Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Киевский митрополит Петр Могила и его отношения к евреям.

Бедна историография русских евреев. Несмотря на то, что евреи проникли в Россию, вероятно, еще при первых Рюриковичах и что во многих местностях нашего обширнейшаго отечества евреи поселились задолго еще до появления там так называемого коренного населения, мы до сих пор не имеем еще обстоятельной, научно написанной истории нашего народа в этой стране. [150]

Мало того. До последнего времени не извлечена еще и не разработана даже ничтожная часть многочисленных и ценных материалов, хранящихся в различных архивах и книгохранилищах и могущих рассказать очень много интересного и поучительного о прошлом нашего народа в России. Даже тот научный исторический материал, заключающийся в регестах и надписях, собранных и изданных членами историко-этнографической коммисии при обществе Распространения Просвещения, материал, могущий осветить ту или другую эпоху из истории евреев в России, ту или другую сторону их прошлой частной и общественной жизни, а главным образом, их юридическое и социальное положение в этой стране, отношения к ним оффициальных сфер, — даже этот материал почти еще не использован и ждет еще своего историка. Русские антисемиты, в оправдание существующих ограничительных законов о евреях, продолжают называть этих последних пришлым и вредным элементом, явившимся сюда чуть ли не со вчерашнего дня; лицемерные глашатаи «Новаго Времени» не перестают доказывать своим читателям того исторического абсурда, будто русский народ всегда относился враждебно к евреям и что вражда эта объяснялась и объясняется дурными и отрицательными особенностями еврейскаго характера и еврейской морали. А между тем, для беспристрастного историка, ищущего одной только объективной правды, теперь вполне ясно, что отношения русских к евреям во всей их совместной жизни были всегда добросовестны и благожелательны; что не только простой народ, но и многие представители светской и духовной власти смотрели на евреев, как на полезных граждан, не мало способствовавших экономическому процветанию страны. Я не буду приводить существующих на этот счет печатных материалов, доступных всякому интересующемуся этим вопросом. Я приведу здесь содержание одного в высшей степени любопытного документа, отражающего взгляды на евреев одного из выдающихся и авторитетнейших южно-русских пастырей, киевского митрополита первой половины XVII столетия, Петра Могилы. Документ этот до сих пор не издан еще и извлечен из так называемых Грамот Образцовых - рукописного сборника Московской Синодальной Типографской библиотеки, № 390, лист 16 (Документ этот любезно доставлен нам С. Т. Голубевым). [151]

Документ этот носит название «Грамоты, благословляющей евреев резь их христианам покупать». Вот его содержание.

«Всем вообще священникам и христианам набожным людям, кому то потребуется, мы объявляем, что смирение наше, приняв во внимание 1) свободу христианскую и несвободу ветхозаветную и людей ветхозаветных, которые под страхом проклятия обязаны соблюдать написанные в законе Моисееве обрезание и ограничение относительно яств (бракование яств, между тем, как христиане свободны от этих ограничений, и им позволено и благословлено все, что на рынке и в лавках продается съестнаго; 2) что христиане мирно ведут с ветхозаветными людьми торговлю другими предметами, - позволяется и благословляется христианам, сынам нашим духовным, с благословенья Божьяго покупать и с благодарностью Господу Богу за Его дары употреблять съестныя вещи, мясо говяжье и баранье резанья еврейскаго. Сверх того мы, приглашаем всех, живущих под одним законом, к соседской дружбе, согласию и приязни, а челяди христианской, служащей у евреев, соблюдать законы и обряды христианские, соблюдать воскресенье, чего господа их старозаконные не должны возбранять; мы побуждаем их учить челядь свою боязни Божией».

Как мало гармонирует этот проникнутый любовным отношением к евреям призыв авторитетнаго митрополита Петра Могилы с лживыми и лицемерными бреднями «Новаго Времени» об исконной русско-еврейской ненависти, доказываемой и оправдываемой будто бы историей, и как громко возвышается истинно-пастырский голос упомянутаго митрополита над ядовитой и непростительной проповедью человеконенавистничества, избиравшей своей трибуной орган русскаго духовенства — «Церковный Вестник»...

И. В. Галант.

___________________

Всем веспол братиям священником и христианским побожным людем, кому то належати будет, ведомо чиним, иж смирение наше, уваживши свободу христианскую и неволю закона старого и людей старозаконных, где под проклятством до всего обовязаны, што в законе Моисеевом написано, зостаючи, обрезкою и бракованем покормов зневолены будучи не всех даров Божиих уживают, а христианом, браку или бракованя старозаконнего вызволеным, все што колвек на рынку и в ятках едомое [152] продавано есть, благословено, и позволено, иж они пожитки, купли и гандли хритиане з старозаконными людьми ведуть и в политице отнравуют, теды и речей ядомых, мяс яловичих и бараних резаня жидовского, з благословением Божиим куповати и з подякованем Господу Богу за его дар уживати, людем христианским, сыном своим духовным, позволяем и благословляем, и всех вместе живучих под единым законом до суседское звычайности и згоды и приязни напоминаем, и челяди хрестианской, абы у жидов служачи закону своего христианского и набоженства церковного што недели заживати и пилновати хотели, приказуем, чого панове их старозаконные взбороняти им не манет и овшем до того побужати, абыся боязни Божое челядь их учили. До того за таковую против людей еврейских нашу зычливость, по оных самых того потребуем, абы панове арендари, кгдысе трафит в свяченю канонов и в вареню пив на празники свят нарочитых, без браня приходов броварных и арендарских, тым братии нашой християном на церковную потребу позволяти абы не отмовилися чим, по иных местех и обетницею их естесми упевнены: и то тым писанем нашим по братиах наших и по них самих мети хотечи, при печати митрополитанской с подписом руки нашое ствержаем. Писан в N: року N месяца N дниа,


Так как списк грамоты включен в сборник грамот образцовых, то из неt исключена дата, и подпись Могилы.

Текст воспроизведен по изданию: Киевский митрополит Петр Могила и его отношения к евреям // Киевская старина, № 5. 1905

 

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.