|
Глава 388 Также, сколько мест вокруг обезлюдело, покинутых своими обитателями, как то городов, замков, монстырей, аббатств и прочих, увы!увы! сколько сирот явилось на земле христианской, и сколько вдов, лишенных всякого воспомоществования, ибо [мужей их] убивали во множестве. Увы! И ежели бы каждый из нас дал себе труд задуматься над бедами, каковые уже обрушились на нас и грозят в дальшейем, ибо великая скорбь и столь великая ненависть переполняют сердца наши, и жажда мести заставляет забыть о том, что ждет нас в будущем, хотя будущее это представляется весьма зыбким. Ибо ждет нас лютая смерть от кары Господней за ту радость каковую доставляет нам урон, и разрушение причиняемое врагам, ибо взыскано с нас будет как с убийц и не сможем мы отговориться тем, что действуем так только из одних лишь благих побуждений. Ибо Господь возвестил посредством своего апостола, "Взявшие меч, от меча и погибнут!" 1 Мы же словно некогда Калхас 2, прорицатель Трои Великой 3, каковой по приказу царя Приама 4 воззвал к богу своему, называемому Аполлоном 5, дабы получить ответ на вопрос, за кем будет победа, за Троей Великой или же за греками. Аполлон же отвечал ему, что конец будет таковым, что Троя падет и подвергнется опустошению. И посему он оставил город и [друзей своих там] и отправился к грекам, и передал им ответ Аполлона, узнав о каковом ответе [бога Аполлона] они исполнились великой радости. Но каковому Аполлону, дьявол вещавший через него 6, затем сказал Калхасу, что греки победят, но победа их обернется великой скорбью, ибо они будут гибнуть во множестве, и лишь горстка их них сможет уцелеть, остальным суждено пасть от оружия или утонуть в море обратном пути, после чего Калхасу, каковой остался вместе с греками, не стало больше веры, и от радости его не осталось и следа. Посему угодно ли вам видеть, сколько горя и скорби принесла обоим противникам жажда мести, ибо Писание возвещает нам, что XXII тысячи падут от огня и меча, и на запад наводнен будет вдовами [и сиротами] дворянскими, ибо в живых останутся лишь единицы, каковым достанется тяжкая обязанность возвестить своей стране о постигшем ее несчастьи 7. А посему, во имя любви к Господу, будем же милосердны к самим себе, и преисполнимся страхом перед карающей десницей Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, ибо никто не знает, что принесет ему завтрашний день, ибо каковой мерой мы мерим другим, таковой и нам отмерено будет 8. Комментарии1. Евангелие от Матфея (гл. 26, ст. 51-52) 2. Калхас - прорицатель Аполлона, "знавший, что есть, что будет или что было". Вновь автор делает ошибку - по Гомеру Калхас никогда не был троянцем, но сопровожал к городу царя Агамемнона и предсказал падение Трои, если греки сумеют овладеть луком и стрелами Геракла. Находился в троянском коне, участвовал в захвате города, после чего благополучно вернулся домой. 3. Троя (Илион) - город на побережье Малой Азии. Известен по мифу о Троянской войне, ставшем основой для гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». 4. Приам - последний царь Трои, убит во время штурма. 5. Аполлон - греческий бог, покровитель искусств. Аполлону был посвящен оракул в Дельфах, где желающие могли получить пророчества о своем будущем. 6. По средневековым понятиям, античные боги представлялись бесами и слугами дьявола. 7. Иезекииль, глава 12, стих 16 «Но небольшое число их Я сохраню от меча, голода и язвы, чтобы они рассказали у народов, к которым пойдут, о всех своих мерзостях; и узнают, что Я Господь». Вновь мы видим здесь средневековую традицию обращаться к Священному писанию для толкования современных автору событий. 8. Евагелие от Матфея, глава 7, стих 1 (Автор несколько искажает цитату, дословно «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»). |
|