Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Правила ста пятидесяти святых отцев, собравшихся в Константинополе, во время консульства Флавия Евхерия и Флавия Евагрия 1.

Послание святого собора к благочестивейшему императору Феодосию Великому, с приложением постановленных отцами правил.

Благочестивейшему императору Феодосию — святый собор епископов, собравшихся в Константинополе из разных областей.

В начале нашего послания к твоему благочестию, благодарим Бога, который ознаменовал твое благочестивое царствование общим миром Церквей и утверждением истинной веры; и воздавая Богу должное благодарение, нужным считаем донести твоему благочестию о том, что происходило на святом соборе. Собравшись, по твоему распоряжению, в Константинополь, мы, во-первых, возобновили взаимное согласие между собою; потом изрекли краткие определения, в которых утвердили веру отцев, собиравшихся в Никее, и осудили возникшие против нее ереси; кроме того, постановили точные правила о благоустройстве Церквей. Все это мы прилагаем к настоящему нашему посланию. Итак, просим твое благочестие — утвердить постановления собора, дабы, как ты почтил Церковь своим посланием, которым созвал нас, так ты же, своим утверждением, положил и конец нашим совещаниям. Господь же да утвердит царствование твое в мире и правде, да проложит его в роды родов, и к земному владычеству да приложит радости царства небесного. Бог, по молитвам святых, да сохранит для вселенной крепким и украшенным всеми доблестями — тебя, истинно благочестивейший и боголюбивейший император!

Епископы, благодатью Божиею, собравшиеся в Константинополь из разных областей, по призыву благочестивейшего императора Феодосия, определили.

1.

Вера трех сот восемнадцати отцев, собиравшихся в Никее вифинской, да не отменяется, но да пребывает господствующею; и да предастся анафеме всякая ересь, и именно — ересь евномиан или аномеев, и ариан или евдоксиан, и полуариан или духоборцев, также и савелиан, и маркелиан, и фотиниан, и аполлинариан. [117]

2.

Областные епископы не должны простирать своей власти на другие Церкви, вне своих областей, и смешивать Церквей; но по правилам: александрийский епископ должен управлять церковными делами только в Египте, а епископ Востока начальствовать только в восточной Церкви, с сохранением преимуществ Церкви антиохийской, утвержденных никейскими правилами 2; также епископы Азийской области да управляют Церковью только в Азии, понтийские — только в Понтийской области, и фракийские — только во Фракии. — Не быв призваны, епископы не должны переходить за пределы своей области, для рукоположения, или какого-либо другого церковного распоряжения. При сохранении же вышеписанного правила о (церковных) областях, очевидно, дела каждого округа будет устроять окружной собор, как определено в Никее 3. — А Церкви Божии, находящиеся в иноплеменных народах, должны быть управляемы по соблюдавшемуся доныне обыкновению отцев.

3.

Константинопольской епископ да имеет преимущество чести после римского епископа, так как Константинополь есть новый Рим.

4.

О Максиме цинике и произошедшем от него беспорядке в Константинополе определено: ни Максим не был и не есть епископ, ни рукоположенные им (не были и не состоят) ни в какой степени клира; все, и для него сделанное, и им сделанное, уничтожено, как недействительное.

5.

О свитке западных 4 постановлено: принимаем (в общение) и находящихся в Антиохии, как скоро они исповедуют единое Божество Отца и Сына и Святого Духа.

6.

