Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЛЕВ АФРИКАНСКИЙ

ОПИСАНИЕ АФРИКИ

И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ В НЕЙ ЕСТЬ

DESCRITTIONE DELL'AFRICA ET DELIE COSE NOTABILI CHE IVI SONO, PER GIOVAN LIONI AFRICANO

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОТКУДА ПОЯВИЛОСЬ НАЗВАНИЕ АФРИКА

По-арабски Африка называется «Ифрикия» — от слова «фарака», 1 что на арабском языке означает то же, что в на итальянском языке divide в — «разделяет». Существуют два мнения относительно происхождения этого названия. Согласно одному из них, эта часть земли называется так потому, что она отделена г Средиземным морем от Европы и рекой Нил от Азии.г Другое мнение таково, что название произошло от имени короля Счастливой Аравии Ифрикоса, который был первым, кто туда пришел и там поселился. Этот король, разбитый в битве и гонимый царями Ассирии, 2 не имел возможности возвратиться в свое королевство. Он д со своими д войском быстро переправился через Нил и, пустившись в путь в западном направлении, безостановочно шел, пока не достиг окрестностей Карфагена. Поэтому арабы почти всегда считают Африкой только область Карфагена еи под всей Африкой подразумевают лишь ее западную часть.е

ПРЕДЕЛЫ АФРИКИ

Согласно мнениям самих африканцев (я говорю о тех, кто имеет обширные познания в литературе и космографии), Африка на юге начинается от протоков озера пустыни Гаога, на востоке заканчивается на реке Нил и на севере простирается до нижнего Египта, т. е. до тех мест, где Нил впадает в Средиземное море. На севере она простирается от устья Нила до пролива Геркулесовых столбов, на западе — вдоль моря-океана от пролива Геркулесовых столбов до Нуна, последнего ж ливийского города ж на этом море. На юге Африка начинается также у Нуна и простирается вдоль океана, который окружает и охватывает ее до пустыни Гаога.

ДЕЛЕНИЕ АФРИКИ

Согласно нашим авторам, Африка делится на четыре части, а именно: на Берберию, Нумидию, Ливию и землю черных. [16]

Берберия на востоке начинается у горы Мейес, крайней точки Атласа, на расстоянии около 300 миль от Александрии. На севере она ограничена Средиземным морем и простирается от горы Мейес до пролива Геркулесовых столбов, о котором речь была раньше. В западной части ее граница начинается от того же пролива и проходит вдоль моря-океана до последней точки Атласа, там, где с западной стороны над океаном находится мыс по соседству с местностью, в которой расположен город, называемый Масса. С южной стороны Берберия кончается у Атласских гор, на их склоне, обращенном к Средиземному морю. Это — наиболее знатная часть Африки, з где находятся города белых людей, з которые управляются законами и разумом.

Вторая часть латинянами названа Нумидией, а арабами — Билад ал-Джерид. Это страны, где растут финиковые пальмы. На востоке Нумидия начинается от города ал-Вахат, отдаленного приблизительно на 100 миль от Египта, и простирается на запад до расположенного на море-океане Нуна. На севере она достигает южного склона Атласских гор, на юге же ее пределы ограничены песками Ливийской пустыни. Так как все страны, в которых растут финики, расположены в одном месте, арабы называют их одним и тем же названием.

Третья часть, имеющая на латинском языке название Ливия, по-арабски называется не иначе, как Сахара, что значит «пустыня». и На востоке она начинается у Нила, т. е. от границ ал-Вахат, и и простирается на запад до моря-океана; на севере — граничит с Нумидией, т. е. также со странами, в которых родятся финики; с южной стороны — с землей черных, начинаясь на востоке от королевства Гаога и простираясь на запад до королевства Валата на море-океане.

Четвертая часть, которую составляет земля черных, с восточной стороны начинается королевством Гаога и простирается на запад к до Ва-латы.к На севере она граничит с пустынями Ливии и с юга заканчивается у моря-океана в неизвестных нам местах. Однако мы имеем о них многочисленные известия от купцов, которые ходят из этой части в королевство Томбутто. Посередине земли черных протекает река л под названием Нигер,л начинающаяся из пустыни, которая называется Сао. Она выходит из очень большого озера на востоке и м течет на запад, пока не впадет в море-океан.м Согласно утверждениям наших космографов, 3 Нигер является ответвлением Нила, который теряется под землей и выходит здесь, образуя это озеро. Некоторые же говорят, что эта река имеет исток на западе, в неких горах, течет на восток и превращается в озеро. Это неверно, потому что мы плавали из королевства Томбутто, двигаясь с восточной стороны по течению реки, до королевства Гинеа или королевства Мали. Оба они по отношению к Томбутто находятся на западе.4 Самые хорошие королевства черных те, что расположены на реке Нигер. Заметьте, что, по утверждению космографов, одна часть земли черных, в западных пределах которой протекает Нил и которая простирается на восток до Индийского моря, на севере некоторыми своими областями соприкасается с Красным морем, т. е. с той его частью, что находится [17] с внешней стороны пролива Счастливой Аравии.5 По многим соображениям, изложенным в пространных трудах, эта часть земли черных не считается частью Африки. Латиняне называют ее Эфиопией. Оттуда иногда приходят монахи, лица которых отмечены огнем. Их можно видеть по всей Европе, особенно же в Риме.6 Эта страна управляется н главой наподобие имлератора, н которого итальянцы называют пресвитер Иоанн. Большая часть страны населена христианами. Однако там есть магометанский синьор, который владеет значительной частью ее территории.

ОБЛАСТИ И КОРОЛЕВСТВА НАЗВАННЫХ ВЫШЕ ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЕЙ АФРИКИ

Берберия делится на четыре королевства. Первое — это королевство Марракеша, которое делится на семь областей, а именно: Хаха, Сус, Гезула, территория Марракеша, Дуккала, Хаскора и Тадла.

Второе — королевство Феса. Ему подчинено столько же областей. Эти области следующие: Тамесна, территория Феса, Азгар, Хабат, Риф, Гарет, Хауз. Третье королевство — королевство Тлемсена. Под его властью находятся три области: Горы, Тенес и ал-Джазаир. Четвертое королевство — королевство Туниса, которому подчинены четыре области: Буджия, Константина, Берберийский Триполи и Заб, составляющий одновременно значительную часть Нумидии. Область Буджии постоянно была ареной войн, так как иногда она принадлежала королю Туниса, иногда ею владел король Тлемсена. Правда, в наше время она сделалась независимым королевством, но оставалась им лишь до тех пор, пока ее главный город не был захвачен графом Пьетро Наварро от имени короля Испании Феррандо.

ОБЛАСТИ НУМИДИИ — СТРАНЫ, ГДЕ РОДЯТСЯ ФИНИКИ

Эта часть Африки не так знатна, как все остальные. Из-за этого наши космографы не дали ей титула королевства, так как ее населенные места расположены очень далеко друг от друга. Так, например, город Нумидии Тишит насчитывает около 400 очагов. Однако от любого населенного места он удален приблизительно на 300 миль по пустыням Ливии, так что она не заслуживает титула королевства. Тем не менее я расскажу вам о названиях населенных земель, несмотря на то что некоторые местности походят на другие, как, например, о государство Сиджилмаса, находящееся в обращенной к Мавритании части Нумидии, о государство Заб, обращенное к королевству Буджия, и Билад ал-Джерид, простирающийся до королевства Туниса. п В настоящее время я воздержусь рассказывать о многом, что есть в этой второй части Африки. п Начиная с западной стороны названия в ней следующие: Тишит, Вадан, Ифран, Акка, Драа, [18] Тебелбелт, Тодга, Фаркла, Сиджилмаса, Бени Гуми, Фигиг, Тегуат, Тесабит, Тегурарин, Мзаб, Туггурт, Варгла. Заб — это провинция, в которой находится пять городов, а именно: Бискра, ал-Бордж, Нефта, Тольга и Дусен. Власть области Билад ал-Джерид распространяется на несколько других городов: Тозёр, Гафса, Нефзава, ал-Хаммй и Габес. После этой провинции далее к востоку находятся остров Джерба, Гариан, Мселлата, Мисурата, Таворга, Гадамес, Феззан, Ауджила, Бердева, ал-Вахат. Р Это названия знаменитых мест Ливии, начиная от моря-океана, т. е., как и было сказано, с запада, и кончая у границ Нила. Р

ОБЛАСТИ ПУСТЫНЬ, РАСПОЛОЖЕННЫХ МЕЖДУ НУМИДИЕЙ И ЗЕМЛЕЙ ЧЕРНЫХ

Эти пустыни у нас не носят никакого названия. Однако они разделяются на пять частей, и каждая часть называется по имени того народа, который ее населяет и в ней добывает свои средства к жизни, т. е. они получили свои названия от нумидийцев, которые также разделяются на пять частей, а именно: зенага, ванзига, тарга, ламта и бердава.7 У них есть некоторые местности, получившие особые названия из-за хороших или дурных свойств земли. Например, пустыня Азвад называется так из-за ее бесплодия и сухости. Аир — также пустыня, но ее называют так из-за хорошего, умеренного климата.

РАЗДЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕРНЫХ НА КОРОЛЕВСТВА

Земля черных также разделяется на многие королевства. Однако некоторые из них удалены от области нашей торговли и нам неизвестны. Поэтому я расскажу о королевствах, в которых бывал и которые хорошо знал, а также и о тех, из которых приезжали купцы, продававшие свои товары в странах, где я находился, и давшие мне об этих королевствах ценные известия. Я не стану умалчивать о том, что был в пятнадцати королевствах земли черных; тех же, где я не был, осталось втрое больше. Каждое из них достаточно известно и расположено по соседству с местами, в которых я находился. Названия этих королевств начиная с запада и следуя в направлении к востоку с и югу с таковы: Валата, Гинеа, Мали, Томбутто, Гаго, Гобир, Агадес, Кано, Кацина, Зегзег, Замфара, Вангара, Борну, Гаога, Нубия. Эти пятнадцать королевств расположены главным образом на реке Нигер. Через них держат путь купцы, которые едут из Валаты, направляясь в Каир.8 Эта дорога длинна, но вполне безопасна. Королевства расположены далеко друг от друга. Десять из них разделены либо песчаными пустынями, либо рекой Нигер. Следует знать, что в старину каждое королевство принадлежало своему синьору; в настоящее время все пятнадцать королевств подчинены власти трех королей, т. е. короля Томбутто, который владеет большею их частью,9 короля Борну, [19] который владеет их меньшей частью, остальное же находится во власти короля Гаога. Правда, маленьким государством владеет также синьор Донголы. (В тексте Рамузио: Дуккалы, с. 2) На юге с этими королевствами граничат многие другие, такие как Бито, Темпам, Даума, Медра, Горан. Синьоры и жители этих стран — люди очень деловые и богатые. Они отправляют правосудие, и у них хорошее управление. Жители других стран живут в условиях худших, чем звери.

ЗАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «БАРБАР»

Космографы и историки говорят, что в древнее время все части Африки, кроме земли черных, были необитаемы, и считается несомненным, что в Берберии и Нумидии не было жителей в течение многих столетий.10 Те, кто там живет сейчас, т. е. белые, называются «ал-барбар». По словам некоторых, это название происходит от глагола «барбара», который в их языке значит то же, что по-итальянски «mormorare» — «бормотать». Это потому, что арабы воспринимают язык африканцев так, как если бы это были голоса животных, которые не произносят слов, а издают только крики. Некоторые же считают, что слово «барбар» якобы является повторенным дважды словом «бар», так как «бар» в арабском языке означает «пустыня». Они говорят, что в то время, когда король Африкос был разбит ассирийцами или, может быть, эфиопами и бежал в Египет, он, не зная, как спастись, неотступно преследуемый врагами, попросил своих людей посоветовать ему, какое решение следует принять для их спасения. Они же не дали ему никакого ответа, а только кричали «ал-барбар», т. е. «В пустыню! В пустыню!», 11 желая показать, что они не видят другого выхода, кроме как перейти Нил и искать убежища в пустыне Африки. Это объяснение согласуется с мнением тех, кто утверждает, что африканцы происходят от населения Счастливой Аравии.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АФРИКАНЦЕВ

Наши т историки немало расходятся т во взглядах относительно происхождения африканцев. Некоторые говорят, что те происходят от палестинцев, поскольку последние в древности, изгнанные ассирийцами, бежали в Африку. Они поселились там, найдя эту землю хорошей и плодородной. Другие придерживаются мнения, что они ведут свое происхождение от сабейцев, народа, который, как сказано выше, жил в Счастливой Аравии до того, как был изгнан либо ассирийцами, либо эфиопами. Третьи считают, что африканцы были якобы жителями каких-то областей Азии. Эти говорят, что из-за войны, начатой против них их врагами, они бежали по направлению к Греции, которая в то время была [20] необитаемой. Но, так как враги продолжали их преследовать, они были вынуждены перейти через Морейское море, и, явившись в Африку, там поселились, тогда как их враги обосновались в Греции.12

Это относится только к происхождению белых африканцев, т. е. тех, которые живут в Берберии и Нумидии. Что же касается африканцев из земли черных, то все они происходят от Куша, сына Хама, который был сыном Ноя. Таким образом, каким бы ни было различие между белыми и черными африканцами, они тем не менее происходят от одного и того же корня, ибо, если они происходят от палестинцев, то палестинцы также относятся к роду Мисраима, сына Куша;13 если же они происходят от сабейцев, то Саба был сыном Рама, а Рама также родился от Куша. у Относительно этого имеется много других мнений, о которых, поскольку в них нет необходимости, мне кажется, можно умолчать. у

ДЕЛЕНИЕ БЕЛЫХ АФРИКАНЦЕВ НА НЕСКОЛЬКО НАРОДОВ

Белое население Африки делится на пять народов: санхаджа, масмуда, зената, хаввара и гомера. Масмуда живут в западной части гор Атласа, начиная от области Хаха до реки Рабов. Они живут также в той части Атласских гор, что обращена к югу, и во всех окрестных равнинах. Масмуда занимают четыре провинции, а именно: Хаха, Сус, Гезула и область Марракеша. Гомера также живут в горах Мавритании, т. е. в горах, обращенных к Средиземному морю. Они занимают все побережье, носящее название Риф, которое начинается у пролива Геркулесовых столбов и тянется в направлении восхода солнца до окраин королевства Тлемсена, получившего от латинян название Цезареи. Эти два народа живут отдельно от других народов, обычно смешанных и рассеянных по всей Африке, но они узнают друг друга так же, как местный уроженец узнает чужестранца. Они постоянно воюют друг с другом и живут в непрестанных битвах, особенно жители Нумидии. Многие авторы говорят, что эти пять народов суть те, которые имеют обычай жить в палатках среди степей.

Утверждают также, что в древние времена эти народы вели между собой долгую войну. Побежденные, ставшие вассалами победителей, были посланы жить в города, а победители сделались господами степей и устроили себе в них свой приют. Это почти доказано, так как многие из живущих в степях пользуются тем же самым языком, что и жители городов. Так, например, зената степей говорят на том же языке, что и зената городов. То же самое происходит и с остальными.

