|
Досифея патриарха Иерусалимского,история епископии святой горы СинаяКНИГА СЕДЬМАЯ Глава первая, в которой опровергается грамота, потребованная сторонниками Анании от патриархов, как сказано выше. Она дословно такова: (Текст). Вследствие данных раньше грамот (Синаитам) с ложным указанием, что архиепископ горы Синая подчинен патриарху Иерусалимскому и должен признавать его своим повелителем и быть подчиненным ему. Опровержение. Много странностей скрывается в настоящих словах. Мы, однако, скажем немногое, из чего любознательный (читатель) поймет остальное. Во время гонения при Диоклитиане в 304 г. многие епископы в Африке вследствие того, что имели мало страха Божия, выдали гонителям святые Писания и сожгли их. В числе этих предателей были и некоторые епископы Нумидийские (имена их называет Оптат в кн. 1-й против [155] Пармениана), которые присоединили к себе некоего Секунда Тигиситанского, предстоятеля Нумидии, и некоего Доната, уроженца Казис-Нигрис (черных хижин), бывшего епископом в Нумидии, бич отступничества небольшой, но лукавый и изворотливый. Была и жена некая, именем Лукилла, отлученная Кекилианом, епископом Карфагенским, за некие прегрешения и питавшая за это вражду. Затем были некие двое, Вотр и Килисий, которым предшественник Кекилиана епископ Карфагенский Менсурий доверился и дал церковную утварь (стоившую очень дорого), чтобы они сберегли ее от гонителей. Так как они из сребролюбия отрицали это и продали ее, то Кекилиан не хотел рукоположить их в высшую церковную степень. Итак сошлись эти двое и Лукилла и заочно осудили Кекилиана, как изменника, а вместо него рукоположили в Карфагену некоего Майорина, бывшего чтецом Кекилиана и домочадцем Лукиллы, по указаниям самой Лукиллы; и с тех пор стоявшая на стороне их толпа называлась Маиоринами, как говорит святой Августин в письмах 68-м и 142-м. Они обвиняли Кекилиана, что он будто бы был рукоположен Феликсом Аптугнитанским, который, по их словам, был отступником от Римской власти, и поэтому говорили, что он недостоин епископства, как соотступник. И так вышло, что от трех ничтожных лиц зло получило свое завершение. В то время гнев бесстыдной женщины родил раскол, тщеславие вскормило его и сребролюбие укрепило. Некоторые епископы из этого отвратительного раскола Доната явились к великому Константину, и он отдал приказ Мильтиаду [156] Римскому. Он рассмотрел дело с собором 19 епископов, и по общему решению Кекилиан был признан невиновным. Но те подали второй донос царю, обвиняя судей. Посему, по его приказу, составился второй собор в Галлийской крепости Арелате; снова Донатисты были осуждены, а Кекилиан оправдан. Донатисты, отвергнув решение епископов, переносят решение к самому императору. Итак, сам император, выслушав и узнав дело от епископов, объявил Кекилиана во всех отношениях невинным. Но и теперь Донатисты, столько раз побежденные, не успокоились, но повсюду рассеяли множество странных слухов о церковных судьях и самом императоре. Также и о Феликсе Аптугнитанском, которым был рукоположен Кекилиан, они мучили царя частыми доносами, утверждая, что он изменник и что поэтому рукоположенный изменником Кекилиан не может быть епископом. Наконец, по повелению царя, игемон Африки Элиан, подробно рассмотрев дело Феликса, объявил его невиновным. Посему Константин издал строгий закон против партии Доната. Об этом см. Оптата кн. 1 и 2 против Пармениана, Августина в письмах 162 и 164, в 1-й книге против Пармениана гл. 3, 5 и 6 и в 3-й книге против Донатистов, а также Евсевия кн. 10, гл. 5. Были в Риме некие Донатисты, которые попросили епископа из Карфагена, и им послали некоего Виктора Гарбийского. Нашедши некую пещеру вне города, они окружили ее оградою и там собирались, почему и названы были Горными. В той епископии преемником Виктора был Вонифатий Вонитанский, Вонифатия — Енколпий, сего — [157] Макровий, сего — Лукиан, сего — Клавдиан, все Африканцы, как говорит Оптат в кн. 2-й против Пармениана. Сих Филастрий называет Монтанистами в Ерес. 35; Августин называет их Куцупитами в письме 165, а в книге об единстве церкви гл. 3 именует их Рипитанами. В сей ереси в Африке заключается, говорит святой Августин, некий род людей грубых и общеизвестной наглости, которые не только над другими совершают безбожные (поступки), но даже от себя не отвращают безрассудного зверства, так как сами себя убивают различными смертями и больше всего низвержениями (со скал) и удушениями в воде и в огне. И в сем безумии, сколько могут, вводят в заблуждение мужи и жены и часто угрозами побуждают многих к самоубийству, хотя другие из Донатистов и не желают этого; посему они и имеют много расколов, как говорит Августин в письме 69; а Филастрий Ерес. 37 говорит: «В Африке есть так называемые путники, которые тех, которых встретят на своем пути, принуждают убивать их, чтобы сделаться якобы мучениками; следствием этого было то, что развелось много разбойников, а некоторые и убиты насильственно». Об этом много говорит и Феодорит в 4-й книге об еретических сказаниях и во 2-й (книге) сочинения о Донатистах. Тертуллиан в книге ???? ??????????, гл. 49. рассказывая об еретике Валентине, говорит, что из закона и пророков он одно принимает, а другое отвергает, изменяя некоторые писания; он имеет и свое Евангелие, кроме наших. Он же в сочинении об Апеллесе, ученике Маркиона, гл. 51, говорит: «Апеллес избегает закона и пророков [158] и пользуется одним только апостолом; даже Маркиону он следует не во всем: ибо он имеет некие частные учения, которые называет «??????????» некоей юницы Филомины, которой он следует как пророчице». Он же в той же книге, гл. 38, говорит: «У которых было намерение инако учить их, (тех) нужда вынудила инако расположить орудия учения; ибо они не могли учить инако, если бы не имели иного мнения, как учит ереси; так у них не могла последовать гибель учения без гибели орудий его». Анания величал себя «блаженнейшим»; посему и за то, что он не поминал канонического имени своего патриарха, а поминал как автокефальный и величал себя «блаженнейшим», а также и за другие свои новшества он был низложен, и новшества его прекратились; но впоследствии, благодаря тому, что злонравный логофет вставил в соборное послание слова коварства, как сказано выше, сторонники Анании согласились между собою называть и писать епископа Синайского и самого Ананию блаженнейшими и святейшими; каковые имена хотя в старое время применялись и к некоторым другим лицам, но позднее стали применяться исключительно к кафолическим патриархам; хотя и некоторые митрополиты, как Монемвасийский и Фессалоникский, именуются всесвятейшими, но не во всякое время, не во всяком месте и не всяким лицом, а только в одной их епархии и только принадлежащими к епархии лицами, при чем (сей титул) не дает им никакого личного преимущества в кафолической церкви. И так называемые автокефальные архиепископы (каковы Кипрский, Охридский, кафоликосы Иверийские и Ипекийский) иногда [159] именуются блаженнейшими, иногда святейшими, но никогда в общениях с патриархами не именуются блаженнейшими или святейшими от патриархов, а именуются «архиерейство твое», и когда служат литургию с каким-либо патриархом, то не поминают «всякое епископство православных», а поминают того патриарха, с которым служат литургию, как это можно видеть во всякое время в Иверии, где (архиепископы) соблюдают непоколебимым отеческое предание; и когда идут с каким-либо патриархом в церковь, не становятся против него и не носят посоха впереди его, но становятся на первое место митрополитов, как один и как первый митрополит. Они не постановляют окончательных решений по важным делам о своим собором, но таковые дела разрешаются по общему голосу патриархов или, по крайней мере, Константинопольского. Посему при патриархе Мануиле, в царствование Иоанна