Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

 КЛОД ГЮГО

ЗАПИСКИ ОБ ИНДИИ

На основе путешествия драгунского капитана г-на Гюго в 1769, 1770, 1771 и 1772 гг.

ГОД MDCCLXXV

NOTTES SUR L'INDE. D'APRES UN VOYAGE FAIT PENDANT LES ANNEES 1769, 1770, 1771, ET 1772. PAR M. HUGO CAPITAINE DE DRAGON.

ANNEE MDCCLXXV

ГЛАВА VIII

О пиратах Малабарского побережья

Кажется удивительным, что неорганизованные, плохо вооруженные огнестрельным оружием рыбаки, имеющие лишь небольшие суда, могут нарушать торговлю европейцев в Индии и захватывать их корабли! Еще более удивительно то, что эти же люди отважились напасть под огнем пушек на две европейские фактории и на 64-пушечный военный корабль и захватили несколько европейских кораблей (в том числе военных), принадлежавших разным государствам. Однако труднее всего поверить в то, что эти европейцы не объединились и не уничтожили пиратов, наводняющих все побережье от Раджапура 1 до Жертвенного Камня, а также скалы в окрестностях Каликута.

Англичане сочли необходимым вступить с пиратами в союз. Благодаря этому английская торговля не страдает от пиратов. Продавая им военное снаряжение, пушки и порох, англичане нашли средство тем самым препятствовать торговле своих соседей и увеличивать их расходы. Судам, плавающим вдоль Малабарского побережья, приходится сильнее вооружаться и иметь на борту команду из белых матросов. Английские же торговые суда, ведущие торговлю на всем побережье Индии, набирают команду из ласкаров 2, и их вооружение гораздо легче. Англичане используют все ради сохранения своего господства.

Они настолько убеждены в необходимости союза с пиратами и в той выгоде, которую дает поддержка разбойничьих действий, что продали пиратам несколько кораблей, вооруженных 40 пушками, да еще поставляют лоцманов для успешного крейсирования.

Французы взирают на все это со спокойствием, хотя пираты оскорбляют их флаг и захватывают их корабли! Так же и португальцы. У них есть разрешение на содержание в Гоа двух фрегатов и одного военного [102] корабля, и они преследуют пиратов, а те в отместку взорвали один из португальских фрегатов вместе со всей командой. Видят это и шведы, которые без звука позволили пиратам захватить два своих корабля (перекупленные португальцами у Ангрии 3). А между тем известно, что у каждой из этих трех держав достаточно сил, чтобы покарать пиратов за их участившиеся дерзкие нападения.

Порты Раджапур и Джатронг 4 принадлежат Ангрии, и там сосредоточен весь пиратский флот. Почему бы не поджечь его прямо на месте! В шкиперах, которые поведут туда корабли, недостатка не будет! Морские державы Индии таких правителей, как Айдер-Али-Кам, Набаб Камбея 5, Али Раджа, король Татокорина 6, король Траванкора 7, неры 8 и Маскат — все встретят это с удовлетворением и безусловно окажут поддержку.

Для такой экспедиции достаточно было бы двух фрегатов с 26—30 пушками на борту, 2—3 брандеров и нескольких волонтеров.

Необходимо отметить, что у пиратов флот разделен: часть стоит на севере, часть — на юге. Следует напасть на его северную часть, предварительно блокировав порт, а после этого разгромить и южную часть. Можно быть уверенным, что этот маневр будет успешным, особенно если ради предосторожности одновременно послать между двумя рейдами — Маэ и Телличерри — отдельную вооруженную по-военному флейту 9 с 30 пушками с тем, чтобы не дать возможности другим пиратским кораблям войти в Телличерри.

Пиратский флот обычно выходит из порта Джатронг, где суда собираются к 15 декабря. Они курсируют вдоль побережья примерно до 15 марта. Между этими двумя датами и надо атаковать их в море до или после того, как будут уничтожены их корабли в портах.

На этом побережье дважды в сутки то с суши, то с моря дуют ветры, в промежутках всегда бывает затишье. Пираты пользуются этим моментом и в это время нападают на суда. Атакуют они всегда с тыла. Построившись в линию, они дают один залп за другим по корме атакуемого корабля.