Три названных выше народа, которые пребывают в степях Тамесны, г. е. зената, хаввара и санхаджа, иногда живут в мире, иногда же жестоко сражаются, побуждаемые, мне кажется, древним соперничеством. Некоторые из этих народов владели всей Африкой, как, например, зената, изгнавшие дом Идриса,14 из которого произошли законные синьоры Феса и строители этого города. Эта ветвь зената называется мекнаса. Потом [21] пришла другая семья нумидийских зената, которая называлась маграва. Маграва изгнали из этого королевства мекнаса, которые ранее в свою очередь изгнали из него его синьоров. Затем, немного времени спустя эти самые зената были также изгнаны пришельцами из Нумидийской пустыни, потомками санхаджа, которые назывались ламтуна. Ламтуна опустошили всю область Тамесны и уничтожили все племена, которые там находились, кроме тех, кто имел с ними общее происхождение. Этих они поселили жить в Дуккале. Ламтуна — именно та семья, которая построила город Марракеш.15 Затем, Фсогласно изменчивости фортуны,ф случилось так, что восстал человек, великий в делах их веры и хочень уважаемый у них проповедник,х которого называли ал-Махди. Заключив договор с харга — одной из ветвей масмуда, он изгнал семью ламтуна и сделался там синьором. После его смерти синьором был избран один из его учеников по имени Абд ал-Мумин из санхаджского племени бени уриагел. В его семье власть оставалась около 120 лет, и семья эта правила почти всей Африкой. Затем ее лишили власти бени марин, происходившие из семьи зената, власть которых продолжалась около 170 лет.16 Их владычество прекратилось благодаря действиям бени ваттас — ветви племени ламтуна. Эти бени марин постоянно вели войну с бени заййан, королями Тлемсена, происходившими от зената, (В текоте Рамузио: санхадша, с. 2) ветви маграва.17 Они воевали также с королями Туниса Хафаза, происходившими от хинтата ц — ветви масмуда.18 Таким образом, видно, как каждый из пяти народов в этих областях ч находился в заботах ч и занимался своим делом. Правда, народы гомера и хаввара никогда не имели титула правителей. Однако, как можно прочесть в африканских хрониках, они также господствовали в некоторых отдельных областях. Их господство относится ко времени после их вступления в секту Мухаммеда,19 так как после этого каждый народ имел в степи свое отдельное пространство для жизни и покровительствовал своим соплеменникам. Они распределили между собой и необходимую для существования человека работу: владельцы степей занялись выращиванием скота ш и управлением,ш а жители городов — ремеслами и земледелием.20 щ Обычно все пять народов разделяют на шестьсот родов, как это указано в родословном древе африканцев, о котором у них писал некий Ибн Ракик.щ Его произведение я читал не раз. Многие историки считают также, что король, который в настоящее время правит в Томбутто, прежний король Мали 21 и король Агадеса происходят из народа зенага, и именно из тех, которые также живут в пустыне.

РАЗЛИЧИЯ И СООТВЕТСТВИЯ В АФРИКАНСКОМ ЯЗЫКЕ

Все пять народов, разделившихся на сотни племен и тысячи тысяч жилищ, объединены одним языком, который они обычно называют «аквел [22] амазиг»,22 что значит «благородный язык». Африканские арабы называют его берберским языком.23 Это коренной африканский язык. 24 Он не похож на другие языки и отличается от них. Однако в нем встречаются слова из арабского языка, отчего некоторые считают, используя эти слова в качестве доказательства, что африканцы произошли от сабейцев — народа, который, как уже было сказано, жил в Счастливой Аравии. Но сторонники противного мнения утверждают, что встречающиеся в этом языке арабские слова попали в него после того, как арабы вступили в Африку и завладели ею. Сами же эти народы отличались таким грубым и невежественным умом, что не оставили ни одной книги, которая могла бы привести доводы в пользу того или другого мнения. Некоторые различия между языками существуют не только в произношении, но также и в значении многих и многих слов. Те африканцы, которые являются близкими соседями арабов и поддерживают с ними тесные связи, употребляют в своем языке больше арабских слов. Почти весь народ гомера пользуется арабским языком, но только испорченным. Многие роды хаввара также говорят на арабском языке, и также всегда испорченном. Это произошло потому, что в течение долгого времени они общались и разговаривали с арабами. В земле черных говорят на разных языках. Один из этих языков называется у них сонгаи.25 Им пользуются во многих областях, как например в Валате, в Томбутто, в Гинеа, в Мали и в Гаго. Другой язык они называют гобир.26 Он употребляется в Гобире, в Кано, в Кацине, в Перзегзеге и в Вангаре. Третий язык употребляется в королевстве Борну. Он похож на язык, которым пользуются в Гаога.27 В королевстве Нубии употребляется еще один язык, который похож на арабский и халдейский языки и язык египтян.28 В то же время во всех городах Африки, начиная от приморских на побережье Средиземного моря до Атласских гор, все, кто там живет, говорят обычно на испорченном арабском языке, за исключением владений королевства Марракеша, в котором, как и в самом городе Марракеше, говорят на берберском языке. На этом же языке говорят на землях Нумидии, Э т. е. среди нумидийцев,Э живущих по соседству с Мавританией и с Цезареей, потому что те, кто живет по соседству с королевством Туниса Ю и с королевством Триполи,Ю все без исключения говорят на испорченном арабском языке.

АРАБЫ, ЖИВУЩИЕ В ГОРОДАХ АФРИКИ

В войске, которое послал третий халиф Осман в 24 году (В тексте Рамузио: в 400 году, с. 3) хиджры, 29 в Африку пришло огромное число арабов. Их было — знатных и иных — около 80 тысяч человек.30 Когда они завоевали многие области, почти все их вожди и знать вернулись в Аравию. В Африке вместе с другими остался только главнокомандующий войска по имени Укба ибн Нафи, который уже построил и укрепил город Кайруан. [23]

Он постоянно боялся, что жители тунисского побережья предадут его и что с острова Сицилия прибудет подкрепление, с которым ему придется воевать. Поэтому со всеми приобретенными сокровищами он отступил в пустыню, в глубь материка и там, на расстоянии около 120 миль от Карфагена построил упомянутый город Кайруан. Он приказал оставшимся с ним военным и гражданским начальникам жить в укрепленных местах, приспособленных к их защите, а там, где нет ни цитаделей, ни крепостей, воздвигать их. Когда это было сделано, арабы оказались в безопасности, стали жителями городов этой страны и смешались с африканцами, которые в это время из-за того, что в течение многих лет над ними властвовали итальянцы, восприняли итальянский язык, 31 и по этой причине арабы, живя вместе с африканцами и общаясь с ними, постепенно испортили свой родной арабский язык, который уподобился всем африканским наречиям. Таким образом, из двух различных народов образовался один. Я Правда, арабы всегда соблюдали и соблюдают до сих пор обычай отмечать свое происхождение со стороны отца,Я как это принято у нас. То же самое делают и берберы, так что там не было человека, араба или бербера, какого бы низкого происхождения он ни был, чтобы он не прибавлял к своему имени прозвища по своему происхождению.32

АРАБЫ АФРИКИ, ЖИВУЩИЕ ВМЕСТО ДОМОВ В ШАТРАХ

Магометанские первосвященники 33 всегда запрещали арабам переходить Нил с их семьями и шатрами вплоть до 400 года хиджры. 34 В этом году они получили разрешение халифа-раскольника по той причине, что один человек, друг и вассал халифа, восстал и стал царствовать в городе Кайруане и почти во всей Берберии. После его смерти власть в течение некоторого времени оставалась в его доме.

Как я читал в книгах по истории Африки, во времена ал-Каима — халифа и первосвященника этого дома — они расширили свои владения и секта их возросла настолько, что этот халиф послал одного своего на раба и советника,на славянина по происхождению, по имени Джаухар, на запад с огромнейшим войском. Джаухар завоевал всю Берберию и Нумидию б и дошел даже до провинции Сус,б собирая с этих царств налоги и подати.35 Совершив все это, он вернулся к своему синьору и вручил ему золото и все, что он добыл в этих странах.

