Испании
несколько благородных людей, избежавших меча;
золото и серебро, испытанное казначеями; большое
число ценных украшений, дорогих каменьев и
жемчужин; притирания, воспламеняющие страсть
женщин; множество других вещей со всей Испании.
Однако по Божьей воле, Валид был зол на него. Мусу
грубо вытолкали от правителя и провели по улицам
с веревкой на шее.
57. Во времена Юстиниана, в названный
ранее год, Валид, Амир Альмуминин – титул на их
языке означает: ”делающий всё правильно”
83-
несмотря на показанные ему возможности и
богатства Испании и красоту её девушек, не оценил
великие заслуги Мусы и осудил его на смертную
казнь. Однако поскольку за него вступились
вельможи и могущественные люди, которым Муса
преподнес множество даров из своего огромного
богатства, Валид предложил Мусе уплатить штраф в
2000000 солидов. Вскоре после этого Валид окончил
жизнь и покинул этот мир. Муса по совету Урбана –
наиболее знатного в Африке человека, взращенного
под влиянием Католического учения, прошедшего
вместе с ним всю Испанию
84 – согласился
на уплату штрафа, считая наложенное взыскание
ничтожным относительно всего великого
богатства. Раздав поручительства своим
вольноотпущенникам, он собрал огромную кучу
монет. С необычайной расторопностью он уплатил
назначенную сумму, которая была принята казной
при наследнике Валида.
58. Во времена Юстиниана, в 752-ю эру ( = AD
714), в его восьмой год правления и девяносто
шестой год Арабов, после смерти Валида, Сулейман,
его кровный брат, наследовал королевство, как
всегда желал
85.
Он правил три года. Бич Романии, он послал своего
брата именем Маслама – сына матери
соответствующего положения – со 100000 воинов
опустошать её. Мечом и огнём он подверг
разрушению Малую Азию. Оттуда он направился на
Константинополь
86.
Однако, увидев, что ему угрожают трудности со
снабжением, он возвратился.
59. Приблизительно в то же время, в 753-ю
эру ( = AD 715), в девятый год императора
Юстиниана и девяносто седьмой год Арабов, Абд
аль-Азиз, обложив данью Испанию, умиротворил её
на три года
87,.
Для себя он взял все богатства и блага Севильи,
так же как королеву Испании, с которой сочетался
браком, и дочерей королей и принцев, которых
превратил в наложниц, а потом отверг. Он был убит
на молитве по наущению Аюба во время мятежа
собственных людей
88.
После того как Аюб месяц владел Испанией, по
указу правителя, которому следующим образом
доложили о смерти Абд аль-Азиза: по совету
королевы Эгилоны, жены бывшего короля Родерика,
он попытался сбросить с шеи Арабское ярмо и
подчинить завоеванное королевство Иберию лично
себе, трон Хесперии получил аль-Хурр
89.
60. В 754-ю эру (= AD 716), Филиппик
стал шестьдесят четвертым императором Римлян и
правил год с четвертью в разгар гражданской
войны, 5916 лет прошло со времени сотворения мира
90.
61. Во времена Филиппика, в названную
эру, в первый год Филиппика и девяносто восьмой
год Арабов, Сулейман владел королевством Сарацин
и правил три года. Арабы жестоко разрабили
Романию и сожгли Пергам, наиболее древний и
великолепный город Малой Азии.
62. Во времена Филиппика, аль-Хурр
распространил власть судей на всю Испанию
91.
За три года, сражениями и мирными соглашениями,
он установил контроль над Нарбоннской Галлией.
Немного спустя, после введения в Верхней Испании
системы взимания налогов, он возвратился в
Центральную Испанию и правил названное число
лет.
63. В 756-ю эру ( = AD 718) Анастасий
стал шестьдесят пятым императором Римлян и
правил год и девять месяцев в разгар гражданской
войны, 5918 лет прошло со времени сотворения мира
92.
В то время Сулейман, владевший королевством
Арабов, утвердил своими наследниками Умара, сына
его дяди по отцу, и своего брата Йазида.
64. В Испании аль-Хурр сохранял власть
над Кордобой, содержа гарнизон из Сарацин. Он
возвращал Христианам небольшие земельные
угодья, доходы с которых ранее были взяты
общественной казной в уплату за мир. Он наказывал
Мавров, проживших в Испании продолжительное
время, за то, что они скрывали захваченные
сокровища. Он сажал их в мешки, осыпал червями и
вшами, отягощал цепями. Он мучил их, ведя допросы.
65. В то время, в начале 758-й эры ( = AD
720) в сотом году Арабов в Испании наблюдалось
солнечное затмение, продолжавшееся с седьмого по
девятый час дня. Кое-кто из очевидцев даже видел
звёзды. Многие утверждают, что затмение
случилось при наследнике аль-Хурра ас-Саме.
66. В 757-ю эру ( = AD 719) Артемий,
также известный как Феодосий, стал шестьдесят
шестым императором Римлян и правил два года, 5920
лет прошло со времени сотворения мира
93.
67. Во времена Артемия, Умар,
осуществляя опеку над своим братом
94
Йазидом в строгом соответствии с законом, стал
управлять королевством
95. Закончив
войны, Умар был столь кроток и терпелив в своем
правлении, что даже ныне в его адрес раздаются
славословия и похвалы, причем он высоко
превозносится не только собственным народом, но
и чужеземцами. Его уважают за самое честное у
Арабов управление королевством.
