|
КОНСТАНТИН МАНАССИЯЛЕТОПИСЬПеревод на болгарский язык популярной
византийской хроники Константина Манассии (ХІІ
в.) был осуществлён в XIV в. В него были включены
краткие дополнительные заметки по истории
Болгарии. ТЕКСТ Царство Константина 1 Великого, первого христианского царя. И когда получил Константин престол отца своего Константа, узрел он Рим,
раздираемый междоусобными распрями. Ведь власть тогда была во многих руках
2
-принял бразды правления Маскенций, а с ним вместе - Север и Максимин. Константин же пошёл на
них с Маскенцием войной, победил и стал царём,
самодержавным владыкой и защитником пастырей
Христова честного стада. Первым из царей
ревностно принял он Христову веру, разорил
капища и закрыл храмы, где эллины приносили
жертву бесам, прекратил мерзкие, нечестивые дела
и скверные жертвоприношения. Как огромная труба,
окованная серебром, возвещал он Христову веру
повсюду, от одного края земли до другого. Жил в Риме некий Максим, первый среди вельмож. И
была у него жена, прекрасная лицом, обладавшая
бесчисленными добродетелями, добротой подобная
плодоносящему саду. Более же всего украшало её
целомудрие. Увидев её, восхищён был царь её
красотой и начал строить всяческие козни, чтобы
заполучить желаемое. Играл он однажды с мужем
этой женщины в кости и выиграл. У Максима не было
с собой золота, и взял царь в залог золотой
перстень. Но послал он этот перстень жене в знак
того, что она якобы должна явиться к царице. И что
же потом? Овладел ею царь, обесчестил силой. Узнав
об этом, Максим уязвился в самое сердце, воспылал
враждой к царю и стал плести против него сети
заговора. В конце концов, поразил он мечом царя,
удалив от него стражу и верных воинов, обесчестил
и жену его, Евдокию. Царица же, опозоренная и
оскорблённая, послала к Гейзериху
6, королю вандалов,
подстрекая его идти на Рим. И пришёл Гейзерих.
Взял Рим, поработил безжалостно. Пленил и саму
царицу, и её дочь. Царство Анастасия С тех пор, как расстался Зенон
9 с жизнью и венцом,
перешла Римская держава к Анастасию
10,
которого прозвали разноглазым, ибо один глаз был
у него чёрным, а другой – скрыт бельмом. Когда
женился он на Ариадне, первой своей царице, то
пожелал, дабы всё было по закону и вере, но помалу
открыл зловещую суть свою и сделал все дурные
обычаи сердцевиной своего правления, ибо с
самого начала носил в сердце семена треклятой
Евтихиевой ереси
11.
От этого мрачные облака и бури свирепые, волны
тяжкие сотрясали плывущий бурным морем корабль
православия… И назвал Мизий себя царём И занял престол Мизий, муж с Сицилии 12, радостноокий и ликом прекрасный. Однако наслаждался он властью не долго, но как роза, что, замёрзнув, быстро опадает, увял и исчез бесследно. Царство Константина Бородатого И снова принял сын Константа скипетр. Звался
этот царь смолоду Константином. С сильной ратью
прибыл он на Сицилийский остров и всех убийц и
предателей царя – отца своего покарал праведно,
и с ними – злодея Мизия. Прозвали самодержца
этого в народе Погонатом, ибо, как говорили,
отправился он на битву с Мизием, младоликим и
безбородым юношей, а возвратился, красуясь
мужской бородой. Царство Льва-иконоборца 13 Но вскоре и Феодосий, едва вкусив власти,
оставил царский престол, ибо замыслил предать
его звероименный Лев из Исаврии, и душой, и нравом
звероподобный, увенчанный саном патрикия и
воеводы, начальника войск Востока.
Единомышленника и споспешника обрёл он в
Артавазде, муже из славных. Когда же захватил
зверь скипетр греческий, связал он сообщника
браком со своеё дочерью, так отблагодарив его.
