Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПРОСКИНИТАРИЙ С БОГОМ СВЯТЫМ

и описание Святого места Святейшего града Иерусалима и прочих Святых мест

§ 1. Так как ты по благому своему произволению настойчиво расспрашивал о Святом месте Иерусалима, где ходили Господь наш Иисус Христос и Пречистая Его Матерь, Пресвятая Богородица, и Святые Апостолы и Пророки и Преподобные и прочие Святые, то вот я с Богом и начинаю свое повествование.

§ 2. Послушайте, братья возлюбленные, о Святом граде Иерусалиме, преимущественно же перед всем о Святая Святых, о Гефсимании, о горе Елеонской. Начнем с юдоли Плача, где находится огромная башня Давидова. Там он настроил псалтирь, о чем говорит и поэт: “в доме Давида страх великий". В средине святого града Иерусалима есть знаменитый и прекраснейший храм Святого и жизнедавного гроба Господа нашего Иисуса Христа и Святая Голгофа, в которой совершились Святые страсти Господа нашего Иисуса Христа.

§ 3. И послушайте о Святом храме. Храм — круглый и имеет два очень красивые купола, из которых один некрытый, там, где спускается святый свет. Тут и гроб Христа. Некрытый купол снаружи связан свинцом; и крыша его свинцовая; внутри [42] же его отделка деревянная, кипарисовая. Издали они представляются в виде Святой Троицы. И колокольня святого Гроба очень велика и красива.

§ 4. В храме есть до ста и более колонн, то есть столбов. Внутри же купола кругом изображены мозаично Пророки, Иерархи и Благовещение Пресвятой Богородицы. A под ним находятся Хоры Святого Гроба, а кругом восемь сводов и 16 колонн; а под сим — земля. Есть еще восемь колонн, толстых, и десять столбов, то есть построенных пилястров (?) (kionia, hgoun podarika ktismena), а вокруг стена обшита багряным мрамором.

§ 5. Посреди храма находится некрытый купол, а внизу — пол Христов, то есть святый и жизнедавный Гроб Господа нашего Иисуса Христа, и мраморная постройка вокруг с десятью колоннами; внутренность стены обшита мрамором; посредине же Святый и жизнедавный Гроб Господа, который тоже мраморный, прекраснейший, белый как снег. Над Святым Гробом зажигают 44 лампады неусыпальные. Из входящих в Святый Гроб на поклонение, едва помещаются до семи человек, да и те в тесноте. Во внешнем же помещении, на полу, на земле лежит тот камень, где сидел Ангел и пришли жены мироносицы плачущие, и сказал им Ангел: “Зачем ищете живого между мертвыми? Он восстал; нет его здесь, вот место, куда он был положен" 1. Здесь зажигают пятнадцать неусыпальных лампад. Вокруг Кувуклия Святого Гроба зажигают шесть неусыпальных лампад. Назади Святого Гроба на запад, стоит малая церковь и поют там проклятые Копты. A над кувуклием Святого [43] Гроба есть другой кувуклий, очень красивый, выстроенный из дерева, кипарисный, сооруженный кругообразно, тоже крытый свинцом, поддерживаемый двенадцатью тонкими багровыми колоннами, т. е. столбами, весьма красивыми. Внутри постройки изображен Вседержитель, а кругом Пророки и Святые Апостолы. И тут есть восемь лампад, а пол устлан мрамором.

§ 6. Там сходит Святый Свет, в час вечери Святой великой субботы. И когда он выходит, то спускается как голубь из некрытого купола. И в древние времена все видели этот свет, а ныне не видят, но в час вечерний облачается патриарх со священниками, и обходят с народом два раза кувуклий. Патриарх стоит снаружи, с правой стороны двери кувуклия; а у эмина дверь заперта и запечатана, а лампады погашены с великой пятницы, и он стоит с патриархом снаружи. Православные христиане со священниками обходят еще один раз кувуклий с песнопением; и будет три раза 2; и поют: “Воскресение Твое, Христе Спасителю, Ангелы воспевают на небесах" и то что следует в тропаре. И таким образом приходят пред Святый Гроб; патриарх же вступает внутрь Святого Гроба Господня, и находит Святый Свет на верху гробницы, и от него зажигает свечи, и тотчас же выходит из двери до пятнадцати шагов, и восходит к жертвеннику. Там стоит большой мрамор, и приходит весь народ, а именно одни только православные христиане, и весь народ зажигает свои свечи, а именно одни только православные христиане, — у патриарха; и настает великая радость и ликование в [44] час тот. Потом совершают божественную литургию великого Василия.

§ 7. В другом куполе, в Алтаре Кафолической церкви, служат православные христиане. Посредине Алтаря этого купола изображено мозаикою Святое Воскресение и Пророки и Святые Апостолы, и святая Пятидесятница: кругом же Алтаря изображено буквами: “С нами Бог: разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог"! 3 и оно также мозаикой. И здесь есть наверху двенадцать малых колонн, и внизу еще двенадцать мраморных. И над колоннами есть до шести сводов. Внутри же Святого Алтаря есть семь лампад неусыпальных. У иконостаса зажигают их еще двадцать пять. Есть и Пуп Земли, то есть Середина Света на полу Христовом, устланный мрамором, под крытым куполом. Поверх Пупа Земного, под крытым куполом висит великолепный полиелей, и зажигают до 60 лампад. Здесь зажигают еще четыре неусыпальные лампады. Пол устлан мозаикою.

§ 8. Направо от Алтаря есть с боку узкая дверь, и подъем в 14 ступеней. Здесь на верху — Святая Голгофа, где Иудеи распяли Христа. То место, на котором поставлен был Крест, изукрашено и имеет прекрасную форму, и испускает сильное и очень приятное благоухание. Здесь находится и расселина камня, куда потекла честная и Святая кровь Христа, спустившаяся вниз и окрестившая главу Адама. Здесь солнце померкло и месяц обратился в кровь, и завеса храма расторглась, и разбойник сказал: “Помяни мя. Господи, во царствии твоем" 4. Голгофа есть выстроенный крестообразно свод; пол его испещрен мраморами и весьма красив. Весь крестообразный свод [45] облицован золотою и иною прекрасною мозаикой: это Святые Апостолы и Пророки. Здесь на верху Святой Голгофы зажигают 10 неусыпальных лампад, и здесь служат Ивиры.