Халиф, узнав ценность этого человека и увидев его успешные деяния, вознамерился поручить ему еще более крупное дело и сказал ему об этом. Джаухар ему на это ответил: «Синьор мой, я тебе обещаю. Как я добыл тебе страны запада, так я стану причиной твоей власти над королевствами востока — над Египтом, Сирией и всей Аравией — и отомщу обиды и оскорбления, которые были нанесены твоим предшественникам домом ал-Аббаса. Я не перестану подвергать себя опасностям и перенесу все трудности, пока не возвращу тебя вновь на древний трон твоих знатных и великодушных предков и знаменитых прародителей твоей крови». [24]

Восхищенный душой и обещаниями своего вассала, халиф собрал войско в 80 тысяч воинов и, снабдив его большим количеством золота и провианта, доверил Джаухару. Верный и храбрый раб вышел в путь и направил войско через пустыню, что находится между Берберией и Египтом. Прежде чем он дошел до Александрии, наместник Египта удалился в Багдад, чтобы соединиться с халифом Элуиром. Таким образом, Джаухар в течение немногих дней и без большого сопротивления захватил все области Египта и Сирии. 36 Тем не менее Джаухара не покидали подозрения. Он опасался, что багдадский халиф 37 поставит его в стесненное положение, придя с азиатскими войсками, и подвергнет опасности потерять средства защиты и берберийские войска. Поэтому он решил построить крепость, в которой, если бы случилась нужда, люди могли бы найти убежище и выдержать нападение врагов. И вот он приказал выстроить окруженный стеной город, в котором для его защиты постоянно держал одного из самых верных своих людей с частью своего войска. Он назвал в город ал-Каира.в Впоследствии Европа стала называть его Каиром. Предместья и жилища этого города, и внутри и вне его стен, увеличиваясь изо дня в день, настолько разрослись, что подобного ему не найти во всем остальном мире.

Джаухар, видя, что багдадский халиф не делает никаких приготовлений к битве против него, известил своего синьора, что все завоеванные области выразили ему повиновение, что установлен мир, обеспечены хорошая защита и охрана. Поэтому, если его благоденствию покажется возможным переехать собственной персоной в Египет, то для завоевания оставшихся стран его присутствие имело бы большее значение, нежели сотни тысяч воинов, и послужило бы причиной того, что багдадский халиф бежал бы, оставив звание и власть первосвященника. Когда эти прекрасные и благородные увещания достигли ушей синьора, он, совсем не раздумывая о том, что дурное может отсюда произойти, и преисполнившись гордости от своей второй удачи, снарядил большое войско и отправился в путь, оставив правителем и главнокомандующим всей Берберии вождя из народа санхаджа, который был не только его другом, но и слугой всего его дома. Неожиданно прибывший в Каир халиф был почтительно принят его рабом.38 Преисполненный великих замыслов, он направил большое войско против багдадского халифа.

Между тем случилось так, что оставленный им правитель Берберии восстал и объявил о своем повиновении багдадскому халифу. 39 Обрадованный этим, багдадский халиф даровал ему большие привилегии и сделал его королем всей Африки. Когда ал-Каим в Каире услышал об этом, он принял это известие как самую горькую новость отчасти потому, что он находился за пределами своего королевства, отчасти же потому, что истратил все золото и запасы, которые привез с собой. Не зная, какое решение принять, он часто проклинал совет своего вассала. А при нем был один секретарь, ученый человек прекрасного и г быстрого ума Г. 40 Видя горе синьора и предчувствуя скорую гибель, нависшую над его головой, если не будут быстро приняты какие-либо меры, он начал его утешать [25] и давать такие советы: «Синьор, превратности судьбы различны. Поэтому вы не должны перестать доверять д вашей доблестид из-за нового удара, посланного ею. Когда вы захотите принять то, что я, полностью вам преданный, смогу честно и с добрыми намерениями посоветовать вам, я не сомневаюсь, что вы в самое короткое время вернете себе все отнятое мятежом и затем достигнете еще того, что желаете. Вы сделаете это, не оплачивая ни одного солдата. Напротив, я, скорее, хочу, чтобы войско, которое я дам вам в руки, вам платило по причине, о которой я расскажу». Услышав эти слова, синьор возвеселился и спросил его, каким образом это можно сделать. Секретарь продолжал: «Синьор мой, вы должны знать, что число арабов возросло настолько, что в настоящее время Аравия уже не может вместить их всех. Того же, что она производит, далеко не хватает для их животных, так как ее бесплодие велико. Арабы страдают не только из-за недостатка пригодных для жизни мест, но и из-за недостатка средств к жизни. Они уже не раз были готовы прийти в Африку, и пришли бы, если бы это было вами дозволено. Дайте же им разрешение совершить этот поход, и я вручу вам большое количество золота». Когда секретарь договорил, синьор не слишком обрадовался его совету, считая, что арабы будут причиной разорения Африки, так что этой страной не воспользуется ни мятежник, ни он сам. С другой стороны, принимая во внимание, что в любом случае королевство е для него потеряно, он решил, что будет меньшим злом получить доброе количество динаров, как ему обещал его секретарь, и одновременно отомстить своему врагу, чем потерять как одно, так и другое. Таким образом, он сказал своему советнику, чтобы тот ж приказал объявить,ж что каждому арабу, который захочет уплатить один дукат, и не более, за голову, будет позволено свободно и безо всяких затруднений пройти в Африку, но с обязательством, подкрепленным клятвой, что он станет врагом вышеназванного мятежника. Когда это было сделано, в путь отправилось около десяти арабских племен, которые составляли половину населения Пустынной Аравии. Среди них были также некоторые роды племен Счастливой Аравии. Из них число способных сражаться мужчин составляло около 50 тысяч. 41 Число же женщин, детей и животных было почти бесконечно. Все это было тщательно сосчитано Ибн Ракиком, африканским историком, 42 о котором мы упоминали выше. Таким образом, через немного дней арабы, пройдя пустыню, которая, как мы говорили, находится между Египтом и Берберией, вначале задержались при осаде берберийского Триполи. Они вошли в город силой и разграбили его, убивая всех, кого могли убить. Оттуда они отправились к городу Габес и разрушили его. В конце концов они осадили город Кайруан, в котором мятежник, запасшись продовольствием и всем, что нужно, успешно выдерживал осаду восемь месяцев. В конце этого срока арабы взяли город силой, разграбили его, а мятежника после долгих мучений убили.43 Затем арабы разделили между собой степи и стали жить в них, обложив каждый город тягчайшими податями и налогами. Таким образом, они оставались синьорами всей этой области Африки до тех пор, пока власть в королевстве Марракеша не перешла [26] к Йусуфу, сыну Ташфина, который был первым королем Марракеша. Последний употребил все возможности, чтобы только помочь родственникам и друзьям погибшего мятежника, и не останавливался до тех пор, пока не вырвал города из-под власти арабов. Однако кочевники продолжали жить в степях, убивая и грабя всех, кого только было можно. Тем временем родственники мятежника продолжали править в различных местах. Но, когда власть над Марракешем унаследовал Мансур, четвертый король и первосвященник секты Мувахидин, он в противоположность своим предшественникам, которые покровительствовали родственникам мятежника и вернули им их прежнее состояние, решил стать их противником и отнять у них власть. Поэтому, лукаво заключив с ними мир, он побудил арабов начать с ними войну, и арабы победили их без большого труда. Затем самых главных и важных из арабов Мансур увел с собой в королевства Запада и дал наиболее знатным из них для проживания Дуккалу и Азгар. Арабам более низкого положения он назначил Нумидию.44 Однако с течением времени те арабы, которые были вроде как бы рабами нумидийцев, вновь вернули себе свободу. Вопреки нумидийцам они завладели той частью Нумидии, которую Мансур дал им для проживания, и с каждым днем расширяли ее границы. Те же, что жили в Азгаре и в некоторых других местах Мавритании, все были низведены до зависимого положения, потому что вне пустыни арабы подобны рыбе, вытащенной из воды. Они охотно отправились бы в пустыню, но путь им преграждали Атласские горы, находившиеся в руках берберов. С другой же стороны, они не могли пройти через степи, так как их хозяевами были другие арабы. Поэтому, оставив гордость, они занялись выпасом животных и обработкой земли. Они также жили не в соломенных хижинах и сельских домах, а в палатках. К их нищете прибавилась еще ежегодная обязанность платить определенные подати з королю Мавритании.з

Арабы Дуккалы в силу своей многочисленности были свободны от всякой подати. Часть арабов осталась в Тунисе, так как Мансур отказался увести их с собой. и После смерти Мансура и они захватили Тунис и сделались хозяевами этих областей. Их господство продолжалось до тех пор, пока не возвысились вожди из семьи Абу Хафса. 45 Арабы договорились с ними, что оставят им верховную власть при условии, что они будут получать половину собираемых в стране податей и продуктов земледелия. к Этот договор, или соглашение, действует до наших дней.к Однако короли Туниса не могут удовлетворить всех, так как численность арабов превосходит доходы и прибыли всего королевства. Поэтому поступления распределяют среди одной части арабов — той, которая должна поддерживать мир в степях, что она и делает, никому не принося вреда. Остальные кочевники, лишенные доходов, предаются грабежу, убийствам и всевозможным злодеяниям. Чаще всего они сидят в засаде. Когда проходит путник, они неожиданно появляются и, отняв у него одежду и деньги, убивают, так что дорога всегда небезопасна. Купцы, которые отправляются из Туниса в какое-либо нужное им место, ради [27] своей безопасности ведут с собою группу аркебузьеров. Им приходится преодолевать две большие трудности. Первая — это уплата огромной пошлины арабам, находящимся на содержании у короля; вторая — еще большая — заключается в том, что они почти всегда подвергаются нападениям остальных кочевников. Иногда охрана, которую они с собой ведут, не приносит пользы, и они лишаются сразу и имущества, и жизни.

