Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АЛ-МАСУДИ

ЗОЛОТЫЕ КОПИ И РОССЫПИ САМОЦВЕТОВ

МУРУДЖ АЗ-ЗАХАБ ВА МА'ДИН АЛ-ДЖАУХАР

/46/ [VIII] О халифате ал-Му'тасима

Присягнули ал-Му'тасиму в тот день, когда была кончина ал-Ма'муна, на ручье ал-Будандун, и это [в] четверг, [когда до конца] раджаба осталось тринадцать ночей двести восемнадцатого года (8.08.833). Имя его Мухаммад б. Харун и прозывается он по кунйе Абу Исхак. В то время между ним и между ал-'Аббасом б. ал-Ма'муном был спор в собрании, затем согласился ал-'Аббас [принести] ему присягу. Ал-Му'тасиму в то время было тридцать восемь лет и два месяца. Мать его зовут Марида бинт Шабиб 1. Сказано [также], что ему присягнули в двести девятнадцатом году (834/5). Скончался он в Сурра ман Ра'а 2 [в] двести двадцать седьмом году (841/2), и ему было [тогда] сорок шесть лет и десять месяцев. Был халифат его восемь лет и восемь месяцев. Могила его [находится] в ал-Джаусаке 3 в Сурра ман Ра'а, как мы упоминали.

/47/ Совокупность известий [об ал-Му'тасиме], деяниях его и обо всем замечательном, что было в дни его

Назначил ал-Му'тасим вазиром Мухаммада б. 'Абд ал-Малика 4 до конца дней своих. Приобрел влияние на него Ахмад б. Абу Ду'ад 5. Мухаммад б. 'Абд ал-Малик продолжал [быть вазиром] в дни ал-Му'тасима и ал-Васика 6, пока не начал править ал-Мутаваккил 7. В душе его было что-то против [Мухаммада б. 'Абд ал-Малика], и он убил его. Мы приведем самое замечательное из известного [об] убиении его ниже в этой книге в собрании известий [об] ал-Мутаваккиле, хотя мы и приводили это [в] сокращении в ал-Китаб ал-Аусат.

Ал-Му'тасим любил строительство. Он говаривал: «В строительстве — достохвальные дела. Первое из них — обустройство земли, которой оплодотворяется мир, где возрастает сбор хараджа, преумножаются богатства и плодится скот, понижаются цены, множатся приобретения и увеличиваются средства к существованию». Говаривал он вазиру своему Мухаммаду б. 'Абд ал-Малику: «Коли отыщешь место, где если истратишь десять дирхамов, а через год получу я одиннадцать дирхамов, то не советуйся со мною об этом». Была у ал-Му'тасима сила и мощь в теле его и отвага в сердце его. Упомянул Ахмад б. Абу Ду'ад, который любил [халифа], сказав: Когда перестал ал-Му'тасим беречь себя и силы свои, я однажды вошел к нему, а у него [был] Ибн Масавайх. [Тогда] встал ал-Му'тасим и сказал мне: «Не уходи, пока я не выйду к нему». И я сказал Йахйе б. Масавайху: «Горе тебе, я вижу, что изменился цвет [255] лица Повелителя Верующих, умалилась сила его и ушла мощь его. Что ты думаешь об этом?» Он сказал: «Он, клянусь Аллахом, подобен железной балке, однако в руках его топор, которым он бьет по той балке». [Тогда] я сказал: «Как это?» Он сказал: «До этого, если [ал-Му'тасим] ел рыбу, то делал для себя разноцветные приправы из уксуса, тмина, аниса, руты, сельдерея, горчицы и орехов, и ел [рыбу] с этими приправами, предохраняясь от ущерба, [причиняемого] рыбой, и [от] ее вреда нервам. И если ел он головы, то делали для него приправы, которые снимали [причиняемый] ими вред или же смягчали его. Чаще всего он смягчал [приправами этими] пищу свою и много советовался со мной. А теперь ал-Му'тасим стал противоречить мне, если я что-нибудь запрещаю ему, говоря: «Я ем это против воли /48/ Ибн Масавайха. Что же я могу поделать?» Сказал [Ахмад б. Абу Ду'ад]: Ал-Му'тасим за занавесью слушал, [о чем мы говорим]. [Тогда] я сказал: «Горе тебе, о Абу Йахйа! Закрываешь рукой своей глаза свои». Он сказал: «Да буду я за тебя выкупом! Я не могу отвратить [ал-Му'тасима] [от деяний его] и не отваживаюсь перечить ему». Когда же он закончил речи свои, вышел к нам ал-Му'тасим и сказал мне: «О чем [это ты разговаривал] с Ибн Масавайхом?» Я сказал: «Я спорил с ним, о Повелитель Верующих, о твоем цвете [лица], который считаю болезненным, и о скудности пропитания, [даваемого] тобою, что ослабило члены мои и истощило тело мое». Он сказал: «Так что же он сказал тебе?» Я сказал: «Пожаловался, что ты принимал от него то, что он советовал тебе, и что ты думал об этом так, как ему нравилось, а теперь ты противоречишь ему». Он сказал: «Так что же ты ему сказал?» Сказал [Ахмад б. Абу Ду'ад]: Тогда я стал [что-то бормотать]. И [халиф] рассмеялся и сказал: «Это после того, как он закрыл рукой глаза свои или до этого?» Сказал [Ахмад б. Абу Ду'ад]: Тут я покрылся потом и понял, что он слышал то, о чем мы говорили. [Ал-Му'тасим] понял, что поразило меня, и сказал: «Да простит тебе Аллах, о Ахмад. Я обрадовался тому, что, [как] я думал, опечалило тебя, когда услышал и узнал, что это одно из проявлений радости и дружества».

Ал-Му'тасим любил 'Али б. ал-Джунайда ал-Искафи 8, который приводил в удивление [внешним] видом и речью. В нем (проявлялось) здравомыслие жителей ас-Савада 9. Однажды ал-Му'тасим сказал Мухаммаду б. Хаммаду 10: «Пойди поутру к 'Али б. ал-Джунайду и скажи ему, пусть готовится сопровождать меня». [256] И [Мухаммад б. Хаммад] пошел к нему и сказал: «Поистине, Повелитель Верующих приказывает тебе сопровождать его. [Так] усвой правила сопровождения халифов и обхождения с ними». [Тогда] сказал 'Али б. ал-Джунайд: «Как мне готовиться? Приставить себе чужую голову? Купить ли мне /49/ свою бороду? Прибавить ли себе росту? Я [и так] готов с избытком». Сказал [Мухаммад б. Хаммад]: «Ты еще не знаешь, каковы правила сопровождения халифов и обхождения с ними». [Тогда] сказал 'Али б. ал-Джунайд: «А каковы они? Давай выкладывай, что знаешь». Сказал ему Ибн Хаммад, а был он сведущим и утонченным и [исполнял тогда] обязанности хаджиба: «Правила обхождения таковы: наслаждение разговором, предупредительность и услужливость. И чтобы не плевать, не кашлять, не прочищать горло, не сморкаться, не ехать верхом впереди государя, чтобы он не наклонялся в паланкине, [а] слезать с коня вперед него. И если кто сделает не так, то уподобится свинцовой гире, которой уравновешивают шатер. Нельзя спать — [сопровождающий] должен бодрствовать, даже если заснет государь, и бдеть за теми, кто едет вместе с ним, потому что если оба заснут, то один склонится и не почувствует, [ежели] склонится [государь], и будет в этом для [сопровождающего] позор». А 'Али б. ал-Джунайд смотрел на него, и когда [Ибн Хаммад] донял его своими наставлениями, ['Али б. ал-Джунайд] прервал речь его и сказал, как говорят жители ас-Савада: «Аххаррха/ 11 Пойди к нему и скажи: «Будет сопровождать тебя лишь тот, у кого мать — потаскуха, а сам он — рогоносец». Тогда Ибн Хаммад вернулся и передал ал-Му'тасиму [то], что сказал 'Али б. ал-Джунайд. Ал-Му'тасим рассмеялся и сказал: «Приведи его ко мне». [Тогда] он привел ['Али б. ал-Джунайда]. И [халиф] сказал [ему]: «О 'Али, я посылаю к тебе, чтобы ты сопровождал меня, а ты не делаешь этого». [Тогда] 'Али сказал: «Этот твой невежественный, облезлый посланец принес мне условия Хассана аш-Шаши' 2 и Халавайха ал-Мухаки 13. Он сказал: «Не плюй, делай тот-то и не делай того-то». И стал он тянуть в речах своих, прищелкивать пальцами и показывать руками: «Не кашляй, не чихай». А это не для меня, я [без этого] не могу. Так если хочешь, чтобы я сопровождал тебя, то ежели застигнет меня [желание] тихо и громко выпустить газы, я их выпущу при тебе тихо и громко, а если застигнет тебя [то же], то и ты выпускай газы тихо и громко, а то между нами дела не будет». [Тогда] ал-Му'тасим рассмеялся, так что задрыгал ногами, и смех полностью [257] овладел им. И он сказал: «Ладно, сопровождай меня как знаешь». Сказал 'Али б. ал-Джунайд: «С радостью и удовольствием».

