Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  | Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

КНИГА О СЛАВЕ ЦАРЕЙ

KEBRA NAGAST

21. О царице Юга

   И о том, как была рождена Царица сия 56, нашел я в той рукописи, и также Евангелист поминает ту женщину. И Господь наш Иисус Христос, осуждая еврейский народ, распинателей, которые жили в то время, сказал: "Царица Юга восстанет в День Судный и будет оспаривать, и осудит и одолеет поколение это, которое не внимет проповеди слова Моего, ибо она от конца земли приходила послушать мудрости Соломоновой" 57. И эта Царица Юга, о которой Он говорил - Царица Эфиопии. И словами "конец земли" (поминает Он) нежность сложения женского и дальность того путешествия, и жгучий жар солнца, и голод в пути том и жажду воды. Сия же Царица Юга была красива лицом и станом прекрасна, и разум и ум, которые Бог даровал ей, были столь высоки, что пошла она в Иерусалим слушать мудрость Соломонову; и сделалось это по повелению Бога, а также к Его удовольствию. А кроме того, была она богата безмерно, ибо Бог даровал ей славу, и богатства, и золото, и серебро, и одежды прекрасные, и верблюдов, и слуг, и торговых людей. И вели они дела ее, и торговал и морем, и сушей, и в Индии, и в Асуане ('Aswan (Syene))

22. О Тамрине, торговце

   И был там муж некий мудрый, глава каравана торговцев по имени Тамрин, и нагружал он обычно пять сотен и двадцать верблюдов, и обладал он примерно тремя и еще семидесятью судами.

В то время Царь Соломон пожелал построить Дом Бога, и разослал он посланья ко всем торговцам востока и запада, севера и юга, с приказаньем торговцам тем явится к нему и получить от него золото и серебро, с тем чтобы мог получить он от них все, что нужно для этой работы. Какие-то люди ему доложили об этом богатом купце эфиопском, и Соломон направил посланье к нему и велел ему доставить все, что желал получить из Аравии он: красное золото, и черное дерево, что не едят черви, а также сапфиры. И этот торговец, чье имя было Тамрин, купец Эфиопской Царицы, отправился к Соломону Царю; и Соломон получил от него все, что пожелал, и дал он купцу все то, чего тот хотел, в большом изобилии. И был тот купец человеком большого ума, и увидел он, и постиг он мудрость Соломонову, и удивился он ей, и наблюдал он внимательно, чтоб научиться тому, как тот Царь держал ответ словом своим, и постигнуть суждение его, и находчивость уст его, и сдержанность речи его, и образ жизни его, и то, как садился он, и то, как вставал, и занятия его, и любовь его, и правленье его, и стол (т.е. пищу) его, и закон его. К тем, кому Соломон отдавал приказанья, обращался со скромностью и снисхождением (букв. любезностью) он, и если они совершали какую ошибку, он упрекал их беззлобно. И так управлял он домом своим в мудрости и страхе Божьем, и улыбался глупцам снисходительно он, и наставлял их на истинный путь, и со служанками он обращался любезно. И открывал он уста свои притчами, и были слова его слаще чистейшего меда, и все поведенье его восхитительно было, и весь его вид был приятен. Ибо любима мудрость мужами разумными, и отвергают глупцы ее.

И, увидев все это, купец тот пришел в изумленье, и удивлен был весьма. Ибо те, кто имел обыкновение видеть Царя Соломона, обретали к нему привязанность полную, он становился учителем им, и из-за мудрости и совершенства его, те кто однажды явились к нему, уже не хотели его покидать и уходить от него. И сладость речей его была словно вода для того, кто страдает от жажды, и словно хлеб для голодного, и словно лекарство больному, и словно одежда нагому. И сам он был словно отец для сирот. И судил не взирая на лица он. Славу имел он, а также богатства, данные Богом ему, в большом изобилии, а именно: золото, и серебро, и драгоценные камни, и одеянья богатые, и коров, и овец, и коз без числа. Тогда же, во дни Царя Соломона, золото было столь же обычно сколь бронза, а серебро сколь свинец, а бронза, а также свинец и железо были обильем подобны траве, что в полях, и тростнику, что в пустыне; столь же обильна была и древесина кедровая. И Бог даровал ему славу, богатства, и мудрость, и милость в таком изобилии, что не был никто подобен ему из всех живших прежде, а также из тех, кто был после него.   

23. Как купец вернулся в Эфиопию

   И так случилось, что этот торговец, Тамрин, захотел вернуться в страну свою, и пошел к Соломону он и поклонился низко ему, и обнял его и сказал ему: "Мир да пребудет с тобою, великий! Обратно пошли меня и позволь удалиться в страну мою к Госпоже моей, ибо медлил немало я, славу твою созерцая, и мудрость твою, и (вкушая) обилие изысканных блюд, которыми ты меня потчевал. Ныне же я отправляюсь к моей Госпоже. Если бы только мог я остаться хотя бы последним из слуг твоих, ибо блаженны те люди, которые слышать твой голос и исполняют твои приказанья! Если бы только мог я остаться здесь и никогда не покидать тебя! но должен обратно отправить меня ты к моей Госпоже, для того, чтобы то, что мне вверено было, мог я вернуть ей в ее обладание. А что до меня, то слуга я ее." И Соломон пошел к себе в дом и дал ему все, что было ценного из того, что хотел для страны Эфиопии он, и отослал его с миром. И попрощался Тамрин с ним, и выступил в путь, и прошествовал он дорогой своей, и явился к своей Госпоже, и доставил ей все то имущество, что он привез. И поведал он ей, как прибыл в страну он Иуды - Иерусалим, и как предстал пред Царем Соломоном, и все, что он слышал и видел. И рассказал он ей, как Соломон отправлял там свой суд справедливый, и как говорил он значительно, и как справедливо он разрешал все вопросы, что он рассматривал, и как ответы свои он давал и любезно и кротко, и о том, что никакой не было лжи в нем, и как он назначил надсмотрщиков над семиста лесорубами, что лес строевой поставляли ему, и восьмиста камнетесами, и как он стремился узнать ото всех купцов и торговцев об ухищрениях их ремесла и работы, и как он те сведения получая, в ответ сообщал вдвое больше, а также о том, что изделия все и работы его исполнены с мудростью.

