Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

АФАНАСИЙ КАЛНОФОЙСКИЙ

ТЕРАТУРГИМА

1638.

Teratourghma, lubo cuda, ktore byly tak w samym swiеtocudotwornym monasturu Pieczarskim, iako у obudwu swietych Pieczarach, w ktorych po woli Bozey Blogozlowieni Oycowie Pieczarscy, pozywszy у ciеzary cial swoich zlozyli, wiernie у pilnie teraz zebrane у swiatu podane przez W. Oyca Athanasiusza Kalnofoyskiego, Zakounika tegoz S. Monastyra Pieczarskiego. Z drucarni Kijowo-Pirczarskley R. P. 1638.

Афанасий Калнофойский, соборный монах киевского печерского монастыря, сочинил на польском, бывшем тогда в Kиeве почти общем языке, книгу под названием Тератургима или чудеса, бывшие в печерском монастыре и в обеих пещерах с некоторыми духовными размышлениями. В книге находится много исторических данных о печерском монастыре: топографическое описание лавры, ближней и дальней пещеры с планами, и надписи с надгробий положенных в пещерах благодетелей обители. Топографическое описание лавры, ближней и дальней пещеры с планами издано в приложении к книге; Описание Киево-печерской лавры 1826 г. (см. прил. № 32 стр. 146-155). Списки с надгробий в русском переводе помещаются в нашем издании.


ЭПИТАФИИ ФУНДАТОРАМ ЛАВРЫ.

В. В. Т. С. Е. С.

I.

Святому Отцу Феодосию, второму по святом Антонии патриарху русских монахов.

Путник! Тот опередил в дороге кто с пользою промедлил;

Постой и прочитай.

Здесь св. Феодосий, сложивши свои кости, подобно высокопарному орлу

Ждал обновления; но завистливый враг, воспрепятствовавши этому, [28]

Потревожил отсюда святого; осталось только место, где он лежал;

Свято почтивши его, иди в добром здоровье; а спрашивающему

У тебя, что ты видел на киевском горизонте, отвечай: много

Видел, когда видел чудотворный гроб великого Феодосия.

II.

Глеба Всеславича, Киевского князя жена, дочь князя Ярополка Изяславича, умирая чрез 40 лет после своего мужа, вместе с ним полагается в головах св. Феодосия. 6666 года, 3 генваря. 2 часа ночи.

Посетитель! Сей гроб изъят из общего числа,

Чти его, дабы взаимно и сам был почтен.

Киевский князь Глеб сложил в нем кости свои

И своей супруги, после сей житейской суеты.

А тому что лежат они в головах русского патриарха

Ты не удивляйся; это сделано с обдуманным намерением.

Они, живя на земле, любили св. Феодосия

И, умирая, легли с ним, чтобы и впоследствии жить вместе с ним.

И это вполне законно: потому что чем более люди любят

Святых Божиих, тем большую заслуживают для себя награду.

III.

Умершему по христиански в 6979 г. Симеону Александровичу Олельковичу, наследственному пану земли Киевcкoй, князю Слуцкому, обновителю св. церкви Печерской, которую воссоздал при короле Казимире и при велебном отце архимандрите Яне, 6978 года, Декабря 3. (На полях заметка: Почему князья Слуцкие именуются Олельковичами, см. у Стрыйковского книги XIX, главу 3, и книги XII, главу 13.)

Посетитель! каким образом ты видишь это великое здание?

Каким образом ты осматриваешь это художественно-воздвигнутое

сооружение?

Двести тридцать три года тому назад здесь были одни только

обломки камней [29]

(Именно, в то время), когда церкви чрез Батыя лишены были

своей красоты. (На полях: Татарский царь Батый, имея 600,000 войска, в 6745 году разрушил Киев вместе с многими другими областями.)

Оно (здание) воздвигнуто было иждивением князя Симеона

В честь Бога и пречистой Его Матери,

Для спасения тех, которые cиe житейское море

Переплывают, желая причалить ладью у счастливой пристани.

Эта церковь служить для всех-всех. Чем же (служит она)

Симеону?

Она вся представляется надгробием своему возобновителю.

IV.

Благочестиво умершему Василию Семеоновичу Александровичу Олельковичу, который отошел из сего света 7003 года, индикта 13, Июля 4 дня.