И 'Али б. ал-Джунайд поехал имеете с ал-Му'тасимом в шатре, стоявшем на спине верблюда. Ехали они некоторое время и углубились в пустыню. [Тогда] сказал 'Али: «О Повелитель Верующих, прибыло то имущество, /50/ так что ты думаешь?» Сказал [халиф]: «Это твое, если желаешь». Сказал ['Али]: «Приведи Ибн Хаммада». И ал Му'тасим приказал привести его. Тогда сказал ему 'Али: «Иди сюда, я скажу тебе [кое-что] по секрету». И когда Ибн Хаммад приблизился к нему, 'Али потихоньку выпустил газы, приблизил к нему рукав свой и сказал: «Я нашел у себя в рукаве какое-то насекомое. Посмотри, что там». Ибн Хаммад всунул голову свою [в рукав], почуял запах отхожего места и сказал: «Я ничего не нахожу, однако не знал я, что внутри одежд твоих — отхожее место». А ал-Му'тасим закрыл рот свой рукавом и смех полностью овладел им. Потом 'Али б. ал-Джунайд принялся непрерывно потихоньку пускать газы, а затем сказал Ибн Хаммаду: «Ты сказал мне: «Не кашляй, не плюй, не сморкайся», и я не делал этого. Но я гажу на тебя». Сказал 14: Он продолжал тихонько выпускать газы, и ал-Му'тасим высунул голову свою из паланкина. Потом ['Али] сказал ал-Му'тасиму: «Поспел котел. Я хочу испражниться». Тогда ал-Му'тасим сказал, повысив голос свой, когда стало ему невмоготу: «Горе тебе! Эй, слуга, [спусти] на землю. Я сейчас умру».

Однажды 'Али б. ал-Джунайд ал-Искафи вошел к ал-Му'тасиму, и [тот] сказал ему после того, как ['Али] посмешил его и пошутил с ним: «'Али, почему я тебя не вижу, горе тебе? Разве забыл ты службу и не сохранил [ко мне] привязанности?» И тогда 'Али сказал ему: «Главное из того, что я хочу сказать, уже сказал ты. Ты сущий Иблис». [Ал-Му'тасим] засмеялся, потом сказал: «Почему ты не приходишь ко мне?» ['Али] сказал: «Ах, сколько [раз] я приходил, но не достигал тебя. Сегодня ты благородный, а [другой раз] ты словно из сынов Марии» 15. Сыны Марии — род из жителей ас-Савада, гордыня которых у жителей ас-Савада вошла в пословицу. [Тогда] сказал ему ал-Му'тасим: «Вот Синдан ат-Турки». И указал на слугу, [стоявшего] у головы его, и в руках его опахало. И [ал-Му'тасим] сказал ему: «О Синдан, если придет 'Али, то сообщи мне. И если даст он тебе записку, то доставь ее ко мне, и если вручит он тебе послание, то извести меня о нем». [Слуга] сказал: «Да, о господин мой». 'Али удалился, несколько дней его не было, [258] потом он пришел [и стал] спрашивать Синдана. [Ему] сказали: «Он спит». ['Али] удалился, потом вернулся. [Тогда] сказали: «Он в покоях своих, и до него не доберешься». ['Али] ушел и вернулся Сказали: «Он у Повелителя Верующих». И ['Али] ухитрился войти к ал-Му'тасиму с другой стороны. Он некоторое время смешил и упрекал его. [Ал-Му'тасим] сказал ему: «О 'Али, тебе что-то нужно?» Он сказал: «Да, о Повелитель Верующих, /51/ если увидишь Синдана от-Турки, то передай ему от меня привет». [Тогда] ал-Му'тасим рассмеялся и сказал: «Каково его положение?» ['Али] сказал: «Положение его [таково], что ты поставил между мною и между собою человека, [и] тебя я увидел прежде, чем увидел его. Я соскучился по нему и прошу тебя передать ему от меня привет». [Тогда] овладел ал-Му'тасимом смех, и он вновь свел ['Али б. ал-Джунайда] и Синдана и вновь приказал, чтобы Синдан заботился о деле его. И он не препятствовал ['Али].

Однажды ал-Му'тасим проезжал по западной стороне Сурра ман Ра'а, и это в дождливый день, за которым последовала дождливая ночь, и отстал от своих спутников. Вдруг поскользнулся осёл и сбросил бывшие на нем колючки. Это колючки, которыми в Ираке топят печи. Хозяин [осла], дряхлый старец, стоял и ожидал человека, который проехал бы и помог бы ему с его тюком. [Тогда ал-Му'тасим] остановился над ним и сказал: «Что с тобой, о старец?» [Старец] сказал: «[Да] выкуплю я тебя! С моего осла свалился этот тюк, и я решил дождаться человека, который помог бы мне нести его». Ал-Му'тасим пошел, чтобы вытащить осла из грязи. [Тогда] старец сказал: «Да буду я за тебя выкупом, испортишь ты из-за моего осла свои одежды и благовония, которые я чую». [Ал-Му'тасим] сказал: «Не обращай внимания». Потом он слез [с коня], взял осла одной рукой и вытащил его из грязи. Старец поразился, перестал заниматься своим ослом и стал смотреть на [ал-Му'тасима], удивляясь ему. Потом [ал-Му'тасим] затянул поводья коня своего у себя на поясе, взялся за колючки, связанные в два тюка, поднял их и положил на осла. Затем он подошел к луже, вымыл руки свои и сел на коня. [Тогда] сказал старик савадец: «Да будет доволен тобой Аллах». И сказал по-набатейски 16: «Ашкал гарми тахутака»". Объяснение этого: «[Да] выкуплю я тебя, о юноша». [Тут] подошла конница, и [ал-Му'тасим] сказал одному из приближенных своих: «Дай этому старцу четыре тысячи дирхамов и будь с ним, пока не проедете вы через посты и не доведете его до деревни». [259]

В двести девятнадцатом году (834/5) была кончина Абу Ну'айма ал-Фадла б. Дукайна 18, маулы рода Талхи б. 'Убайдаллаха 19, в Куфе, Бишра б. Гийаса ал-Мариси 20 и Ибн Раджаи ал-Гудани 21.

/52/ В [этом году] дал ал-Му'тасим Ахмаду б. Ханбалу 22 тридцать восемь плетей, чтобы он сказал о сотворенности Корана.

В этом году — а это год двести девятнадцатый — преставился Мухаммад б. 'Али б. Муса б. Джа'фар б. Мухаммад б. 'Али б. ал-Хусайн б. 'Али б. Абу Талиб, и это когда от зу-л-хиджжа прошло пять [ночей] 23. Он был погребен в Багдаде на Западной стороне среди могил курайшитов с дедом своим Мусой б. Джа'фаром. Молился над ним ал-Васик. [Джа'фар] преставился в возрасте двадцати пяти лет. И [было] сказано другое. И сказано, что Умм ал-Фадл бинт ал-Ма'мун отравила его, когда прибыла с ним из Медины к ал-Му'тасиму. Мы привели из дела его то, что описали, потому что имамиты разошлись во мнениях относительно возраста его при кончине отца его. Мы привели то, что говорилось об этом в послании ал-Байан фи асма' ал-а'имма, и то, что сказали об этом шииты из ал-кат'иййа 24.