И каждое утро рассказывал Тамрин Царице о Соломоновой мудрости, как отправлял тот свой суд и вершил справедливость, и как за столом он распоряжался, и как он пиры давал, и как он учил мудрости, и как он на мудрой основе слуг направлял своих и руководство вел всеми делами своими, и как они отправлялись по порученьям своим по приказанью его, и что никто никого не обманывал, и что никто не похищал у соседа имущество, и что нет там во дни его ни воров, ни грабителей. Ибо он знал в своей мудрости всех согрешивших, и наказал их, и напугал их, и не повторяли они уже дел своих злых, но жили в спокойствии, смешанном вместе со страхом перед Царем.

   Все это он Царице рассказывал, и каждое утро он вспоминал то, что видел он у Царя, и описывал ей.  И Царица дар речи утратила потрясенная чудесами, услышанными от торговца, слуги ее, и решила она в своем сердце пойти к нему (т.е к царю Соломону); и рыдала она от величия радости, вызванной тем, что Тамрин рассказывал ей. И всею душой стремилась она пойти к нему, но поразмыслив о долгом таком путешествии, сочла она его слишком дальним и слишком трудным. И раз за разом Тамрин рассказывал ей о нем, и она возжелала весьма и она восхотела превыше всего пойти, и услышать мудрость его, и увидеть лицо его, и обнять его, и умолять его царственность. И сердце ее склонилось к нему, ибо Бог ее сердце заставил склониться к тому, чтобы пойти, и заставил ее возжелать сего.

24. Как Царица готовилась выступить в путь свой

   И сказала Царица им: "Внемли, о мой народ, и предоставь свое ухо для слов моих. Ибо желаю я мудрости, и сердце мое ищет разума. Охвачена я любовию к мудрости, и понуждают меня путы разума; ибо мудрость намного превыше сокровищ из золота и серебра, и мудрость превыше всего из того, что было создано на земле. С чем из того, что существует под небесами, следует мудрость сравнить? Слаще чем мед она, и радость дает человеку вина веселей, и светит она ярче солнца, и любить ее следует больше, чем драгоценные камни. И полнит она тело сильнее, чем масло, и насыщает она лучше самых изысканных блюд, и дает она славу, какой не приносят и тысячи золота и серебра. Она есть источник радости сердцу, и блеск и сияние света для глаз, и податель она ногам скорости, и щит для груди, и шлем для головы, и ожерелье для шеи, и пояс для чресел. Уши она делает слышащими, а сердца понимающими, она есть учитель для тех, кто научен уже, и утешитель для тех, кто благоразумен и осмотрителен, и она дает славу тем, кто взыскует ее (т.е. мудрости). И царство, оно без мудрости не устоит, и богатства не сохранятся без мудрости; и нога не удержит без мудрости места того, где утвердилась она. И то, что язык говорит, без мудрости не постигнуть. Мудрость есть лучшее из всех сокровищ. Копящий золото и серебро, не получит без мудрости прибыли никакой, а у того, кто копит мудрость, никто не сумеет похитить из сердца ее. Мудрый расходует то, что скопили глупцы. Как за бесчестность творителей зла праведным достается хвала, так же и за деяния злые глупцов мудрые всеми любимы. Мудрость возвышенна, мудрость приносит богатство: возлюблю я ее словно мать, и она обнимет меня словно дитя свое. Последую я по следам мудрости, и она защитит вовеки меня; буду искать мудрости я, и она пребудет со мною вовеки; последую я по следам ее, и она меня не отвергнет; положусь я на нее, и она будет мне стеной непреклонной, найду я убежище в ней, и она будет мне и силой и мощью; обрету я в ней радость, и она будет милостью мне бесконечной. Ибо истинно это - следовать нам по следам мудрости и стоять нашим стопам на пороге врат мудрости. Давайте искать ее, и обретем ее; давайте любить ее, и не удалится она от нас; давайте последуем ей, и настигнем ее мы; давайте просить, и обретем; обратим наши сердца к ней, чтобы мы никогда ее не забыли. Если будем [мы] помнить ее, и она сохранит нас в памяти своей; а имея дело с глупцами мудрости ты не упомнишь, ибо они не держат в чести ее, и она их не любит. Почитание мудрости есть почитание мудрого (человека - мудреца), и любовь к мудрости есть любовь к мудрому (человеку - мудрецу). Возлюби мудрого (человека - мудреца) и не удаляй себя от него, и наблюдая его сам станешь мудрым; внемли устам его, чтобы и ты мог стать подобным ему; узри место, где утвердил он стопу свою, и не покидай его (him - мудрого человека), чтобы ты мог получить остаток мудрости его. И я возлюбила его лишь услышав о нем, даже не видев его, и весь рассказ о нем, что был поведан мне, стал для меня как веление сердца, словно вода для страдающего от жажды".

И знатные люди ее, и рабы ее, и служанки ее, и советники ее отвечали ей и говорили: "О госпожа наша, что до мудрости, нет у тебя недостатка в ней, и по своей мудрости любишь ты мудрость. А что до нас, если пойдешь ты, пойдем и мы вместе с тобою, если же сядешь (на месте) ты, сядем с тобою и мы; смерть наша да будет со смертью твоей, и наша жизнь с твоей жизнью." Тогда подготовилась выступить в путь та Царица с пышностью и великолепием, со снаряженьем великим и многими приготовленьями. Ибо, по Божьей Воле, сердце ее возжелало отправиться в Иерусалим, чтобы узрела она Соломонову Мудрость; о которой она слушала с нетерпением. Итак она приготовилась выступить. И семь сотен и девяносто семь верблюдов было снаряжено, и мулов, и ослов было снаряжено неисчислимо, и она выступила в путь свой и следовала дорогой своей без промедлений, сердцем доверившись Богу.

