Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Досифея патриарха Иерусалимского,

история епископии святой горы Синая

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ.

Глава первая

Еретик Севир был из Писидии; отправившись в Верутий по каким-то своим нуждам и совершив некие противозаконные деяния, он бежал в один монастырь, находившийся между Газою и Маюмом, и сделался там монахом. Там был Петр Ивер, единомышленник и сотрудник ересиарха Тимофея Элура, неправедно бывшего патриархом Александрийским, и нечестивого Феодосия, который смутил святейшего патриарха Иерусалимского Ювеналия и сделался виновником стольких убийств и стольких других бед для архиереев, клириков и монахов Святого Града. Наученный сподвижниками этого Петра Севир сделался ересиархом и смутил Сирию и весь Восток, Константинополь и весь Египет, как пишут летописцы Евагрий и Никифор и представляют соборы, бывшие в Константинополе, Иерусалиме и Тире при царях Юстине Фракийце и великом Юстиниане.

Подобное произошло и в наши времена на Синайской горе, где едва прекратились распри [63] монахов с (патриархом) Александрийским и не прошло еще десяти лет, как начались новые, гораздо худшие прежних. Некий юноша, родом из восточной части Писидии, именно из Карамании, получивший воспитание в Константинополе, вследствие дурной и злонравной жизни захотел отречься от веры в Христа и пристать к язычникам, но изволением Божиим великий эконом Константинопольской Великой церкви Христовой иерей Георгий вразумил его, отвратил от безбожного намерения и убедил отправиться на Синайскую гору, где он принял монашество и назван был Ананиею. Ему было повелено быть прислужником епископа Иоасафа; слыша, как последний часто хулил (патриарха) Александрийского, он усвоил это хулительное убеждение и даже удвоил его, прилагая зло ко злу; ибо Иоасаф полагал, что не было греха преступать клятву и служить литургию в чужой епархии без согласия местного архиерея, и хулил (патриарха) Александрийского за то, что он этому препятствовал; а Анания полагал, что ошибочно и общее решение и определение святейших патриархов кафолической церкви Христовой и что один епископ горы Синая есть кафолическая церковь и один непогрешим. Отсюда он смутил Иверию, Московию, Влахобогданию, Восток и Запад, как сделал и тот Севир. Посему и часть Анании с частью Севира.

Глава вторая.

Когда приснопамятный патриарх Иерусалимский Герман определил границы своего апостольского престола и стало очевидно, что и епископия [64] Синайская находится в пределах Иерусалимских, он рукоположил на Синай епископом некоего Евгения, избранного Синаитами по древнему обычаю. По смерти его покойный Софроний рукоположил вторым епископом некоего Анастасия, а по смерти сего он же рукоположил третьим Лаврентия; после него кир Феофан рукоположил Иоасафа. Все эти четыре епископа написали исповедание веры в одной законной книге Властаря, как существует обычай, чтобы его писали все митрополиты, архиепископы и епископы в кодексах патриархий после своего избрания и пред рукоположением. При самом рукоположении они произносят его, стоя на орлеце, во всеуслышание всех предстоящих. По кончине приснопамятного патриарха Иерусалимского Паисия в 1652 году, выборные из отцов Святого Гроба находились в Константинополе; по просьбе их составился собор из всесвятейшего патриарха и находившихся там архиереев, клириков, начальников и всего народа, а также христолюбивых повелителей Влахобогдании Василия воеводы и Гики воеводы, чтобы найти человека, достойного стать патриархом. Когда многие назвали многих, а Святогробцы искали человека из области Иерусалимской, так как из другой области никогда не ставился патриарх в святой Иерусалим, Гавриил Филиппопольский сказал, что нет другого такого (человека), кроме Синайского иеромонаха Нектария. Когда все восхвалили его, то написали послание к Нектарию и послали сказанного Филиппопольского в Иерусалим, чтобы он пригласил кир Нектария прибыть туда же, убедил его подчиниться общему решению и рукоположил его. [65] Случилось, что тогда умер и (епископ) Синайской горы Иоасаф, Синаиты избрали себе епископом Нектария и дали ему грамоту, чтобы он поехал в Иерусалим для рукоположения. Итак, когда Филиппопольский с Святогробцами прибыл в Иоппию, приехал и кир Нектарий в Газу; встретившись в Ремле, они прибыли в Иерусалим и рукоположение состоялось в 1660 г., Апреля 1-го, в день Ваий. Синаиты, услышав об этом, избрали себе епископом сказанного Ананию и послали его с обычными грамотами в Иерусалим для рукоположения. Когда состоялось наречение и обычай требовал, чтобы нареченный Анания собственноручно записал в кодекс исповедание веры, он отказался, говоря, что не напишет и не скажет, что он подчинен патриарху Иерусалимскому. Когда же кир Нектарий многажды указал ему на закон и назвал его безрассудным и безграмотным, он с трудом написал и после рукоположения уехал на Синай.