Князья князю, родные умершему родственнику воздвигнули

сей темновидный саркофаг, надписавши:

Здесь покоится Василий Семеоновичь Александровичь

Олельковичь, наследственный пан земли Киевской, князь

Слуцкий.

Добрые родственники и по смерти бывают полезны.

V.

Георгий Юровичь Олельковичь, князь Слуцкий, наследственный пан земли Киевской, умер 1579 года, Апреля 12, и тут положен.

Богу,

Отчизне,

Королю,

Себе,

Добродетелями,

Мужеством,

Верностию,

Жизнию,

Благочестивый,

Отважный,

Знаменитый,

Удивляющей,

Угодивши,

Услуживши,

Ублаготворивши,

Удовлетворивши,

Князь

Георгий

Юровичь

Олельковичь,

Слуцкий

Хорошо,

Неизменно,

Приязненно

Здесь

свои

кости

Положил,

Погреб

Заключил,

Схоронил.

[30]

VI.

D. О. M. G. (Надпись в подлиннике латинская.)

Софье Олельковичне, происходящей от знатных династий Литовских,

Из славнейшей фамилии Князей Слуцких и Копыльских по отцу, деду, прадеду,

От Георгия, от прадеда Симеона, от прапрадеда Михаила князей в Слуцке и Копыле... Киевского князя Владимира,... брата польского короля, внука Великого Литовского князя Гедимина и правнука Витена,

урожденной из славной фамилии Кишек,

Януш Радзивил князь в Слуцке и Копыле, Биржах и Дубенке, верховный подчаший великого князя Литовского, скорбящий супруг со слезами поставил супруге, славнейшей в свое время женщине по роду, красоте, а более добродетелями. Жила 25 лет, 10 мес., 8 дней.

Дочь Екатерина пережившая ее 16 часами: сначала была зачата, потом терпела муки рождения, и наконец была уже на пороге вечности. (tertio partui vicina).

Отошла 1612 года, Марта 9 дня.

VII.

В и186 году от Р. X., месяца Мая, 6 дня, поживши 26 лет, 8 мес., 19 дней,

Георгий князь Слуцкий, происходящий от древней и знатной фамилии Ягеллонов, первородный сын Георгия Олельковича князя Слуцкого и Екатерины Гробянки с Тенчина, не живши и года со взятою в замужество своею женою Екатериною Кищанкою, — к великому прискорбию матери и братьев, друзей, слуг и подданных своих, отозван от сего света.

VIII.

В вечную отчизну отошел с сего света Гавриил Менавичь Богдан Гоецкий.

7035 года, индикта 14, марта 20. (На полях написано: Такая надпись высечена на камне по-русски.)

Когда благовременно было пожить после забот,

И отдохнуть после трудов для родины, [31]

В это время подняли свирепую бурю

Завистливые сестры, и перервали нитку

Твоей жизни, отважный Гоецкий,

И введи тебя в горний Елизиум.

Вредит ли такая перемена,

За которою следует вечность с радостями?

Благородная душа! Хотя ты и благоденствуешь,

Но все-таки сердце что-то болит по тебе.

IX.

Умерший по христиански Василий Андреевичь Полубенский тут положен.

Мстиславский староста, Гроденский маршалок Василий Андревичь Полубенский после смерти избрал ceбе место для погребения в церкви Пресвятой Богородицы Печорской.

Читатель! Идя мимо, скажи ему доброе слово:

Боже, помилуй душу милосердного, справедливого слуги

Своего Василия Полубенского.

X.

Князь Лев Васильевичь Полубенский, отдавши долг природе, в сей церкви Пресвятой Богородицы Печерской, около своих положен.

Лев Полубенский лежит здесь около своих.

Кто держит путь мимо сей урны

Пусть молчит, дабы не разбудить его: Лев кому пересечет путь,

тот нехотя должен отступить.

XI.

Александр Владимировичь князь и наследственный пан Киевской земли, принявши пред смертию монашество, здесь погребен.

Посетитель! Богобоязненный князь Александр Владимировичь, пан, монарх, наследник земли Киевской, смотря с высокой башни на множество людей, когда увидел, что бьется народ с народом, [32] королевство с королевством, сходят со сцены цезари, падают тираны, — бросает княжество, презирает власть, отпущает слуг, сам в куколе делается слугою Бога, и, с честью послуживши ему во святом печерском монастыре, переплыл бурное житейское море и в целости достигнул родной пристани.

XII.

