Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КРАТКАЯ ЭФИОПСКАЯ ХРОНИКА

Новейшая история Абиссинии по краткой Хронике из собрания Азиатского Музея Имп. Академии Наук.

При описании эфиопских рукописей в здешних собраниях, мы обратили внимание на рук. № 8 бывшей коллекции д-ра Кориандера, поступившей в Азиатский Музей Имп. Академии Наук, и обещали дать ее отдельное издание 1. Счастливое обстоятельство, предоставивши в наши руки драгоценные заметки пок. В. В. Болотова, посвященные краткой хронике, навело нас на мысль исполнить это обещание в связи с обработкой этих заметок, тем болеe, что время для этого назрело: в числе рукописей, приобретенных экспедицией Duchesne-Fournet, имеется между прочим краткая хроника, доведенная до наших дней и составленная по приказанию императрицы Таиту для оживления Соломоновых традиций. Издаваемый нами текст [271] написан, по письменному сообщению д-ра Кориандера, алакой Лемлемом, сотрудником Моndon-Vidailhet, в 1908 году. И в нем поддерживаются соломоновские генеалогии царей новой Абиссинии. В изложении автор следует редакции хроники, представительницей которой является рукопись № 142 Парижской Bibliotheque Nationale и которая издана и разработана Basset. Царствование Иясу II, еще отсутствующее в ней, здесь занимает ff. 20v — 25v, но мы не нашли возможным издавать эту часть — она составлена настолько небрежно и неисправно, что без полной хроники этого царствования далеко не везде понятна. Сообщить же изложение истории Абиссинии конца XVIII и XIX в. по этой хронике мы нашли необходимым и интересным и со стороны формы, в которой повествуется о близких к нашему времени событиях, и со стороны содержания, так как, не смотря на краткость, она все-таки пополняет сведения, сообщаемые европейцами. Орфография нами исправлена, кроме собственных имен — здесь она далеко не последовательна. В статье есть очевидные пропуски и повреждения, затрудняющие понимание.


ТЕКСТ

/f. 25 v./ Глава. Воцарился Иоас, сын его вместо него (и царствовал) 14 лет 2. Восстали против него бунтовщики...(?) 3 и удавили его веревкой, и умер он злою смертью.

/f. 26/ Глава. Царствовал Иоанн однорукий 5 месяцев и 6 дней 4 и умер.

Глава. Воцарился сын его Такла-Хайманот. Во дни свои он выстроил церковь во имя Владычицы нашей Марии, именуемую Ba'ata 5, и в ней учредил иереев и избрал [272] знатоков ветхого и нового завета. Он царствовал (8) лет 6. В 9-й год своего царствования 7, он оставил мир, как тленный, ушел в пустыню Вальдеба и подвизался постом и молитвой 40 дней и 40 ночей, не вкушая никакой хорошей пищи. Он скончал течение свое и шествовал добрый путь. Он упокоился в мир 7 маскарама и погребен в Вальдеба 8.

Глава. Воцарился сын Давида 9 Соломон, будучи 62 лет. Он царствовал 2 года и почил с отцами своими 10.

Глава. Воцарился Такла Гиоргис 11, брат Такла-Хайманота. Во дни свои он выстроил церковь во имя Владычицы нашея Марии, именуемую Добра Петмак, и учредил при ней старейшин. Во дни его бэтъвадад Caменский Габру воздвиг среди Гондара (церковь) Успения и табот Абия-Эгзиэ, /f. 26 v./ избрал иереев, знающих ветхий и новый завет. И в городе своем... ? он выстроил две церкви: табот Иисуса (и) Такла-Хайманота, и [273] учредил при них старейшин. Вернемся к царю. Против царя Такла-Гиоргиса восстали рабы его и изгнали его. Оставив царство, он удалился и пошел в область Аксума, и умер там 12.

Прекратилось преемство (ряд) царей Гондара и погибла царская власть.

Глава 13. Настало время князей, которые однако не уничтожили имени царства царей, и не осмеливались князья восседать на престоле Давида и возлагать на себя венец царства; они делали царями под собою царей слабых, которые были у них в повиновении. Езекия был царем 8 лет под властью Талак Али. Таким же образом, следующие царствовали поочередно в одном Гондаре под властью князей; имена их: ацэ Баэда Мариам, ацэ Соломон, сын Такла-Хайманота, ацэ Иона — год, ацэ Диму 14 — 2 года, ацэ Гуалу — 16 лет, ацэ Иоас — 4 года, ацэ Гигар — 9 лет, ацэ Иясу и ацэ [274] Габра-Крестос — 1 год, ацэ Иоанн, сын Такла Гиоргиса среди времени ацэ Сахлу (который царствовал) 22 года. /f. 27/ Далеe сочтем с начала время правления князей: Алигаз правил 9 лет, рас Асарат, рас Вальда Габриэль — 7 лет, рас Гугса — 27 лет, Имам, рас Марья, Дара 15 — 7 лет, рас Али — 22 года,