Глава третья.

Когда Анания уехал в Египет и диавол вошел в сердце его и побуждал совершить отступничество от церкви Христовой, он все-таки боялся собственноручных обещаний предшествовавших ему четырех епископов, которые, как мы сказали, находились в Номоканоне Иерусалимском. Посему он придумывает хитрость и посылает в Иерусалим некоего Иоанникия Пелопоннесца, человека коварного и испорченного, под предлогом закупки головных уборов для живущих на Синайской горе Арабов. Его, по прибытии, кир Нектарий [66] принял в патриархии; пребывая там, Иоанникий коварно взял Номоканон, вырезал из него записи епископов и, взяв их, возвратился в Египет. Анания, полагая, что епископы имеют свое положение не по правилам, а по своим подписям, когда Иоанникий принес ему украденные хартии, дерзнул приводить в исполнение все свои намерения. И вот он начал вводить некие новшества в монастыре, как покажет настоящее сочинение, и склонил некоторых простецов называть его блаженнейшим; но разумные из отцов, видя, что из этого последуют соблазны в монастыре, говорили ему всякими способами, чтобы он оставил подобные дела, и препятствовали ему. Случилось тогда, что триблаженный самодержец великой Московии Алексей Михайлович послал некоего диакона Хиосца и просил святейших патриархов Антиохийского и Александрийского (ибо Константинопольскому и Иерусалимскому не было возможно ехать, так как они были известны в государстве) приехать в Московию, чтобы устроилось созвание собора для рассмотрения некоторых церковных нужд. Посланный, видя, что Анания тщеславен и желает ехать, чтобы прославиться, взял его с собою. Прибыв в Сирию с Паисием Александрийским и взяв Макария Антиохийского, они отправились в Иверию, в Тифлизий или Тимфлизий (по Фотию в Мириовивле). Там был повелителем Шахнаваз-хан, человек способный. Видя, что Анания стремится к первенству и говорит, что архиепископ горы Синая автокефален, он упрекнул его, и тот поневоле замолчал. Затем через несколько дней хан отпустил патриархов с великою честью; они [67] отправились чрез Албанию к Каспийскому морю, при чем хан написал о них и сатрапу Самахии 1 и султану, которому поручено было царем Персидским охранять Каспийские ворота. Вместе с ними поехал и Анания. Патриархи, сев на корабль и оставив влево Керавнские горы, город Терку и восточные равнины живущих окрест Мэотиды Унов, прибыли в Астрахань, значительный город Московии. Здесь опять Анания, называвший себя автокефальным и требовавший преимуществ, едва не потерпел от патриархов ужасного наказания, если бы не вступился за него помянутый Хиосский диакон. Оттуда патриархи отбыли по реке Волге в царствующий град Московию, причем за ними следовал и Анания. Когда был созван собор в 1667 году, Анания, не вразумленный тем, что уже испытал, будучи порицаем в городе и стране, но имея вид блудницы и ведя себя дерзко, требовал сидеть с патриархами выше митрополитов, якобы третий из автокефальных архиепископов. Когда Паисий Лагарид Газский, пребывавший там, объяснил ему канонические и законные (постановления) и (указал), что его требование вздорно и неразумно, он все-таки не образумился и был осужден патриархами на изгнание, как хулитель. Однако, самодержец из сожаления к его неразумию не сделал ему зла; когда же он не повиновался даже царским его увещаниям, сказал ему: «Если Юстиниан сделал тебя автокефальным, я делаю тебя подчиненным святейшему патриаршему престолу Иерусалимскому». Итак он поневоле сел с Московскими [68] архиепископами на соборе, презираемый и униженный, а затем уехал в Влахобогданию. Кир Нектарий, узнав об его отъезде из Московии, написал на Синай выборным из отцов святой горы Синая.

Требования патриарха Иерусалимского Нектария, и подвизающимся на святейшей гори Синай монахам для исправления новшеств, ложно измышленных епископом их Ананиею и ниспровергающих старинный церковный и общежительный устав того святейшего монастыря.