В этом году — а это год двести девятнадцатый — устрашил ал-Му'тасим Мухаммада б. ал-Касима б. 'Али б. 'Омара б. 'Али б. ал-Хусайна б. 'Али б. Абу Талиба 25, да помилует их Аллах. Пребывал он в Куфе в неописуемом богомольстве, благочестии и набожности. Когда же испугался он за себя, то бежал и прибыл в Хорасан. И странствовал по многим областям его, таким как Марв, Сарахс, Талакан 26 и Наса". Были у него там воины и деяния. Собралось к нему и к имамату его великое скопище людей. Потом отвез его 'Абдаллах б. Тахир 28 к ал-Му'тасиму, и [халиф] заточил его в башне, построенной в саду Сурра ман Ра'а. Разошлись [во мнениях] о Мухаммаде б. ал-Касиме. [Одни] говорят: «Он [был] убит ядом». И из них некоторые утверждают: «Люди из сторонников его из Талакана пришли в тот сад, нанялись там на службу [садовниками], сделали лестницы из талаканийских веревок и шерсти, свершили подкоп под башню, вытащили [Мухаммада б. ал-Касима] и увезли его». И неведомо известие о нем до сего времени. Привлеклось к [признанию] имамата его большое скопление зайдитов к этому времени, и это год триста тридцать второй (943/4). Из них многие утверждали, что Мухаммад не умер, жив [и] питаем и что он объявится и наполнит [мир этот] справедливостью, как наполнен он неправдой, и что он махди общины этой. Особенно много [260] таких /53/ под Куфой, в городах Табаристана и ад-Дайлама и во многих волостях Хорасана. Слова тех о Мухаммаде б. ал-Касиме подобны словам рафидитов-кайсанитов 29 о Мухаммаде б. ал-Хана-фии 30 и подобны словам ал-вакифиййа 31 о Мусе б. Мусе б. Джа'фаре. Они ал-мамтура 32. Таким известна секта эта среди шиитских сект. Мы привели речения их в книге нашей ал-Макалат фи усул ад-дийанат и речения крайних из ал-ма'навиййа 33, прочих из ал-мухаммадиййа 34 и других неправедных сектантов, кто веровал в переселение душ в различных людей из животных, и прочее, в книге нашей, озаглавленной Китаб сирр ал-хайат 35.

Ал-Му'тасим любил собирать тюрок и покупать их из рук господ их. И [таких] собралось у него четыре тысячи. Он одел их в парчу, позолоченные пояса и позолоченные украшения, выделив одеждой из остальных воинов своих. Он избирал людей из самых истых египтян, самых истых йеменцев и самых истых кайс 36. Назвал он их ал-магариба 37 и подготовил хорасанских мужей из ферганцев и прочих из ал-ашрусиййа 38. [Тогда] умножилось воинство его. Тюрки притесняли простонародье в Городе Мира, наезжая лошадьми [на людей] на рынках, и это поражало слабых и детей. Иногда багдадцы возмущались против кого-нибудь из тюрок и убивали его, если он сбивал женщину, древнего старца, мальчишку или слепца. И ал-Му'тасим решил перевезти их и поселиться на пустом месте. Он остановился в ар-Разане 39 в четырех фарсахах 40 от Багдада, но не полюбил воздуха его, и душен показался ему воздух [ар-Разана]. Он переезжал и осматривал местности и веси [вплоть] до Тигра и прочих [рек], пока [не] добрался до места, известного как ал-Катул 41. Место понравилось ему. Там была деревня, где жил народ из ал-джарамика 42 и люди из набатеев — на реке, известной как ал-Катул, которая является одним из притоков Тигра. И он построил там дворец, и обстроились люди, и перебрались из Города Мира, который опустел, и [остались в нем] /54/ лишь немногие. И было среди [того], что сказал некий голодранец об этом, позоря ал-Му'тасима за переезд его от них, следующее:

О живущий в ал-Катуле среди ал-джарамика,
Оставил ты в Багдаде матерых козлов.

И тем, кто был с ал-Му'тасимом, худо пришлось из-за холода [того] места и твердости почвы его, и они исстрадались с постройкой [зданий]. Об этом говорит один [из тех], кто был в войске: [261]

Сказали нам, что зимовать будем в ал-Катуле.
[Так] [на] Аллаха одного, Господа нашего, уповаем.
Люди судачат между собой.
И каждый день что-нибудь случается по воле Аллаха.

Когда ал-Му'тасим измучился [с тем] местом и строить там [оказалось] трудно, отправился он осмотреть [другие] места и прибыл в местность Самарру. У христиан был там монастырь 'Ади 43. Он спросил одного [из] обитателей монастыря о названии места, и тот сказал: «Оно известно как Самарра». Сказал ему ал-Му'тасим: «А что значит Самарра?» [Монах] сказал: «Нашли мы в древних книгах и [у] древних народов, что это город Сама б. Нуха» 44. Сказал ему ал-Му'тасим: «Что это за местность и к какой [области] относится?» [Монах] сказал: «Из областей Табархана 45 и к нему относится». [Тогда] посмотрел ал-Му'тасим на обширное пространство, в котором странствуют взоры, и на чудесный воздух, и на нетронутую землю. Полюбилось ему [это место] и понравился воздух его. И [ал-Му'тасим] провел там три дня, охотясь каждый день. Он обнаружил, что душа его жаждет пищи и требует прибавки к обычному. [Тогда] узнал [ал-Му'тасим], что это — влияние воздуха, почвы и воды. И когда [понял он, что] понравилась ему местность, позвал он обитателей монастыря и купил у них землю за четыре тысячи динаров, определил место дворцу своему и заложил строительство его. Это место, известное как ал-Вазириййа 46 в Сурра ман Ра'а, и по нему назван инжир ал-вазири, самый сладкий, с самой нежной кожей и с самыми мелкими зернышками; не сравнится с ним сирийский инжир и далеко до него инжиру [с] Арджана 47 и [из] Хулвана. И возвелась постройка. [Ал-Му'тасим] собрал рабочих, мастеров и ремесленников со всех крупных городов и привез туда из всех местностей всевозможных саженцев и деревьев. Он разбил тюрок на отдельные подразделения и поселил их по соседству с ферганцами, ал-ашрусиййа и прочими [людьми] из городов Хорасана в /55/ соответствии с соседством [их] [друг с другом] в странах их. Он выделил Ашнасу ат-Турки 48 и подчиненным его из тюрок место, известное как Карх Самарра 49. Некоторых из ферганцев он поселил в месте, известном как ал-'Умари и ал-Джиср. Определили участки, нарезали наделы, улицы и переулки. [Ал-Му'тасим] выделил людям каждого ремесла [отдельный] рынок, и также купцам. Люди строили, и поднялись постройки. Возвели [262] дома и дворцы, и умножилось строительство. Вырыли [колодцы], и [воды] потекли [в них] из Тигра и других [рек]. Люди услышали [о том], что построена столица, устремились к ней и принесли туда всевозможные удовольствия и все, чем пользуются люди и прочие живые твари. Умножилась там снедь и увеличились жалования. Излились на [людей] благодеяния, и снизошла на них справедливость. [Тогда] увеличилось плодородие и расцвела земля. Начались описанные нами свершения ал-Му'тасима в двести одиннадцатом году (826/7).