§ 9. Со Святой Голгофы — спуск на 7 ступеней. Под нею находится Место, где был обвит Христос, а именно, когда сняли его со креста на землю Иосиф и Никодим, и погребали его и обвили плащаницею чистою. Это место имеет вид гробницы. Здесь на верху висят 8 неусыпальных лампад. и это (приходится) насупротив, лицом ко Святой Двери. которая ныне отпирается, и входит народ и покланяется. Здесь находится восемь мраморных колонн, воздвигнутых в виде крестообразного свода.

§ 10. На лево от Алтаря находится Темница. куда посадили Иудеи Христа. Тут и та большая Колода, которую наложили на чистые ноги Христа. И тут зажигают 4 неусыпальные лампады. A подальше — тот столб, к которому привязали Христа и били его беззаконные. И здесь тоже зажигают 3 неусыпальные лампады. Здесь также стоят кругом 10 мраморных колонн, а над колоннами воздвигнуто десять крестообразных сводов. За Алтарем престолом находится другой алтарь малый. Здесь разделили его одежды, да сбудется реченное пророком, глаголющим: “и о одежде моей меташа жребий" 5. И здесь зажигают 4 неусыпальные лампады. Отсюда есть спуск на 30 ступеней. Здесь внизу есть церковь с прекраснейшим куполом, и стоит на четырех мраморных колоннах, и из них всегда течет вода. Здесь в стене есть мраморное окно и из него слышна великая тревога и шум, подобно взволновавшемуся морю или подобно [46] пчелиному рою: некоторые говорят, что это Ад. Здесь близко — престол Святого Якова, брата Господня. И этот алтарь имеет прекрасную мраморную трапезу от времен Святой Елены. Отсюда вниз спускаешься на 10 ступеней. Здесь то место, где обретен честный и животворящий Крест Господа нашего Иисуса Христа Святою и блаженною царицею Еленой, матерью великого царя Константина, каковой крест был Евреями зарыт. И здесь зажигают 5 неусыпальных лампад. Здесь находится и земля, которую некоторые именуют Млеком Богоматери.

§ 11. Весь храм Святого и животворящего Гроба имеет три двери: одну на запад, и она заперта. В эту дверь вошла преподобная Мария Египетская, чтоб пойти ко Святому храму жизнедавного Гроба для поклонения, и Ангел Господень ей воспрепятствовал; а наверху этой двери была изображена икона Богородицы, и не видя Ее, услыхала Ее голос, говорящий: “если перейдешь Иордан, найдешь великое успокоение". ? на юг имеет другие две двери, одна из них застроена, а другая есть та Святая Дверь, которою открывается ныне всесвятой и жизнедавный храм Господень, и народ входит и покланяется. Святая Дверь имеет одиннадцать колонн, из коих три багряные, а остальные восемь белые; они мраморные, прекрасные. Есть у Святой Двери притолока, на которой изваяны Господские праздники; а по правую сторону от запертой двери подниматься на десять ступеней, и там каменный кувуклий, внутри облицованный золотою и другою красивою мозаикой. Здесь сидела царица, святая Елена, и судила Евреев.

§ 12. С левой стороны Святой Двери, шагах в пяти, стоит колокольня Святого Гроба, а под [47] колокольней церковь Четыредесяти Мучеников. A здесь близко находятся две другие церкви; одна Святого Якова, брата Господня; а между сими двумя церквами есть другая церковь святых Жен Мироносиц, которая ныне именуется “Святым Христовым Воскресением". Здесь Святая Мария Магдалина увидала Христа, восставшего от гроба, и спросила его, как садовника: “Господин, куда ты положил тело Иисуса?" 6 и так далее. Здесь в церкви Святого Якова, брата Господня, первого иерарха иерусалимского, погребена внутри Святого Алтаря церкви честная глава его.

§ 13. Выше сих церквей находятся патриаршие келлии, прилепленные к стенам церквей. Келлия патриарха имеет большое окно, и когда патриарх не спускается в церковь, то благословляет народ сверху из окна. A другой дом, где патриарх созывает собор, прилеплен к стенам церкви Святого Воскресения. И здесь есть большое окно, обращенное ко Святому Воскресению. В сем доме соборном патриарх совершает службу вместе с монахами. A другой дом, который прилеплен к церкви святых Четыредесяти Мучеников, есть трапеза. И когда патриарх спускается, чтоб пойти в церковь, то тут подле двери есть другая дверь, которою входят в дом соборный; спускаешься на тридцать две ступени. Сии три церкви имеют одну дверь, впереди Святой Двери.

§ 14. Выше же Патриархии, на вержение камня, находится Одигитрия, монастырь инокинь. Отсюда Богоматерь, стоя, смотрела на своего единородного сына. Господа нашего Иисуса Христа, бывшего высоко на кресте, и горько плакала и говорила: “Сыне мой и Боже мой, горе мне! что воздал тебе неблагодарный [48] народ, племя еврейское" и так далее. Отстоит от Святого Гроба на один стадий.

§ 15. На восток от Святого Гроба, на полмили, находятся Святая Святых, там, где Богоматерь была питаема от руки Архангела Гавриила. Здесь был убит и пророк Захарий Иродом царем. В сем храме и пресвитер Симеон приял Христа в объятия и сказал: “Ныне отпущаеши раба твоего в мире, владыко'' 7 и так далее. Здесь есть прекрасный, крытый свинцом храм, весь внутри и снаружи облицованный мозаикой, имеющий большой двор. На этом дворе находятся ворота четырехдверные, где прошел Христос с вайями и ветвями, и с того часа заперлись те ворота, как свидетельствует и пророк Иезекиил и говорит: ,,Сии врата будут заперты, и никто чрез них не пройдет, пока не придет Господь со славою" 8. И они стоят поныне заперты. Здесь немного поближе к Святая Святых, к северу, находится Храм, где поучал Христос святому благовестию (евангелию) непослушных Иудеев и Фарисеев и книжников. Он находится в трех стадиях от Святого Гроба.

