Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИБН АБИ ЗАР

КНИГА ВЕСЕЛЫХ ДРУЗЕЙ В САДАХ КИРТАСА ПО ПОВОДУ ДЕЯНИЙ И ПОДВИГОВ КОРОЛЕЙ МАГРИБА И ИСТОРИИ ГОРОДА ФЕСА

КИТАБ АЛ-АНИС АЛ-МУТРИБ БИ РАУД АЛ-КИРДАС ФИ АХБАР МУЛУК АЛ-МАГРИБ ВА ТА'РИХ МАДИНАТ ФАС

(умер между 710-720/1310-1320)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Абу-л-Хасан 'Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн 'Умар ибн Абу Зар' (Абу-л-'Аббас Ахмад) ал-Фаси — автор хроники Марокко, которая называется «Китаб ал-анис ал-мутриб би рауд ал-киртас фи ахбар мулук ал-Магриб ва та'рих мадинат Фас» («Книга веселых друзей в садах киртаса по поводу деяний и подвигов королей Магриба и истории города Феса»). Эта книга обычно фигурирует под названием «Рауд ал-киртас» или даже еще проще — «Киртас». Это последнее название обозначает город (Moraes Farias 1967, с. 864).

Текст был издан Торнбергом — «Annales Regum Mauritaniae» (Uppsala, 1843-1845) — с латинским переводом. Оно (сочинение Ибн Абу Зар'а) много раз издавалось в Фесе, в частности, в 1303/1885-1886, 1306/1887-1888 и 1355/1936 гг.

Переводы также многочисленны: на французский язык (Beaumier, 1860), на португальский (Moura, 1828), на испанский (Huici Miranda, Valencia 1948 и 1964).


Перевод «Рауд ал-киртас» в архиве В. В. Матвеева отсутствует. В отечественной литературе ссылки на это сочинение впервые даны в работе Е. А. Тарвердовой (Тарвердова, 1967, с. 17). Согласно замечанию Л. Бенджеллун-Ларуи, краткое изложение этого сочинения содержится в труде «Ал-му'риб ал-мубин 'амма дамануху ал-анис ал-мутриб» («Ясное выражение скрытого содержания “Веселых друзей"»), который составил магрибинец Ибн Закур (ум. в 1120/1708 г. ). 11 рукописей «Рауд ал-киртас» находятся в одной только Рабатской библиотеке.

При подготовке данного тома мы следовали арабскому тексту, изданному Торнбергом.


КНИГА ВЕСЕЛЫХ ДРУЗЕЙ В САДАХ КИРТАСА ПО ПОВОДУ ДЕЯНИЙ И ПОДВИГОВ КОРОЛЕЙ МАГРИБА И ИСТОРИИ ГОРОДА ФЕСА

КИТАБ АЛ-АНИС АЛ-МУТРИБ БИ РАУД АЛ-КИРДАС ФИ АХБАР МУЛУК АЛ-МАГРИБ ВА ТА'РИХ МАДИНАТ ФАС

Китаб ал-анис ал-мутриб би рауд ал-киртас фи ахбар мулук ал-Магриб ва та'рих мадинат Фас

/75/ Известие о появлении державы ал-мурабитун (алморавидов) [из племени] ламтуна, о ее возникновении, ее делах на юге, в Магрибе и ал-Андалусе, с упоминанием их царей и срока их времени [правления], вплоть до его истечения и их гибели. [204]

... Санхаджа подразделяются на семьдесят племен, а среди них — ламтуна, джуддала, массуфа, ламта, масрата, талката, мадаса, бану варис, бану машлир, бану дахир, бану заййад, бану муса, бану ламас, бану фаштал. В каждой ветви и племени есть роды, подразделения и племена, которые невозможно сосчитать, и все они живут в Сахаре, в стране, которая простирается к югу на семь месяцев пути в длину и /76/ четыре месяца пути в ширину, от Нул Ламта до юга Ифрикии и юга [области] Кайруана в Ифрикие; она [лежит] между страной берберов и страной черных.

Санхаджа составляют народ, который не знает ни земледелия, ни садоводства. И воистину, их богатство — это их скот. Их пища состоит из мяса и молока. Многие из них никогда не ели бы хлеб, если бы через их страну не проходили купцы, которые угощают их хлебом и мукой. Большинство [санхаджа] — сунниты, и они ведут джихад против черных.

Первым, кто правил в пустыне, был Тайаулусан (Тилутан) ибн Тиклан (Итлутан ибн Талакакин), ас-Санхаджи ал-Ламтуни. Он правил всей пустыней. Более двадцати царей черных подчинялись ему и платили ему подать (джизйа)...