Испугавшись дерзости и звериного нрава Льва,
оставил царь Феодосий мучителю престол и венец
своей волей, без оружия и брани, и облачился в
чёрные одежды вместо багряных, едва смочив губы
свои мёдом власти и не успев на языке ощутить
сладость. Когда же перешли ко Льву греческие
богатства, ох, Божьими судьбами с тех пор
обрушились на церковь буря тяжёлая с лютым
ветром и свирепым дыханием и облака громоносные,
несущие погибель, и тучи мрачные, рождающие
убийства людей и бедствия. Лилась из них вместо
дождя кровь, ибо носил в себе этот треклятый царь
Лев, как мне кажется, переполнявшие его умыслы
против Христа и честных его икон. Царство Льва, сына Константинова 15 [При этом царе Льве был князем болгар Кардам 16.] Царство Никифора Геника 17 Колесо власти, катясь по неровным дорогам,
вращается и возносит одного, низвергая другого.
Однажды настигло и вознесло оно Никифора –
человекоубийцу, злонравного, придерживающегося
дурных обычаев, раба золота. Сребролюбца,
жестокого и косноязычного. Как Мидас
18,
некогда владевший Фригией, торговал он
должностями Города
19,
воздавая почести не по заслугам, а по богатству.
Только о золоте он говорил грубым языком своим,
на золоте ел, и даже во сне торговал им. Всем
казался он озабоченным и унылым, но стоило
кому-то прийти с вестью, что где-то спрятано
золото, тут же веселел он лицом, и туман уныния не
застилал более глаз его. И начинал он с уловками и
кознями злонамеренно подбираться к золоту, чтобы
добыть его и присвоить его, где бы оно ни
находилось. О, корыстолюбие! Заставил он
византийцев нести груз тяжёлой подати,
неоправданной, неудобной для уплаты. Собирая
деньги якобы для обновления обветшалых стен
(дикерато
20,
как называют этот налог государи), всё складывал
он под ключ, не вынимая потом на свет Божий ни
серебра, ни золота, ни златотканых одежд. Как
говорили об этом в народе, много следов
оставалось от входивших к нему и никаких – от
выходивших. Не платил он жалования и воинам, что
должен был, и это привело к злонамеренному
роптанию и губительной крамоле. И, собравшись
вместе, просили они громкими криками стать царём
Вардания, бывшего тогда воеводой, даже требовали
этого силой. Тот же, не испытывая честолюбивого
стремления и зная о превратностях судьбы, пришёл
к некоему Божьему человеку, богоносцу, щедро
озаряемому духовным светом, и открыл ему свои
сокровенные мысли, рассказав ему обо всём – и о
крамоле, и о мятеже, и о своём искушении. Услыхав
это, старец, почтенный умом и седовласый, кикнос
духовный, поющий о Божественном (лебедя называют
кикнос), отговорил его и посоветовал ничего не
предпринимать, дабы не лишиться зениц очей своих,
не погубить и не потерять всего. Увидев же, как
рассердился на это Варданий, а конь его закусил
удила, так сказал старец воеводе: «Хотя ты и
военачальник, прекрасный и великий, не
достигнешь ты власти, даже если будешь
добиваться этого тысячи лет. Знаешь ли ты трёх
мужей – своих помощников? Имена им – Лев, Фома и
Михаил. Лев первым из них примет власть, после
него отойдёт держава Михаилу, Фома же третьим
дерзнёт присвоить царское имя, но до конца волю
свою воплотить не сможет, и угаснут зеницы очей
его». И всё, что свозгласила движимая Духом
Святым труба, сбылось в своё время. Косноязычный
же царь Никифор начал жестокую войну с болгарами,
жившими вблизи Истра, и стал добычей для оружия и
пищей для меча, оставив скипетр сыну своему
Ставракию. Но и Ставракий, увы, скоро скончался,
така как был пронзён копьём и погиб в этом же бою
21. Царство Михаила Рангаве 22 Власть же улыбнулась Михаилу Рангаве, мужу Никифоровой дочки. И увидел тогда Византий день свободный, бескровный, не затянутый мужеубийственными, мрачными и тёмными облаками. Увидел тогда Византий день свободный, в лучах и сиянии святых даров. Ибо был Михаил добрым, светил всем, был тихим и кротким, не веселился видом крови, не радовался убийствам, но был как живая изгородь, Богом насаждённая, как пажить благодатная, как почва, напояемая водами боготочными. Но вновь поникла роза прежнего времени, как растение, влагой орошаемое, от зноя увядает. Словно цветок, распустился он и исчез, как будто дым или сон. Взошёл же плевел, покрытый частыми шипами, свирепо жалящий терновник, уязвляющий сердца. Ибо рвался к власти Лев звероимённый, лютый пожиратель Христовых овец. Увидев дерзость и стремление иступленного мучителя, царь Михаил своей волей уступил