Честнейшие и преподобнейшие отцы царского и досточтимого монастыря святой и богошественной горы, да будет благодать вам всем и пр.

Ваш боголюбезнейший епископ, преподобнейшие отцы, неправильно и неразумно вообразил, что он есть третий архиепископ и должен занимать место после архиепископов Ахридского и Кипрского, что подобно им автономен и вовсе не подчинен патриаршей власти; он опирается, как на смоковничный жезл, на хрисовулл великого Юстиниана, дарованный повременному настоятелю того святого и царского монастыря, неправильно объясняет дарованные в нем преимущества и привлекает их к чрезмерной гордыне. Ибо в нем царь Юстиниан говорит так: «Чтит царская власть моя имеющего по времени настоятельствовать на Синае достоинством пречестных и определяет сопричисляться третьим к удостоенным такой чести во всем и сопочитаться при выходах, на седалищах, стояниях и собраниях, а также облачаться в облачения архиереев, которые получили таковую честь от прежних времен и ныне, и все прочее, что сим, предоставляется и ему, без умаления в чем-либо». [69] Так дословно говорит новелла, откуда вполне явствует, что она повелевает ему быть третьим пречестным, а не третьим архиепископом; (она) даже вовсе не называет его епископом, а настоятелем монастыря, и (предоставляет) облачаться в архиерейские облачения. A это есть не что иное, как выражение желания, чтобы игумен монастыря был чествуем архиерейским саном, откуда он получил и двойное имя. Это показывает Чин, гласящий так: «Определяем одному и тому же (лицу) быть епископом и игуменом». По-видимому, раньше игуменами были монахи, а с тех пор, как сим царем был воздвигнут от основания тот божественный монастырь по просьбе епископа Птолемаидского, как говорит хрисовулл, он преобразил игумена в епископа и почтил достоинством пречестных. Итак игумен горы Синая получил от царя сие достоинство и сию честь, т. е. быть архиереем и третьим из пречестных, а названный кир Анания, епископ горы Синая, неправильно толкуя выражение «третий из пречестных», весьма невежественно понял его в смысле «третий из автономных архиепископов» и вследствие сего присваивает себе честь и достоинство, вовсе ему не подобающие, и говорит: «Поелику я третий архиепископ, я достоин пользоваться равною с двумя другими честью, и как они автономны, так и я, и как они величаются блаженнейшими, так и мне должно величаться». Сие приказывает он подчиненным ему монахам, т. е. называть и писать его блаженнейшим, без разрешения величается в святых литургиях, а также устно и в [70] письменных грамотах, обращениях и надписях повелевает называть себя блаженнейшим, не будучи никогда никем удостоен такого преимущества и величания, но сделавшись сам первый изобретателем такого названия, так как никто другой из бывших до него епископов сего не делал. Вследствие сего он, как говорят, прекратил и каноническое поминание своего патриарха Иерусалимского и, как бы другой патриарх, по окончании литургии возглашает: «Помяни, Господи, всякое епископство православных». Будучи же многажды изобличен в этом слушающими, он прибавил: «Помяни, Господи, всякое епископство православных и патриарха Иерусалимского». Сие возглашение презрительно и никогда ни от кого не слыхано, но сложено (если это верно) одним мудрым Ананиею. Так думая и действуя и объявив себя самовладычным, поскольку сие к нему (относится), он идет и против свободы почтенного царскою самосвободою досточтимого монастыря и, решив низвести его в рабство, прежде всего настойчиво требовал от нас открытия святого сопрестолия (дабы восседать на нем во время литургии), которое с тех пор, как игумен монастыря почтен саном епископским, было заперто царским и соборным повелением, дабы епископ, восседая на нем, не правил обителью как архиерей, а не как игумен. Ибо велико различие архиерейской власти