Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

«Учебное заведение, которое будет полезно детям знатных родителей»

Проект Г. Ф. Миллера. 1748 г.

10 ноября 1747 г., через три месяца после утверждения императрицей Елизаветой Петровной «Регламента Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге», Г. Ф. Миллер был назначен ректором академического Университета и оставался на этой должности три с половиной года до 5 июня 1750 г. 1 Из сохранившихся документов в Петербургском филиале Архива РАН (ПФА РАН) видно, как добросовестно, вникая в каждую мелочь, Миллер исполнял свои обязанности. Он составлял ежегодные учебные планы, включая в них новые учебные дисциплины, не предусмотренные Регламентом Академии 1747 г., заботился о подборе достойных преподавателей и «выбивал» для них жалование, хлопотал о ремонте и приспособлении помещений для лекций и занятий студентов, выписывал необходимые книги и инструменты. По предложению Миллера в доме Строгановых на стрелке Васильевского острова вблизи Академии, где с 1747 г. и в течение последующих 10 лет помещались Университет и Гимназия, были устроены аптека и лазарет для больных студентов. А чтобы студенты «за провизией не сами по рынкам ходили и не сами б стряпали и не теряли б от того в науках время», по указанию Миллера был взят на службу повар с жалованием 50 руб. в год. Для оповещения студентов и преподавателей о начале и конце лекций во дворе по распоряжению ректора был повешен колокол. Миллер следил за учебными занятиями студентов и хорошо знал каждого, о чем свидетельствуют составленные им характеристики и обстоятельные отчеты об их успехах, заботился об улучшении жилищных и бытовых условий воспитанников, важным стимулом в работе студентов считал поощрение наиболее даровитых из них 2. [5]

Самую большую трудность во все годы существования академических Университета и Гимназии представляло комплектование состава студентов. Для обучения в Академии их отбирали в духовных семинариях. Миллер стремился расширить состав студентов. Для привлечения в Университет молодых дворян он предложил открыть для них при Академии специальный пансион. Этот проект, который носит название «Проект пансиона для детей знатных особ при Академии наук», стал первым документом, составленным Миллером для академических учебных заведений и вообще первым педагогическим проектом ученого. Он написан на немецком языке и хранится в его фонде в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА).

3 февраля 1748 г. на заседании академической Канцелярии рассматривалась инициатива Миллера. Было отмечено, что в «Регламенте и штате Академии» не предусмотрена должность эфора (начальника пансиона) и эконома, да к тому же и нет средств, чтобы снять необходимый для этого отдельный дом. Было решено, как записано в протоколе, «предложение профессора Миллера за показанными невозможностями отставить» 3.

Документ публикуется в переводе с немецкого языка, выполненном Г. И. Смагиной и Г. И. Федоровой. Публикация подготовлена в рамках проекта РГНФ № 05-03-03017а.

Публикацию подготовила кандидат исторических наук Г. И. СМАГИНА.


Проект пансиона для детей знатных особ при Академии наук

[1748 г.]

(Проект не датирован. Но в журнале академической Канцелярии за 1748 г. встречается упоминание о нем и дата его представления в Академию — 13 января 1748 г)

Согласно утвержденного Ее Императорским Величеством Регламента 4 в Академии наук было принято распоряжение содержать при Гимназии 50 детей 5, а при Университете — 30 студентов. Однако для этой цели предназначены лишь дети бедных людей, а что касается детей богатых и знатных, есть приказ, по которому им надобно учиться при Академии за свой счет, но без платы за учение. Поэтому нет сомнения, что таким милостивым и мудрым распоряжением все знатные и богатые родители будут отменно довольны. Ныне речь идет о том, чтобы полностью устранить все затруднения, до сих пор мешавшие той пользе, каковую по всей справедливости должны бы получить от Академии и дети знатных родителей. К таковым затруднениям следует причислить: 1) крайнее неудобство, проистекающее из удаленности здешнего места 6, так как дважды на дню приходится сопровождать юношей в Гимназию или на академические лекции в Академию, а затем, по окончанию оных, забирать их; 2) что тем самым родителям стало ненамного легче, поскольку им, несмотря на все это, приходится содержать для своих детей еще учителя или гувернера, коему вменено неустанно присматривать за занятиями [6] детей дома; 3) вряд ли будет хорошо, если с детьми знатных родителей будут обходиться равным образом, как и с детьми простонародья. Честолюбие стремится к превосходству, и действительно надобно опасаться, что знатные юноши из-за долгого общения с детьми простолюдинов могут перенять у них в нравственном поведении нечто мужицкое, от чего позднее не так легко отделаться путем обучения и наставления 7. Поэтому, дабы устранить всяческие неудобства, несомненно, было бы желательно назначить при Академии кого-нибудь, кто мог бы взять детей знатных родителей к себе на пансион и за умеренное вознаграждение заботиться об их пище, питье, жилище, дровах и свечах, а по требованию и о белье и обслуге, и кто бы мог строго присматривать за ними, за их поведением и учебой. Таковую необходимость уже давно поняли при Академии, и сразу же после ее основания назначили начальника учебного заведения (эфора), коему было положено руководить поведением знатных детей. В те годы служил в Академии некий эконом, у которого они могли столоваться, и когда у того эконома вместе с юношами за столом сидели профессора и адъюнкты, то такое застольное общество для знатных молодых людей было не без пользы 8. Но таковой порядок продолжался недолго, поскольку начальник заведения был переведен куда-то на другую должность, профессорское застольное общество распалось, а затем умер и эконом. По собственному опыту могу твердо сказать, что сейчас более, чем когда-либо, многие знатные господа не знают, что делать со своими детьми и, наверняка, желают, чтобы при Академии нашелся бы человек, кому бы они могли отдать своих детей на содержание в пансионе и доверить их целиком его присмотру. Итак, поскольку мне доверено руководство (ректорат) Университетом, и в мои обязанности входит забота о воспитании и наставлении российского юношества, то ниже я излагаю свое мнение по поводу того, как следует обустроить при Академии такое учебное заведение, которое будет полезно прежде всего детям знатных родителей.