68. Когда его брат Умар умер и Йазид
наследовал всю полноту власти над королевством
Сарацин
96,
войско, защищавшее страну от Персов, подняло
мятеж и затеяло гражданскую войну. Йазид
немедленно послал упомянутого ранее брата
Масламу с огромной армией в долину Вавилона к
реке Тигр. Как только началось сражение, порядки
мятежников нарушились и они бросились в бегство.
Даровав прощение, Йазид сохранил жизнь
подстрекателю этого злого деяния, также
именуемому Йазидом.
69. В западных областях Арабы достигли
многих побед благодаря своему предводителю
аль-Саму
97.
Управляя Испанией чуть менее трех лет, он по
собственной инициативе провел перепись
населения Дальней и Центральной Испаний. Он
разделил между союзниками добычу, оружие и все
прочее, что после захвата Испании оставалось
нераспределенным, а также наполнил казну
множеством движимого и недвижимого имущества.
После этого он сделал Нарбонну своей и начал
беспокоить народ Франков частыми набегами. Он
разместил гарнизон Сарацин в Нарбонне, чтобы
усилить защиту города. Собрав силы, аль-Сам напал
на Тулузу и окружил город войсками, пытаясь
победить её с помощью камнеметов и других
осадных машин. Узнав о том, что происходит, Франки
собрались под командой Одо
98. И там, близ
Тулузы, во время серьезного сражения, в которое
были вовлечены обе армии, Франки убили аль-Сама,
предводителя Сарацинских войск, вместе с частью
его воинов, а прочих обратили в бегство. Абд
ар-Рахман принял команду над Сарацинами на один
месяц
99,
пока не прибыл, назначенный правителем,
наместник Анбаса 100.
70. В то время, епископ Фредоарий из
Гадикса, Урбан, пожилой регент кафедрального
собора в Толедо, и архидиакон Эвантий, оттуда же,
блистали своими достижениями в учении, мудрости
и святости, усиливая церковь Божью надеждой,
верой, и милосердием, согласно писанию
101.
71. В 758-ю эру ( = AD 720) Лео стал
семьдесят седьмым императором Римлян
102.
Он правил двадцать четыре года, 5944 лет прошло со
времени сотворения мира. Лео великолепно владел
искусством войны.
72. Сарацины ничего не захватили за
время непродолжительного правления Умара,
уменьшившего королевство брата, однако они
участвовали во многих битвах под властью Йазида.
Позднее, когда они начали наступление на
царственный город под предводительством нового
короля Хишама
103,
Лео принял власть над империей с одобрения
имперского сената, как мы сказали раньше.
73. Во времена Лео, в названную эру,
Йазид, король Сарацин, стал управлять
королевством
104.
У Арабов принято, что наследник короля принимает
этот титул по королевскому указу, поэтому
наследник может получить бразды правления без
затруднений.
74. В то время, в 759-ю эру ( = AD 721),
во второй год императора Лео и в сто третий год
Арабов, Анбаса успешно управлял Испанией четыре
с половиной года. Он затевал кампании против
Франков и проводил их с помощью назначаемых
сатрапов, однако сражался без особого успеха. Тем
не менее, он беспокоил своими отрядами немало
городов и крепостей, ослабляя их внезапными
нападениями. Он обременил Христиан удвоением
податей. Он процветал в Испании с величайшим
счастьем.
В то время Евреи были искушены – так же как при
Феодосии Младшим
105
– и совращены с пути одним Евреем, по иронии
судьбы имевшего имя Серен, ввергшим их в ужасное
заблуждение. Проповедуя, что является Мессией, он
объявил им, что все должны поспешить в землю
обетованную и велел им избавиться от всякого
имущества. Как только это было сделано, они
остались с пустыми руками, без единой монетки.
Когда новость достигла Анбаса, он собрал в казне,
все что они оставили, и позвал Серена к себе,
чтобы сказать, Мессия он или нет-не важно, но он
поистине проделал работу Бога
106.
После этого Анбаса пожелал отправить еще одну
экспедицию против Франков, которую решил вести
лично, и таким образом немедля напасть на них со
всем войском. Но только выступив, он умер
естественной смертью. Перед самой смертью, он
назначил Удру консулом всех вверенных ему земель
и главнокомандующим отступающей и
дезорганизованной армии
107.
75. В 763-ю эру ( = AD 725), почти в
шестой год императора Лео и сто седьмой год
Арабов, по указу правителей Сарацин именем Яхья
получил власть. Он был грубым и ужасным деспотом,
который изливал свою ярость почти три года
108.
Он возбудил большой переполох среди Сарацин и
Мавров Испании, обманным образом конфисковав
собственность, которую они держали как плату за
мир, и вернув многое Христианам.
76. Во времена Лео, Йазид покинул этот
мир после четвертого года правления, оставив
королевство своему брату Хишаму и назначив
Валида, своего сына, наследником дяди
109. В
начале его правления, в 761-ю эру ( = AD 723),
почти в пятый год императора Лео и сто шестой год
Арабов, Хишам показал достаточное усердие и
одержал несколько побед силами своих
полководцев, посланных им против Романии по морю
и по земле. В западных областях он не совершил
ничего примечательного. Однако, когда его
охватила алчность, он собрал силами своих
военачальников как на востоке, так и на западе
такое огромное количество денег, какого не имел
ни один король до него. Осознав, что правитель во
власти порочной жадности, большое число людей
покинуло его владения. Три, почти четыре года,
была жестокая гражданская война, столь долгая
поскольку Хишам имел сложности с возвращением
отпавших провинций под свою власть.