ему вожделенный престол, исполняя Христовы Божественные законы. Так явился он гонителю как второй Кастор. Как говорят древних писателей книги, есть такой зверь, называемый Кастор [то есть бобёр]. Его семенники плодные, сиречь тайный член, применяются для излечения некоторых неисцелимых болезней. Знают об этом многие из ловящих зверей; он гонят животное в сети, сплетённые изо льна, используя в помощь борзых собак. Кастор же, зная о причине охоты, и видя, что не избежать ему сетей ловецких, отгрызает семенники и детородный член и бросает их охотникам, а сам спасается бегством. Этой жертвой избавляется он от сетей хитросплетённых и песьей гоньбы. Царство Льва Армянина 23 иконоборца Так и Михаил по своей воле оставил венец Льву,
зверообразному и злоименному, зловредной
поросли из армянских пределов. И ожил вновь злой
корень прежнего плевела, вновь изверг терновник
побеги ещё острее прежних. И вознамерился
задушить золотой плод, и вновь зашевелился хвост
змеиный (говорю я о мерзости и иконоборчества).
Будто огромная ползучая гадина, страшная, с
развёрстой пастью, шипя, пытался он поглотить
церковь, как птенца из гнезда птицы редкопёрой.
Зарывали иконы святых и Христа в землю,
замазывали известью, сжигали огнём. Отыскивали в
пещерах жилища церковные и обители душ, живущих
ангельским образом. и изгоняли почитателнй
святых икон. И рыдала тогда церковь. дочь Божья, и,
плача, роняла слёзы, и вместо прекрасных одежд
невесты носила вдовье покрывало. Скорбен был
тогда и лик звёзд небесных, и взирали они на замлю
потемневшими очами. Царь греков Михаил Михаил же, став владыкой из узника, свободным
вышел из темницы, царём и самодержцем. Так
случилось, а потом? И Михаил ненавидел святые
иконы, но не питал ненависти к тем, кто им
поклонялся, не обагрял тела кровавыми ранами.
Немало битв проиграл он. Став игрушкой и
посмешищем для агарян, ибо часто разбивали они
греческие полки и уводили в плен военачальников.
Трусливым и мягкосердечным называли властителя,
и от этого Михаил страдал болью сердечной,
терзаниями душевными и горестями скорбными, но
держался злотворного недоверия, скрывавшего его
от очей божьих. И началась великая буря, и
затрепетало сердце его, словно утлая ладья среди
волн, ибо Фома
25,
о котором шла речь выше, человек зловредный и
пылающий дерзостью, воинскую силу собрав
отовсюду, мужей кровожадных, непоколебимых и
храбрых сердцем, безжалостных убийц, дерзких и
бесстрашных в бою, напал на Михаила, устремившись
на него, как вепрь с лугов или из густой дубравы,
или как львёнок с гор, вскормлённый кровожадной
львицей, и осадил все фракийские города, с
кораблей или войсками по суше. И набросившись на
них в свирепом озлоблении, поработил, разорил, и
разрушил их достигнув града славного. Но если Бог
Всесильный воспротивится смертному, то, как
паутина, непрочным становится всякий замысел и
дело. И Фоме не споспешествовала Божья благодать,
на песке строил он башни своих замыслов и на
зыбкой почве возводил их основы. Потому и
воздвигнутое им было на его же глазах разрушено,
а сам он, осквернив убийством войнолюбивые длани
и окрасив кровью копья своих воинов, был схвачен
и лишён глаз. Угасли светлые зеницы его, а потом
был он казнён мечом. Царство Михаила, сына Феофилова 26. [При этом царе Михаиле и при матери его
крестились болгары. С тех пор и доныне прошло 511
лет. Но стоит рассказать и о Василии
27, откуда он был родом
и кто были его родители, каков был род его. Вышел
он из села Липра, лежащего близ главного града
македонского, который сперва носил имя Ореста, а
когда Адриан, греческий царь
28, отстроил его, он
даровал городу своё имя. Родители же, посадившие
это доброплодное древо, был не из знатных, ни
овечьих стад не имели, ни нив или сёл, но жили
своим трудом в нищете и скудости. Вскоре после
того, как они оставили земную жизнь и
преставились, болгарский князь Крум пошёл войной
на все земли, подвластные грекам, погубил весь
цвет юношества, многих из них обратив в рабскую
долю. Попал и Василий вруки болгар, как
златоперая птица в лютые сети охотничьи. Но
вырвавшись из злых сетей болгарских, взлетел он и
достиг греческих пределов. Нищий, он нанялся на
работу, но исполняя в страданиях многие службы,
понял, что сеет труд свой в бесплодную землю, и
ушёл от сородичей и из родных краёв. Оставив всё
прочее как малое и бедное, он, словно к
избавлению, устремился к Византийскому граду.