Обострилось дело Бабака ал-Хуррами в стране ар-Ран и ал-Баликан 50. Умножились воинства его в тех странах, и двинулись воины его к тем столицам. Он рассеивал войска, разбивал воинов, убивал правителей и губил людей. [Тогда] послал против него ал-Му'тасим войска во главе с ал-Афшином 51. Умножились и слились битвы его, и утеснил [ал-Афшин] Бабака в стране его, так что распалось сообщество его и были убиты люди его. [Бабак] укрепился на горе, известной как ал-Бадин в земле ар-Ран, и это страна Бабака, и но нему известно место это до настоящего времени. Когда [же] понял Бабак, что случилось с ним и что угрожает ему, бежал из мест этих, бросив жилище свое. [Сам] он, брат его, дети его и родичи, и [те], кто последовал за ним из приближенных его, переоделись и облачились в платья путешественников, торговцев и караванщиков. И [Бабак] остановился в [некоем] месте во владениях Сахла б. Сунбата 52 — из армянских вельмож — на некоем водоеме. Неподалеку от них [был] пастух овец, и они купили у него овцу и договорились о покупке кое-какой провизии. [Тогда] [пастух] немедленно отправился к Сахлу б. Сунбату ал-Армани и сообщил ему известие, сказав: «Это Бабак, нет в том сомнения». Ал-Афшин [же], когда Бабак бежал из мест своих и исчез с горы своей, [стал] опасаться, что он укроется на какой-нибудь неприступной горе или укрепится в какой-нибудь твердыне, или же присоединится к какому-либо народу, живущему в одной из тех местностей, и тогда умножится сообщество его и соберутся у него беглецы [из] войска его, и он вернется к [прежнему]. /56/ [Тогда ал-Афшин] расставил посты на дорогах и написал вельможам в крепостях и в различных местах и в странах Армения 53, Азербайджан, ар-Ран и ал-Баликан, пообещав за [поимку Бабака] награды. И когда услышал Сахл б. Сунбат от пастуха [то, о чем] [тот] сообщил ему, немедленно отправился с наличествующим оружием и людьми, прибыл [263] в [то] место, где [находился] Бабак, спешился перед ним, приблизился к нему, приветствовал его царским [титулом] и сказал: «О царь, пожалуй в замок свой, где [обитает] наместник твой, и [в] место, где Аллах укроет тебя от врага твоего». И [Сахл] поехал с [Бабаком], прибыл в крепость свою и усадил его на ложе свое, возвысил положение его и предоставил ему дом свой [и тех], кто с ним. Подали угощение, и Сахл сел есть с [Бабаком]. [Тогда] сказал ему Бабак в невежестве своем и неведении, где он [оказался] и к чему понужден: «Разве подобный тебе ест со мной?» [Тогда] встал Сахл из-за стола и сказал: «Ошибся я, о царь. У тебя есть все права порицать раба твоего, ибо не из тех я, кто ест с царями». И привел [Сахл Бабаку] кузнеца и сказал ему: «Протяни ногу, о царь!» И [кузнец] заковал его в железо. [Тогда] сказал ему Бабак: «Предательство, о Сахл?» [Сахл] сказал: «О сын подлой, поистине, ты пастух овец и коров. Где тебе устраивать [дела] государства, заниматься управлением и командовать войсками?» И он связал [тех], кто был с ним и послал к ал-Афшину, сообщая ему, что человек у него. [Тогда] отрядил к нему ал-Афшин четыре тысячи всадников в железных [доспехах] во главе со [своим] заместителем, называемым Бумадах 54. Они взяли Бабака и [тех], кто с ним, и доставили их к ал-Афшину, и с ним — Сахл б. Сунбат. [Тогда] возвысил ал-Афшин положение Сахла, пожаловал его, украсил его, и [когда Сахл] отправился [восвояси], ал-Афшин вывел лошадь его своими собственными руками. Он снял с Сахла уплату хараджа и отпустил его. [Ал-Афшин] послал к ал-Му'тасиму птиц и написал ему о победе. И когда [известие] это прибыло к нему, зашумели люди, крича: «Велик Аллах!» Охватила их радость, и выказали они ликование. Написаны были письма в города о победе — Бабак ранее погубил [много] воинов государства. [Потом] повез ал-Афшин Бабака и Двинул воинов, [и] прибыли они в Сурра ман Ра'а, и это в двести двадцать третьем году (837/8). Встретил ал-Афшина Харун б. ал-Му'тасим 55, люди халифского дома и государственные мужи. Он остановился в месте, известном как ал-Катул в пяти фарсахах 56 от Самарры. И послан был ему серый слон, которого направил некий /57/ индийский царь к ал-Ма'муну. Был он огромным слоном, украшенным красным и зеленым бархатом и разноцветными шелками. И с ним — большая породистая верблюдица, украшенная [тем], что мы описали. Принесли ал-Афшину [еще] куртку красного бархата, тканную золотом, [с] шитой всевозможными [264] яхонтами и другими драгоценными камнями грудью, и куртку [похуже] первой, и огромную шапку, подобную бурнусу, с разноцветной бахромой. На шапку был нашито много жемчуга и драгоценных камней. И [ал-Афшин] надел на Бабака великолепную куртку и надел на брата его другую. Шапку водрузили Бабаку на голову, а на голову брату его — подобную и подвели ему слона, а брату его — верблюдицу. И когда увидел [Бабак] слона, счел его великим и сказал: «Что это за огромное животное?» Понравилась [ему] куртка, и сказал он: «Вот щедрость великого царя, [оказанная] пленнику, потерявшему мощь, униженному, [которого] обманула судьба, покинуло величие и одолели невзгоды. Поистине, это радость, причиняющая печаль». И выстроили для него в два ряда конницу и пехоту [с] оружием, [в] доспехах, со знаменами и стягами от ал-Катула до Самарры, единым строем, соединенным, непрерывным. Бабак — на слоне, а брат его — за ним на верблюдице. Слон качает Бабака между рядами, а он смотрит направо и налево, оценивает людей и снаряжение [их] и выражает сожаление и печаль, что не удалось ему пролить крови их, не боясь того, сколь многочисленны они на вид. Это в четверг двух ночей, прошедших от сафара двести двадцать третьего года (3.01.838). Люди не видели дня, подобного тому, и украшений, подобных тем.

И вошел ал-Афшин к ал-Му'тасиму, и он возвысил положение его и поднял место его. Привели Бабака и поставили перед халифом. [Тогда] сказал ему ал-Му'тасим: «Ты Бабак?» Он не ответил. И [ал-Му'тасим] многократно повторил это ему, но Бабак молчал. [Тогда] наклонился к нему ал-Афшин и сказал: «Горе тебе! Обращается к тебе Повелитель Верующих, а ты молчишь?» И он сказал: «Да, я Бабак». Пал ниц ал-Му'тасим при этом и приказал отрубить ему руки и ноги.

Сказал ал-Мас'уди: Читал я в Китаб ахбар Багдад («Книге известий [о] Багдаде»), что когда остановился Бабак перед [ал-Му'тасимом], он долго не говорил с ним, потом сказал ему: «Ты Бабак?» Он сказал: «Да. Я раб твой и слуга твой». /58/ Имя Бабака было ал-Хасан, а имя брата его — 'Абдаллах. Сказал [ал-Му'тасим]: «Обнажите его». [Тогда] слуги лишили его [бывших] на нем украшений и отрубили десницу его, а он ударил ею по лицу своему и сделал подобное этому с шуйцей своей. [Отрубили] треть ног его, а он катался в крови по плахе. Перед этим он произнес многие речи, искушая великими богатствами, но на слова его не [265] обратили внимания. И он принялся бить [тем], что осталось от рук его, по лицу своему. [Тогда] ал-Му'тасим приказал палачу вонзить меч меж двух ребер его ниже сердца, чтобы продлить мучения его. [Палач] так и сделал. Затем [халиф] приказал вырезать ему язык и распять члены его вместе с телом. И он был распят. Потом отнесли голову в Город Мира и водрузили на мосту, а после этого отвезли ее в Хорасан, [чтобы] носить по всем городам и весям его, ибо хорасанцы испытывали к [Бабаку] великое уважение [по причине] важности дела его, многочисленности воинов его, близости к уничтожению царства, перевороту веры и замены ее. Брата [же] его 'Абдаллаха отвезли вместе с головой [Бабака] в Город Мира, и совершил с ним Исхак б. Ибрахим 57, амир его, [то же], что совершили с братом его Бабаком в Самарре. Распято было тело Бабака на высоком столбе на окраине Самарры. Место это и поныне известно как Хашабат Бабак 58, хотя в это время ушли жители из Самарры и покинули ее обитатели.

Когда убит был Бабак, а с братом его было [так], как мы сказали, собрались у ал-Му'тасима витии и заговорили, и сказали [стихи свои] поэты. Из [тех], кто витийствовал в тот день, Ибрахим б. ал-Махди. Он сказал стихи вместо речи. [Вот] они:

О доверенный Аллаха, поистине,
Хвала Аллаху обильна,
Также и поддержка [Его]. И не
Перестанет Аллах поддерживать тебя
Против врагов. Дан
|Тебе] Аллахом помощник
На здравие. Устроил Аллах
Для тебя великую победу.
И эта победа — не видели
Люди победы подобной.
/59/ Вознаградил он ал-Афшина, доброго и ученого раба Аллаха.
И встретил там
Бабак день свой мрачный, грозный
59.
Это маула твой, которого застал ты
Стойким, терпеливым
Ради тебя, и меч [ал-Афшина], обагренный кровью,
Явил сияющее радостью лезвие
Нанес он удар, [который] навсегда озарил
Лицо его светом. [266]

[Ал-Му'тасим] увенчал ал-Афшина короной из золота, украшенной драгоценными камнями и венцом, в котором не было [иных] драгоценностей, кроме красного яхонта и зеленого изумруда оплетенных золотом, и надел [на него] две перевязи. Женил ал-Му'тасим ал-Хасана б. ал-Афшина 60 на Утрудже бинт Ашнас. Ее торжественно препроводили к нему, и была устроена для нее свадьба, переходящая [всякую] меру великолепием и красотой. Отличалась [Утруджа] красотой и совершенством. И о том, что радость свадебной ночи охватила приближенных людей и многих из простонародья, сказал ал-Му'тасим байты, описывая прелесть [жениха и невесты], красоту их и соединение их. И [вот эти байты]:

Отвели невесту к жениху,
Дочь главы — к главе.
Кто из них был, о если бы мне знать,
Знатнее сердцем и душой —
Хозяин ли это меча с украшенными драгоценностями ножнами,
Или обладатель великолепного пояса и [золотых пластин солнцеподобных].

