|
КИРАКОС БАНАСЕРИСТОРИЯ ВЕЛИКОГО УЧИТЕЛЯ ТОВМЫ, НАПИСАННАЯ ВАРДАПЕТОМ КИРАКОСОМ БАНАСЕРОМВ 895 г. Большого армянского летосчисления [1446 г.] преставился великий учитель, трижды блаженный отец наш, счастливый и знаменитый наставник, мудрый ритор, равный непобедимому философу нашего рода армянского мудрому Давиду. В последние времена лишь он меж всех вардапетов, как солнце среди звезд, был украшен всеми добродетелями, [знанием] теоретической и практической [философии] и науки. Ибо он изучил двенадцать, частей философии — физику, математику, теологию, а также этику, экономику, политику, как и арифметику, музыку, геометрию и астрономию постиг он также весь смысл риторической премудрости семи внешних философских сочинений, а именно: Грамматики, Определений, Порфирия, Категорий Аристотеля, Периармения, О мире, О добродетели, а также семидесяти двух книг Священного писания Ветхого и Нового заветов и пятидесяти тонких сочинений, написанных божественными и правоверными святыми вардапетами труднопостижимым и сложным языком, знал также наизусть сочинения пятидесяти одного историографа. Он наставлял денно и нощно, неустанно учил и просвещал всех, верующих и неверующих, добрых и злых. Всех стремился привести к разумению истины Божественной веры и уподобиться Богу добротой, знаниями и совершенством. Ибо он был совершенным философом, который, согласно Платону, говорит: «Я называю философом не того, кто много знает, и не того, кто о многом может рассуждать, а того, кто ведет чистый и непорочный образ жизни». И наш вар-дапет имел все это в себе и был украшен Божественной и человеческой добродетелью. Придерживался истинной веры, в надежде был тверд, в любви совершенен, и с отроческих лет до глубокой старости его предводителями были мудрость, смелость, здравомыслие, справедливость, и был он светел, как прекрасное утро, восхитителен, как луна-избранница и как солнце ясное. К нему относятся слова, сказанные премудрым Соломоном: «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?» «Голова его — чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его — как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его — цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его — лилии, источают текучую мирру; руки его — золотые кругляки, усаженные топазами; живот его—как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; голени его — мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедр; уста его сладость, и весь он — любезность! И во всем желанным был святой наш небесным ангелам и земным людям. Кротостью и смирением он походил на Моисея и Аарона, Елиазара и Иисуса, сына Навина, ревнитель законов Божьих, как Финеес и Илия и апостолы Петр и Павел. Верой и надеждой он подобен был Сифу и Еновсу, Еноху и Ною. Милосердный сострадательный, нищелюбивый и гостеприимный, как Авраам в Лот, Иоанн Милостивый и пала римский Григорий. Терпеливый и воздержанный, как Иов и Исаак, Иаков и Иосиф мудрый, одаренный и ученый, как Давид, Соломон и Сирах, более, чем все риторы. Отважный и храбрый, побеждающий и добродетельный, как Поль и Макарий, как Нил и Онуфрий. Неустанно, во всякое время он, преклонив колени, пребывал в молитвах и псалмопении. И день и ночь он проливал из очей мори слез из-за несчастий христиан, согласно Давиду, говорившему: «Из глаз моих текут потоки вод, оттого, что не хранят закона Твоего». И далее: «Вижу отступников, и сокрушаюсь». Как говорит Соломон: «Потому что во многой мудрости много печали; я кто умножает познания, умножает скорбь». И святой отец наш духовный болел всегда душой за армянскую церковь, за духовенство, за мужчин и женщин, стариков и детей, здравствовавших и умерших. Думая обо всех этих горестях, он не имел покоя, как пророк Иеремия, проповедник Ездра и как законодатель народа, говоривший: «О, кто превратит слезы наши в море, дабы я мог оплакать сокрушение народа моего и разрушение Иерусалима». Он повторял их слова и неустанно изнурял себя, обучая отроков церкви псалмам, молитвам, гимнам, искусству письма, церковной службе. Он сам превосходно и безошибочно переписал из отменных списков молитвенник и толкования, а также святцы и подготовил искусных писца. И сказал святой вардапет наш, что Благовещение Богоматери следует праздновать два дня: шестого апреля, т. е. шестнадцатого числа [месяца] нисан справлять предпразднество, а седьмого апреля, т. е. семнадцатого [числа месяца] нисан отмечать праздник Благовещения Богоматери. Один — для обитателей неба, другой — для жителей земли. Ибо архангел Гавриил дважды благовествовал Богоматери деве Марии: один раз— в три часа [дня] у источника, а другой — в шесть часов в комнате. [Он повелел также] говорить: «Святой Боже, ты, кто воплотился ради нас, смилуйся над нами». И от праздника Лазаря до страстной пятницы говорить: «Святой Боже, который пришел и должен прийти», и в пятницу [говорить] три раза: «Святой Боже, который был предан, распят и погребен». И это верно и не подлежит сомнению, ибо первоначально было сказано святыми отцами, согласно Соломону, говорившему: «Нет ничего нового под солнцем.Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое; но это было в веках, бывших прежде нас». Ибо истинные и правдивые слова услышал я из уст святого отца о том, что введенное мною в церковь я установил не от себя, а взято мною у святых отцов и записано. И написал он историю шестидесяти лет, начиная с 835 г. [1386] и доведя до 895 г. [1446], года своей смерти, начав с хана Тохтамыша и Тимура и закончив Джааншахом. Прекрасным слогом, преисполненным скорби описанием, с потрясающей душу печалью, с плачем и слезами, идущими от сердца, в полной мере поведал он нам обо всех печалях и горестях, бедствиях и кручине страждущего народа Арамова из рода Иафета и постоянно был занят переписыванием рукописей, [зарабатывая письмом] для нужд обездоленных и пленных, и за один год он израсходовал на это три кипы бумаги. Святой отец наш был из Каджберунийской области Васпураканской провинции, из городка Алиовит в Хорхорунийской долине; он [происходил] из знатного рода, был сыном боголюбивого и благочестивого Степаноса и родным братом христолюбивого, нище-любивого и гостеприимного парона Горги-Мелика. В отроческие годы он воспитывался и учился в святой Мецопской обители у врат святой Богоматери, при вардапете Ованесе, строителе святого храма. Он изучил все премудрости музыкального искусства и с детства, ведя добродетельный образ жизни, превзошел всех отроков церкви. Оттуда он и двенадцать его сверстников отправились в Сухарский монастырь к великим учителям Саргису и Вардану, и, оставаясь двенадцать лет у них, они изучили четыре метода научного мышления, а именно: определение, разделение, доказательство, анализ. Ибо имеется два вида вопрошения — диалектическое и доказательное и два ответа — способ противостояния и способ равноправного оспаривания. Оттуда он с двенадцатью товарищами, своими соучениками и братьями, отправился к матери мудрости святому апостолу Фаддею. [В числе них были]: Мкртич вардапет Наапетенц, Карапет вардапет, Мкртич вардапет Огулбекенц, Мкртич вардапет Охдзеци, Маргарэ вардапет, Ованес Папшенци, Саргис вардапет Салнапатеци и другие. Да будет благословенна память их и молитвами их да смилуется Христос Бог над нами и всеми христианами! И великий вардапет Григор Воротнеци, [который] подобен был факелу, зажженному в мире, вручил в городе Ереване посох монаху Товме и удостоил его степени вардапета, [обладающего] двенадцатью правами. И пришел он в Мецопский монастырь, где провел в трудах и дерзаниях шестьдесят лет, тридцать пять лет давая уроки всем обучавшимся Писанию, и многих прославил, и семи ученикам вручил [вардапетский жезл], а некоторые, [не успев] получить [сана], переселились я к Богу. Между тем он постоянно молил Бога, чтобы Эчмиадзин вновь был восстановлен и в нем воссели католикос и царь. И Бог, который исполняет желание боящихся Его и слышит их молитвы, сделал то, о чем он просил, и исполнил мечту его., И через, чудеса, видения и сверхъестественное, по свидетельству Евангелия,, открыл чудесного мужа Божьего, носившего власяницу затворника, мудрого и сведущего в вере, твердо следовавшего канонам и исполнявшего [их], святого патриарха владыку Киракоса, который два года сидел на престоле Лусаворича, подобно первым патриархам— владыке Нерсесу, Сааку Партеву и Месропу вардапету. В святое и чудесное Рождество Христово он три дня не притрагивался к пище и три дня подряд служил обедню, снял с Ахта-мара несправедливое и недостойное проклятие, которое наложили [на него] из высокомерия кшшкийцы, забывшие о повелении Христа, который говорит: «Не проклинайте, а благословляйте ненавидящих вас». И апостол Филипп, проклявший город, язычников, был наказан Христом на сорок дней. Сколь же жестокого наказания достойны те, кто проклинает христианина — сына Божьего, Ибо Лусаворич писал: «Священник, проклинающий христианина, сам будет проклят Христом». И святой Афанасий говорит: «Кто проклинает христианина, сам да будет лишен сана». И католикос владыка Киракос