Оказавшись внутри стен городских, получил он
благоразумный совет, как познать суть вещей,
узнал, сколь почётен царский сан. Спал же Василий
здесь беззаботно, разодранным рубищем покрытый,
не имея за пазухой ни серебра, ни золота, лишь на
руки свои надеясь и ими зарабатывая на
многотрудную жизнь свою. Ночевал же он на некоем
одре, из камней сложенном, у ворот святого
Диомидия. И однажды ключника, там жившего,
посетил вещий сон, будто кто-то повелел ему
немедля проснуться и ввести в город царя. Вскочил
с постели ключник, побежал к храму, но нашёл там
Василия, храпящего на убогом одре, нищего и с
немытыми ногами, грязного и в рубище. Явившееся
ему во сне счёл ключник обманом и вернулся домой,
но сон опять посетил глаза его и вновь принёс то
же видение. И повторилось так трижды. Лишь тогда
понял ключник, что это неспроста, ввёл Василия
внутрь и поселил в городе. Был же Василий
доблестным, храбрым, сильноруким, с мощными
дланями, твердогрудым, с крепчайшими мышцами.
Поэтому, постепенно проявив свою силу, стал он
известен всем тамошним сановникам. И зачем долго
рассказывать? Узнал о нём и царь Михаил и сперва
поручил ему попечение о своих конях, то есть
назначил его комисом
29, а также и
паракимоменом
30,
что у греков – высокий сан. Впоследствии же и сам
царь часто проводил с ним время. Возненавидев
царя Михаила как пьяницу и бражника, азартного
игрока и устроителя зрелищ, Василий вонзил в
утробу его меч и до срока захватил власть… Царство Льва Мудрого 32, сына Василия. [Этот царь Лева изменой вывел венгров против
Симеона, царя болгар, который много раз побеждал
его войско. И одолели его венгры, пленив многих
болгар, а сам он укрылся в Дристре. Но Симеон
снова пошёл на венгров, захватил их земли, а самих
разгромил. Вернувшись же оттуда, вновь вступил он
в битву с греками и победил их.] [При этом царе Константине Симеон, царь
болгарский, миром вошёл в Царьград, и принял
благословение от патриарха, и обедал с ним. Выйдя
же оттуда, стал опустошать Греческие земли, и
произошла битва, и дважды разбил он греков
наголову.] [Внучка этого царя была женой Петра, царя
болгарского. [При этом царе Романе умер болгарский царь Пётр,
сыновей же его – Романа и Бориса, бывших
заложниками в Царьграде, отпустили восвояси.] [При этом царе Никифоре завоевали русы
Болгарскую землю
36.
Дважды за два года царь Никифор наводил
Святослава на болгар.] И возложил на голову свою венец Цимисхий, и
вновь арабы увидели его воюющим, и вновь сирийцы
вкусили его острейшего меча, и вновь князь их
Хавдан бежал второпях. Царь сей обнажил меч
против врагов и устрашил всех варваров, живущих
рядом с греками, заставил их забыть о гордости и
раздвинул во все стороны потеснённые
супостатами греческие рубежи, присоединив
бесчисленные селения, и даже у вод Тигра воздвиг
укрепления. Устрашены копьём его были
киликийские стражи, потрясла мощь его арабских
военачальников, покорился финикиец мощной его
руке, бежал от копья его блестящего сириец,
видели его Эдесса
38
и Ефратская долина, которую заполнил топот
греческих коней, напившихся воды ефратской.