Вернулось время господствования царей через 72 года. 16

Глава. В это время явился муж сильный и твердый по имени Феодор, из рода Хета, сына Нона, сына Амнона 17, сына Давида, царя израильского. Сей Феодор царствовал над Эфиoпией 15 лет 18. В первый год своего царствования он творил суд, правду и справедливость и был угоден Господу; в последствии же изменились сердце и образ его. В дни свои он разрушил Гондар, матерь градов, сжег огнем церкви, там находившиеся 19. Услыхав об этом, люди, находившиеся в Иерусалиме, т. е. Англичане, [275] быстро прибыли, чтобы погубить Феодора, и умер он от руки своей злою смертью 20.

Глава. Затем царствовал Такла Гиоргис 21 из рода Адель, сын Иафераама 22, сына Давида. За время своего царствования он отстроил многие сожженные Феодором Западным храмы в Гондаре. На 3-ем году царствования он поднялся в страну Тигре и воевал против Аба Базбаз Каса 23, и был побежден 5-ого хамлэ, и был помещен в темницу, и почил в монастыре Аввы Саламы. Услыхав (об этом) жители Бегамедра и Данбии были очень опечалены, еще большая печаль была в Гоидаре, так что установили заупокойный плач и танец.

Глава. Воцарился царь Иоанн над горой Сионом. Пробыв год в земле своей, отправился в страну Амхара и собрал города царства царей Эфиопии. В дни свои он творил [276] правосудие. Были освящены храмы руками и попранием ног пяти архиереев: абуны Афанасия, абуны Петра, абуны Матфея, абуны Луки и абуны Марка, которые прибыли вмеcте из Александрии от престола апостола Марка 24. Когда царь воевал с чужим народом Египетским, он победил его с помощью Господа; и сотворил силу, и был он усерден к Господу своему и православен. И народ вследствие этого повиновался ему, и он стал известен на всех краях света. И был сооружен чертог святыни Господней повсюду. Не было никого ни спереди, ни сзади, ибо не было никого, кто бы противился Иоанну. Дан был ему дар победы 25 и чистоты 26.

/f. 28/ 17-ый год царствования, время Марка; маскарам начался в четверг 27.

Поднялся царь из Бегамедра и отправился в страну [277] Валло. Шума Дахна Фанта, брата своего раба Вакшама, он оставил, чтобы охранять область Дамбию. Царь же Годжамский Такла Хайманот провел лето в Ачфаре. В месяце Тер отправился шум Дахна Фанта в Матама на войну с Дервишами. Дервиши иа языке их родины — бунтовщики. 20-го числа месяца тера 28 он сразился с ними, они одержали победу, и он умер. Выступили Дервиши, сожгли Махбара Селасе, убили множество монахов, подвизавшихся в посте и молитве.

В это время отправился царь Иоанн в страну Тигре, там он провел зиму, а третий сын его рас Арая зимовал в Абачера н...(?) страну Самен и Бегамедр.

Глава. Год Луки. Маскарам начался в пятницу, эпакта 7, золотое число 23.

Провел лето царь в Тигре, а рас Арая, сын его, в Самене. 11-ого числа месяца сане, в пятницу 29, пришли Дервиши из Матама и достигли Челга. Мужи Гондарские бежали и достигли до Бабло. Дервиши быстро отправились в страну свою, жители же Гондара [278] вернулись в воскресенье. Когда царь Иоанн услышал про это, он /f. 28 v./ быстро выступил, зимовал в Бегамедре, а Дервиши, услыхав о его выступлении, проводили зиму в страхе.

Год Иоанна. Маскарам начался в воскресенье, эпакта 17, золотое число 13.