§ 16. К северной же стороне, на лево от сего Храма, находится Дом Святых Иоакима и Анны и Баня Богоматери. Здесь близко то Брение, куда Евреи положили пророка Иеремию. Здесь в доме Иоакима и Анны находится Овчая купель, Иудеями именуемая Вифезда; спускаться на 20 ступеней. Немного повыше стоят Домы Пилатовы и двор. Здесь близ двора на площади находится высокая арка древняя; некоторые говорят, что она от времени Христа. На верху арки находится другая арка — малая, как келлия и имеет [49] малую колонну. Говорят, что по приказу Пилата привязали Христа к сему столпу и бичевали его, и после того он был распят. Здесь вблизи находится и преторий Каяфы.

§ 17. Во Святом граде Иерусалиме находятся ныне по благодати Христа моего, монастыри, в которых служат православные, первый — Святый Иоанн Предтеча, второй — Великий Димитрий, третий — Святый великомученик Георгий, где живут инокини, четвертый — Великий Василий, пятый — Великий Михаил-Архангел, шестой — Одигитрия, седьмой — Святая великомученица Екатерина, восьмой — Сантанагия, то есть Богоматерь 9, девятый — Евфимий, десятый — Святая Фекла, одиннадцатый — Святый Феодор, двенадцатый — Святый Николай, тринадцатый — Святая Анна, матерь Богородицы, четырнадцатый — Святый Яков, пятнадцатый — храм Святого Воскресения Христа Бога нашего, а именно святых Жен Мироносиц, шестнадцатый — святые Четыредесят Мучеников и знаменитый храм Святого и жизнедавного Гроба Господа нашего Иисуса Христа. Это те монастыри православных Христиан, которые стоят доныне, внутри Святого града Иерусалима, между тем как в древнее время, то есть во время Римлян, было 365 монастырей.

§ 18. И дома царя Давида отстоят от Святого Гроба на 4 стадия. На южной стороне находится гора Святый Сион, а отстоит от Святого Гроба на одну милю. Здесь была и Келлия Богородицы и дом Зеведея, отца Святого Иоанна Богослова. Здесь собрались Святые Апостолы на успение Богородицы, прибыв на облацех, [50] и понесли они пресвятое и пречистое тело ее в местечко Гефсиманию и погребли его. Здесь на Святом Сионе совершилась и тайная вечерь и умовение, когда Христос омыл ноги учеников своих во святый и великий Четверток. Здесь сошел Святый Дух на святых Апостолов. Здесь на Святом Сионе есть три колонны, от которых исходит весьма приятное благоухание. Здесь и гроб пророка и царя Давида и сына его Соломона и Святого первомученика архидиакона Стефана.

§ 19. Внизу горы Святого Сиона находится “Село Скудельниче", Погребение странных. Здесь даны были тридесять сребреников и было оно куплено, и погребаются иноки и инокини, то есть странники, до сего дня: оттого называется “Погребение странных". И кто там будет погребен, в сей усыпальнице, тот на суд не приходит, ибо ценою крови Христовой было куплено. Отстоит же от Святого Гроба на одну милю и три стадия. И тут внизу, очень близко от сего, есть Колодезь Якова Праведного. На сем колодезе бывает знамение: когда время хорошее, безболезненное и хлебородное, и обильное всякими благами, то этот колодезь наполняется до верху водою, так что она выступает и бежит к Юдоли Плача и проходит; если же время окажется неудачное, то и упомянутый колодезь высыхает. Это знамение происходит во Святом граде Иерусалиме искони, с самого начала. Существует и Силоамская Купель, и спускаться на 30 ступеней: находишь внизу воды столько, что может мельница молоть. В Воскресение Слепого идет патриарх со священниками и народом и совершает литию, и поют самогласную стихиру (ta idiomela 10) о Слепом, [51] и таким образом омываются тою водою и почитают (это) православные Христиане за освящение (агиазму) и за великое благочестие и веру; ибо Христос сказал слепому: “пойди умыться к Силоаму", как это говорит евангелист. Там вода выходить трижды в день: и это есть повеление Божие. Отстоит от Святого Гроба на одну милю и два стадия. A выше находится Дом Фараона и гробница его, и Гробница Якова: отстоит от Святого Гроба на одну милю.

§ 20. Гора же Елеонская (Масличная) находится на востоке, вне Святого Града Иерусалима, на расстоянии субботнего пути. У подошвы горы Елеонской — та пещера, где Иуда предал Христа беззаконным и они взяли Его. A Гефсимания отстоит от пещеры до пятидесяти стоп. Выше пещеры, направо от Гефсимании, как бы на вержение камня, есть тот камень, у которого Христос молился и рек: “Отче наш, иже еси на небесех" и так далее, и еще: “аще возможно, да мимо идет чаша сия от меня". Здесь близко и Святая Гефсимания, село; а немного выше, близ нее, находится другой камень, то есть скала, на которую сел Христос после своего путешествия и сказал: “Иерусалиме, Иерусалиме, избивающий пророков и камением побивающий посланных; аминь, аминь, глаголю вам: се оставляется дом ваш пуст и не останется камня на камне" 11.

§ 21. Храм святой Гефсимании имеет жилие; ворота прекрасны; на лицевой стороне своей имеет восемь прекраснейших колонн. Храм этот идет в глубину и спускается на 48 ступеней. Внутри храма, пред престолом находится каменный кувуклий прекраснейший. Внутри кувуклия есть гроб Пресвятой [52] Богородицы, мраморный, белый как снег. На верху у него зажигают 20 неусыпальных лампад. A близ него, налево, в двух местах посыпан пепел; некоторые говорят, что отсюда потечет огненная река Адская, и горе согрешающим и беззаконникам. Отстоит от святого Гроба на одну милю и два стадия * * * “Отсюда поднимаемся в Иерусалим" * * *.