Видели его Дунай и скифы, близ Истра живущие,-как
целые полки изрубил он и воевод разгромил,
перебил и устрашил супостатов, побеждая. Тогда
струи речные в кровь превратились, и алым стал
Истр, то есть Дунай. Греки ликовали в долинах
Истра, варварские же сердца был объяты страхом.
Таким был Цимисхий, пастырь, зверей отгоняющий,
охраняющий своих овец, бодрствующий век не
смыкающий, челюсти сокрушающий звериные… Царство Василия и Константина, сыновей Романа. …И потом много бывало войн, и сталкивались
власть имущие в междоусобных битвах. Была
подчинена арабским мечом Азия, посягали на
греческие рубежи сирийцы, болгары же посягали на
Подунавье и захватывали земли Фракии, лежащие
близ их границ. Царь оказался посреди этого, как в
пучине бурной ладьи, как птенец в пасти змеиной.
Но внезапно воссияла после зимы весна, вместо
бури дохнуло глубокой тишиной, навевающей на
всех спокойствие. И склонился перед жезлоносцем
Варда, и все повиновались царствующему. Подчинил
Василий и арабов-язычников, видели его и
фасидские сладкие воды, и земли финикийские, как
огня, страшились его иверы, боялись таврийские
скифы, в бег обратился гордый иверский князь. Так
вскоре прошёл он всю Азию, не давая глазам своим
покоя, ни век не смежил, ни сна не знал, пока не
прогнал волков, овец терзающих. Узнали его мощь и
сильные болгары, покрылись их кровью поля, как
лес поваленный лежали их трупы повсюду, болота
натекли из пролитой крови. И было их не меньше,
чем дарданцев после боя с Ахиллом под градом
Троянским, что на Скамандре. Тогда греческие
воины, вооружённые и безоружные, ликуя, шли по
Фракии свободным шагом. Но ненадолго смирил он
варварскую дерзость, ибо увидели они гибель
своих воинов и вновь издали ратные кличи, и вновь
выкриками возгласили начало битвы. И опять
Василий опоясался мечом, надел доспехи из тонкой
стали и взял звонкий щит, как победоносный и
храбрый Арес. И всё поле было оковано железом, и
ничего не оставалось в царских кладовых. Как юная
дева, избегающая мужского взгляда, смачивает
волосы утренней росой, так многих омылись
древлебагряной миррой, и вновь начались
ожесточённые битвы, и человекоубийства, и варвар
показывал дерзость души свирепой, как козёл, в
брюхо которого по древко вонзили копьё. Комментарии1 Речь идёт о римском императоре Константине Великом (306 – 337). 2 В начале IV в. государственное устройство Римской империи определялось т. н. тетрархией-совместным управлением четырёх государей: двух кесарей и двух августов. Константин, ловко используя противоречия между тетрархами, разбил их поодиночке и стал единоличным властителем. 3 Напротив Византии на азиатском берегу Босфора располагалась основанная в VII в. до н. э. греческая колония Халкидон, которую Геродот назвал «городом слепых», имея в виду, что колонисты не заметили гораздо более удобного места на европейском берегу. 4 Константин перенёс свою столицу из Рима в Константинополь и всячески способствовал превращению города в новый имперский центр – преемник Рима. 5 Имеется в виду византийский император Феодосий II (408 – 450). 6 Гейзерих – король вандалов (428 – 477), германского племени, основавшего своё королевство в Северной Африке. В 455 г, его войска взяли и разграбили Рим, уничтожив многие памятники культуры (отсюда – нарицательное значение слов «вандалы» и «вандализм»). 7 По преданию, основателем Рима был Ромул, незаконнорожденный сын бога войны Марса и жрицы Реи Сильвии. Последним же императором Рима стал несовершеннолетний Ромул Августул, в 476 г. свергнутый вождём наёмного германского отряда Одоакром, который отослал императорские регалии в Константинополь, прекратив тем самым существование Римской империи. 8 Переадресовав похвалу византийского летописца болгарскому царю Ивану Александру, переводчик хроники подчеркнул роль болгарской столицы Тырнова, как соперницы византийского Царьграда. 