Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ МИРЛИКИЙСКОМУ

(по рукописи XV в.)

На Руси издревле почитается святитель Николай Мирликийский чудотворец (ум. около 345; память 6 декабря). Перенесение его святых мощей в 1087 г. в южноитальянский город Бари было воспринято Русской церковью как церковное торжество и почтено составлением особой службы. Память перенесения мощей святителя Николая явилась одним из первых установлений в истории православного Месяцеслова на Руси. Можно сказать, что и святитель Николай возлюбил Святую Русь, в которой прославились его чудотворные образы (Зарайские, Можайский, Великорецкий, Волоколамский и др.) 1.

Замечательный исследователь древнерусской литературы Е. В. Барсов (1836-1917) опубликовал Похвальное слово на день памяти перенесения мощей святителя Николая по рукописи XVI в., которую из-за дороговизны на ярмарке он не смог приобрести. Рукопись содержала жития новгородских и московских святых 2. Н. К. Никольский атрибутировал данный памятник протопопу Андрею, ставшему затем Всероссийским Митрополитом (1564-1566) 3. Это было поддержано нами, а также опубликован текст Слова по списку XVI в. из собрания ГИМ 4. Сравнение барсовской публикации и нашей показывает идентичность текста Слова. Его принадлежность протопопу Андрею нашла затем отражение в научной литературе 5. Однако недавно удалось обнаружить более ранний список Слова 6. Оно имеется в составе мартовской половины Пролога конца XV в. из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ) 7. [350]

Перевод Пролога известен на Руси с конца XI — начала XII в. и содержит краткие жития святых и поучения, расположенные в месяцесловном порядке. Пролог был любимым чтением многих поколений благочестивых русских людей. "Его переписывали сотни раз, и редкий нравоучительный сборник обходился без проложных выписок" 8. В результате дополнений, произведенных в XII, XIII, XV вв., на Руси были созданы три редакции Пролога, появление последней связывается со Псковом 9. Как отмечается, мартовский Пролог третьей редакции "пока не известен, но будет, по-видимому, обнаружен по мере приведения в известность бумажных Прологов мартовской половины" 10. Возможно, таким Прологом является рязанская рукопись.

Обнаружение нового списка Слова позволяет отказаться от принятой ранее атрибуции. "Недостойный прозвитер Андрей, бывший причетник и клирик соборной и апостольской церкви", которой является Успенский собор в Кремле, жил в XIV-XV вв. в Москве и служил в Успенском соборе, построенном князем Иоанном Калитой. Потом он стал "бывшим" клириком этого собора, т.е. он мог быть переведен в другой храм. Им мог быть собор Николы Гостунского в Кремле. В Слове автор прославляет Чудотворца Николая за подаваемые недужным чудеса-исцеления, "прибегающим с верою в пречестный и преславный его храм". В нем он прославил Похвальным словом Чудотворца Николая в день памяти Святителя. Его произведение вошло в состав третьей редакции Пролога.

Новый список Слова состоит из двух частей. Первоначально следует описание перенесения святых мощей святителя Николая, затем идет указание на его авторство, после чего читается само Похвальное слово. Сравнение новооткрытого списка Слова со списками XVI в. показывает, что в них имеется дополнение по сравнению с рязанским вариантом, а также некоторые разночтения. Иногда это перемена местами двух рядом стоящих слов. В конце Похвалы автор обращается к Святителю и говорит о своем недостоинстве, и, подобно Евангельской вдове, принесшей дар в сокровищницу храма, он прославляет Чудотворца, предстательством которого автор чает получить вечное блаженство.

Открытие списка XV в. позволило сделать некоторые уточнения в связи с проблемой атрибуции Похвального слова. Привлечение других списков, например XVII в., указанных академиком Н. Никольским, могло бы полнее раскрыть историю бытования этого памятника русской гомилетической мысли на страницах древнерусской книжности.

В предлагаемой публикации новооткрытого Слова текст приведен в соответствие с современными орфографическими нормами, указано также деление на листы рукописи и столбцы. Последние отмечены одной косой чертой в тексте. При этом отмечены важнейшие разночтения по нашей первой публикации и восполнена недостающая часть Слова.

Архимандрит Макарий [351]


/Л. 148/ В той же день принесение мощий святаго Чюдотворца Николы от Мур в Бар.

