Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ВОПРОСЫ Н. П. РУМЯНЦЕВА К ВУКУ КАРАДЖИЧУ И ОТВЕТЫ НА НИХ

В Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина хранятся два письма, представляющие интерес как для истории сербского просвещения и деятельности Вука Караджича, так и для истории филологической науки в России. Это — вопросы Н. П. Румянцева к Вуку Караджичу и ответы на них последнего. Письма находятся в Отделе рукописей, фонд 256, № 79, лл. 6-8.

Вопросы написаны на левой половине листов с лицевой и оборотной стороны. Правые половины остались незаполненными. Бумага, на которой написаны вопросы, — белая, с водяным знаком: АО 1818 1 и лев с пучком стрел в гербовом под короной щите 2. Бумага, на которой написаны ответы, — тоже русская. Она — голубая, имеет водяной знак ЯБМЯ 1817 3 с гербом Ярославля. Даты нет ни на «Вопросах», ни на «Ответах». «Ответы» были когда-то сложены вчетверо и, следовательно, хотя и написаны на русской бумаге, могли быть присланы в письме, а не написаны в 1819 г. во время путешествия Караджича в Россию.

Содержание публикуемых ниже вопросов Н. П. Румянцева является еще одним ярким свидетельством возросшего интереса к истории и древней письменности славян, широты исторических и филологических проблем, волновавших в 10-20-е годы XIX в. так называемый кружок Румянцева. Лица, входившие в этот кружок, занимались разысканием древних рукописей, составляли первые археографические описания их, научные каталоги, проводили первые подлинно научные палеографические и историко-филологические исследования 4. Из письма Н. П. Румянцева видно, что его интересовали вопросы русской и сербской истории (причем не столько частные факты, сколько общие вопросы, имеющие значение для всего славянства), сербского и русского летописания, вопросы чисто языковые (лексические параллели, встречающиеся в древних рукописях, и сербские соответствия им), а также вопросы церковной истории в той мере, в какой они касаются древних общеславянских связей (Чехия, Сербия, Русь), и истории письменности и просвещения.

«Ответы» Вука Караджича конкретны и свидетельствуют не столько о понимании их автором широких исторических и филологических проблем, сколько о разносторонности и глубине конкретных знаний по частным вопросам. [76]

Ниже следует текст вопросов и ответов, который передается по современной орфографии, однако с соблюдением пунктуации оригиналов, сохранением согласования отдельных форм и употребления прописных букв. В примерах из древнерусских и древнесербских памятников соблюдается орфография писем, хотя, по-видимому, это скорее орфография начала XIX в., чем древних текстов. Деление на строки не соблюдено.


/Л. 6/ «Вопросы:

В Российских летописях находятся частые упоминания о народах, Дряговичи, Дулебы, Вятичи, Радымичн, Крывичи, Козары, Половцы, Печенеги. Сии народы точно ли под теми же названиями известны Сербским летописателям; а ежели им даются имена другие, то какие именно каждому? Берендеи и Чорные Клобуки появляются ли также в летописях Сербских, равно Косоги, Ятвяги?

Упоминают ли Сербские летописцы о походах Святославовых сына его Владимира и внука его Ярослава? В котором из Сербских Летописцов находятся об них сведения, и есть ли точное известие, что Владимир крестился в Херсони, и женился на сродственнице восточных Императоров, нет ли где в Сербских Сочинениях, что Владимир имел супругую не Гречанку, а Болгарину?

В Сербских Летописцах упоминается ли о двух Галлицейских Князьях у нас известных под именем Берлядников, в какой области Сербы ставят город Берляд (в слове Берляд буква я переправлена из е)?

/Л. 6-об./ Наши древние Летописцы полагают на Черном море близь устья Днепра город Алешье или Олешье? Есть ли об нем упоминание в древних Сербских Летописцах?

Наши Летописцы называют часть Азовского моря, или лучше сказать исток его в Черное море, Морем Сурожским, такое наименование появляется ли где в Сербских древних Сочинениях?

У сербского Народа опричь владетельных им Князей были ли в числе подданных Княжеские фамилии, и таковое Княжеское достоинство было ли родовое, или жалованное и принадлежащее одному лицу, а не роду его?

Был ли у Сербов особенный Класс Бояр, были ли Тиуны и Гридничи, были [ли] народные собрания известные под именем Веч?

Имеют ли какое значение на древнем Сербском языке Слова: Болонье, Вериги, Заруб, Грун, Желни, Стяг, Стан, Сени, и глагол тянуть принадлежит ли Сербскому языку?