Так как многие, желая привести в замешательство и ниспровергнуть церковное благоустройство, враждебно и клеветнически вымышляют разные обвинения против управляющих [118] Церквами православных епископов, усиливаясь таким образом только помрачить добрую славу священнослужителей и произвести смятения в мирном народе: то поэтому святый собор сошедшихся в Константинополе епископов заблагорассудил: не без исследования допускать обвинителей и не всякому позволять обвинение правителей Церкви, впрочем и не всем возбранять. Но если кто принесет на епископа какую-нибудь собственную, то есть, частную жалобу, как например в том, что обманут им или потерпел от него какую-нибудь другую неправду: при таких обвинениях не делать исследования ни о лице обвинителя, ни о вере его. Ибо во всяком случае, и совесть епископа должна быть свободна, и объявляющий себя обиженным, какой бы веры он ни был, должен найти правосудие. Если же взводимая на епископа вина будет церковная: тогда должно исследовать о личности обвинителя. И во-первых, да не позволяется еретикам делать обвинения на православных епископов по делам церковным. Еретиками же мы называем и тех, которые издавна отчуждены от Церкви, и тех, которые впоследствии нами преданы анафеме; а вместе с ними и тех, которые показывают вид, будто исповедуют истинную веру, однакож отделились, и составляют свои собрания против наших правильно постановленных епископов. Потом, если кто из них Церковью, за какие-нибудь вины, прежде был осужден и извержен, или отлучен, из клира, или из разряда мирян: то и таким не дозволяется обвинять епископа, пока наперед не очистят себя от собственной вины. Равно и тех, которые прежде сами подверглись какому либо обвинению, не допускать к обвинению епископа или других клириков, прежде нежели докажут, что они сами невиновны в приписанных им преступлениях. Если же кто, не быв ни еретиком, ни отлученным, ни осужденным, или прежде обвиненным в каких-либо преступлениях, скажет, что имеет какое-либо обвинение против епископа по церковному делу: таким святый собор повелевает, сперва представить свои обвинения всем епископам области и пред ними доказать преступления епископа, подвергшегося обвинению. Если бы случилось, что областные епископы не в силах были бы исправить взводимые на епископа преступления: тогда обвинители должны приступить к большому собору епископов той области, созванных по этой причине: но не прежде они могут настаивать на своем обвинении, как письменно обязавшись понести равное с обвиняемым наказание, если бы, по исследованию дела, оказались клевещущими на обвиняемого епископа. Но если кто, презрев решение, постановленное вышепоказанным порядком, дерзнет — или утруждать слух царский, или суды мирских начальников, или беспокоить вселенский собор, к оскорблению чести всех [119] областных епископов, того отнюдь не должно принимать с жалобою, как нанесшего оскорбление правилам и нарушившего церковный порядок.

7.

Присоединяющихся к православию и к части спасаемых еретиков принимаем по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, и македониан, и савватиан, и новатиан — называющих себя чистыми и лучшими, и тессарадекатитов или тетрадитов, и аполлинаристов, когда они дают письменные удостоверения и предают анафеме всякую ересь, мудрствующую не так, как мудрствует святая кафолическая и апостольская Церковь Божия, принимаем, запечатлевая, то есть, помазуя сперва святым миром чело, и очи, и ноздри, и уста, и уши; и запечатлевая их, говорим: “Печать дара Духа Святого". Евномиан же, крещающих единократным погружением, и монтанистов, называемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и делающих другое, нетерпимое, и все прочие ереси, (ибо здесь много еретиков, особенно выходящих из области Галатской) всех, которые из них желают присоединиться к православию, принимаем как язычников. В первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, потом, в третий, заклинаем их, с троекратным дуновением в лицо и в уши их: и таким образом оглашаем их и заставляем их долгое время пребывать в Церкви и слушать Писания; и потом уже крестим их.

Символ веры, изложенный Константинопольским собором.

Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца — неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, свет от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез которого все произошло; — для нас человеков и для нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося; — распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, по писаниям, — и восшедшего на небеса, и седящего одесную Отца, — и опять имеющего придти со славою — судить живых и мертвых, — которого царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, животворящего, исходящего от Отца, вместе с Отцем и Сыном покланяемого и славимого, изрекавшего чрез [120] пророков. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь; исповедуем одно крещение в отпущение грехов. Ожидаем воскресения мертвых, — и жизни будущего века. Аминь.

Подписали сто пятьдесят епископов, присутствовавшие на этом соборе.

Нектарий константинопольский. Египетской области:

Тимофей александрийский.

Дорофей оксиринский.

Палестинской области:

Кирилл иерусалимский.

Фалассий 5 кесарийский.

Макер иерихонский.

Дионисий диоспольский.

Прискиан севастийский.

Сатурнин 6 скифопольский.

Руф никопольский.

Авксентий аскалонский.

Элиан иамнийский.

Финикийской области:

Зенон тирский.

Павел сидонский.

Нектав птолемаидский.

Филипп дамасский.

Ватрах 7 панейский.

Тимофей беритский.

Василид вивлский.

Мохим 8 арадский.