и игуменского настоятельства: первая — владычня, а второе — братское. Итак, дабы епископ настоятельствовал в обители не властно, а братски, сего ради заперли сие святое сопрестолие. Ибо в Чине говорится: «Закрыли и святое сопрестолие, дабы не дерзнул [71] кто-либо воссесть на нем». Это еще яснее указывается в скрепленной печатью грамоте, соборно составленной во дни приснопамятного патриарха Иеремии, в присутствии двух других приснопамятных патриархов, Антиохийского кир Иоакима и Иерусалимского кир Германа, в 1575 году, в июле месяце, индикта 3-го. В сей грамоте на основании тщательного исследования установлено, что Синайская гора лежит в области (патриарха) Иерусалимского, как показано и в древнем Чине Иерусалимском. Сказанный епископ кир Анания во время своего рукоположения настойчиво потребовал устроения того святого сопрестолия, но был отвергнут нашею мерностью, как желающий преступить древние уставы, и обратился на другой путь: уехав в монастырь, он посягнул распустить собор старцев, желая один повелевать и решать во всех (делах) и один собирать собор старцев и отцов в качестве свидетелей его решений, а не в качестве выразителей своих мнений, защитников или советников. Когда до наших ушей дошло все сие, а кроме того и некоторые другие (распоряжения его), нарушающие древний обычай и устав монастыря, мерность наша, заботясь об исправлении тех дел и желая прекратить упорство епископа Анании, пишет вашей святости, отцы преподобнейшие, чтобы вы предъявили сказанному епископу вашему сии требования. И если он примет и одобрит их, то дело будет хорошо, и он проживет прочее время мирно; если же будет еще прекословить и явится упорствующим против сего и желающим делать по своему, то в будущем наше дело будет (решить) [72] об этом. Во-первых, он должен поминать каноническое имя патриарха Иерусалимского, как делали и бывшие до него Евгений, Анастасий, Лаврентий и Иоасаф, у которого он был прислужником и часто слыхал, как он служил литургию, всегда поминая имя патриарха Иерусалимского, как своего собственного. Во-вторых, должен прекратить нововведенное им величание, т. е. не именоваться блаженнейшим, а только боголюбезнейшим, как его предшественники; ибо величание «блаженнейшим» имеет как многих других противников, так, главным образом, здешний святой собор, не говоря уже о прочих патриархах; ибо он знает, что от них видел и претерпел за таковое провозглашение «блаженством». В-третьих, он никогда не должен требовать вступать на святое сопрестолие; ибо в этом, как мы сказали, выражается самосвобода монастыря (то есть в том, что сопрестолие пребывает запертым) и то, что всем управляет собор старцев, но не без епископа, который председательствует на соборе не как архиерей, но заступая место игумена, и не должен ни в чем стоять выше других игуменов прочих святых монастырей, почтенных царскою свободою. Ибо и мы видели, будучи некогда (в числе братий) той обители, что даже рукоположения не совершал епископ без вопрошения собора старцев. В-четвертых, он не должен иметь власти единолично совершать что-либо, до ничтожнейших (дел), без общего согласия собора старцев; ибо совершать все по общему согласию есть охрана общины и крепость монастыря, а одному определять и решать есть нарушение [73] общежительного устава. В-пятых, он не должен иметь денег в своей келлии, но они должны лежать в сосудохранилище, ключи которого находятся у старцев, как установлено древним обычаем монастыря, а сам епископ не должен иметь ничего другого, кроме печати монастыря, как установляют и соборные его грамоты. Все сие, отцы святые, сообщите вашему боголюбезнейшему епископу и устройте, чтобы мы вскоре получили от него ответ чрез посредство вашей святости. Благодать Божия и наша молитва и благословение да будут с вами 2. В Константинополе 1668 г., Мая 1-го.