1. Это учебное заведение во всем должно зависеть от Академии наук и быть размещено в доме, арендуемом Академией, ибо тем самым оно приобретет официальный статус и авторитет и будет освобождено от многих тягот, каковым подвержены дома частных лиц.

2. В этом доме должны получить бесплатное жилье как тот, кому будут поручены пансионеры, так и сами пансионеры. Это снизит расходы и будет обоюдовыгодным; и такое учебное заведение будет подобно коллегиям при иноземных университетах.

3. При таком государственном учебном заведении не худо выдавать бесплатно дрова и свечи, ибо трата сия умеренна, а пользу она принесет многим.

4. Дом для пансионеров должен находиться вблизи Академии, и для этой цели, вероятно, самым удобным был бы дом Голицына, расположенный рядом с домом Демидова; но поскольку Академия решила снимать часть дома Лопухина, то было бы не худо арендовать и его другую часть для оного заведения 9. [7]

5. Должность начальника сего заведения и должность эконома можно бы легко совместить, если бы Академия для ведения хозяйства назначила бы сведущего в науках человека, да притом ведущего добропорядочную жизнь и имеющего семью.

6. За свои труды в этом учебном заведении начальник будет получать от Академии жалование, к тому же его можно использовать и как преподавателя.

7. Пансионеров следует принимать столько, сколько объявится, и они могут жить по 3-4 человека в одной комнате, в случае необходимости и больше, старшему из них или самому благонравному следует поручить присматривать за другими в отсутствие начальника.

8. Начальнику учебного заведения следовало бы платить на содержание каждого пансионера 200 рублей 10. За эти деньги он должен обеспечить их изрядным обедом и ужином. Правда, при нынешней дороговизне эта сумма весьма ничтожна, но нужно при этом учесть, что у начальника будет бесплатная квартира и дрова, что все пансионеры должны возмещать нанесенный ущерб и что, без сомнения, родители еще будут пособлять начальнику различной провизией, а время от времени не преминут сделать ему подарок за его усердную службу.

9. Было бы небесполезно, если б пансионеров обслуживали не их собственные слуги, а нанятые, иноземные, каковые должны были бы зависеть только от начальника учебного заведения, за что ему можно бы добавлять немного денег к плате за пансион, а также, если потребуется, за обеспечение пансионеров бельем.

10. Кровати и самую необходимую мебель для комнат пансионеров, как-то: зеркала, стулья, столы, вначале, пожалуй, должны обеспечить родители, но поскольку, как можно предположить, они необязательно всякий раз, забирая своих детей, будут забирать подобную утварь, то постепенно комнаты будут обставляться мебелью, и при приеме новых пансионеров не будет надобности в новых приношениях от родителей.

11. В наставлении пансионеров можно бы делать некоторое различие для учеников и студентов низкого происхождения, либо давать им особые уроки, либо, по крайней мере, отводить им в классах гимназии особое место.

12. Все то, что будут учить на публичных уроках, начальник учебного заведения должен с пансионерами дома повторять, обсуждая, разъясняя, и вообще следить, чтобы они упражнялись в управлении и праздно не проводили время.

13. У родителей и родственников в этом учебном заведении уже не должно быть власти над детьми, разве только по воскресеньям и другим большим праздникам они могут забрать их утром из церкви на весь день. Но вечером, если назавтра нет праздника, они должны вернуть детей начальнику заведения, чтобы на следующее утро они не пропустили никаких занятий.

