Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

С.Н.ГИЗЕР

ТУРЕЦКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ БУДЖАКСКИХ НОГАЙЦЕВ

Турецко-татарский период в истории юга нашей страны всегда вызывал значительный интерес среди исследователей. Еще на заре существования Одесского общества истории и древностей его членами велась большая работа по сбору и систематизации письменных и лапидарных источников этого времени. К сожалению, отсутствие квалифицированных переводчиков задерживало исследование и публикацию собранного материала. Самое активное участие в решении данной проблемы принял губернатор Новороссийского края М.С. Воронцов. В 1828 году Николай І одобрил представленную ему М.С. Воронцовым записку об открытии в Одессе школы восточных языков (в дальнейшем переведена в ранг института), для подготовки переводчиков. В 1837 г. Институт восточных языков был присоединен к Ришельевскому лицею, а в октябре 1854 г., в связи с учреждением в Петербургском университете особого факультета восточных языков, Одесский институт был закрыт [2; 64].  

В свете этого вопроса, среди архивных материалов Одесского общества истории и древностей особо привлекает внимание дело под грифом ”Собрание и сохранение мусульманских памятников ” [1]. Здесь хранится целая серия копий переводов турецко-татарских документов : ярлыки ханов Золотой Орды и Крыма, фирманы турецких султанов и письма XIV – XVIII веков. Часть из них была опубликована в ”Записках ” Общества, другая представлена там же лишь в кратком изложении, иные документы не известны исследователям [1; л.31-32]. Все документы были переведены на русский язык переводчиками Министерства иностранных дел в 1838 – 1839 гг. по просьбе М.С. Воронцова, о чем свидетельствует письмо графа К.В. Нессельроде [1; л.16-17].  

Представляем один из упомянутых документов, а именно — ”Фирман султана Мустафы о разорении Молдавии буджакскими татарами ”. Перевод фирмана сделан первым драгоманом татарского языка, статским советником и кавалером Я. Ярцовым. Стилистические особенности перевода сохранены полностью.


СУЛТАНА МУСТАФЫ

ФИРМАН

«Вельможному буджакскому сераскиру, капучи-баши (капуджибаши) начальствующему над съестными припасами, измаильскому, килийскому и другим кадиям, браиловскому наибу и прочим военным начальникам сим объявляется. Браиловский наиб Локман сын Мирона донес блистательной моей порте, что 71-года, в половине сентября буджакские и ногайские татары у жителей Молдавского воеводства, в уездах: Бурлад (Бырладском), Текучь, Ютна (Текучском), Скумянском, Яш (Яссах), Фальчи (Фальчийском), Любшаны (Липчакском) и Орихой, разграбили различный вьючный и домашний скот, имущество, попленили людей и детей.

А потому, вследствие сего священного указа, возлагая на него (браиловского наиба), и на капучибаши возвращение помянутого, повелеваю : с совета нынешнего повелителя Крыма хана Крым-Гирея, отобрав, по представленной молдавскими боярами описи у грабителей похищенный ими различный скот, имущество и пленных на лице (в наличие) находящихся, касательно же недостающего от грабежа, согласить на мировую, с тем, чтобы всякая собственность их которая откроется у татар или у кого либо из посторонних, в продолжении 15 лет будет возвращена владельцам.

Когда же мировые сии условия для прекращения дальнейших взысканий, избранные на законном основании означенными уездами поверенные бояре — дворник Макалаки Стурдза и гетман Стефанич Руст, обще с назначенными из родов буджакских татар: из рода Урак-углу с Коплан-беком и Хаджи Канмирзою, из рода Ур-Мухаммед-углу с Ит-Мирза беком, и Аслан-мирзою, из рода Бирисах с Уразлу-беком и Касин-мирзою, и с прочими известнейшими и достойнейшими мирзами, в учрежденной для того в Фокшанах комиссии, по дружелюбном соглашении о возвращении и взаимном удовлетворении, признают и подтвердят, то по записи их в протокол, выдать законный акт. Копию же с произведенного дела представить в мой высочайший диван вместе с исполнением распространения обоюдных мировых условий на 15 лет.