Ватаци, прибыл в Константинополь архиепископ Кипрский Исаия, а при святейшем патриархе Германе прибыл в Никею (архиепископ) Кипрский Неофит и допросили прощения за то, что стали временно на сторону Латинян и даже дали клятвы, что не отвергнут раскола. Им соборно было разрешено иметь и степень, и прощение за причиненные им Латинянами насилия. При Мануиле Палеологе, как пишет Иосиф Вриенний, в 6888 г. Кипряне попросили соединения с православною церковью; Вриенний говорил, что при сем соединении необходимо присутствие восточных патриархов. Но архиепископы Охриды и Сербии, часто во многом погрешавшие, попросили у патриархов прощения, как случилось, [160] напр., тогда, когда Феодор Ахридский помазал на царство Феодора Ангела, деспота Ипирского. И в 6864 г. (архиепископ) Ипекийский помазал на царство Вулкашина, так называемого великого жупана Сербии. Посему впоследствии они попросили прощения у церкви, как действовавшие противозаконно. Точно так же и недавно (архиепископ) Кипрский Никифор при кир Дионисии, (архиепископ) Охридский Мелетий при нем же, (архиепископ) Ипекийский Максим при кир Дионисии Старце и Ипекийский Арсений при кир Иакове, прибыв в Константинополь, приходили и к вселенскому патриарху, и к нам, как один из митрополитов; и в церкви стояли они на месте первопрестольного Кесарийского; ибо хотя сии автокефальные архиепископы не почитаются выше первых экзархов митрополитов, подчиненных патриаршим престолам, как явствует на вселенских соборах и мы подробно изложили в пятой книге сочинения о патриархах Иерусалимских, но все-таки современный обычай таков, чтобы они становились на месте первопрестольного митрополита. Итак, если автономные архиепископы именуются церковью или святейшими, или блаженнейшими и по сравнению с патриархами имеют митрополичье право, как определенно говорит и Кедрин о Кипре, — то (епископ) горы Синая, будучи просто епископом и находясь под властью патриарха, совершил отступничество, поминал повсюду как патриарх и величался, как патриарх, блаженнейшим и святейшим, полагая, что он по этому величанию автокефален, и не зная, что «всесвятейший» и «блаженнейший» не суть именования сана, а присваиваются сану; не имея [161] последнего, как мог он искать усвоения себе величания, сделавшись безрассудным в слове истины и святотатцем публичных и общих благодатей и почестей? — 4) Климент, писатель “Стромат", и святой Епифаний свидетельствуют, что брат Господень Иаков носил золотой лист на главе своей, а Поликрат Ефесский свидетельствует, что и св. Иоанн Богослов 1 носил золотой лист в Ефесе. Отсюда произошел обычай, чтобы носили митры епископы первых престолов, которые впоследствии были названы патриархами. Последних святой Максим в схолиях к Ареопагиту называет изрядно преемниками апостолов. (Епископ же) горы Синая, будучи просто епископом и, так сказать, епископом одного угла, начал носить митру, которую, будучи безграмотным, называл золотым лором, как сказано выше. Посему он был отлучен четырьмя патриархами, дал подписку с анафемою и перестал носить патриаршие облачения. Позднее Иоасаф, который ставил ни во что приговоры, низложения и отлучения кафолической церкви и легко преступал обещания и клятвы, которые давал, начал (снова) носить митру, но тайком и (только) на Синае скрытно и потаенно. Анания же поехал с святейшими патриархами в Московию и имел с собою митру, хотя и был возбранен, как ему подобало. Поехал он в Синопу и служил литургию в митре; там сказали ему разумные люди, зачем он делает это, и он сказал: “Я такой же, как и патриархи, и не меньше (их)". Так делал он и на островах, и [162] местные архиереи молчали, полагая, что это у него в обычае. Бывший (патриарх) Константинопольский, святейший кир Дионисий с Андра, поехав на Синай для ознакомления с ним, пожелал отслужить литургию в великой церкви монастыря; когда он облачался посреди (церкви), рядом с ним оказался и бесстыдный Анания, облаченный в такие же одежды и сидевший на подобном же седалище. Когда патриарх хотел надеть свою корону, Анания тоже принес митру, чтобы надеть ее; посему патриарх, удивленный бесстыдством Анании, не надел митры, дабы не надел ее и отвратительный Анания, и совершил литургию с непокрытой головой. (Епископ же) горы Синая, часто подвергавшийся епитимии святейшими патриархами и преданный анафеме. дабы воздерживался от подобного новшества, ожесточается, презирая апостольские предания и церковные обычаи и присваивая себе патриарший сан, как некогда Дафан, Авирон и Корей — 5) Правило 6-е вселенского первого святого собора, (правило) 2-е вселенского второго, апостольские 34-е и 35-е и прочие, записанные выше, говорят, что во всякой области есть одна глава и каждый патриарх управляет только своею областью; никто не может, ни простой епископ, ни патриарх, совершать церковные действия в чужой епархии без ведома, согласия и разрешения местного епископа. Синаитам Великая церковь в Константинополе дала подворье, в котором, когда игумен учинил новшество и соблазн и подобающим образом был подвергнут епитимии всесвятейшим патриархом, игумен и окружающие его лжемонахи возмутили простой народ против патриарха, как некогда Димитрий золотарь в Ефесе [163] возмутил толпу против блаженного Павла 2. Они поносили всесвятейшего патриарха и святой собор его, и громче всех кричали Синаиты: “Мы свободны. самовластны; никто не судит нас; (епископ) горы Синая не имеет следователя". Они попирали соборы, правила, определения, уставы и чины, совершая дело низкое и беззаконное. — 6) Титул есть слово латинское, производимое от глагола — …., который значит внимательно смотрю, взираю и надписываю; ибо люди, внимательно смотря на титул и надписание, узнают из них изображаемое. Посему Господь сказал: “Чей образ и написание?" Они же сказали: “Кесаря". — “Итак отдавайте, сказал Он, Кесарево Кесарю, а Божие Богу" 3. Титул разделяется на два, поелику один есть тот, по которому надписывают меньшие большим, царям, патриархам и другим предстоятелям, и большие и наибольшие меньшим и самым наименьшим, а другой — тот, по которому цари и патриархи пишут к равным им, надписывая имя их перед письмом. И так как патриархи суть едино (ибо, объединенные в таковом сане, они суть едино по Павлу и Златоусту, говорящему во 2-м послании к Коринфянам, гл. 6: «уже не оставляет двух быть двумя, но обоих делает одним») и так как равны, то и (патриарх) Константинопольский поставил титул в соборных и частных своих грамотах; то же самое бывает в подобных грамотах остальных патриархов, не только тогда, когда они пишут к меньшим, но и друг к другу; и когда пишут к царям и императорам, [164] всегда каждый ставит впереди свое имя и надписание, подобающее его престолу и области. Надписываются и так называемые автокефальные архиепископы, но не надписываются (в посланиях) к царям и патриархам, а к каким-либо (лицам) и к своим епархиям; митрополиты же и просто архиепископы не пишут титула ни к равным, ни к меньшим, хотя все пречестные. Пречестные же и председатели пречестных многие и суть и величаются, но, идя царственным путем и следуя по стопам своих предместников скромно и благоприлично, всегда подписывают все свои грамоты, но никогда не надписываются. При таком положении дел епископ горы Синая, покинув прямой и отеческий путь, уклонился в неравенства и отступления, так что не только к меньшим, но и к большим его, митрополитам и автокефальным архиепископам, начал надписываться в своих письмах. Будучи наказан тогдашними святейшими патриархами и дав обещание оставить подобные (поступки), как сказано выше, Иоасаф снова начал надписываться (в письмах) к некоторым (лицам) и как бы тайком, а Анания — открыто и ко всем. Насилуя патриарший титул, они, как богоубийцы, издевались над титулом Господа нашего Иисуса Христа, хотя ничего (от этого) не получили, а скорее