25. Как Царица явилась к Царю Соломону

   И прибыла она в Иерусалим, и поднесла Царю много даров драгоценных, которыми он столь желал обладать. И оказал он великие почести ей и возрадовался, и поселил он ее в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренный и вечерней, каждый раз по пятнадцати мер в kori 58 белой муки помола мелкого, приготовленной с маслом, и подливки с приправами в изобилии, и тридцать мер в kori 58 толченой белой муки, из которой хлеб выпекался на три сотни и пятьдесят человек, с блюдами (здесь как посуда) и подносами в нужном количестве, и десять волов из стойла, и пять быков, и пятьдесят овец, и козлят без (числа), и оленя, и газелей и откормленных птиц, и вина сосуд, вмещающий шестьдесят мер в герратах 58 (gerrat), и тридцать мер вина старого, и двадцать пять поющих мужей и двадцать пять жен поющих, и прекраснейший мед и сладости драгоценные, и что-то из пищи, которой питался он сам, и из вина, от которого пил он. И каждый день облачал он ее в одиннадцать одеяний, чарующих взоры. И посещал он ее и был привечаем, и посещала она его и была привечаема, и видела она мудрость его, и сужденья его справедливые, и великолепие его, и милость его, и слышала красоту речений его. И изумлялась она в сердце своем, и удивлялась весьма умом своим, и узнала она своим разумом, и ясно восприняла взором своим, сколь восхитителен он; и удивлялась немало тому она, что узрела, а также услышала от него - столь совершенен он было в своем хладнокровии, разумом мудр, приятен в любезности, и властен осанкой. И наблюдала она нежность голоса его, и благоразумие уст его изречений, и то, как давал он с достоинством приказанья свои, и то, что ответы его были спокойны и богобоязненны. Все сие видела она, и удивлялась она обилию мудрости его, и не было недостатка в слове и речи его никакого, и все, что ни говорил он, было прекрасно.

И трудился Соломон над возведением Божьего Дома, и поднимался он (Соломон) вверх, и ходил вправо и влево, и вперед и назад. И указал он работникам меры и вес и пространство покрытое (т.е. геометрическую площадь), и рассказал он работавшим по металлу как с молотком управляться, и со сверлом, и с резцом, и показал камнетесам он угол с окружностью и [меру] (т.е. измеренье) поверхности. И делалось все по указанью его, и не было никого, кто бы поставил себя против слова его; ибо свет его сердца был словно лампа(да) во тьме, и мудрость его была изобильней песка. И речи птиц и зверей ничего не могли утаить от него, и демонов он заставлял подчинятся себе своей мудростью. И делал он все то искусством, что дал ему Бог, когда обратился с мольбой он к Нему; ибо не стал он просить ни побед над врагами, ни богатства и славы, но попросил он дать мудрость и разум ему, чтобы он мог править народом своим, и построить Дом Богу, и украсить творение Бога и все, что Он дал ему, мудростью и разумением.

26. Как Царь вел беседу с Царицей

   И обратилась Царица Македа (Makeda) к Царю Соломону и молвила: "Благословен ты, мой господин, в том, что подобной мудростью и разумением ты одарен. Ибо сама я всего лишь мечтаю, чтобы могла быть одной из последних служанок твоих, чтобы могла омывать я стопы твои, и внимать твоей мудрости, и разум твой постигать, и служить величию твоему, и наслаждаться мудростью твоей. О сколь приятны твои мне ответы, и сладость голоса твоего, и красота походки твоей, и любезность слов твоих и находчивость их. Сладость голоса твоего доставляет радость сердцу, и делает кости тучнее, и придает сердцам мужества, а устам милости и любезности. Смотрю на тебя я и вижу, что мудрость твоя безмерна, а разум твой неисчерпаем, и что подобен он лампе, горящей во тьме, и гранату в саду, и жемчужине в море, и Звезде Утренней 59 средь прочих звезд, и сиянью луны сквозь туман, и блеску зари и солнца восходу на небе. И благодарю я Того, Кто доставил меня сюда и показал мне тебя, и позволил мне переступить порог врат твоих, и позволил мне голос услышать твой."

И Царь Соломон ответил ей и сказал: "Мудрость и разум исходят и от тебя. Что до меня, [то я наделен ими] в мере лишь той, что Бог Израилев 60 даровал мне, поскольку просил и молил я их у Него. И ты, хоть и не знаешь ты Бога Израилева, мудрость имеешь - ту, что сама ты взрастила в сердце своем, и [она побудила тебя придти] и увидеть меня, подданного и раба Бога моего, и здание святилища Его, которое я возвожу, и где я служу и обхожу вокруг Госпожи (Lady) моей, Ковчега Закона Бога Израилева, Сиона святого и небесного. И вот, я раб Богу моему, и не свободный я человек; не служу я согласно собственной воле своей, но согласно Воле Его. И сия речь моя не от меня происходит, но даю я обличие слов лишь тому, что Он хочет сказать. Что Он прикажет мне, то я и делаю; куда посылает меня Он, туда и иду; чему меня учит Он, то говорю я; вот что я разумею о Нем, мудрость дающем мне. Ибо из праха создал Он мне плоть, и из всего лишь воды создал Он меня, прочного человека, всего лишь из капли исторгнутой, что павши на почву засохла бы на поверхности земной, устроил меня Он по подобию Своему и создал меня по образу собственному Своему."