Александр арахский 9.

Сирийской 10 области:

Мелетий антиохийский.

Пелагий 11 лаодикийский.

Акакий верейский.

Иоанн апамейский.

Виз 12 селевкийский.

Евсевий эпифанийский.

Маркиан селевкопольский 13.

Патрофил ларисский.

Север патрский 14.

Флавиан и Елпидий, пресвитеры антиохийские.

Евсевий халкидский.

Домн гавальский.

Василий рафанский 15.

Аравийской области:

Агапий 16.

Вагадий 17.

Бостронской области:

Елпидий дионистский 18.

Ураний адранский 19.

Хилон константийский 20.

Север неапольский.

[121]

Озройской области:

Евлогий едесский.

Вит каррский 21.

Абрам батнский 22.

Месопотамской области:

Марей амидский.

Ват 23 константинианский.

Иовиан 24 имерийский.

Августовой Евфрадской области:

Феодот 25 иерапольский.

Антиох самосатский.

Исидор суррский 26.

Иовин пеллский 27.

Марий долихский 28.

Киликийской области:

Диодор таррский.

Кириак аданский.

Гезихий епифанийский.

Герман корикский.

Лерий зефирийский.

Филомуз 28 помпеопольский.

Олимпий мопсуетский.

Филомуз 30 александрийский, в лице пресвитера Алипия.

Каппадокийской области:

Елладий кесарийский.

Григорий нисский.

Еферий 31 тианский.

Босфор колонийский.

Олимпий фарнакийский 32.

Григорий назианзский.

Мало-Арменской области:

Отерий мелитинский.

Отерий арависский.

Исаврийской области:

Симпосий селевкийский.

Филофей иренопольский 33.

Монтан клавдианопольский 34.

в лице пресвитера Павла.

Ипсистий 35 филадельфийский.

Марин далисандский.

Феодосий антиохийский.

Артемий титопольский 36.

Неон селенунтский 37.

Евсевий ольвийский.

Монтан диокесарийский.

Музоний келендерский 38.

Кипрской области:

Иулий пафский.

Феопомп тримифунтский.

Тихон Тамасский.

Мнемий 39 киттийский.

Памфилийской области:

Троил геонский 40.

Каий лирбский 41.

Лонгин колобрасский 42.

Феодул коракезийский 43.

[122]

Гезихий коммакский 44.

Туесиан кассонский.

Мид пантенесский 45.

Гераклид титуйский 46.

Феодул сильвийский 47.

Паммений ариасский.

Ликаонской области:

Амфилохий иконийский.

Кирилл гомонадский 48.

Аристофан собарский 49.

Павел листрский.

Инз котенский 50.

Дарий мистийский.

Леонтий пергский.

Феодосий гидский 51.

Евстафий канский.

Дафн 52 дербский.

Евгений паспанский 53.

Илуарий 54 исаврийский.

Север амбладский.

Писидийской области:

Оптимий 55 антиохийский.

Фемистий адрианопольский.

Аттал простамский.

Ананий ададский 56.

Фавст лисинийский 57.

Ионий сагалесский 58.

Каллиник подалийский 59.

Евстатий митропольский.

Патрикий паралийский 60.

Лукий неапольский.

Лонгиан 61 созопольский, в лице пресвитера Симплиция.

Тиранн, пресвитер аморийский 62.

Авсканон 63, пресвитер апомейский.

Елладий, пресвитер комманский.

Феосевий филомелийский, в лице пресвитера Васса.

Ликийской области:

Татиан мирский.

Пионий комасский.

Евдемий патарский.

Патрикий энандский 64.

Лупикин лимирский.

Македон ксанфский 65.

Роман вивонский 66.

Феантим 67 араксский.

Ермей вувутейский.

Фригийской области:

Вит примнезийский 68.

Авксаман 69 евкарпийский.

Нектарий апирский 70.

Феодор евменийский,

в лице пресвитера Профутура.

[123]

Карийской области:

Евдоксий 71 афродизийский.

Леонтий кивурский 72.

Вифинской области:

Евфразий никомидийский.

Дорофей никейский.

Олимпий неокесарийский.

Феодул халкидонский.

Евстасий 73 прузский.

Понто-Амазийской области:

Пантофил 74 иберийский.