были поражены, как и сей потерпел в настоящее время. Ибо отступник сделался виновным наравне с изменяющими и оскорбляющими царский и патриарший образ: ибо титул патриархов есть царский дар, поелику цари, получая грамоты патриархов, получают с надписанием их, относятся (к ним) с благоговением и [165] даруют патриаршему величеству становиться впереди их не только на святом амвоне и во всяком духовном служении, но и в грамотах их к ним 4. Епископ же Синайский — оскорбитель царских даров и злоумышленник против соборных постановлений, поелику вопреки общему преданию и вопреки правилам присваивает себе (право) иметь то, что ему не подобает; и святотатственно присваивая себе, как другой Анания, ему не подобающее, сей новый Анания наказуется святейшими патриархами, как тот древний блаженным Петром, и предается анафеме и словами и соборными грамотами, при чем (они) осудили и скрытое лукавство его: ибо он хотел быть автокефальным или, лучше сказать, автокефальным и чудовищным. Существует обычай и древнее предание, всем известное, именно, чтобы святейшие патриархи давали церковной общине разрешительные грамоты, и кроме патриархов никакой епископ, или архиепископ, или митрополит, не исключая и так называемых автокефальных архиепископов, каковы Кипрский, Охридский, Карфагенский (хотя теперь он не таков), два кафоликоса Иверийских и Ипекийский, не могут давать церковной общине разрешительных грамот; ибо, если кто дает их, кроме патриархов, то противозаконник тот, кто дает их, и проклят тот, кто получает, поелику происходящее вопреки учению кафолической церкви противозаконно и проклято. Посему одни святейшие патриархи, как таковые, которым вверено все домоправительство церкви по изрядному слову, дают сокровища страстей и под [166] таким видом искренно раскаивающимся и с благоговением просящим их. И хотя каждый архиерей имеет в своей епархии полнейшую власть вязать и решить и, как домоправитель таинств Божиих, почерпая из того же источника, т. е. страстей Спасителя, править верными так, как желают правила святых соборов, но все-таки обычай и предание кафолической церкви одним патриархам предоставили власть давать разрешительные грамоты церковной общине, т. е. и в свои, и в чужие епархии; при том, безмездно всюду, всячески и под каким бы то ни было видом и предлогом, поелику непродажна благодать Божия, как говорит святейший патриарх Александрийский Мелетий Пигас: «Безвозмездно таинство спасения, не торжище церковь Христова и сокровища ее не продажны; ибо не в кошелях лежат они и не опустошают кошелей». И пусть любознательный посмотрит об этом предмете в нашей 8-й книге о патриархах Иерусалимских. Заключение. Как раскол Донатистов, так и (раскол) Синаитов произошел от немногих (лиц), и они, подобно тем, захотели производить противорукоположения и противозаконные преемства; они смутили соборы и царские дворы, захотели и сами произвести убиения патриархов, быть убитым признавали за мученичество: они презирают соборные грамоты и, делаясь сами судьями общих соборных решений, одни (из них) принимают, а другие отвергают и хулят; составивших эти (решения) патриархов, митрополитов и клириков называют заблудшими, а про себя и своих помощников говорят, что знают (дело) лучше святых; они хотят величаться блаженнейшими и автокефальными, как Донатисты, [167] Горные и Маиорины; заботятся о том, чтобы епископ их носил митру, как будто для того, чтобы нога была головою, и чтобы так происходили смута, несогласие и бесчиние; они хотят совершать церковные (действия) в чужих областях без разрешения местного архиерея, и притом с насилием и возбуждением народа; патриарший титул подменяют и подделывают, стремятся к тому, чтобы выдавать в чужих епархиях разрешительные грамоты и притом дают их для обмана христианской совести, делаясь проводниками заблуждения и гибели душ. Делая все это и будучи обличаемы, как подобает, святейшими патриархами и святыми соборами, они говорят, что таковые грамоты даны по ложным донесениям, и стремятся к тому, чтобы они были отменены; но так как и из самих соборных (посланий), и из сей истории явствует, что они даны правильно, то очевидно, что они даны по благословным причинам, и не повинующиеся им, но восстающие против них восстают против правил, законов и уставов, и святая кафолическая и апостольская церковь Христова предает их анафеме. Досифея патриарха Иерусалимского об епископии горы Синая. КНИГА СЕДЬМАЯ. (Должно быть: глава вторая. См предисловие к греч. тексту, стр. VI) Текст Синаитов. Теперь мы разобрали и исследовали предмет и осведомились, что изначала и свыше архиепископ горы Синая никогда не был подчинен патриарху Иерусалимскому. [168] Опровержение. Первое. Каковы те грамоты, которые церковь прочитала и нашла, что (епископ) горы Синая не подчинен (патриарху) Иерусалимскому? Относительно новеллы доказано, что она подложна; если бы даже допустить, что она подлинна, — она не дает автономии, а предоставляет монастырю только епископию, как подробно сказано выше и (как) объясняют и соборные грамоты; даже соборная грамота Иеремии показывает его просто епископом, подчиненным (патриарху) Иерусалимскому и вовсе не свободным. — Второе, что церковь тщательно исследовала вопрос и осведомилась, что изначала и свыше епископ горы Синая был всегда подчинен патриарху Иерусалимскому; во-первых, из сакры императора Маркиана и из деяний святого вселенского собора в Халкидоне; во-вторых, из деяний того самого святого вселенского собора, где (патриарху) Иерусалимскому отданы три Палестины. а в третьей находится гора Синай; в-третьих, из собора при Мине, где был архимандрит горы Синая Феона, посланный по повелению (патриарха) Иерусалимского Петра, как явствует из деяний его; в-четвертых, из свидетельства Лимонария, где (патриарх) Иерусалимский Петр потребовал наказания аввы Георгия, и отцы Синайские отправили послов защитить его и просить прощения: каковую книгу подтверждает 7-й святый вселенский собор. В-пятых, из собора, бывшего при царе Юстиниане и Анастасии (патриархе) Антиохийском и указываемого Иеремиею (патриархом) Константинопольским в его соборной грамоте, где (патриарх) Александрийский отдал епископию Синая (патриарху) Иерусалимскому и грозит анафемой, чтобы то царское и соборное [169] определение не было нарушено или поколеблено. В-шестых, из “Чина", который принимают и свидетельствуют соборы при Дионисии и Иеремии. В-седьмых, из того, что около 1099 г. епископия оказалась (под властью) митрополита Петры, как свидетельствует Вильгельм, архиепископ Тирский. В-восьмых, из послания Нила к Сицилийскому королю Рожеру, которое написано в 6600 г. и точно и неизменно воспроизводит весь Чин; из послания святейшего патриарха Константинопольского Геннадия к Синаитам, где он называет епископа Синайского боголюбезнейшим и повелевает им не противиться тому, что патриарх Иерусалимский, или посоветовавши, или приказавши, воспрепятствовал и не принял отставки их епископа, ибо (иначе) они впадут в вину раскольников, т. е. отделяющихся и отчуждающихся от церкви. В-девятых, из всех соборных (грамот), изданных от времени Тимофея Константинопольского до минувшего года в Адрианополе. В-десятых, из практики, предания и деятельности кафолической церкви. В-одиннадцатых, из обещаний, которые часто давали епископы горы Синая и Синаиты, не носить золотого лора и патриарших облачений и именоваться и писаться епископами и больше никак. В-двенадцатых, из грамот, которые патриархи Александрийские дали патриархам Иерусалимским, (с обещанием) воздерживаться от епископии Синайской. В-тринадцатых, из распрей патриархов Иерусалимских и Александрийских, (при чем) жребий пал на Иерусалимского. В-четырнадцатых, из грамот отцов Синаитов к патриархам Иерусалимским и из записей епископов в кодексах Иерусалимских. [170] Из сих и им подобных (свидетельств) церковь осведомляется, что епископ горы Синая подчинен престолу Иерусалимскому, и вышло вам противное вашему сочинению. Текст. По грамотам, которые имеет в своих руках архиепископ Синайский, он свободен и самовладычен. Опровержение. Какие же грамоты имеет этот почтенный архиепископ? Новеллу и соборное (послание) Иеремии? Но много раз сказано, что эти (документы) свидетельствуют, что (епископ) горы Синая есть просто подчиненный епископ, а не самовладычный, как они говорят с хулою. — Второе: сии отцы утверждают, что великий Юстиниан сделал епископа их автономным (а воцарился Юстиниан в 527 г.), а теперь говорят, что тот же епископ стал свободным и самовладычным от «фети»; а «фети» называют они начало владычества Саракинов и (время), с которого они стали владыками Синая; это произошло в 623 г., 96-ю годами позже Юстиниана. Так что одни эти Синаиты свидетельствуют, что епископ их имеет свободу и самовладычество от силы Саракинов, и спасибо им, избавившим нас от большого труда показать, что они имеют призрак благочестия, а от силы его отреклись. Лицедействуют в роде христианском благоговейные, одетые в рубище и в черные одежды! гордятся тем, что постятся, трудятся, борются за Христа; а затем величаются тем, что имеют свободу от язычников, как будто бы говоря: «Что (есть) церковь, что законы, что правила, что уставы, что соборы, что определения и патриархи и, наконец, что Христос и христиане?» Подобное совершил Манассия, [171] брат архиерея Иадда, который (как пишет Иосиф) о силою тестя своего Санаваллата, сатрапа Дариева, построил супротивное святилище на Самарийской горе Гаризине, и архиерей Ония, который тоже устроил в Египте святилище, построенное Птолемеем Филадельфом за 233 года до Спасителя. Оба они были отвратительны и гнусны, как жилища бесов, а не святилища, поелику и построены были вопреки повелению и воле Бога всяческих. Итак, мы благодарим отцов за то, что они освободили нас от трудов, так как сами засвидетельствовали свое отчуждение от святой церкви и православного рода, сказавши, что их свобода и самовладычество ведет начало от «фети»; ибо так христиане понимают, какое настроение имеют подобные отцы. Правила святых соборов воспрещают церковникам брать мирских начальников в посредники по церковному вопросу; сии же святые отцы хвастают тем, что имеют преимущества от язычников; посему они насилуют патриархов и всю церковь, чтобы дали им грамоты, ниспровергающие отеческие и праведные (решения) и утверждающие новые и чуждые; и они не стыдятся апостола, говорящего: «Какое общение свету с тьмою, или Христу с Велиаром?» 5. Еще, говоря «от фети», они подразумевают завещание, которое дал народоначальник; но и его обижают: ибо он повелел своим соплеменникам не обижать Синаитов и прочих христиан, как представляет все сие писание, переведенное кир Нектарием и помещенное в его [172] «Синтагме»; но оно не говорит о свободе и самовладычестве епископа Синайского или какого-нибудь другого. Посему, когда Синаиты сказали в диване, что пророк освободил их, чтобы патриархи не начальствовали над ними, визирь с гневом сказал: «Нечестивейшие, что вы оскорбляете пророка, который никогда не был судьею распрей вашей веры». И с этими словами разорвал их ходжет и прогнал их. Изворотливы же эти Синаиты, то выставляющие Юстиниана, то насилующие посредством властей! Так Ариане при Константине, притворяясь благочестивыми для уничтожения единосущия, измыслили подобносущное и по сущности подобное; при Иовиане созвали собор против Мелетия Антиохийского, утверждая подобносущность, а при Валенте высказали верх нечестия, именно не подобное по сущности. Так духоборцы Евдоксиане Ливерию (папе) Римскому и на соборе в Сицилии признавали единое божество Троицы, после того в Лампсаке возобновляли хулу на Святого Духа, а при Феодосии Великом отпали от кафолической церкви. Корнилий Агриппа, муж многоученый, но некромантик, в образе пса кормил диавола; на шею пса он надел повязку, на внутренней стороне которой были написаны магические знаки; чувствуя приближение смерти, Корнилий, находясь в Лугдуне (во Франции), сбросил повязку с шеи пса и сурово бранил его, чтобы он отступил от него, уже умирающего; пес, освободившись от повязки, тотчас на глазах всех упал в реку Арар и больше не появлялся. Так, когда самовладычные бездушные ураганы Анании одни оказались выдумками, другие были узрены противозаконными. иные признаны искаженными, он, [173] точно Корнилиев пес по снятии повязки, упал не в Арар, а в Ад. И не найдено место его. Текст. И мы пишем и решаем, понимая содержание грамот, и дали настоящие грамоты, дабы они имели силу и крепость. Опровержение. Сказано, и снова и часто будет сказано, какие грамоты должны иметь силу: новелла, соборное (послание) и грамота от «фети». Но христианские (документы) называют епископа Синайского только епископом, и притом подвластным, а грамота от «фети» говорит только, чтобы Синаиты не были обижаемы и затрагиваемы неосновательно, и ничего другого. Если же есть и другие грамоты, то почему они не говорят, какие они? Не говорят потому, что их нет. Посему, как коварные, они коварно ищут того, что им не подобает и притом делает их повинными вечному суду. Во-вторых, они говорят, что патриархи не поняли первых (грамот) и потому легко введены были в обман; посему, впоследствии понявши, они исправились, и вот в них оживает кальвинизм. Ибо они говорят, что церковь обманывает и обманывается, вводит в заблуждение и заблуждается; но и Синаиты говорят, что патриархи, обще решив (дело), были введены в обмани заблуждение. «Да онемеют уста льстивые, говорящие против праведника с гордостью и уничижением» 6. Ибо столп и утверждение истины есть церковь, поелику церковь, лицо которой носит общее собрание патриархов, никогда не вводит в заблуждение и не заблуждается. Посему мы [174] и говорим, что «веруем во едину святую соборную и апостольскую церковь». Посему (Анания) даже не христианин. Иоанн Антиохийский и окружавший его синедрион отступников говорил, что неправильно решил святой Кирилл и вселенский третий собор, и много хлопотал с мирскими начальниками, с дружинами, с сочинениями Феодорита Киррского, с доносами и посланцами к царям, с низложениями святого Кирилла и Мемнона Ефесского и другими убийственными и насильственными тираническими делами. Но глас Божий проговорил авве Далматию, бывшему в заточении, и сказал ему: «Выйди». И он вышел с крестным ходом иереев, клира и народа и пошел к святому царю Феодосию Малому. Затем, пришедши с крестным ходом в храм и взошедши на амвон, воскликнул: «Благочестивейший царь во всем следует Богу и святому собору». И воскликнул народ: «Господи, помилуй». Он не сказал «одному Богу», ибо Бог не хочет такой чести, чтобы говорили некие, что мы чтим Бога, но презираем святые соборы, как будет сказано ниже. Посему синодик Православия говорит: «Все, вопреки церковному преданию и учению и определению святых и славных отцев нововведенное или после сего имеющее быть сделанным, анафема трижды». Текст. И как изначала не был архиепископ Синая подчинен никакому патриарху, ни Иерусалимскому, ни другому. Опровержение. Должно сказать, что церковь устрояет простая и истинная мысль и единодушие, а раскол родится вследствие разрыва связи и расточения чувствований мира, вскармливается завистью, [175] усиливается раздорами и противодействиями. Посему нечестивые чада, покидая матерь свою церковь, выходят из нее и отделяют себя от корня матери. Сие говорит Августин в кн. 14 (сочинения) об единении и расколе и в кн. 1 к Пармениану о расколе Донатистов. «Раскол есть величайшее зло, худшее убийства и идолослужения. Сие можно видеть на Дафане, Авироне и Корее, которые, сильно стоя за свой раскол, погубили убийством и себя и сообщников своих. Никакие (люди) не производили бы раскола, если бы