ДЕЛЕНИЕ АРАБОВ, ПРИШЕДШИХ ЖИТЬ В АФРИКУ И НАЗЫВАЕМЫХ БЕРБЕРИЗОВАННЫМИ АРАБАМИ

Пришедшие в Африку арабы составляли три народа. Первый называется хаким, второй зовется хилал и третий называют макил.

Хаким делится на три племени: атбедж, сумаит и саид. Атбедж также делится на три части: далладж, ал-мунтафик и собаих. (В тексте Рамузио: Sobaim, с. 4) Эти части в свою очередь делятся на бесчисленное количество родов.

Хилал делится на четыре части: бени амир, рийах, суфйан и хусайн. Бени амир делятся на урва, укба, абру и муслим. Рийах делятся на даввад, сувайд, асджа, ал-харис, ан-надр и гарфа. Эти шесть частей также делятся на бесконечное число родов.

Макил делятся на три части: мухтар, усман и хасан. Мухтар (В тексте Рамузио: мастар, с. 4) делятся на роха и селим. Усман делятся на две части: ал-хасин и кинана. Хасан делятся на деви хасан, деви мансур, деви убейдулла. Деви хасан делятся на дулейм, удайа, бербуш, рахман и амр. Деви мансур делятся на амрун, менаббе, хусайн и абу-л-хусайн. Деви убейдулла делятся на харадж, хададж, таглиб и джаван. Все они делятся еще на бесконечное число родов, вспомнить которые было бы не только трудно, но просто невозможно.46

РАЗМЕЩЕНИЕ ЭТИХ АРАБОВ И ИХ ЧИСЛО

Атбедж (В тексте Рамузио: етхеджи, с. 4) были самыми знатными и самыми главными среди арабов. Они — те, кого ал-Мансур 47 привел с собой жить в Дуккалу и на равнины Тадлы. В наши дни они подвергаются тяжелым притеснениям иногда со стороны португальских королей, иногда со стороны королей Феса. Они насчитывают около 100 тысяч воинов, из которых половина верховые.

Сумаит остались в пустынях Ливии, прилегающих к пустыням Триполи. В Берберию они приходят редко, так как у них нет там ни владения, ни принадлежащей им области. Со своими верблюдами они постоянно находятся в пустыне. Они насчитывают л около 80 тысяч л человек, годных к военному делу, большей частью пеших. [28]

Саид также живут в пустынях Ливии. м Они поддерживают отношения и водят дружбу в королевстве Варгла.м У саид бесчисленное количество животных, и они поставляют мясо всем городам и местечкам, которые граничат с их пустынями, но только в летнее время, так как зимой они не выходят из пустыни. Их насчитывается около 150 тысяч. Лошадей у них мало.

Далладж живут в разных местах. Большая их часть помещается у пределах Цезареи и у пределов королевства Буджии. Они получают дань от соседних с ними синьоров. Меньшая их часть занимает сопредельные с Мавританией и Атласскими горами территории на равнинах Адаксан. Они платят подать королю Феса.

Ал-мунтафик живут на равнине Азгар. В настоящее время их называют ал-хлот. Они также платят подать королю Феса и могут выставить 8 тысяч очень хорошо снаряженных всадников.

Собаих я считаю главными и наиболее достойными. Они живут в пределах королевства Алжира, получают денежную помощь от короля Тлемсена и имеют в Нумидии много подчиненных им земель. У них насчитывается немного меньше 3 тысяч всадников, очень умелых воинов. Так как у этих арабов очень много верблюдов, они зимой обычно отправляются в пустыню. Другая часть собаих живет на равнинах между Сале и Мекнесом. Они держат баранов и быков, обрабатывают землю и также платят дань королю Феса. Они насчитывают 4 тысячи прекрасных и отлично снаряженных воинов-всадников.

НАРОД ХИЛАЛ И ЕГО МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО

Главной ветвью народа хилал являются бени амир, которые живут на границах королевства Тлемсена и Орана и кочуют по пустыне Тегурарин. Бени амир получают денежную помощь от короля Тлемсена. Они — люди очень храбрые и очень богатые. Они могут выставить около 6 тысяч прекрасных и хорошо снаряженных всадников.

Урва владеют пограничными областями Мостаганема. Они — люди дикие, воры. Одеты они плохо. Урва не выходят из пустыни, так как в Берберии у них нет ни дохода, ни подвластной им территории. Они могут выставить около 2 тысяч всадников.

Укба живут в окрестностях Милианы. Они имеют какие-то небольшие доходы от короля Тенеса. Эти кочевники — также убийцы, люди, чуждые всякой человечности. Укба могут выставить п около 1500 п всадников.

Абру населяют равнины между Ораном и Мостаганемом. Они обрабатывают поля и платят дань королю Тлемсена. Они могут выставить около 100 всадников.

Муслим живут в пустыне Мсилы, которая простирается к королевству Буджия. о Кочевники муслим — также воры и убийцы.о Они собирают дань со Мсилы и некоторых других земель. [29]

Рийах живут в пустынях Ливии, что у Константины. Им принадлежит большое владение в одной области Нумидии. Рийах делятся на шесть частей. Все они люди знатные, храбры в бою и хорошо снаряжены. Они получают денежную помощь от короля Туниса. Число их всадников достигает 5 тысяч.

Сувайд живут в пустынях, простирающихся в сторону королевства Тенеса. Они пользуются большим уважением и имеют большое влияние. Король Тлемсена дает им содержание. Они люди знатные, доблестные и хорошо снаряжены всем необходимым.

Асджа подчинены многим арабам. Большое число их живет п в Гарете п вместе с народом амрун. Другая их часть живет с арабами Дуккалы по соседству с Сафи.

Ал-харис вместе с сайдима живут на равнинах Хелин и получают дань с народа Хаха. Они — люди ничтожные и бедные.

Ан-надр также живут на равнине Хаха. Все арабы области Хаха могут выставить около 4 тысяч всадников, однако они очень плохо снаряжены.

Гарфа живут в различных местах, не имеют главы и смешались с другими народами, главным образом с народами менаббе и амрун. Они перевозят финики из Сиджилмасы в королевство Феса. Оттуда они берут необходимое продовольствие и отвозят его в Сиджилмасу.

НАРОД МАКИЛ, ЕГО МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО И ЧИСЛЕННОСТЬ

Роха, потомки мухтар, (В тексте Рамузио: мастар, с. 5) живут на границах пустынь по соседству с Дадесом и Тодгой. (В тексте Рамузио: Феркала, т. е. Фаркла, с. 5) Они бедны, ибо обладают небольшой территорией. Однако они умелые воины и считают большим стыдом для себя, если один пеший воин позволит победить себя двоим всадникам. Среди роха нет ни одного столь медленного в ходьбе, что не мог бы для своего удовольствия идти наравне с какой угодно лошадью, какой бы длинный путь ему ни пришлось пройти. Они насчитывают около 500 всадников и 8 тысяч пеших, т. е. пеших воинов.