77. Во времена Лео, в 766-ю эру ( = AD 728),
в его десятый год правления, сто одиннадцатый год
Арабов, и шестой год Хишама, Худжафа,
легкомысленный человек, принял власть от
наместника Африки – чьей привилегией было
жаловать власть над Испанией с позволения
государя – и правил шесть месяцев, не относясь к
своим обязанностям серьёзно
110. Короткая
продолжительность правления уберегла его от
совершения чего либо полезного или вредного.
78. В то время, в 767-ю эру ( = AD 729),
в одиннадцатый год императора Лео, сто
двенадцатый год Арабов и седьмой год Хишама,
Уcман тайно прибыл из Африки, чтобы править
Испанией
111.
После того как Уcман, с честью отправив Худжафа в
отставку, провластвовал четыре месяца, Хайтам
открыто явил знак государя, присланный из
вышеназванной области, означающий, что он
немедленно должен принять управление Испанией
112.
После десятимесячного правления неспокойной
страной Хайтам обнаружил – я не знаю каким
образом – что некоторые Арабы хотят лишить его
власти. Он схватил их и бичами выбил подробности
восстания. После пыток он отрубил им головы по
секретному приказу своих заморских сторонников.
Среди этих обезглавленных был Саид, благородный
Сарацин, блиставший красноречием, самый богатый
господин из всех. Он был высечен кнутом, бит
розгами, и затем обезглавлен мечом. Немного
спустя, по призыву тех людей, чью кровь пролил
Хайтам, по указу правителя, из Ливии прибыл
Мухаммад Сарацин с тайным приказом
незамедлительно возвести Абд ар-Рахмана
113
на место Хайтама. Однако, когда Мухаммад явился в
Кордобский дворец, Абд ар-Рахмана найти не
удалось, поэтому Мухаммад, смутясь, лично пленил
Хайтама. Он не мог позволить Хайтаму оставаться в
тюрьме безнаказанным, поэтому незамедлительно,
велел его жестоко избить и опозорить. Его голова
была обрита наголо, и он был проведен по улицам
задом наперед с руками скованными за спиной
железными цепями. Несколько дней спустя, Хайтам
под конвоем был послан Мухаммадом к наместнику
Африки, который, как говорят, и велел это сделать.
Они ждали королевского распоряжения о том, что
должно быть совершено с Хайтамом, однако из-за
многочисленных задержек и недоразумений, насчет
него долгое время ничего не было решено. Через
месяц, как он отправился в Африку, Мухаммад
аль-Ашай занял его место
114.
79. В 769-ю эру ( = AD 731), в
двенадцатый с половиной год императора Лео, сто
тринадцатый год Арабов и девятый год Хишама,
Абд-ар-Рахман, воинственный человек, принял
власть и возвысился над другими на три года
115.
Хотя Абд-ар-Рахман и был выдающимся смелостью и
славой, один Мавр именем Муннуса
116, услышав, что
его люди подавлены беззастенчивостью судей в
Ливии, поспешил заключить мир с Франками и поднял
мятеж против Сарацин в Испании. Дворец пришел в
ужасный беспорядок, ибо все опасались Муннусу,
хорошо подготовленного к войне. Несколько дней
спустя, Абд-ар-Рахман, охваченный гневом,
приготовил войско для битвы и начал яростное
преследование названного мятежника. Когда врага
обнаружили в городе Сердания, он был осажден.
После некоторого пребывания за стенами, он
внезапно бросился в бегство и , по суду Господню
был лишен власти. Он опьянел от крови Христиан –
невинной крови, что он пролил в том самом месте –
и сжег до смерти благородного епископа Анамбада
117
в самом цвете лет. Проклятый за преступления,
Муннуса был истощен и смущен жаждой – в связи с
недостатком воды в городе, хотя ранее она была в
изобилии – и не знал, куда бежать. Он оставался на
свободе, на грани гибели, преследуемый войском,
идущим за ним разными путями. Полководец Франков
именем Одо однажды, в интересах скрепления союза
против Арабов, удовлетворяя желание Муннусы,
выдал за него свою дочь; однако Муннуса ничего не
сделал, чтобы защитить её от отрядов
преследователей. Так Муннуса обрек свою душу на
гибель. В насмешку над войском преследователей,
чтобы не быть захваченным живым, он бросился, уже
раненый, с высокого обрыва на острые скалы и так
лишился души. Преследователи его нашли, и тут же
отсекли голову, которую вместе с дочерью
полководца Одо отдали королю. Абд ар-Рахман
принял её с честью, решив отослать её за море к
верховному правителю.
80. Затем Абд ар-Рахман, видя
многочисленность своих войск, заполонивших всю
землю, двинул их через горы Басков, чтобы
пересеча равнины, вторгнуться в земли Франков. Он
прорвался так далеко на территорию Франков, что
вступил в битву с Одо, перейдя реки Гаронну и
Дордону. Только Бог знает число тех, кто погиб или
бежал оттуда, сам Одо обратился в бегство.
Преследуя Одо, Абд ар-Рахман решил разорить Тур,
разрушив его дворцы и спалив церкви. Здесь он
столкнулся с консулом Австразии Карлом
118,
человеком, являвшимся воителем с самой юности,
искусным в военных премудростях, пришедшим по
зову Одо. После того как каждая из сторон в
течении почти семи дней изнуряла противника
набегами, они наконец выстроили боевые порядки и
начали яростно сражаться. Северяне стояли
недвижимо будто стена, прижавшись друг к другу,
как заледеневшие. В мгновение ока они разметали
Арабов мечами
119.