Так написал досточтимый патриарх кир Нектарий, действуя в духе кротости, дабы освободить плененного диаволом Ананию. Если же он привел и так называемую новеллу Юстиниана, как подлинную, то любознательный пусть посмотрит о ней ниже в (другой) книге. Но высокомерный по характеру (Анания) в виду этой доброты стал еще надменнее и остался совершенно нераскаянным. Приехав во Влахию, он встретил там Иоанна Кариофилла, который был великим скевофилаком Константинопольской кафолической церкви Христовой, но, презрев и законы, и устав, сделался вестиарием, чтобы собрать себе денег. Он уверил Ананию, что он говорит правильно, потому что имел убеждения отличные от православных и склонялся к кальвинизму, по которому священство не есть таинство и степени его — пустое слово, или потому что получил от Анании немного [74] денег. Посему он написал и кир Нектарию просьбу оставить Ананию в мире, как будто бы говорил оставить его кощунствовать. Будучи отвергнут, как говорящий неразумные речи, он написал вторично, что «вы спорите о пустых именах». Кир Нектарий ответил ему, обличил его и сказал все, что ему подобало (указав), что церковные имена по необходимости обозначают (соответствующие) предметы. «И если ты говоришь, иначе, то это не удивительно, ибо ты говоришь, как мыслишь». Он написал и Анании, вразумляя, поучая и увещевая его прекратить свои новшества и исправиться, но не получил никакого ответа на свое писание (ибо он опирался на дружбу и силу философа) и, видя, что он не исправляется, хотел призвать его в Константинополь, дабы созвать кафолический собор и рассмотреть его дело; но затем снова оказал великодушие по древнему и отеческому обычаю, в особенности потому, что отступник ссылался, будто все отцы Синайского монастыря имеют одинаковые с ним убеждения. Уехав в Иерусалим, он вторично написал отцам Синайской горы нижеследующее письмо, а для того, чтобы исчез всякий предлог, он позаботился, чтобы и от святого собора в Константинополе была написана другая грамота, преследующая ту же цель.