Итак, с получением сего священного повеления употребите общую вашу ревность и старание о приведении в исполнение помянутых мировых условий, и сообразно законному акту о возвращении от грабителей или хозяевам, или назначенным от Молдавского воеводства лицам нашедшегося похищенного, как их так и других жителей, различного скота, имущества, пленных и детей их, без малейшей ссоры и противоречия в продолжении 15 лет, и отнюдь не нарушайте и не поступайте в противность онаго.

В удостоверение чего дан сей высочайший фирман, обязывающий повиновением и послушанием, с которым вы должны сообразоваться и всего более беречься поступать вопреки.

В последних числах месяца раджебульахира 1172 года от Хиджры ». (На полях с правой стороны стоит дата — 1758 – Р.Х.)


Фирман Мустафы ІІІ иллюстрирует один из многочисленных пограничных конфликтов между подданными молдавского господаря и буджакскими ногайцами. Сложность ситуации для Порты состояла в том, что и те и другие были ее вассалами и нужно было, по возможности, соблюсти интересы обеих сторон. Молдавское государство вынуждено было признать власть Стамбула в начале XVI в., а ногайцы появились в Буджаке после похода султана Баязида ІІ на Молдавию в 1484 г., когда южная часть Пруто-Днестровского междуречья вошла в Силистрийский санджак Османской империи. Часть этих земель была пожалована крымскому хану, который и поселил здесь своих подданных — ногайцев [7].

Экстенсивное кочевое хозяйство требовало больших площадей под пастбища, но военно-политическая обстановка в регионе явно не способствовала этому. В конце XVII в. в Буджакскую степь перекочевывают улусы едисанских, едичкульских и так называемых ”белых ногаев ”, бежавших с Волги от калмыков [6; 8]. Плотность населения выросла, а площадь пастбищных угодий неумолимо сокращалась в связи с постепенным движением на юг украинского казачества и России.

Буджакские ногайцы пытались решить эту проблему за счет подданных молдавского господаря. Известный молдавский историк XVIII в. Дмитрий Кантемир писал : ”Для крестьян особенно большим несчастьем является то, что они живут по соседству с татарами, которые не только тайно воруют все, что могут, но даже иногда под видом похода на Польшу (а в этом случае они не могут миновать Молдавию) открыто совершают величайший грабеж, уводя в плен всех жителей деревень, которых продают в Константинополе как русских. Хотя подобные набеги давно запрещены приказами султана ” [3; 151]. Только в 70-х годах XVII в. была официально установлена граница между Молдавией и землями Буджакской орды — граница Халил-паши. По словам Кантемира она проходила : ”от устья реки Прут до деревни Троян, отсюда идет ко рву Трояна (Верхний Троянов вал), через реку Ботна и по прямой линии до устья реки Бык, где эта река впадает в Тирас ” [3; 6].

В 1729 г. турецкие власти заставили господаря уступить ногайцам в ленное владение за определенную плату полосу земли к северу от границы Халил-паши : ”в 32 часа длины и в 2 часа ширины ” [4; 637]. Однако терпение молдавских властей было не беспредельно, и уже в 1737 г. по требованию господаря Григория Гику крымский хан запретил кочевым татарам переходить р. Прут для кочевки. Поводом для такого запрещения был объявлен недостаток земель для молдавских подданных [4; 638]. Немалый ущерб от ногайских набегов несла и казна самого султана, так как господарь не мог в полной мере выполнять свои финансовые обязательства перед Портой, поэтому местные представители османской администрации и хан вынуждены были уговаривать своих беспокойных подданных подчиниться воле султана и вернуть награбленное.

В нашем же случае пограничный конфликт вышел за рамки обычного разбирательства между вассалами и имел далеко идущие политические последствия для крымского хана.

Надо отметить, что переводчик ошибся в датировке документа. Месяц раджаб —   седьмой месяц мусульманского года, в 1172 г. хиджры начался 28 февраля 1759 г. европейского летосчисления, таким образом, фирман был издан не раньше марта этого года [10].