не сгорали братскою ненавистью». Так говорит Августин в кн. 1, гл. 11 (сочинения) о крещении против Донатистов. Он же в 6-м и 7-м деяниях на послание Иоанна говорит, что еретики и всякий раскольник не могут иметь Духа Божия; (всякий), «кто разделяет церковь расколом и разрывает тело Христово, есть антихрист». И в кн. 4. гл. 19 против Донатистов: «Враги сей братской любви или явно суть вне, или, если и кажутся находящимися внутри, суть лжехристиане и антихристы». И в книге о крещении против Донатистов, гл. 20: «Чем полезна человеку здравая вера, или одно здравое таинство веры, когда смертоносным ударом раскола отнято здравие любви, вследствие отнятия которого и все прочее целое явно увлекается». — «Раскол есть разделение нового собрания вследствие некоторого различия мнений; ибо раскол не может произойти, если производящие его не последуют некоторому различию; ересь же есть застарелый раскол». Сие (говорит) Августин в кн. 2 против Крискония, гл. 7. Великий Василий в 1-м каноническом послании к Амфилохию, в правиле 1-м говорит, что древние отцы дали точное [176] различие между ересями, расколами и незаконными сборищами. Ересь бывает (тогда), когда люди совершенно отделяются и изменяют веру; раскол — когда (отделяются) по каким-либо церковным причинам и доступным уврачеванию совопросничествам, а незаконные сборища суть собрания, составленные непослушными пресвитерами или епископами и необразованными людьми; т. е., если кто, погрешив, будет обличен и ему будет запрещено совершение таинств, но, не повинуясь правилам, он потребует себе первенства и служения, то все, которые пошли с ним или по нем, оставив кафолическую церковь, суть раскольники; и поелику незаконное сборище есть некий вид раскола без ереси (всякий же раскол имеет ослушание), то надлежит отличать раскол чистого отступничества или сектантства от догматического раскола, так что одни суть просто раскольники, а другие расколо-еретики; или и раскол, плохо отделенный от отступничества, иногда вырождается в какую-либо ересь, дабы показаться правильно отступившим от церкви. И те ???оо???????, которые Василий Великий называет (сборищами) непослушных, одержимы чумною болезнью, как учит богоносный Игнатий в послании к Траллианам. Также и вселенский второй святой собор в 6-м правиле говорит, что вместе с еретиками должно ставить имеющих здравую веру, но отделенных от канонических епископов и составляющих секты и сборища. И Августин в евангельских вопросах к (евангелию) от Матфея, гл. 11, говорит: «Раскольников делает не различная вера, а разорванная связь общения». Поелику же зло продолжающийся раскол становится ересью или спускается в ересь. [177] Он же в послании 161-м говорит: «И нет ни одного раскола, если он раньше не создал какую-либо ересь, дабы показаться правильно отступившим от церкви». И Ириней в соч. против ересей, кн. 4, гл. 22, говорит: «Будет судить и производящих раскол, дерзновенных, не имеющих любви к Богу; имея в виду только свою выгоду или единение церкви по каким-либо ничтожным причинам, они разделяют, разрывают и, поскольку от них зависит, убивают великое и славное тело Христово; исповедуя мир, они производят войну, воистину оцеживая комара и проглатывая верблюда; ибо никакое обличение их не может быть столь велико, как велик вред раскола; когда единение разрушено, они подвигаются к худшему, скучивая новые ошибки и с клеветами восставая против православных, пребывающих в единении, которых они ненавидят с надменным отвращением; они осаждают уши и души более простых, дабы отвлечь их от единения и низвергнуть в ту же пропасть своего сквернейшего отделения». Так же о старинных раскольниках Новатианах писали Киприан и Епифаний и о Донатистах Оптат и Августин. Оптат о Донате в гл. 3-й (сочинения) против Пармениана: «Часть ваша есть яко бы церковь, но не кафолическая». Посему отделяющихся от нее Донатистов в кн. 2-й он называет сынами нечестивыми, ветвями отсеченными от древа, рвами отделенными от источника. Итак ясно, что окружающие Ананию Синаиты, говорящие, что епископ горы Синая не подчинен патриархам, суть раскольники; раскол же от ереси начинается и в ересь переходит; посему, разноглася с патриархами и [178] отделяясь от них, они разногласят с церковью, и (отсюда) следует, что они — не христиане, поелику таковые суть нечестивые чада, худшие убийц и идолослужителей; ибо нет разницы — быть идолослужителем и несогласным с церковью и бороться с нею посредством клевет, клятвопреступлений, соблазнов, обид, как делали Синаиты в Константинополе и Адрианополе против патриархов. Ересь и раскол также и то, чтобы делать гору Синай кафолическою церковью и ее одну считать святою, а патриархов унижать, выставляя нечто сомнительное и темное от своего произвола, каково то, что они говорили о своем самовладычестве; еще же, называя святейших патриархов гнусными и туркопатриархами, они оскорбляют тело Христово, не чувствуют того, что отсекаются от него, и при всем том не рыдают во вретище, пепле, плаче и биении по пророку 7, дабы найти место и время покаяния, но радуются, величаясь своими беззакониями, велеречиво указывают на то, что восстают против матери, как Агарь на Сарру, и проповедуют, что они одни действуют хорошо; что святой Августин называет еретическим. Кроме того, они виновны и в ????????????, потому что, будучи низлагаемы, священнодействуют, будучи отлучаемы, служат литургию без разрешения, благословляют и воздвигают жертвенник, противный кафолической церкви. И 8-е правило 4-го собора в Карфагене говорит: «Если какой-либо пресвитер, восстав против своего епископа, произведет когда-либо раскол, да будет анафема». ? что все епископы имеют во [179] главе святейших патриархов и патриархи суть епископы всех христиан, — это говорит Анастасий такими словами: «Поелику Христос в теле Своем которое есть церковь, поставил столько патриарших престолов, сколько в каждом человеке телесных чувств». Воистину нет ничего недостающего в общении церковном; все престолы суть единой воли, как нет ничего недостающего в движении тела; отрываясь от него, окружающие Ананию Синаиты суть вне церкви, суть расколо-еретики и отступники, совершают грех худший убийства и идолослужения и в конце концов находятся под анафемою. Текст. Так и ныне, по смыслу указов, он должен быть свободен и самовладычен, и ни один патриарх нс должен иметь над ним власти, ни нынешние патриархи, ни последующие. Опровержение. Великий Златоуст в 39-й беседе на евангелие от Иоанна к Арианам, недоумевающим, как «посылающий и посылаемый имеют одну и ту же сущность», говорит: «Ты снова низводишь речь на человеческое». И мы говорим Синаитам, многократно выставляющим царские указы: «Доколе они в церковные (дела) вносят чуждые и ищут живое в мертвом? если бог есть Бог наш, придите и пойдем позади Его; если же бог Ваал, пойдите за ним; доколе вы будете хромать на оба колена? 