Понеже за умножение грехов наших попущающу Богу на христианы зело многыя казни оволи гладом, оволи нашествием иноплеменник, яко же бе в земли Мурьстей, идеже бе престол архиепископа иже во святых отца нашего Николы. По умертвии же его, /Л. 148 об./ много лет мину и нашедшу языку варварьску, поплениша землю Мюрьскую град Лукий, идеже беша честныя мощи святаго Николы и бе пуст, не имея много людий. И [п]устяхутся сурьяне 11 от Антиохия, шедше взяти мощи святаго Николы, и тако от Костянтинаграда хотяху по не ити. Явлению же Самого Бога бывшу и хотению святаго Николы преити в Баръград, люди (того же града) 11 во три корабли вседше и мало пшеница вземше, творяхуть в куплю идуче, и, продавше во Антиохии пшеницу, слышаша, яко хотят суриане ити по мощи святаго Николы. И въскоре отплуша баряне к Мурьскому граду и приставше в лимени 12 и, взем оружие, приидоша / в церковь [святаго Николы] 13 и обретоша четыре черньци и въпросиша я: Кде лежать мощи святаго Николы? И окопаша им и раскопаша со тщанием церковьный помост и обретоша раку полну мира и сольаша в корчагы и взяша мощи в корабль свой и приидоша в Бар с мощми святаго Николы 9-й мая в день недельный. И бысть радость велиа и приде весь град на сретение святаго Николы. И в той день ицелений недужных — 47, а въторый день — 29 трудоватых и бесных очисти я, а тредий день — 15 хромых и слепых, а в 4 день — уношу помилова глуха и нема бывша и дает ему слышати и глаголати. И явися некоему черноризцу святу глаголя, да положать /Л. 149/ мощи моя во олтари под святою трапезою. И створше раку сребряну, положиша в ней и чюдотворныя мощи святаго Николы. Тако бо прослави и, подав ему чюдесныя дары: недугы исцелити, бесы изгонити, болныя врачевати, на рати от смерти заступати, утопающих избавляти и всех верою призывающих его от всего зла спасает, да не точию сущии и в Бару веселятся о нем, но и весь мир и вся страны христианьскиа молящися святому Николе и приемлюще от него невидимо сердечная прошениа.

Многогрешнаго и грубаго и недостойна прозвитера Андреа, бывшего причетника и клирика сборныя и апостольскыя церкве в рускых / странах преименитаго града Москвы Слово похвално иже во святых отца нашего премудраго во святителех архиереа и чюдотворца Николы пастыря и учителя Мир Ликийскых на принесение честных его мощей от Мур в Баръград и воспомяновение преславных его и предивных чюдес мая в 9.