9 Зенон-византийский император (474 – 491). 10 Анастасий-византийский император (491 – 518). 11 Император Анастасий поддерживал т. н. монофизитство, раннее направление христианства, отрицавшее богочеловеческую природу Христа и считавшее его только Богом. Основателем монофизитства, осуждённого как ересь в 451 г., был архимандрит одного из константинопольских монастырей Евтихий. 12 В 668 г. в Византии произошла попытка государственного переворота во главе с военачальником Мизием ( Мизизием). Император Констант II был убит, но его сын Константин подавил заговор и стал императором под именем Константина IV Погоната (бородатого). В его царствование (668 – 685) протоболгарская орда Аспаруха переправилась через Дунай в земли, подвластные Византии. Заключив в 681 г. договор с империей, Болгария узаконила своё государственное существование. 13 Лев Иконоборец – византийский император Лев III Исавр (717 – 741). Будучи одним из наследников императора Феодосия III (715 –717), он сверг его и стал во главе империи в момент решительной борьбы с Арабским халифатом (в болгарском переводе арабы названы куманами), заключив союз с Болгарией. С 726 г. Лев Исавр начал проводит в отношении церкви политику т. н. иконоборчества, выражавшую интересы провинциальной аристократии, духовенства и отчасти народных масс, недовольных чрезмерным усилением константинопольской церкви. 14 Иконоборческая политика была осуждена западной церковью. 15 Имеется в виду византийский император Лев IV (775 – 780). 16 Кардам – болгарский хан (777 –802). 17 Никифор Геник- византийский император Никифор I (802 – 811). 18 Мидас – легендарный царь малоазиатской страны Фригии, славившийся своим богатством и жадностью. По преданию, он добился от богов волшебного дара превращать любую вещь в золото своим прикосновением и едва не умер от голода, но был помилован. 19 Византийцы называли свою столицу просто Городом. 20 Дикерато – налог для ремонта городских стен. На самом деле его ввёл ещё Лев III. 21 В 811 г. император двинулся на Болгарию, временно захватил её столицу Плиску, но на обратном пути был наголову разбит войсками болгарского хана. Крума. 22 Михаил Рангаве- византийский император Михаил I (811 –813). 23 Лев Армянин-византийский император Лев IV (813 – 820). 24 Михаил из Амореи- византийский император Михаил II (820 – 829), происходивший из малоазиатской области Амореи. 25 Фома – В 821 г. в Малой Азии под руководством полководца Фомы Славянина вспыхнул мятеж против императора Михаила II. Он был подавлен при деятельном участии болгарского хана Омуртага. 26 Имеется в виду византийский император Михаил III (842 – 867). 27 Василий-византийский император Василий I ( 867 – 886). 28 Имется в виду Адрианополь (Орестиада) – крупнейший центр византийских владений на юго-востоке Балкан. Болгарское название-Одрин, современное турецкое – Эдирне. 29 Комис – придворный чин, казначей императора. 30 Паракимомен – постельничий. 31 Сведения о крещении какой – то части русов в 60-е годы IX в. сохранились в византийских и русских источниках. Возможно, речь в них идёт о русских княжествах Причерноморья (т. н. «Готской Руси»). 32 Лев Мудрый-византийский император Лев VI (886 – 912), известный своей литературной и законодательной деятельностью. 33 Константин-византийский император Константин Багрянородный (945 – 959). 34 Роман Лакапин- византийский император Роман II (959 – 963). 35 Никифор Фока-византийский император Никифор II (963 – 969). 36 Упоминание о походах на Балканы киевского князя Святослава Игоревича в 969 – 971 гг. 37 Иоанн Цимисхий-- византийский император (969 – 976). 38 Эдеса-город в Северном Междуречье. Текст воспроизведен по изданию: Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы 9 -18 веков. М, 1990 г. |
|