В этом году — это год двести двадцать третий — выступил Туфил 62, царь ромеев, с воинами своими, и с ним — цари бурджан 63, ал-бур-гар 64, славян и других [народов], что граничили с ними, и остановился у города Зибатры 65, на хазарской границе, завоевал его мечом, убил старого и малого, увел [многих] в полон и совершил набег на окрестности Малатии 66. [Тогда] зашумели люди в больших городах [и стали] призывать на помощь в мечетях и жилищах. Вошел Ибрахим б. ал-Махди к ал-Му'тасиму и стоя прочитал ему длинную касиду, упомянув в ней [то], что поразило тех, кого мы описали, и побуждая его к одержанию побед и подстрекая к джихаду 67. И из нее:

/60/ О ревнивый Аллах, видел Ты, так пресеки
Поругание женщин и то, что над ними вершат.
Может быть мужи и были убиты за преступления свои —
Почему дети их погибают зарезанными?

Ибрахим б. ал-Махди — первый, кто сказал в стихах своих «О ревнивый Аллах». [Тогда] немедленно выступил ал-Му'тасим встревоженный, обвязавшись чалмой газиев 68, в белом нагруднике из шерсти, и встал лагерем на западном берегу Тигра, и это в [267] понедельник [после] двух ночей, прошедших от [месяца] джумада-л-ула двухсот двадцать третьего года (31.05.838). Подняли стяги на мосту и призвали [людей] в больших городах [вступать в ополчение] и идти вместе с Повелителем Верующих. [Тогда] потянулись к [ал-Му'тасиму] воины и ополченцы со всех [земель] ислама. [Ал-Му'тасим] поставил над авангардом своим Ашнаса от-Турки, а за ними следовал Мухаммад б. Ибрахим 69. Над правым крылом [войска халифа был] Итах ат-Турки 70, над левым его крылом — Джа'фар б. Динар ал-Хаййат 71, над арьергардом его — Буга ал-Кабир 72, и следовал за ним Динар б. 'Абдаллах, а над сердцем [войска был] 'Уджайф 73. Двинулся ал-Му'тасим от сирийской границы и вошел через Дарб ас-Салама 74, и вошел ал-Афшин через Дарб ал-Хадас 75, и люди вошли через другие проходы. Бесчисленны были люди и не определены множеством. [Есть] и преувеличивающий, и преуменьшающий. Преувеличивающий говорит — пятьсот тысяч, и преуменьшающий говорит — двести тысяч. Встретил ромейский царь ал-Афшина и вступил с ним в бои. Разбил его ал-Афшин и убил большую часть вельмож и слуг его. Защитил [царя] человек из христиан, называемый Насир, с сообществом сподвижников своих. Ал-Афшин не сумел захватить царя в тот день, когда побежал он, сказав: «Он — царь, а цари оставляют [друг друга] один для другого». И захватил ал-Му'тасим многие твердыни, осадил город 'Амурию 76, и Аллах открыл ее для рук его. Вышел к [ал-Му'тасиму] Лави ал-Батрик из нее и сдал [халифу город]. [Ал-Му'тасим] пленил главного вельможу из них, и он — ал-Батис, и убил из них тридцать тысяч. Пребывал там ал-Му'тасим четыре дня, разрушая и сожигая, и захотел он пойти на ал-Кустантиниййу, остановиться на заливе ее и [измыслить] хитрость, чтобы захватить [город] и с суши и с моря, однако пришло к нему [то], что обеспокоило его и отвратило от [того], на что решился он, и это дело ал-'Аббаса б. ал-Ма'муна, и что люди присягнули ему и что написал он ромейскому тирану. [Тогда] поспешил ал-Му'тасим двинуться к нему и заключить [в темницу] ал-'Аббаса и сторонников его. /61/ И в этом году умер ал-'Аббас б. ал-Ма'мун.

В двести двадцать пятом году (838/9) ввели ал-Мазйара б. Карина б. Бандархармаса 77, владетеля гор Табаристана, в Самарру, Ал-Ма'мун [ранее] дал ему должность, и он взбунтовался в дни ал-Му'тасима. Умножились воины его и расширились войска его. Написал ал-Му'тасим ему, приказывая явиться [к себе], но он не [268] пожелал. [Тогда] написал ал-Му'тасим 'Абдаллаху б. Тахиру, приказывая [начать] войну с [ал-Мазйаром]. И ['Абдаллах б. Тахир] направил к нему из Нишапура дядю своего ал-Хасана б. ал-Хусайна б. Мус'аба 78. Он остановился в городе ас-Сарийа 79 из городов Табаристана после многих сражений, бывших у него с ал-Мазйаром. И пришли [к] ал-Хасану б. ал-Хусайну соглядатаи его [с известием] о [том, что] Мухаммад б. Карин, и это ал-Мазйар, поехал на охоту с небольшой свитой. [Тогда] ал-Хасан напал на него и завязал с ним бой. И [ал-Мазйар] был взят в плен и отвезен в Самарру. [Тогда] донес он на ал-Афшина, что тот подстрекал его к восстанию и бунту из-за учения, на котором они соединились, и веры, на которой они согласились, из учений дуалистов 80 и огнепоклонников. Схватили ал-Афшина за день до прибытия ал-Мазйара в Самарру. На него донес писец его, именуемый Сабур. И бит был ал-Мазйар плетью, так что умер, после того как был он выставлен и распят рядом с Бабаком. Ал-Мазйар соблазнял ал-Му'тасима многими богатствами, которые он [обещал] доставить [халифу], если он дарует ему жизнь, но [ал-Му'тасим] не пожелал [этого] и произнес:

Поистине, львы — львы [из] чаши.
Их помыслы В день войны — об ограбленном, а не о добыче.

Столб Мазайара наклонился к столбу Бабака, и тела их сблизились. На том [же] месте был распят Батис, наместник 'Амурии, и столб его наклонился к ним. Об этом говорит Абу Таммам Хабиб б. Аус 81 из речения своего:

Исцелил он внутренности от страданий их,
Когда стал Бабак соседом Мазйара.
Второй [из] них в пустоте. И не было
Второго, ибо оба «они были в пещере»
82.
И они склонились друг к другу,
Словно чтобы скрыть
От Батиса известие из известий
83.

Умер ал-Афшин в темнице, после того как сделали ему очную ставку с Мазйаром, и [Мазйар] донес на него. И выставили [ал-Афшина] /62/ мертвым, и он был распят у Баб ал-'Амма. Принесли идолов, [которых], как утверждали, доставили для него, бросили [их] на него, и зажжен был огонь, [который) покончил со всем. [269]

В двести двадцать шестом году (846/7) умер Абу Дулаф ал-Ка-сим б. 'Иса ал-'Иджли. Был он господином родичей своих и главой рода своего среди 'иджл и прочих раби'а 84. И был он славным поэтом, отважным витязем и хорошим певцом. Он сказал:

Иногда видишь ты меня на аргамаке.
[Тогда] страшатся меня доблестные вожди.
В день [же] развлечения пью я из чаши,
И за ухом у меня стебелек мирта.

Было упомянуто, что [однажды] ударил Абу Дулаф [некоего] всадника [копьем], и наконечник [копья] достал другого всадника, бывшего позади [первого], и он убил их обоих. Говорит об этом Бакр б. ан-Наттах 85 в речении своем:

Сказали: «Нанизывает он двоих всадников.
[В] день ярости, и не видели мы его усталым.
Не удивляйтесь. [Ведь] если бы длина копья его [была] в
Милю, то нанизал бы он всадников на [целую] милю».