27. О труженнике

   И когда Соломон говорил столь премудро с Царицей, увидел он как некий труженник камень несет на голове своей, и мех с водой на шее своей и плечах, и пища его и сандалии его подвязаны были к поясу его, и поленья были в руках его; одежды его были в лохмотья изодраны, пот падал каплями с лика его, и вода сочилась из меха под ноги его. И проходил труженник сей пред Царем Соломоном, и когда он был рядом, сказал ему Царь: "Постой-ка"; и труженник встал. И обратился к Царице Царь и сказал ей: "Посмотри на этого мужа. Чем превосходней его я? И чем я лучше его? И чем я могу гордиться пред ним? Ибо я человек из пыли и праха, который назавтра в червей превратится и гниль, даже если сейчас я похож на того, кто вовек не умрет. Кто может сетовать Богу на что-либо, если Он дал человеку сему, также как дал Он и мне, и если Он сотворил меня точно также, как этого мужа? И разве не есть оба мы (лишь) создания (существа, твари), то есть люди? Ибо смерть его то же, что и моя смерть, и жизнь его то же, что и моя жизнь. К тому же сей муж в работе сильнее меня, ибо Бог власть дает тем, кто слаб, лишь поскольку Ему так угодно". И Соломон сказал труженнику: "Возвращайся к работе своей".

И продолжал говорить он с Царицей, и молвил он: "Что польза от нас, от сынов человеческих, если мы не проявляем добро и любовь на земле? Разве мы не ничтожество полное, меньше травы полевой, которая увядает в свой срок и сгорает в огне? На земле запасаемся мы пищей изысканной и дорогими одеждами, но даже будучи живы пахнем мы гнилью; мы ублажаем себя благовоньями сладкими, мазями нежными, но даже будучи живы, мертвы мы в грехе нашем и преступлениях; будучи мудрыми, мы превращаем в глупцов себя непослушанием и деяньями несправедливыми; пребывая в чести, мы превращаем в презренных себя (увлекаясь) колдовством, предсказаниями и поклонением идолам. И так человек, который праведен по сути, который был создан по образу Божьему, делая доброе Богу подобным становится; но человек, который ничтожен, грех совершая становится с Дьяволом схож - надменным Дьяволом, отказавшимся подчиняться приказам Создателя своего - и надменные среди людей следуют тем же путем, и будут они осуждены вместе с ним. И Бог любит скромных, и тех, кто смиренно следует по пути Его, и они обретут радость в царстве Его. Благословен тот, кто мудрость познал, которая есть сострадание и страх Божий.

И это услышав Царица сказала: "О сколь приятен мне голос твой!   И сколь возвышены речи твои и то, что исходит из уст твоих восторгает меня! Скажи же теперь мне: кому поклоняться мне (будет) истинно? Мы поклоняемся солнцу 61 как научили отцы наши нас поступать, поскольку у нас говорится, что солнце есть царь всех богов. Но есть и другие среди наших подданных; кто-то из них поклоняется камням, а кто-то деревьям, а кто-то фигуркам резным, а кто-то изображеньям из золота и серебра. И поклоняемся солнцу мы, ибо он (в английском переводе - he - он) пищу готовит нам, и кроме того освещает он темноту и страх изгоняет; называем его мы "нашим царем", и называем его мы "нашим создателем", и поклоняемся мы ему как богу нашему; ибо никто не говорил нам, что есть другой бог помимо него. Но слышали мы, что с вами, Израилем, Бог пребывает иной. Которого мы не ведаем, и рассказали нам люди, что ниспослал он с небес вам Ковчег и даровал вам рукой Моисея пророка Скрижаль с предписаньями ангелов. Также мы слышали, будто Он Сам нисходит к тебе и говорит с тобой, и разъясняет тебе законы Свои и заповеди".

28. Как Соломон дал Царице Заповеди

   И отвечал Царь и говорил ей: "Истинно, верно что следует им (т.е. людям твоим) почитать Бога, Кто создал вселенную, небо и землю, море и сушу, солнце и луну, звезды и сияние тел небесных, деревья и камни, животных и птиц пернатых, диких зверей и крокодилов, рыб и китов, гиппопотамов и ящериц водных (гадов морских?), молнии и грома раскаты, тучи и гром, и доброе и злое. Только Его одного подобает нам почитать, в страхе и трепете, в радости и веселии. Ибо он есть Господин Вселенной, Создатель ангелов и людей. И Он - тот Кто истребляет и жизнь дает, и тот Кто карает и милость являет, Кто поднимает несчастных с земли, Кто бедных возносит из праха, Кто посылает и радости и печали, Кто возвышает и Кто повергает. Никто не смеет бранить Его, ибо Он - Господин Вселенной, нет никого, кто мог бы сказать ему: "Что Ты наделал?" И подобает хвала ему и благодарность ангелов и людей. А что до того, что ты говоришь, "Он даровал вам Ковчег Закона", истинно, дан был Ковчег нам Бога Израилева, который был создан прежде всего творения славным советом Его. И Он ниспослал нам Заповеди свои, записав их, чтобы могли мы познать устав Его и наказание, которые Он предопределил на горе Своей святости".

  И сказала Царица: " Отныне не буду я почитать солнце, но буду почитать Создателя солнца, Бога Израилева. И Ковчег сей Бога Израилева будет мне Госпожой, и семени (т.е. потомству) моему после меня, и всем царствам моим, что есть во владеньи моем. И посему обрела я милость перед тобой, и перед Богом Израиля, Создателем моим, Кто доставил меня к тебе, и дал услышать мне голос твой, и показал мне лицо твое, и дал мне постигнуть заповеданье твое." И затем возвратилась она (к себе) в дом.

