Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПУТЕШЕСТВИЕ К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ

Может быть любопытно будет читателям узнать:

1.) что было поводом к предпринятию сей экспедиции ныне?

2.) какая цель оной?

3.) и какие приняты средства для успешного окончания оной?

До сего времени не удалось еще ни одному смертному достигнуть Северного полюса и переплыть сию крайнюю точку земного шара; вечные льды покрывали море далее 72 или 75 градусов; еще за 400 лет перед сим можно было приставать к восточному берегу Гренландии; но вот уже четыре века, как огромные ледяные горы окружили оный как бы неким неприступным оплотом, и сделали невозможным приближиться к нему. [624] Скопившийся в той стороне лед покрыл все море на несколько тысяч квадратных миль, и с каждым годом прирастая, приближился уже к берегам Лапландии и грозил омертвить всю природу в Северной Европе.

Но с 1816 года случилось в той стране необыкновенное явление. Сии ледяные неизмеримые пространства, вдруг, какою-то, досель еще неизвестною силою, разрушились; лед взломало и стремлением моря унесло в океан. Многие корабли плывшие из Европы в Америку и обратно встретили сии ледяные глыбы на 50 и даже на 40 градус от экватора, еще не растаявшими; иные из них подобно плавучим островам, а другие как горы носились на пространстве вод.

С того времени все китовые промышленники, возвратившиеся из Ледовитого моря, единогласно подтвердили известие, что море на севере совершенно очистилось от льда, и ледяной [625] пояс, окружавший дотоле восточный берег Гренландии, разрушился и открыл доступ к сему острову и далее к полюсу. Некоторые из корабельщиков доходили уже до 81 и даже до 83 градуса северной широты, следовательно были не далее 750 верст от полюса, и могли бы идти далее, поелику везде находили море открытое, но не имев препоручения на то, не хотели терять времени.

Сие неожиданное событие сочтено от английского правительства как будто божьим мановением, дабы испытать, не можно ли будет пробраться к самому полюсу, и даже обойти оный? Если бы сие удалось, то не только сим путем сократилось бы в половину плавание из Англии в Северную Калифорнию и в Китай, но и разрешены были бы многие исторические, географические, физические и другие ученые задачи, и именно:

Мы сказали уже, что за 400 лет [626] перед сим можно еще было свободно приставать к восточному берегу Гренландии. Остров сей, коего имя означает страну зеленеющую, плодородную, разделен по самой средине цепью гор на две части, на западную и восточную. Из достоверных исторических источников известно, что он за 800 лет перед сим был уже заселен двумя колониями из Дании и Норвегии, из коих одна заняла западный, а другая восточный берег сего острова. Сии колонии имели между собою сообщение только морем; а сухим путем всякое сообщение, по причине высокой цепи разделявших их гор, совершенно невозможно. Западная колония и доныне еще существует, и состоит из 20.000 душ, считая в том числе и эскимосов, то есть, природных тамошних жителей. Восточная также в продолжение времени размножилась: за 400 лет перед сим было там не менее 190 [627] деревень, один епископ, 12 церквей и два монастыря. Епископы сменялись по временам другими, из Европы присылаемыми. В 1406 году отправился туда из Норвегии 17-тый епископ к своей гренландской пастве; но нашедши вокруг берега лед на далекое пространство, не мог нигде пристать и принужден был возвратиться назад. С тех пор лед около восточного берега сего острова с каждым годом прирастая, покрыл все море на пространство неизмеримое, и пресек совершенно всякое сообщение с островом с сей стороны. Тщетно датское правительство употребляло все усилия, дабы найти доступ к острову: последнее покушение было уже в 1786 году и осталось бесполезно: невозможно было ничего узнать о судьбе сих несчастных, от всего света отлученных вечными, как тогда казалось, льдами. Итак, если справедливо известие, всеми корабельщиками [628] единогласно подтвержденное, что в последние два года восточный берег Гренландии очистился от льда: то любопытно знать об участи тамошних колонистов, остался ли кто из них в живых, или все погребены подо льдом и снегом? По крайней мере найдутся остатки их жилищ, селения, церкви.