Народ Австразии, многочисленный воинами и
замечательно вооруженный, найдя короля Абд
ар-Рахмана, убил его ударом в грудь. Однако
внезапно, близ бесчисленных шатров Арабов,
Франки вложили мечи в ножны и, поскольку уже
наступила ночь, отложили схватку до следующего
дня. Выйдя из своего лагеря на рассвете,
Европейцы увидели шатры и навесы Арабов такими
же как днем раньше. Не ведая, что они пусты и
ожидая, что там находятся Сарацины, готовые к бою,
они послали офицеров на разведку и только тут
обнаружили, что все отряды Исмаилитов ушли. Они
тихо бежали посреди ночи тесными рядами в свою
страну. Опасаясь, что Сарацины могут попытаться
устроить засаду, европейцы действовали медленно
и тщательно обыскивали всё вокруг. Решив не
преследовать Сарацин, они взяли трофеи – которые
честно распределили между собой – и пошли
обратно в свою страну, радуясь победе.
81. В 772-ю эру ( = AD 734), в
четырнадцатый год имератора Лео, сто
шестнадцатый год Арабов и двендцатый год Хишама,
Абд аль-Малик, отпрыск благородного рода, по
указу правителя был послан в Испанию
120. Он
нашел её, несмотря на всё через что ей пришлось
пройти, обильной всяческими благами и, даже после
всех страданий, прекрасной, так что можно было
сказать, что она была как гранат в августовскую
пору. Однако он наслаждался ею почти четыре года
столь грубо, что мало помалу извел её. Его судьи,
охваченные алчностью, так замарали Испанию
ложью, что с тех пор начался не только гибельный
упадок, но, лишенная лучших мужей, она потеряла
всякую надежду на возрождение. Когда правитель
сделал ему выговор за отсутствие военных побед в
землях Франков, Абд аль-Малик сразу покинул
Кордобу со всей армией и попытался подчинить
обитателей Пиренейских гор. Однако, проведя
войска через узкие ущелья, он не одержал ни одной
победы. После ряда набегов на удаленные места,
потеряв множество воинов, он уступил силе
Господа, к милости которого взывал маленький
отряд Христиан, державший вершины. Он отступил на
равнины и возвратился домой через незнакомые
территории.
82. Немного спустя, в 775-ю эру ( = AD 737),
в семнадцатый год императора Лео, сто
девятнадцатый год Арабов и пятнадцатый год
Хишама, прибыл преемник Абд аль-Малика именем
Укба
121.
После того как он достиг вершин могущества, вся
Испания дрогнула перед его родословной
122
и его законолюбием, ибо он заковал
предшественника в цепи и жестоко наказал
назначенных им судей. После исполнения
юридических формальностей, он приказал провести
перепись населения и энергично взялся за
взыскание податей. Он выслал прочь испанских
злодеев и тех, кто был замешан в преступлениях,
погрузив на особые корабли. Разными способами он
очень быстро наполнил казну, скромно живя на
личные доходы. Он никого не осудил иначе, чем по
закону. Кроме того, он с огромной армией выступил
против Франков. Он торжественно двинулся в
направлении города Сарагосы. Однако, когда из
писем присланных из Африки он узнал о мятеже
части Мавров
123,
он незамедлительно вернулся в Кордобу и быстро,
насколько мог, отправился через Трансдуктинские
горы. После того как Арабы брошенные на
укрепления Мавров не достигли успеха, он пересек
море лично, когда прибыли корабли, которых он
ждал. Где бы он ни встречал мятежников,
предателей, злодеев и тех еретиков которых он
называл ”Аруры”
124,
он обезглавливал их мечом. Так, уладив дела,
лучшим образом как мог, и взяв под охрану
Тринакрийский порт
125, он спокойно
взошел на трон. Через короткое время, точнее
сказать, через пять лет Укба заболел и возвратил
королевство Абд аль-Малику. Как скоро болезнь
достигла жизненно важных органов, Укба оставил
этот мир.
83. В то время Урбан и Эвантий, ученые
мужи сильные великой страстью к святости,
радостно отошди к Господу и упокоились с миром.
84. В 780-ю эру ( = AD 742), в двадцать
второй год императора Лео, сто двадцать
четвертый год Арабов и двадцатый год Хишама, Абд
аль-Малик со всеобщего согласия был снова избран
королем Арабов 126. В то время,
Хишам, охваченный чудовищной яростью, спустил с
узды своё безудержное корыстолюбие, и все народы,
находившиеся под его властью, немедленно
вступили в гражданскую войну. Вся безбрежная
пустыня, из которой явились Арабы, наполнилась
беспокойством, не в силах долее терпеть
несправедливость судей. В западной области,
которая тянется до самых южных стран и которая
населена более Маврами, чем другими народами,
население открыто сбросило Арабское ярмо,
единодушное и согласное в своём гневе
127.
Когда Хишам осознал масштабы восстания, он
немедленно выслал мощное подкрепление
состоявшее из 100000 воинов к наместнику Африки.
После того, как командование над армиями востока
и запада было поручено Култуму
128, войска
отправились в Африканские земли, разделившись на
отряды и фаланги. По собственному почину они
решили поспешить за море, для чего пересекли
территорию Мавров, чтобы напасть на Танжер.
Однако узнав об этом армия Мавров, раздетая,
защищенная лишь львиными шкурами на срамных
местах, быстро спустилась с гор. Когда они
сошлись в битве при реке Нава, Египетские кони в
ужасе обратились в бегство, как только явились
омерзительного цвета Мавританские всадники и
стали клацать своими белыми зубами. Арабская
кавалерия предприняла еще одну отчаянную атаку,
но опять ужаснулась цвета Мавританской кожи.