Константин Ивановичь, князь Острожский, воевода Троцкий, гетман великого княжества Литовского, после многих побед сраженный смертию, здесь похоронен. 1533 года по Р. X., имел 70 лет отроду. Побед им одержано 63.

Одержавши над татарами шестьдесят три победы, украшенные кpовию, присоединивши Рось, Днепр, Ольшанку, он кроме сего основал много замков, много монастырей, много св. церквей как в княжестве Острожском, так и в столичном городе вел. кн. Лит. Вильне; щедро одарил храм Пречистой Богородицы Печерской, в котором после смерти и был положен. Основал для убогих госпитали, для детей школы, для людей рыцарских оставил в Марсовой Академии копья с саблями. Напиши с приятностию: Русскому Сципиону, Константину Ивановичу Острожскому, Гетману вел. Княжества Литовского — да будет все это надгробием.

XIII.

Татьяна, княжна Острожская, воеводзина Троцкая, гетманша вел. княж. Литов., Старостина Брацлавская и Винницкая, 1531 года, индикта 11, Июля 12, отдавши свою душу Творцу своему, бренное тело свое сложила здесь.

Что Бог сочетал, не могут разлучить то ни дочери темной

матери (На полях: Дочери темной матери суть богини смерти: Клота, Лахеса и Артопа, рожденные от матери Ночи.)

Ни даже самый рок, все безобразно разрывающий.

Как повелено, дабы шла за мужем его жена

И никогда не оставляла своего товарища: [33]

Так княжна Татьяна идет за гетманом

И на смертном одре признает его своим господином;

Обет, верность сохраняет и в темновидном гробе,

Когда приказывает положить себя около тебя, вождя воинов.

И это хорошо; потому что, если он умел управлять многими,

(Без сомнения) знал, как надлежит достигнуть с Татьяною неба.

XIV.

Ян Гуринский Миновичь Львовичь Тышковичь, маршалок господаря К. Е. М., владелец Чернобыльской, 7071 г., окт. 10, положивши здесь свое бренное тело, отошел в вечное блаженство.

Русский Пиррус, Сарматский Гектор,

Второй воин, имеющий матерью море,

Почтенный Тышкевичь! Когда тебя прославляет Русь,

Когда смело возвещает о твоих деяниях свету:

В это время Беллона соединила свои копья

И, позавидовавши нам, взяла тебя к своему двору.

Что нам сказать? — Никто не станет порицать богини,

Никто не отважится уничтожать Божии предопределения.

То отирает слезы, то отчасти умаляет боль,

Что ты освободишься там от горестей,

Что там, где черный Харон возит на лодке души людей,

Ты, как я уверен, не будешь;

Что уж Родамант не будет тебя судить

И Еак не воссядет для твоей погибели.

Что ты не попадешь в разукрашенные дворы Прозерпины

Ни в киммерийские каморы.

Если уже богиня с Марсом вписали тебя

В свои книги и пред всем миром признали мужем, —

Не бойся, твои добродетели никогда не увянут,

Так как златой трубач славы обновляет их. (На полях заметки: Харон — перевозчик человеческих душ. Радамант и Еак — подземные судьи. Прозерпина — адская королева. Киммерийские т. е. темные места.). [34]

XV.

Святой Юлиане Георгиевне Дабровской, княжне Олшанской, нетленно в церкви Пречистой Богородицы Печерской, — определения Праведного Судии чудотворно ожидающей, святым ее останкам автор сей олтарь воздвигает.

Под олтарем Филоктета, (Филоктет, когда пристально смотрел на гроб Троила, убитого Ахиллесом, укушен был змиею, вышедшею из под алтаря.)

Никакая Дипса (Dipsas — гадина из породы ужей.) тебя не коснется;

Потому что в сию землю не положен сын Емпузы, (Под Емпузою разумеется Гекуба, жена короля Приама, обратившаяся по взятии Трои в птицу. Под сыном разумеется Троянский королевич Троил.)

С целию множить племя пресмыкающихся гадов.

Ставши перед алтарем без страха, помолись

Об отпущении многих своих грехов

И вскоре чрез Творца небес и света

Достигнешь вечной жизни.

Юлиана помощница,

Сильная на небе заступница;

Посвященный ей алтарь,

Блистающий благочестием,—

Скрывает здесь ее кости, врачующие

От мятежных болезней;

Против смерти и нездоровья

Ты найдешь себе рецепт в этом св. гробе.