(Правление эмира Ибн Тифата)

... [эмир Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн Тифат (Тифаут), известный как Тарсина (Таршита) ал-Ламтуни] был из числа людей верующих и достойных, совершающих хаджж и ведущих священную войну. Он правил санхаджа на протяжении трех лет, пока не погиб как мученик во время джихада в набеге на местность, именуемую Бакара (Багара). А это были племена черных, которые жили поблизости от города Таткласин, к западу от него. Они придерживались иудейской религии. В самом же городе Таткласин жило племя санхаджа — это были бану варис, люди благочестивые, сунниты, а их община приняла ислам от 'Укбы ибн Нафи' ал-Фахри во время завоевания Магриба. Они вели священную войну с черными, которые не были мусульманами, когда умер эмир Абу 'Абдаллах ибн Тифат ал-Ламтуни. После него правителем санхаджа стал его родич по женской линии Йахйа ибн Ибрахим ал-Джуддали.

Известие о царствовании эмира Йахйи ибн Ибрахима ал-Джуддали и [его] правлении у санхаджа

Эмир Йахйа ибн Ибрахим ал-Джуддали правил после смерти Мухаммада ибн Тарсины ал-Ламтуни. А джуддала и ламтуна — [205] братья, потомки одного отца; они живут на краю стран ислама и воюют /77/ с черными, и на западе к ним примыкает Океан.

Эмир Йахйа ибн Ибрахим был предводителем санхаджа в их войнах с врагами до 427/1035-1036 г. Тогда он оставил вместо себя своего сына Ибрахима ибн Йахйу во главе санхаджа, чтобы вести их войны с врагами, и отправился на восток, чтобы совершить хаджж к священной Ка'абе и посетить могилу пророка, да будет над ним мир...

/78/ Известие о прибытии

факиха 'Абдаллаха ибн Йасина ал-Джаззули в страну санхаджа и пребывании его в ней с ламтуна и мурабитами (алморавидами) из племен санхаджа

... И когда 'Абдаллах Ибн Йасин увидел, что они [санхаджа] избегают его и следуют своим прихотям, то захотел уехать от них и отправиться в страну черных, которые приняли ислам, так как ислам уже появился у них. [Но] Йахйа ибн Ибрахим ал-Джуддали не позволял ему [уехать] и сказал: «Я не позволю тебе удалиться... »

(Постройка рибата и становление державы алморавидов)

/80/ ... [стали говорить, что] у джудала появился человек (Ибн Йасин), который призывает обратиться к Аллаху и следовать по правильному пути, и он судит согласно откровению Аллаха (Корану); и воистину, он скромен и ведет аскетический образ жизни. Это [известие] о нем распространилось в Судане...

Известие об эмире Йахйе ибн 'Умаре ибн Талакакине ас-Санхаджи ал-Ламтуни

/81/ Эмир Йахйа овладел всей пустыней и напал на страну черных, большую часть которой он завоевал...

... И скончался эмир Абу Закарийа' Йахйа ибн 'Умар во время джихада, который он вел там в стране черных. Вместо него факих 'Абдаллах ибн Йасин поставил его брата Абу Бакра ибн 'Умара ал-Ламтуни, и это [было] в месяце мухарраме 448 г. х.

(О чудесах Ибн Йасина)

/84/ ... [мурабиты] выступили вместе с ним [Ибн Йасином] в поход против черных, и у них кончилась вода, так что они были на краю [206] гибели. 'Абдаллах ибн Йасин встал, /85/ совершил омовение песком и помолился в два рак'ата, и воззвал к Аллаху великому, а мурабиты сказали «амин». Когда он завершил молитву, то сказал им: «Ройте там, где я молился». Они стали рыть и нашли воду примерно в пяди от земли. Они напились, зачерпнули и наполнили сосуды водой, сладкой (пресной) и холодной.

Известие о правлении эмира Абу Бакра ибн 'Умара ас-Санхаджи ал-Ламтуни

[Эмир был в Агмате, когда] посланец с юга прибыл сообщить ему о волнениях в Сахаре. Эмир Абу Бакр, который был человеком добродетельным и очень набожным, счел недопустимым /86/ убийство мусульман и пролитие их крови. Он решил отправиться в пустыню, чтобы умиротворить ее и вести джихад против неверных из числа черных...

... Он отправился в пустыню, усмирил и успокоил ее; затем он собрал большое войско и отправился в набег на Судан, где он вел священную войну, пока не завоевал их страну, которая простиралась на три месяца пути; а Йусуф ибн Ташфин завоевал большую часть Магриба и укрепился в ней...

/87/ ... [Эмир Абу Бакр] направился в Сахару и оставался там некоторое время, ведя войну против неверных из числа черных, пока не принял мученическую смерть, да смилуется над ним Аллах, во время одного из набегов. В него выстрелили отравленной стрелой, и он умер. А было это в высокочтимом месяце ша'бане 480/ноябре 1087 г. Тогда его власть распространялась [на земли] от Сахары до гор золота в Судане. Затем власть перешла к Йусуфу ибн Ташфину.

Известие о правлении повелителя мусульман Йусуфа ибн Ташфина ал-Ламтуни и его походах и набегах

... И он владел в Магрибе побережьем от островов бану мазганна до Танжера, окраин Суса ал-Акса и до горы золота /88/ в Судане...

Текст переведен по изданию: Roudh el-Kartas: histoire des souverains du Maghreb (Espagne et Maroc) et annales de la ville de Fes. Tr. de l'arabe par A. Beaumier. Paris,1860. P.205-212.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.