Их обычные суда — палль и гальветт. Это палубные суда, и на каждом из них от 3 до 19 пушек. Самая большая пушка установлена спереди, и она-то и [103] обеспечивает успех. На борту каждого судна от 50 до 150 человек, а иногда и больше. Суда могут ходить на веслах или на парусах и, редко удаляясь далеко от берега, находятся в пределах его видимости. После того как одно из судов дает залп, оно задним ходом пришвартовывается либо к крупным кораблям, которые обычно лежат в дрейфе, либо становится в арьергарде или во фланге атакуемого судна. Этот маневр продолжается до тех пор, пока пираты не потеряют надежду захватить добычу или пока сильный отпор, на который они натолкнулись, не заставит их отступить.

На случай нападения пиратов я бы всегда советовал ставить на корме 2—4 большие пушки и вести из них неослабный дальний огонь, с тем чтобы запугать пиратов. Потом уже надо пустить в ход мушкетоны, по возможности иметь релинги на бортах, на шкафуте и на баках расставить по нескольку хороших стрелков, а на марсах — камнеметы 10 и, самое главное, проявить смекалку! Пугаться большого числа вражеских парусников, которых порой бывает больше пятидесяти, не следует, а надо только получше использовать собственные суда. Я гарантирую (если противник случайно не вызовет пожара), что весь флот Ангрии, временами насчитывающий более 150 парусников, не сможет захватить и одного 30-пушечного фрегата с 250 матросами под командованием умного человека.

Я это знаю, потому что сам однажды попал к ним в плен. Пираты боятся огня и не умеют хорошо маневрировать. У них нет ни ружей, ни пистолетов, их вооружение состоит из стрел, копий и палашей. Если суметь избежать абордажа и не терять самообладания, они не смогут ничего сделать, сколько бы их ни было. Пираты никогда не обгоняют свою цель (поскольку первый же выстрел может их настигнуть), если только у них нет уверенности, что добыча у них в руках.

Суда их очень быстроходны, и огонь с крупного корабля не причинит им большого вреда, если его вести не с первой батареи. Но огонь с фрегата для них гораздо опаснее, особенно если заряжать пушки гроздьями 11 или связками ядер 12.

Все жители побережья Декана и Конкана 13 начиная с Камбейского залива — маратты, ангрии 14, бонсело 15, малуди 16 и кавули 17 — объединились для пиратских [104] набегов. Перед выходом в море они посылают на разведку 2 — 3 суденышка и только после получения сведений решают, куда двинуться. Именно поэтому при отправке против них экспедиции для ее успеха необходимо взять курс на север, в направлении Бомбея, не отдаляясь от берега более чем на 30 — 40 лье. В последние дни декабря надо вновь обрушиться на сожженные острова, держась в 3 — 4 лье от суши. Если идти на этом расстоянии вдоль побережья, можно быть уверенным, что встретишься с врагом. Следовало бы для соблюдения осторожности послать вперед по этому же курсу одно из судов на разведку. С помощью заранее обусловленных сигналов это судно могло бы сообщать обо всем, что происходит в пределах его видимости. Чтобы захватить и уничтожить пиратов, необходимо применять военную хитрость.

Для осуществления этого плана очень пригодился бы флот Айдер-Али-Кама. Во-первых, потому что моряки Айдера знают побережье, а во-вторых, поскольку у них легкие плоскодонные суда, они могут высадить на сушу людей для поджога верфей и складов, пока моряки будут вести бой с противником. К тому же Айдер уже вступил в союз с португальцами против бонсело и малуди.

Пиратский флот, о котором я веду рассказ, похож на непрестанно обновляющуюся гидру. Его не уничтожить, если не решиться на военную экспедицию в Раджапур и Джатронг. Для пиратов эти порты имеют такое же значение, как для нас Брест. Пока у них есть арсеналы и 200 пушек, торговым кораблям не будет покоя.

Как только Франция и Португалия действительно захотят освободиться от них, наши владения и имущество будут защищены от оскорбительных посягательств. За успех я отвечаю.

