Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 23

1635 г. февраля 18 (нов. ст. 28).Привилей короля Владислава IV о передаче Новгорода-Северского Спасского монастыря ордену иезуитов и об учреждении иезуитского коллегиума, школы и костела в Новгород-Северске.

Владислав IV (п. т.) настоящим нашим привилеем всех вместе и каждого отдельно, кому это нужно, оповещаем. [55]

В актах нашей малой королевской канцелярии найден документ с просьбой об устройстве отцов-иезуитов в землях Новгород-Северских.

Наше желание — удостоить описать этот привилей так, как он содержится в актах.

Итак, из данного привилея следует такое. Извещаем, что мы, счастливо окончив московскую военную кампанию 25 и, с божьей помощью, благодаря отваге и мужеству наших рыцарей освободив от грозной московской осады Смоленск, а также по заключении мирного договора с московским царем вновь, заняв крупные земли и княжества, присоединив часть их к польской державе, часть же — к великому княжеству Литовскому, желаем столь значительные и великие милости, оказанные всевышним творцом нам и землям нашим в начале нашего властвования, утвердить вечную память во вновь занятых землях, распространяя славу истинного бога по уставу святой римско-католической церкви.

Среди других мы порешили украсить город устройством в городе Новгород-Северском преподобных провинции польской отцов-иезуитов 26, которых страх перед богом, добродетель, набожность и рвение в распространении истинной веры господней нам и всему миру, известны, надеясь, что благодаря их набожности, примерной жизни и воспитанию молодежи в их школах, католическая религия в том краю получит значительное распространение. Что все да сбудется на счастье нам и Речи Посполитой.

Отправляем упомянутых отцов-иезуитов в Новгород-Северск и для них в этом городе отводим и на вечные времена даруем место для постройки костела, коллегиума, школ и дома ордена, которое шляхетный местный староста должен своевременно и по потребности отмерить. Жалуем их на вечные времена правом вольной рубки деревьев в наших тамошних лесах, как для отопления, так и для строительства, а чтобы упомянутые отцы-иезуиты имели полное обеспечение и достаток в потребностях своих и дома божьего, утверждаем правом вечным названных отцов польской провинции на обоснование их в Новгород-Северске вместо московских монахов (которые были враждебные государству нашему во время московской войны, а по заключении мира ушли за московский рубеж). Отдаем Спасский монастырь с деревнями, лесами, борами, бортями, озерами, ярами, лугами, с бобровыми левами, пасеками и со всеми угодьями, издавна принадлежащими этому Спасскому монастырю, а также Мелинскую засеку со всеми принадлежностями, которые когда-либо принадлежали упомянутым московским монахам и их предшественникам, чтобы преподобные отцы-иезуиты могли на вечные времена владеть этим монастырем и засекой со всеми вышеназванными принадлежностями, и спокойно пользуясь ими, без каких либо [56] налогов, как имуществом костела, должны молить бога за нас и светлейшую семью нашу.

А духовенство греческой (Т. е. православной.) религии не должно иметь других школ, в которых бы обучали по-латыни, как помеху названным отцам-иезуитам и школам их.

До сведения же шляхетных жителей Новгорода-Северска довести желаем, чтобы они с упомянутыми отцами-иезуитами, там нами за их набожность устроенными, во всем учтивыми были, шляхетному же Александру Пясечинскому, каштеляну каменецкому, нынешнему старосте нашему новогородскому и улановскому, а также и будущему старосте, повелеваем, чтобы он этим отцам, согласно данному привилею, монастырь и наше имущество, которое перечислено выше, передал без всякой проволочки и без раздумья в полную собственность и спокойное пользование, отмерил место для постройки костела, коллегиума и школ, а их владение ограничил по обычаю знаками, сохраняя за ними на вечные времена право вольной рубки деревьев в наших лесах, как для построек, так и для отопления, препятствий не чинил бы и во всем им помогал, поступая согласно этому нашему желанию.

Для чего им даем этот наш привилей с нашей собственоручной подписью и с коронной печатью.

Дан в Варшаве 28-го февраля лета господня 1635-го 3-го года владычества в королевствах наших: польском и шведском.

Помета: Король Владислав и главный канцлер Петр Гембицкий, благосклонно одобрившие изложенное выше... (Помета частично не разобрана.) поручили то, что описано в этом акте, передать... (Помета частично не разобрана.) подлинный универсал этого же... (Помета частично не разобрана.). Полагаемся во всем этом деле на нашего короля... (Помета частично не разобрана.).

Акт дан в Варшаве, в праздник после воскресения господнего.

Лета господня 1647, владычества нашего в Польше 15-й год, в Швеции— 16-й.

ЦГИА УССР, ф. Рыхловский монастырь, д. 1. Перевод.


Комментарии

25. Речь идет о русско-польской войне 1632—1634 гг., в которой планы Польши — захватить все Русское государство и присоединить его к Польше — потерпели провал. По Поляновскому миру 1634 г. польский король Владислав IV навсегда отказался от притязаний на царский престол. По этому миру исконные русские земли — Новгород-Северская, Черниговская и Смоленская,— захваченные Польшей во время интервенции 1609—1612 гг., оставались включенными в состав Польши. Поляновский мир 1634 г. современники называли “вечным докончаньем”. Тяжелые последствия этого мира были ликвидированы только в 1686 г. в результате договора с Польшей о “Вечном мире”.

26. Иезуиты были призваны в Польшу в 1564 г. по указанию римского папы для борьбы с реформацией. Иезуиты повели жестокую борьбу с православием на Украине. От польских королей и магнатов они получили огромные земельные владения на Украине за счет конфискации у противников католичества. Для борьбы с православием и с тягой украинцев к русскому народу иезуиты создавали школы-коллегии, где воспитывали из детей фанатиков католицизма. Борясь с насильственным окатоличиванием, украинский народ создавал братства и братские школы.

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2021  All Rights Reserved.