§ 22. Здесь впереди Гефсимании — два пути: один поднимается к Иерусалиму, другой на гору Елеонскую. Здесь наверху на вершине святой горы Елеонской стоит храм весьма красивый, круглый, с 10 колоннами. В середине храма есть кувуклий каменный прекраснейший; а снаружи, вокруг кувуклия, есть 14 колонн, мраморных, белых как снег, прекраснейших. Храм устлан мраморными плитами, то есть пол. — Внутри же кувуклия — то место, на которое ступил Владыка Христос, когда вознесся на небеса. С тех пор осталось изображение, то есть след честной ноги его, отпечатленный на камне, и он издает сильное и дивное благоухание. Здесь зажигают три неусыпальные лампады. Здесь с левой стороны храма, и близ него на вержение камня находится та пещера, где поучалась и подвизалась для царства небесного преподобная Пелагия. Спускаешься на двадцать ступеней и находишь гробницу преподобной Пелагии. Сюда многие приходят и исповедаются в своих грехах. Кто приходит исповедаться, входит и проходит у гробницы Святой; там в стене мрамор, близ которого и гробница Преподобной; и проходят промежду двух камней, и камни сжимают поклоняющихся и исповедующихся. И посему не может пройти, пока не исповедает грехов своих — и тотчас проходит. И здесь зажигают три неусыпальные лампады. Наверху гробницы [53] отпечатлен след и от него исходит сильное благоухание: некоторые говорят, что ступил Ангел Господень. Здесь налево от горы Елеонской находится Брак в Кане Галилейской, там, где Христос претворил воду в вино.

§ 23. Отсюда внизу горы Елеонской, на восток, находится Вифания, где Христос воскресил Лазаря четыредневного. Здесь находится и Гроб Святого и праведного Лазаря до сего дня, устроенный сверху в виде трапезы. В субботу Святого и праведного Лазаря патриарх идет с иереями и с народом и служат. Прежде был великолепный храм, воздвигнутый благочестивыми царями; теперь же держится только одна сторона, где находится гроб Святого. Здесь внутри гробы Марфы и Марии, сестер Лазаря. И тут внизу, на восток, находится тот камень, на который воссел Христос после своего путешествия и встретились ему Марфа и Мария и сказали: “Господи, если бы ты был здесь, брат наш не умер бы" 12. К сему месту Апостолы привели жребя, на которое сел Христос, когда вышли к нему на встречу младенцы с ваиями и ветвями, да исполнится реченное пророком, глаголющим: “из уст младенцев и сосущих сотворю хвалу". Отсюда благословил Святый Сион и сказал: “Много радуйся, дщерь Сиона; се бо царь твой грядет к тебе кроткий и спасающий" 13. Вифания отстоит от Святого Гроба на 15 стадий.

§ 24. Отсюда немного вниз тот путь, который направляется к Иерихону. Это место есть высокая гора, где постился Христос 40 дней, а напоследок взалкался, и пришел диавол и искушал его, и сказал: “если ты сын Божий, то скажи, чтобы камни сии [54] претворились в хлебы". И вещал Иисус: “иди за мною, сатана; ибо писано: Господу Богу твоему поклонишься,, 14 и так далее. В Иерихоне находится место Закхея, там где он влез на смоковницу. чтоб увидать Христа. Здесь и те воды, которые Елисей обратил в пресные. Здесь Каин убил своего брата Авеля. Здесь Иисус Навин узрел Архистратига Господня, и сказал ему: “разреши обувь с ног своих: ибо место, где ты стоишь, свято" 15. Отстоит от святого Града Иерусалима на 25 миль.

§ 25. Отсюда вниз, на восток, находится река Иордан. Здесь близко находится монастырь честного Предтечи и Крестителя Иоанна. Здесь находился Авва Зосима, нашедший преподобную Марию Египетскую в пустыне. ? по ту сторону Иордана находится Ормониим, малая гора, с которой вознесся на небо пророк Илия. Здесь, у реки Иордана, находится Кафоликон, то есть то место, где окрещен Господь наш Иисус Христос Святым Иоанном Крестителем. Здесь подле Кафоликона стоит монастырь Предтечи. Он отстоит от Иордана на одну милю. Здесь в Кафоликоне есть дерево, как бы дикий тополь, с изображением креста. И вся река в чаще, окружена деревами. Сюда приходят православные Христиане и покланяются, и омываются в реке Иордане, истинно в образ крещения. В Кафоликоне это дерево служит знаком для этого места, которое плоско; а именно называют его: «в Кафоликоне, там где окрещен Христос». Здесь в токе реки увидал честный Предтеча Святую Троицу. Здесь близко и та пещера, где он отдыхал. За Иорданом есть горы высокие. Пред это место пришел пророк Моисей и поклонился [55] Иерусалиму и показал ему Бог обетованную землю всю. Здесь он уснул и погребен был Божественным Ангелом, по повелению Божиему. Отсюда (идя) посреди пустыни то место, где Авва Зосима похоронил останки преподобной Марии. Отстоит река Иордан от Святого града Иерусалима на 30 миль.

§ 26. A на лево от реки Иордана, близ него находится Мертвое Море, место Лота, именуемое Содом и Гоморра: и горе Содомитянам и согрешающим! Называется мертвым, потому что не имеет в себе никакого животного. Длина и ширина воды Мертвого Моря: добрый конь в три дня едва может ее объехать: ибо (?) вода его — вонючая. Этим Бог обнаруживает наказание и гнусность Содомитян, дабы мы, глядя и слушая, стали целомудренными. Каждый год достают до одного большого судна смолы.

§ 27. Близ реки Иордана находится монастырь преподобного отца нашего Герасима, которому по воле Божией за его добродетель служил зверь, именуемый львом, со всяким смирением. Подальше от этого монастыря на одну милю и на шесть стадиев есть тот источник, который добыл ученик аввы Герасима, за его добродетель и по молитве; он существует и до сего дня. Монастырь же аввы Герасима отстоит от реки Иордана на 6 миль.

§ 28. Расстояние от Иордана до моря Тивериадского три дня. Здесь нашел Христос учеников своих, когда они ловили рыбу; здесь лежали и рыба и хлеб. A повыше — Геннисарет. Из этого моря половина идет в Иордан, а другая приходит с востока, издалеча. Выше Геннисарета, в пустынном месте, находится город Назарет. Здесь получила благовестие Богоматерь от Архангела Гавриила. Назарет отстоит [56] от Святого града Иерусалима на три дня с половиной; равно и озеро Геннисаретское. Отсюда вниз, по направлению ко Святому Граду, находится Фаворская гора Святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа; отсюда до Иерусалима трехдневное расстояние. Она стоит от Святого Града на восток; и это место называется Галилея, где Христос назван был и Галилеянином; и к северной части Святого града находится Святое Преображение между Дамаском и Иерусалимом.