 И Царица имела обыкновенье ходить (к Соломону) и возвращаться обратно, и слушать мудрость его, и хранить ее в сердце своем. И Соломон имел обыкновенье ходить и навещать ее, и отвечать на все вопросы, что задавала она ему, и Царица имела обыкновенье его навещать и задавать ему вопросы свои, и он разъяснял ей все, о чем бы она ни пожелала спросить. И после того, как она прожила (там) шесть месяцев, пожелала Царица вернуться в страну свою, и направила она Соломону послание, где говорилось: "Хоть и сильно желанье мое пребыть у тебя, все же, во имя народа всего моего, ныне хочу я вернуться в страну мою. А что до того, что я слышала, то да позволит мне Бог носить плод этот в сердце моем, а также и тем, кто слышал это со мною, в сердцах их. Ибо ухо никогда не наполнится мудростью твоей, и глаз никогда не насытится зрелищем ее."

В то время Царица была не одна, кто пришла [Соломонову мудрость послушать], но приходили многие люди из стран и городов, из дальних и ближних; ибо в те дни не нашлось человека другого, кто был бы сходен с ним мудростью (и не одни лишь создания человеческие, но также и дикие звери и птицы, к нему приходили на голос его и беседу вели с ним), и после они возвращались к себе в свои страны, и каждый из них удивлялся мудрости его, и изумлен был тем, что видел и слышал.

И когда Царица посланье отправила Соломону, сообщая о том, что она собирается удалиться в страну свою, он поразмыслил в сердце своем и сказал: "Женщина столь блистательной красоты пришла ко мне от конца земли! Что ведомо мне? Не даст ли мне Бог в ней потомство?" Ведь, как и сказано в Книге Царей, Царь Соломон был любителем женщин 62. И завел он жен от евреев, и от египтян, и от канаанитов 63, и от эдомитов, и от ийобавиян (Iyobawiyan (Moabites ?) - моавитов? 63), и из Рифа (Rif) 64 и Kuergue 65, и Дамаскуса (Damascus - Дамаск), и Суреста (Surest - Сирия), и говорится, что женщины те были красивы. И имел он четыре сотни цариц и шесть сотен наложниц. И поступал он так вовсе не ради прелюбодеяния, но чтоб исполнить замысел, Богом внушенный ему, и в память его о том, как Бог сказал Аврааму: "Я сделаю семя твое числом звездам подобным и морскому песку" 66. И Соломон сказал в сердце своем: "Что ведаю я? Может быть Бог даст мне потомство мужское от каждой из женщин сих". Потому, делая так, мудро он поступал, и говорил: "Дети мои унаследуют города врагов моих, и уничтожат тех, кто поклоняется идолам".

   В ту пору народы те древние жили по плоти законам, ибо милость Духа Святого еще не дана была им. Тем же, (кто жил) после Христа, дано было жить с одной женщиной по закону брачному. И Апостолы положили им заповедь, говоря: "Все кто получили плоть Его и кровь Его 67 братья суть. Матерь им Церковь, а отец им Бог, и вопиют они вместе с Христом, Которого приняли, и говорят: "Отче Наш, Сущий на небесах"." А что до Царя Соломона, не был ему установлен закон относительно женщин, и не может вмениться в вину ему многоженство. Но тем, которые веруют, дан был закон и заповедь в том, что не следует им жениться на женах многих, также и Павел (т.е. апостол Павел) говорит: "Те, кто женился на множестве жен, ищут себе наказания. Тот, кто женат на одной (жене), не имеет греха." 68 И закон тот удерживает нас от сестер наших 69 в том, что касается деторождения. И Апостолы говорят (о том) в (Книге) Советов. 70

29. О трехста и восемнадцати 71 [патриархах]

Ныне предписываем мы все точно так, как они. И хорошо нам известно, что говорили Апостолы, прежде нас бывшие. Мы - Три Сотни и Восемнадцать основателей и утвердителей веры православной, Господь наш Иисус Христос пребывает среди нас. И Он нас направил в том, чему должно учить нам, и в том, как нам следует веру (свою) обустроить.

[Продолжение рассказа о Соломоне и Царице Шебы]

   Царь Соломон направил Царице послание, гласившее: "Вот ты пришла сюда, что же уходишь ты прочь, не повидав как устроено в царстве моим управленье, и как пищу для избранных царства едят люди праведной жизни, и как изгоняются прочь люди за то, что грешны они? [Зрелищем] этим мудрость ты обретешь. Последуй за мною теперь и воссядь в великолепии моем, в шатре, и довершу я твое обучение, и узнаешь ты об управлении царством моим; ибо мудрость ты возлюбила, и она поселится в тебе до скончания твоего и вовеки". И вот пророчество явствует в сем изреченьи.

И направила Царица второе посланье, гласившее: "Из глупой в мудрую я обратилась следуя мудрости твоей, и из отвергнутой Богом Израиля, стала женою я избранной (a chosen woman) благодаря вере сей, что в сердце моем; и с этих пор не поклоняюсь я никому из других богов кроме Него. Что до того, о чем ты говоришь, будто хочешь ты мудрость и честь мою преумножить, то приду я к тебе, как ты желаешь". И возрадовался Соломон сему (посланию), и облачил он избранников своих [в одежды прекрасные], и вдвое добавил к столу своему, и все распоряжения по управлению домом своим тщательно он устроил, и дом Царя Соломона готов был [к гостям] каждодневно. И подготовил он все с великою пышностью, в радости и спокойствии, в мудрости и нежности, со всей скромностью и смирением; и после распорядил он стол царский согласно закону царства его.