Днесь наста светоносное торжество богомудраго святителя, пречестнаго архиереа, славнейшаго в чюдесех Богосиянаго и чюдотворца Николы, наместника и подражателя суща святых Апостол. Днесь просия светлая заря, открывая благочестия великое таинство бывших чюдес предивнаго святителя, прекраснаго цвета, исцелениа плод недужным подавающаго прибегающим с верою /Л. 149 об./ в пречестный и преславный его храм. Днесь премирная воиньства ангельская с земными Христолюбивыми сонмы благочестно вкупе ликоствуют: царие и князи и священноначалници с Первосвятители, светло празднующи веселятся, и вся благочестивых равеньства во единение поспешествующе радуються. [352] Днесь мысленая удолиа 14 запустевших — разумнаго дарованиа исполняются присно. Днесь затвореная очеса светле и радостьне отверзаются, пресветлыя луча благотворениа приемлюще. Днесь хромым благотечение обоямо подается премудраго врачевания действом благопоспешнаго наставника и учителя. Днесь раслабленых уде/са радостно стягнутие 15 обретше, здравие душевное вкупе и телесное приемши радуются, желание избавлениа получивши. Днесь языци онемевших богогласия восприемыши благодарьствуют, днесь всяческый и неизбытных недуг от человеческаго естества непостоянно 16 отгоняется милостивным поспешением настоящаго праздньства преславного сего Чюдотворца и скораго предстателя Николы. Тем же убо достодолжно братие, сшедшися православных сбори и благочестивых соединение, душевную совесть очистивше и истинною верою оградившись, богодарованныя 17 поспешества образы имуще со усердием душевно радующеся, /Л. 150/ светло празднуем чюдес неисчерпаемое наслажение приемлющи и исцелениа даров пучину обретше и различнаго и скораго утешениа получивши святыя премудрости на явлением 18 упованием и надежею Царя Славы, створьшаго небо и землю, похвалныя венци победотворцу простирающе, достойная дарованиа плетуще от святыя живоносныя десница благолепна увязением 19 приемшему пастырю и учителю и наставнику вселеныя концам, Богоизбраннаго Христова стада кормьчю заблужьдшим в пучине волнениа идольския льсти иже во удоле 20 плачевнем обещавших грехми, радости подателя и посетите/ля и врача болящим различным недугы, в тесноте живущим душевнаго омрачения черность отгнавъшаго и обогатителя нищим, скитающимся различными озлобленми и всяческым страстем потребителя, в скорбех заточениа сущим и в глубине уныниа бывшим скорый утешитель и веселиа податель явися, яко же златозарныя луча от небесных круг на земныя конца благопотребная прошениа подающаго, целебныя дары испущающе и во всякой нужи скораго предстателя и заступника неизбыточных бед 21 предиреченнаго и премудраго во святителех досточюднаго и святейшаго Николу различными премудрыми похвалами д/Л. 150 об./стойно похвалим величествиа подание, яко же другый пречюдный адамант приносяще ти возмездием дарование, вопиюще и тебе таковая: О пресвятый отче Николае, утешителю скорбящим 22 от Господа Бога Саваофа 23 Вседержителя премудраго ти учениа в весь мир произыде глагол твоих вещаний.

Радуйся Богонарочитая златокованная труба, провозвещая православным радость; радуйся аргане украсивый церковьнаа устроения, радуйся цевница 24 доброгласная, исполняя радости благородных мудрованиа, [353] радуйся верных наставниче и крепителю, радуйся необоримая забрала и утвержение граду нашему. / Радуйся царствиа скипетром держава, радуйся поборниче православных собор, радуйся молниа пожигая соблазны, радуйся громе устрашая нечестивых полкы, радуйся Богодавче упование мое Николае, радуйся радости души моей преподобие, радуйся телеси моего врачевание, радуйся избавый мя от убожиа; радуйся, даровавый ми добрословие, радуйся всем обуреваемым прибежище и заступление 25.

Темже аз убогий и недостойный, паче же многогрешный и грубый, тмою неразумия одержим и неверьствием грубости скытаяся, от усердия принесох ти, якоже вдова она две цате [Мк. 12,42; Лк. 21,2], но не красна похвала от скверных устен избранному Святителю от Господа Бога. /Л. 151/ Но о пресвятый отче Николае, надеюся твоими молитвами обрести милость в настоящем сем нужнем времени и грядущая избавитися муки от належащих на ны зол пременитися во приидущий 26 час будущаго века и присносущнаго наслаждения сподобитися, Небеснаго Царствиа наследником быти и Горняго Иерусалима доброту зрети твоим пречюдным наставлением, великий архиерею Христов Святителю Николае, славяще Святую и Живоначалную Троицу, неразделимое Божество Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно.

РИАМЗ. № 5656. Пролог. Л. 148-151.


Комментарии

1. Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899.

2. Барсов Е. Вновь открытое слово пресвитера Андрея в списке XVI века // ЧОИДР. 1883. Кн. 1: Материалы историко-литературные. С. 1-11, 1-8.

3. БАН. Картотека акад. Н. К. Никольского. Карточки № 0521-0523. Кроме публикации Е. Барсова, он указал еще два списка Похвального слова по рукописям XVII в. Однако первоначально Никольский не назвал протопопа Андрея автором этого произведения. См.: Никольский Н. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.). СПб., б.г. Вып. 1: А-Б. С. 91-92. О его картотеке см.: Покровская В. Картотека академика Н. К. Никольского // ТБАН. М.; JI., 1948. Т. 1. С. 142-150; Адрианова-Перетц В. П. Картотека Н. К. Никольского//Вопр. языкознания. 1961. № 1. С. 121-125.

4. ГИМ. Собр. Н. П. Вострякова. № 907. Сборник похвальных слов XVI в. Л. 116-119 об.; Макарий, игумен. Всероссийский Митрополит Афанасий (1564-1566) // Богословские труды. М., 1984. Сб. 25. С. 258-259.