Упомянул 'Иса б. Абу Дулаф, что брат его Дулаф 86, и по нему прозывался по кунйе отец его Абу Дулаф, чернил 'Али б. Абу Талиба, унижал его [самого] и сторонников его и приписывал им к невежество, и что однажды сказал он, [находясь] в покоях отца своего, а отец его не присутствовал: «Поистине, они утверждают, что не чернит 'Али никто, разве что умалишенный. Вы знаете ревность амира — имея в виду своего отца — [а также то,] что он не выносит ни малейшего злословия ни на одну из жен своих. Я [же] ненавижу 'Али». Сказал ['Иса б. Абу Дулаф]: И не успел он [промолвить это], как вышел [к нам] Абу Дулаф. Увидев его, мы встали, и он сказал: «Я слышал, что сказал Дулаф. Разговор не обманывает, и известие касательно этого бесспорно. Он, клянусь Аллахом, [произошел] от прелюбодейства и месячных. Дело в том, что когда был я болен, послала ко мне сестра моя невольницу. Она мне нравилась. Я не сдержался и набросился на нее, а у нее были месячные, и она забеременела. Когда [же] проявилась беременность ее, [сестра] подарила [невольницу] мне».

Враждебность этого Дулафа к отцу своему, злоумышление на него и ослушание его [по причине] приверженности [Абу Дулафа] и шиизму и склонности к 'Али, достигла того, что он [стал] порочить [отца] после кончины его. Это то, о чем рассказывал [270] Мухаммад б. 'Али ал-Кухистани. /63/ Он сказал: Рассказывал нам Дулаф б. Абу Дулаф. Он сказал: Увидел я во сне пришедшего, [что] пришел ко мне после смерти отца моего. И он сказал мне: «Повинуйся амиру». Я встал [и отправился] с ним. Он ввел меня в дом, пустой и неубранный, повел по лестнице, потом ввел меня в комнату, на стенах которой [были] следы огня, а на полу — пепел. И вдруг [я увидел Абу Дулафа] голого, [сидевшего] склонив голову между колен. [Тогда] он сказал, словно спрашивая: «Дулаф?» Я сказал: «Дулаф». И он принялся читать:

Даже если бы мы умерли, нас оставили бы [в живых].
Смерть — отдых для всех живущих.
Но если бы мы умерли, то воскресли [бы],
И спросят с нас за все прегрешения.
Потом он сказал: «Понял ли ты?» Я сказал: «Да». И [тут] я проснулся.

Во [время] халифата ал-Му'тасима — а это в двести двадцать четвертом году (837/9) — умерли многие из передатчиков известий и лучших знатоков хадисов. Из них 'Амр б. Марзук ал-Бахили ал-Басри 87, Абу-н-Ну'ман Хазим б. Мухаммад б. ал-Фадл ас-Садуси, Абу Аййуб Сулайман б. Харб ал-Вашиджи ал-Басри 88 из ал-азд, Са'ид б. ал-Хакам б. Абу Марйам ал-Басри 89, Ахмад б. 'Абдаллах ал-Гудани 90, Сулайман аш-Шазикуни 91 и 'Али ал-Мадани 92.

В двести двадцать седьмом году (841/2) умер Бишр ал-Хафи 93 в Багдаде; был он из области Марва; и Абу-л-Валид Хишам б. 'Абд ал-Малик ат-Тайалиси в Басре — ему было девяносто три года; и 'Абдаллах б. 'Абд ал-Ваххаб ал-Джаджаби 94; и Ибрахим б. Йасарар-Рамади. [Было] сказано, что в [том году] была кончина Мухаммада б. Кусаййира ал-'Абди 95. [На самом деле] кончина его была в двести двадцать третьем году (837/8).

Сказал ал-Мас'уди: В двести двадцать седьмом году была кончина ал-Му'тасима — на Тигре, в его дворце, известном как ал-Хакани 96, в четверг восемнадцати ночей, оставшихся от месяца раби' ал-аввал (6.01.842). И [было] сказано: в два часа ночи четверга. Ему было сорок /64/ восемь лет. Сказано — сорок шесть, как мы предпослали в начале этой главы. Рождение его было в ал-Хулде в Багдаде в сто восьмидесятом году, на втором месяце года 97. Он восьмой из халифов и восьмой из потомков ал-'Аббаса. Умер он, [оставив] восемь сыновей и восемь дочерей. [271]

Об ал-Му'тасиме [сохранились] славные известия: о завоевании им 'Амурии, о войнах его до [принятия] халифата во время путешествия в Сирию и Египет, а также о другом, и о том, какие деяния он совершил после [принятия] халифата, и о добром житии и честном образе жизни его, как рассказывали Ахмад б. Абу Да'уд ал-Кади и Йа'куб б. Исхак ал-Кинди 98, который сообщил много замечательного в послании своем, озаглавленном Сабил ал-фада'ил («Путь добродетелей»). Мы привели все это в книге нашей Ахбар аз-заман и в ал-Китаб ал-Аусат. Мы привели [самое] замечательное из этого, указующее на прошлое, подстрекающее к извлечению урока из прошлого.

 

Комментарии

1. Марида бинт аш-Шабиб, мать ал-Му'тасима — см.: Ибн Кутайба. Маариф. С. 199.

2. Сурра ман Ра'а («Возрадовался, кто узрел» (Самарра) — знаменитый город, резиденция аббасидских халифов, который находится на восточном берегу Тигра, между Багдадом и современной Самаррой. См.: Violett H. Samarra // ЕI1. Bd. IV. S. 140—142.

3. Ал-Джаусак (Каср ал-Джаусак) — халифский дворец, находившийся на западном берегу Тигра, напротив Самарры. См.: Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate. P. 55.

4. Мухаммад б. 'Абд ал-Малик — вазир ал-Му'тасима и ал-Васика; попал в опалу при ал-Мутаваккиле; был известен образованностью. См. о нем: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. П. С. 342-344.

5. Ахмад б. Абу Ду'ад (776—854) — мутазилитский факих и кади, приближенный ал-Ма'муна и ал-Му'тасима. См. о нем: Zettersteen К. V. [— Pellat Ch.] Ahmad b. Abi Du'ad // EI2. Vol. I. P. 271.

6. Ал-Васик — аббасидский халиф (842—847). См. о нем: Zettersteen К. V. А1-Wathik bi'Lah // ЕI1. Bd. IV. S. 1226-1227.

7. Ал-Мутаваккил («Уповающий на Аллаха») — аббасидский халиф (847—861). См. о нем: Zettersteen К. V. Al-Mutawakkil // ЕI1. Bd. 111. S. 848-849.

8. 'Али б. ал-Джунайд ал-Искафи — надим ал-Му'тасима. См.: Пелла. VII. Р. 512. Возможно, что он упомянут у Ибн ан-Надима (Ибн ан-Надим. С. 262).

9. Ас-Савад — второе, помимо слова «ал-'Ирак», обозначение Месопотамии в арабо-мусульманских географических и исторических сочинениях. См.: Shaeder H. H. Sawad // ЕI1. Bd. IV. S. 197-198. Среди современных образованных иракцев распространена точка зрения, согласно которой топоним «ас-Савад»» (досл. «чернота») отражает древнее бедуинское впечатление от Ирака, страны финиковых пальм, плантации которых, обильные в этой стране, кажутся издали, при подъезде из пустыни, сплошными черными полосами.

10. Мухаммад б. Хаммад — хаджиб ал-Ма'муна, ал-Му'тасима и ал-Васика, в правление которого и умер. См. о нем: Пелла. VII. Р. 643.

11. Аххаррха.' — видимо, некое арамейское идиоматическое выражение, дословно значащее: «Ну и вода!». Информация д. и. н. А. С. Жамкочяна.

12. Хассан аш-Шаши (БМ — Джассас аш-Шаши) — по другим источникам не прослеживается. См.: Пелла. VI. Р. 243.

13. Халавайх ал-Мухаки — один из руководителей 'аййаров во время усобицы ал-Му'тазза и ал-Муста'ина. См. о нем: Пелла. VI. Р. 300. Упоминание его в данном контексте — явный анахронизм.

14. Указание на информатора, имя которого ал-Мас'уди опускает.