Кони в страхе бежали прочь, что привело их к
гибели, так же как гибели их наездников. Отступая
без отдыха и остановки по труднопроходимым и
бездорожным местам, многие сгинули в безбрежной
пустыне. Таким образом, все силы востока и запада
были рассеяны, обращены в бегство. Култум,
главнокомандующий, был обезглавлен своими
истощенными союзниками. Войско было разделено на
три части: одна часть осталась в качестве
пленников у победителей; другая, обратившись в
бродяг, повернула и бежала, пытаясь добраться
домой. Третья часть, смущенная и мучимая
неизвестностью куда идти, отправилась в Испанию
– о эта боль! – во главе с Балджем
129,
человеком знатного происхождения и опытным
военачальником.
85. В то время, как мы сказали ранее, в
780-ю эру ( = AD 742), в двадцать второй год
императора Лео и двадцатый год Хишама, Испанией
правил Абд-аль-Малик. Обнаружив, что треть войска
под командой Балджа прибыла в порт
130, он
воспрепятствовал переправе, удерживая корабли.
Когда Мавры Испании узнали об этом, то, желая
подчинить Абд аль-Малика, они вооружились,
переправились на кораблях через море и
предложили его королевство своим заморским
союзникам. Разделившись на три армии, они послали
одну из них к Толедо штурмовать городские стены;
другую они направили, чтобы убить Абд аль-Малика
в его резиденции в Кордобе; третьей они велели
прибыть в порт Сеуты, чтобы наблюдать за
прибытием войск Балджа, бежавших после битвы с
Маврами. Абд аль-Малик послал воинские отряды
против каждой из этих армий Мавров. Первую он
разгромил в шестнадцати милях от города Толедо,
бывшего в осаде двадцать семь дней, с помощью
подразделения под командой своего сына Умайа.
Вторую он одолел силами под командой Араба
аль-Мусара, оттеснив врагов в другую область,
хотя потерял аль-Мусара и его войско. Третью
армию, которая подошла к городу Альжесир, чтобы
захватить тех, кто отвечал за морскую оборону, он
разгромил с помощью кораблей под командой Балджа,
которому ранее запретил переправу в Испанию.
86. В страхе перед мятежниками, Абд
аль-Малик отправился домой и письмом указал Балджу,
что он должен возвращаться в родную землю. Однако
вероломный и непослушный Балдж помнил какие
великие мучения голода он претерпел из-за Абд
аль-Малика. Как только Абд ар-Рахман напал на
него, Балдж ворвался в Кордобу, павшую после
недолгого сопротивления. Обнаружив Абд
аль-Малика покинутого как сыновьями так и
войском, Балдж долго пытал его, стегая кнутами и
расчленяя тело, будто рыбу, прежде чем обезглавил
мечом. Столь велики были битвы между армиями
востока под предводительством Балджа и запада
под предводительством сына Абд аль-Малика Умайи
131
– в уже названный год императора Лео и Хишама
Амира Альмуминина – что человеческий язык едва
ли может описать их
132. Поскольку
эти события в Испании коснулись всех и каждого,
эта история только подводит итог тем трагическим
войнам. В отдельной работе, уже написанной мною,
все события изложены достаточно подробно
133.
87. В то время, в 781-ю эру ( = AD 743),
в двадцать третий год императора Лео и сто
двадцать пятый год Арабов, Валид Справедливый
был единодушно возведен на трон как Амир
Альмуминим
134.
Королевство принадлежало ему год и девять
месяцев, пока не было внезапно захвачено Йазидом
135.
1. В то время, в 782-ю эру ( = AD 744),
умер воинственный человек именем Теодемир. Он
доставил немало неприятностей Арабам в
различных частях Испании. Однако после долгой
борьбы, он заключил с ними мир. Под Эгикой и
Витицей, королями Готов, он одерживал славные
победы над королями Греков, чьи корабельщики
высаживались в его земле. Великие честь и слава
были пожалованы ему и когда он был допрошен
восточными Христианами в нем была найдена такая
твердость веры, что все возблагодарили Бога. Он
был большим любителем писаний, великолепных
рукописей, и всегда готовым у битве. Амир
Альмуминим нашел его более благоразумным, чем
остальных и обходился с честью. Договор, который
Теодемир ранее заключил с Абд аль-Азизом, был
перезаключен. Теодемир вернулся в Испании
довольный и оставался в безопасности и долее, так
что в дальнейшем ни один из последующих
правителей Арабов не нарушил данные
обязательства
136.
2. После смерти Теодемира, Атанагильд
137
наслаждался великой честью и могуществом. Он был
великодушным господином для каждого, раздавая
немалые богатства. Однако через некоторое время
прибывший в Испанию король аль-Хусам
138,
охваченный ничем иным как безумием, нанес
Атанагильду немалую обиду, оштрафовав его на 27000
солидов. Опасаясь армий, которые привел с собой
Балдж, Атанагильд собрал требуемые деньги за три
дня и ему была возвращена милость аль-Хусама –
носившего прозвище Абу аль-Хаттар. Аль-Хусам
возвысил Атанагильда и одарил множеством
подарков.