5. Прохоров Г. М. Андрей Пресвитер // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2: Вторая половина XIV-XVI в. Ч. 1: А-К. С. 38; Покровский Н. Н. Афанасий (в миру Андрей) // Там же. С. 74.

6. Выражаю благодарность А. А. Турилову за это любезное указание. Благодарю также братство святителя Феофана Затворника в Рязани, предоставившее ксерокопию данного Слова.

7. РИАМЗ. № 5656. Пролог. Конец XV в. 364 л. Полуустав в два столбца. См.: Вдовина Л. М., Кузьмин А. Г., Севастьянов А. А. Обзор рукописного собрания Рязанского областного краеведческого музея // АЕ за 1978 год. М., 1979. С. 180; Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР (Для Сводного каталога рукописных книг, хранящихся в СССР). М., 1986. С. 212. № 2158 (ротапринт); Дополнения к "Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР" (М., 1986). М., 1993. С. 67. № 2158 (ротапринт).

8. Фет Е. А. Новые факты к истории древнерусского Пролога // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 53.

9. Там же. С. 55.

10. Там же.

11. Суьяне — сирьяне, сирийцы.

12. Limhu — гавань, пристань. См.: Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. Стб. 762; Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 235.

13. Слова, взятые в скобки, являются маргинальной вставкой в тексте.

14. Удолиа — долина, низменность. См.: Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 751.

15. Стягнутие — стягивание, скрепление, укрепление. См.: Там же. С. 681.

16. Вм. непостоянно — непрестанно. См.: Макарий, игумен. Всероссийский Митрополит Афанасий. С. 258.

17. Вм. богодарованныя — благодарныя. См.: Там же.

18. Вм. на явлением — наслаждение. См.: Там же.

19. Увязение — увенчание, украшение цветочным венцом. См.: Дьяченко Г., свящ. Полный церковнославянский словарь. С. 748.

20. Удоле — здешний мир. См.: Там же. С. 843.

21. В списке XVI в. этого слова нет. См.: Макарий, игумен. Всероссийский Митрополит Афанасий. С. 258.

22. Далее следуют слова: Радуйся правыя премудрости съкровище. См.: Там же.

23. В тексте XVI в. этого слова нет. См.: Там же.

24. Цевница — флейта, свирель. См.: Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. С. 805.

25. Далее в рукописи XVI в. из ГИМ идет следующий текст: Радуйся златозарный архиерею Николае, иже удиви чюдесы весь мир, а от людии слепоту отогна греховную, от других же бесы изгоняа, а другых во сне удиви и от смерти избавляя. Радуйся страдоточный архиерею сладостию возвеселя весь мир и на пажить духовную наставив. Радуйся небопарный орел, облетавый весь мир и наполнивый вся сладкаго учениа. Радуйся Николае похвала апостольская. Радуйся Николае манастырем твердое и недвижимое основание. Радуйся архиерею Николае, златозарный облаче, прогнавый мрак безбожный от сердець человечьских и светом богоразумиа украсив престол церковный. Радуйся живорасленая леторасль въскормивый негиблющею ядию церковныя пытомникы. Радуйся победниче бесом и ересем прогонниче, чистоте правителю, доброте наставниче, пропоедниче истинне, смирниче котори вражды погубителю, святыни подателю, тобою вся безная лесть упразднися, а истинна восиа и процвете, да и мы братие и отцы добронравна поревнуем и память его честно творим не на брашно ся токмо сбираем, ни на питие, но на послушание и на добрая дела подвигнемся въздеращеся [!] не на брашна токмо, но от пианъства и от зависти и от свара и от тятбы и от клеветы, и от лихоимания и от прелюбодеяние. Таковая бо дела творяще, далече от Бога суть, аще не покается покаянием, яже бо есть приатно Богу, яже остатися от всего зла и к тому не створи его, но слезами умилением и милостынею омыти вся соблазны". См.: Макарий, игумен. Всероссийский Митрополит Афанасий. С. 258-259.

26. Вм. приидуший — грядуший. См.: Там же.

Текст воспроизведен по изданию: Похвальное слово святителю Николаю Мирликийскому (по рукописи XV в.) // Археографический ежегодник за 1998 год. М. 1999

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.