8 Никто не может служить двум господам» 9. — Второе. Сие название указов почетно, ибо и христианские правители и мирские повелители ко благу дают указы церкви; однако злоупотребляют сим названием желающие совершать [180] преступления, и как Соломон говорит в притчах, что «желающий отделиться от друзей ищет предлогов» 10, так добросчастные Синаиты, ища противозаконного и проклятого и не будучи в силах достигнуть, выставляют царские указы, хотя выше сказано, что они показывают три пункта: первое, что те грамоты Юстиниана, которые они выставляют, дают Синаю епископию, а не автономию, как и соборное (послание) Иеремии; второе, что и грамоты властителей освобождают их от обиды, но о делах веры не говорят ни слова; третье, что и законы, и новеллы, и вселенские соборы говорят: «Правила да имеют силу, а прагматические типы да будут лишены ее». Юстиниан говорит в 33-й новелле: «Да будут прочны преимущества церквей и противные правилам прагматические типы да будут лишены силы». Соборы еще восклицают: «Все, что сказано или будет сказано вопреки учению святых отцов, анафема». Надав и Авиуд, принесшие чужой огонь на жертвенник, тотчас умерли по гневу Божию; Корея, Дафана и Авирона, искавших священства внешним образом и поступивших так вопреки воле Божией, живыми поглотила земля. Посему блаженный Павел говорит к Евреям: «Не ищущий, но призываемый получает честь» 11. Ибо чужой, входящий на обед сана священства, слышит: «Друг, как ты вошел сюда, не имея брачной одежды? Свяжите ему руки и ноги и бросьте в огонь внешний» 12. Таким же образом и блаженный Петр во втором послании своем называет лжепророков, лжеапостолов и лжеучителей [181] отвергшимися искупившего их Владыки 13. — 3) Блаженный Павел (говорит) к Римлянам: «Освободившись от греха, вы стали рабами праведности» 14, как если бы сказал: «вы рабы и подчиненные церкви, чрез которую происходит праведность»: миряне пресвитерам и епископам, пресвитеры епископам, епископы митрополитам, митрополиты патриархам, патриархи состоящему при них собору, и все миряне, пресвитеры, епископы, патриархи и соборы — кафолическому собору, т. е. вселенскому, который не может быть составлен без единодушного согласия первых церквей, т. е. патриарших престолов и некоторых из архиереев. Епископ Синайский отделяется от патриархов и прочих архиереев, как показывает некое другое донесение, которое они сделали в Адрианополе в 1690 г. и получили указ, чтобы ни патриархи, ни митрополиты не имели над ними власти. Затем, он не имеет собственного собора, который мог бы судить его; ибо пресвитеры не судят епископа, так как и по божественному апостолу «меньшее благословляется высшим» 15. Он ищет быть свободным от патриархов и прочих архиереев, т е., иначе сказать, от всей церкви; значит, он ищет быть рабом греха, отец которого — диавол по слову Господа у Иоанна 16. — 4) Разные царские новеллы и правила апостольские и отеческие повелевают, чтобы бывали соборы в епархиях для того, чтобы рассматривать события в епархиях и исправлять оные; но епископ горы Синая не имеет под собою архиереев, а при себе [182] не имеет собора; но он отделяется и от больших; значит, он не имеет собора, не присутствует на соборе, не судится собором, не исправляется собором, не судит вместе с собором: следовательно, он не епископ и не христианин. — 5) Если же они говорят, чтобы никакой патриарх не властвовал над ними. т. е. чтобы не требовал от них чего-либо, то надлежит сказать: 1) что если бы один какой-либо патриарх требовал от них чего-либо, то им надлежало бы судиться пред прочими патриархами, возбуждая дело против одного обижающего, а не презирать всех сразу; 2) что и так беззаконна дерзость, поелику они осуждают всех архиереев и патриархов, якобы они неправедны и погрешают, а сами они одни непогрешимы, и угол горы Синая есть кафолическая церковь,— что превышает всякое нечестие; 3) монастырь святой горы Синая не есть владение окружающих Ананию Синаитов, а церковь всех православных. и патриархи и прочие архиереи содействуют и помогают тому, чтобы православные давали (ему) милостыни и вклады; что все помогают, одни словом, другие делами, — это ясно, а что никто никогда не требовал получить оттуда что-либо, многое или малое, это тоже ясно. Птак, остается, что они понимают (выражение) «чтобы над ними не властвовали патриархи» (в том смысле), чтобы быть вне надзора и управления всех патриархов, а это — очевиднейшее отвержение православной веры. — 6) Синаиты признают свой монастырь свободным, но откуда? от лженовеллы, но и она говорит только, что дарует епископу Синая достоинство пречестного, которое имел, очевидно, и епископ Птолемаидский, [183] подчиненный митрополии Тирской, а о свободе ничего не говорит; и другие грамоты (или царские, или патриаршие) не говорят о свободе, кроме той, где Иеремия Константинопольский назвал монастырь Синайский свободным, подразумевая два начала: одно от собора при Анастасии Антиохийском, который говорит, что (патриарх) Александрийский дал (патриарху) Иерусалимскому епископию Синайскую, и затем прибавляет: «Закрыли и сопрестолие, дабы никто не садился на нем». Второе (которое и истинно) есть устав, где говорится об (епископе) горы Синая: «сей есть игумен и епископ». Итак патриарх заключил, что, если собственный епископ не властвует в нем, то тем более не властвует какой-либо другой, следовательно монастырь свободен. Но так как все-таки подобные слова темны и двусмысленны и не заключают в себе необходимости такого вывода, то Иеремия, объясняя свою речь, сказал: «Мне кажется, что это понравится и прочим патриархам». Итак мы заключаем, что по решению и определению святейших патриархов при Иеремии монастырь Синайский объявлен свободным. Сие и последующие (патриархи), и мы соблюдали и соблюдаем ради безопасности монастыря и уважения к нему. Итак, если патриархи по собственному решению чтут их, то как же они отвергают решение патриархов? Посему, когда они с криком предъявляли это безбожное воззрение пред лицом Константинопольского судьи, он, насмехаясь и издеваясь над ними, говорил: «О, безумные, если вы требуете от патриархов грамот для вашей чести и устроения, то как вы не повинуетесь патриархам? Когда вы получаете неприятность от одного патриарха, то [184] прибегаете к другим патриархам за помощью; когда же замышляете отступничество, то всех отрицаете, утверждая, что вы не из их веры и церкви».— 7) Не один монастырь Синайский есть царская и свободная обитель, так как царская и свободная обитель есть и лавра святого Саввы, основанная Юстинианом и возобновленная Иоанном Кантакузином, управлявшаяся до вчерашнего дня своим собором, как и (монастырь) Синайский, хотя вследствие клевет и сделалась общежитием вместе с патриархиею. Царские и свободные монастыри, а можно сказать — и самовладычные (чтобы пофилософствовать или поболтать по образцу Синаитов) суть Лавра на святой горе Афонской, Ватопед, Иверский, Бакиково в Филиппополе, в котором ктиторский типик, написанный в .. .. году и утвержденный Евфимием, всесвятейшим патриархом Иерусалимским, говорит, чтобы даже патриарх не имел в нем власти; и в Пелопоннисе так называемый Великий Вертеп и Таксиарх на Эгине. Хрисовулла о свободе обители Богослова на Патме не имеет ни один монастырь, и если бы его имели Синаиты, то разве не летали бы на Икаровых крыльях? Таков же и Печерский (монастырь) в Киеве. И все-таки свобода разумеется в (делах) внешних, а не духовных, ибо нет ничего вне патриаршего настоятельства. Посему и сии царские и свободные монастыри судятся; (находящиеся) в них монахи, погрешающие в поведении и в делах веры, подвергаются суду и претерпевают другое, что и прочие христиане. — 8) Законы говорят, что патриарху подобает пещись об истине, об охране законов и правил и соблюдении их; и о всякой митрополии, [185] епископии, монастырях и церкви попечение, забота, суд и оправдание принадлежит их собственному патриарху и к нему относится; посему и монастырь Синайский относится к своему патриарху, как и прочие к их собственным патриархам, ибо царский и церковный устав не делает исключения для монастыря Синайского или какого-либо иного.