§ 29. К полудню, направо от Святого Града, находится Святый град Вифлеем, где родился Господь наш Иисус Христос; отстоит от Иерусалима на шесть миль. Посреди дороги есть монастырь святого славного пророка Илии, храм великолепный. Здесь он умертвил срамных иереев. Здесь его питал ворон. A подальше поток. Сюда пришел Иосиф с Богородицею, чтобы “втайне отпустить ее", и тотчас явился Ангел Божий и сказал ему: “Иосиф, сыне Давидов, не убойся приять Мариам жену твою" 16. По пути между градом Иерусалимом и Вифлеемом, близ святого пророка Илии, находится гробница Рахили, каменный кувуклий. Направо от него находится селение Пезала, а именно Дом Ефрафы, откуда пророки. ? выше отсюда есть монастырь великого Георгия, а именно то место, где царь Диоклитиан держал его на колесе. Здесь и честная его цепь, которою привязали его за шею ради Христа, и многие чудеса и исцеления до сего дня по благодати Христовой совершает: демонов изгоняет и от всяких недугов исцеляет верных и неверных, даже и скот исцеляет. Храм круглый, прекраснейший, с куполом, имеет 4 колонны. Вверху церкви, на вышке, находятся и келлии. [57]

§ 30. Храм же Святейшего града Вифлеема очень высок, устроен с деревянной кипарисной отделкой, очень красив; снаружи крыт свинцом. Пол устлан мозаикой; пол кафоликона устлан мрамором весьма красивым. Храм имеет внутри на двух хорах 50 прекрасных мраморных колонн: по одну сторону 25 колонн и по другую столько же. Выше колонн построена стена, вся облицованная золотою и иною прекрасною мозаикой: все Пророки и Семь Святых Соборов. В престоле храма изображено святое Рождество Христово, золотою и иною прекрасною мозаикой и в других местах Святые Апостолы и Великомученики и Пророки, и они тоже мозаикой. Налево от престола спускаешься на 14 ступеней и находишь Святую Пещеру, там где родился Господь наш Иисус Христос. Святое Рождество Его находится на восточной стороне, а Святые Его Ясли на западной. Здесь есть две двери бронзовые, с изваяниями, прекраснейшие: одна стоит направо от пещеры, а другая налево. Каждая дверь имеет по 4 колонны, тонкие, малые, белые как снег, прекраснейшие. У каждой двери свод; вся пещера внутри кругом обшита мрамором. Над Святою Пещерой стоит храм, кафоликон, где поют православные Христиане. Здесь в кафоликоне зажигают десять неусыпальных лампад. И у Святого Рождества Христова зажигают 9 неусыпальных лампад. Внутри пещеры то место, где вылили воду, после того, как омыли пелены Христовы, и исходит оттуда приятнейшее благоухание. Вне Пещеры, на северной стороне, близ левой двери, находится Источник Давида, из которого он некогда пожелал пить. Внутри же во Святой Пещере, в другом месте, находятся останки святых младенцев, [58] избиенных Иродом, числом 14 тысяч. Это место имеет вид рва и исходит от него сильное благоухание, и именно в том месте, куда были брошены Святые останки Святых младенцев. Это место отстоит от Святой Пещеры на одну милю, и оно к востоку, вниз от Вифлеема. Назади же престола, направо от Пещеры и за нею, вне правой двери храма, находится то место, где был обрезан Христос восьмидневный по ветхому закону. A отсюда, направо от престола, внутри его, подниматься на 12 ступеней. Здесь на верху храм великомученика Георгия, прекраснейший, весь в Святых изображениях из чистого лазурика.

§ 31. Отсюда идти вниз на восток от Святого града Вифлеема, в пустыне, находится монастырь Святого великого Феодосия Киновиарха (общежительного). Отстоит от Иерусалима на 8 миль, и от Вифлеема на столько же. A ниже, к Востоку, мили на 4, есть лавра преподобного и богоносного отца нашего Саввы Освященного, где потерпели мученичество преподобные и подвижники от Султана Египетского, числом 14 тысяч. Этот храм прекраснейший; расписан от времени Царя Господина Мануила Кантакузина, Римского императора. Храм имеет превосходный купол. Здесь внутри монастыря находится келлия Святого Иоанна Дамаскина до сего дня. Здесь написал он Октоих (Осьмигласник) и многое другое и (песнь) “Достойно есть яко во истину". На восток же от монастыря, за престолом, среди реки, то есть в Юдоли Плача, есть пещера, а внутри ее — агиазма, которую извлек молитвою Святый, и она бьет до сего дня. В нарфике (нартексе) монастыря — гроб Святого Саввы с каменным кувуклием великолепным, видимый и полоняемый до сего дня. Здесь Святый Савва увидал [59] столб огненный, досягающий до неба, и извещенный Богом построил монастырь во имя Святой Богоматери то есть ее Благовещения. Здесь близ гроба стоит храм великого Николая: этот храм как бы вырыт в пещере, с изображениями из чистого лазурика. Весь этот храм из одного камня, как бы скала, гора, очень красив; пол же каменный выстлан мозаикой. По благодати Божией и поныне богат монахами по молитвам Святого Саввы. Отстоит сия Святая лавра от Иерусалима на 12 миль. Здесь близко и монастырь преподобной матери нашей Евдокии; а на северной стороне, до 6 миль, находится монастырь Евфимия великого, бывший знаменитым некогда, в свое время. A к югу от вышесказанной лавры Святого Саввы, наверху, находится обитель Святого Харитона. В ней есть источник — агиазма, дарованный Богом по его молитве: отстоит от Иерусалима на 8 миль.

§ 32. Отсюда в верх, на юг от Святого Града, существует патриарха Авраама место, Мамврийский дуб, то есть его дом. Здесь он и погребен в двойной пещере, им самим обстроенной. Здесь похоронены и жена его Сарра и Исаак с женою своею и Яков с женою своею: видимы и поклоняемы до сего дня всеми людьми, верными и неверными. Здесь видел Авраам Святую Троицу; здесь устроил он и прием гостей. Отстоит от Иерусалима на 30 миль. Место же, где устроил Авраам жертвоприношение Исаака, находится на месте Голгофы там, где распяли Господа славы для спасения мира. A растение “савек" находится там, где Авраам нашел овна связанного: теперь на том месте стоит масличное дерево, близ Голгофы и Креста, и видят его все.