88. В 782-ю эру ( = AD 744), в двадцать
четвертый год императора Лео, по окончанию
первого года Валида, вся Испания сотрясалась
внутренними неурядицами до тех пор пока Абу
аль-Хаттар, присланный по указу правителя, не
устранил беспорядки. Абу аль-Хаттар, называемый
аль-Хусамом, заботливо взялся за управление
порученной ему землей. Без задержки, дабы
подчинить себе знать Испании, он послал войско за
море под предлогом войны. В 782-ю эру ( = AD 744)
– двадцать четвертый год императора Лео подошел
к концу вместе со сто двадцать пятым годом
Арабов, только начался сто двадцать шестой год и
Йазид Валид
139
находился у власти почти год, захватив ее в
результате мятежа, запутавшего весь восток
неслыханными войнами – как только узнали о
смерти Валида
140,
все начали размышлять над тем, что надо бы лишить
Абу аль-Хаттара власти. Они вступили в заговор с
Сумайлем
141,
человеком облеченным властью над своим народом,
чтобы удалить Абу аль-Хаттара из Кордобы – в то
время королевской резиденции – мятежным
образом. Договорившись обо всем, они
окончательно решились действовать. В
соответствии с планом, Сумайль притворно
обратился в бегство. Абу аль-Хаттар с дворцовой
стражей бросился в погоню. Некоторые из тех, кто
преследовал мятежника, были в договоре с врагами
и по коварному плану они поспешили вместе с
королем. Когда противники скрестили свои
мстительные мечи в сражении, эти люди не стали
сражаться и силы Сумайля сразу одолели Абу
аль-Хаттара, оставленного в одиночестве. После
убийства людей Абу аль-Хаттара, войско Суимайля
бросилось в погоню за королем, который бежал
вместе с тремя людьми, оставшимися лояльными ему.
В то время Киксила
142, святейший
человек, который с самой колыбели служил Богу,
занял кафедру в Толедо…143 и с
вторжения Арабов в названную церковь… он был
посвящен в сан главы церкви. Эрудированный в
религиозных вопросах, он был восстановителем
церквей и , согласно писаниям, был тверд в
надежде, вере и милосердии… он был известен
множеством достоинств. Однажды человек
совращенный Сабелианской ересью… хотел
приблизиться, он был спрошен Киксилой: если он
признал таковой грех и он отвергает этот грех…
Сразу же им овладел демон, так что все
собравшиеся в церкви замерли в оцепенении. После
исполнения апостольских обязанностей в течение
девяти лет в том же милосердном духе как и в
начале, он окончил свою жизнь
144.
Затем они возвели на трон Талаба, который
оказал поддержку Сумайлю
145. Абу
аль-Хаттар оставался на свободе, укрываемый
своими людьми, надеясь возобновить борьбу.
Потратив некоторое время стычки ради своего
достояния и достояния своих людей, он уничтожил
себя, так же как и своих друзей, самым ужасным
образом. Кто пожелает изучить эти события, найдет
их изложенными в хронологическом порядке в
работе написанной нами ранее. Он также найдет там
описания всех битв, в которых Мавры сражались
против Култума и будет способен прочесть о
войнах, которые потрясали Испанию до того
времени.
89. Когда закончилась 782-я эра ( = AD 744),
а 783-я (= AD 745) началась, Константин, сын
Лео, стал шестьдесят восьмым императором Римлян,
наследовав отцу и правив х лет, 5954 года прошло со
времени сотворения мира до завершения
Константином десятого года правления
146.
Когда его отец завершил свой последний день и
Константин был провозглашен императором, он
обнаружил, что Ардабаст, который до этого вошел в
семью Константина, желает захватить власть
147.
Ардабаст, будучи одним из военачальников
Константина, тайно и мало-помалу собирал воинов
во дворце под предлогом использования их против
других людей. Затем, когда он застал Константина
в одиночестве, покинутого сенатом, он поспешил со
своими товарищами, находившимися при нем дабы
навести страх на Константина, реализовать
замыслы. Когда Константин обнаружил, что
Ардабаст приближается с разъяренным отрядом
воинов, он покинул резиденцию со своими людьми,
чтобы искать помощи у соседей. Далее, когда он
увидел, что войско поддерживает его, он поспешил
обратно в свою резиденцию и велел Ардабасту
покинуть дворец. Однако Ардабаст велел своим
людям не открывать ворот города перед
приближающимся войском. Обнаружив город
укрепленным против него, Константин окружил его
своими людьми и осадил, приготовившись к
жестокой войне. После почти трех лет осады,
горожане ослабели от голода. Константин через
посредников заключил с ними мир и Ардабаст был
выдан, закован в цепи и придавлен тяжестью
навешенного железа. Он был отправлен в ссылку,
после пыток и выкалывания глаз, ни разу не
спрошенный о том, что сподвигло его на столь
ужасное преступление.
90. В то время, в начале 783-ей эры ( = AD
745), в первый год Константина, в конце сто
двадцать седьмого года Арабов, все быстро узнали,
что Йазид Валид умер естественной смертью, а его
брат Ибрахим остался вместо него
148.
Однако Арабы, пока Ибрахим был занят делами в
провинции, обступив дворец, выкрикнули имя
Марвана, мятежным образом разжигая жестокую
войну
149.
В 784-ю эру ( = AD 746), второй год императора
Константина и сто двадцать восьмой год Арабов,
Марван, сражаясь рядом со своими сторонниками,
прорвался с несколькими людьми к Ибрахиму и,
желая овладеть дворцом, немедленно ударил его
мечом. Это привело к тому, что Марван был стеснен
гражданской войной и жил посреди мятежа,
сражаясь во множестве битв, в течение пяти лет
150.
