Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 85

1651 г. сентября 12.Письмо киевлянина Ф. Баришпольченка яблоновскому воеводе Б. Репнину о разграблении и сожжении войсками Радзивилла Киева 93 и о посольстве Богдана Хмельницкого в Москву с просьбой о помощи в борьбе против польско-литовских войск.

Список с листа з белоруского письма, что писал из Переяславля к боярину и воеводе ко князю Борису Александровичу Репнину мещанин Федор Лукьянов.

Мне вельце милостивый пане князю воеводо и боярин господине Борис Александрович. Повольность мою во всем желанную прилежно вручаю в милость добродея моего, а при том здоровья доброго от господа бога вашей милости на лета долгие, вкупе со всеми домовыми вашей милости, и счастливаго пребывания, яко сам себе желаю. Изволил, ваша милость, присылать для датья ведомости во град Киев через пана брата моево Федора Дорохова Спесивца и Василья Сергеевича Горайстина, которые вместе со мною будучи в Киеве, видели всего извоеваного, и разореного, и большую часть созженого от безбожных еретиков, которые церкви божий пожгли, а наперед церковь пресвятые богородицы, каменную на посаде соборную, розграбили, казну всю и образы пожгли, и сама вся выгорела, только одни стены остались. А стояли 3 недели, и кони их в пресвятей богородице в церкви жиды и ляхи ставили, и в-ыных церквах то ж было. Древяных церквей згорело 5: Николы Доброго, Николы Набережского, святого Василия, святого пророка Илии, святого богоявления в бронтве теплая. А которых не жгли, то все разорили, образы дорогие окладные себе поймали, а иные поисщепали. Колокола у всех церквей взяты и в струги поклали, которых 6 стругов по божией милости казаки отгромили. А в монастыре Печерском пречистые богородицы казну также всю поймали, и что православный государь царь с Москвы дал пресвятой богородице паникадило, и то нечестивый еретик Радивил велел взять. А у святой Софии, где сам отец митрополит был, также всю казну поймали, и всякой церковной чин — ризы, и сосуды, и всю церковную утварь, и образ святые Софеи взят. И во всех монастырех: и в Межигорском, и у Николы Пустынного, и у Михаиле Златоверхого, и святого Кирила монастырь, и святого Михаила Выдубитцкого до конца разорили и запустошили и казну поймали. А как казаки на тех изменников почали наступать, и они, из города уходячи, и самого отца [150] митрополита и отца архимарита с собою взяли. И вместе совокупяся, войско польское с литовским ныне стоит в Германовке в городе, от Киева во 6-ти милях.

А наше войско казатцкое под Белою Церковию стоит — сам пан гетман; а бою еще с ним не было, дожидаютца орды. А теперь еще орды немного, только с 10000. А начальной у них Караш-мурза. Ляхи на мир до пана гетмана всегда приезжают, и, как я вижу, тот мир изменничей. Господь бог ведает, что впредь с нами в тех странах деятися будет, естли не будет милосердия божия, и милости, и помощи государя православнаго.

Как имеем вести, что пан гетман нарочно Семена Пыника 94, полковника каневского, послал, просячи, чтоб за церкви божий постоять, которые все вместе желаем себе, а наша Русь православному государю остать. Я также, имеючи познание з братом моим Федором Дороховым, прошу, чтоб и я был принят по милости вашей, государя православного, а ныне сам на сей час до его милости пана гетмана отъезжаю для подлинных вестей. Как даст господь бог, что доброе пан гетман учинит, тогда вашей милости объявить не замедляя.

А по сем самого себя с повольными услугами моими в ласку вашей милости, добродея моего, прилежно вручаюсь.

Писан в Переяславле сентября в 12 день лета 1651-го.

А внизу припись: вашей милости, добродееви моему, во всем поклон и служить рад Федор Лукьянович Барышпольченко, мещанин киевский.

ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Сношения России с Польшей, 1651, д. 1 б лл. 355—359. Копия.


Комментарии

93. Литовско-польские войска под командованием Я. Радзивилла нанесли поражение восставшим под Черниговом во второй половине июня. 25 июля 1651 г. Радзивилл захватил Киев и жестоко расправился с его жителями. Однако удержаться в Киеве ему не удалось, так как в тылу польско-литовских войск все шире развивалось повстанческое движение. Опасаясь полного окружения украинскими войсками, Радзивилл поспешно покинул Киев в конце августа 1651 г.

94. Семен Пыник (Семен Савич) — один из трех послов Б. Хмельницкого, отправленных им в Москву для переговоров о воссоединении Украины с Россией и о совместной борьбе против шляхетской Польши в августе 1651 г. См. о нем документ № 85.

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.