§ 33. A на месте между полуднем и востоком [60] от Святого Града, на полторы мили, близ Силоама, есть то место, куда Евреи положили пророка Исаию и распилили его деревянною пилою. Вне Святого Града, близ ворот обращенных к Дамаску, находится поле Агриппы, куда пророк Иеремия послал ученика своего Авимелеха нарезать смокв для болящих, и он проспал семьдесят лет; Варух же сидел вне города в память (сего): и это было от Бога, чтобы не видали пленения Иерусалима. Когда же Навуходоносор занял Иерусалим и взял в плен Иеремию и Евреев, и они там пробыли много времени, и когда Бог освободил их из пленения, и сам Авимелех, проснувшись, прибыл в Иерусалим, то нашел город опустелым и пришел в исступление. Стены Иерусалима имеют 6 миль в окружности.

§ 34. На запад от Святого Града находится Крест, большой великолепнейший монастырь, которым владеют Ивиры. Он имеет до 365 келлий. Внутри алтаря храма, под святою трапезой, находится то место, где Лот посадил три головни, которые разрослись и образовали большое дерево; а много времени спустя, по Божиему промышлению, его порубили и сделали из него крест, а на нем распяли Господа славы. Место этого дерева видно и до сего дня: это дыра, отверстие, образованное под святой трапезой; и выходит сильное и приятнейшее благоухание до сего дня в этом месте. И там по близости родится земля, дающая величайшее исцеление болящим, так что и демонов изгоняет. Во святом Кресте, наверху, зажигаются три неусыпальные лампады. Отстоит от святого града на 2 мили.

§ 35. Отсюда вниз на запад Нагорная (Палестина) ('Oreinh), где родился святый Иоанн Предтеча: лежит на запад от Святого Града Иерусалима на 8 миль. [61] Здесь существует и храм честного славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, то есть место его рождения. Храм его прекраснейший. Этот храм был некогда домом пророка Захарии и обращен в храм благочестивыми царями. Здесь храм круглый, с куполом: внутри престола направо есть помещение, спускаться на 20 ступеней. Здесь внизу то место, где родился Святый Иоанн Предтеча. К югу от храма, как бы на вержение камня, находится Вода Обличения; а подальше на запад есть скала, то есть гора, которая расселась, и спрятались честный Предтеча и мать его Елисавета, и скрылись страшась Ирода. Отец же его Захария был убит в престоле Божием Иродом царем. Если ехать отсюда по Святому Граду Иерусалиму, есть храм Пресвятой Богородицы; он на середине дороги. Здесь приветствовали одна другую матери.

§ 36. A Газа находится от Иерусалима на два дня пути. Здесь дом мужественнейшего Сампсона. От него недалеко до тридцати миль на запад находится Лидда. Здесь подвергся мученичеству Святой Георгий. Там его храм всечтимый и преславный, весьма красивый. Здесь во храме, близ Святого Престола, его честная глава, ради которой празднуем его день в месяце ноябре 3-го числа, то есть создание (храма): главу сию видят и ей поклоняются все люди, верные и неверные. В шести милях на запад от Святого Града Лидды, находится Яффа, называемая в Священном Писании Иоппа. Здесь поморье, и здесь Христос нашел своих учеников ловящими рыбу, Петра и прочих и рек им: “Идите за мною и я сделаю вас ловцами человеков" 17. Отстоит от [62] Иерусалима на 30 миль. Да удостоит же Бог вас слушающих это описание Святого Града Иерусалима и всех окружающих оный Святых Мест, царствия своего, молитвами Пречистой Своей Матери и всех Святых от века ему благоугодивших. Аминь. [63]

____________________

О СВЯТОЙ ГОРЕ СИНАЕ

§ 1. Святая гора Синай лежит на полдень и отстоит от Святого Града Иерусалима на 12 дней. Здесь пророк Моисей узрел Святую Купину, горящую, но неопалимую, которая прообразовала Святую Богородицу с Сыном ее единородным. Здесь явился Ангел Господень и сказал: “Моисей, Моисей, разреши обувь свою от ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, свято есть" 18. Предупредил пришествие Христа во плоти за 1495 лет.

§ 2. Между тремя горами лежит Святый монастырь, церковь прекраснейшая и великолепная. Она крыта свинцом и имеет 12 красивых мраморных колонн, и в каждой колонне помещаются Святые, все какие есть в синаксаре, вложенные искусно в колонны; и каждая колонна имеет по иконе, и каждая икона содержит всех Святых, писанных подробно, мучеников и священномучеников, архиереев и иереев, преподобных и жен; содержит написанных царей и православных и беззаконных, и князей и сановников, истязавших Святых мучеников; содержит и все орудия пыток, которыми мучили Святых, подробно написанные. И сии колонны, имеющие внутри мощи, запечатаны золотыми печатями от времени царя Юстиниана, построившего сей монастырь. [64]

§ 3. Внутри престола находится живопись исполненная мозаикой: это Преображение Бога и Господа нашего Иисуса Христа. На Святых дверях Святого престола стоят золотые иконы с золотыми колоннами, то есть украшающие спереди иконостас, очень красивые, а именно Великий Архиерей, Господь наш Иисус Христос и Пресвятая его Матерь и Святая великомученица Екатерина. На правой же стороне храма, в престоле, находится ее Святый Гроб, с божественными ее мощами, мраморный, очень красивый, белый как снег, и источает благоуханное миро до сего дня. И зажигают три неусыпальные лампады.

§ 4. Храм велик и преславен; имеет шесть приделов, а за святым престолом Святая Купина. Под Святою трапезой есть то место, где посажена была Святая Купина, и исходит от нее сильное благоухание. Под святою трапезой висят три неусыпальные лампады, и еще одна неусыпальная же у престола Всесвятой. И выше Святой трапезы есть неусыпальная лампада; а близ обоих клиросов (corwn), то есть там где поют отцы, внутри храма, есть большая икона и посредине написана превосходно Пресвятая Богородица; а вокруг этой иконы написаны все праздники. Некоторые говорят, что сия икона провещала одному иноку. Пред сею иконой теплится одна неусыпальная лампада, равно и у иконы Сретения еще одна неусыпальная лампада. Направо от Святой Купины внутри стены есть мощи Святых Отцов, то есть тех авв, которые были избиты на Синае и в Раифе Арабами. Во храме же Святой Купины, на левой стороне, стоит храм Святого Якова Персиянина.

