Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯТОГО САВВЫ

VI

О том, как строился монастырь Святой Богородицы Хиландарской, и о пребывании там преподобных

Придя в монастырь 1, нашел его опустошенным безбожными пиратами. Преклонил свои душевные и телесные колени, сотворил молитву Христу, моля его из глубин душевных:

“Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки (Пс 104 (103), 5), взгляни всемилосердным оком твоим святым на меня, слугу твоего, и пошли мне помощь из пресвятого стана твоего, осени меня Духом твоим святым, будь мне помощником, о, владыка Христос Господи, дабы сотворил я дом пречистой твоей матери - прибежище всех, кто тебя любит и детям отечества моего, дабы все, кто придет сюда, нашли место в просторном твоем царстве”.

И с Божьей помощью начал строить монастырь, дом Пресвятой Богородицы Благодетельницы Хиландарской. Вначале обновил церковь; церковь была с первых дней та, что и сегодня 2, но украсил ее преподобный и прославил на почесть своему отечеству.

Вокруг монастыря построил город, большой пирг и превеликие палаты, подобные царскому дому. Закончив одно, пожелал еще большего. И опять испросил у прота и всех святогорцев Милеи, и тут встал Хиландар. Когда был закончен монастырь, в Хиландар пришел святой Симеон из Ватопеда.

В доме Пресвятой Богородицы Хиландарской пребывали оба светильника Божьих, претворяя всю силу свою в молитвах дневных и ночных, с великой любовью и со многими слезами непрестанно ожидали последний день, возненавидели грехи, истинно полюбили Христа теплой Авелевой любовью и Аврамовой верой и чистой любовью, которая вселилась в сердце Авеля, и создала патриархов, и сохранила Моисея, и жила в пророках, и сделала пророка Давида пристанищем святого Духа, и Иоанна укрепила. [92]

Ради той любви Сын Божий сошел с небес к нам и дал сокровища тем, кто любит его, и смерть была попрана, и ад был пленен, и ради любви стало единым стадо ангелов и людей, и рай был отворен, и царство небесное было приготовлено для тех, кто истинно любит Бога. Эта любовь вселила мудрость в рыбаков и укрепила мучеников, и пустыни сделала жилищами, и наполнила горы и пещеры пением, и научила всех, кто любит Бога, идти тесным и скорбным путем.

Эти святые полюбили этот трудный и скорбный путь, уподобились тем святым и все оставили, желая одного, и не пеклись ни о чем земном, любя только одного Господа. По тому им и награда от Господа; венцы им были подготовлены на небесах, и ангелы их ублажали, и не отлучались от Бога, здесь и в бесконечных веках.

Так они стремились к небесному, умом перейдя к лучшему, и пожелали построить монастырю укрепление. Послал Преподобный богоумного сына своего кир Савву, написав к любезному своему другу царю кир Алексию о церковном укреплении и обо всем потребном. Поднялся богоносец и отправился в Царьград к другу своему царю кир Алексию. Принял его царь с великой любовью, рассказал он о Преподобном и обо всем, что случилось с монастырем, как испросили место, опустошенное безбожными пиратами, и дано было оно всем собором святых отцов:

“Обновили мы запустелое и построили порушенное, и довершили монастырь святой Богородицы на службу Богу и пречистой его матери, и на жертвоприношение за великое твое царство, и на прибежище нашего отечества. Но просим мы твое боголюбивое царствие, да нам великое твое царствие даст еще больше”.

Царь ответил: “С радостью сделаю все, что требует святость ваша, дам вам мертик 3 и от себя”.

Дал царь свой мертик: Зиг – царский монастырь 4, с пашнями и метохами. Написал хартию 5 с царским уверением, что не нарушено и до сегодняшнего дня. [93] Именовал царь кир Алексий царьградский Хиландар царским монастырем и присоединил его к царским монастырям. Отпустил его царь с великими почестями и послал много золота на потребность своему товарищу, преподобному Симеону. Силой Христа и помощью пресвятой Богородицы вернулся Святой с царским указом.

Придя на Святую Гору, нашел он преподобного отца своего в доме Святой Богородицы Хиландарской, где он в добре прибывал в Боге. Сотворив святую молитву и святое целование, рассказал ему о царском поклоне и обо всем, что было в дороге, и о царском подарке, и о почести и великой любви, и о дачи золота, и о передаче монастыря Зиг. За все то преподобный благодарил Бога и пречистую его мать и более всего обрадовался своему богоносному другу.