15. Сыны Марии (сыны Маримма) — род из ас-Савада, гордость которого вошла в пословицу. БМ. VIII. Р. 111; согласно сведениям, приводимым Ш. Пелла, бану маримма (а не марийа) были неким знатным и влиятельным иракским родом. См.: Пелла. VII. Р. 624. В Аййам ал-'араб упоминается род (клан) бану марина, живший в Хире в доисламское время (С. 11, примеч. 4).

16. Сказал по-набатейски — т. е. на одном из диалектов арамейского языка, на которых в то время говорило коренное население Ирака. См.: Церетели К. Т. Сирийский язык. С. 10.

17. Ашкал гарми тахутака — искаж. арамейск.: «Возьми себе мое тело вместо своего». См.: БМ. VIII. Р. 412, примеч. к Р. 114.

18. Абу Ну'айм ал-Фадл б. Дукайн — знаток хадисов; умер в правление ал-Му'тасима; отличался веселым нравом. См.: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. XII. С. 346—347.

19. Род Талхи б. 'Убайдаллаха в Куфе — потомки сподвижника пророка Мухаммада Талхи б. 'Убайдаллаха, происходившего из курайшитского рода бану тайм б. мурра. См.: Ибн Кутайба. Маариф. С. 119—121; Lev/ Delia Vida G. Talha // Ell Bd. IV. S. 693-694.

20. Бишр б. Гийас ал-Мариси (ум. 833) — видный ханафитский теолог и законовед. Carrade Vaux В. [— Nader А. N. and Schacht J.] Bishr b. Ghiyath al-Marisi // ЕI2. Vol. I. P. 1241- 1242.

21. 'Абдаллах б. Раджа' ал-Гудани — басрийский хадисовед. См. о нем: Пелла VII. Р. 471.

22. Ахмад б. Ханбал (780—855) — видный богослов и законовед, основоположник мазхаба (толка), названного его именем. См. о нем: Laoust H. Ahmad b Hanbal // EI2. Vol. I. P. 272-277.

23. Ночь с 12 на 13 декабря 834.

24. Шииты из ал-кат'иййа — одна из трех главных шиитских сект, образовавшихся после смерти седьмого шиитского имама Мусы ал-Казима (745—799), которая признавала реальность смерти Мусы и проповедовала преемственность имамата потомков 'Али б. Абу Талиба по прямой линии; сторонники этой секты являются предшественниками шиитов-имамитов. См.: аш-Шахрастани. С. 230.

25. Мухаммад б. ал-Касим б. 'Али б. 'Омар б. 'Али б. ал-Хусайн б. 'Али б. Абу Талиб — алид; следовал зайдитским воззрениям; поднял восстание в Талакане в 834 г., был разбит и захвачен в плен, однако бежал из заключения и исчез. См. о нем: Пелла, VII. Р. 661.

26. Талакан — город в иранской провинции ад-Дайлам, находящийся между Казенном и Абхаром. См.: Huart Cl. Talakan // ЕI1. Bd. IV. S. 693.

27. Наса (Ниса) — одноименные город и область на северо-западе Хорасана. См.: Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate. P. 394.

28. 'Абдаллах б. Тахир (798—844) — второй правитель из наместнической, однако фактически независимой от Халифата династии Тахиридов; крупный полководец и поэт. См. о нем: Marin В. 'Abd Allah b. Tahir // EI2. Vol. I. P. 52—53.

29. Рафидиты-кайсаниты — в источниках фигурируют два направления шиизма: рафидиты — совокупность ранних группировок имамитов; члены этих группировок были сторонниками «ясного указания» (ан-насс) на имамат 'Али и почитали двенадцать имамов, последний из которых, малолетний сын ал-Хасана ал-'Аскари (ум. 874) Мухаммад, скрылся и был провозглашен «скрытым имамом» и ал-махди. См.: аш-Шахрастани. С. 226; кайсаниты — шиитская секта, сторонники имамата Мухаммад б. ал-Ханафийи.

30. Мухаммад б. ал-Ханафийа (637—700/1) — сын 'Али б. Абу Талиба от взятой в плен Хаулы (из племени бану ханифа); после смерти ал-Хасана и ал-Хусайна считался главой алидского рода. См. о нем подробнее: Buhl Fr. Muhammad b. al-Hanafiya // ЕI1. Bd. III. S. 722-723.

31. Ал-вакифиййа (вакифиты) — шиитская секта, сторонники которой отрицали смерть седьмого шиитского имама Мусы ал-Казима (745—799) и не признавали имамат никого другого. См. об этом: аш-Шахрастани. С. 230.

32. Ал-Мамтура (мамтуриты, досл. «орошаемые дождем») — шиитская секта, сторонники которой сомневались в смерти Мусы ал-Казима и колебались относительно того, кто должен стать его преемником. См.: там же.

33. Ал-ма'навиййа (асхаб ал-ма'ани, «сторонники идей») — одно из направлений в мутазилизме. См.: там же. С. 70.

34. Ал-мухаммадиййа (мухаммадиты) — одна из группировок хариджитов. См.: там же. С. 120.

35. Китаб сирр ал-хайат (Книга тайны жизни) — сочинение ал-Мас'уди, в котором он рассматривал проблемы души и христианской Троицы. См. об этом: Pellat Сh. Al-Mas'udi // EI2. Vol. VI. P. 787.

36. Кайс (собственно, кайс 'айлан) — один из крупнейших племенных союзов так называемых северных арабов. См. об этом: Fischer A. Kais-'ailan // ЕI1. Bd. II. S. 698-703.

37. Ал-магариба (магрибинцы) — контингент халифской гвардии, второй по численности после тюркского; видимо, комплектовался из рабов-берберов и лично свободных арабов-выходцев из Северной Африки. См. об этом: Фарук 'О. Ал-Хилафа ал-'аббасиййа фи 'аср ал-фауда ал-'аскариййа (861—946). Багдад. 1974. С. 31. Информация была предоставлена к. и. н. Ф. Асадовым.

38. Ал-ашрусиййа — уроженцы Уструшаны, исторической области в Мавараннахре, располагавшейся к востоку и северо-востоку от Согда, между р. Сайхун (Сырдарья) и Гиссарским хребтом; главный город — Буджикат. См. об этом: Нег-матов Н. Н. Государство Саманидов. С. 38.

39. Ар-Разан — место под Багдадом. См: Йакут. Булдан. Bd. 11. S. 729—730.

40. Четыре фарсаха — около 24 км; фарсах — около 6 км. Хинц В. С. 72.

41. Ал-Катул — название четырех каналов, одного большого и трех меньших, которые в арабо-мусульманскую эпоху протекали недалеко от Самарры. См.: Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate. P. 57—57.

42. Ал-джарамика — галисийцы (так этот этноним переводится в БМ (III. Р. 66); использование его в данном контексте непонятно.

43. Монастырь 'Ади (Дайр 'Ади) — идентифицировать не удалось.

44. Сам б. Нух — библейский Сим, сын Ноя. См.: Joel В. Sam // ЕI1. Bd. IV. S. 128.

45. Табархан — город в окрестностях Мосула. См.: Йакут. Булдан. Bd. IV. S. 683.

46. Ал-Вазириййа — дворец ал-Му'тасима в Самарре. См.: Пелла. VII. Р. 753.

47. Арджан — река в северной Сирии. См.: Le Strange G. The Lands of Eastern Caliphate. P. 122.

48. Ашнас ат-Турки — тюркский военачальник времен ал-Му'тасима и ал-Васика; был наместником ал-Джазиры, Сирии и Египта, а также хаджибом. См. о нем: Пелла. VI. Р. 158.

49. Карх Самарра — первоначально Карх Файруз, населенный пункт, находившийся к северу от будущей Самарры и впоследствии ставший одним из ее кварталов; располагался на возвышенном месте. См.: Йакут. Булдан. Bd. IV. S. 256.

50. Ал-Баликан — деревня в горах, на юго-востоке Хорасана, в верхнем течении р. Мургаб. См.: Le Strange G. The Lands of the Hasten Caliphate. P. 414.

51. Ал-Афшин (Хайдар б. Каус) (ум. 841) — наследный князь Уструшаны, арабо-мусульманский полководец, победитель Бабака; обвиненный в отступничестве от ислама, был замучен голодом в Самарре. См. о нем подробнее: Barthold W. [- Gibb H. A. R.] Afshin // EI2. Vol. I. P. 241.