Нектарий, Божиею милостью патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины.

Честнейшие и преподобнейшие отцы царского и досточтимого монастыря святой и богошественной горы Синая, да будет всем вам благодать от Бога и мир, а от нас молитва, благословение и прощение. [75] Так как боголюбезнейший епископ ваш кир Анания худо и неразумно замыслил новшества и перемены и, будучи однажды, и вторично, и в третий раз братски вразумляем нашею мерностью, чтобы прекратил их, как причины соблазнов, вовсе не послушался, то сего ради мы вынуждены были написать ему отсюда, из Константинополя, когда он пребывал во Влахии. Однако, он и ныне заключил уши, как аспид немотствующий, и не удостоил нас никакого ответа, а, напротив, возбудил там смуты и волнения. Ибо ваш архиепископ желает поставить епископию святой горы Синая одною из архиепископий, которые называются автономными и не подчинены какому-либо патриаршему престолу. Посему он желает иметь и преимущества их и равные почести и потому во-первых отменил поминание своего патриарха и приказал всем называть себя блаженнейшим и так величать его и подписывать. Когда же он вообразил, что успел в этом, то захотел (как мы слышали) и всесвободу монастыря низвести в рабство, хотя монастырь весьма давно по царскому дару был почтен всесвободою; ибо, как мы слышали, он говорил, что не имеет нужды в соборе. Все сие, как противное правилам и царским и соборным указам, причиняющее соблазн и ведущее ко вреду или, лучше сказать, к исчезновению монастыря, требует не малого исправления. Посему мерность наша пишет соборно и объявляет вашей святости вместе с присутствующими митрополитами и боголюбезнейшими архиепископами, во Святом Духе возлюбленными братиями и сослужителями, что если названный боголюбезнейший архиепископ кир Анания [76] перестанет сопричислять епископию святой горы Синая к архиепископиям, не подчиненным патриаршему престолу, то может жить впредь мирно; ибо нигде не находится, ни в царских указах, ни в святых правилах святых отцов, что она не подчинена патриаршему престолу, но указали ей быть в пределах апостольского престола Иерусалимского, как написано в Чине сего престола, древнем и исконном, в котором она числится 24-м престолом. Еще яснее сказано это в скрепленной печатью грамоте, данной соборно во дни приснопамятного патриарха Константинопольского кир Иеремии в присутствии двух других патриархов, Антиохийского кир Иоакима и Иерусалимского кир Германа, в июле месяце 1575 г., Индикта 3-го. Из нее видно, что тщательно исследовали и изыскали из старинного Чина Константинопольского престола, что епископия горы Синая находится в пределах Иерусалимских и оттуда должна получать рукоположение, а избирается (епископ) собором, дабы и в сем сохранялась всесвобода монастыря. И если епископ выставляет хрисовулл великого Юстиниана, дарованный епископу горы Синая, и на основании его хочет быть третьим архиепископом, то он сам не замечает, что желает создать столп гордыни на гнилом основании; ибо в том хрисовулле называется не третий архиепископ, а третий из пречестных. Ибо Юстиниан говорит в нем дословно так: «Чтит царская власть моя имеющего по времени настоятельствовать на Синае достоинством пречестных и определяет сопричисляться третьим к удостоенным такой чести во всем и сопочитаться при выходах, на седалищах, стояниях и [77] собраниях». Так говорит новелла, откуда ясно видно, что она определяет ему быть третьим из пречестных; ибо есть и другие четыре архиепископии, подчиненные сему апостольскому Иерусалимскому престолу, почитаемые также достоинством пречестных, именно Лиддская, Газская, Свято-Троицкая и Неапольская. Оне почтены по той причине, что каждый из сих архиепископов три месяца пребывал при патриархе в качестве правого сотрудника в делах его, получая свои расходы от патриарха; ибо так написано в древнем кодексе сего святейшего престола. Представляется возможным, что и сей получил почетный титул пречестного после двух других. почему хрисовулл и называет его третьим, так как тогда же игумен горы Синая был удостоен епископского сана: ибо (царь) говорит в хрисовулле, что желает, чтобы игумен облачался в облачения, одинаковые с архиерейскими. Ибо с тех пор, как был построен царем монастырь по представлению епископа Птолемаидского, как явствует из хрисовулла, все сие было даровано игумену монастыря, т. е. быть архиереем и пречестным, поелику говорится в Чине: «Определяем одному и тому же (лицу) быть епископом и игуменом». Итак епископ Анания ошибается, называя себя третьим архиепископом из неподчиненных престолу патриаршему. Ибо автономные архиепископии, как явствует из 5 отд., гл. 15, Матфея Властаря, суть следующие: Ахридская, Кипрская, Иверская и Карфагенская. Называя же себя третьим после Ахридского и Кипрского, он говорит неправильно: ибо Ахридская и Кипрская не называются первою и второю, но [78] первою Юстинианою и новою Юстинианою, а гора Синай третьею Юстинианою никогда не писалась и не именовалась. Если же надлежит назвать и третью Юстиниану, то так подобает называться Карфагену, ибо и его великий Юстиниан сделал архиепископиею, когда сделался властителем всей Африки. Ибо и о сем имеется хрисовулл у Матфея. Посему и архиепископы их иногда именуются и блаженнейшими, как автономные и патриаршему престолу не подчиненные, и имеют (право) так именоваться по царскому дару, а не похищенному, как похитил себе прекрасный кир Анания, не зная, что никто не властен нарекать себе имя, какое захочет, как и Адаму не дано было назвать себя, хотя Бог и предоставил ему наименования всех других животных; ибо если бы ему дана была такая власть, то он назвал бы себя каким-нибудь высоким и великим именем, а не Адамом, что значит «земляной». Итак, если епископ кир Анания, как мы сказали, прекратит подобные неуместные новшества и перемены, будет поминать имя своего патриарха, будет называться и писаться только боголюбезнейшим и пречестным, будет собирать собор отцов по делам и ничего не будет делать и решать один, не исключая и малейших (дел), а только по общему мнению старцев и собора, будет настоятельствовать в обители, как игумен, братски и общежительно, а не как архиерей, властно и повелительно, — как пишут соборные указы о монастыре, установил старинный обычай и делали бывшие раньше его епископы, — и не будет преступать ничего из этого, то дело будет хорошо; если же он будет [79] прекословить сему или одному из вышесказанного, то да будет лишен всякой архиерейской деятельности и чина: если же презрит запрещение, то будет подлежать полному низложению. И если кто дерзнет или поименовать, или сказать, или написать его блаженнейшим, будет тяжко наказан установленными в святых и божественных законах наказаниями. Да будет тако, а не иначе по решению. 1667, июля месяца, индикта 6-го 3.

