Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Фирман Мухаммеда IV Митрополиту (Крымскому) Давиду, последовавший в 1062 году от хиджры (в 1652 году хр. лет).

В архиве Таврическаго губернскаго правления находится сто девятнадцать так называемых кадиаскерских книг (сакков) на татарском языке, из которых только сто велись собственно кадиаскерами, остальныя же – кадийския. Откладывая более подробное описание этих книг до другаго времени, ныне ограничусь сообщением одного не лишеннаго интереса, по моему мнению, документа, встретившегося мне в записях кадиаскера Муртазы сына Музаффара в сакке, веденном кадиаскерами в 1061 – 1063 годах хиджры (1651-1653 годах хр. лет) в копии. Документ этот (в копии) находится в записке на четвертой странице слева направо названнаго выше сакка, и привожу его здесь в дословном переводе с татарскаго (по независящим обстоятельствам документ не мог быть напечатан в оригинале . – ред.).


«Да будет известно, по получении сего Высочайшего фирмана, достопочтеннейшим из кадиев и судей – рудникам доблестей и слова – Тат-элинскому (тат-эли – страна, где живут таты, т.е. неверные и мусульмане; по всей вероятности – кефийский и мангунский округи, где, как известно, жили христиане), Карасускому, Балаклавскому и Козловскому кадиям (да увеличатся из доблести!), что состоящий митрополитом по моему Высочайшему берату над неверными Тат-эли и принадлежащих к нему местностей духовное лицо Давид послал к нашим счастливым дверям человека с прошением, жалуясь на тех, кто не подчинается установленным канунам (законом) некоторым религиозным обрядам и пользуются случаем уклоняться от дачи ресимов (пошлин) и всего того, что от них следует, а также на тех, кто благоприятствует этому. Вследствие этого я повелел и приказал, чтобы вопреки издавна установившемуся обычаю и в противность моему Высочайшему берату не причиняли обиды. Когда названное выше духовное лицо явится с Высочайшим моим [82] указанием (хукм), то поступайте согласно моему повелению, последовавшему по сему делу, обращая особенное внимание на это обстоятельство. Если дело в таком положении, как объяснил означенное духовное лицо, то устраняйте и отклоняйте! Оказывайте содействие упомянутому выше митрополиту, согласно установившемуся издавна обычаю (адету) и в силу выданнаго ему от меня вновь Высочайшаго берата, требовать, собирать, получать и принимать следуемые правительству ежегодные ресимы с живущих внутри его метрополий, под вашим управлением, попов, монахов и других зиммиев (христиан, платящих хорадж или подать), деньги на благотворительное дело (для милостынь), ресим за панаиры (Панаир – ярмарка, торжище, вероятно во время храмовых праздников при монастырях), браки (христиане и евреи за браки плотили пошлину даже беям, что видно из ханских ярлыков, принадлежащих Яшлавским), монастыри и аязмы (от греческого agiasma , что значит источник, обладающий целительной силою, где христиане-греки собираются во время праздников (Dictionnaire ture-francais par Bianchi et Kieffer, т.1., стр. 272) и следуемые, по издревле существующему обычаю, патриарху имущества умерших попов, монахов и калугарей, какия только останутся после их смерти, и равно все другие следуемые ему митрополичьи доходы. Во время же собирания названным выше духовным лицом правительственных ресимов не допускайте до обиды и оскорбления за упомянутыя дела ни его самаго, ни людей, находящихся при нем, вопреки обычаю, капуну и Высочайшему берату, со стороны бейтульмала (Бейтульмаль – общественная казна мусульман, фиск), кисама и их людей, а также со стороны кого бы то ни было из посторонних! Во время собирания означенных выше духовных лиц правительственных ресимов не допускай отбирать находящиеся в его распоряжении лошадей и мулов ни в сторону, ни слугам моих дверей, во избежание возбуждения новой жалобы. Знайте так! По разсмотрении настоящаго Высочайшаго указа (хукм), оставьте его в руках митрополита и верьте моему знаку! Написано 26 числа месяца Зилькааде 1062 года в Станбуле.

Мурат Бей Биярсланов.

(пер. М. Биярсланова)
Текст воспроизведен по изданию: Фирман Мухаммеда IV Митрополиту (Крымскому) Давиду, последовавший в 1062 году от хиджры (в 1652 году хр. лет) // Известия Таврической ученой архивной комиссии. Том 7. 1889

<<Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2019  All Rights Reserved.