— 9) (Архиепископ) Ахридский, имеющий таковых епархиальных епископов, как мы сказали выше, подчиненных ему, по новелле Юстиниана и соборному определению папы Вигилия, в случае возникновения канонических недоразумений во всем Иллирике и во всей его епархии не может разрешать их без согласия (патриарха) Константинопольского и собора его. Как же один епископ горы Синая может судить (по обвинению) в ереси или расколе подчиненных ему или низлагать пресвитера или диакона без соборного решения церкви, которою он рукополагается и которой подчиняется, ища апелляции и расследования по царским приказам и соборным и апостольским решениям и правилам? — 10) Архиепископ Кипрский по апостольскому преданию, царскому определению и соборному решению имеет автономию, но с тем, чтобы судить и низлагать епископа с собором десяти епископов. Святейший патриарх Константинопольский Лука при Мануиле Комнине отменил низложение, потому что не было заседания собора из двенадцати епископов. Так, когда нет шести архиереев для суда и низложения пресвитера и трех для суда и низложения диакона, суд и осуждение не имеет силы, и следовательно (епископ) горы Синая один не может судить пресвитера или диакона; если [186] же и судит, то осужденный переносит свое дело в патриаршее судилище области, в которой лежит гора Синай. И так египетский Голиаф Анания ниспровергнут, зарезанный собственным мечем: «Ибо злоба его, говорит (псалмопевец), обратится на главу его» 17. Так и Саул, отчужденный от Бога, был зарезан собственным мечем. Текст. И грамоты, которые мы дали раньше и которые сообщают христианам, что архиепископ Синайский есть епископ (патриарха) Иерусалимского и подчинен ему, как противные истине, должны быть недействительными и бессильными, где бы ни нашлись. Опровержение. Тертуллиан в книге «???? ??????????», гл. 34, говорит: «Пусть еретики притворяются, (что делают) нечто подобное: ибо что не возможно им с хулою? Но если и притворятся, то не получают никакой пользы: ибо самое учение их, сравненное с апостольским, истекает из различия и противодействия, так что познается, что это учение не (происходит) ни от какого-либо апостола, ни от апостольского (мужа). Ибо как апостолы не учили различному друг от друга, так и апостольские (мужи) не излагали бы противного апостолам, если бы не учили иначе, отделив себя от апостолов». И еще: «Пребывающие же в каждом (месте) церкви в самой вере апостолов общим свидетельством не менее считаются апостольскими по родству учения; (церкви) же апостольских (мужей) не суть и не могут показать, что суть таковы; посему они не суть в мире [187] и в общении; покаявшись, (они) принимаются апостольскими церквами». — 2) «В сих теснинах захваченные некоторые диавольские ересиархи, обратившись к странным хулениям на апостолов и учение их, дошли до такого извращения ума (по побуждению диавола), что дерзнули обвинять самих апостолов то в невежестве, то в неверии; и в каком-то святотатственном безумии хвалятся тем, что они мудрее апостолов и вернее в изложении истины учения». Сие (говорит) Ириней в кн. 3, гл. 1 против ересей. И во 2-й и 6-й он же говорит: «Не благословно сказать, что апостолы учили, прежде чем получили познание истины от Бога, как дерзают сказать некоторые, величающие себя исправителями апостолов; ибо после воскресения Господь дал им силу свыше и передал нам блага Божии, в каковых не пребывающий презирает преемников Господа и самого Христа, и Отца и отсечен от Него, как противящийся и борющийся против своего спасения». Сие делают все еретики. Но отцы, епископы и патриархи через апостолов суть преемники Христа, и то, что они судят и решают, есть благо Божие; а те, которые решения их отчасти изменяют, отчасти отвергают, клевещут на самих патриархов; дабы отвергнуть истину, как ложную, и утвердить ложь, они презирают Христа, Бога и Отца. Таковые презрители суть сообщники Анании. Посему говорится: «Вот слово Господне отвергли: злые же люди будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» 18. Ты же, [188] православный, не отступай от заповедей матери твоей, святой церкви, но пребывай в том, что изучил и чему уверовал. Блаженный Петр внушает, чтобы мы вспоминали слова, которые высказаны святыми пророками, апостолами и святыми отцами и следовательно святою церковью, оберегая себя от хулителей и злонравных, дабы не отпасть нам от своего утверждения 19. Если же они не читают того, что (заключается) в соборных и отеческих определениях, а усиливаются убедить своими драками, то я принимаю определяемое церковью, но не верю тому, что говорится суетными отщепенцами, как говорил Тертуллиан о Писании против Ермогена. Из этих слов возьми ты камни, которыми поразишь надменного Голиафа — Ананию; ты имеешь, христианин, пример от Господа твоего: так Он поразил диавола. — 3) Сатана, видя, что сие коварство его не достигает цели, измыслил многие другие пути заблуждений, принося в мир многое и различное множество других ересей, и наконец, улучивши удобное время, (когда действовали) последователи Лютера и Кальвина, ввел верх нечестия, именно утверждение, что церковь есть святая и кафолическая, но не может не погрешать: ибо она может погрешать и исправляться, и сие к уничтожению отеческих уставов и соборных определений, без которых проповедь наша была бы недействительна. Сие безбожное мнение он вдохнул в сообщников Анании, говоривших: поелику церковь погрешила, составив неправильное определение, то пусть она исправится, (пусть) сделает недействительными [189] вынесенные советы Божии, обличения же, которые вынесла против новшества лукавых, пусть отвергнет! Что нечестивее сего? Ибо второй вселенский (собор), как сказано выше, имеющих здравую веру, но отделившихся от согласия канонических епископов называет еретиками, поелику святые отцы и православные святые соборы епископов говорят совершенную истину и (не говорят) никакой лжи; их законы и учения патриархи и последующие соборы имеют основаниями и началами во всяком церковном вопросе. Как же несчастнейшие Синаиты говорят, что обще составленные соборные (решения) и установления святых противны истине? Заградятся все уста, говорящие неправду 20, как восстающие против славы Божией: святые же соборы и предстоятели кафолической церкви всегда говорят истину, поелику вдохновляющий и учащий их судить и решать об истине есть сам Бог, а побуждающий нечестивых и отделившихся чад говорить против них есть отец лжи, который никогда не пребывает в истине. Текст. И как изначала христиане имели благоговение к архиепископу Синайскому, к свите его и к отцам досточтимого монастыря, так и снова должны признавать и чтить его как архиепископа и оказывать ему подобающую честь. Опровержение. Первое. Мы опять повторяем, что Синаиты назвали патриархов православных туркопатриархами. — Второе. Они признались Византийскому судье и в царском диване, что чуждаются четырех патриархов; то же написали они и в [190] неосновательном ходжете, который на суде разорвал визирь, а также и в барате прибавили, что ни Александрийский, ни другие патриархи не должны вмешиваться в дела их; а в указе, который получили в Адрианополе, пишут определенно и четырех патриархов, и всех митрополитов и епископов.— Третье. Когда всесвятейший патриарх и мы судились с ними, мы спросили их: если они погрешат в каком-либо пункте нашей веры и в уставах нашей церкви, кто их судит? И они закричали, что — кади. За это осмеяли их все предстоявшие пред епитропом должностные лица и сам визирь, что они признали себя нехристианами. — Четвертое. То же сказали они и янычар-аге Константинопольскому, и янычар-аге войска, и кизилар-аге, и анфипатам Константинопольским. — Пятое. Отец Константин, эконом Тенедский, сказал им: «Отцы, почему вы не повинуетесь церкви»? И они закричали: «Мы церковь имеем Кьюпрулоглу», т. е. тогдашнего визиря. — Шестое. В Египте они получили фетвы и ходжет, чтобы убить патриархов за то, что они препятствуют милостыне монастыря, на которую содержатся мусульмане, приходящие на поклонение в мечеть, которая находится внутри монастыря и в которой поклонялся пророк. — Седьмое. Святой Августин говорил, что раскол уподобляется убийству и идолослужению; так и они, чтобы всячески убить патриархов, получили от Египетского августалия донесения к визирю против четырех патриархов. — Восьмое. Они кричали в Адрианополе, что папа Римский есть единый вселенский патриарх. — Девятое. Они были, насколько от них зависело, пособниками латинянам в