Вечно зеленеющаяся весна цветет,

Светло одеваясь целительными травами.

Приятны места, вечно упоительны часы,

Постоянно представляющие райские прелести:

И не удивляйся, что Татьяна в тот мир

Переселилась, цветок желает украшать другие цветы. [35]

XVI.

Анна Семеоновна, Кандреевская монахиня, каштелянка Брацлавская, Старостина Овручская, 1577 г. июля 19 д. здесь положенная, покоится. Жила 54 года, 4 мес. и 19 дней.

Я уже не хочу иметь развлечений с Архилогом

И никакого дела, с Гиппонактом. (На поле заметка: Архилог — лакедемонский поэт; своими стихами он сделал то, что Ликамба удушила себя веревкою. Гиппонакт - поэт в таком же роде.)

Они рады уязвить своим жалом,

Даже тогда, когда им никто не мешает.

Их гробы мне давно опротивели

И вдруг навели на мысль составить епитафию Анне:

Монахине каштелянке

Я для того воздвигаю надгробные укрепления,

Чтоб только ангелы могли проникнуть чрез них,

Когда будут гремящею трубою созывать мир.

Они только из церкви возьмут ее,

Чтобы представить пред суд Божий.

XVII.

Михаил Корибутовичь, князь Вишневецкий, оставивши здесь смертные останки, 1584 г., 16 окт., во втором часу ночи с понедельника на вторник, переселился в вечную жизнь.

Автор, вспомнив весну, которая ежегодно воскрешает свою увядшую зелень, и посмотрев на человека, который, прошедши пределы своей жизни, многие годы должен ожидать своего обновления, скорбел о человеческой участи и ставши печальный пред сим гробом написал:

В сем мраморе ожидает воскресения из мертвых потомок князей Гедимина, Димитрия Корибута, польского короля Ягелла, Скиргайла и Свидригайла, сын Марии, княжны Шведской, муж отважный, благочестивый, друг справедливости, отец сирот и убогих, [36] Михаил Корибутовичь князь Вишневецкий, каштелян Киевский, — Каневский, Черкасский, Любечский и проч. староста.

Кто идет мимо, пусть скажет:

Господи! Когда придешь судить, не погуби в то время

Княжеской души.

XVIII.

К. Феодор Ивановичь Ярославичь

после житейских забот здесь покоится.

Унаследовавши большие владения, Феодор Ярославичь Ивановичь многих превосходил

Родовитостию

Могуществом

Способностями.

Когда же взят был из сего земного жилища, с Дульчицким этим, убогеньким Иром сравнялся, во владение взял семь пядей земли; такой перемене ты, читатель, не удивляйся, тоже самое случится и с тобою.

По опыту сам знаешь, что родимся мы не равными, но равными умираем.

XIX.

Александр Александровичь Корибутовичь, князь Вишневецкий, после трудов в сей жизни, здесь избрал себе успокоение. 1577 г. апреля 3, в 6 часу ночи со вторника на среду. Жил 33 года и 4 мес.

Xiestwo

ktokol

wiek

mоу przepomni marnie

Moie

dzie

dzic

zeiac ten

opanu

ie

sli,

Roczne

duszy

mey

mu przed Bogiem woli

niechay

voti

wy

rok

sprawu

ie

den zazli

Ja na

Wiszniow

cu

downe zaprowadzi

Xiaze

A

barz

Lexander

tego

w knieie

Potrze

buie

iak

о przestempny karzac

Dlugu

od nastemp

ce

l, ie

me

go

sumnienie.

[37]

(Перевод первых трех столбцов эпитафии может быть такой: “Княжество мое какой бы наследник ни получил во владение, пусть ежегодно за мою душу совершает поминовения. Я князь Александр Вишневецкий, — как долга, требую сего от своего преемника.

Во второй половине эпитафии заключается угроза наследнику, если бы он забыл завещание князя, за такое небрежение князь угрожает судом Божиим и мучениями совести).

XX.

1576 года, Августа 19 дня.

Евфимий Богуш Феодоровичь, князь Корецкий, воевода Волынский, староста Луцкий, Брацлавский, Винницкий и Звенигородский, вычеркнутый из списка живых, приказал здесь схоронить его кости.

В то время, как других очень страшит то,

Что каждый час все больше разверзаются врата выхода из

сей жизни;

Евфимий уж свободен от такого страха,

Будучи взят в небесную обитель.