Утешились богоносцы и кир Савва монах, отдохнув от трудов, и по совету преподобного с царским указом отправился в Карию к проту и всему собору святых отцов и передал им царский указ; взял у них Зиг царский монастырь и приложил его Святой Богородице Хиландарской.

После некоторого времени опять испросил у святогорцев, у всего собора, монастырь Святых Исповедников, и был дан ему, а святые благословили их золотом, одеяниями и конями. Приложили то святой Богородице Хиландарской и расширили монастырь великий, подобно первым царским монастырям.

Соединив до четырнадцати монастырей, назвали его Хиландар; украсили его оба боголюбца всем потребным; приложили метохи от своей земли столько, сколько двум сотням чернецов довольно. Благоверному сыну своему, который тогда властвовал на престоле святого Симеона, великому жупану кир Стефану, передал монастырь Святой Богородицы Хиландарской и детям его после него.

Оба сверстника божественной благодати, отец с сыном, вооруженные святым Духом, увенчанные благодатью Божьей, были первый пример боголюбия и святости для детей своих. [94]

Оба - истинные апостолы, поднятые истинным Богом на просвещение и на божественное учение западной стороны.

Оба – источники божественной благодати, напоившие сыновей своих богоразумным своим учением.

Оба – острые стрелы Христовы, заостренные боголюбием и вооруженные святым духом, которые набожностью прострелили сердца всех верных.

Оба – восточные лучи, что богомысленно просвещают свое западное отечество.

Оба – Данницы пресветлого солнца, знаменующие тепло святого Духа детям отчества своего 6.

Оба – теплые молитвенники всего света, незаходящие светила мудрого востока, которые богомысленно просвещают свое западное отечество 7.

Оба – богогласные соловьи с неусыпными душевными и сердечными очами, которые пробудили несмолкающими божественными песнями заснувших в грехах неразумения божественной благодати.

Оба – реки божественных потоков, омывших сердца, обветшавшие от незнания истинной жизни, Христа истинного Бога нашего.

Оба – богатые ризницы света, которые обогатили свет святым крещением и божественным учением.

Оба – граждане высшего Иерусалима и богозрачные светила, которые богомысленными очами прозрели будущие сокровища и вечную жизнь.

Оба явились Владыке своему более чистые, чем золото, ибо ради их честной жизни Христос вселился в их прекрасные души, по обещанию своему: “Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” (2 Кор 6, 16).

Оба великим смирение и чистым истинным покаянием стали белее снега, будучи детям своим истинный пример, да непрестанно ищут они истиной жизни небесной.

Оба – земные ангелы, небесные люди, парящие в небе орлы, которые своим преподобием и великим воздержанием взлетели в небесные выси.

Оба – светлодушные светильники, которые реками слез окрылили святые молитвы и взлетели к Христу, [95] которого возвеличивали на земле и на небесах, и приняли от него самую большую благодать, доброту, сохраненную теми, кто убоялся его.

Оба всей душою вышли на поиск добродетеля своего Христа, отклонили всякое благо, кроме него, воистину обновили в себе знак истинного Бога своего.

Оба – блаженные слуги с неспящими очами во все часы, ожидающие Бога своего с чистой верой; зажгли они не только свои восковые светильники, но и сами просветились разумом речи Божьей и очистили души свои добрыми делами, презрели видимую жизнь, глядя умными очами на тот вечный бесконечный мир, украсили природу свою заповедью Божьего евангелия, исправив свои обычаи по апостольскому учению, прияв страх вечного суда Божьего, всегда держа пред очами своими смерть свою, с прозрением всего земного пречистились этой жизни, а все свою жалость бросили на Бога с надеждой; будто два светильника, которые богозрачно сияют Владыке своему в боголюбивых сердцах своих, держа речь жизни и управляя ей по правде Божьей, истинные служители Христа.


Комментарии

1. Савва прибыл в Хиландар

2. Т.е. во времена Доментиана. Сегодняшняя церковь (задушбина короля Милутина) построена в 1303 г. на месте старой церкви.

3. Систематический, ежегодный вклад.

4. В монастыре Зиг жил Афанасий Афонский до постройки Лавры. На сегодняшний день находится в руинах.

5. Хартия датирована июнем 1198 г., оригинал хранится в Хиландаре.

6. Т.е. сербам.

7. Сербию, находящуюся к западу от Святой Горы.

Источник: Доментијан. Живот Светога Саве и Живот Светога Симеона. Просвета. Српска књижевна задруга. Београд. 1988

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.