том, [191] чтобы они получили господство над местами поклонения. — Десятое. Они поносили патриархов и архиереев пред лицом царей и тиранов так, что даже язычники с удивлением говорили: «Мы никогда не видали, чтобы монахи так презирали своих патриархов! о, расшатался мир, все ниспровергнуто, близко время антихриста! даже у христиан не осталось добра». И Евреи, Армяне и прочие народы, племена и языки, покивая головами, говорили: «Увы, безглавою стала церковь Ромейская»! — Одиннадцатое. Они наказали Святой Гроб на столько аспров, которые мы издержали для того, чтобы не восторжествовало насилие и тирания в православной церкви. — Двенадцатое. Мы потеряли два года, долг Святого Гроба достиг крайних пределов, нищие, вдовы и сироты голодали; восплакали иереи, опечалились монахи, остались без пищи отцы Святого Града и истомились, смотря на дороги, не увидят ли от нас помощи, и не было ни гласа обычно приносивших туда помощь, ни слушания писем, утешавших их. Ибо что могли мы сделать, когда Болгария была порабощена и порабощаема, Влахобогдания опустошалась, Сербия пала, Еллада была волнуема язычниками и находилась под грозою гибели, православные были продаваемы на городских площадях на Востоке и на Западе и, коротко говоря, милосердные православные терпели крайние ужасы? — Тринадцатое. Мы были привлечены на судилища по образу разбойников и убийц и не имели возможности просить чего-либо для (удовлетворения) бесчеловечных вымогательств аванидов в Иерусалиме и для прокормления святых в Иерусалиме. — Четырнадцатое. Сверх всего [192] этого они искали убить нас, как некогда искали убить святейшего патриарха Александрийского Иоанникия, и он бежал, пробив стену. Таковые суть жестоковыйные и необрезанные сердцем и, всегда нападая на Духа Святого, богоборствуют, являясь кровожадными волками помазанников Господних или, лучше сказать, самого Христа. «Ибо отвергающий вас, говорит Господь, Меня отвергает» 21. Совершив все это против святейших патриархов, как они требуют рекомендательных грамот от оскорбленных? Вполне ослеплены их ум и совесть, и они не знают, что говорят и о чем стараются. — 2) Они низложены патриархами и, противодействуя им, служат литургию; они отлучаются и запрещаются в священстве, но считают ни за что епитимию, правила, уставы, чины и все церковное предание. Они презирают и соборы, и законы Господни и, совершая столь великие прегрешения, ищут не прощения, а хвалы и чести, и они делают, как бесстыдные и имеющие вид блудницы. Посему хорошо говорил где-то Августин: «Будет судить Бог производящих расколы, дерзновенных, не имеющих любви к Богу, славное тело Христово разделяющих, разрывающих и, поскольку от них зависит, убивающих: исповедуя мир, они производят войну; ибо никакое обличение их не может быть столь велико, как вред раскола их; ибо, по уничтожении единения, они подвигаются к худшему, скучивая новые ошибки, восставая с клеветами против православных, пребывающих в единении, которых они ненавидят с надменным [193] отвращением; они осаждают, дабы и души более простых отвлечь от единения и низвергнуть в свою сквернейшую пропасть». — 3) Еретики гностики были люди простые, необразованные и ничего не знавшие ни в физическом отношении, ни в нравственном; но все-таки они гордо называли себя совершенными духовными и семенем избрания, как (говорит) Ириней (в соч.) против ересей, кн. 1, гл. 1. Прискиллианисты одним себе усваивали имя знания и совершенства, как говорит Иероним в письме к Ктисифонту. Манихеи славили себя чистыми, как (говорит) Августин, ерес. 46. Монтанисты проповедовали, что они суть чистота, как говорит Иероним в 1-й главе письма к Титу. Донатисты величались (тем), что имеют совершенную праведность, как (свидетельствуют) Оптат в кн. 4-й против Пармениана и Августин против послания сего самого Пармениана, гл. 7, 8, 9 и 10. Новатианы говорили, что они чисты, как говорит первый собор в правиле 8-м; обличая их, Епифаний, ерес. 59, говорит, что един Господь чист, а называющие себя чистыми суть нечистые. Так и окружающие Ананию необразованные Синаиты, исполнившись оскорблений и убийственной дерзости против церкви, не познали и не поняли, но, блуждая во тьме, как старинные еретики, величаются тем, что достойны чести и благоговения они одни и епископ их, и затем требуют, чтобы таковыми называли их и патриархи. Разве они не достойны благоговения? Ведь первый в таковом хоре среди них установлял в Константинополе правило, чтобы христиане по понедельникам не ели скоромного, а по средам и пятницам не пили кофе с сахаром, [194] потому что сахар, очищаемый яйцами, скоромит народ Божий. О, люди в разорванных рясах, нося которые, якобы бедные и воздержные, они с кровожадными мыслями прибегают к гражданским властям против предстоятелей святой церкви! — 4) Епифаний говорит: тройственно выражается преемство, которое епископы имеют от апостолов и от предшествовавших им епископов: а) места, б) звания, в) учения. Преемством места называется то, по которому преемство епископства делается из одного и того же города в области частной его церкви, каковым образом епископы Александрийские называются преемниками Марка и Иерусалимские — брата Господня. Преемством звания называется то, по которому епископ ставится чрез законное рукоположение и по правилам. Преемство учения есть то, по которому пастырь церковный есть проповедник и верный истолкователь истинного учения, которое проповедали апостолы и отцы. Итак, если бы епископы Синайские именовались и были смиренными и боголюбезнейшими, относясь по церковным делам к апостольскому престолу области, в которой лежит епархия, пиша себя и подписываясь, облачаясь, говоря, действуя и живя по тому преемству, которое они приняли от предшествовавших им епископов, и если бы окружающие их отцы жили в преподобии и праведности, как и их предшественники; и если нынешний епископ Синайский говорит, служит и действует так, как те епископы, и монахи Синайские живут так, как бывшие до них преподобные отцы, — то они имеют их преемство и право быть чтимыми и уважаемыми и за мирную их жизнь, и за святость места; и если [195] в чем погрешили, обманутые Ананиею, и как люди попросят прощения образом законным и подобающим православным христианам, то получат прощение. Пребывающие же в своем упорстве и расколе, который назван святыми отцами худшим убийства и идолослужения, сущие и именуемые чада нечестия, если бы даже весь мир восхвалил их, достойны не чести и благоговения, а порицания и осуждения. Ибо апостол, как сказано, многажды дал правило об отступниках, сказав: «Если бы кто-либо стал благовествовать вам противное тому, что вы приняли (или от апостолов, или от святых отцов и кафолической церкви), хотя бы был ангел с неба, да будет анафема» 22. Больше всего потому, что они, волею погрешая, хулят Духа Святого, и не отпускается им ни в сем (веке), ни в будущем. Когда они нарушают таким образом преемство по званию и учение бывших пред ними епископов Синайских и монахов, не поможет им преемство места, но будет им в большее и самое крайнее осуждение в день Господень, от которого да избавит нас Господь; яко Ему слава во веки. Аминь. (нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)Комментарии 1. В греческом тексте св. Иоанн назван не собственным именем, а усвоявшимся ему эпитетом ??????????? т. е. «возлегший на перси». 2. См. Деян. 19, 24-32. 3. Матф. 22, 20-21; Марка 12, 16-17. 4. Т.е. патриархов к царям. 5. Ср. 2 Коринф. 6, 15. 6. Псал. 30, 19. 7. Ср. Дан. 9, 3. 8. Царств 3, 18, 21. 9. Луки 6, 24. 10. Ср. Притч. 18, 1. 11. Евр. 5, 4. 12. Ср. Матф. 22, 12-13. 13. Ср. 2 Петр. 2, 1. 14. Римл. 6, 18. 15. Евр. 7, 7. 16. Ср. 1 Иоан. 3, 8. 17. Псал. VII, 17. 18. Ср. Тимоф. 2, 3, 12. 19. Ср. 2 Петр. 3, 17. 20. Ср. Псал. 62, 12. 21. Луки 10, 16. 22. Ср. Галат. 1, 8-9. (пер. В. В. Латышева)
|
|