Он несет почести высших воеводств и староств,

Достигнувши вечности в небесном царстве.

В сем склепе с своими родственниками

Он положил тело; душа же его вместе с ними пред Богом

Служит; куда добродетели вводят того,

Кто носит ярмо и тяжесть своего Господа.

Евфимий! как я желаю достигнуть

Того счастия, каким уже ты обладаешь.

XXI.

Позванная на смертный суд инокиня Евпраксия, дочь князя Всеволода, переселившись душою в другое место, 6617 г. Июля 9 дня здесь положила тело.

В определенное время вещи рождаются, в свое время растут, в свое время погибают; что находится под нашими ногами, чем мы одеваемся — все подлежит перемене. [38]

Посетитель! Посмотри на сей гроб, в котором благочестивая инокиня Евпраксия, дочь киевского князя Всеволода, после смерти положена, и увидишь, как разнообразная перемена (т. е. смерть) ведет нас в одно место, как нет ничего под солнцем (равно как и само оно) постоянного, как все возвращается туда, откуда произошло.

XXII.

Исидор Копец, маршалок и писарь короля Его милости, умерши был погребен в сей церкви Пресвятой Госпожи Печерской.

Зачем снимать черный

Покров с суетной земли?

Если ты добр, сядь здесь на этой могиле,

Дай отдых ногам и успокойся на некоторое время.

Злой здесь не может сидеть,

Если откуда-нибудь прибудет сюда,

И не осквернит жилообразного мрамора,

Который покрыл меня умершего маршалка.

Я оставил злость

Сегодня и гнев.

Не доверяй (этому), вскоре тебя отгонит любовь,

Которую носит Исидор в сем гробе.

XXIII.

По смертоносному определению судьбы отошел из миpa

Ян Елец.

1603г. по Р. X. нояб. 11, в 13 часу, живши на свете 24 года.

Что же это? Тираны живут в постоянной юности — и не стараются

Что же это? Злые живут счастливо, и не делаются отвратительными.

Молодых злая Клото, как чистое золото, вырывает из

наших рук,

Отнимает у матерей благочестивых детей, укоренен-

ных в добродетели.

Чем ты Ян Елец, достойный юноша, досадил смерти, [39]

Так, что ее выстрел из твоего лука попал в тебя столь рано

А попавши отравил ядом, сразил на повал?

И ты сложил в этом гробе вместе и добродетели, и дорогие

клейноты?

Я вполне верю тому, кто возвестил,

Что злое долго стоит, не боится падения, потому что в настоящее

время я это узнал по опыту.

XXIV.

1621 года

Симеон Лыко, муж по вере твердый, по мужеству хорошо известный, после многих достойных военного человека дел опочил в Господе и здесь покоится.

Когда северный Москаль

Когда немощной Фермидончик

Величают тебя богатырем,

Когда выставляет трофеи

Poccии с Польшею,

Откуда произошло мужественное племя:

Рассмеялась чахлая пани,

Порицающая величавые мысли,

Вскоре она расширила подпругу

И когда после многолетней жизни

Тебя заключила в яму

И в земле обратила в пепел —

Тогда из дрянного пепла земного

Снова славным племенем,

Симеон Лыко, встаешь ты

И всем даешь предостережение.

Если бы небо разрушилось

И опрокинулось

И тогда бы не задавило твердого.

Хвалите Бога справедливого. [40]

XXV.

Отозванный до вечной радостной жизни

Захария Копыстенский

Архимандрит Печерский.

1626 года, в великую среду Страстной седмицы.

В сей каплице князей Корецких почивает его тело.

Милый брат! Если проходишь мимо саркофага в Бозе почившего архимандрита твоего и моего Захарии с Копыска Копыстенского, благочестивого, деятельного, постоянного, пресвитера, пастыря, богомольца.

Учись из всей его жизни не жить, но умирать.

Перестань тратить время. Сей благословенный отец

Никогда ничего не считал столь достойным, что бы могло

Заменить время; скоро оно

Уходит, скоро ему нужно противиться.

Внимай напоминанию:

Сыне! пользуйся временем и берегись греха.

Соблюдай его,

И как святобливый архимандрит

В мгновение ока преходящий сей век переменишь на вечный.

XXVI.

Святой души святобливого старца

Елисея Плетенецкого, архимандрита Печерского

память.