За несколько месяцев до этого в Крыму произошла смена хана, Халил-Гирея сменил на троне Крым-Гирей, а поводом послужили события в Буджаке. Подробности мы можем найти у В.Д. Смирнова в его фундаментальном труде по истории Крымского ханства. За свое кратковременное правление Халил-Гирей умудрился настроить против себя многих своих подданных не только в Крыму, но и среди ногайских племен. Едисанские ногаи подняли мятеж против хана и, заодно, ограбили молдавские земли. Когда жалоба господаря дошла до высочайшего сведения, то Халил-Гирей был отрешен и на его место прочили вторично Арслан-Гирея. Последний уже было приготовился принять власть, но его опередил брат Крым-Гирей. Он направился к ногайцам в Буджак, сумел уговорить их и переманить на свою сторону. В то же время коменданты турецких крепостей Измаила и Бендер забросали Порту письмами с просьбами в поддержку Крым-Гирея, и результат был получен : в октябре 1758 г. высочайшим повелением султана он был назначен ханом. При этом, как пишет В.Д. Смирнов : ”издано высочайшее повеление о взыскании всего, что было татарами украдено в Молдавской области ” [11; 233].  

По информации различных источников Буджак в ХVIII в. населяли несколько больших кочевых группировок. Среди них наиболее известны : Етисан (Едисан), Етишкуль, Джембойлык, Орак-улу (Урак-оглы), Орумбет-улу (Ур-Мухаммед-оглы) и киргизские улусы. Из этого списка в нашем документе представлены только два рода Орак-улу и Орумбет-улу. В Х VII – Х VIII вв. этноним ”буджаки ” или ”буджакские татары ” широко используется в письменных источниках вместе с названиями других ногайских племенных объединений. Иногда в документах используется форма ”буджакские и ногайские татары ”, однако это совсем не отрицает ногайского происхождения ”буджаков ”, тем более, что под общим именем буджакских татар в источниках выступают роды Орак-улу и Орумбет-улу, принадлежность к ногайцам которых не вызывает сомнений. Можно предположить, что эти два рода, переселившись в Буджак, заняли ведущее положение среди других родов, потеснив на задний план аборигенов. Под именем ”ногайские татары ”, вероятно, следует видеть едисан и другие ногайские объединения прибывшие в Северо-западное Причерноморье через несколько десятков лет после родов Орак-улу и Орумбет-улу.

Турецкая администрация края, хорошо осознавая опасность со стороны плохо управляемых кочевников для земледельческого населения региона, пыталась разрядить напряженную обстановку на границах Османской империи. В 1728 г. часть едисанцев откочевала к Очакову, а Етишкуль в 1759 г. переселили к Перекопу. Однако, как видно из фирмана, это не привело к умиротворению кочевников, и в последующие годы ногайцы Буджака представляли реальную угрозу для приграничного населения Молдавии и Украины.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Султан Мустафа ІІІ — 1757 – 1774 рр.

Драгоман — переводчик.

Сераскир — буджакский сераскир — наместник крымского хана, назначающийся из числа родственников хана с титулом ”султан Буджакской орды ” или сераскира (генерала).

Капуджибаши капуджи — привратник, страж ; баша — в Османской империи этот титул давался первоначально крупным военачальникам и первым визирям султана. В дальнейшем титул баши или паши имели государственные сановники в ранге визиря, а также некоторые другие высшие военные и гражданские должностные лица. Кадий — судья, в юридическо-административной единице Османской империи называвшейся коза. Кадий выносил решения по юридическим вопросам, был независим в своей власти и подчинялся только султану, получая жалованье от казны.

Наиб — судья шариатского суда, здесь имеется в виду судейские сановники, заместители кадия. 71 год — 1171 г. хиджры. Из перевода неясно какой именно месяц подразумевается под сентябрем, если это 9 месяц года, то ему в мусульманском календаре соответствует месяц — ”рамадан ”. В таком случае это май 1758 г. европейского календаря.