14. Следует нанять ночного сторожа, который сторожил бы внизу в доме и во дворе, чтобы предотвращать как пожар и воровство, так и [8] следить, дабы ночью пансионеры не учинили беспорядков, и после того как начальник запрет ворота, никто не мог войти в дом или выйти из него.

15. Начальнику учебного заведения следует разрешить приглашать к столу профессоров и адъюнктов по их желанию, дабы пансионеры из их бесед за столом могли извлечь пользу.

16. Если бы такое заведение было учреждено, то большую бы радость поимели от того, что, находясь постоянно под надлежащим присмотром, несомненно, достигли поставленной перед собой цели.

РГАДА. Ф. 199. Оп. 2. № 412. Ч. 1. Д. 15. Л. 1-6.


Комментарии

1. Истории учебных заведений при Академии наук посвящена обширная литература. В 1999 г. Санкт-Петербургский государственный университет отметил свое 275-летие. Впервые в российской истории почти на сто лет (с 1819 на 1724 г.) была перенесена дата основания одного из центральных учебных заведений страны. Не останавливаясь на сути проблемы (это выходит за рамки данной публикации), назовем лишь несколько изданий, подготовленных к юбилею университета и представляющих определенный интерес для изучающих историю отечественного высшего образования: 275 лет. Санкт-Петербургский университет. Летопись 1724-1999. СПб., 1999; Марголис Ю. Д., Тишкин Г А. «Единым вдохновением»: очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII — первой половине XIX в. СПб., 2000; Очерки по истории Санкт-Петербургского университета. Т. VIII. СПб., 2000; Материалы по истории Санкт-Петербургского университета. XVIII в. Обзор архивных документов. СПб., 2001.

2. ПФА РАН. Ф. 21. Оп. 1. Д. 99-100; Ф. 3. Оп. 1. Д. 119, 803; Оп. 9. Д. 22 и др.

3. Там же. Л. 117об.

4. «Регламент Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге» был утвержден Елизаветой Петровной 24 июля 1747 г.

5. Г. Ф. Миллер ошибся. По «Регламенту Академии наук» 1747 г. при Гимназии надлежало содержать на «коште академическом» 20 молодых людей (См.: Уставы Академии наук СССР. М., 1974. С. 49).

6. Академические учебные заведения в XVIII в. не имели постоянного помещения. Академическая Гимназия была открыта в 1725 г. в доме П. П. Шафирова на Петербургской стороне, но уже в 1728 г. переведена в одно из академических зданий на берегу Невы, в здание бывшего дворца царицы Прасковьи Федоровны. С 1741 г. Гимназия размещается в доме вице-канцлера графа М. Г. Головкина на углу 3-й линии Васильевского острова и набережной реки Невы. Весной 1748 г. при участии Г. Ф. Миллера под Университет и Гимназию был приобретен дом баронов Строгановых, расположенный на стрелке Васильевского острова. Позже Университет и Гимназия не раз меняли свое местонахождение. В проекте Миллера речь идет о том времени, когда Гимназия помещалась на 3-й линии Васильевского острова.

7. В проекте школьной реформы в России, составленном Миллером по указанию Екатерины II в 1764 г., он думает иначе о совместном обучении детей дворян и разночинцев. «Ребенок благородного звания поощряется к усердию, если слышит, как хорошо отвечают дети из низших сословий, также как и последние исправляются, видя хорошие манеры благородных детей» (РГАДА. Ф. 199. Оп. 2. № 412. Ч. 2. Д. 1. Л. 15).

8. Видимо, речь идет об И. К. Геннингере, состоявшем на службе в Академии в первое десятилетие существования Гимназии.

9. 5 декабря 1747 г. в здании Библиотеки и Кунсткамеры случился пожар. Для размещения спасенного имущества Академия наук взяла в аренду несколько частных домов на стрелке Васильевского острова вблизи Академии. Всю Библиотеку и уцелевшие коллекции Кунсткамеры перенесли в дом Н. А. Демидова. Дом генерал-порутчика В. А. Лопухина был нанят для «поврежденного от пожара большого глобуса» и проживания академических служащих. Дом князя Голицына, находившийся по соседству с домом Демидова, взять в аренду не удалось, он был сдан в наем петербургским жителям.

10. Предлагаемая Г. Ф. Миллером сумма содержания пансионеров довольно значительна. По «Регламенту» 1747 г. на содержание казеннокоштных студентов выделялось по 100 руб. в год, гимназистов — 30 руб. Правда, М. В. Ломоносов считал эти суммы «весьма скудными».

(пер. Г. И. Смагиной и Г. И. Федоровой)
Текст воспроизведен по изданию: «Учебное заведение, которое будет полезно детям знатных родителей». Проект Г. Ф. Миллера. 1748 г. // Исторический архив, № 1. 2006

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.