Другая задача, предполагаемая к разрешению, относится к тому, чтобы наверное определить, соединена ли Гренландия восточным своим берегом с Америкою, или составляет отдельный остров? Подлинно ли так называемый Баффинговь залив (Baffingsbay) есть залив, а не пролив, как иные, полагают, через который можно пройти в полярное море? Последнее мнение казалось вероятнее по причине сильной быстроты моря в той стране, также по множеству наносного лесу и особенно потому, что обыкновеннейший путь китов бывает всегда к тому заливу. [629]

Не можно ли будет также определить чего-нибудь верного о влиянии полярного льда на климат? — Вот наблюдения, не подверженные сомнению. Известно, что прежде сего на острове Исландия не только леса росли удобно и в полной силе, но даже и огородные произрастения хорошо родились; но в последствии времени климат на сем острове сделался так холоден, что кроме мелкой березы, нет других дерев, а огородные овощи почти из земли не выходят, только иногда родится капуста, величиною качан с маленькое яблоко. То же замечено и в Лапландии. Если бы так продолжилось еще на несколько веков, то можно было опасаться, что северная Лапландия и северная Россия совсем окостенели бы от жестокости стужи. Но в последние два года, то есть, с того времени как неизмеримые ледяные поля Ледовитого моря взломало и унесло в океан, сделалась в [630] воздухе ощутительная перемена: в северных странах Европы климат стал сноснее и теплее, а напротив того в южных в то же время гораздо суровее; и сие кажется очень естественно: как скоро Ледовитое море очистилось от льда, то и холод в северных странах должен уменьшиться; но сии ледяные глыбы, величины чрезвычайной, будучи унесены в океан даже до 40 градуса не растаявши, могли произвести на сей широте холод необычайный, который и был чувствителен во всей южной Европе в последние два года. Хотя сие и не может произвести постоянного действия в рассуждении южных стран, но кажется, не без основания заключить можно, что северные земли, Лапландия и Россия, могут ожидать на долгое время, и может быть на несколько веков, умереннейшего климата. В подтверждение сего может служить Швеция; там замечено, что по мере [631] того, как глетчеры (ледяные горы) увеличиваются, климат становится суровее, а с уменьшением их, умягчается.

Если удастся переплыть полюс по ту сторону, то многие физические задачи могут быть разрешены, как-то: о склонении и переменчивости магнитной стрелки, о действии магнита, о свойстве тяготения тел, о явлении солнца и звезд на горизонте, об атмосфере, об электрической материи и северных сияниях, об измерении времени и множество других. На сей конец мореплаватели снабжены всеми нужными математическими и физическими инструментами.

Давно уже от английского Парламента назначено 20.000 фу. ст. в награду тому, кому удастся проплыть через полюс. Ныне сие назначение подтверждено вновь. Правительство снарядило четыре купеческие корабля в сию экспедицию, построив оные с необыкновенною крепостью и со всеми [632] предосторожностями от напора льда и от всякого повреждения. Сии корабли называются: Александр, Изабелла, Трент, Доротеа. Главные из них суть Александр и Трент, два брига; а другие два будут сопровождать первых и служить в помощь на случай нужды. Александр и Изабелла под командою капитана Росса и лейтенанта Парри пойдут к Девиссвому проливу; а Трент и Доротея, под начальством капитана Бухана и лейтенанта Франклина, пойдут прямо к полюсу, и все будут стараться достигнуть Берингова пролива. Капитан Росс очень знаком с Ледовитым морем, два раза зимовал на оном и умеет обходиться со льдом. Однажды пробираясь подле берега Гренландии он дошел даже до Медвежьих островов. Лейтенант Парри есть искусный теоретический и практический мореплаватель; он часто объезжал берега Северной Америки, и написал прекрасною книгу о [633] корабельной астрономии. Капитан Бухан заслуженный офицер, отличившийся на станции в Нейфоундланде. Он первый из европейцев, по снегу и по льду дошел даже до середины Нейфоундланда, чтоб ознакомиться с тамошними жителями. Лейтенант Франклин есть воспитанник Флиндерса и весьма искусен в съемке берегов. Сверх того на каждом из двух главных кораблей есть искусные живописцы, опытные ботсмана и другие нужные люди. Все от первого до последнего предприняли сию экспедицию добровольно. Им производится двойное жалованье; для защиты от стужи и ветров и против всяких несчастных случаев взяты все меры, какие только человеческая предусмотрительность могла придумать.

В половине апреля месяца корабли отправились в путь, сопровождаемые всеобщими добрыми желаниями.

Текст воспроизведен по изданию: Путешествие к Северному полюсу // Дух журналов, № 21. 1818

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.