Мизийской области:

Мартирий маркианопольский 75.

Скифской области:

Геронтий 76 томский.

Эферий терсонийский 77.

Севастиан анхиальский.

Испанской области:

Агрий иммонтинский 78.

Понто-Полемонийской области:

Атарбий, в лице чтеца Кила 79.—80.

Постраничные комментарии заменены на сквозные - прим. распознавателя.

1.Пред седьмыми юлианскими идами” (pro epta eidwn iouliwn), т. е. в мае месяце, 381 года.

2. I всел. соб. прав. 6.

3. I всел. соб. прав 5.

4. Здесь разумеется свиток западных епископов, содержащий послание римского епископа Дамаса, о котором замечено выше в истории собора.

5. По другим: Геласий.

6. — Сатурний.

7. — Вракк.

8. — Моким. — Мукин.

9. арундский, в лице пресвитера Тимофея.

10. — Собственно — из Целесирии.

11. — Пелазий.

12. — Виза.

13. По другим: селевковаллийский.

14. — паттийский, — партийский.

15. — рафаневийский.

16. — Асапий.

17. — Ватт.

18. — дионисийский, — дионисиадский.

19. — адратский, адарский.

20. — константинийский.

21. По другим: карруйский.

22. — бетонский, — бетаунский,— батумунийский.

23. — Ватений.

24. — Иовин эммарийский.

25. — Феодор.

26. — кирский.

27. — пеннский,— перрийский.

28. — лоллийский.

29. — Филоний.

30. — Феофил.

31. — Эферий, — Эрий.

32. По другим: парнасский.

33. — иеропольский.

34. — клавдиопольский.

35. — Исистий,— Спист.

36. — титиопольский.

37. — Неуний селинунтский.

38. — колендринский.

39. — Меминий. — Нем.

40. — гонский, егеанский.

41. — гирбский, — лирбизский.

42. — колимбрасский.

43. — короказийский, — карикиссийский.

44. По другим: катамский, — котернуйский.

45. — панеминский, — потемунский.

46. — птинский, — тихский, — тикузийский.

47. — фиальский.

48. — куманадский.

49. — супатский, — сапарский.

50. — корийский.

51. — сидский.

52. — Вдизен, — Парфан.

53. — паланский, — парадский, — пэссалонский.

54. — Иллирий.

55. — Оптим.

56. По другим: аданский.

57. — лиминский.

58. — садагасский, — салассийский.

59. — цекандрийский.

60. — парадагский.

61. — Лоллиан.

62. — амурайский.

63. — Авксиан.

64. — вномандский.

65. — зандольский.

66. — пасилидунский.

67. — Феантиан.

68. — примизийский.

69. — Евсаний.

70. — аппианский.

71. По другим: Екдикий.

72. — кимирунский, кивирский.

73. Евстафий.

74. Понсофий.— Пасифил.

75. маркиопольский.

76. По другим: Терентий.

77. — херсонесский.

78. — ламминитанский. — имимонтийский.

79. — Кирилла.

80. Относительно подписей нужно заметить следующее. Из того, что имя антиохийского епископа Мелетия помещено в числе сирийских епископов, видно, что подписи сделаны отцами прежде кончины Мелетия, также прежде отречения Григория назианзена от константинопольской кафедры, и — избрания Нектария на его место, равно как и до прибытия на собор Тимофея александрийского (сравни Григория наз. Стихотвор. о своей жизни). Поэтому должно допустить, что имена египетских епископов, после начала собора прибывших в Константинополь, и — вновь избранного Нектария, прибавлены к подписям после. С другой стороны, при жизни Мелетия, (во время подписания соборных актов), Григорий назианзен был еще константинопольским епископом; между тем в подписях он поставлен в числе каппадокийских епископов на последнем месте, как епископ Назианза, а не Константинополя. Это, без сомнения, сделано переписчиком — по ошибке, а может быть и намеренно, потому что ему могло показаться странным — написать двоих константинопольскими епископами — Нектария и Григория; а как он знал, что кафедра Григория передана Нектарию, то и поставил в числе подписавшихся Нектария с титулом константинопольского, а Григория написал епископом небольшого города Назианза, в Каппадокийской области.

Текст воспроизведен по изданию: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Том 1. Издание 3. Казань. 1910

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.