Получив сию грамоту, отцы Синаиты отписали кир Нектарию нижеследующее письмо, в котором удостоверяют, что и они не принимают новшеств Анании.

Блаженнейший и мудрейший патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины, твоему блаженству рабски и благопослушно кланяемся, лобзая следы святых ног его.

Получив с письмоносцем Иерусалимским святую твою грамоту вместе с соборною, т. е. твоего блаженства и всесвятейшего (патриарха) вселенского, мы с благодарностью приняли святые твои молитвы и благословения и, узнав из обеих о здравии и благоденствии твоей боголюбивой души, воздали славу Богу, моля Его о долговременном пребывании твоем на высочайшем твоем престоле и нерушимом мирном состоянии. Читая соборное (послание) на соборе, мы поклонились ему, как подобало, и [80] заключающиеся в них (решения) о нашем архиепископе кир Анании хорошо поняли. И на сие ответствуем обще все братья святого собора, священники и монахи, твоему блаженству, что мнение отцов не склоняется к тому, чтобы кир Анания искал новшеств и преимуществ, каких его предшественники не имели и не искали, и мы не желаем, чтобы он подавал повод к соблазну патриархов и прочих архиереев, что монастырь имеет нужду в самомалейшем. Все сие мы много раз высказывали его боголюбию наедине и на соборе, чтобы он прекратил их и действовал так же, как его предшественники, но он всегда возражал, что действует так не для собственного возвеличения, но дабы почтить в свое время монастырь. Вовсе не было также нашего совета, чтобы он выезжал из монастыря; и по этому поводу было между нами много собраний и споров, которые невозможно во всех подробностях изложить твоему блаженству. Видя непреклонность его решения, мы волею-неволею дали ему разрешение выехать, но с тем, чтобы он возвратился через два года, как он и сам обещал устно. Посему мы дважды и трижды писали ему, чтобы он приехал, и даже послали с этою целью брата, приглашая его прибыть к нам, так как монастырь имеет нужду в рукоположениях и других необходимых (делах). Но его боголюбие, имея еще намерение промедлить в путешествии, послал всесвятейшего кир Косму, бывшего Амасийского, в качестве епитропа, чтобы он совершил нужные архиерейские действия, дабы мы не находили более предлога требовать его возвращения. Однако, как только будут присланы [81] (вышеупомянутые) соборные (послания) и будут прочитаны в монастыре по повелению твоего блаженства, мы снова пошлем ему послание с требованием приехать к нам. По прибытии он увидит решение святого собора, и мы скажем ему еще настойчивее, чем говорили, чтобы он действовал подобно своим предшественникам, дабы архиереи не стали врагами монастыря и мы не впали в неприятности и соблазны. И если он подчинится, хорошо, если же нет, то что можем мы сделать с ним? Только Бог и молитва твоего блаженства да просветит его ко благу и пользе святого монастыря. Мы твердо знаем только то, что твое блаженство сперва и ныне любишь и жалеешь от глубины души и сердца святой монастырь, как никто другой из наших, и во всем словом, делом и святыми твоими посланиями укрепляешь и наставляешь нас, как любящий отец, к согласию и исправлению нашего монастыря. И так мы еще надеемся несомнительно и непререкаемо, что и в деле кир Анании ты с великодушными мыслями и мирным расположением будешь направлять и улаживать все, как мудрый и рассудительный, по своему усмотрению, дабы бедный монастырь не впал в соблазны и убытки. Таково (наше мнение), а святые и богопослушные молитвы твоего блаженства да будут с нами навсегда неисхитимою охраною. Аминь.

В 1668 г., сентября 22-го, из Мисирия.

Написавший по воле отцов Неофит иеромонах.

Паисий иеромонах.

Дионисий иеромонах и эконом.

Парфений монах.

Моисей монах.

Панкратий монах.

Неофит иеродиакон.

Венедикт монах.

Тимофей монах.

Филофей монах.

Палатий монах.

Иоаким монах.

и прочие великие и малые

братья монастыря.

[82]

Когда настоящее послание дошло до кир Нектария, находившегося во святом Иерусалиме, и затем он прибыл в Константинополь, то произошло совещание с святым собором Константинопольским о низложении Анании. В это время кир Нектарий отказался (от престола), и когда мы Божиею милостью были возведены на апостольский Иерусалимский престол и отправились в Мисию и Влахобогданию за милостынею, Анания стал действовать еще беззаконнее, чтобы утвердить свое отпадение. При сем он послал и в Константинополь некоего иеромонаха Илариона, дабы он, если возможно, путем просьб, даров или даже народного возмущения принудил нас и святой собор предоставить (Анании поступать) по своей воле. Такое коварство послужило причиною прекращения отсрочки, и вот, когда составился полнейший собор, были рассмотрены изданные в разные времена соборные (грамоты) по случившимся поводам у патриархов против Синаитов и сверх того данная при Иеремии соборная грамота; каковые все находятся в святых кодексах досточтимой патриархии Константинопольской. Итак, когда таковые (грамоты) были рассмотрены и тщательно исследованы и новшество Анании открыто и признано противозаконным, была написана соборная грамота, утверждавшая, что епископия горы Синая канонически подчинена апостольскому Иерусалимскому престолу. Было написано и низложение Анании, которое мы, уехав в Иерусалим, взяли с собою и оттуда послали отцам Синаитам, что или Анания должен приехать в Иерусалим для исправления, или мы пошлем его низложение в Египет. Они же, когда он не послушал их, сказали ему, чтобы он подал в [83] отставку, и что они не желают другого епископа, как было и раньше. Когда он отказался от пастырства и написал просьбу об отставке, они избрали себе епископом вышесказанного Иоанникия, составили с ним письменное соглашение о том, как он должен жить в монастыре с отцами, и дали ему обычные грамоты к нам, а также и к кир Нектарию. Взяв подобающую грамоту, он прибыл в Иерусалим. Будучи избран канонически и тамошним святым собором и написав в святом кодексе исповедание веры, он был рукоположен нами в 1671 году спасения в храме святого Воскресения Христа Бога нашего безмездно, по древнему, отеческому и каноническому обычаю апостольского престола и, получив деяние свое и обычные соборные грамоты, а также отдельную соборную грамоту, утверждавшую его соглашение с отцами, а кроме того по просьбе получив и прощение Анании, предоставлявшее ему в случае надобности совершать архиерейские службы с согласия законного его архиепископа, отбыл в свой монастырь, и наступил глубочайший мир во славу Бога, Ему же слава во веки. Аминь 4. [84]