Селим живут около реки Драа и кочуют по пустыне. Они — люди богатые и один раз в году ездят со своими товарами в Томбутто. р Они пользуются благосклонностью королей Томбутто. р В области Драа им принадлежат множество владений, исключительно богатые земли и большое число верблюдов. Они могут выставить с почти 3 тысячи всадников.с

Ал-хасин живут около моря-океана в пределах Массы. Они насчитывают около 500 всадников, очень плохо снаряженных. Часть их живет в Азгаре. Те, что живут в Масса, свободны, те же, что в Азгаре, — подвластны королю Феса. [30]

Кинана живут вместе с ал-хлот. Они подчинены тому же королю Феса. Кинана — люди сильные и очень хороншо снаряженные. Они насчитывают две тысячи всадников.

Деви хасан делятся еще на дулейм, бербуш, удайа, рахман, (В тексте Рамузио: деви мансур, с. 5) амр. (В тексте Рамузио: дави убейдулла, с. 5)

Дулейм живут в Ливийской пустыне вместе с африканским народом зенага. Эти кочевники не имеют никаких владений и никакого дохода, поэтому бедны и большие воры. Часто они приходят в провинцию Драа, чтобы обменять скот на финики. т Снаряжены они плохо т и насчитывают около 10 тысяч человек: 400 всадников, остальные пешие.

Бербуш живут также в Ливийской пустыне, в той ее части, которая смежна с провинцией Сус. Бербуш очень многочисленны и бедны, но имеют много верблюдов. Они владеют Тишитом, но доходы с него недостаточны для того, чтобы подковать тех немногих лошадей, которые у них есть.

Удайа живут в пустынях, расположенных между Ваданом и Валатой. у Они владеют Ваданом и собирают некую дань с синьора Валаты в земле черных.у Число удайа почти безгранично. Количество пригодных к войне из них оценивают ф почти в 60 тысяч,ф но лошадей у них мало.

Рахман занимают соседнюю с Аккой пустыню. Они имеют также власть в Тишите, куда обычно отправляются по своим нуждам в зимнее время. х Они насчитывают около 12 тысяч бойцов, х но лошадей у них также мало.

Амр живут в пустыне Тагант.48 Они получают кое-какие небольшие доходы от общины Тагавоста, кочуют по пустыне вплоть до Нуна. Они насчитывают около 8 тысяч воинов.

ДЕВИ МАНСУР

Амрун — ветвь деви мансур. Они живут в смежных с Сиджилмасой пустынях, кочуют по Ливийской пустыне вплоть до Игиди и получают дань с народов Сиджилмасы, Тодги, Тебелбелта и Драа. У них много земель с финиковыми пальмами, они могут жить как синьоры и пользуются большим уважением.

Амрун могут выставить около 3 тысяч всадников. Среди них много кочевников, людей презренных, но обладающих лошадьми и имеющих в изобилии скот. Таковы же гарфа и асджа. У народа амрун существует и другая часть, которая владеет землями и деревушками в Берберии, (В тексте Рамузио: Нумидии, с. 5) кочует вплоть до пустыни Фигига. Все эти земли и деревушки платят им многочисленные и тяжелые подати. В летнее время они перебираются жить в провинцию Гарет, в ту часть Мавритании, которая обращена [31] к востоку. Они — люди знатные и исключительно храбрые. Поэтому почти все короли Феса имеют обыкновение брать себе жен из их женщин, получая таким образом и их дружбу, и родство с ними.

ц в той же самой пустыне ц живут менаббе. Они владеют Матгарой и Ретебом — провинциями Нумидии. Они также люди храбрые, имеют некоторые доходы с народа Сиджилмасы и могут выставить около двух тысяч всадников.

Племя хусайн также относится к потомкам деви мансур. Хусайн живут в Атласских горах. У них под властью находится много заселенных гор, городов и крепостей, которые они получили от вице-королей марин, потому что оказали им поддержку и большую помощь в начале их властвования. Владения хусайн находятся на территории между королевством Феса и Сиджилмасой. В руках их главы находится город, который называется Гарселуин. Они также кочуют по пустыне ад-Дахра. Они — люди богатые и храбрые и могут выставить около 6 тысяч всадников. В их среде встречаются также арабы иных племен, но они держат их на положении вассалов.

Абу-л-хусайн живут частично в пустынях ад-Дахры. В пустыне у них есть небольшое владение. Большая же их часть доведена до такой нищеты, что у них нет никакой возможности найти средства, чтобы продолжать жить в своих шатрах в пустыне. Правда, они создали несколько маленьких владений в Ливийской пустыне, но и там они живут в нищете, страдают от голода и платят подать своим родственникам.

ДЕВИ УБЕЙДУЛЛА

Харадж составляют часть деви убейдулла. Они живут в пустыне племени бени гуми и Фигига. Им принадлежит много земель в Нумидии. Они получают доход от короля Тлемсена, который почти все время стремится заставить их жить мирно и честно, так как они разбойники и убивают всех, кто попадает к ним в руки. Они могут выставить около 4 тысяч всадников. В летнее время они обычно переносят свои жилища по соседству с Тлемсеном.

Хададж живут в пустыне рядом с Тлемсеном, которая называется Ангад. У них нет никаких владений и никаких доходов, а живут они исключительно убийствами и грабежами. Они могут выставить около 500 всадников.

Таглиб живут на равнине Алжира и кочуют по пустыне до Тагдемта.49 Им подвластны города Алжир и Теделлис. Но в наше время эти два города были у них отняты Барберуссом, который сделался королем. Народ таглиб был тогда истреблен, а он был народом знатным и очень храбрым в битвах. Они могли выставить около 3 тысяч всадников.

Джаван живут раздельно. Одна часть живет вместе с народом харадж, Другая — с хададж. Но они являются как бы вассалами и сносят это с большой покорностью. [32]

Теперь я хочу, чтобы вы знали, что два первых народа, т. е. хаким (В тексте Рамузио: Schachim, с. 5) и хилал, — арабы, происходят из Пустынной Аравии и считаются потомками Исмаила, сына Авраама. Третий народ, т. е. макил, — из Счастливой Аравии и происходит от Сабы. У магометан же потомки Исмаила считаются более знатными, чем потомки Сабы. Поэтому они долгое время спорили между собой относительно превосходства в знатности, и представители и одной и другой стороны сочиняют стихотворные диалоги, в которых каждый рассказывает о доблести, благодеяниях и добрых обычаях своего народа. Следует знать также, что древних арабов, которые существовали до того, как появились потомки Исмаила, африканские историки называют арабами ариба, т. е. арабскими арабами; те же, которые произошли от Исмаила, стали называться арабами мустараба, т. е. арабизованными арабами, что равнозначно итальянскому выражению «случайные арабы», потому что они не являются прирожденными арабами. Арабы, которые затем отправились жить в Африку, называются арабами мустаджама, что значит «берберизованные арабы», так как они жили с чужим народом столь долго, что, испортив свой язык, Ч изменили обычаи Ч и сделались берберами.50

Это все, что сохранилось у меня в памяти относительно племен и делений африканцев и арабов за те десять лет, в которые я не читал и не видел ни одной книги по их истории. Если же кто-либо пожелает знать о них более подробно, он сможет прочитать об этом в упомянутом мною выше труде Ибну ш. 51

Комментарии

1 “Фарака” — арабское слово, буквально по-арабски значит “он делил”, так как это форма глагола в арабском языке третьего лица единственного числа мужского рода совершенного времени, которую принято переводить инфинитивом. Согласно мусульманской этимологической традиции, Лев Африканский производит слово “Африка” от этого же корня, объясняя обстоятельства возникновения названия в тексте. С действительностью это объяснение не имеет ничего общего.

2 Нет полной уверенности в правильности принятого чтения слова “Assyria”. Возможно, следует читать “as-Syria” и соответственно переводить не Ассирия, а Сирия. Подобное предположение возможно по причине транслитерации арабской формы названия, где “ас-” — определенный артикль арабского языка — мог быть написан с прописной буквы и слитно со словом.

3 Космографы — представители арабской описательной географии, а также арабские историки, в трудах которых приводились географические разделы.