§ 5. Здесь на святой и божественной горе Синае [65] есть и другие чудеса. Говорят, что внутри Святого престола большого храма, за сопрестолием, где сидит архиерей, находятся дары Пресвятой Богородицы, а именно: стамна 19 жезл, плита, кивот, трапеза, свеща и другие священные утвари и сосуды честного и святого храма сего. Некогда служил тут один патриарх Иерусалимский, и воссел на сей Святый престол, и вышел из-под престола незримо огонь и попалил священные ризы архиерея. И с того дня и часа больше не садился туда архиерей: но отцы обстроили только это место и изобразили там Пресвятую Богородицу с Сыном ее единородным. И там зажигают лампаду.

§ 6. Святая трапеза храма опирается на четыре прекрасные мраморные колонны, у Святых же отец авв находится дверь бронзовая; а у места Святого Якова Персиянина есть другая дверь тоже бронзовая. Храм имеет 48 окон. Вне храма — усыпальница монастыря, как бы на вержение камня, и там церковь Пресвятая Богородица. В середине же того большого храма Святой Екатерины есть усыпальница Иерусалимского патриарха господина Германа. О нем говорят, что он построил храм на верху на Святой Вершине, где пророк Моисей приял закон. С тех пор как он построен, прошло 335 лет.

§ 7. A наверху монастыря есть источник именуемый Сапожниковым имеет дерево, смоковницу. Эта вода отличная. В этой воде находится Пресвятая Богородица, явившаяся в виде жены Аравитянки и беседовавшая со Святыми отцами, в то время, когда они хотели покинуть монастырь и сказала [66] им: «Отцы благословенные, не покидайте Святого монастыря; отныне ни блоха, ни вошь, ни змей, ни комар, ни моровое истребление, ни иной недуг не посетит вас или не потревожит в сем Святом месте, ибо я поручительница именем Сына моего единородного как в этом, так и в спасении вашем от ада». Тогда отцы узнали, что это была воистину Богоматерь и поблагодарили ее вместе с Сыном ее единородным Христом Богом нашим.

§ 8. На других высоких горах находится Пресвятая Богородица, где нашел ее Святой Фома апостол, когда шел из Индии на ее Святое успение, и не поспел и здесь встретил Богородицу умершею, и она дала ему честной свой пояс в доказательство и в удостоверение. A на верху та пещера, где подвизались два брата царевича.

§ 9. A насупротив монастыря, Святой Купины виден кумир, сотворенный неблагодарными Евреями, а именно Веельфегор, которому они покланялись. Он каменный, иссеченный на подобие того древнего, который они вылили и обработали серебром и золотом.

§ 10. Вокруг горы есть весьма красивые подворья (метохи): Святые Четыредесят Мучеников внутри одного прекрасного сада со многими масличными деревьями. И здесь есть церковь, Святой Онуфрий. A вниз от него — храм Святых Апостолов, а подальше Святых Бессребреников, а близ монастыря, на расстоянии трех миль есть другая кафизма (сидение) — Таута то есть Давида: там внутри две церкви — Богоматерь и Святой Антоний.

§ 11. Отсюда идти к монастырю будет то место, где плавили золото и серебро, и то, о чем мы говорили, чему они поклонялись получило образ головы, то есть [67] Веельфегор. A сюда поближе есть длинная гора, где Аарон совершил свое жертвоприношение. Тут и колодезь, существующий по сей день. А по пути, ведущему к Каэру, пройдя расстояние в три дня, находишь город, именуемый Синеси: там по близости провел Моисей сынов Израильских из Египетской земли, и потопил Египтян, Израильтян же путеводствовал по пустыне и ударил жезлом своим и потекли двенадцать источников водных. Из них в шести источниках вода пресная, а в других шести она немного солоновата. Они видны и по сей день, и пьет из нее народ идущий по пустыне и в монастырь. Немного же подальше, на земле Египетской, по пути есть колодезь очень глубокий до тысячи сажен; царь Александр Македонский пожелал достать из сего колодезя воды, чтоб напоить войско, но не мог; он хотел вырыть землю, чтобы открыть способ соединить другое море, находящееся со стороны Палестинской земли и Газы. Отсюда до города Газы расстояние трех дней. Итак Богу не было угодно, чтоб совершилась эта работа, чтоб соединены были оба моря, и Александр оставил это решение, пошел и воевал много земель и занял их.

§ 12. Вне кафоликона — колодезь пророка Моисея, где он поил овец. Здесь есть и гранатовое дерево от времени Моисея, и, о чудо! по промышлению Божиему это гранатовое дерево сколько окажется монахов в монастыре, в поминание о пророке Моисее, столько и плодов производит, потому что каждый берет по одной гранате, и оно не производит ни меньше, ни больше, а только по одной на каждого.

§ 13. Есть внутри монастыря малые приделы, в которых служат: Первый — Святой первомученик и [68] архидиакон Стефан, Святой Иоанн Предтеча, Святые мученики Сергий и Вакх, Святой Николай, Святые пророки Моисей и Аарон, Святой Феодор, Богоматерь, Святой Георгий, Святые Пять Мучеников, Евстратий и бывшие с ним, Святые Богоотцы Иоаким и Анна, Святые Апостолы, Святой Димитрий, Михаил Архангел, Святый Иоанн Богослов.

§ 14. На верху на Святой Вершине, где пророк Моисей приял закон, подниматься на 10 тысяч ступеней. Здесь на верху стоит храм Моисея, прекраснейший. Близ сего храма, а именно на Святой Вершине, на лево от церкви, есть тот камень, который накрыл Моисея, когда он узрел божество, и здесь он постился 40 дней. Здесь есть и другой храм таксиарха Михаила. Внизу же у подошвы Святой Вершины находится храм пророка Илии и Елисея и боговидца Моисея, и Святая Марина. A немного подальше, на других высоких горах и в пещерах, — Святый Иоанн Предтеча, и немного дальше Святой Пантелеймон и Святой Георгий. На середине дороги стоит храм Пресвятой Богородицы, а повыше — Святая Анна. Потом спускаться с горы великомученицы Екатерины: это высочайшая изо всех гор. На верху горы лежали мощи Святой Екатерины триста лет, и хранили их Ангелы: расстояние от монастыря на 8 миль.