Послание синайских отцов к Нектарию.

Блаженнейший, мудрейший и всесвятейший владыко и бывший патриарх святого града Иерусалима, господин Нектарий, преклоняем колено и благоговейно лобзаем святую твою десницу.

Мы раньше написали твоему блаженству об увольнении архиепископа нашего кир Анании. И вот с молитвою твоею мы вместо него избрали кандидатом всепреподобнейшего и святого духовного отца кир Иоанникия, чадо твоего блаженства, и посему, имея дерзновение и упование на тебя, посылаем его к нынешнему блаженнейшему господину Досифею, дабы он рукоположил его нам во архиепископа по старинному уставу и обычаю его предшественников, и просим тебя, как брата святого монастыря и отца нашего, ни в чем не огорчать его, так как он не желал, чтобы ему было вручено сие настоятельство, и мы настойчиво склоняли его к сему ради необходимых нужд и служб, какие имеет святой монастырь, как ты знаешь и сам. Еще молим тебя о том, чтобы он после рукоположения возвратился к нам как можно скорее, так как мы находимся здесь в Египте в числе семидесяти братьев и все службы остановлены, а посему монастырь находится в великом утеснении и опасности. И если он пожелает пробыть там много дней, ты понудишь его приехать к нам, как мы оказали, поскорее, так как и Раифские братья находятся еще здесь, ожидая его возвращения к нам. Так [85] молим мы и просим, чтобы ты сделал нам, как домоправитель Христов и брат святого монастыря, дабы от нас иметь постоянное поминание, а от Христа достойную мзду, и да дарует Он тебе и Свое вечное царствие. A святые и богопослушные молитвы твоего блаженства да будут с нами во всей жизни. Из Египта, 1671, Октября 4-го.

Паисий иеромонах.

Парфений иеромонах.

Сильвестр иеромонах.

Кирилл иеромонах.

Иоаким иеромонах.

Мелетий иеродиакон.

(Следуют подписи 19 других Синайских отцов).

(нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)


Комментарии

1. Шемаха.

2. См. To kanonikon dikaion ktl., стр. 28-31.

3. После этой грамоты имеется в рукописи другая соборная грамота Мефодия Константинопольского к Синаитам (июль 1668), определяющая то же, что и Нектарий. См. ту и другую в книге: To kanonikon dikaion ktl., стр. 32-39. Вторая помещена и в книге Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., стр. 369-374.

4. Досифей приложил здесь следующие грамоты: 1) Соборный сигиллий Мефодия Константинопольского, утверждающий права патриарха Иерусалимского над Синайскою епископиею, составленный в январе 1071 г. — 2) Мефодия Константинопольского соборное низложение Анании, написанное в декабре 1670 г. — 3) Соглашение Синаитов с рукоположенным архиепископом их Иоанникием, по которому он имеет жить с ними, написанное в Каире в сентябре 1671 г. — 4) Отношение Синайских отцов о рукоположении епископа Иоанникия, 4 окт. 1671 г. — 5) Послание к Нектарию о рукоположении Иоанникия. — 6) Исповедание Иоанникия. — 7) Соборное послание (Досифея Иерусалимского), утверждающее соглашение Синаитов с епископом их. Эти грамоты, кроме 5-й, уже известны и находятся в книге: To kanonikon dikaion ktl, стр. 44-66.

Соборные грамоты патриарха Мефодия находятся и в книге Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., стр. 369-389. (Перевод документов 1-4, 6 и 7 см. в конце настоящего тома, прил. 5-10). Здесь приводится послание Синайских отцов к Нектарию.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.