29-ого числа месяца текмета, двинулся царь Иоанн, собрав свои войска, и отправился в область Тигре, чтобы воевать с Итальянцами. Не было никого, кто бы остался, за исключением мужей Годжама и Шоа. И приказал он царю Такла Хайманоту охранять Данбью и Гондар, Пришел царь Такла Хайманот и пребывал в Саклате. Явились Дервиши из Матама и сразились с ним 10-ого числа месяца тера, в среду 30, и одержали над ними победу. Бежал царь Такла Хайманот, разбитый; одни из его войска были ввергнуты в озеро Цана, друие усечены мечом, оставшиеся в живых — связаны, и Дервиши отправили пх в Матама. Сожгли они Данбию 12-ого числа месяца тера, сожгли также храм Георгия (м. б. Макдаса - Гийоваргис), был назначен Фанджа и Джанда (?). 15-ого числа сего месяца сгорел Азазо — храм отца нашего Такла [279] Хайманота. И Гондар они сожгли. От руки Дервишей сгорела /f. 29/ 21 церковь. Жители Гондара уходили днем и ночью в горести и с плачем, в страхе и смятении. Больные же и хромые, старики и слепые остались; им были отрублены мечем головы, оии получили мученические венцы. Tе, которые бежали, поселились в Айба и Арвагэ, и часть их в стране Вогара. Они пребывали в плачe и горести. И новые (?) Амхарцы, которые жили в Саламгэ — впоследствии они приняли христианство (?) — ушли с Дервишами.

Глава. Царь Менелик, услыхав о победе Дервишей над царем Такла Хайманотом, о сожжении Данбии, Гондара и храмов христианских, собрал свое войско, двинулся поспешно и с грозной силой взошел на Дабра Табор. Услыхав об этом, Дервиши поспешно и в страхе отправились в свой город Матама. Царь Менелик спустился в страну Фогара близ Цана, вследствие недостатка воды и травы. Придя в Дамбию, он расположился лагерем у Амба Чера и провел там Пасху. 18-ого числа месяца генбота вернулся царь в свою область Шоа. 17-ого числа месяца сане пришли Дервиши и расположили [280] свою стоянку у Танкаля. Вся страна взволновалась, особенно же в Гондаре. Вопили жители Дамбии, говоря: «Горе нам, ибо пришла к концу радость наша»! 4-ого числа месяца Хамле Дервиши сожгли Атра Марьям над Аба Чера. 5-ого числа того же месяца они (вошли) в царские покои, разграбили гроб царя Иясу п выбросили его вон. 7-го числа месяца Хамле был сожжен Арвагэ Марьям и Айба Кидана Мехрат. Перебили множество монахов, взяли в плен много людей и в добычу — быков; затем, вернулись в Танкал. Услыхав про это, царь быстро явился, скорбя о пленении народа своего. Когда Дервиши услыхали о приходе царя Иоанна, они вернулись в свой город. Царь же Иоанн остался зимовать.

Глава. Год Евангелиста Матфея. Маскарам начался в понедвльник, эпакта 28, золотое число 2.

Возвращался царь в область Дамбию по дороге к Агав и пришел к месту битвы Дервишей с царем Такла Хайманотом. Увидев кости мертвых, царь был потрясен ревностью к небесному, сердце его воспылало подобно огню, и скорбел он скорбью великой. [281] Отправился он в Матама и начал войну против Дервишей. В 1-ый день месяца магабита, в субботу первой недели поста 31, был он ранен свинцовой пулей и вошел в шатер. Сделалось тогда сильное землетряceниe, ночью сделался полдень, было темным солнце в течение трех дней. И преследовали его Дервиши. Войска же покинули царя своего Иоанна, разбежались в разные стороны, и мнoгиe умерли у гроба царя. Бежавшие выселились вместе со своими родами в страхе и трепете. Уведомленный об этом Менелик II весьма был опечален ради царя, однако пошел на врага, чтобы тот не хвалился и не говорил: «Могуча рука наша». Царь расположился лагерем у Вадла, в местности, называемой Куапа. И ...(?) его царедворцы в его стране. Вернулся он в свою страну и провел зиму в своей резиденции.

Глава. Затем, в 1881 году Милости, год Евангелиста Матфея, эпакта 28, золотое число 2.

На 6-й месяц по смерти царя Иоанна, 23-го числа месяца нахасе 32, ночью прибыли Дервиши, подступив незаметно, вошли [282] утром в город Гондар, перебили всех мужчин и женщин, старцев и детей, от старого до малого. Старейшины, находившиеся в собрании, с учениками своими, были обезглавлены мечем; они приняли венцы; много было взято в плен и в добычу. И не осталось никого в Гондаре, кроме незначительного числа людей, да и оставшиеся разбежались в разные стороны.

Затем Менелик II ввел устав государственный, подобно уставу своих предков.

/f. 30 v./... и с писавшим для него (?) Бета Марьямом 33.


Комментарии

1. См. эфиопские рукописи в С.-Петербурге, стр. 89, где дается и краткое описание рукописи под № 48.

2. 26 июня 1756 - мая 1769. Сын Иясу II.

3. В тексте: «по приказанию... из жизни его». Вероятно следует: «по приказанию Рас-Михаила». .. В это время в Абиссинию прибыл Bruce.

4. Иоанн II, сын Иясу II; май-15 октября 1769.

