Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БРОНЕВСКИЙ В. Б.

ОПИСАНИЕ ЧЕРНОГОРИИ

(Продолжение)

Пища.

Пшеничной хлеб смешанной с кокорузою, для зажиточных, или ржаной для бедных, лук, чеснок, составляют главную пищу Черногорцев. Они редко едят мясо, и в сем случае целого барана или свинью жарят на вертеле. Чаще, могли бы иметь овощи и зелень, но будучи чрезвычайно умеренны и воздержны, они большую оных часть продают. Кофе и другия прихоти роскоши вовсе им неизвестны. Они употребляют пищи столь мало, что судя по силе их, тому должно удивляться.

Браки Черногорцев.

Чувство, которое усугубляет наслаждения, дарует человеку новое бытие, — любовь не приуготовляет и не [168] сопровождает брака: оный зависит от родителей. — Обряд сватовства сходствует с нашим; разница только в том, что жених, собрав родных и пришед к дому невесты, нападает на оный примерным сражением; — брать невесты, требует вена, состоящего обыкновенно в женских нарядах. — После венца, новобрачная сопровождается с музыкою и сптрельбою в дом мужа, от которого на третий день бежит к родителям, а муж ее выкупает, — только 10 патронами. — На вдову при вторичном браке, не надевают венца, и вместо музыки провожают ее биением в тазы и сковороды. Дочери не наследуют в отцовском имении, нo братья столь щедро награждают при выдаче сестер в замужество, что они вместе с теми подарками, кои на первой день брака, приносят им родственники; и даже соседи, уже имеют небольшее стадо и свою собственность, весьма достаточную по их образу жизни. Как бы муж ни любил свою жену, он стыдится сего чувства, и ласкает ее только на [169] любовь после брака есть тайна, и потому в одном доме и в одной избе, мущины живут розно с женщинами. Стыдливость и целомудрие принадлежат равно обоим полам.

Похороны.

Жена и дети умершего созывают родных, плачут, что и у них называется голосъбою, и царапают до крови лица. Женщины, отрезав волосы, кладут их на могилу. Похороны просты; плита или камень, утвержденный в земле вертикально, означает гробницу богатого и бедного: таким образом и за пределом жизни сохраняется равенство. Если умрет отец семейства, то делают куклу, одетую лучшим его военным нарядом, и положив на стол, кладут вокруг оружие и все трофеи, отнятые им у неприятелей. Кукла сия, для поминовения, остается на столе 40 дней.

Игры и увеселения.

Черногорцы отменно любят музыку, пение и пляску. Возвращаясь с поля, из [170] похода, даже в виду врагов на месте сражения, они поют и пляшут почти беспрестанно. Свирель и гудок, называемые ими сфира, и гусли составляют музыкальные их инструменты. Слепые играют на гуслях с искуством. Припевая любимые национальные песни, приводят они в восторг слушателей; им платят за то щедро, ибо и здесь лучше умеют награждать за удовольствие, нежели за услугу.— За недостатком свирели и гудка свистать носом, считают непоследним талантом.

Песни заимствованы от Османа Великого Славянского и некоторых Рагузинских Поэтов. В них прославляются подвиги и слава Славянского народа. Кралевич Марко и Юра Кастриотич, (славный Скандербег) наиболее упоминаются. Романсов, выражающих сладости и мучения любви, я никогда не слыхал; их заменяют заунывные песни, изображающия потерю отца, жены и матери или тоску по родной стороне; каждый стих в оных оканчивается повторением, которое перекатом [171] продолжают до потеряния голоса. В военных песнях картина битв и кровопролития, сохраняя память отечественных героев, воспламеняет сердца их огнем мужества; другия песни, действуя на слух согласием звуков, повергают их в приятную задумчивость.

Пляска любимая забава Черногорцев. Взявшись рукой за руку и составя круг, или став один противу другого, в сильном напряжении мышц взмахивая руками, и прыгая с одной ноги на другую, или сжав обе, перескакивая вперед, вертятся скоро и крепко топают ногами, приговаривая: скачи горе! скачи коло!, то есть скачи выше. —

Борьба, стреляние в цель, бегание в запуски, игра в шары и бросание камней, называемых диски, как у нас городки, словом все увеселения представляют образ войны. Женщины забавляются особо; только в болышие праздники и то довольно старые допускаются в сообщество мущин; разговор и посещения занимают молодых женщин. Здесь не знают никаких [172] азартных игр, разговоры вообще бывают семейственных и народных пользах. Вместо прогулки, Черногорец, взошед на скалу, ложится ничком и растянувшись на земле, проводит целые часы в созерцании бурного моря и прибрежных селений.

Звериная ловля

В двух больших лесах водятся медведи, волки и лисицы. Меха их охотно покупаются в Катаро. Стрелять кабанов, зайцев и кроликов почитают приятным препровождением времени. Орлы соколы и прочия хищные птицы очень обыкновенны. Зимою ловится множество перепелок, куропаток, жаворонков, уток, бекасов, дроздов, зябликов и пр. которые здесь редко едят, ибо охота, представляя образ войны, имеет в предмете не прибыль, но единое удовольствие и упражнение.-

Рыбная ловля

Малые реки, впадающия в реку Бояну, текущую по границе, и в большое [173] Скутарское озеро, особенно реки Чернович и Шиница, как и самое озеро, которое зовется Зента, весьма изобильны рыбою. Скорани, род маленьких сарделей, и скоби, собственно принадлежащия сим рекам, известны под общим именем бояны и в Италии почитаются за редкость и лакомство. В озере и реках ловятся необыкновенной величины форели, бывающия весом в 40 фунтов. Кроме употребления жителями, из Катаро в Tpиecт и Мессину, ежегодно отправляют пять или шесть болыших судов с копченою и соленою рыбою. В Апреле и Мае бывает лучшая ловля. Меня уверяли, что в cиe время обыкновенно прилетает множество птиц, называемых корнахи. Думать должно, что это род рыболовов, питающихся рыбою. Убивать их считают за грех по следующей причине: когда они появятся в Черной гopе, рыболовы со всех селений, собравшись, и отслужив молебен, ставят мережи в реках и озере, потом бросают в воду приманку, состоящую в размоченой ржи, и лишь рыба покажется на [174] поверхности, корнахи с большим криком в нее, кидаются. Рыба, испугавшись тысячами попадает в мережи; рыбаки, в знак благодарности, кормят птиц пойманною рыбою, и потому, пока продолжается ловля, они привыкают к людям, помогают им в оной, и не прежде оставляют берега рек и озера, как по окончании ловли.

Древности.

Гробницы, построенные в виде четвероугольных столпов со сводами, сложены из кирпича и так прочно, что многия до сих пор сохранились. В средине их находят лампы и обручи зеленой меди, которые в древния времена надевались на правую руку усопшим; иногда попадаются в сих гробницах медали Филиппа и Александра Македонских, а более монеты Восточной Империи. Черногорцы не уважают сими редкостями, и в Катаро отдают их за безделицу. При устье реки Черницы, на острове Вранин видны развалины древнего здания, которое почитается [175] жителями дворцом Скандербега, и часть земли вокруг лежащей и доныне называется Скандерия.

(Окончание впредь)

Текст воспроизведен по изданию: Описание Черногории // Сын отечества, Часть 46. № 30. 1818

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.