4 В действительности Нигер течет с запада и юго-запада на восток и юго-восток, т. е. направление течения указано Львом Африканским ошибочно.

5 Т. е. Баб эль-Мандебского пролива.

6 В конце XV — начале XVI в. в Риме можно было встретить представителей разных направлений восточного христианства, так как Ватикан лелеял планы их объединения под собственной эгидой.

7 Разделение, которое дает Лев Африканский, заимствовано у арабского историка и философа Ион Халдуна (1332 — 1409).

8 Этот маршрут в широтном направлении через Судан в Египет, вероятно, мало посещался по сравнению с путем через Северную Африку, но мнение P. M они и А. Лота (Эполяр, с. 9 — 10) о том, что, может быть, он вообще стал практиковаться только с начала XV в. (после гибели христианских государств Нубии), вряд ли может быть принято, так как существует известие ил-Истахри, автора X в., о пути в Судан через оазисы ал-Вахат в юго-западном направлении.

9 Этот король носил титул “аския”, резиденцией его был не Томбутто, а город Гао.

10 В настоящее время Африка считается местом происхождения предков человека.

11 Слово “барбар”, “барбарос” происходит из греческого языка. Оно обозначало негрека, говорящего на непонятном языке. Слово перешло в латинский язык и, вероятно, было воспринято арабским языком после прихода арабов в Африку, где оно обозначало нелатинизированное население. Слово “барр” по-арабски действительно значит “материк”, “суша”, но никакого отношения к слову “барбар” оно не имеет.

12 Вероятно, в рассказе о приходе населения Африки из Греции сказались какие-то реминисценции о переселениях греков на территорию Африки, и в частности в Ливию, которые известны как “нашествия народов моря”.

13 Ср. X главу книги Бытия в Библии.

14 Дом Идриса — первая независимая мусульманская династия в Марокко (789 — 974), носящая также название династии Идрисидов. Наиболее значительными ее представителями были Идрис ибн Абдаллах и Идрис ибн Идрис. См. также именной указатель: Идрис.

15 Лев Африканский имеет в виду алморавидское движение, в котором особо важную роль играло берберское племя ламтуна.

16 Говорится об алмохадском движении, в котором главную роль играли берберские племена гор и, в частности, харга из группы масмуда. Алмохадская династия Муминидов находилась у власти 143 года (лунных), Маринидская династия — 213 лунных лет, т. е. в обоих случаях больше, чем называет Лев Африканский.

17 Представители династии Заййанидов принадлежали к племени абд ал-вадд, родственному группе племен маграва.

18 Династия Хафсидов в Тунисе находилась у власти с 1236 по 1574 г.

19 Сектой Мухаммеда Лев Африканский называет не всю мусульманскую религию, а только ее шиитское течение, которое в указанное время (881 г.) широко пропагандировалось проповедниками с Востока. Эта проповедь привела к установлению власти Фатимидов и распространению мусульманской религии в среде берберских племен. Берберы же, в частности племя кутама, составили и основной контингент военных сил Фатимидов.

20 Разделение на оседлых и пастухов, продиктованное природой Северной Африки и отразившееся в трудах арабских историков, было воспринято и разрабатывалось Ибн Халдуном. Согласно их взглядам, кочевники-скотоводы были господами и вели жизнь свободную и почетную. Земледельцы и горожане, напротив, занимали низшее социальное положение и якобы были предназначены составлять податное сословие.

21 Государем Томбукту в это время был суданец из народа сонинке. Утверждение же государей Мали, что они происходят от берберов, основывается на предании, согласно которому одна из дочерей алморавида Абу Бакра ибн Омара была выдана замуж за представителя династии Кеита в Мали.

22 В тексте неверно передано сочетание “аквал амариг”, что понятно, так как в арабском написании слова “амариг” и “амазиг” различаются только точкой над одной из букв. Перевод этого выражения, который дан в тексте, верен, и оно действительно значит “благородный язык”. Под этим выражением автор, очевидно, имеет в виду весь берберский язык, а не какие-то его крупные наречия. Мазиг — древнее самоназвание берберов.

23 Язык берберский Лев Африканский называет также африканским языком. Это язык местного населения. Лев Африканский правильно отмечает его родство с арабским. В настоящее время он является одним из двух главных языков в странах Северной Африки. Берберский язык включает ряд наречий, которые иногда называются языками. Так, например, берберским наречием является кабильский язык Алжира, на котором говорят жители Кабилии и других берберских областей страны. Несмотря на это, характерная черта берберских наречий — их близость между собой. Берберский язык претерпел влияние арабского в лексике и морфологии. Основание же для установления родства берберского языка с южноарабским Лев Африканский, вероятно, видел в словах финикийского происхождения, которые, так же как и латинские, встречаются в нем.

24 Африканским языком, судя по тексту, автор называет язык берберский. См. примеч. 23.

25 Африканский язык сонгай, один из языков сонгайской группы, в настоящее время распространен на среднем течении Нигера, между Томбукту п Гао.

26 Гобир, или губер, — название одного из городов и государств хауса, по имени одного из семи хауса — легендарных братьев. Таким образом, язык гобир — это язык хауса или один из его диалектов.

27 Язык Борну — это язык канури, а язык Гаога — видимо, язык канембу.

28 Язык, употребляемый в Нубии, — коптский. Халдейский язык, по мнению А. Эполяра, — это сирийский язык, т. е. арамейский, и, по нашему мнению, Лев Африканский мог быть знаком с людьми, знавшими арамейский язык. Однако оснований для точной идентификации текст не дает. Язык египтян — это, конечно, не древнеегипетский язык, которого ни Лев Африканский и никто другой в то время знать не мог, а просто язык коренного христианского населения Египта, т. е. коптов, которые в глазах арабов-мусульман были коренными египтянами.

29 24 год хиджры — 644/645 г. Укба действовал позднее.

30 Арабская армия, посланная Османом в Африку, насчитывала всего 20 тысяч человек.

31 Итальянский язык никогда не был языком населения Африки, как об этом говорит Лев Африканский. Его мнение основано на недоразумении. Языки латинский, греческий, европейские языки, и в том числе итальянский, по-арабски называются ромейским языком, т. е. языком ромеев, под которыми понимались жители Византии, а затем и все европейцы. Эту неточность Лев Африканский перенес и на итальянский язык и латинский или греческий язык в Африке, назвав его итальянским, так как последний, с его точки зрения, есть язык ромейский.

32 Очевидно, Лев Африканский имеет в виду так называемое имя относительное от названия племени (или города, страны и т. п.), входившее в состав полного арабского имени и указывавшего, к какому племени принадлежит носитель имени.

33 Первосвященники мусульманские — мусульманские халифы. Халифы считались прежде всего духовными руководителями мусульманского мира, поэтому Лев Африканский называет их титулом понтифик, т. е. первосвященник, — титулом, который носили и носят сейчас римские папы.

34 400 г. хиджры — 1009/1010 г., в действительности в 441 г. хиджры, т. е. в 1050 г.

35 Поход Джаухара на запад происходил в 958 г. при фатимидском халифе ал-Муиззе, а не при ал-Каиме, который умер в 946 г.

36 Египет был захвачен в июле 969 г., а Сирия — позднее.

37 Халифы багдадские — халифы Аббасидской династии, которая находилась у власти в период с 750 до 1258 г. и столицей которой был Багдад.

38 Фатимидский халиф ал-Муизз вступил в Каир 11 июня 973 г.

39 Оставленный ал-Муиззом правитель Берберии — это санхаджский эмир Йусуф ибн Зири Боллогин, основатель Зиридской династии. Неповиновение же выразил зиридский правитель Муизз ибн Бадис, порвавший с Фатимидами и выразивший повиновение багдадскому халифу в 1050 г.

40 Секретарем, якобы давшим халифу совет призвать арабов, был главный кади (т. е. судья) Каира ал-Йазури, а халифом, который принял решение, — Абу Темим ал-Муизз ал-Мустансир.