   И Царица явилась и прошла на место отдельно устроенное в великолепии и славе, и села тотчас она позади него - туда, где могла она видеть и изучать и узнавать все. И весьма изумлялась она тому, что она видела, и тому, что она слышала, и хвалила она Бога Израилева в сердце своем, и поразило ее удивлением великолепие дворца царского, что узрела она. Было прекрасно то место, где восседала она, и распростерты были над ним пурпурные занавеси, и расстелены были ковры, и украшали его miskat (moschus), и мрамор, и драгоценные камни, и возжигал порошки благовонные он, и опрыскивал мирром и кассией (cassia) все вокруг, и разбрасывал ладан и дорогой фимиам он повсюду. И когда привели в помещение это ее, запах его был приятен весьма для нее, и еще до того, как она отведала блюд изысканных, самый запах их насытил ее. И по намеренью мудрому Соломон посылал ей те блюда, что жажду ее вызывали, и напитки, к которым был уксус подмешан, и рыбу и прочие кушанья перцем приправленные. И так он сделал и дал это все съесть Царице. И трижды и еще семь раз сменились царские блюда, и управители, и советники, и юноши и слуги удалились, и восстал (т.е. поднялся) Царь, и подошел к Царице, и сказал ей - и были тогда уж наедине они - "Отдохни здесь во имя любви до рассвета". И она говорила ему: "Поклянись мне Богом твоим, Богом Израиля, что не возьмешь меня силой. Ведь если я, дева согласно закону людскому, буду соблазнена, (то) в путь свой обратный отправлюсь в печали, несчастьи, и горе."   

30. О том как Царь Соломон поклялся Царице

   И Соломон ответил ей и сказал: "Клянусь тебе, что не возьму тебя силой, однако и ты поклянись, что не возьмешь ничего силой в доме в моем". И рассмеялась Царица и сказала ему: "Будучи мудрецом зачем (ты) говоришь как глупец? Украду ли я что-либо и унесу ли из царского дома я то, что мне Царь не давал? Не думай, будто явилась сюда я ради сокровищ. К тому же, царство мое богато как и твое, и нет ничего, что хотела бы я, имея в том недостаток. Пришла я сюда, несомненно, лишь мудрость взыскуя твою." И он ей сказал: "Раз уж заставила ты поклясться меня, поклянись же и ты мне, ибо должно быть клятве взаимной, так чтоб никто не был обижен из нас. Если же ты не заставишь поклясться меня, то и тебя не заставлю." И сказала она ему: "Поклянись мне, что ты не возьмешь меня силой, а я со своей стороны поклянусь, что не возьму у тебя силой владений твоих"; и он ей поклялся и заставил поклясться ее.

И взошел Царь на ложе свое, что было с одной стороны [покоев], и приготовили слуги ей ложе с другой стороны. И сказал Соломон своему молодому слуге: "Вымой чашу сию и вложи в нее сосуд для воды так, чтоб Царица все видела, и затвори двери и ступай спать". И говорил Соломон со слугой на языке, который не был понятен Царице, и сделал тот, как приказал ему Царь, и отправился спать. Царь же не засыпал, но лишь притворялся, что спит, и наблюдал за Царицей внимательно. Дом Соломона Царя был тогда освещен словно днем, ибо он в своей мудрости из жемчужин сияющих сделал подобия солнца, и звезд, и луны [и утвердил их] на крыше дома своего.

   И Царица поспала немного. И когда проснулась она, во рту у нее было сухо от жажды, ибо пища, которую дал в своей мудрости ей Соломон, вызвала жажду, и была она мучима жаждой, и во рту у нее было воистину сухо; и шевелила устами своими она, и глотала ртом своим, и влаги не находила. И решилась испить она воду, что она видела, и посмотрела она на Царя Соломона и проследила за ним внимательно и подумала она, что он спит крепким сном. Но не спал он и ожидал, когда встанет она чтоб воды взять украдкой, и жажду свою [утолить]. И встала она и, не делая шума шагами своими, к воде подошла, что была в чаше (той), и кувшин подняла, чтоб напиться. И Соломон схватил за руку ее прежде того, как смогла она выпить воды, и сказал ей: "Зачем ты нарушила клятву не брать ничего силой в доме моем?" И отвечала она и сказала в испуге: "Разве нарушится клятва тем что напьюсь я воды?" И Царь ей сказал: "Разве ты видела под небесами что-либо лучше воды?" И сказала Царица: "Да, согрешила я против себя, освободи же меня от клятвы тебе, но дай мне напиться воды ибо жаждой страдаю я." И тогда Соломон ей сказал: "Может я тоже свободен теперь от той клятвы, которой заставила ты меня клясться тебе?" И сказала Царица: "Будь ты свободен от клятвы твоей, только дай мне напиться." И позволил он выпить ей воду, и выпив ту воду, она исполнила волю его и возлегли они вместе.

   И когда он там спал, явилось [во сне] Царю Соломону блестящее солнце, и спустилось с небес оно и исторгло обильно сиянье великое над Израилем. И, побыв там недолго, внезапно оно удалилось, и перешло в страну Эфиопию, и там сияло оно блеском великим вовеки, ибо желало оно там поселиться. И [сказал Царь]: "Ждал, не вернется ли снова оно к Израилю, но оно не вернулось. И снова я ждал и восстал свет на небесах, и низошло Солнце оттуда в страну Иуды (т.е.Иудею), и испустило свет, что был прежнего много ярче." И Израиль, по причине жара от Солнца того, молил Солнце то со злобою и не ходил в его свете. И Солнце то не вняло Израилю, и израилиты его возненавидели, и невозможен стал мир между ними и Солнцем. И поднимали они на него руки с палками и ножами, и хотели они погасить это Солнце. И навели они тьму над целым миром землетрясением и тьмою густою 72, и представили, что никогда это Солнце уже не восстанет над ними. И истребили они свет Его и бросились на Него и устроили стражу они над могилой Его, куда Его бросили. И вышел Он там, где они не искали Его, и осветил целый мир, и особенно Первый Престол и Последний (Престол), Эфиопию и Ром (т.е. Константинополь/Византию). И не внимал Он Израилю больше ни в чем, и взошел на Свой прежний престол.