Англичане заключили соглашение с ангриями и другими пиратами с тем, чтобы те не мешали их судоходству и оставили в покое все корабли под английским флагом. Но это соглашение следует рассматривать только как условное. Я уверен, что англичане не станут поддерживать пиратов, хотя, возможно, продадут им корабли и снабдят их артиллерией. Но поскольку мы уже привыкли к такому поведению англичан, оно нас не [105] удивит и не помешает нам быстро и осмотрительно добиваться поставленной цели.

Когда эти острова будут преданы огню, прибежищем и засадой пиратов по всему побережью от Конкана и Канара до Малабара останутся лишь острова Голубей 18 и Жертвенный Камень.


Комментарии

1 Порт, принадлежавший в то время пиратам Ангрин (см. прим. 3); расположен примерно на полпути между Гоа и Бомбеем.

2 Лacкap — вначале подразумевался местный солдат, впоследствии этим словом стали обозначать матросов-индийцев. Очевидно, Гюго использует здесь это последнее значение.

3 Ангрия — маратхский род, возглавлявший маратхский флот при Самбаджи, сыне Шиваджи (конец XVII в.). Задачей Ангрии была защита маратхской морской торговли и борьба с португальцами и другими европейскими, соперниками. Основатель этого рода, Каноджи Ангрия, стал настолько могущественным, что в начале XVIII в. считался независимым князем. Однако из-за пиратских действий у рода Ангрии произошли столкновения с европейскими компаниями, в частности с англичанами. В 1756 г. адмирал Уотсон и полковник Клайв взяли Герию, столицу и крепость Ангрии, и разорили ее. Однако могущество рода Ангрии было сломлено не окончательно, и во времена К. Гюго Рагходжи Ангрия не только продолжал пиратствовать на море, но и заключал договоры с Гоа как независимый правитель.

4 Правильно: Виджаядург (или Герия) — столица пиратов Ангрии. Там была одна из лучших гаваней на западном побережье Индии.

5 Правильно: Камбаят, или Камбхат (в европейском произношении — Камбей) — некогда сильное приморское государство. При К. Гюго — небольшое независимое княжество. Падение могущества Камбхата объяснялось тем, что португальцы, построив свои порты по обе стороны входа в Камбейский залив, препятствовали проходу в Камбхат торговых судов других наций, а также и тем, что гавань Камбхата стала недоступной для крупных судов из-за больших отложений ила.

6 Правильно: Туттукудди (европейцы называли его Тутикорин). В 1648 — 1782 гг. Туттукудди, крупный в то время порт на юге восточного побережья Индии, принадлежал голландцам, так что кого подразумевал автор под “королем Татокорина” — непонятно.

7 Правильно: Тируванкур — княжество в самой южной части Индии.

8 Правильно: наиры — господствующая воинская каста Малабарского побережья. Хайдар Али разбил индусов-наиров и захватил Каннару и Малабар.

9 Флейта — парусное транспортное судно.

10 В “Путешествии в Азию” Гюго дает объяснение слову “камнемет” (pierrier): “Огнестрельное метательное оружие, похожее на пушечку, с тем отличием, что оно стоит на железных подпорках, вделанных в отверстия, выдолбленные для этого в разных местах в бортах судна”.

11 Автор имеет в виду применявшиеся тогда многоствольные пушки.

12 В те времена иногда делали ядра, скрепленные по нескольку штук штангой или цепью для обеспечения большей площади попадания.

13 Конканом в то время называлось побережье между Гуджаратом и Гоа.

14 Имеются в виду подданные рода Ангрии.

15 В тексте: Boncelots. Это искаженное “Бхонсле” — название династии Шиваджи, первого государя маратхов. Европейские путешественники в Индии принимали это слово за название касты или племени. Так, в 1763 г. англичанин Фрайер писал о касте боунсло (Bounceloes), к которой принадлежал Шиваджи. Француз Соннера в 1782 г. поместил в перечислении княжеств “Бонзоло” (Bonzolo).

16 Вероятно, автор имеет в виду пиратов из Малвана — одного из главных военных портов Шиваджи.

17 Возможно, Гюго имеет в виду владельцев мелких индийских судов, иногда получавших разрешение (каул) присоединиться к пиратским операциям Ангрии.

18 Один из небольших островов у побережья Южной Каннары.

Текст воспроизведен по изданиям: Клод Гюго. Записки об Индии. М. Наука. 1977

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.