В конце концов, он был изгнан из Дамаска на
Вавилонские равнины Зали, дядей Абд Аллы по
отцовской линии, которого значительное число
Исмаилитов выбрало быть их правителем. После
перехода через Нил, Марван был обезглавлен
151.
91. В то время в названную 784-ю эру ( = AD
746), во второй год императора Константина,
сто двадцать восьмой год Арабов, и второй год
Марвана, Талаба, воинственный человек знатного
происхождения, был назначен в Испанию по
всеобщему одобрению. Королевством, отнятым у Абу
аль-Хаттара с помощью Сумайля, он правил один год.
Затем Талаба умер естественной смертью в 785-ю эру
( = AD 747) – третий год императора
Константина, конец сто двадцать девятого и
начало сто тридцатого года Арабов и третий год
Марвана – и Юсуф, знатный и умудренный жизнью,
был чудесным образом провозглашен сенатом
королем этой земли
152. Через
несколько дней, Арабы подняли восстания против
него по всей Испании, однако не достигли успеха и
их души отправились в ад. Юсуф приказал провести
перепись оставшегося населения, и, хотя это вело
к потере денег, он настойчиво велел писцам
удалить из записей имена тех Христианских
налогоплательщиков, что были убиты во время
великого кровопролития
153.
92. В шестой год правления Константина,
в 788-ю эру ( = AD 750), в Воскресенье, в
апрельские ноны, во время первого, второго и
частично третьего часов, на глазах у всех жителей
Кордобы, были видны три солнца, сверкавших
чудесным образом и увядших в полумесяце
изумрудного огня. После их появления ангелы
мщения поразили нестерпимым голодом всех тех,
кто милостью Божьей жил на земле Испании.
93. В то же время, диакон Петр с кафедры
Толедо был известен повсюду в Испании, как
великолепный певчий и начитанный в писаниях
человек. Он написал прекрасную маленькую
книжицу, состоявшую из работ отцов церкви,
предназначив её жителям Севильи по причине их
заблуждений в праздновании Пасхи
154.
94. Во времена Константина, в 788-ю эру ( = AD
750), в шестой год его правления, сто тридцать
третий год Арабов и первый год Абд Аллы Алесеми,
как мы уже говорили, Марван был преследуем
войском и устрашен восстанием своего народа
155.
Он бежал из дворца со всеми общественными
сокровищами, собираясь добраться до Ливии и
приготовиться к новой схватке. Абд Алла, теперь
ничего не страшась, по наущению знати захватил
королевский дворец. Он послал Зали, своего дядю
по отцовской линии, вслед за Марваном с огромной
армией, состоявшей из Персидских воинов, всё еще
поклонявшихся солнцу и черным демонам
156.
Они настойчиво преследовали Марвана, который
бежал из города в город, но не мог найти помощи по
причине многого зла, что сотворил, и
кровопролития, в которое вовлек Сарацин. Подойдя
к реке Нилу в Египте, он пересек её. Когда две
армии встретились на месте, которое на их языке
называют Асуниммин, они напали друг на друга
столь яростно, что в течение двух дней продолжали
беспощадно уничтожать друг друга, неся огромные
потери с обеих сторон. В начале третьего дня
Марван был побежден и убит, а войска вложили мечи
в ножны и ушли на отдых. Затем, отослав Абд Алле
головы предводителей, Зали наградил воинов
захваченной добычей и надежно замирил страну в
прежних границах. Однако не даром остальные
деяния – как обе стороны сошлись в битве и как
шли войны в Испании при правителях Балдже, Таламе
и Умайе и были завершены при Абу аль-Хаттаре, и в
каком порядке при правителе Юсуфе были убиты их
соперники – ”не записаны в книге словами дней”
157
и поныне, так что мы взяли на себя смелость
добавить их к ранним хроникам?
95. 5954 года прошло со времени
сотворения мира до начавшейся ныне 792-й эры ( = AD
754), десятого года императора Константина,
четвертого года Абд Аллы Амира Альмуминима,
седьмого года Юсуфа в Испанской земле и сто
тридцать шестого года Арабов. Если желаете, то
можете вычесть четыре года из этой даты, следуя
за известными историками, которые усердно
утверждают, что так должно быть сделано, считая
пятьдесят шестой год правления Октавиана
законченным в 5210-м году от сотворения мира и
заявляя, что Христос родился в сорок второй год
Октавиана. Так написано в шестой главе первой
книги Церковной истории епископа Евсевия
Кесарийского, так же как в Хронике мастера
Исидора и во всех писаниях, которые указывают на
тот же год: вычитая четырнадцать лет из
Октавиановых пятидесяти шести получаем сорок
два года ко времени рождения Христа. Когда
закончился пятый год Юлия Цезаря, прошло 5154 лет
от сотворения мира. Добавляя сорок два года
Октавиана, получим 5196 лет от Адама до рождества
Христова, что, как мы уже говорили, на четыре года
меньше чем 5200. Если 754 года с воплощения Господа –
что считается как 792-я эра – добавить к названным
5196-и годам, вы получите 5950 лет от сотворения мира,
с четырьмя вычтенными годами. Однако, поскольку
годы от сотворения мира не были тщательно
считаны нашими предшественниками, стараясь
соблюдать туже систему нумерации, которой
придерживались другие историки – хотя и
существует такое расхождение в датировках,
мнения не значительно отличны одно от другого –
мы добавили эти четыре года, чтобы
соответствовать тем, кто считает, что Христос
родился в 5200 году, и не оказаться вне пути,
которым следовало множество выдающихся людей.