/Л. 7/ Что точно значит Божница и слово Церковь было ли издавна в употреблении Сербского языка?

В наших самых древних Евангелиях существует та разница, что вместо Петел или Петуха, пишется Кур, как Самец Курицы; а в том Евангелии, где девы мудрые ждут прихода Жениха, самые древние наши рукописные Евангелии имеют ту разницу от рукописных последующих, что в них стоит мудящу Жениху вместо медлящу. Сии две разницы самых старинных Евангелий существуют ли равно и в самых старинных Сербских рукописных Евангелиях?

Нужно бы поверить приложенный здесь полный Месяцослов тех Святых, которых признала Российская Церковь, с полным же Месяцословом тех угодников Божиих, коих празднует Сербская Церковь, с показанием коих из наших она не ведает, и которых перед числом нашим имеет лишними?

/Л. 7-об./ Именно желаю знать, признает ли Сербская Церковь Святую Людмилу, бабу Вечеслава Князя Ческого, коей память у нас правится 16. Сентября; также Сербская Церковь празднует ли Святого Стефана Архиепископа Сурожского, которого память мы свершаем 15. Декабря?

Имеют ли Сербы особенную свою церковную Историю и всеобщую Историю Греческой восточной Церкви?

Между нашим Митрополитами мы числим, яко одного из умнейших, и прославивших себя разными сочинениями Митрополита Киприана родом Серблина, который поставлен Митрополитом в 1376-м или 1378-м году, есть ли об нем известие у самых Сербов, какие ему сочинения Сербами приписуются, где они хранятся и точно сказано ли об нем современными Сербскими Писателями или вскоре по нем явившимися, что он Сочинитель Российской Истории известной под именем Степенной книги, которую после пополнил у нас Макарий Митрополит?» [77]

Ответы Вука Караджича:

/Л. 8/ «Ответы на некоторые вопросы, на кои здесь (здесь и ниже разрядка В. Караджича) можно ответствовать:

1) У Сербского народа были и подданные княжеские фамилии; и хотя таковое достоинство было наследственно, но всегда принадлежало оно (с именем к н е з) одному только лицу из фамилии (как и ныне обычно в Сербии, в Босне, в Герцеговине и в Черной Горе).

2) У Сербов был особенный класс Б о л я р ; и вместо Русского слова в е ч , Сербы и до ныне имеют в и j е h а (а по Ресавскому и Сремскому наречию в е h а), которое означает собрание для советования; Сербы также имеют и глагол в и j е h а т и (вместе советоватися), и от того существительное имя в и j е h а н е.

3) Б о ж н и ц а я не слыхал никогда, и слово церковь (црква) хотя издавна в употреблении, но Богомоля может быть еще старее.

4) Мудящу ежели бы было вместо м е л д я щ ю или м л д я щ у, тогда это бы можно было сравнить с многими речениями нынешнего Сербского языка, в которых находится у вместо л (по древнему), наприм. с у н ц е вместо с л н ц е (по Рус. солнце), дуг вместо д л г, пун вместо плн, в у h и вместо в л щ и (влещи) и т. д. — Но в нынешнем Сербском языке не имеют никаковаго значения ни м е д л я щ у ни м у д я щ у.

5) В полном Российском месяцослове я не нашел следующих угодников Божиих, которых Серб/Л. 8 об./ская церковь празднует:

а) Ангелию Деспотицу.

б) Максима Епископа (которого мощи Турки сожгли в монастыре Крушедоле, в Сирмии).

в) Краля Милутина.

г) Стефана Краля Дечанского (которого мощи почивают в монастыре Дечанех, в Сербии).

д) Царя Уроша (которого мощи почивают в монастыре Язке, в Сирмии).

е) Стефана Щиляновича (которого мощи почивают в монастыре Шишатовце, в Сирмии).

Когда сиих угодников Божиих память совершается, теперь не знаю; Сербы имеют особенную книгу, в которой содержатся (в рукописи — содержался) правила всех Сербских угодников Божиих, которых греки не признают.

6) Сербы не имеют особенной церковной истории.»


Комментарии

1. АО — Александр Ольхин; 1818 год.

2. К. Я. Тромонин. Знаки писчей бумаги. М., 1844, № 1418.

3. ЯБМЯ — Ярославская большая мануфактура Яковлева; 1817 год.

4. Подробнее см.: Л. П. Жуковская. Развитие славяно-русской палеографии (В дореволюционной России и в СССР). М., 1963, стр. 31-40.

Текст воспроизведен по изданию: Вопросы Н. П. Румянцева к Вуку Караджичу и ответы на них // Советское славяноведение, № 5. 1966

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.