Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ГАЛЬФРИД ВИНОДЕЛ

ПУТЬ РИЧАРДА, КОРОЛЯ АНГЛИИ В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ В 1170-1194 гг.

ITINERARIUM RICHARDI ANGL. REGIS IN TERRAM SANCTAM AB A. 1170-1194

51. — Морское дело Ричарда I Львиное - Сердце с мусульманами под Акрой. 1191 г.

(Около 1200 г.).

Автор, описав отъезд Ричарда Львиное Сердце из Европы в Палестину и его путь по Средиземному морю, рассказывает, как флот английского короля, по овладении Кипром, направился к Акре, осажденной крестоносцами, и близ этого города встретил мусульманский корабль (см. описание этого же самого обстоятельства у арабского писателя Боаэддина, на. стр. 512).

Король, заметив корабль, приказал Петру из Бара, начальствовавшему одной из галер, отправиться узнать, кто на нем. Петр донес, что ему отвечали, будто бы этот корабль принадлежит королю Франции. Ричард тотчас же подъехал к кораблю, но, слыша на нем не-французский язык и не замечая знака христиан, был изумлен, при ближайшем рассмотрении, и величиною, и прочностью постройки судна, на котором возвышались три большие мачты. Бока его были выкрашены зеленым и желтым цветами, и он, по-видимому, был наполнен всякого рода провизиею. Кто-то видевший в Берите, как его нагружали, уверял впоследствии, что на нем помещалось всякого рода оружие, тяжестью на 100 верблюдов, а именно: пращи, луки, копья и т. п. Кроме того, на нем находилось бесчисленное количество провизии, множество сосудов с греческим огнем и двести штук самых ядовитых змей, предназначенных на погибель христианам. На корабле присутствовали семь эмиров и до 80 отборных турок. Для лучшего осведомления. о нем, к нему начали приближаться и другие галеры; им отвечали, что это генуэзцы и идут в Тир; но такие ответы вызывали большие подозрения, и один из наших галерных начальников уверял, что корабль — сарацинский, и вызвался доказать то, хотя бы предприятие стоило ему жизни. Король приказал ему следовать на веслах, и когда галера подошла близко, экипаж корабля на приветствия английских моряков отвечал залпом стрел. Заметив то, король дал распоряжение напасть на корабль; стрелы полетели с обеих сторон. Так как ветер был ничтожен, то ход корабля уменьшился; но наши галеры хотя и окружили его отовсюду, но не могли ничего сделать: так прочна была его постройка, и так упорно и отчаянно защищались сарацины. Наши, не имея сил одолеть противника, начали ослабевать в нападении. Непобедимый Ричард, которого отвага ничем не могла быть охлаждена, кричал изо всех сил: "Неужели вы дадите кораблю уйти, не коснувшись- его? О срам! после стольких побед, вы уступаете теперь трусливо! Нельзя отдыхать в виду неприятеля, посланного вам судьбою. Знайте, что вы будете повешены на крестах или наказаны унизительною смертью, если дадите уйти пеприятелю". Англичане, [517] почувствовав по нужде отвагу, приблизились к кораблю и, забросив веревки на руль, пытались задержать ход; другие же, при помощи этих веревок, успели даже перескочить на борд. Турки, сопротивляясь с упорством, перерубили одним руки, другим ноги и голову и побросали в море. Англичане, пылая местью, пошли с яростью на приступ, спепились с кораблем и напали на турок, которые продолжали упорную защиту; воодушевленные отчаянием, они всеми силами давали отпор нападающим. Тогда англичане, бросившись на нос корабля, привели турок в беспорядок; но они, соединившись и став тесно друг с другом на средине корабля, решились храбро умереть или отразить неприятеля. Это были все молодые люди, хорошо вооруженные и привыкшие к военному делу. Долго боролись с обеих сторон; падали и христианские, и мусульманские воины. Между тем турки, сражаясь постоянно с отчаянием, принудили англичан отступить и очистить корабль. Тогда последние, возвратившись на свои галеры, оценили его со всех сторон и искали нового и более удобного места для приступа. Король, видя опасность, которой подвергались его люди, и невозможность покорить турок, сохраняв в то же время корабль с оружием и припасами, которыми он был нагружен, приказал своим галерам разбить корабль своими железными шпорами. Галеры, приступив к такому маневру, ударили изо всей силы в бок корабля и пробили его; он пошел немедленно ко дну. Турки, спасаясь от погибели, бросились в волны; но наши одних перебили, других утопили. Король спас 35 человек, между которыми были эмиры и люди, искусные в построении машин; все же остальные погибли; оружие, змеи и весь груз утонул. Сарацины, смотревшие с высоты соседних гор и бывшие свидетелями такого поражения, отправились, исполненные печали, донести о том Саладину.

Описанием этой морской битвы автор заключает свою вторую книгу и переходит к третьей, которая начинается рассказом о прибытии Ричарда в лагерь под Акрой, где стояли уже два года крестоносцы и куда незадолго пред тем явился Филипп II Август.

Галфрид Винодел.

Itinerarium Richardi Angl. regis in Terram Sanctam ab a. 1170—1194.


Галфрид Винодел (Galfridus de Vino salvo, во франц. форме Gauthier Vinisauf) жил и писал в конце ХII и в начале ХIII века. Его сочинение об уходе за виноградниками и выделке вина дало ему прозвание Винодела. Он сопутствовал Ричарду Львиное Сердце в третьем крестовом походе и оставил весьма интересные мемуары под заглавием: "Путь Ричарда, короля Англии, в Св. Землю, от 1170—1194 г.". В начале этих мемуаров помещен обзор завоеваний Саладина, вызвавших поход в Иерусалим. По живости изложения, уменью наблюдать и превосходно рассказывать, [518] труд Галфрида принадлежим к числу самых замечательных памятников эпохи третьего похода, и в то же время служить лучшим изображением рыцарских подвигов Ричарда.— Издания: лучшее у Gale, Histor. Angl. scriptores, 247—429 стр.; у Bongars, Gesta Dei per Francos, 1150—1172 стр., неполное издание и без имени автора.— Переводы, англ. у Bohn' Antiquarian library, t. VI.

(пер. М. М. Стасюлевича)
Текст воспроизведен по изданию: История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том III. СПб. 1887

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.