Через столь значительный промежуток времени
добавка или вычитание четырех лет не
существенны, особенно учитывая то, что в других
книгах и хрониках даже больше лет добавлено или
вычтено из того значения, которое мы привели.
Поскольку часть года часто считается как целый
год или целый год как часть, или начало или конец
года некоторого императора считаются одним
полным годом, вы не можете с легко сделать выбор,
как мы сказали, между теми, кто убежден, что
рождение Христа произошло в сорок второй год
Октавиана и теми, кто показывает, что он был
рожден в сорок первом году Октавиана. Святейший
Юлиан, епископ Толедо, в книге на шесть эпох мира,
которую он написал против Евреев, говорит:
”Октавиан Цезарь правил пятьдесят шесть лет. В
его сорок первый год, как свидетельствуют
Тертуллиан и Иероним, Христос, сын божий, был
рожден от непорочной девы Марии.” В любом случае,
разве что-то меняется от того, что некоторые
считают это событие произошедшим в сорок первом
или сорок втором году? Разумеется, нет. Однако
рождество нашего Спасителя было сосчитано
древними – с использованием двух методов,
слишком длинных, чтобы их описывать – как
случившееся в 5200 году, так что через поколения и
царствования, может быть показана ”полнота
времени”
158,
а через совершенство числа, наполненного
красотой, что день, который все должны почитать,
может более восхищать даже тех, кто относится к
нему легкомысленно. Таким образом, правильно
делается, что божественное рождество
провозглашается общеизвестным, и его дата не
искажается различными числами – не важно
большими или меньшими – лет. Юлиан, святейший и
ученейший в этом вопросе, говорил в книге,
упомянутой нами выше: ”Если мы хотим определить
число лет от сотворения мира до рождества
Христова, то по книгам семидесяти переводчиков
159
и по известным историям наций, мы найдем там 5200
лет от Адама до Христа; согласно историкам,
писавшим о хронологии мира, какое-либо другое
доказательство излишне.”
2 По греческим источникам
известна как Фабия или Евдокия. Император Фока
(602-610) держал ее в заложницах, чтобы обеспечить
верность её мужа Ираклия Старшего, экзарха
Африки.
3 Дамаск был захвачен Персами
в 613-м году, Иерусалим в 614-м, Александрия в 619-м.
5 Было две персидских
кампании: 623-25 гг и 627-28 гг.
6 Мухаммад захватил Мекку в
630-м году. Перед его смертью (632-м) многие племена
Аравии признали его власть. Абу Бакр (632-4) начал
завоевание персидских территорий. Умар (634-44)
продолжил расширение исламских земель за счет
Сирии, Египта и Персии.
7 В источниках нет согласия о
роли брата Ираклия в защите Сирии. Некоторые
арабские источники говорят, что греческие войска
под его командованием были разбиты у Ярмука в 636
г. Византийские источники называют его
главнокомандующим в более ранней битве,
случившейся близ Габаты, а Федора погибшего у
Ярмука называют имперским казначеем.
30 Тайо Сарагосский, епископ
Сарагосы (651 – после 656). Moralia in Iob напсанная папой
Григорием I, была наиболее популярным
комментарием на книгу Иова.
31 Вероятно, папа Мартин I
(649-53), чей понтификат совпадает с правлением
Хиндасвинта и назначением Тайо епископом.
39 Первая исламская
гражданская война началась с убийства Усмана в 656
г. и закончилась гибелью халифа Али в 661 г.
Победителем в борьбе за престол вышел основатель
династии Умайадов Муавия.
47 Вторая гражданская война
мумульман (680-92) началась со смерти сына Али
Хусейна и велась Марваном, главой Умайадов,
против Абд Аллы ибн аль-Зубайра. Марван был
провозглашен халифом в 684 г, однако на следующий
год умер, оставив сына Абд аль-Малика в качестве
наследника.
52 Идельфонс Толедский,
епископ Толедо (657-67). Однако он не мог
присутствовать на одиннадцатом Толедском соборе
ибо восемь лет, как был мертв. Акты собора
подписывал Толедский епископ Квирик (667-80).
64 Традиционно датами
правления Витицы считаются 698-710 годы
(самостоятельно с 702 г). Однако недавно
обнаруженные хартии содержат информацию,
говорящую о том, что он являлся соправителем отца
уже 693 и 694 гг.
84 Некоторые исследователи
идентифицируют Урбана, как Юлиана, наместника
Сеуты, который по арабским источникам помогал
мусульманам завоевывать Испанию.
110 Хуждафа ибн аль-Ахван
аль-Кайси, наместник Испании (728).
111 Усман ибн Аби Наса
аль-Хасами, наместник Испании (728).
112 Хайтам ибн Убайд
аль-Килаби, наместник Испании (729-30).
113 Тот самый Абд ар-Рахман,
что был наместником после гибели аль-Сама.
114 Мухаммад ибн Абд Алла
аль-Асхай, наместник Испании (730).
115 Абд ар-Рахман ибн Абд Алла
аль-Гафики, наместник Испании (вторично 730-2).
116 Бербер Усман ибн Абу Ниса,
также известный как Муннуса, пытался создать
независимое государство на севере Перинеев. Его
союзником был Одо, герцог Аквитании.
146 Константин V, император
Византии (741-75). При написании хроники автор не
имел данных о продолжительности правления этого
императора.
147 Ардабаст, имперский
военачальник, был женат на сестре Константина. В
742 г он провозгласил себя императором. В 743 г
Константин вернул себе власть.