52. Сахл б. Сунбат — армянский владетель, захвативший и выдавший Бабака. См. о нем: Пелла. VI. Р. 399.

53. Армения (Арминийа) — об истории Армении в арабо-мусульманскую эпоху см.: Arminiya. II. 2. Canard M. Armenia under the Arab domination // EI2. Vol. I. P. 635-638.

54. Бумадах — см. о нем: Пелла. VI. Р. 211.

55. Харун б. ал-Му'тасим — имеется в виду будущий халиф ал-Васик.

56. Пять фарсахов — около 30 км.

57. Исхак б. Ибрахим — аббасидский чиновник и администратор. См. о нем: Пелла. VI. Р. 143.

58. Хашабат Бабак («Столп Бабака») — на основе доступных источников идентифицировать не удалось.

59. Кораническая аллюзия; см.: Коран, 76:10.

60. Ал-Хасан б. ал-Афшин — см. о нем: Пелла. VI. Р. 271.

61. Утруджа бинт Ашнас — см.: Пелла. VI. Р. 118.

62. Туфил — византийский император Феофил (829—842).

63. Бурджан — этноним не отождествлен; возможно, что имеются в виду дунайские болгары (булгары). См.: Бейлис В. М. Сочинения ал-Мас'уди как источник по истории Восточной Европы. С. 246.

64. Ал-бургар — название булгар (болгар), употребляемое ал-Мас'уди; в данном месте ал-Мас'уди путает дунайских булгар с волжскими. См.: там же. С. 239—240.

65. Зибатра — большой город-крепость, находившийся на реке Каракис (совр. Султан Су). См.: Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate. P. 121.

66. Малатийа — древний город, находившийся в верховьях Евфрата. См.: Honigman E. Malatya // ЕI1. Bd. III. S. 213-218.

67. Джихад — война «на пути Аллаха» во имя расширения влияния ислама. См. об этом подробнее: Mackdonald D. В. Djihad // ЕI1. Bd. I. S. 1087—1088.

68. Газий — руководитель или участник похода против неверующих (газвы). См.: Ghazi // EU. Bd. II. S. 139.

69. Мухаммад б. Ибрахим — один из военачальников ал-Му'тасима. См. о нем: Пелла. VII. Р. 636.

70. Итах ат-Турки (ум. 849) — хазарский раб, купленный ал-Му'тасимом в 815 г.; играл видную роль при ал-Му'тасиме, ал-Васике и ал-Мутаваккиле; был наместником Египта, начальником шурты в Самарре, хаджибом при ал-Мутаваккиле, начальником дворцовой стражи, начальником барида, смотрителем дворца; по возвращении из хаджжа в 848 г. был арестован, имущество его было конфисковано; умер в тюрьме от жажды. См. о нем: Пелла. VI. Р. 188.

71. Джа'фар 6. Динар ал-Хаййат — аббасидский военачальник, имя которого упоминается в источниках в связи с различными событиями, происходившими при ал-Ма'муне и ал-Му'тасиме; был воспет Абу Таммамом. См. о нем: Пелла. VI. Р- 244.

72. Буга ал-Кабир (ум. 862) — тюркский военачальник; играл важную роль при ал-Му'тасиме и его преемниках. См. о нем: Sourdel D. Bughaal-Kabir // EI2. Vol. I. P. 1287.

73. 'Уджайф [б. 'Анубиса] — военачальник, служивший ал-Ма'муну. См. о нем. Пелла. VII. Р. 498.

74. Дарб ас-Салама — название двух дорог, которые мусульмане часто использовали для вторжений на византийскую территорию из Сирии. См. об этом подробнее: Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate. P. 133—134.

75. Дарб ал-Хадас — дорога, шедшая вглубь Малой Азии от пограничной византийской крепости Адана; после взятия ее арабами-мусульманами во время правления халифа 'Омара б. ал-Хаттаба, крепость стала называться ал-Хадас, а дорога, шедшая от нее, получила также название Дарб ас-Салама («Путь Безопасности»). См. там же. Р. 121— 122.

76. 'Амурийа — византийский город Амориум, находившийся во Фригии; был захвачен и разрушен ал-Му'тасимом после осады, длившийся пятьдесят пять дней, в 838 г. См.: Amorium // ЕI1. Bd. I. S. 350.

77. Ал-Мазйар б. Карин б. Бандархармас (ум. 839) — правитель из княжеской династии Каринидов в Табаристане; поднял восстание, был взят в плен и казнен в Самарре. См. о нем подробнее: Minorsky V. Mazyar // ЕI1. Bd. III. S. 505—507.

78. Ал-Хасан б. ал-Хусайн б. Мус'аб — брат Тахира б. ал-Хусайна, военачальник ал-Му'тасима; взял в плен ал-Мазйара. См. о нем: Пелла. VI. Р. 272.

79. Ас-Сарийа — крупный город в Табаристане. См.: Le Strange G. The Lands of the Easten Caliphate. P. 370.

80. Дуалисты (ас-санавиййа)последователи манихейства, маздакизма и хуррамизма, которые чаще обозначались термином «занадика» (мн. ч. от «зиндик»); считались неверующими в Аллаха, в противоположность верующим «му'минун». См. об этом подробнее: Зиндик // Ислам: Энциклопедический словарь. С. 78.

81. Абу Таммам Хабиб б. Аус ат-Та'и ал-Джасими (ок. 804—846) — выдающийся арабский поэт. См. о нем подробнее: Ritter H. Abu Tammam // EI2. Vol. I. P. 153-155.

82. Коран, 9:40.

83. Диван Аби Таммам 1. С. 154.

84. Раби'а — одно из четырех племенных объединений так называемых северных арабов. См.: Пелла. VI. Р. 336.

85. Бакр б. ан-Наттах — известный поэт эпохи Харуна ар-Рашида; уроженец Басры, переселившийся в Багдад; знакомый Абу-л-'Атахии. См. о нем подробнее: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. VII. С. 90-91.

86. Дулаф б. Абу Дулаф ал-Касим б. 'Иса ал-'Иджли — нелюбимый сын знаменитого амира и вельможи; вариант истории о его вражде с отцом и сне о загробной судьбе родителя содержится у Ибн Халликана (Ибн Халликан. VI. Р. 44—45).

87. 'Амр б. Марзук ал-Бахили — известный басрийский хадисовед. См. о нем: Пелла. VII. Р. 530.

88. Абу Аййуб Сулайман б. Харбал-Вашиджи ал-Басри (ум. 838/9) — известный передатчик хадисов; при ал-Ма'муне был назначен кади Мекки, а затем, незадолго до своей смерти, был смещен. См. о нем подробнее: ал-Хатиб ал-Багдади. Т. IX. С. 33-37.

89. Са'ид б. ал-Хаким б. Абу Марйам ал-Басри (по др. источникам — ал-Мисри) — хадисовед. См. о нем: Пелла. VI. Р. 378.

90. Ахмад б. 'Абдаллах ал-Гудани — знаток хадисов, славившийся достоверностью передаваемых преданий. Пелла. VI. Р. 125.

91. Сулайман аш-Шазикуни — хадисовед. См. о нем: Пелла. VI. Р. 389.

92. 'Али ал-Мадани — известный хадисовед. См. о нем: Пелла. VII. Р. 512.

93. Бишр ал-Хафи (ок. 769—840) — известный суфий. См. о нем: Meier F. Bishr al-Hafi // EI2. Vol. I. P. 1244-1246.

94. 'Абдаллах б. 'Абд ал-Ваххаб ал-Джаджаби (в MX — ал-Джумахи) — хадисовед. См. о нем: Пелла. VII. Р. 473.

95. Мухаммад б. Кусаййир ал-'Абди — хадисовед. См. о нем: Пелла. VII. Р. 661.

96. Дворец ал-Хакани — видимо, имеется в виду дворец, возведенный ал-Му'тасимом в 836 г. на месте христианского монастыря в Самарре. См.: Le Strange G. The Lands of the Eastern Caliphate. P. 54.

97. Имеется в виду месяц сафар 180 г. х., приходящийся на 15.04—13.05.796г.

98. Йа'куб б. Исхак ал-Кинди (ум. после 870) — знаменитый арабо-мусульманский философ. См. о нем подробнее: De Boer Tj. Al-Kindi // ЕI1. Bd. II. 1095— 1096.

Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749-947 гг). М. Наталис. 2002

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.
Rambler's Top100