5. "Вход ее", т. е. в честь Введения. Oпиcaние ее см. у Рюппеля, П, 121 - 122. Ср. у Guidi, Vocabolario Amarico 759.

6. 7-й том записок Bruce почти целиком посвящен началу царствования Такла-Хайманота, при котором этот путешественник жил в Гондаре и пользовался влиянием. Кроме того этому царствованию посвящена глава в III томе (стр. 892-908).

7. 13 апреля 1777.

8. 4 сентября 1777.

9. Давида III (ум. 7 мая 1721).

10. 9 июля 1779 свергнут. См. еще Ruppel, Reise II, 110.

11. Один из сыновей Иракла; см. о нем Ruppel, II с 373 стр. passim.

12. Все перипетии шестикратного воцарения и свержения Такла Гиоргиса.

13. Подробные хроники периода, которому посвящена эта глава, находятся в сборнике Лик-Аткума, доведенном до 1833 г. в рукописи Рюппеля, Cod. Francof. 18 = Ms. orient. Rupp. Ib. (См. Goldschmidt, Die Abess. Hss. der Stadtbibl. zu Frankfurt a. M. pp. 63-67), а также в своде дадъязмача Хайлу. Wright, Cat. Brit. Mus-pp. 315-319. Изложение см. Ruppel, Reiae, II, 375-403

14. Димитрий - с мая 1799 по июнь 1801 г., с промежутком от марта по июнь 1800 г., когда был возвращен Такла Гиоргис в 5-й раз.

15. Три сына Гугсы. См. Ruppel, о. с. р. 399.

16. Считая от первого низложения Такла Гиоргиса в конце января 1784 г.

17. II Цар. 3,2. Автор держится официальной, составленной ad hoc родословной Феодора, о которой неоднократно упоминают европейцы.

18. 1865-апр. 1866 г. Автор считает с 1853 г., восстания Феодора. История Феодора составляет предмет двух амхарских хроник: берлинской (Занеба) изд. Литтманом (The Chronicle of King Th. 1903) и составленной Вальда Марьямом для Mondon-Vidailhet (Chronique de Theodoros II. Texte-Trad.).

19. См. об этом в хронике, изд. Mondon-Vidailhet, trad. 59 sqq.

20. Haшествиe англичан выставляется как бы карой за нечестие. Но неужели помещение англичан в Иерусалиме придется поставить на счет невежества автора? Может быть пред нами воспоминание о миссии армянского епископа Исаака, посланного англичанами для переговоров с Феодором из Иерусалима? Dimotheos, Deux ans de sejour en Abyssinie. Jerusalem 1871.

21. См. Dimotheoa o. c. p. II, 118. Настоящее имя его - Гобасие. См. Rohfs, итальянск. изд. L'Abyssinia, p. 38 sq.

22. II Царств 3,5.

23. Будущего царя Иоанна. Об этой битве см. у Raffray, Voyage eu Abyssinie, p. 22. Cf. Simon, L'Ethiopie, p. 232-6.

24. О прибытии и приеме 29 окт. (нов. ст.) 1881 г. четырех архииереев см. у Simon, о. с. р. 344-350, описание очевидца; пятого Афанасия, короновавшего Иоанна 1872 г. в Аксуме (см. Rohlfs, итальян. изд., p. 401) в это время уже не было в живых, он умер в 1876 г. (см. Guidi, Bessarione VI, 14, uр. 3). Изображение его помещено на картине, изданной у Budge, The lives of Maba-Seyon..., конечно представляющей не погребение «Иоанна IV», а, согласно эфиопскому тексту, «царя Иоанна с его воинством и вельможами».

25. Имеются в виду войны с египтянами 1875 и 76 гг., особенно битвы при Гудда-Гудди и Гуре. См. Rohlfs, о. с. р. 44 - 54, где между прочим снимок с абиссинской картины, изображающей победу, при Гуре.

26. О монашестве (?) Иоанна см. у В. В. Болотова, Несколько страниц, 94 (=Хр. Чт. 1888, 815), црим. 4. Ср. Долганев, Страна Эфиопов, стр. 46.

27. 29 августа 1885 г

28. 15 янвая 1886 г.

29. 5 июня 1886 г

30. 5 января 1888 г. (приходилось на вторннк)

31. 25 февраля = 9 марта 1889 г. 1881 г.- по эфиопскому счислению.

32. 16 августа с. с. 1889 г.

33. Вероятно конец послесловия, начало которого (напр.: «благословение... да пребудет с поручившим написать и. р..») пропущено.


Текст воспроизведен по изданию: Новейшая история Абиссинии по краткой хронике из собрания Азиатского Музея Имп. Академии Наук. // Византийский временник. Т. 17. 1910.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.