§ 15. Внизу горы, среди тока, есть Кафизма (Сидение), церковь Святых Четыредесяти Мучеников, с прекраснейшим садом. Пред Предтечею находится тот камень, по которому Моисей ударил жезлом своим, и потекли воды и наводнились потоки, и он напоил Евреев. A тут близ есть Кафизма (Сидение) Святых Апостолов, церковь, а подальше — другая Кафизма (сидение) Святых Бессребреников, с садом и хорошей [69] водой. Пониже тот камень, где сидел Святый Иоанн Лествичник 40 лет, и оттуда где он сидел, то есть от места подвижничества (askhthrion) своего он взирал на Святую Вершину. Здесь увидел он и лествицу на Святой Вершине, досягающую до неба от того места, где он подвизался. Камень, на котором сидел сей Святый Иоанн Лествичник, отстоит от монастыря до восьми миль.

§ 16. Раифа находится от Синайского монастыря на расстоянии двух дней. Здесь близ Чермного моря, а именно в Раифе, находятся те соленые воды, которые обратил Моисей в пресные. Здесь близко находятся оные семьдесят финиковых стволов, а на верху стоит монастырь, а пониже — скала, а именно открытое море, и иноки ходят туда ловить рыбу, и слышат клепало, которое благовестит, чтобы они пели. Монастыря же не видно, ибо он Богом сокрыт, и никто его не видит. Некоторые говорят, что в том монастыре — четыредесять монахов, и говорят, что когда кто-нибудь из них умрет, то на его место посылается Богом другой, и опять восполняется их число — четыредесять. И некоторые говорят, что они подвергнуты будут мученичеству Антихристом. Раифа же отстоит от Каэра на 12 дней.

§ 17. Сюда в Египет приходила Пресвятая Богородица с Сыном своим и с Иосифом; и сбылось слово пророка: «от Египта воззвах сына моего» 20. Вне Каэра находится источник, в котором Богоматерь мыла честные пелены Сына своего, Господа нашего Иисуса Христа, и оттуда исходит приятнейшее благоухание. От того места, где их разостлала [70] выходит по сей день бальзам, и никогда не прекращается. Турки держат его замкнутым и исправно берегут.

§ 18. A монастырь Святого Антония отстоит от Египта на 4 дня; из этого монастыря выходит деревянное масло и оно служит врачебством от всякого недуга. Внутри пустыни течет Нил река из Рая и орошает всю землю Египетскую и Эфиопскую.

§ 19. A еще на Святой горе Синайской под церковью Пресвятой есть бочонки, которые по молитве к Богу аввы Георгия, подвижника, о чудо! наполнились деревянным маслом, и по сей день стены испускают масло. Этот святой ел сырые каперсы. Здесь в монастыре Синайском некогда был недостаток в хлебе, а блох было много; и вышли иноки на поклонение Святой Вершине, чтоб затем удалиться из монастыря. И явилась Пресвятая в виде Аравитянки со своим Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, и сказала им: «Останьтесь, я буду вашей домохозяйкой, чтоб никогда у вас не было недостатка ни в чем». Они же не узнали, что это Владычица Богородица, и спускаясь с горы, нашли у ворот монастыря множество верблюдов, нагруженных и Аравитян с верблюдами. И монахи спросили: «Чего хотите'?» ? те сказали: «Одна женщина с одним старцем привели нас сюда; а когда мы пришли, мы их потеряли; а они плату нам выдали». Тогда монахи поняли, что это Богородица и что это ее домохозяйство. И монахи спросили: «Если увидите их, узнаете ли?» Отвечали: «да!» — И повели их внутрь церкви и увидали они Пресвятую написанную, и сказали: «Это та женщина». Увидали они и Моисея очень плешивого, и говорят: «это тот старец».

§ 20. В другой раз один инок увидел Моисея [71] служащим гостям за трапезою. И здесь монахи поднимались вверх на гору и увидали монастырь Святого Илии пророка, — что весь монастырь загорелся подобно печи, и вошли внутрь и не опалились. В другое время лампадовозжигатель поднялся на поклонение Святой Купине; выпало много снегу и ему захотелось спать; и он был восхищен Ангелом, и очутился в Риме с ключами от Святой Купины; и когда увидали его папа и прочие, то они весьма изумились, и возблагодарили со слезами Бога, творящего сии удивительные чудеса. Папа рукоположил сего лампадовозжигателя в митрополита ради сего чуда, и послал папа много денег в сей монастырь, и построили много зданий. Посему и мы все благочестивые и богобоязненные Христиане потрудимся также немного, да получим царство небесное во Христе Господе нашем, Ему же слава и держава во веки; аминь.


Комментарии

(нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)

1. Лук. XXIV, 6; Марк. XVI, 6.

2. Т. е. обходят три раза.

3. Исаии 8, 9.

4. Луки XXIII, 42.

5. Псал. XXI, 19.

6. Иоанна XX, 15.

7. Лука I, 29.

8. Иезекииля XLIV, 2.

9. По старинному русскому переводу это обитель Святой Анны, матери Богородицы. Греческий текст быть может испорчен в этом месте. Прим. пер.

10. Ta idiomela означает тоже, что и automela то есть стихиры самогласные или имеющие самостоятельную мелодию. Г. Д.

11. Матф. XXIII, 37, 38. - Луки XIII, 34, 351.

12. Иоан. XI, 21.

13. Матф. XXI. 5. Ис. LXII, 11.—Захар. 9, 9.

14. Матф. IV, 3, 10. Втор. VI, 13.

15. Иис. V, 15.

16. Матф. I, 19, 20.

17. Матф. IV, 19. Марк. I, 17.

18. Быт. 3, 25.

19. Исход 16, 33; Посл. к Евр. 9, 4.

20. Матф. 2, 15. Осия 11, 1.

(пер. Г. С. Дестуниса)
Текст воспроизведен по изданию: Три греческие безымянные проскинитарии XVI века // Православный палестинский сборник. Вып. 46. СПб. 1896

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.