   И когда Соломон Царь узрел видение это во сне своем, душа его обеспоилась, и разум его был охвачен будто бы молнией, и проснулся он в возбуждении. И еще больше того Соломон удивлялся Царице, ибо была она полна сил, и красива чертами, и не была ее девственность осквернена; и правила она в стране своей (целых) шесть лет, и, несмотря на свою привлекательность и великолепие, тело свое в чистоте сохранила. И сказала Царица Соломону: "Отпусти меня, позволь мне уйти в страну мою." И пошел он в свой дом, и дал ей все то, что хотела она из прекрасных вещей и богатств, и красивых одежд, взор чарующих, и все то, для чего в Эфиопии создано было хранилище великое, и верблюды и колесницы, числом шесть тысяч, уложены были вещами прекрасными самого лучшего свойства, и колесницами теми грузы везли по пустыне, и судном, в котором можно плавать по морю, и (еще одним) судном, в котором можно ветра рассекать (traverse the air (or winds) - букв. воздух (или ветра)), что Соломон сотворил своей мудростью, Богом данной 73.

31. О знаке, дарованном Соломоном Царице

   И возрадовалась Царица, и выступила в путь свой обратный, и Царь проводил ее с пышностью великой и почестями. И отвел Соломон ее в сторону, чтобы остались одни они, и снял кольцо с перста своего, и дал Царице его, и сказал ей: "Возьми [это] чтобы ты не смогла позабыть меня. И если случится, что обрету я в тебе семя, кольцо это да будет знаком ему; и если сын народится пусть он прибудет ко мне; и да пребудет с тобою мир Божий! Когда возлежал я с тобой, видел я много видений во сне своем, [и виделось мне] будто солнце взошло над Израилем, но вдруг исторгло себя и перешло и осветило страну Эфиопию; может быть эта страна через тебя обретет благословенье; Бог знает. А что до тебя, соблюдай что тебе говорил я, чтобы могла почитать ты Бога всем сердцем своим и исполнять Его Волю. Ибо карает Он тех, кто надменен, и являет Свое сострадание тем, кто смирен, и отторгает Он престолы у мощных, и доставляет Он почести тем, кто в нужде пребывает. Ибо смерть, как и жизнь, от Него происходит, и богатство и бедность даруются Волей Его. Ибо все есть Его, и никто не может противиться приказаньям Его и суду Его в небе иль на земле, в море или же в безднах. И да пребудет с тобою Бог! Ступай с миром!" И расстались они.

32. Как родила Царица и как возвратилась в страну свою

   И удалилась Царица и пришла в страну Bala Zadisareya 74 спустя девять месяцев и пять дней как рассталась она с Царем Соломоном. И детородные муки ее охватили, и родила она сына, и с гордостью и восторгом великим кормилице передала его. И помедлила она пока не закончились дни ее очищенья 75, и тогда уж явилась в страну свою с пышностью превеликой и почестями. И служители ее, что оставались там, поднесли дары госпоже своей, и явили свое уважение ей, и оказали свое почтение ей, и все пределы страны ее возликовали ее возвращению. Тех, кто был знатным средь них, одела она в великолепные платья, и части из них подарила она золото и серебро, и гиацинтовые и пурпурные одеянья; и подарила она им все, что им только могло быть угодно. И справедливо она управляла царством своим, и не было неподчинявшихся приказаньям ее; за то, что мудрость она возлюбила, Бог укрепил ее царство.

И сын ее рос, и нарекла она имя ему Байна-Лехкем 76 (Bayna-Lehkem). И достигнув двенадцати лет, спросил он друзей своих из тех, что воспитывались вместе с ним: "Кто мой отец?" И они сказали ему: "Царь Соломон". И пришел он к Царице, матери своей, и сказал ей: "О Царица, дозволь мне узнать, кто отец мой". И Царица говорила с ним гневно, желая его напугать, чтоб не возникло желание у него выйти [к отцу своему], и сказала: "Зачем ты спросил меня об отце твоем? Я и отец твой и мать; не пытайся узнать ничего более." И мальчик ушел от нее и присел. И второй раз, и третий раз он ее спрашивал, и настаивал он, чтоб она рассказала ему. И все же однажды сказала она ему: "Страна его далеко, и дорога трудна туда; разве не лучше пребыть тебе здесь?" И юный Байна-Лехкем (Bayna-Lehkem) хорош был собой, и тело его, и все его члены, и даже осанка его напоминали Царя Соломона, отца его, и глаза его, и ноги его, и вся походка его напоминали Царя Соломона. И когда ему было два года и еще двадцать лет от роду стал он искусен во всем деле воинском, и в конном, и в охоте и западней для диких животных устройстве, и во всем, что должно юношам знать. И сказал он Царице: "Пойду я взглянуть на лицо отца моего, и вернусь я сюда, коль будет на то Воля Бога, Господина Израилева."


Комментарии

56. Из предисловия: "Царица Юга, она же Царица Савская, Царица Шеба, Царица Сабы, Шебы, Сабеи, т.е. области на юго-западе Аравийского полуострова, а вовсе не Эфиопии (в прочем, область эта с древности имела тесные связи с Эфиопией, к тому же история знает немало миграций из одного из этих регионов в другой). В одном из Оксфордских манускриптов (см. DILLMANN, Catalogus Bibl. Bodl., p. 26) говорится, что до нее Эфиопией правили 5 царей: Арауи (ARAWI) - 400 лет, Ангабо (ANGABO) - 200 лет, Гйедур (GIEDUR) - 100 лет, Сйебадо (SIEBADO) - 50 лет, Каунасья (KAWNASYA) - 1 год." Если эта информация имеет под собой почву, то, судя по этим именам, исследователи считают (см.предисловие), что ее предки проживали на западном побережьи Красного моря. Царица Юга известна не только по библейским, но и по кораническим преданиям. В арабской традиции она носит имя - Балкис, в эфиопской - Македа. См. дальше К.Н.

57. Матвей 12 ст.42: "Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона."; Лука 11 ст.31: "Царица Южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона."