41 Приход арабских племен в Северную Африку получил в истории название “хилалидского нашествия”. Эти племена пришли не прямо из Аравии, а из Египта, где были поселены еще раньше за свое неповиновение и неспокойствие после того, как приняли участие в военных действиях против карматов. От этих арабов решили отделаться таким образом, так как они стали бичом для земледельческого населения Египта. Их, по-видимому, было не столь много, как говорит Лев Африканский.

42 Ибн ар-Ракик вряд ли мог писать о хилалидском нашествии (1050 г.), так как 1027 г. — последний, события которого он описывает.

43 В действительности вторжение арабов не сопровождалось такими неистовствами, какие описывал Лев Африканский. В частности, мятежник — Муизз ибн Бадис — умер собственной смертью в 1062 г., а не был убит.

44 Описание событий, которое дает здесь Лев Африканский, совершенно неверно. Ниже мы приводим полностью всю цепь событий в том порядке, как они происходили и как были установлены А. Эполяром в его книге (Эполяр, с. 24). Провозглашенный халифом алмохадов (ал-Мувахидин) 11 марта 1132 г. Абд ал-Мумин ибн Али завоевал всю Берберию, и в 1160 г. его власть была признана вплоть до Барки. В феврале 1152 г. он захватил Бужи, который был с 1067 г. столицей Хаммадидов, прежнюю столицу которых Кала Хаммадидов он приказал полностью разрушить. И напротив, именно арабы действовали в поддержку санхаджских князей. Собравшись в Беджа. они в мае или июне 1153 г. напали в Сетифе на арьергард алмохадской армии, которая возвращалась в Марокко. После упорного боя, длившегося 3 дня, они были отбиты в выразили свою покорность, которую сохраняли вплоть до 1185 г. После того как исчезло хаммадидское государство Бужи, в Ифрикии оставались мелкие санхаджские княжества. Призванный изгнать из Махдии и с Тунисского побережья сицилийских христиан, которые завладели ими в 1148 г., Абд ал-Мумин выехал из Марракеша в октябре 1158 г., без сопротивления вошел в Тунис 4 июня 1159 г. и после длительной осады взял Махдию 21 января 1160 г. Мелкие местные князья были изгнаны и заменены алмохадскими наместниками. Возвращаясь в Марокко, Абд ал-Мумин взял с собой некоторое число арабов с их семьями. Его сын и преемник Абу Йакуб Йусуф был вынужден провести двухлетнюю кампанию (с 1179 г. по 1181 г.) по усмирению Ифрикии. Вскоре после его возвращения в Марракеш к нему на службу поступил сильный отряд арабов. 30 июня 1184 г. Абу Йусуф Йакуб ал-Мансур был провозглашен халифом. 10 мая 1185 г. в Бужи высадился претендент Алморавидов Али ибн Исхак ибн Ганийа (эмир Майорки) с несколькими из своих братьев и с войсками. Одержав местные успехи, эти Алморавиды были в конце концов оттеснены в южный Тунис, где подняли арабов и получили поддержку от турецких войск, пришедших из Египта под командованием армянина Каракуша — мамлюка Саладина. Поскольку положение становилось серьезным, халиф ал-Мансур 17 декабря 1186 г. выехал из Марракеша, вновь взял Гафсу и Габес, разбил и Алморавидов, и турок и покарал арабов, которые их поддержали. Он вернулся в Марракеш 6 декабря 1188 г. после победоносной кампании, приведя с собой, чтобы держать их под своим наблюдением и использовать в войне с Испанией, самых непокорных из арабов. Они были устроены в Тамесне и в Азгаре. Однако число арабов макил, которых было не более 200 воинов во время хилалидского вторжения, впоследствии необычайно увеличилось; по-видимому, они сами по себе медленно продвигались к западу по южному Тунису, южному Алжиру и южному Марокко и добрались до Суса лишь в XIII в. В конце XIV в. они на юге не перешли еще за Сакиет ал-Хамра. В середине XV в. они занимали уже Вадан, а во времена Льва Африканского — дошли до Тишита; с другой стороны, в начале XII в. дошли до Средиземного моря по долине Мулуи.

45 Взятие Туниса произошло в декабре 1203 г. Город был взят не одними арабами, но и войсками алморавидского претендента Пахйи ибн Исхака ибн Ганийа ал-Майорки, который вновь стал во главе алморавидского восстания после смерти своего брата Али. Халиф Марракеша Абу Абдаллах Мухаммед ап-Насир лично освободил Тунис в 1205 г. Он послал своего лучшего генерала Абд ал-Вахида ибн Абу Хафса Омара вслед за Йахьей, который был разбит в октябре 1205 г. у Джебел Таджира в южном Тунисе. Отправляясь из Туниса в Марракеш в мае 1207 г. ан-Наспр оставил Абд ал-Вахида в качестве наместника Туниса. После смерти последнего 25 февраля 1221 г. положение все более ухудшалось, так что Алмохадскпй халифат оказался в полном упадке. Полный разгром ан-Насира 16 июля 1212 г. в Хисн ал-Укаб, т. е. в битве при Лас-Навас-де-Толоса, длительное зенатское восстание, спровоцированное Йахьей ибп Гапийа в Центральном Магрибе, и слабость преемников ан-Hacиpa позволили бени марин образовать свое государство на западе, а бени абд ал-вадд — в Тлемсене. В июне 1228 г. сын Абд ал-Вахида был назначен наместником Туниса. Этот хафсидский эмир Абу Закарийа Йахйа с 1229 г. больше не признавал власти халифа Марракеша и в 1236 г. провозгласил себя независимым эмиром (Эполяр, с. 25).

46 Передача на русский язык всех названий племен представляет трудности, поэтому возможны неточности.

47 Речь идет об алмохадском халифе Йакуб ал-Мансуре, который привел арабов в Марокко в 1188 г.

48 В переводе Ж. Темпораля, изданном Ш. Шефером, последний полагает, что здесь следует читать Тегауст (Schefer. ..V.I, p. 60).

49 У А. Эполяра здесь дано чтение Тегдеат, для которого он предлагает идентификации Тегуат, Туат. Его соображение, что этот город слишком далек от Алжира, правильно, но требует дополнений. Одно из них — в пользу предположения А. Эполяра: перекочевки в разные сезоны проходили в местах, достаточно сильно отличающихся климатически. Тегуат — Туат находился в Сахаре, где удобно проводить зиму, так как там тепло. Второе — относительно Тагдемта, в котором зимой достаточно холодно и который вряд ли мог быть местом, где кочевники проводили именно зиму (Эполяр, с. 33).

50 Согласно традиционной истории Аравийского полуострова, которую излагает Ибн Халдун, этот полуостров населяли последовательно четыре семитские группы. Из них последняя дала многочисленное население значительной части Северной Африки. Эти группы назывались так: 1) ал-араб ал-ариба, т. е. “арабские арабы”, пли “чистые арабы”, к их числу относятся племена полулегендарной истории, сведения о них очень скудны; 2) ал-араб ал-мустариба, т. е. “арабизованные арабы”, которые считаются потомками Химйара, сына Сабы. Это так называемые южные арабы; 3) ал-араб ат-табна лил-араб, т. е. “арабы, преемники арабов”. Это потомки Кудаа, внука Химйара, Ках-тана, который соответствует библейскому Иоктану, и Исмаила, сына Авраама. Потомки Исмаила — это так называемые северные арабы; 4) ал-араб ал-мустаджама, т. е. “берберизованные арабы”, или “варваризованные арабы”. Это кочевые арабские племена, которым удалось обосноваться на Западе и на Востоке и которых стали считать варваризованными, потому что они под влиянием чужого языка испортили свой чистый арабский язык. Так как по-арабски слово “бербер” включает в себя оба понятия: и первоначальное “варвар” и производное “бербер” — коренной житель Северной Африки, — то и происходящее отсюда слово “мутабарбара” должно означать одновременно и “быть варваризованным”, и “быть берберизованным”.

51 Искаженное имя Ибн ар-Ракика (см. Именной указатель), который был одним из источников для труда Льва Африканского.

Текст воспроизведен по изданию: Лев Африканский. Африка - третья часть света. Л. Наука. 1983

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.