с благословения святого Эчмиадзина и при участии двенадцати ученых монахов, двенадцати епископов и многочисленного духовенства снял все проклятия как с отлучивших, так и с отлученных от церкви. И причиной этого, пособником и помощником свободы и благословения стала светлая душа, великий вардапет Товма, который подобно солнцу освещал армянский народ. Ибо солнце изгоняет тьму, а он изгонял мрак невежества и неверия, мрак отчаяния и ненависти, мрак лени и кичливости, мрак невоздержанности и беззакония, мрак непристойного поведения в-молельнях и всякого рода грехов, которые Священное писание называет мраком, и согласно этому [говорится]: не достигал его мрак, или же — свет его изгонял мрак из людей светлой проповедью и Божественной мудростью, которым он обучился из Божественного писания. И как солнце согревает мир и доводит до созревания плоды, так и святой вардапет наш будил во всех людях добрую волю и воспламенял в них любовь [к различным] видам; Божественной и человеческой добродетели: у одних — к учению,, у других — к постам и молитвам, у третьих — к неусыпным бдениям в ночные часы, у четвертых — к плачу и слезам, у других — к состраданию и милосердию, нищелюбию и любви к ближнему. У иных — к кротости, смирению и богопочитанию; и стремился каждого человека довести до совершенного добра и сам служил примером, согласно повелению Спасителя: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном», и он постоянно совершал все это. Благодаря чему призвал его Небесный Царь к неисчерпаемым благам стола Отца своего. И отец наш святой [был] подобен и равен солнцу, имеющему свойств, которыми и ты сможешь воспользоваться, если будешь трудолюбив. Много огорчений и невзгод перенес он из-за Эчмиадзина и католикоса Кира-коса от неверных и ложных братьев и много труда приложили сам вардапет и его ученики, [участвуя] в расчистке храмов Эчмиадзина, Рипсимэ и Гаянэ и в строительстве стен, келий и домов, и он сам лично работал и всех остальных побуждал к строительству. И два года он оставался в Эчмиадзине: год — при католикосе Киракосе, год — при католикосе Григоре. Он претерпел всякие страдания из-за телесных нужд, но духовно был чрезвычайно рад и ликовал, что врата Эчмиадзина раскрылись, что здесь вновь стали служить службу Христу, который примирился со всем народом армянским, и всем христианам было даровано отпущение грехов через посредничество Единородного Сына Божьего, особенно же рабунапету Товме и тем, кто работал с ним, учился [у него] и трудился над восстановлением святого Эчмиадзина, Рипсимэ и Гаянэ. Заодно Единородный Сын Божий воздал стократно и тысячекратно великому вардапету Товме и его ученикам, возлюбленным и близким, [увенчав] их венцом неувядаемой славы, допустив танцевать с ангелами на непорочном ложе дев. Аминь. И преставился он 15-го мая, в воскресенье, в день Явления Креста, при восходе солнца, в селении Аркури Айраратской области, у подножия горы Масис, напротив животворной могилы святого Лусаворича, ибо горн архангела Гавриила призывает туда, и Ноев ковчег там покоится. И вновь туда призывается вардапет народа армянского, в Вирап, дабы получить благословение и быть похороненным рядом с Ноем, Симом, Иафетом и Лусаворичем Григором Партевом в царстве праведных в несказанной славе, согласно Павлу: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его». И парой Горги-Мелик отправился в Аркури и взял тело святого вардапета, и начались споры среди христиан из-за любви, ибо они не желали уступить тело, а хотели оставить у себя. Но брат и ученики не согласились и, взяв [его], в сопровождении многочисленной толпы священников и народа привезли в святую Мецопскую обитель, первое его обиталище, и там положили в гробнице с первыми святыми вардапетами — воскресителем мертвого святым вардапетом Аствацатуром, чудотворцем и ученым богословом Мхитаром и Мовсесом, искусным писцом и отшельником, и другими святыми. Их заступничеством и молитвами да смилуется в день Страшного суда Христос Бог над нами и всеми христианами. Но ты, угодник святых, желанный ангелам и людям, причислявшийся [к святым] и воссевший в девятом чине праведников и ангелов, в хоре пророков и в сонме апостолов, в собрании вардапе-тов и круге патриархов, в воинстве отшельников и легионе сверкающих как звезды мучеников, удостоившись девяти блаженств из-благословеннейших уст Христа, будь вместе со всеми святыми нашим заступником, дабы спасти нас от неверных, от грехов и нечистых духов и избавить от зла по заступничеству всех святых. Аминь. |
|