58. О библейских мерах длины, площади, объема и веса см. Библейская Энциклопедия Брокгауза Риникер Ф., Майер Г.: ХОМЕР [соответствует месопотамскому имер - "ослиный вьюк", иначе КОР] был наибольшей мерой сыпучих тел, содержавшей 10 еф (Иез 45:11). Он упоминается в основном как мера зерна (Лев 27:16; 3Цар 5:11; 2Пар 27:5; Езд 7:22; Иез 45:13; Ос 3:2), иногда также как мера жидкости (при измерении количества елея - 3Цар 5:11; Иез 45:14). Д

59. Планета Венера.

60. Израиль - это прозвище Иакова, означающее в переводе с еврейского "Он сражался с Богом (Эль) и победил" - так назвал его некто невидимый, с кем Иаков боролся в ночной тьме, добиваясь от этого неземного существа благословения. Иаков-Израиль почитался прародителем 12 еврейских племен-колен. В более широком смысле под Израилем в Библии понимается не географическая область, и не государство, а именно дом Иакова - Иаков вместе со своим потомством, единым родом-семьей, выросшим в народ, согласно обетованию Бога (то же значение имеет и другое выражение - дети/сыны Израиля).

61. Южноаравийские сабеяне действительно поклонялись небесным светилам (кстати, в Коране немало внимания уделяется критике или точнее порицанию подобных верований), эту веру они принесли с собой и в Эфиопию (V в. до н.э.). "В V в. до н. э. на территорию современной Эфиопии переселяются жители Южной Аравии. С этого времени и вплоть до возвышения Аксума длится пятисотлетний предаксумский период эфиопской истории. Южноаравийские переселенцы принесли в Эфиопию свой семитский язык (от которого происходят языки геэз, тиграй, тигре, амхарский и др.), письмо, астральную древнесемитскую религию, монументальную храмовую архитектуру и скульптуру, своеобразное искусство, многие особенности родоплеменного раннегосударственного строя, торговые навыки, бронзовое литье, плужное земледелие. Культура семитских переселенцев была выше местной африканской культуры кушитских народов не только в техническом отношении ... но и своим политическим строем и сравнительно развитыми идеологией и религией." (Предсловие к "Истории Эфиопии" ) "... хорошо известный в Аравии бог Алмаках (называвшийся также Илюмкух, он же бог-луна, изображавшийся в виде быка), видимо, был одним из главных божеств в африканском пантеоне. В Агаме обнаружен посвященный ему алтарь, в Хаулти Мэлазо — его храм." (А.Бартницкий/И.Мантель-Нечко "История Эфиопии")

62. 3 Царств 11.1. "И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, (2) из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью."

63. Ханаан - древнее название Палестины, хананеи - доеврейское семитическое население Палестины; Эдом и Моав - семитические царства и народы, родственные древним евреям, располагались к югу от Палестины. Буквы, обозначающие слоги [мо] и [йо] имеют некоторое сходство (а именно: [йо] похожа на половинку [мо]+ еще хвостик), так что при порче [мо]вполне может получится знак, похожий на [йо].

64. Верхний Египет.

65. См. у Йакута (Yakut), IV, p. 250. * ??? Может быть Грузия - Георгия, о которой в Эфиопии XIV века могли знать от армян, а в более позднюю эпоху, "в Эфиопии XVI — XVIII вв. мы находим множество армян, греков, арабов, а также грузинских мастеров (при императоре Гэлаудеуосе (Клавдий, 1540—1559)), бухарца — императорского переводчика при Фасиледэсе и др. Связи с внешним миром через восточных христиан имели огромное значение для торговли и дипломатии Эфиопской империи, для получения ею всех видов информации извне." (А.Бартницкий/И.Мантель-Нечко "История Эфиопии")

66. кн. Бытия 22. 17: "... Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; (18) и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего."

67. Имеется в виду завещанное самим Иисусом (см. Евангелие от Иоанна 6.51-58) таинство Евхаристии, когда после исповеди вкушаются вино и хлеб, (символизирующие для скептиков и) являющие собой (для верующих) кровь и плоть Спасителя. От Иоанна 6.51-58: "Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. ... (54) Ядущий плоть Мою и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; (55) Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; (56) Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; ..."

68. См. 1-е Коринфянам гл.7.

69. Ср. кн. Левит 18.18: "Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее."

70. Guidi (apud Bezold) сопоставляет с No. 19 из апокрифических Canones Apostolorum.

71. 318 Отцов Первого Вселенского собора (Никея, 325 г.). См.выше главу 1.

72. Видение царя Соломона - это пророчество не только о грядущем величии Эфиопии (первое Солнце, ушедшее в Эфиопию - Ковчег Завета/Cион), но и об Иисусе Христе (второе солнце, взошедшее над Иудеей). Ср. с Евангельскими описаниями явлений, сопровождавших казнь Христову, напр. от Матфея 27: "(45) От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. ... (51) И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись;"

73. Ковер-самолет в арабском фольклоре считался изобретением Сулеймана (т.е. царя Соломона). 

74. **za- это предлог родительного падежа - т.е. "страна Дисарейи". Похоже на Кесарию, если учесть, что всякие буквочки могли перепутаться. * действительно, сходство букв ди и ки имеет место.

75. Вот, например, какой обычай существовал до недавнего времени у фалаша: "Женщины должны были находиться в так называемом доме разрешения от бремени (йе-арас бет) в течение сорока дней после рождения мальчика и в течение восьмидесяти дней после рождения девочки." (Зденек Полачек "Фалаша - евреи Эфиопии" )

76. В Эфиопской традиции известен также как Менелик (Menyelek или Menyelik), сын царицы Македы, иногда называется в эфиопской литературе Уолдэ-Таббиб (Walda-Tabbib), т.е. "сын мудреца", или 'Ebna Hakim, или Bayna-Lehkem - от арабского бен/ибн аль-Хаким, т.е "сын хакима (или попросту мудреца)".

Текст переведен по сетевому изданию: Kebra Nagast.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017  All Rights Reserved.