Умерши он покоится снаружи церкви в сей каплице,

которую при жизни сделал для своего погребения. 1624

года, октября 19, в 19 часу.

Здесь положен великий, не Помпей,

Потому что это не Сигейские берега,

Здесь положен великий Елисей Плетенецкий

Архимандрит Печерский, который сию

Церковь оправивши от больших повреждений, [41]

И обедневшую обогативши имениями, наделивши

Приличными сосудами, поставивши пресвитеров,

Оставивши по себе избранника,

Отец инокам, добрый господин для слуг и подданных

Из временной жизни переселился

В вечное обиталище.

XXVII.

В церкви св. Архангела Михаила Златоверхого, (которую возобновил) Россияне своего митрополита, дети отца, братия игумена, студенты Мецената, убогие милостивца, соединившись с взаимным плачем, похоронили, положили и написали. 1631 года мес. марта 2 дня, в среду 2-й недели поста.

Короли могуществом,

Богатые сокровищами,

Советники рассуждениями,

Иов Борецкий митрополит

Благочестием —

Богатые имуществом,

Паны войском,

Прелаты фундушами,

 

Иов Борецкий митрополит

Милостию Божиею —

Рыцари могуществом,

Купцы товарами,

Земледельцы пользою,

Иов Борецкий митрополит

Добровольным убожеством —

Богословы писаниями,

Философы природою,

Математики небом,

Иов Борецкий митрополит

Милостынею —

Красуется, и когда щедрый управитель обильно раздает [42] убогим, то все от Бога — небо, природу, прибытки, товары, могущество, фундуши, войска, имущества, совет, сокровища, власть, счастливый старец благополучно получает.

XXVIII.

Корректор книг и управитель типографии, печерский проповедник, Tapacий Земка, человек сведущий в греческом, латинском, славянском и русском языках, умерши здесь положен. 1632 года. сент. 13.

Типографы! печатайте книги вечной славы,

Готовьте для Тарасия жалобную эпитафию.

Жили вы им, когда он жил; также и он жил вами;

Чтоб и после смерти жил он с полезными своими делами.

В книгах, которыми очистил вас от внутренней нечистоты

И обратил к красоте и первому счастию,

Будьте полезны для Тарасия,

Который ныне вас ожидает для участия в своей пользе,

И скажите: пусть будет почтена сия могила,

Сокрывшая столь благородную особу.

XXIX.

Памво Берында, корректор книг и управитель печерской типографии, протосингел св. отца иерусалимского патриapxa, ученый человек, оставивший славянско-русский лексикон, после подвигов монашеских, исповеднических и типографских, здесь успокоился.

Памву Берынду здесь смерть сразила

И тяжелым холмом гроб придавила,

Как бы для того, чтобы люди

О нем позабыли.

Но напрасно, ибо кто ни проходит

Мимо сего холма, читает: здесь лежит

Истинный монах

Памво, твердый в добродетели. [43]

Часто бывает так, что мы кого закрываем

Более всего, широкие врата

Тому до вечной славы

Приготовляем беспрепятственно.

XXX.

Твердый христианин Николай Шашкевичь, хорунжий брацлавский, 1624 года, Ноября 3, отдавши свою душу Господу Богу, здесь положен.

Прочь стихотворные правила, блестящие вооружения!

И вы военные сверните свои строевые хоругви;

Почтенная Анна Черленковская, Шашкевичей

Любезная родственница, могилу сего Николая поливай

Шпиканардом, бальзамом, вином, — и розами,

Бак стражами, обсаживай ее:

Пусть над костями хорунжего продолжается весна

И производит для русских подобных мужей.

XXXI.

Бурмистр великого города Могилева

Василий Якимовичь,

отдавши долг пригоде, почивает здесь телом 1620 года.

Под сим камнем Василий лежит,

Могилевский пан Ратман,

Стоявший во главе знаменитых людей.

Вот пример для судей: чтобы по смерти оставить

по себе память

Для этого не нужно иметь никаких пирамид

Чтоб развалины

Великолепных колоссов

Не произвели грустного впечатления.

Конечно все вышеприведенные эпитафии, по крайней мере в стихотворной их части, были составлены единовременно при архимандр. Петре Могиле и не были выбиты на надгробных камнях, но только отпечатаны разнообразным шрифтом, как образец типографического и стихотворного искусства киево-печерских иноков.

Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев. 1874.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.