Фирман — повеление или указ султана с его вензелем и печатью.

Бырлад — город на реке Бырлад, ныне в Румынии. Основан в XIV в.

Текучь — город в Молдавском княжестве, известен с XIV в. Я

шь — турецкое название г. Яссы, столицы Молдавского княжества.

Фальчи — Фальчиу, город на р. Прут.

Любшаны — вероятно, Лапушна, центр одноименного уезда, известен с XVI в.

Орихой Орхей или Оргеев, известен с Х V в., город на р. Реут.

Крым-Гирей — крымский хан 1758 – 1764 гг.

Бояре — класс феодалов на Балканском полуострове.

Дворник или ворник — управляющий господарским дворцом и в то же время заместитель верховного судьи (верховным судьей являлся сам господарь Молдавии). В Молдавии было два дворника : один для Нижней страны с резиденцией в Васлуе, другой для Верхней страны с резиденцией в Сучаве.

Порта — правительство Османской империи.

Гетман — думный боярин Молдавии, который по поручению господаря командовал войсками в мирное и военное время.

Макалаки Стурдза — боярская фамилия греческого происхождения. С этой семьей связана история образования Одесского общества истории и древностей. Первым вице-президентом общества в 1839 г. стал А.С. Стурдза, а среди почетных членов общества был М.Г. Стурдза — господарь Молдавии [8; 566-569].

Урак-углу — в других источниках употребляется также форма Арак-улу или Орак-улу — название рода ”акногайцев ”.

Ур-Мухаммед-углу — ногайский род Ор-Мамбет, называемый иногда Ор-Мехмед. По некоторым данным Орак-улу и Ор-Мамбет-улу переселились в Буджак в 20-х гг. XVII в. с берегов р. Этиль (Волги) [5; 88]. Бирисах — ногайский род с таким названием не упоминается в других источниках.

Фокшаны — город на р. Милков в Румынии.

Султан Баязид II — 1481 – 1512 гг.

Санджак — административная единица Османской империи.

Тирас — древнегреческое название р. Днестр. Господарь Григорий Гику был четырежды господарем Молдавии в 1726 – 1733, 1735 – 1739, 1739 – 1741, 1747 – 1748 годах [9; 360].

Хан Халил-Гирей — 1756 – 1758 гг.

Измаил — турецкая крепость на левом берегу Дуная, легендарный Смил.

Килия — крепость в дельте Дуная.

Бендер — турецкая крепость на Днестре, молдавский город Тегина.

Буджак — на татарском языке означает угол, Южно-Бессарабская равнина в Дунай- Днестровском междуречье.

Диван — государственный совет при султане.  


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. ГАОО, ф. 93, оп. 1., д. 53.

2. Готалов-Готлиб А. Материалы для истории народного образования в Одессе 1801-1870. Часть 1. — Одесса, 1940.

3. Кантемир Д. Описание Молдавии. — Кишинев, 1973.

4. Турецкие акты, хранящиеся в Одесском городском музее // ЗООИД. — Т.1.

5. Бачинский А.Д., Добролюбский А.О. Буджакская Орда в XVI – XVII вв. (историко- археологический очерк) // Социально-экономическая и политическая история Молдавии периода феодализма. — Кишинев, 1988.

6. Бентковский И. Историко-статистическое обозрение инородцев-магометян, кочующих в Ставропольской губернии. Ногайцы. — Ставрополь, 1883. — Часть 1.

7. Гизер С.Н. Белгородские ”казаки ” первой половины XVI века // Краткие сообщения Одесского археологического общества. — Одесса, 1999.

8. Летопись общества // ЗООИД. — Т.1.

9. Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. — Кишинев, 1964.

10. Орбели Й. Синхронистические таблицы для перевода исторических дат по хиджре на европейское летосчисление. — М.-Л.: АН СССР, 1961.

11. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII в. до присоединения его к России // ЗООИД. — Т.XV.

Текст воспроизведен по сетевому изданию: Турецкий источник по истории буджакских ногайцев // Часопис "Південна Україна"

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.